Детский негативизм в год

Период «негативизма»

Нет, нет и нет – что делать с маленьким «нигилистом»?

Еще месяц назад ваш кроха был по большей части маленьким послушным ангелочком, и вдруг его как подменили. Он категорически перестал слушаться, откуда ни возьмись появилась агрессия, истерики по поводу и без, и его единственный ответ на все – нет!

Не пугайтесь, через это в большей или меньшей степени проходят все дети и, соответственно, все родители. Такое поведение – определенный этап взросления малыша, отделения его от мамы, это период самоидентификации и самоутверждения, который начинается, обычно, около 18 месяцев, длится от нескольких недель до нескольких месяцев и протекает у всех детей по-разному. Но несмотря на явные трудности, связанные с поразительным упрямством и негативизмом, это очень важный момент в развитии малыша и формировании его личности. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Одновременно, он пытается прощупать границы дозволенного. Поэтому малыш все делает Вам наперекор, кричит, может кидаться на пол или на землю, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом он проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает.

Главное на этом этапе – запастись терпением и спартанским спокойствием. Конечно, очень нелегко сохранять спокойствие, когда ребенок с воплями кидается на пол в магазине или на площадке… Но настройте себя на то, что это просто очередной этап взросление вашего чада, и это надо пережить. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокации, не старайтесь его перекричать, не срывайтесь, не показывайте Вашей слабости и в то же время не идите у него не поводу. И уж тем более не реагируйте на укоризненные взгляды или слова прохожих! Для начала, необходимо установить правила, четко договориться в семье о том, что разрешено ребенку, а что нет, и неукоснительно следовать им. Малыш должен понять, что истерикой он ничего не добьется. Если есть возможность, лучший способ – не обращать на истерику внимания и постараться его отвлечь. Например, если он кидается на землю на детской площадке, земля не очень холодная или он тепло одет – дайте ему поваляться, не обращая на него внимания или спокойным голосом говорите о чем-либо другом. Когда такой возможности нет строго скажите, что так он ничего не добьется и, если нужно, оттащите силой. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним, что произошло, скажите, что вы понимаете, что он рассердился, но что есть правила, которым надо следовать.

негативизм у дошколят (4-5 лет)

ситуевина такая: я и раньше могла предположить, что настанет у моего сына такой период, когда он начнет отрицать все разумное, доброе, вечное:) перестанет выполнять простые просьбы воспитателей и преподавателей, что он не захочет слушать то, что ему рассказывают, будет делать все наперекор и просто поперек%)
но вот оно пришло это врям «золотое».
мамы, кто прошел через подобный период негативизма у своих дошколят, как справлялись? что порекомендуете почитать на заданную тему?

вчера молодой чемодан отказался вместе со всеми детьми в группе заниматься английским, физкультурой и развитием речи. шел на открытый конфликт с воспитателем, на любые ее просьбы и требования отвечал ясным взором и улыбкой и продолжал при этом заниматься своими делами. на физкультуре корчил из себя нечто: вместо того, чтобы выполнять упражения, предложенные преподавателем, он делал все с точностью до наоборот: если предлагалось встать — он садился, если поднять руки — он их опускал.
естественно такое поведение никому не нравится — ни мне, ни воспитателям. вчера я сама лично, выслушав огромный список «прегрешений», просила пока на какое-то время «забыть» про ребенка на занятиях, пусть занимается своими делами, лишь бы не мешал другим. просила убедить преподавателей приходящих, не концентрировать внимание на маленьком негоднике, не отвлекать на него детей. скзала, что придет время — он сам присоединиться к группе.

сегодня утром товарищ, одеваясь, мурлыкал себе под нос, что-то английское%)
а на днях демонстрировал под хорошее настроение, какие упражнеиня они делают на физкультуре и музыкальных занятиях:)

Бирмама.ру — семейный портал Биробиджана

Часто бывает так, что в детях просыпается «ребенок всё наоборот»: родители просят малыша не бегать, а у него словно открывается второе дыхание и он продолжает в тоже же духе, только быстрее и вприпрыжку. Или родители просят ребенка не плакать, тогда в ответ они слышат неистовый рёв. На просьбу скушать кашу, ребенок отворачивается или плотно смыкает губы. Так происходит в любой ситуации, даже в самой абсурдной с точки зрения взрослых.

