Детский невроз симптомы

ДЕТСКИЙ НЕВРОЗ (CHILDHOOD NEUROSIS). Возникающее в детском возрасте психическое нарушение, при котором незрелое Я разрешает интрапсихические конфликты посредством патологического компромиссного образования, препятствующего нормальному развитию. Наблюдаемые компоненты компромиссного образования — нарушения в аффективной, поведенческой или познавательной сфере. Симптомы или симптоматическое поведение могут включать тревогу, депрессию, фобии, заторможенность, истерические параличи, тики, ритуалы и другие навязчивости; или же они могут проявляться в нарушениях питания и экскреции, антисоциальном поведении, нарушении способности к обучению и др. Обычно наблюдается кластер расстройств, иногда с преобладанием одного в сложной клинической картине. Подобные нарушения могут возникать на любом этапе развития — от момента формирования внутренних психических структур вплоть до начала пубертата. Хотя бессознательные конфликты и фантазии при детском неврозе организуются и структурируются вокруг сексуальных и агрессивных побуждений эдиповой фазы, психопатология опирается на данные о сложностях развития и конфликтах доэдипова периода.

Хотя внешние симптомы неврозов у детей могут напоминать таковые у взрослых, стоящие за ними конфликты и личностная организация существенно отличаются. Возможна и обратная ситуация: однотипные интрапсихические конфликты у детей и взрослых порождают разную симптоматику. Различия определяются незрелостью функций детского Я, склонностью ребенка в большей степени действовать, нежели рефлексировать, продолжающейся зависимостью интрапсихического функционирования от объектов, на которые изначально были направлены конфликтные импульсы. Так, нередки ситуации, когда у ребенка с фобической симптоматикой в подростковом или взрослом возрасте развивается обсессивно-компульсивная симптоматика. То, что в детстве представляется неврозом навязчивости, может с течением времени развиться в психотическую или пограничную патологию.

Детский невроз, сформировавшийся на основе внутреннего конфликта, следует отличать от состояний, возникших в результате внешних конфликтов. К таким состояниям приводят либо травмирующие влияния среды (вмешательство в развитие), либо внутренние силы созревания, которые вовлекают ребенка в конфликт со средой (конфликт развития). Несмотря на то, что такие условия могут вызывать симптоматику и поведенческие нарушения, сходные с проявлениями детского невроза, симптомы более кратковременны, не обладают той же символической функцией с точки зрения бессознательного содержания и не представляют, в отличие от невротических симптомов, бессознательного компромиссного образования. Однако следует помнить, что “. невротический конфликт часто является продолжением конфликта развития, вовремя не разрешившегося” (Nagera, 1966, с. 49) Детский невроз следует также отличать от инфантильного невроза, представляющего собой скорее метапсихологический конструкт, нежели клиническую категорию.

Представители школы психологии Самости оспаривают традиционные психоаналитические объяснения неврозов, в том числе детских. Согласно положениям этой школы, нормальных интрапсихических конфликтов не существует; симптомы, приписываемые классической традицией этим конфликтам, следует объяснять как результат отсутствия эмпатии и последующей недостаточной связности структур Самости.

См. инфантильный невроз, компромиссные образования, конфликт, метапсихология, психология Самости, психоневроз, симптом, структурная теория.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Детские неврозы

Медицинский справочник → Детские неврозы

– это вполне излечимое заболевание, если отнестись к нему правильно и с должной серьезностью. Но, к сожалению, многие родители не принимают это состояние во внимание и списывают на «капризы» или «плохое поведение». Поверхностное отношение в духе «само пройдет» – это в корне неправильный подход. Постараемся разобраться, с чем мы имеем дело и как это можно вылечить.

