Детская депрессия все о ней

Детская депрессия и как с ней бороться

Мало кто из родителей может причислить депрессию к детским

Детство у нас ассоциируется с радостью, счастьем, любознательностью. Кажется, что у ребенка такой болезни просто не может быть. Но, к сожалению, исследования доказывают, что даже грудные младенцы подвержены депрессии, только проявляется она у них совсем не так, как у взрослых.

Это расстройство обычно возникает, если новорожденный оказывается лишенным общения с матерью или замещающими ее лицами (например, при нахождении в больнице, в этом случае расстройство носит название «госпитализм»). Несмотря на тщательный уход, младенец, оторванный от мамы, становится вялым, апатичным, перестает гулить, хуже набирает вес, а в тяжелых случаях начинает отставать в развитии.

Кроме того, до 20% детей обладают врожденной склонностью к депрессии, которая может начать проявляться уже с первых дней жизни, несмотря на отсутствие видимых причин. Психологи иногда называют депрессию душевным насморком. И не без оснований: уныние заразительно. Внутренний настрой родителей дети перенимают и на генетическом уровне, и на бытовом. Если мама по натуре пессимистка, да и отца не назовешь жизнерадостным человеком, малышу просто не в кого быть другим. Но наследственная предрасположенность – еще не болезнь, ее можно исправить. Важно, чтобы мама не просто выполняла обычную родительскую программу – кормила, одевала, водила ребенка гулять…, но и учила малыша радоваться жизни, расценивать свое пребывание на земле как подарок. И если у мамы настроение «на нуле» – ей просто необходимо меняться!

Психологи советуют: пересмотрите свое отношение к жизни и попытайтесь понять, что именно мешает вам быть счастливой. Почаще улыбайтесь, устраивайте маленькие праздники и делайте подарки себе и близким. А если улыбаться не получается, обратитесь к психологу или психотерапевту, не исключено, что и у вас самая настоящая депрессия, и вы нуждаетесь в лечении.

Слабость нервной системы

Еще одной причиной возникновения депрессии в раннем возрасте является слабость нервной системы ребенка. Она возникает в результате неблагоприятных воздействий на развивающуюся нервную систему ребенка во время беременности, родов и в периоде новорожденности. При этом будущая мама может не отмечать какого-либо резкого ухудшения самочувствия, тогда как плод испытывает кислородное голодание. Негативному воздействию подвергаются клетки головного мозга ребенка и при вирусных инфекциях. Незаметно преодолев гематоплацентарный барьер, вирусы встраиваются в генетический аппарат клеток и вызывают различные расстройства – от врожденного иммунодефицита до слабости нервной системы, которая не выдерживает положенных по возрасту нагрузок и легко сдается на милость депрессии.

Выявить и устранить тревожные сигналы на первом году жизни поможет невропатолог, который в идеале должен осматривать малыша раз в месяц. Повышенный или пониженный тонус, возбудимость, высокое внутричерепное давление рассматривайте как зерна, из которых в будущем могут проклюнуться ростки депрессии, невроза и других расстройств.

К счастью, в грудном возрасте их легко устранить при помощи повторных курсов (4–6 с перерывами в течение месяца) специального массажа, гимнастики и лекарств, которые подберет специалист.

Полезные советы

Отпраздновав второй день рождения, ребенок, как правило, вливается в ряды «практически здоровых» детей, но его нервная система по-прежнему остается слабым местом. Чтобы не спровоцировать психологический срыв, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • избегайте дома конфликтов, разговоров на повышенных тонах. Теплота и взаимопонимание родителей – лучшая профилактика депрессии у ребенка;
  • не отправляйте малыша жить к бабушкам и дедушкам, для душевного благополучия ему крайне важно постоянно находиться рядом с родителями. Также такого ребенка лучше отдать в детский сад попозже, лет с четырех, так как он очень чувствителен и нуждается в постоянном присутствии матери;
  • не спешите перегружать ребенка занятиями на курсах раннего развития, он все усвоит в свое время, а чрезмерная нагрузка может, напротив, затормозить его развитие;

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками

Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. Ведь детсадовская или школьная компания – это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Становясь старше, дети 3–6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни. Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

В 6(7)–9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа – сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам. Несмотря на то, что 80–90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны.