Многие родители пытаются схитрить. Они говорят «Не будем кушать эту котлету», ребенок, естественно начинает ее жевать. Или «Прыгай по лужам, да посильнее», и ребенок спокойно обходит их стороной. Однако такими уловками удается пользоваться не всегда и не во всех ситуациях. Ребенок взрослеет и начинает понимать что, к чему.

Ребенок «всё наоборот»: обычный негативизм

Психологи называет такое поведение негативизмом . Оно, кстати, является совершенно нормальным и говорит о правильном развитии личности. Негативизм – это немотивированное отрицание; это такое поведение ребенка, когда он ведет себя так, что его действия противоречат просьбам или ожиданиям окружающих его людей.

Чаще всего такое поведение вызвано желанием ребенка самоутвердиться , а также потребностью в признании своей личности. Поэтому каждый случай такого поведения нужно рассматривать отдельно и искать причину – что именно не учли родители, предъявляя ребенку свои требования.

«Ребенок всё наоборот» проявляется в детях в разные периоды жизни, начиная с раннего возраста. Это говорит о том, что происходит формирование важных черт характера ребенка . Как только вы заметили, что в вашем чаде проснулся упрямец, будьте осторожны в своем поведении. Конечно же, не стоит идти у ребенка на поводу и допускать плохое поведение. Однако нужно задуматься над тем, чтобы дать ребенку больше свободы.

Ребенок «всё наоборот»: 2-3 года

В возрасте 2-3 лет ребенку важно научиться делать выбор , поэтому давайте ему этот выбор. Пусть он сам выберет, что он будет кушать на обед – картошку или рис, пусть он сам выберет в какой футболке пойти – в зеленой или в полосатой. Однако игнорируйте его протест в серьезных ситуациях, когда ребенок в силу возраста не может адекватно оценить ситуацию. Например, осенью выходить на улицу в шапке или без – это уже должны решать взрослые.

Ребенок «всё наоборот»: 4 года

В возрасте 4 лет у детей просыпается тяга к экспериментам . Он уже ставит под сомнения требование родителей не ходить по луже, потому что ноги промочит. Ребенок может проигнорировать просьбу родителей и пойти проверять – действительно ли он промочит ноги, или только немножко намокнет носок. В таком возрасте каждый запрет нужно сопровождать подробными объяснениями с описанием возможных последствий. Делайте это как можно более реалистично, иначе рискуете быть разоблаченными. И все-таки позвольте ребенку экспериментировать настолько, насколько это позволяет ситуация: маленький человек набирается опыта на всю дальнейшую жизнь.

Ребенок «всё наоборот»: 5 лет

В возрасте 5 лет у ребенка появляется обида на окружающих . Он расценивает поведение других людей только с точки зрения эгоиста. Конечно же, это ведет к частым разочарованиям. Протестом ребенок снова пытается привлечь внимание к себе, к своим желаниям. В этом случае родителям нужно в очередной раз набраться терпения для длительных переговоров и объяснений. Старайтесь всегда показывать ребенку свое мирное расположение, тогда будет легче найти с ним контакт и утихомирить его упрямство. Предложите ребенку не протестовать, а постараться выразить свое недовольство словами – «мне не понравилось, что Миша (на месте Миши может быть любой человек) сделать так-то и так-то». При помощи наводящих вопросов попытайтесь объяснить причину поведения другого человека. Объясните ребенку, что лучше выразить свое недовольство словами, чем показывать свое упрямство, тем самым он вредит только себе.

Ребенок «всё наоборот»: 6 лет

Ребенок в возрасте 6 лет кажется родителям совсем большим и самостоятельным, ведь скоро он пойдет в школу. Психологи считают это большим заблуждением. «Ты уже почти школьник» — это совсем не повод для ребенка заправлять постель, мыть посуду, быть опрятным и так далее. Нужно найти другие слова, объяснив ребенку, что он уже взрослеет, становится сильнее, поэтому у него появляются новые возможности, права и обязанности. В этом возрасте дети начинают критиковать свои поступки, у них могут появляться сомнения в своих возможностях, страх неудачи. Объясните ребенку, что вы не ждете от него идеально выполненного задания, однако не забудьте напомнить о старании. Всегда хвалите ребенка за проявление самостоятельности , за стремление вести переговоры, аргументировать свои действия.

