Девиантное поведение и стресс

Девиантное поведение и стресс

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург

Рассматриваются наиболее общие механизмы и закономерности взаимосвязи стресса и аддиктив — ного поведения. Особое внимание уделено общим закономерностям развития химических и нехимиче — ских зависимостей при стрессе. Показано, что формирование аддиктивной патологии в данных услови — ях следует рассматривать как стереотипы, позволяющие преодолевать дистрессы, компенсировать недостаточное функцинирование стресс-лимитирующих систем в условиях срыва адаптационных про — цессов. Знание механизмов аддикции способствует созданию профилактических программ, направ — ленных на выработку факторов резистентности к стрессу и изменение поведенческих стилей в направ — лении социальной адаптации.

Ключевые слова: стресс, отклоняющееся поведение, стратегии адаптации, стресс-лимитирующие системы.

Существование человека в современном об — ществе характеризуется воздействием на него комплекса стрессорных факторов, вызывающих как специфические, так и неспецифические из — менения в организме. Несмотря на значитель — ное количество работ по изучению стресса, ис — черпывающего толкования данного феномена не существует. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, остается определение стресса как не — специфического ответа организма на любое предъявленное ему требование, сформулиро — ванное Г. Селье.

Вне зависимости от модальности стрессор — ного фактора возникающие в организме изме — нения носят неспецифический характер и име — ют важный биологический смысл, заключаю — щийся в формировании компенсаторно-при — способительных реакций. В общебиологиче — ском эволюционном аспекте стресс-реакция сформировалась как необходимая часть более сложного целостного процесса адаптации. Вместе с тем, известно, что стресс является важным звеном не только механизмов адапта — ции, но и патогенеза многих заболеваний. Стрессоустойчивость характеризуется особен — ностями развития общего адаптационного син — дрома, преимущественно I его стадии: первич — ной стресс-реакции – реакции тревоги с после — дующим формированием структурного следа адаптации [5].

Неоднозначным для понимания остается психологическое определение стресса и соот — ветственно вызывающих его стрессорных фак — торов. Для адекватного функционирования организма необходим определенный уровень стресса и оптимальное соотношение стресса и дистресса. Чрезмерное по силе стрессовое воз — действие способно привести к срыву адаптаци — онных процессов и вызвать формирование рас — стройств адаптации. Кроме того, в человече-

ской популяции имеются определенные психо — типы с изначально низкой толерантностью к стрессовому воздействию.

Показатели формирования срочной и дол — говременной адаптации определяются функ — ционированием нервной и эндокринной сис — тем. Известно, что интенсивность стресс-реак — ции определяется соотношением активности стресс-мобилизирующих механизмов и степе — нью активации блокирующих ее стресс-систем [10]. При этом стресс-блокирующие системы могут быть подразделены на центральные и пе- риферические. Действие последних направле — но на повышение устойчивости клеточных струк — тур к действию стрессорных факторов. Эффек — торами стресс-лимитирующих систем являют — ся биологически активные вещества и, прежде всего, нейропептиды. В процессах защиты орга — низма от повреждающего действия стрессор — ных факторов существенную роль играют опио — идные пептиды, имеющие выраженное срод — ство к рецепторам опиоидного (морфинного) типа. Синтез эндогенных опиоидных пептидов в организме резко нарастает при воздействии экстремальных факторов, в результате чего от- мечаются значительное снижение болевой чув — ствительности, улучшение кровотока в миокар — де и нервной ткани, повышается устойчивость биологических систем к гипоксическому воз — действию.

Биологическими субстратами аддиктивного поведения в условиях стресса следует считать совокупность нейрометаболических и эндо — кринных изменений в организме, связанных с взаимодействием стресс-запускающих и стресс-лимитирующих систем [5] . Системные реакции организма при стрессе в значительной степени определяются функциональной актив- ностью медиаторных систем, эффекторами ко-

торых являются: y-аминомасляная кислота

Медико-биологические и социально-психологические проблемы 77

(ГАМК), глицин, дофамин, y-оксимасляная кис — лота (активный метаболит ГАМК-ергической системы, наиболее хорошо проникающий через гематоэнцефалический барьер).