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе (8–10 лет) у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя. Правда, до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам, могущим удовлетворить их потребности. В этот период, по мнению исследователей, наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

В начале подросткового возраста (11–14 лет) другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом и кто может его сохранить, кто способен отстоять интересы одноклассников в спорах с учителями и кем интересуются сверстники противоположного пола. В этот период подросток максимально подвержен влиянию группы и ее ценностей, он панически боится утратить популярность среди сверстников. Поэтому для поддержания дружбы и девочкам, и мальчикам необходимы модные молодежные атрибуты, например компьютер или роликовые коньки. Причем дело не в самих вещах, а в возможности участия наравне с другими в общих забавах и обсуждениях.

Заметим, что реальная дружба подростков – очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое – суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг – это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Желание иметь верных друзей и их наличие в 15–18-летнем возрасте приобретает особую ценность для юношей и девушек. Друг должен быть способен давать и получать помощь, сохранять преданность и проявлять сочувствующее понимание. Благодаря дружеским взаимоотношениям, старший школьник утверждается как личность, укрепляет свои позиции во взрослом мире, участвует в своеобразных психотерапевтических сеансах и получает эмоциональную поддержку. Правда, в момент общения юноша или девушка чаще стремится поделиться собственными переживаниями, а не выслушать другого, что в свою очередь нередко ведет к напряженности во взаимоотношениях.

Типичным проявлением дружеской психотерапии является общение «с глазу на глаз» и по телефону. Занимает подобное общение около 3–4 часов по будням и до 9 часов в выходные дни. Несмотря на то, что, по мнению многих родителей, это разговор как бы «ни о чем», психологически он важнее любой содержательной беседы в данном возрасте. Однако безграничная открытость, откровенность и доверительность этих отношений нередко приносят и отрицательные последствия. В момент ссоры, чтобы сильнее уязвить другого, бывшие товарищи могут сообщать окружающим самые заветные секреты своего приятеля.

В юношеской дружбе отчетливо проявляются и гендерные различия. Девушки более эмоциональны и интимны в своих взаимоотношениях. У них меньше близких подруг, по сравнению с юношами, и они предпочитают встречаться с каждой из них по отдельности, а не со всеми сразу. Кроме того, если основным другом для юноши является сверстник одного с ним пола, то для девушки идеальный друг – это юноша старше ее по возрасту. То есть для старшеклассниц слово «дружба», употребляемое для описания отношений, часто является лишь завуалированным названием возникающей любви.

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3–4 лет, для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

• жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

• с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

• ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

• не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

• целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, – нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Зачастую каждый родитель делает при этом то, что может, ибо идеального решения нет ни у кого. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Сыну или дочери любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно – когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме оказания поддержки ребенку, попавшему в непростую ситуацию, надо пристальное внимание уделить системе взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также практикуемым способам воспитания. Большинство родителей живут сегодня слишком напряженной жизнью, и у них просто не остается сил для нормального общения с ребенком. От них требуется хорошо справляться со всеми своими многочисленными обязанностями: сюда входят и семья, и карьера, и многое другое. Поэтому у многих родителей нет энергии, терпения и желания, делать все, что требуется. И когда что-то упускается, то этим «чем-то» почти всегда оказывается жизнь семьи.

Вместе с тем главное – это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

С дошкольниками уместно вспоминать и ситуации из любимых мультипликационных фильмов. Так, Крошке-еноту помогла подружиться с «тем, кто сидел в пруду» его улыбка (мультфильм «Крошка енот» по мотивам сказки Лилиан Мур), а самым лучшим другом оказался не тот, кто больше всех, а тот, кто пришел на помощь в беде (мультфильм «Самый большой друг» по сказке Софьи Прокофьевой). Поучительными могут стать и истории В. Сутеева, например «Мешок яблок», рассказы про Крокодила Гену, Буратино и т.д.

Помочь ребенку 3–6 лет, даже не умеющему общаться, войти в компанию детей может и авторитетный взрослый. Дошкольники автоматически определяют даже завуалированную неприязнь или симпатию воспитателя к тому или иному ребенку. Поэтому, оказывая определенное расположение и благосклонность отвергаемому малышу, можно ввести его в игровой коллектив. Задача взрослых в этот период научить ребенка: а) уважать интересы других, например, просить разрешения у владельца игрушки перед тем, как ее взять; б) отказывать тому, с кем не хочется дружить; в) добиваться дружбы без «подкупа» желаемого товарища.

Каждому родителю важно знать, что негативное восприятие их сына или дочери сверстниками пытаться изменить никогда не поздно. Взрослые члены семьи могут помочь младшим школьникам и подросткам поднять свой статус в глазах сверстников, если будут:

• предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);

• выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для школьных друзей;

• делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);

• стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.