Старайтесь не давить на ребенка в моменты проявления негативизма. Такое проявление, как «ребенок всё наоборот» играет важную роль в становлении личности . Ведь умение говорить «нет» — очень полезно и нужно в жизни. Постарайтесь научить ребенка видеть причины поведения людей и отстаивать свою точку зрения.

Copyright © by Бирмама
Копирование материалов запрещено

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским негативизмом

Негативизм у детей

В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и внутреннего напряжения. Возможно, ваш ребенок начал упрямиться и выказывать недовольство, когда ему было еще 15 месяцев, так что ситуацию нельзя назвать новой. Но после 2 лет это поведение достигает новых высот, принимая другие формы. Годовалая девочка противоречит родителям. В возрасте 2,5 года она уже начинает противоречить сама себе! Она с трудом принимает решение, а затем все-таки поступает по-другому. Она ведет себя так, как будто ею слишком много командуют, хотя на самом деле ее никто не трогает — наоборот, она пытается командовать всеми. Девочка настаивает на том, чтобы все делать по-своему и в точности так, как она делала это раньше. Ее приводит в бешенство, если кто-то вмешивается в ее действия или перекладывает ее вещи.

Смотрите так же:  Состояние без депрессии это

Создается впечатление, что для ребенка в возрасте от 2 до 3 лет вполне естественно принимать решения самостоятельно и противиться нажиму со стороны взрослых. Попытка сражаться сразу на двух фронтах без достаточного жизненного опыта ставит его в довольно сложное положение. По этой причине с ребенком такого возраста нелегко поладить.

Задача родителей заключается в том, чтобы воздерживаться от излишнего вмешательства и по возможности предоставить ребенку свободу действий. Если малышу хочется активно участвовать в процессе своего одевания и раздевания, путь он это делает. Начните купание пораньше, чтобы дать ему время поплескаться в воде и вымыть ванну. За обедом позвольте ребенку есть самостоятельно и не подгоняйте его. Если он не хочет есть, разрешите выйти из-за стола.

Когда подходит время укладываться спать, идти на прогулку или возвращаться домой, направляйте его поведение, беседуя о чем-нибудь приятном. Результат должен достигаться без лишних споров. Вы должны пресекать его попытки установить тиранию в доме и в то же время не кипятиться по пустякам.

Двухлетние дети ведут себя лучше всего, когда родители устанавливают для них достаточно жесткие, постоянные и разумные границы дозволенного. Ваша задача — тщательно определить эти границы. Противоборство с двухлетним ребенком отнимает очень много сил, поэтому приберегите их для действительно важных дел, связанных, например, с вопросами безопасности ребенка. Заставить малыша сесть в специальное детское кресло во время езды на автомобиле значительно важнее, чем уговорить его надеть варежки в прохладную погоду (в конце концов, вы можете положить эти варежки к себе в карман и надеть их на ребенка, когда у него действительно замерзнут руки).

Вспышки раздражительности у детей

Они бывают время от времени почти у каждого двухлетнего ребенка. Даже у вполне здоровых детей они случаются довольно часто. Обычно такие приступы ярости начинаются примерно в годовалом возрасте и достигают своего пика в 2—3 года. Причиной для них могут стать разочарование, усталость, голод, злость и страх.

Темпераментные дети, склонные к упрямству и чувствительные к переменам, подвержены им в большей степени. Иногда родители замечают, как зарождается истерика, и упреждают ее, отвлекая внимание ребенка. В других случаях истерика начинается внезапно. Единственное, что остается делать родителям, — это переждать, пока буря утихнет.

Во время истерики лучше находиться рядом с ребенком, чтобы он не чувствовал своего одиночества. В то же время не следует сердиться на него, угрожать наказанием, уговаривать успокоиться или усиленно пытаться исправить ситуацию. Любая подобная реакция может привести к тому, что такие эпизоды будут возникать чаще и продолжаться гораздо дольше.

Когда же истерика миновала, следует переключиться на какую-нибудь приятную деятельность и оставить этот эпизод в прошлом. Сказанные между делом одобрительные слова: «Ты молодец, быстро успокоился» — помогут повысить самооценку ребенка и научат его быстрее приходить в себя в следующий раз.