Существенную роль в механизмах формиро — вания аддиктивного поведения при стрессе иг — рает выработка эндогенных опиодидов, при этом, наибольшее значение имеют нейропеп- тиды, обладающие седативным свойством (!)- эндорфины) [8]. В I стадию стресс-реакции кон — центрация эндорфинов, как правило, бывает

достаточной для адекватной реализации стрес — са, однако при повторяющихся стрессовых воз — действиях или затянувшемся стрессе наблюда — ется снижение функциональной активности но — цицептивных систем и, в частности, опиоидер — гической системы. Это может вызывать негатив — ные изменения в функциональных системах орга — низма, снижать его адаптационные способнос — ти. С врожденной недостаточностью опиоид — ергической системы организма ряд авторов связывают возможные механизмы развития аддиктивной патологии в условиях хроническо — го стресса [1, 9]. Авторы отмечают, что лица с аддиктивной патологией предпочитают тот или иной вид аддикции в зависимости от личност — ных и социально-психологических факторов. Больной, страдающий наркоманией, выбирает вещество, эффект от злоупотребления которым позволяет компенсировать преморбидные осо — бенности личности. Так, например, лица, склон — ные к деликвентности, выбирают препараты с психоделическим действием. При доминирова — нии аффективных расстройств больной нарко — манией выбирает вещество, в действии кото — рого присутствует седативный компонент.

В настоящее время принято выделять раз — личные виды аддиктивной патологии [2, 3]. К наиболее распространенным вариантам хими — ческих аддикций следует отнести алкогольную зависимость, наркомании, токсикомании, кофе — иновую и никотиновые аддикции.

Наряду с употреблением алкоголя, наркоти — ческих и психоактивных веществ, в последнее десятилетие особое распространение приобре- ли различные виды нехимических зависимос — тей, такие как зависимость от азартных игр (гем — блинг), увлечение сетью Интернет, сексуальные, пищевые девиации, длительное прослушивание ритмичной музыки, чрезмерное увлечение ра- ботой (работголизм), шопинг, сексуальная, ур — гентная аддикции. В последнее десятилетие от — носительное распространение приобрели ад — дикция отношений и ургентная аддикция. При этом, аддикция отношений характеризуется на — вязчивым стремлением человека к определен-

ному типу отношений. Зависимые от отноше — ний лица создают группы «по интересам». Чле — ны групп постоянно и с удовольствием обща — ются, тратя на это подавляющую часть време — ни, в ущерб работе, учебе и другим занятиям. Промежутки между встречами сопровождают — ся постоянными мыслями о предстоящем об — щении. Ургентная зависимость проявляется в желании находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.

Независимо от видов аддиктивной патоло — гии, имеются общие механизмы их формиро — вания, клинического течения и исходов. Воздей — ствие хронического стресса усиливает аддик — тивные тенденции, способствует развитию хи — мических и нехимических зависимостей. В на — стоящее время наиболее изучены механизмы и закономерности аддиктивной патологии у лиц, подвергающихся стрессовым воздействиям боевой обстановки [9]. Употребление наркоти — ческих веществ у военнослужащих в большин — стве случаев мотивировалось ситуационными факторами. Следует отметить, что патогномо — ничным для аддиктов было наличие акцентуа — ций характера (почти 90 % лиц с аддиктивной патологией имели акцентуации характера, при этом в общей популяции данный показатель не превышал 63 %). Среди лиц, употреблявших наркотические вещества в условиях боевого стресса, доминировали военнослужащие с эмо- ционально-лабильной, сенситивной, астенонев — ротической, психастенической и шизоидной акцентуациями. Прием наркотических веществ в условиях боевого стресса коррелировал с про- должительностью службы, наличием в анамне — зе ранений и травм, наиболее значимыми фак — торами для формирования аддиктивной пато — логии в условиях боевого стресса были иска — женный тип семейных отношений, деликвент — ность, конфликтные взаимоотношения в микро — социальной среде. Особо следует отметить, что у лиц, склонных к употреблению каннабиодов в условиях боевого стресса, наиболее часто вы — являлся пограничный уровень интеллектуально — го функционирования (снижение уровня и ско — рости решения интеллектуальных задач).