Особое мастерство требуется мамам и папам, когда проблемы с дружескими контактами возникают у их детей в юношеском возрасте. Зачастую в этой ситуации переплетаются дружеские и любовные взаимоотношения, а родители находятся «между молотом и наковальней», выполняя противоречивую роль. С одной стороны, они должны занимать позицию стороннего спокойного наблюдателя, а с другой – открытого для контакта, готового активно их слушать в любое время суток.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное – начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом.

:: Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа

В 2002 г я начал работу над циклом статей Депрессия: взгляд со стороны. В 2009 г. я продолжил его следующим циклом статей, проливающих свет на причины возникновения депрессии, который я назвал Депрессия: взгляд изнутри.

В этой статье я провожу краткий обзор причин возникновения депрессии, описанных в этих циклах статей, дополнив объяснениями сути депрессии. Это результат моего многолетнего изучения литературы, связанной с темой депрессии, и психоаналитического лечения моих пациентов, страдавших депрессией, а также наблюдения за людьми, в том числе и за детьми, в повседневной жизни.

Корни депрессии

Эндрю Соломон, американский писатель, который сам не раз переживал тяжелую депрессию, дал краткое и очень символичное определение депрессии:

«Печаль, это депрессия, соразмерная обстоятельствам, депрессия – это печаль, несоразмерная им. Это страдание, похожее на траву перекати-поле, которая питается как бы одним воздухом и растет, хотя и оторвана от питательной почвы.»
(“Демон полуденный: Анатомия депрессии”)

Может ли депрессия питаться одним воздухом и расти? Где же корни депрессии? Чем питается депрессия? Разрабатывая концепцию бессознательного Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что в бессознательном не существует времени – бессознательное безвременно. Все наши переживания, и, в том числе, детские переживания, начиная с момента рождения, аккумулируются в нашем бессознательном и влияют на нашу жизнь так, будто прошлое существует в настоящем.

Американский психоаналитик Рене Шпиц посвятил свою жизнь исследованию детских переживаний. Это один из первых психоаналитиков, который привлек внимание общественности к детским страданиям, на которые нередко не обращают внимания:

«Маленький ребенок не может объяснить, что испытывает, но это вовсе не означает, будто он не страдает. Наше безразличие, недостаток эмпатии и воображения приводят к невероятной жестокости по отношению к детям.»
(“Первый год жизни”)

Депрессия питается ужасом наших детских переживаний, начиная с момента рождения. То, что для ребенка ужасно – для взрослого может казаться беспричинными детскими слезами, на которые не следует обращать внимания. Так формируется «беспричинная» печаль, которую называют депрессией.

Травма рождения

Из комфортной и привычной внутриутробной среды, постоянной сытости, темноты и стабильной температуры младенец выталкивается в жизнь. В первом крике ребенка мы можем слышать весь ужас, с которым он сталкивается при рождении на свет. Это первое разочарование в жизни. Рождение на свет можно назвать экзистенциальным обманом.

Венгерский психоаналитик Шандор Ференци очень точно и лаконично описал связанную с этим задачу родителей:

«Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет.»
(“Нежданный ребенок и его стремление к смерти”)

Психика младенца формируется в виде «островков», благодаря ощущению счастья, которое доставляет ему мать, удовлетворяя его потребности (Вейкко Тэхкэ). Младенцу в течение первых месяцев развития требуется быстрый отклик матери на его потребности в молоке из ее груди, тепле ее тела, ее успокаивающем голосе, ее любящих глазах. В результате частого или длительного отсутствия матери или ее неучастливого отношения к младенцу не происходит непрерывное формирование психики ребенка (М. В. Ромашкевич). В худшем случае зарождающиеся «островки» психики не соединяются даже в единый «материк» – тогда ребенка во взрослом возрасте ждет психоз (шизофрения, МДП). Чаще дела обстоят лучше, психике удается консолидироваться, но в ней остается «дыра» – тогда формируется анаклитическая депрессия (Рене Шпиц).

Концепция анаклитической депрессии открывает новый взгляд на исследование природы депрессии – благодаря наблюдениям американского психоаналитика Рене Шпица в детских приютах стало понятно, что причиной детской депрессии является дефицит внимания, заботы и любви в раннем детском возрасте (эмоциональная депривация). Анаклитическая депрессия – это почва для любой депрессии в поздние периоды жизни.