Не забудьте похвалить и себя за то, что остались спокойны и сохранили самообладание. Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика.

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы. В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Предпочтение ребенком одного из родителей

Иногда ребенок в возрасте 2,5—3 лет вполне ладит с каждым из родителей поодиночке, но когда на сцене появляются сразу оба, он становится неуправляемым. Отчасти это может объясняться ревностью, но в этом возрасте, когда ребенок особенно восприимчив к любым попыткам навязывания ему чужой воли и не прочь покомандовать сам, он чувствует, что не в силах справиться с двумя важными для него людьми сразу.

Чаще всего в этом возрасте нелюбимым оказывается отец. Порой ему даже кажется, что ребенок ненавидит его. Не следует относиться к такой реакции малыша слишком серьезно или обижаться и отворачиваться от него. Лучше, если отец будет общаться с ребенком наедине как во время игры,так и при выполнении таких повседневных процедур, как кормление или купание. Таким путем он может показать себя веселым, любящим и интересным человеком, а не возмутителем спокойствия. Даже если ребенок поначалу противится, когда отец заступает на смену, тот должен доброжелательно, но твердо настоять на своем. Таким же твердым, но доброжелательным должно быть и отношение матери, когда она оставляет ребенка наедине с отцом.

Такая посменная работа дает возможность каждому из родителей и пообщаться с ребенком наедине, и уделить время себе. Однако не менее важно, когда вся семья собирается вместе, даже если двухлетний малыш болезненно реагирует на это. Для ребенка (особенно если это первенец) очень важно понять, что родители любят друг друга, хотят быть рядом друг с другом и не собираются потакать ему во всем.

Детский негативизм. Аутизм

Основным проявлением синдрома является полное отсутствие потребности в общении или нежелание контакта с окружающими, эмоциональная холодность и безразличие ко всему. По у такого ребенка может быть и эмоциональный всплеск на фоне отрицательных эмоций: страх новизны, перемена обстановки, активное сопротивление непривычному укладу жизни. Па этом фоне могут возникать расстройства речи в разных вариантах этого синдрома: от нежелания разговаривать (мутизм) до заикания (логоневроз).

Наиболее часто этот синдром проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Позже могут появляться патологические формы речи: эхолалия (многократное повторение слов), вычурное, неправильное скандирование слов и т.д.

Негативизм – возрастная особенность детей раннего возраста, выражается реакцией протеста, когда дети все делают наперекор желанию тех, кто с ними общается. Они капризны, раздражительны, непослушны, иногда склонны к аффективной эмоциональной вспышке. Для предотвращения негативизма рекомендуется доброжелательное общение с ребенком, разговаривать с ним необходимо спокойным тоном, без раздражения, не приказывая, не принуждая его, а предлагая выполнить работу в удобное для него время. Осторожно следует подходить к наказаниям, нельзя применять физическое наказание, унижать или оскорблять ребенка, это особенно травмирует сто нервную систему.

Невротическое заикание (логоневроз) при заикании нарушаются ритм, темп и плавность речи, что связано с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к распространенным в детском возрасте нарушениям. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек (10:1). Расстройство чаще развивается в возрасте четырех-пяти лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления.

Заикание относится к логоневрозам. Причиной невротического заикания чаще всего является острая или хроническая психическая травма: испуг, внезапное и резкое изменение привычного стереотипа (помещение ребенка в больницу, отправка к бабушке на лето, в спортивный лагерь и др.).

Заиканием чаще страдают впечатлительные, со слабой нервной системой дети. Предрасполагающими факторами являются особенности нервно-психического развития, нервно-артритический диатез, семейная отягощенность по заиканию, ошибки воспитания, перегрузка ребенка речевой информацией, черепно-мозговая травма в анамнезе, нейроинфекции и т.д.

Большое место в развитии заикания принадлежит фактору подражания. В этом случае заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса. Это так называемое индуцированное заикание.

Ребенок обнаруживает характерную реакцию окружающих на свой дефект, он начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытке говорить у него возникают вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, сердцебиение, неритмичное дыхание и др.) и сопутствующие движения, что, в свою очередь, вызывает усиление дефекта речи и его рефлекторное закрепление. При этом возникают отрицательные психические реакции: страх, чувство неполноценности, ущербности.

Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным лечением является психотерапия. При возникновении патологии речи невротического генеза лечение следует начинать с «режима молчания» в течение 7–10 дней с последующим постепенным включением ребенка в речевую деятельность. Если же причиной заболевания была хроническая психотравмирующая ситуация, проводят семейную психотерапию.

Рекомендуется ограничение речевой нагрузки у ребенка, занятие специальной музыкальной ритмикой, пением. При пении заикание обычно исчезает.

Ночное недержание мочи (энурез). Сознательный контроль мочеиспускания и выражение беспокойства при сдерживании позывов обычно более активно ребенок начинает проявлять после одного года или полутора лет. Считают, что это зависит от многих причин: от состояния здоровья и нервной системы ребенка, его питьевого режима, от воспитания навыков к соблюдению гигиены тела.

Непроизвольное мочеиспускание до 3-летнего возраста считается физиологической нормой и не нуждается в лечении, так как проходит самостоятельно.

Энурез характеризуется непроизвольным мочеиспусканием во время ночного сна. Встречается в ранние детские годы (реже у школьников и подростков). Мальчики страдают чаще девочек. Стресс может вызвать функциональный невроз в виде энуреза. Но энурез может возникнуть и по другим причинам: из-за врожденной аномалии или патологии развития позвоночника (незаращение дужек позвонков) и спинного мозга, воспаления почек и мочевых путей, расстройства водного обмена. Энурез может быть спровоцирован различными интоксикациями в организме (глисты, нейроинфекции).

Ночное недержание мочи относят к неврозам лишь в том случае, если его причиной послужил стресс: к примеру, ребенка испугала собака, человек, внезапные угрожающие события и др.

Недержание мочи, связанное с другими причинами (травма позвоночника, глистная инвазия, дефекты развития нервной системы), к неврозам не относят.

Невроз навязчивых состояний у детей. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при наличии психического инфантилизма, интеллектуальной недостаточности невротические навязчивости могут возникать под влиянием стресса, испуга. Первым этапом заболевания является невротическая реакция в форме невроза испуга, которая в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов. В дошкольном возрасте у них появляются тревожность, мнительность, боязнь заразиться, склонность создавать себе различные запреты, вера в приметы, игры, правила которых сходны с навязчивыми действиями (например, игра в счет проезжающих автомобилей), соблюдение строгой последовательности действий при одевании, утреннем туалете. Выделены две разновидности невроза – невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий.

Смотрите так же:  От депрессии можно сойти с ума

У детей младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я», например навязчивые страхи болезни и смерти (от удушья, остановки сердца).

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность, длительность страха, склонность к генерализации нарушений. Для клиники страха характерно сочетание ряда симптомов. Наряду со страхами, тревогой, наблюдаются двигательное беспокойство и различные соматовегетативные расстройства: сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь. Приступ страха продолжается от 10–15 минут до нескольких часов.

Невротические тики. Невротическими тиками называют разнообразные автоматические (бессознательные), простые, часто повторяющиеся движения. Невротические тики проявляются миганием, «наморщиванием» лба, крыльев носа, облизыванием губ, подергиванием головой, плечами, конечностями, движениями туловища. Могут быть покашливание, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.

Психотерапевтические мероприятия должны быть направлены на устранение психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Невротические расстройства. Физиологически необходимая продолжительность сна значительно меняется с возрастом: от 16–18 часов в сутки в 1-й год жизни; 10,5– 11 часов в возрасте 7–10 лет; 8,5–9 часов у подростков 14–16 лет.

При невротических расстройствах сна нарушается глубина сна, определяемая по быстроте пробуждения под влиянием внешних раздражителей, или длительность засыпания. Нередко имеют место частые пробуждения, ночные кошмары, снохождения и «сноговорения».

В этиологии расстройств сна причинную роль играют психотравмирующие факторы, действующие на ребенка в вечерние часы: ссоры родителей в это время, сообщения о несчастных случаях, просмотры телепередач для взрослых и др.

Для устранения невротических расстройств сна наиболее эффективны психотерапевтические мероприятия – семейная психотерапия, коррекция режима дня ребенка, особенно в вечерние часы.