Таким образом, главным фактором, оказы — вающим влияние на употребление военнослужа — щими психоактивных и наркотических веществ, является развитие боевого стресса. Увеличение интенсивности и длительности стрессовых воз — действий влечет за собой рост вероятности ис — пользования психоактивных веществ для смяг — чения психического напряжения. Среди допол-

78 Медико-биологические и социально-психологические проблемы

нительных факторов развития аддиктивной па — тологии в условиях боевого стресса следует выделить наследственную предрасположен — ность, патологические черты характера, нали — чие аддикций в допризывный период, психо — логические и метаболические изменения, выз — ванные воздействием боевого стресса.

Биологическим субстратом формирования аддиктивной патологии в условиях стресса яв — ляется совокупность метаболических измене — ний в организме, вызванная стрессовым воз- действием. При этом лица с исходным нормаль — ным или даже усиленным функционированием опиоидной системы в условиях хронического стресса, особенно в фазу истощения общего адаптационного синдрома, могут стремиться восполнить дефицит эндогенных опиоидов при- емом наркотических веществ. Весьма негатив — ным последствием данного явления становит — ся снижение в тканях организма эндогенных опи — одных пептидов, что и приводит к быстрому развитию аддиктивной патологии в условиях хронического стресса.

В условиях хронического стрессового воз — действия могут сформироваться нехимические зависимости, которые имеют сходные с нарко — маниями патогенетические механизмы. Следу — ет отметить, что в своем большинстве лица, страдающие нехимическими зависимостями, не предполагают, что они столкнулись со значи — тельной проблемой, решение которой не менее затруднительно, чем лечение наркомании или токсикомании.

К числу наиболее распространенных вариан — тов нехимических аддикций, сопровождающих хронический стресс, следует отнести нарушение пищевого режима (как переедание, так и голо — дание) [13]. В основе данной аддикции, как и в основе многих других, лежит более или менее выраженный внутриличностный конфликт, при — водящий к дистрессирующим явлениям и вы — зывающий необходимость дополнительного получения положительных эмоций. Мнение о возникновении у индивидуума пищевой аддик — ции складывается тогда, когда прием пищи осу- ществляется не только для утоления голода, но и как средство получения удовольствия от при — ема пищи. Еда в условиях стресса позволяет дополнительно активизировать стресс-лимити — рующие системы организма. При этом, с одной стороны, происходит уход от неприятностей, а с другой – фиксация на приятных вкусовых ощу — щениях. Стремление снимать любой стресс при — емом пищи приводит к формированию стой — кой пищевой зависимости. Человек, страдаю — щий пищевой аддикцией, вынужден часто при-

нимать пищу для того, что купировать психи — ческий дискомфорт, потенцировать включение химических механизмов. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются веще — ства, стимулирующие аппетит. Постепенно воз — растает количество съедаемой пищи и увели — чивается частота ее приема, что влечет за со — бой нарастание массы тела, формирование со- матической патологии. Данная проблема при — обретает особую актуальность в странах с вы — соким уровнем жизни, ассоциирующимся в об — ществе с высоким уровнем стресса [4, 6, 11, 12,

14]. Противоположная сторона пищевой аддик — ции – голодание. Голодание выступает в каче — стве одного из вариантов сублимации саморе- ализации личности, а именно, в преодолении себя, победе над своей «слабостью». В период воздержания от еды появляются повышенное настроение, ощущение легкости. Часто ограни — чения в еде начинают носить абсурдный харак — тер. Периоды голодания могут сменяться пери — одами активного переедания. Отсутствует кри- тика своего поведения. Вместе с этим, проис — ходят серьезные нарушения в восприятии ре — альности [7].

Смотрите так же:  Психические расстройства а 6

Разрушительный характер пищевой аддик — ции заключается в том, что она, по своей сути, не являясь «социально осуждаемой» или «соци — ально неприемлемой», разрушает эмоциональ — ные связи индивидуума. Купирование стресса приемом пищи постепенно становится стилем жизни. При этом, собственные ноцицептивные системы организма начинают оптимально функ — ционировать только в условиях чрезмерного насыщения.