Базальная тревога

Младенец рождается беспомощным, поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности, это порождает тревогу перед окружающим миром, который кажется враждебным. Если мать не может быть всегда рядом, чтобы успокоить своего младенца – тогда мать не может обеспечить своему ребенку формирование чувства предсказуемости и, следовательно, защищенности – и тогда он испытывает хроническое чувство беспомощности. Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие к миру. Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным в этом недружелюбном мире – так формируется низкая самооценка. Непосредственным следствием всего этого является то, что психоаналитик Карен Хорни назвала базальной тревогой (от греческого basal – основной). Так тревога становится частью личности, и она окрашивает восприятие мира в самые мрачные тона, являясь тем ядром, вокруг которого формируется депрессия.

Если мать ребенка сама склонна к тревоге – это только усиливает тревогу ребенка, закрепляя ее базальный характер. Тревожная мать склонна излишне опекать ребенка, ограждать его от мира, который ей кажется опасным – соответственно, и у ее ребенка формируется страх перед жизнью.

В счастливых глазах матери ребенок видит, как мир прекрасен. Ребенок не сможет быть счастливым – если его мать несчастна. Не имея достаточного опыта счастливых отношений с матерью, ребенок не обретет базисного доверия к миру (Эрик Эриксон). Такой ребенок будет постоянно видеть только мрачные стороны жизни.

«В депрессии не думаешь, будто тебе надели серую вуаль, и ты смотришь на мир сквозь пелену тяжелого настроения. Ты думаешь, что с тебя сняли вуаль – вуаль счастья – и теперь ты видишь все в истинном свете.»
(Эндрю Соломон. “Демон полуденный: Анатомия депрессии”)

Маленький ребенок воспринимает мир через призму восприятия его матери. Ребенок не может увидеть радость жизни, если мать сама эту радость не видит – и он не сможет быть очарован жизнью, и будет ожидать от жизни только разочарования, что и является характерной чертой депрессии.

Депрессия – это неспособность переживать счастье.

Исследования психоаналитика Хайнца Кохута показали, что дети приписывают своим родителям всемогущество: родители для ребенка – это боги. Только восприятие родителей всемогущими может обеспечить ребенку уверенность в будущем. Но для этого родители должны оказаться способными поддерживать у маленького ребенка иллюзию его абсолютной защищенности, и для этого его родители сами должны чувствовать себя достаточно уверенно в своей жизни. Преждевременное и, особенно, резкое разочарование в родителях приводит к катастрофическому крушению идеалов, разочарованию в жизни, чувству уязвимости и бессилия, что вызывает нарциссическое нарушение личности и является причиной возникновения депрессии.

Подавленная агрессия

Воспитание ребенка неизбежно сопряжено с подавлением его желаний и, как следствие, обидами ребенка на своих родителей. Обида – это беспомощная злость.

Основной задачей воспитания является развитие личности ребенка, и для этого неизбежно приходится подавлять формирующуюся личность ребенка, потому что необходимо, чтобы развитие шло в определенном русле и определенных рамках. И, к сожалению, нет другого способа – можно лишь подбирать более мягкую тактику воспитания, в которой меньше кнута и больше пряников.

История развития ребенка – это история бунтов против своих родителей, которые в психологии называются кризисами развития. Основные из них: это конфликт рапрошман в 1.5 –2 года, кризис трех лет и подростковый кризис. Но наличие кризисов не говорит о том, что в другие периоды развитие ребенка идет гладко.

Тревожность матери и излишняя строгость отца формируют для ребенка целый конгломерат запретов, тем самым подавляя большинство его желаний и деформируя личность. Психоаналитик Рене Шпиц назвал такое поведение родителей психотоксическим.

Несмотря на то, что ребенок растет физически и развивается психически, он чувствует себя по-прежнему беспомощным перед властью родителей. Базальная тревога усиливается в значительной степени в результате конфликта между существующей зависимостью от родителей и бунтом против них. Если победу всегда одерживают родители, подавляя всю агрессию ребенка, эта агрессия вытесняется и преобразуется в его Супер-Эго.

Жесткое Супер-Эго

Супер-Эго – важная и необходимая составляющая психического аппарата человека, вместилище морали и источник чувства вины, благодаря которому формируется совесть. С недоразвитым Супер-Эго человек становится преступником, антисоциальной личностью, психопатом.