Виды Детских неврозов

Невроз у ребенка может возникать в самом раннем возрасте и проявляться совершенно по-разному. Существует несколько видов детских неврозов, которые, в общем и целом, напоминают фобии и прочие нервные расстройства у взрослых:

  • Невроз навязчивых состояний. Он в большей мере среди всех неврозов похож на фобию – ребенок проявляет навязчивые страхи или повторяющиеся телодвижения (невроз в форме нервного тика).
  • Истерический невроз. Это дети, которые «капризничают» – впадают в истерические припадки, рыдают, падают на пол, и тому подобное.
  • Ипохондрический детский невроз: симптомы такого состояния схожи с таким же состоянием у взрослых или пожилых людей – ребенок панически боится заболеть и подозревает у себя заболевания, которых у него нет.
  • Астенический невроз. Дети, которые им страдают, проявляют очень быструю утомляемость, низкую способность сопротивляться психологическим нагрузкам, а также эти дети плохо спят и часто плачут; легко раздражаются.
  • Невроз страха. Чем-то похож на невроз навязчивых состояний, но ребенок испытывает панический страх из-за разных вещей: например, сегодня он боится пожара, а завтра – развода родителей или смерти.
  • Депрессивный невроз – один из тех, который более характерен для детей старшего возраста. Характеризуется пониженным настроением и стремлением к постоянному уединению.

Что касается возрастных групп, то неврозы у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста можно отнести, как правило, к одной из первых пяти групп. Подростки очень часто страдают депрессивным неврозом.

Невроз у новорожденного. Многие родители не верят в то, что новорожденные и очень маленькие дети могут испытывать какие-то подобные состояния, но это так. Даже у новорожденного есть свои мысли и чувства, которые могут быть затронуты неврозом уже в таком раннем возрасте. Конечно, распознать такой невроз сложно вдвойне, так как ребенок еще не может ничего сказать, поэтому на данном этапе можно выявить только невроз астенического типа или истерический невроз, хотя зачастую их списывают на обычное поведение грудничка.

Лечение Детских неврозов

Итак, вы подозреваете одно из вышеописанных состояний у вашего ребенка. Что делать? В данном случае вам необходим комплексный подход. Только не стоит стремиться лечить заболевание, которое еще не диагностировано: сначала отведите ребенка к психологу, который скажет точно, с чем вы и ваш ребенок имеете дело. Если это все-таки невротическое состояние, то первое, что понадобится – это хорошая психотерапия. Как правило, в данных случаях психотерапия проходит следующим образом: терапевт просит ребенка рассказать про свой страх или нарисовать его, обучает ребенка комплексу минимальных физических упражнений. Кстати, упражнения используются и как профилактика детских неврозов: если ваш ребенок более спокоен, то следует отдать его на спокойный вид спорта вроде плаванья, а если он склонен к истерикам и агрессии, то хорошим выходом для его эмоций станет каратэ или бокс. Иногда в терапии детских неврозов применяются и лекарства, например, антидепрессанты или транквилизаторы, а также гомеопатические средства. История детского невроза будет отслеживаться врачом в специальной карте, где лечение будет со временем корректироваться под нужды ребенка. Помните, что если такое состояние зафиксировано один раз, то оно повышает вероятность возникновения каких-либо расстройств в будущем!

Лечение в домашних условиях. Возможно ли лечение в классическом понимании этого слова дома, родителями? Невозможно, но дома должна быть создана такая обстановка, которая будет всячески способствовать выздоровлению маленького пациента, иначе все усилия у психотерапевта, все лекарства и методики релаксации пойдут насмарку. Как это ни сложно признавать некоторым родителям, именно домашняя обстановка наиболее важна для детей – как для маленьких, так и для подростков. Дети чувствуют все: тончайшие нюансы в отношении к себе, отношениях между родителями, семейные проблемы. Не стоит пренебрегать вниманием детей! Постарайтесь создать дома приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребенком – желательно, всей семьей. И не зацикливайтесь на его проблеме: дайте маленькому человечку понять, что вы его любите, несмотря ни на что, и тогда он больше не будет испытывать неврозы!

Виды детских неврозов

Детям всегда уделяется больше внимания, чем взрослым членам семьи. Но даже любящие родители нередко пропускают неполадки в душевном здоровье своего ребенка, списывая их на капризы, фантазию или особенности возраста. «Вырастет — пройдет», — чаще всего говорят они, если малыш жалуется на чудовищ, живущих в темноте. А между тем, такие состояния могут стать серьезной проблемой в будущем.