Изучению личностных особенностей пациен — тов, страдающих пищевой аддикцией, посвяще — но значительное количество работ, при этом показано, что нарушение пищевого поведения, ассоциированного со стрессом, наиболее час — то встречается у женщин, чем у мужчин [11]. Большинство больных с данной патологией подвержены постоянному стрессу, связанному с эмоциональной депривацией со стороны близких, начиная с периода полового созрева — ния. Отцы этих пациентов описываются как эмо — ционально сдержанные, а матери – с домини — рующим поведением, сопровождающимся сверхопекой. Наиболее общими чертами боль — ных, страдающих нарушениями пищевого пове — дения, являются: склонность к перфекциониз — му, наличие низкой самооценки, психологиче — ская зависимость от мнения окружающих. Пе — речисленные особенности блокируют адекват — ную реализацию первичной стресс-реакции, приводят к постепенной психологической изо-

Медико-биологические и социально-психологические проблемы 79

ляции, требуют дополнительной активации стресс-лимитирующих систем, что усиливает пищевую аддикцию. При этом, прием пищи сни — мает стресс на короткое время. Чем продолжи — тельнее расстройство пищевого поведения, тем кратковременнее периоды нормотимии после еды, которая становится регулятором настрое — ния больного.

Таким образом, хроническое стрессовое воздействие приводит к формированию раз — личных видов как химических, так и нехимиче — ских зависимостей, имеющих общие патогене — тические механизмы. Формирование аддиктив — ной патологии в данных условиях следует рас- сматривать как стереотипы, позволяющие пре — одолевать дистрессы, компенсировать недо — статочное функцинирование стресс-лимитиру — ющих систем в услових срыва адаптационных процессов. Знание механизмов аддикции спо — собствует созданию профилактических про — грамм, направленных на выработку факторов резистентности к стрессу и изменение поведен — ческих стилей в направлении социальной адап — тации.

Материал взят из: Научный журнал Медико-биолошические и соу=циально-психолошические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях№1 2012

Девиантность, девиантное поведение

Это уже — немного девиантное поведение.
скачать видео

Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Виды девиантного поведения

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.

Изучение девиантности

Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:

  1. Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
  2. Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.

Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:

  1. Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
  2. Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
  3. Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
  4. Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.

и защита от них

2.2. Опасности девиантного и деструктивного поведения

Понятие девиантного и деструктивного поведения. Суицидальные проявления и защита от них. Проституция как социальная проблема. Заболевания, передающиеся половым путем.

ВИЧ-инфекция как биолого-социальная опасность.

Как утверждают психологи, современный человек в течение года имеет столько же контактов с другими людьми, а возможно и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю жизнь. В условиях нарастающего темпа жизни, увеличения количества стрессов многие люди стремятся уйти от реальной действительности в мир иллюзий, что создает почву для различного рода девиаций и зависимостей.

Понятие девиантного и деструктивного поведения

Девиантное поведение – поведение человека, нарушающее норму, выходящее за пределы некой области, описывающей средние значения признака. И как следствие этого – искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение, а также проституция, беспризорность, суицид и др.

Аддиктивное поведение это один из видов девиантного поведения с формированием устойчивой зависимости в стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Различают аддиктивное поведение фармакологического (алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нефармакологического (игромания, интернет-зависимость, сектантство, клептомания) характера. Оно представляет серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только для самих зависимых, но и для окружающих.

Причины девиантного поведения. В последнее время в России сохраняется неблагополучие в сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; высоко число разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; фиксируется ухудшение здоровья детей, их питания, быта, досуга; жестокое обращение с детьми; насилие над ними; детская безнадзорность; преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных перспектив в будущем. Проблема девиантного поведения молодежи приобретает масштабы национальной трагедии. По мнению некоторых специалистов, такая тенденция через несколько лет может привести к необратимому процессу разрушения генофонда.

Выделяют следующие причины, приводящие к девиантному поведению:

I. Внешние (общественные):

1) социальное неравенство: низкий, подчас нищенский уровень жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.;

2) морально-этический фактор: низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, увеличении насилия и правонарушений;

3) окружающая социальная среда, которая нейтрально относится к девиантному поведению; недостатки социально-культурной сферы, неустроенный досуг. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

II. Внутренние (личностные):

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

2) неудачи в учебе или на работе, разочарование в людях;

3) низкий уровень умственного развития, препятствующий правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий;

4) неудовлетворенные социальные потребности, которые создают внутренний конфликт личности и ведут к формированию аномальных потребностей;

5) недостаток самостоятельности мышления, большая внушаемость;

6) низкая познавательная активность, обеднение духовных потребностей.