Родители для ребенка являются объектами любви и привязанности (либидозными объектами, как говорят в психоанализе) – их отношение очень значимо для ребенка. Ребенок очень рано начинает понимать запретительные жесты и интонации со стороны родителей, еще до распознания речи. Когда ребенку что-то запрещается, он фрустрируется – испытывает сильное эмоциональное переживание, связанное с запретом удовлетворения желания, к которому он стремился. Сильные эмоциональные переживания способствуют запечатлению в памяти – происходит фиксация на прерванном действии, которая называется эффектом Зейгарник. Как выразился психоаналитик Гарри Салливан, запрещающие жесты и интонации «отшелушиваются», инкорпорируются (поглощаются) и становятся частью мировосприятия ребенка, формируя раннее Супер-Эго. Теперь ребенок будет бояться делать то, что запрещали ему родители, потому что этот запрет существует уже в нем самом.

«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(Зигмунд Фрейд. “Я и Оно”)

Фрейд считал, что Супер-Эго формируется в результате распада Эдипова комплекса только к пяти годам. Наблюдения за детьми показывают, что ребенок приобретает понятие о том, что делать нельзя гораздо раньше. А к пяти годам у ребенка начинает формироваться мораль, потому что он уже способен понимать, что такое хорошо, и что такое плохо. Раннее Супер-Эго доморально, в нем есть только запрет нельзя без понимания почему – маленький ребенок еще не способен к осознанию логики причинно-следственных связей, поэтому раннее Супер-Эго формируется путем механистической идентификации с агрессорами, которыми являются запрещающие родители ребенка.

Если ребенку с раннего возраста не позволяется выражать свою агрессию в ответ на запреты родителей, вся эта агрессия интроецируется в Супер-Эго, которое становится все сильнее и все жестче – так собственная агрессия ребенка направляется против него самого. Во взрослом возрасте это выражается в неуверенности в себе, в постоянном недовольстве собой, обвинении себя во всех проблемах, словом, в аутоагрессии, что и является основной характеристикой депрессии. Аутоагрессия также может выражаться в тяжелых болезнях, прежде всего раке, повышенном травматизме, в сознательном нанесении себе увечий и самоубийстве.

Чем раньше формируется Супер-Эго у ребенка, тем более примитивный и бескомпромиссный оно носит характер, превращаясь во внутреннего тирана. Чем больше запретов, тем больше фрустраций, тем более беспомощным чувствует себя ребенок перед лицом богов, которыми для него являются его родители – тем более ужасными кажутся эти боги, такими же, как представляли их люди на заре человечества, описав их в древних мифах жестокими, бессердечными и равнодушными к людям. Поэтому в психоанализе раннее Супер-Эго называют архаичным.

Архаичное Супер-Эго становится ядром зрелого Супер-Эго, и чем больше это ядро – тем более тираничным является Супер-Эго, тем более послушным оказывается ребенок, тем более несчастным он себя чувствует. Архаичное Супер-Эго, которое психоаналитики называют еще садистичным, является постоянным источником тревоги и чувства стыда, являясь причиной депрессии.

Полное подавление агрессии против родителей и сверстников делает ребенка послушным и уступчивым интровертом, совершенно беззащитным, неспособным отстаивать свои права.

Депрессия – это подавленный гнев в связи с ощущением полной беспомощности.

Экономическая модель депрессии

Под экономикой в психоанализе подразумевается описание движений жизненной энергии внутри психики человека. Фрейд назвал такую энергию либидо, приписав ей сексуальный характер. В современном психоанализе под либидо чаще понимают психическую энергию в широком смысле, так, как определил либидо Юнг.

Ид продуцирует импульсы (драйвы), из которых формируются желания. Ид является источником жизненной энергии. Задача Супер-Эго состоит в контроле Эго, чтобы не позволить ему следовать импульсам Ид, противоречащим его запретам. Архаичное Супер-Эго, примитивное по своей сути, потому что было сформировано в первые годы развития психики, придает этим запретам абсолютный характер. В результате этого Эго оказывается почти полностью лишенным энергии, исходящей из Ид, а само Ид – переполненным. Эго оказывается «обескровленным», человек чувствует бессилие, апатию, безразличие к жизни, потому что все желания подавлены – наступает депрессия.

Переполненность Ид, (запруженность, как выражался Фрейд) приводит к постоянному смутному чувству ожидания неминуемой катастрофы, взрыва. А Эго, лишенное энергии, оказывается парализованным. Вследствие подавления желаний парализуются чувства. Без стремления к реализации желаний парализуется воля. С парализацией воли затормаживается интеллект. Подавление (паралич) чувств, воли и интеллекта и составляет синдром депрессии.