Как и у взрослых, отображением душевного разлада у детей часто служат неврозы. Вот примерный перечень, с которым могут столкнуться родители:

Смотрите так же:  Умственная отсталость в степени дебильности у детей

— Невроз страха, он же — невроз тревоги. Выражается приступами боязни, короткими или длительными. Объект может быть различным. У малышей и дошкольников он чаще всего трансформируется в страх темноты и якобы живущих в ней чудовищ. У ребят постарше объект бывает конкретным — школа, ровесники.

— Невроз навязчивых состояний или движений. Выражается чаще всего в неосознанном повторении жеста идти движения: шмыганье носом, подергивания, частое моргание. Сюда же относятся и фобические неврозы, то есть определенный страх: закрытых помещений, острых предметов и т.д.

— Невроз депрессивный. Характерен для подросткового возраста. Симптомы: проблема с самооценкой, слезливость, заторможенность. Могут быть соматические проявления: нарушения сна и/или аппетита.

— Истерический невроз. Истерики — прерогатива младшего возраста. Дошкольники могут падать на пол или на землю, кричать и плакать, пытаться ударить или удариться самим. Иногда невроз сопровождается затруднением дыхания.

— Невротические энурез и энкопрез — опорожнение мочевого пузыря или кишечника. Чаще всего бывают ночью. Причиной служит чрезмерно строгое обращение с ребенком, страх перед наказанием.

— Астенический невроз, характерный для старших школьников. Вызван чрезмерными нагрузками и усталостью. Внешние симптомы: плаксивость и раздражительность.

— Невротическое заикание, особенно заметное в период становления речи. Причиной обычно является испуг или психологическая травма. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек.

— Невротические расстройства сна. Это лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон. До конца не изучена эта группа неврозов, так что точных причин не установить.

Многие из этих проблем бывают только у детей и практически не встречаются во взрослом возрасте. Регулярность того или иного состояния — повод обратиться к специалисту.

Детские неврозы

Детские психозы и неврозы порой приводят взрослых в тупик, в проблемные ситуации, а иногда доводят и до истерик. И тогда уже надо успокаивать не ребенка, а взрослого. В таких ситуациях дитя из «моего зайчика» превращается в кошмар для родителей.

В этой статьей мы познакомимся с полезным материалом, касаемо детских неврозов, который может стать основой дальнейшего понимания данной темы.

Особенности детства

Детство — период становления и развития человека. Именно за первые 5-6 лет ребенок превращается из несамостоятельного малыша в довольно сформированного человека с собственными интересами, характером и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и новые способности несравнимы ни с каким иным периодом жизни.

Постоянное движение малыша вперед, проявление его самодостаточности выделяют факты, описывающие детское развитие. В случае, если у ребенка некоторые становления происходят по-другому , тогда это может обозначать отклонения в психическом развитии: опаздывание, опережение, искажение, которые всегда имеют первопричины.

Реакции ребенка

В первую очередь, ребенок реагирует именно эмоционально на окружение (ситуации, люди, слова). Поэтому он крайне уязвим и нежен, а детский невроз этому подтверждение.

Становление психики ребенка — простые предостережения

Становление психики ребенка зависит от внешних раздражителей, которые могут вызывать перенапряжение эмоциональной сферы. Такие раздражители могут быть разнообразными:

  • В грудном возрасте несоблюдение условий режима сна, часов кормления, может привести к расстройству слабых нервных процессов, особенно тормозного. Кстати, последнее имеет вероятность быть причиной дальнейшего отказа от еды, далее – спад аппетита.
  • Невроз у детей до 3 лет может возникнуть из за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее.
  • Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость.
  • Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности; неравное отношение к детям в кругу семьи; перехваливание.
  • Перенапряжение психики может вызвать напряженные отношения в семье, конфликты, а так же разрушение семьи, расставание родителей, приход постороннего человека (отчим/мачеха)

Наряду с этим, важно учитывать, что каждому возрастному периоду соответствует биологическая отличительная черта. Перемены же возрастной реактивности у детей происходят с 2 до 4 и с 6 до 8 лет.