В профилактике девиантного поведения необходимо сотрудничество власти с общественными организациями, системами образования и здравоохранения. В таблице 6 представлены основные направления профилактики девиантного поведения.

Характеристика направлений профилактики девиантного поведения

Держишься за красную бабочку = девиантное поведение, или Как правильно отстаивать свою позицию

Автор: Светлана Епихина

Держишься за красный галстук = девиантное поведение, или Как правильно отстаивать свою позицию

Понятие «нормы поведения» является вопросом определения соответствия человека заданным условиям той или иной среды. Девиантное поведение подразумевает человека, отклоняющегося от привычных и установленных типов поведения в данной среде. Типы девиантного поведения зависимости от условий среды, накладывающей на человека ограничения. Существует понятие «страновой» нормы (государственной), то есть сложившаяся историческая практика, принятая на территории того или иного государства. Следующее понятие нормы — это культурная норма, действующая в масштабах народа (национальная), например: народы Востока, Европы или народности того или иного региона. Далее идет социальная норма, принятая в обществе или социальной группе, например: клубы по интересам или профессиональные группы. Также можно выделить юридические нормы, касающиеся поведения человека, которое регулируется законом международным или государственным. Существуют нормы здоровья, когда подразумевается, что поведение здорового человека отличается от поведения больного, независимо от того, болен ли он физически (отравление, высокая температура и т. п.) или психически (шизофрения, депрессия и т. д.).

Необходимо четко разделять факты реального отклонения в поведении (болезнь человека) и личностные особенности человека, выделяющегося на фоне типичного поведения социальной среды (группы), в которой человек находится в тот или иной период.

Люди могут устраиваться на работу, находясь в состоянии явно выраженной болезни, которая сразу заметна, или в состоянии некоего периода стабильности, в котором диагноз без серьезного обследования порой сложно выявить даже специалисту. В таком случае отклонение может проявиться позже, в период работы. Иногда болезнь может развиваться — она может появиться у ранее здоровых людей на фоне стресса или интоксикаций и т. п. К сожалению, от этого никто не застрахован. По поводу выявления девиантного поведения, вызванного болезнью, существует ряд нормативных документов, разрешающих или предписывающих в отдельных случаях работодателю при приеме на работу проводить медицинские или психофизиологические осмотры (запрашивать информацию о состоянии на психиатрическом или наркологическом учете). Этот перечень профессий связан с выраженной опасностью работ как для самого работника, так и для окружающих, например: водители, электрики и т. п.

Бывают иные случаи девиантного поведения, связанные с необоснованным отстаиванием своих взглядов. В корпоративной среде понятие нормы очень смешанное, поскольку все зависит от отрасли, корпоративной культуры, руководителей, коллектива и т. д. Здесь отклонением от нормы будет являться то, что люди в конкретном случае считают для себя отклонением от привычного поведения окружающих. Так, например, человек, пришедший на работу в красном галстуке, может казаться отклонением от нормы. Возможно, на прежнем месте работы красные галстуки были нормой и даже признаком хорошего тона, поэтому в человеке присутствует абсолютно четкое стремление выглядеть нормально. Возникает вопрос: будет ли такое поведение девиантным? Для того чтобы ответить, следует учитывать два основных момента. Первый: возможно, социальная группа нечетко формулирует свои требования к людям. У нее есть гипотеза, что такое норма, и оценка других происходит по некоему шаблону, но трансляция правил осуществляется нечетко. Например, нигде не написано, что нельзя приходить на работу в красном галстуке. Такому сотруднику сложно доказать, что он совершает ошибку. Таким образом, если норма не регламентирована, то отклонение от нее — просто плохое управление деловой этикой, и эта норма фактически не существует. Такое поведение называть девиантным неверно. Но девиантность возникает тогда, когда неоднократно было обращено внимание человека на норму и объяснены необходимость и смысл исполнения данной нормы, но работник продолжает совершать свои действия, не принимая и не реагируя на претензии. Это девиантное поведение. Девиантность заключается не в том, что он надел красный галстук, а в том, что готов рискнуть ради этого своей работой и карьерой. Иными словами, человек настаивает на своем выборе. Если такой сотрудник перейдет в другое место, скажем, в креативное агентство, то красный галстук там будет нормой. Такая нежесткая система человеку подошла бы, однако он хочет остаться здесь и продолжать вести себя по своим личным правилам. Он не понимает, что не совпадает с системой, и настаивает на том, что система должна изменяться под него. Окружающие люди должны изменить свое поведение для того, чтобы соответствовать взглядам этого человека.