Анализ пациентов, страдающих депрессией, показывает, что за видимым отсутствием чувств, пустотой, как часто говорят страдающие депрессией, – всегда лежит «бурный океан» подавленных желаний, ненависти и потребности в любви. Анализ этих чувств и является задачей психоанализа при лечении депрессии.

Онтогенез депрессии

В детстве депрессия не проявляется специфическим образом, так, чтобы ее можно было диагностировать.

В грудном возрасте клиническая картина детской депрессии, которую называют анаклитической, в основном состоит в том, что ребенок имеет плохой аппетит и сон, а его, астеничность и апатичность могут выглядеть как последствия плохого физического состояния, вызванного болезнью, всегда сопровождающей развитие детской депрессии.

В младшем возрасте депрессивный ребенок менее активен, чем другие дети, не так требователен к своим родителям и более послушен, что, как правило, вполне устраивает его родителей, и они даже не догадываются, что за «удобством» их ребенка стоит отсутствие его жизнерадостности – специфическая черта депрессии.

Из-за психической подавленности, неуверенности в себе и, как правило, отставания в физическом развитии, такой ребенок проигрывает в конкуренции своим сверстникам, ему приходится постоянно уступать, например, отдавать любимую игрушку более сильному и смелому партнеру по игре. Он и так подавлен, а проигранные баталии в детском саду только способствуют формированию его представления о мире, как опасном и непригодном для жизни месте. Такой взгляд на жизнь заставляет быстрее взрослеть, оставляя детскую беззаботность раньше срока.

Преждевременно повзрослевшие дети – это депрессивные дети. Они оказываются способны подмечать трагизм и фатализм жизни, потому что на них нет «розовых очков» беззаботного детства. Вот пример такого философского изречения ребенка пяти лет: Всему на свете приходит конец. Озадаченность ребенком экзистенциальными проблемами, свойственная старикам, является следствием депрессивного восприятия мира (впрочем, как и зрелый экзистенциализм, ведь достаточно счастливый человек просто не задумывается о бренности бытия до самой старости).

В подростковом возрасте такой ребенок неизбежно попадает в ситуации, которые ему кажутся безвыходными. Обычно это бывает связано с невыносимой душевной болью в результате очередного унижения, очередного проигранного конфликта со сверстниками или родителями. Часто причиной бывает несчастная любовь, и часто – травля одноклассников, но могут быть и другие причины, которые могут казаться незначительными с точки зрения стороннего наблюдателя, потому что основной причиной является несчастная любовь в адрес родителей и травля самого себя.

Во взрослом возрасте такой человек, не имеющий достаточного опыта побед и склонный реагировать на поражения стыдом, будет заранее капитулировать, обреченно понимая, что он недостоин успешной конкуренции. Все это только усилит мрачный взгляд на жизнь и сформирует развернутую клиническую картину депрессии, которая может проявиться только к 20-30, а то и только к 40 годам. Поводом для этого может послужить незначительное травматическое переживание, так сказать, последняя капля, переполнившая чашу терпения, хотя для поверхностного взгляда такой человек может выглядеть даже успешным. Чем позже дебютирует депрессия – тем более благоприятен прогноз ее лечения. Чем раньше проявляется депрессия в развернутой форме – тем короче история относительно благоприятного периода развития, тем меньше накоплено позитивного опыта, на который можно «опереться» в процессе выздоровления от депрессии (ведь нельзя себя вытащить из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен).

Многие пациенты, которые приходят к психоаналитику для лечения депрессии, считают свое детство, если уж не счастливым, то, по крайней мере, нормальным, среднестатистическим: в их детстве не было явной жестокости со стороны родителей, и они получали соответствующий уход и заботу. Только в процессе анализа постепенно обнаруживается, что, хотя детство и было внешне нормальным, очень много чего не хватало, и было так много уступок и капитуляций в конфликтах, скопилось так много обид, ненависти и боли. Депрессия не обязательно является следствием явного травмирования ребенка. Напротив, жестокое обращение с ребенком может порождать у него оправданный и, потому, осознанный гнев, и в какой-то степени защитить от аутоагрессии. А вот малодушное благодушие родителей может лишить ребенка способности выражать в их адрес злость. Вероятно, именно это имел в виду Фрейд, когда писал, что излишняя мягкость родителей может порождать чрезмерно жесткое Супер-Эго, потому что ребенок не может на них злиться. И даже если психические травмы были, основной причиной депрессии, все же, является дефицит: нехватка внимания и любви со стороны родителей – их близорукость и недостаток эмпатии.