Истерический невроз у детей. Истерические расстройства у детей вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым, с ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, притязаниями, превышающими возможности.

Могут наблюдаться истерические припадки, которые возникают в присутствии зрителей, направленные на привлечение внимания, которые протекают без потери сознания. Характерна «истерическая дуга»: ребенок падает, становится на «мостик» – на пятки и затылок.

Частым двигательным расстройством является неспособность стоять и ходить при отсутствии параличей (истерическая астазия – абазия). Значительно реже встречаются у детей истерические парезы и параличи (снижение силы в конечностях). Могут быть парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием; истерические гиперкинезы (тремор, хореические движения).

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (от 6 мес. до 3 лет) представляют аффективно-респираторные приступы. Они возникают в связи с какой-либо ситуацией, вызывающей у ребенка недовольство или обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с быстрым развитием цианоза (в связи с судорожным сокращением мышц гортани). Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохом.

Соматовегетативные истерические расстройства весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушения глотания, запоры, задержки мочи и др.

Неврастения у детей. Неврастения – астенический невроз – заболевание, развивающееся после острой психической травмы. Развитию астенического невроза способствует и перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными.

Основное проявление неврастении у детей – состояние раздражительной слабости, которое характеризуется повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, быстрой истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, ослаблением активного внимания.

Имеют место нарушения вегетососудистой регуляции, склонность к сосудистым обморокам, головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям, что нередко отягощает течение неврастении.

Профилактика неврозов у детей включает психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети нередко болеют неврозами.

Важную роль играет коррекция неправильного воспитания детей в семье: гиперпротекция, родительский деспотизм, применение физических наказаний, завышенные требования или равнодушное отношение к ребенку, противоречивый воспитательный подход.

Детский негативизм: признаки и причины его проявления

1 Клейникова Т. П. Детский негативизм : признаки и причины его проявления / Т. П. Клейникова // Научный диалог (20) : Педагогика. С УДК Детский негативизм: признаки и причины его проявления Т. П. Клейникова Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления. Освещается актуальность предупреждения негативных проявлений в деятельности уже на самом раннем этапе развития. Подчеркивается необходимость разработки комплекса диагностических методик для выявления причин детского негативизма. Ключевые слова: детский негативизм; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласованный стиль воспитания; ситуативная рефлексия; детсковзрослая взаимность; немотивированное поведение. Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий. Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов. Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С. Выготского, возникают уже в период кризиса первого года 131

2 Научный диалог Выпуск 8 (20): ПЕДАГОГИКА жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа Я [Анисимов, 2010, с. 8 11], когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» первая ступень развития воли [Шавырина, 2010, с. 103]. Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления. Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников) [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262]. На основании анализа определений, которые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого взрослого [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262]. 132

3 Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под капризностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании [БПС, 2005, с. 194]. Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловленную мотивом самоутверждения [БПС, 2005, с. 506]. Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание. Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность. Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях. Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности. Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка. В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целеполагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка. Система воспитания характеризуется определенным стилем воспитания, ха- 133

4 Научный диалог Выпуск 8 (20): ПЕДАГОГИКА рактеристику которого можно дать исходя из сочетания показателей по следующим критериям шкалам [Марковская, 1999, с ]: 1) нетребовательность требовательность родителя; 2) мягкость строгость родителя; 3) автономность контроль по отношению к ребенку; 4) эмоциональная дистанция эмоциональная близость ребенка к родителю; 5) отвержение принятие ребенка родителем; 6) сотрудничество противоборство; 7) тревожность за ребенка попустительство; 8) непоследовательность последовательность воспитательных воздействий родителя; 9) воспитательная конфронтация в семье; 10) удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. Оценка по данным критериям на наш взгляд может быть выражена следующими характеристиками: адекватная и неадекватная самооценка (завышенная и заниженная), когда адекватная будет проявляться при конструктивной организации детско-родительских взаимоотношений, неадекватная же будет обусловлена деструктивной организацией воспитания и непременно приведет к установлению рассогласованного стиля воспитания, конфликтной атмосфере в семье по поводу воспитания ребенка. Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сформированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия. Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка невнимательность значимых для ребенка взрослых 134