При этом необходимо учитывать, что если в компанию придет генеральный директор и заставит всех перестроить свое поведение (например, носить красные галстуки), то данный работник, вполне возможно, добьется успеха, так как имеет больше ресурсов. Но если придет рядовой сотрудник, который считает, что все должны делать так, как он, то его затея обречена на неудачу. Его скорее уволят.

Вопрос здесь состоит в следующем: как установить фильтр на входе, чтобы заведомо определять, насколько человек адаптивен, насколько он готов принимать чужие стандарты и нормы поведения на соответствие корпоративной культуре.

Определяем девиантное поведение кандидата на этапе его входа в организацию

Метод полуструктурированного интервью является удобной формой выявления основных личностных позиций кандидата: мотивация, локус контроля — сосредоточен ли человек только на себе и своей точке зрения, или другая крайность — всегда готов принять чужую точку зрения. Также уточняю, насколько правильно применяет этот подход человек: когда именно он может настоять на своем, а когда он примет правила игры, которые необходимы для того, чтобы достичь общего результата, потому что в данной работе важен командный подход. На входе в компанию необходимо уточнять, как человек оценивает свой предыдущий опыт в жизни, работу с другими коллективами, что нравилось или не нравилось в тех или иных коллективах.

Также с кандидатом мы пытаемся проработать вопрос о возможности иного выхода из прошлых негативных ситуаций. Почему человек увольнялся или оставался в том коллективе? Можно ли было изменить ситуацию конфликта?

Выделим три основных типа «сложных» работников. Первые, вероятно, и признают, что совершали ошибки в своей жизни, но никогда даже не думали о том, что их можно было бы и не совершать. С этими людьми никто не занимался анализом ошибочных действий — ни бывшие руководители, ни коллеги и т. д. Все только ссорились.

Вторые чаще настаивают на том, что именно такой результат конфликта они выбирают — и никакой другой. Чаще всего это происходит с теми кандидатами, у которых в резюме самый большой срок работы на одном месте не более года. Такие люди все время меняют работу, потому что им некомфортно в той или иной среде. Это косвенный признак неверного выбора среды, низкой адаптации к нормам поведения и работы, ригидности и непринятия правил.

Третий тип кандидатов готов все время подстраиваться только под других людей, слишком лабилен и не формирует позиции ответственности за свое решение. Это также негативно оценивается в условиях требований большого объема работы, напряженности труда. И это тоже девиантное поведение. Согласно сопромату можно опереться на то, что имеет уровень сопротивления. Если мы говорим о человеке, у которого никогда нет своей позиции, и он отказывается от нее, то мы теряем с ним время. Пытаемся найти точку опоры человека, он же опирается на все, но только не на себя. Это отклонение. Зачем тогда нужно экспертное мнение такого специалиста, если он его не имеет или в нем не уверен сам?

Золотая середина — это человек, который умеет правильно и вовремя принимать решения. Он прислушивается к старшим товарищам и руководителям, налаживает со смежными функциональными подразделениями партнерские отношения и отвечает за свою зону ответственности. В рабочих отношениях умеет быть «социально комфортным» для коллег, стрессоустойчивым к влиянию различных внешних и внутренних факторов.

Девиантное поведение человека может проявляться под воздействием стресса как особого типа нагрузки на психику нормального человека, при котором его поведение может значительно изменяться. Существует два типа стресса, которые необходимо выделить у работников: профессиональный и внешний. Профессиональный стресс — это выгорание, потеря стимула к работе в профессии или в конкретной организации. Человек теряет смысл деятельности, снижается результативность. Внешний стресс — это когда у человека присутствуют проблемы в личной жизни (смерть, болезни, изменение в семейном статусе и т. п.), не имеющие прямой зависимости от работы.