Нарциссическая депрессия

Существуют истории развития депрессии, когда у ребенка в детстве не было видимых признаков формирующейся депрессии, описанных выше, напротив, такой ребенок был активен и мотивирован на успех, охотно вступал в конкурентную борьбу и часто побеждал.

Родители для ребенка – боги. Некоторые родители дают своему ребенку установку, что он может заслужить любовь, только если будет демонстрировать свои достижения, только если он будет достоин восхищения. Такие дети нередко достигают фантастических успехов, чтобы заслужить любовь своих родителей. Трагедия такого ребенка заключается в том, что несмотря на все свои достижения, он не получает любовь, потому что родитель, обещавший любовь, не умеет любить.

Срыв, который может наступить только в середине жизни, является свидетельством того, что такой человек всю свою жизнь жил на пределе своих возможностей, что он был колоссом на глиняных ногах.

Наступившая вслед за срывом нарциссическая депрессия характеризуется чувством полного поражения, краха всей жизни и чувством собственной никчемности. Чаще всего, такой человек уже не может самостоятельно оправиться от потрясения и дальнейшие попытки продолжать стремиться к достижениям оказываются безрезультатными. Это нередко сопровождается ощущением, что внутри тебя что-то сломалось, или что ты смертельно устал. Такая депрессия может привести к самоубийству, сознательному или, чаще, невольному, или, как компромисс, к тяжелой болезни, которая окажется индульгенцией.

Только в результате своего анализа пациент с такой историей начинает понимать как тяжело, на самом деле, ему все давалось в детстве, и как не хватало любви родителей, их принятия и сопереживания. Анализ не «делает» из таких пациентов «обычных» людей, довольствующихся тем, что имеют – потому что стремление к достижениям уже стало ядром их личности. Разобравшись в своих чувствах, и, получая поддержку от психоаналитика, они, продолжат свое восхождение к успеху, основываясь теперь на более реалистичных оценках своих возможностей.

Если родители (или лица их замещающие) значительно и разумно вкладываются в творческое развитие ребенка, приучают его к трудолюбию и упорству лично или дают хорошее образование, нанимают талантливых репетиторов (или эту функцию выполняют родственники), формируя у ребенка способность получать удовольствие от творчества и радость от достижений – то во взрослом возрасте таким людям, благодаря базе, полученной в детстве, удается преодолеть все срывы, и они продолжают двигаться к успеху, становясь выдающимися людьми, и им рукоплещет весь мир – и внимание публики кажется для них жизненно необходимым. Но, нередко, как это ни парадоксально, именно успех делает их жизнь бессмысленной. Хотя им и рукоплещет весь мир – это не может заменить любви матери и восхищения отца, недополученных в детстве, ведь именно этот дефицит стимулировал их к достижениям. И они чувствуют, что все, чего они достигли – бессмысленно.

«И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»
Библия. Книга Екклесиаста [2:11]

Нарциссическая депрессия не всегда выражается в развернутой клинической картине, как у царя Соломона (Екклесиаста), а чаще проявляется трагической смертью.

Кто кончил жизнь трагически, – тот истинный поэт!
А если в точный срок – так в полной мере!
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же – в петлю слазил в «Англетере».

Владимир Высоцкий в этом куплете своей песни говорит о Лермонтове, который был настолько одержим дуэлями, что было очевидно его стремление покончить с собой, особенно учитывая образ героя его времени, страдающего нарциссической депрессией; и о Есенине, одиноком и разочарованным в жизни, который повесился в номере гостиницы «Англетер», написав перед смертью:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Высоцкий в этой песне продолжает мартиролог великих поэтов, закончивших жизнь трагически. Сам Высоцкий, злоупотребляя алкоголем и морфием, пережил клиническую смерть в 41 год, но это его не остановило в бессознательном стремлении покончить собой, и он умер через год от инфаркта сердца в зените своей славы.

Нарциссическая установка на достижения не всегда бывает следствием стимуляции родителями своего ребенка к достижениям. Нередко в результате эмоциональной пустоты и тревоги со стороны родителей «само собой» рождается страстное стремление к грандиозным достижениям, за которым лежит бессознательная идея заслужить восхищение со стороны родителей, сделать их счастливыми и любящими («оживить» своих «мертвых» родителей). Это стремление рождается из пустоты подобно тому, как одинокий Бог создал мир из ничего. Такой ребенок оказывается вынужденным чувствовать себя богом, чтобы выжить в этой пустоте. Чаще всего такой вариант развития ребенка оказывается самым трагичным, потому что его родители не способны вложиться в своего ребенка не только эмоционально, но и интеллектуально, и материально. И такой ребенок не становится богом, пустота остается пустотой, а его жизнь превращается в мыльный пузырь. Но, взрослея, он, как правило, отчаянно продолжает «цепляться» за иллюзию собственной грандиозности в своих фантазиях. Именно это мешает двигаться ему вперед, потому что, не имея соответствующего образования и опыта настойчивого труда, он избегает действовать, чтобы избежать провала. И для него казаться, оказывается лучше, чем быть – такая констелляция формирует самый тяжелый синдром нарциссизма.