А так же хочется рассказать вам про основные правила тибетского воспитания , и нам есть чему поучиться у людей на востоке. Ведь они всегда впереди нас во многих сферах жизни, например, в медицине. Итак, вот основа воспитания:

  • Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи;
  • Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
  • Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями;
  • Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления;
  • Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

  • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев;
  • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям;
  • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние;
  • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

А что если не лечить детский невроз?

Если детский невроз не начать лечить во время, то это может привести к повторным неврастеническим явлениям. При этом ребенок может стать мрачным, пугливым, неуверенным в себе. В таком случае, аффективные взрывы могут стать «обычным делом».

Анализом детских неврозов занимались.

Доктор психологических наук Захаров А.И. «Неврозы у детей» (скачать) раскрывает в книге причины детских неврозов во время формирования личности. Все данные, которые приведены в книге отражают опыт автора, а книга написана как для психологов, педагогов, так и для родителей. Проявлениями неврозов у детей занимались и такие личности как:

  • Зигмунд Фрейд «Психоанализ детских неврозов» ( купить);
  • Гарбузов В.И. «Неврозы у детей» ( купить);
  • Спиваковская А.С. «Профилактика детских неврозов» (скачать).

Для того, чтобы детский невроз не коснулся вашего ребенка, можно изучать полезную литературу, касаемо воспитания:

  • «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф ( скачать);
  • «Не упускайте своих детей» Гордона Ньюфелда и Габора Матэ. Взрослые часто не понимают своих чад, теряется контакт с ними, пропадает понимание, и тогда детям становятся больше близки друзья, чем родители. И это не проходит бесследно, а влияет на психоэмоциональное развитие ребенка. Данный супербестселлер психотерапевта и врача раскроет вам причины потери контакта с детьми, чтобы вы смогли найти общий язык и взаимопонимание, что позволит вам обрести спокойствие за ребенка ( купить).

Внешнее окружение очень сильно влияет на процесс становления психики ребенка, что формирует личность в будущем. И, кстати, не стоит забывать — «как ребенка не воспитывай, все равно он будешь похож на родителя» . Поэтому в первую очередь надо воспитывать себя, стремиться к жизни без невроза. Конечно же окружение тоже играет роль (детский садик, школа; телевизор, игры; и т.д.). К просмотру предлагается социальное видео, в котором запечатлено, как дети повторяют поведение за взрослыми:

Крепкого психического здоровья Вам и вашим детям!

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

Спасибо автору за увлекательную статью,за возможность ознакомиться с актуальным вопросом физики, за пробуждение интереса к данной теме!

Статья затрагивает очень актуальную проблему. Познавательная работа!

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ

Под неврозами понимают группу функциональных нервно-психических нарушений, эмоционально – аффективных и соматовегетативных расстройств без видимых патоморфологических изменений и изменений метаболических процессов в организме.

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на процессах их адаптации к учебным нагрузкам, является причиной дальнейшего нарастания психической напряженности, неврозов [3]. Все нарастающий темп жизни, быстро увеличивающийся при этом информационный поток, многообразные социальные проблемы, криминальные ситуации, незащищенность и обусловленная этим тревога за себя и своих близких, неуверенность в завтрашнем дне способствуют нарастанию числа больных неврозом [2].

Неврозам подвержены дети разного возраста. Чаще всего проявление невроза связано с социальным изменением среды, обусловленным началом обучения в школе и с особенностями высшей нервной системы детей младшего школьного возраста. Чаще неврозы развиваются у детей с неуравновешенным или слабым типом нервной системы [1].

Учитель, работающий с детьми должен хорошо знать, что невроз ведет к снижению трудоспособности, ухудшению психологического климата в школе, семье.