Смотрите так же:  Аутизм диета меню

5 (педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию [ПС, 1996, с. 61], но закрепляет деструктивный опыт социализации. Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые родители и педагоги и должны оказывать ему помощь. Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» [Карпов, 2003, с. 51] развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено. Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовноинтеллектуального развития ребенка. Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя 135

6 Научный диалог Выпуск 8 (20): ПЕДАГОГИКА исполнения социальных норм и правил поведения. Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность. Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская. От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач: 1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком; 2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие; 3) содействие конструктивной социализации личности. В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей. Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера ребенка [ПС, 1996, с. 61]. Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников) [Грановская, 2003, с ]. В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор мето- 136

7 дик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка. Для диагностики причин детского негативизма мы используем комплекс диагностических методик, представленный в таблице (табл. 1). Таблица 1 Диагностические методики для исследования детского негативизма Диагностическая методика 137 Признаки, которые диагностируются Взаимодействие родителя с ребенком Выявляет стиль семейного воспитания (М. И. Марковская) каждого родителя Тест для определения особенностей Выявляет психологические особенности поведения в конфликтных ситуациях родителей и их взаимоотношений (К. Томас) в конфликтных ситуациях Методика самооценки личности Выявляет особенности самооценки (Будасси) родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка Тест для определения типа Выявляет ведущий тип темперамента темперамента ребенка Анкета для наблюдения проявления Выявляет частоту проявления негативных негативных реакций ребенка (табл. 2) реакций ребенка в разных режимных моментах Режимные моменты Таблица 2 Бланк наблюдения за негативными проявлениями ребенка 1. Приход в группу детского сада 2. Кормление 3. Игра со сверстниками 4. Игра с воспитателем 5. Занятие 6. Укладывание перед сном 7. Пробуждение ото сна 8. Уход из группы детского сада Частота проявления негативных реакций ребенка Календарные дни наблюдений

8 Научный диалог Выпуск 8 (20): ПЕДАГОГИКА Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность. Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-педагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых. В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма. Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно в раннем возрасте. Источники и принятые сокращения 1. БПС Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, с. 2. НППС Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. Минск : Современная школа, с. 3. НПС Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов-на-Дону : Феникс, с. 4. ПС Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону : Феникс, с. 5. ПСР Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. Москва : Академия, с. 6. ПЭС Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев Москва : ТК Велби, Проспект, с. 138

9 Литература 1. Анисимов В. П. Арт-педагогика нравственности : монография / В. П. Анисимов. Тверь : Твер. гос. ун-т, с. 2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Санкт-Петербург : Речь, с. 3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал Т С Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия С Шавырина А. Почему ребенок упрямый? / А. Шавырина // Дошкольное воспитание С Клейникова Т. П., 2013 Children’s Negativism: Signs and Causes of Its Manifestation T. Kleynikova The article addresses the children s negativism problem from the perspective of pedagogy, describes the signs and causes of its manifestation. The author explains how relevant it is to prevent negative manifestations in any activity already at the earliest stage of development. The complex of diagnostic methods is offered to reveal the reasons for the children s negativism. Key words: children s negativism; capriciousness; stubbornness; causes of negative manifestations; inconsistent style of upbringing; situational reflection; child-adult reciprocity; unmotivated behavior. Клейникова Татьяна Петровна, соискатель кафедры дошкольной педагогики и психологии, Тверской государственный университет (Тверь), Kleynikova, T., degree seeker, Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Tver State University (Tver), 139

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Жулебино развития детей Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара" Куранина Надежда Михайловна Контакты руководителя Куранина Надежда Михайловна Адрес электронной почты: Зейналова […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Центр эстетического воспитания детей нижний новгород Центр эстетического воспитания детей нижний новгород АМОСОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ телефон/факс: (831) 419-97-00 АСТАШОВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА телефон/факс: (831) 216-02-42 АЙЗАТУЛЛИНА ДИНАРА НАИЛЕВНА телефон/факс: (831) 419-56-35 КОНОВАЛОВА ОЛЬГА […]
  • Какое пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году безработным Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году Пособие на ребенка считается материальной помощью, которую выдает государство на ребёнка в целях социальной поддержки родителей. Размер пособия зависит от количества детей и/или их возраста. Пособие на […]