В общем случае, любая депрессия всегда несет в себе нарциссический радикал самоуничижения и фатализма, тщетности всех стремлений: все, рано или поздно, начинает казаться суетой сует, – всё суета!

Причины депрессии

Депрессия не обязательно уходит своими корнями в младенчество, но ее зарождение всегда связано с первыми 10 годами жизни, когда формируется личностный стержень и оптимистический взгляд на жизнь. Для этого нужна адекватная поддержка со стороны родителей в нелегком процессе развития ребенка, проявление терпимости и уважения к только начавшей формироваться личности ребенка, к его желаниям и потребностям – словом, все то, что мы называем любовью. Депрессия возникает в результате дефицита такой поддержки на фоне естественных для ребенка тревоги и чувства беспомощности.

Отдельно следует выделить среди причин возникновения депрессии депрессию или даже только депрессивный склад личности матери, что лишает ребенка необходимого позитивного опыта переживания счастья вместе с матерью. Такой эмоциональный дефицит не закладывает необходимую основу для формирования оптимизма, не дает возможность переживать стресс без чувства беспомощности и обреченности – т.е. депрессии. В процессе развития происходит идентификация ребенка с матерью, и, соответственно, с ее депрессивным восприятием мира. И, в конце концов, препятствием быть счастливым для ребенка депрессивной матери оказывается его чувство вины перед матерью, которая постоянно страдает.

Депрессия всегда возникает на месте дефицита, в результате которого в психике остается «дыра»: когда родители недодали внимания, не проявили терпимость, не поддержали, не смогли, потому что самим было тяжело, не хватало сил любить, да и не умели любить, потому что их родители не умели любить.

Если маленькому ребенку позволить развить глубокие корни, которые будут питаться жизненной силой и любовью родителей, он сможет переживать значительные психические травмы в более старшем возрасте без того, чтобы быть серьезно травмированным: Нельзя убить глубокие корни, срезав несколько ветвей (Томас Вулф). Причина депрессии в недостатке корней.

Депрессия растет и развивается в результате аутоагрессии: это не обязательно должно быть выражено в склонности во всем обвинять только себя или испытывать в свой адрес ненависть. В случае депрессии аутоагрессия выражается, прежде всего, в неспособности быть в контакте со своим гневом, часто даже не способностью чувствовать свой гнев. Символом депрессии является уроборос – дракон, кусающий себя за хвост.

Формула депрессии

БЕСПОМОЩНОСТЬ + ТРЕВОГА + АУТОАГРЕССИЯ = ДЕПРЕССИЯ

Депрессия – это подавленный гнев, направленный против себя самого, который возник в результате хронического ощущения беспомощности.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Почему ребенок в 2 года храпит когда спит Ребенок храпит: что делать Звук, который принято называть храпом, возникает потому, что во время сна за счет расслабления мышц сужается просвет дыхательных путей и воздух по ним проходит с большей скоростью, чем обычно, заставляя глоточные структуры (в частности, […]
  • Аритмия сердца ребенка симптомы лечение Причины и симптомы аритмии у детей Аритмия у детей — один из распространенных кардиологических диагнозов, который по частоте уступает лишь порокам сердца и гипертонии. Иногда нарушения ритма сердца являются следствием каких-то других патологий или пагубного влияния […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Симптомы хронического гепатита с у детей Хронические гепатиты у детей Что такое Хронические гепатиты у детей - Хронический гепатит у детей – хроническое диффузное воспалительное поражение печени, которое длится минимум пол года. В основном это заболевание наблюдают у подростков и молодых людей до 20 лет. Но […]
  • Врач спасший жену и ребенка Неизвестный подвиг русского доктора или как пленный врач концлагеря спас тысячи солдат Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы. Никто и не предполагал, что во время Великой Отечественной войны он, находясь в концлагере, спас от […]
Смотрите так же:  Стресс депрессия при беременности