Симптомы проявления неврозов зависят от особенностей личности и от характера психической травмы ребенка. В зависимости от симптомов выделяют следующие виды неврозов: истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся является важным условием профилактики неврозов. Необходимо учитывать врождённые, биологически заложенные особенности, и в первую очередь, специфику латеральной асимметрии головного мозга ребёнка в учебной деятельности (леворукие или праворукие). Индивидуальный подход предполагает учет психических и физиологических особенностей младших школьников, особенности их здоровья, тип высшей нервной деятельности, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти и др. [3]

Большое влияние на формирование неврозов оказывает неправильное воспитание. Например, стимулирующее воспитание способствует развитию невростении («Вот у тебя «тройка», а у твоего соседа по парте – «пятерка». Что же ты глупей его?»).. Подавляющее воспитание развивает склонность к формированию невроза навязчивых состояний («Ну что же ты можешь? Сиди уж, лучше помалкивай. Не знаешь, так помалкивай!»). Заласкивающее воспитание становится причиной истерии («Ты у нас самая умный, самый любимый, поэтому тебе завидуют»). Неадекватная самооценка – одно из основных свойств истерической личности (обычно это дети – «кумиры семьи»). Поэтому учитель должен развивать объективную самооценку.

Родителям необходимо больше времени уделять детям, принимать активное участие в их жизни. Совместные прогулки, походы в кино, любая совместная возня с родителями, доставляющая ребенку положительные эмоции может создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Зная природу неврозов и его клиническое проявление, учитель может определить наиболее эффективные пути профилактики школьных неврозов и способствовать формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.

Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.

Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) /диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011. С.65.

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.

Литвак М.Е Неврозы: клиника, профилактика и лечение/под ред. М.Е.Литвак.Изд.3-е.Ростов н/Д :Феникс, 2012. 279с. (Психологические этюды).

Детские неврозы и их профилактика

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Неврозы у детей

Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями. Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница. Все это – верные признаки невротического расстройства. У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями. В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание. Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется. Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

Разновидностью детского невроза являются невротические тики. Этот вид невроза также больше характерен для мальчиков. Факторами, вызывающими подобные расстройства, могут быть причины психологического свойства, а также, например, блефарит и другие виды местного раздражения, на протяжении длительного времени серьезно досаждающие малышу. Ребенок, испытывающий постоянный дискомфорт, в этом случае будет постоянно потирать глаз, формируя тем самым не только дурную привычку, но и психическое состояние скованности, «зажатости». Даже после того, когда объективная причина почесываний устранена, ребенок в трудных для себя психологических ситуациях будет прибегать к ставшей для него привычной «паразитной» жестикуляции.

Генезис и причины

Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах. Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т. п.

Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

О профилактике детских неврозов

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы. Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к школьным нагрузкам и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым. И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

Другие статьи

  • Повышение самооценки младших школьников коррекционные занятия План-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему: Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся." Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и […]
  • Стресс экг что это Тредмилл-тест (стресс-ЭКГ) Тредмил-тест (стресс-ЭКГ) выполняется для исследования влияния на работу сердца физической нагрузки. Показания к проведению теста: боль в груди ухудшение состояние здоровья больных стенокардией инфаркт, ангиопластика, шунтирование в […]
  • Пограничное состояние группа википедия Умерла мать Валерия Леонтьева, которую он выдавал за старшую сестру? Майя Рудая умерла шестого января, в канун Рождества. В Краснодарском краевом психиатрическом диспансере. Ей было 74 года. Когда несколько лет назад она впервые попала в диспансер и скромно поведала […]
  • Проблема взаимоотношений индивида и общества GreatPhilosophy Личность и общество: проблема взаимоотношений Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), в обществе. Фергюсон писал, что «Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гда […]
  • Как избавится от завышенной самооценки Завышенная самооценка у подростка что делать Индивид неадекватно оценивает собственный потенциал и переоценивает личные возможности – это завышенная самооценка. Однако далеко не всегда подобная ситуация отрицательна: чрезмерный эгоцентризм, отсутствие уважительности к […]
  • Невроз полностью излечимое и обратимое заболевание По статистике нашего медицинского центра среди неврологических заболеваний наряду с эпилепсией наиболее распространенными являются неврозы. Неврозы всегда возникают под действием психотравмирующих факторов. Конечно, существует и генетическая предрасположенность. […]