Первый вид стресса говорит о том, что у сотрудника отсутствует навык самостоятельного построения карьеры, а компания уделяет этому вопросу меньше внимания и не замечает, что сотрудник «перестоял» на должности, потерял интерес к повседневным задачам, не видит своих перспектив. В таком случае все вопросы нужно обратить в сторону организации трудовой деятельности. Первое, что необходимо сделать, это посмотреть, можно ли изменить качественную или количественную загрузку человека. Качественная загрузка означает, что сотруднику, возможно, необходимо дать более трудное задание либо, наоборот, не столь сложное, если он не справляется с работой. Количественная загрузка подразумевает, что, возможно, необходимо оценить объем труда и снизить количество заданий или увеличить. Если работа рутинная и сотруднику скучно ею заниматься, но ему некуда в ближайшее время расти в должности, то в таком случае начинают стимулировать лояльность работника к компании через бонусы (дополнительное образование, участие в проектах и т. п.).

Работника можно стимулировать его личным временем. Если он перегружен, то ему дают время отдыха или облегченный график работы для того, чтобы сотрудник меньше чувствовал зависимость от жестких рамок.

Второй вид стресса (внешний стресс) обращает наше внимание к корпоративной культуре организации, может ли она поддержать работника в особых жизненных обстоятельствах. В таких случаях требуется материальная, юридическая или психологическая помощь. Каждая компания по-своему решает данный вопрос. У кого-то есть специальные психологи, у кого-то внутренние консультанты, юристы, налоговые эксперты и т. п. Некоторые организации предоставляют работникам возможность уйти в длительный отпуск для решения этих проблем.

Однако бывают и обстоятельства, которые вы уже не можете изменить с помощью участия организации. Когда, находясь в глубоком стрессе, сотрудник испытывает отвращение к работе. Это действительно девиантное поведение на работе, так как основным содержанием трудовых отношений является труд. Здесь необходимо оценить, готов ли работник преодолевать свой личный стресс или нет, возвращаться к нормальному поведению и эффективной работе. Если нет, то с таким сотрудником необходимо расстаться. Почему? Потому что это угроза для всех окружающих. Ценность сотрудника и коллектива должны быть сопоставлены. Если руководитель ценит всех, кто страдает от девиантного поведения одного работника, то необходимо принимать решение.

Кстати, бывают и обратные оценки. Нестандартные люди могут быть теми самыми талантами, которых все сегодня ищут, которые обладают уникальными способностями. Тогда коллектив необходимо научить воспринимать уникальность. У розы есть не только цветок, но и шипы, и мы готовы ради цветка натыкаться на шипы. Если есть здоровый баланс между коллективом и работником, то тогда девиантное поведение не является преградой к эффективности такого сотрудника.

«Стрессонеустойчивость» нельзя однозначно называть девиантным поведением. Стрессоустойчивость — это врожденная физиологическая данность организма. Человек может быть адекватен в любых обстоятельствах, но в условиях тяжелой болезни или даже зубной боли у него может возникнуть неадекватное поведение. Вы будете считать это отклонением от нормы? Я бы сказала, что это особенность данного человека — граница, которая находится в пределах нормы. Но стоит ему только вернуться в адекватное состояние, он начинает нормально работать. Кстати, никто не в состоянии дать объективную оценку своей стрессоустойчивости. Даже сотрудники МЧС, силовых структур, спецслужб могут переживать стресс, профессионально выгорать, демонстрировать девиантное поведение. Вспомните последние драматические ситуации с применением табельного оружия против мирных сограждан. А ведь виновников данных событий тщательно отбирали и готовили к работе.

Плохая корпоративная культура — это культура, не отвечающая задачам бизнеса

Корпоративную культуру предлагаю делить на два понятия. Когда мы затрагиваем вопросы, связанные с отношениями внутри коллектива, то это социально-групповая, корпоративная культура, а когда непосредственно говорим об организации управления предприятием, то это организационная культура. Человек — это, с одной стороны, личность, и корпоративная культура — это совокупность факторов, влияющих на личность в определенной социальной среде, во взаимодействии с другими личностями. С другой стороны, человек — это труд. Труд — это конкретная работа, которая должна быть сделана, и за качество или количество которой платят соответствующую заработную плату. Управление трудом — это организационная культура, а управление нормами поведения человека в коллективе — корпоративная культура. Плохая организационная культура выражается, прежде всего, в том, что работник не понимает целей организации и не имеет достаточно информации о том, как они реализуются. В данной ситуации страдает непосредственно работник, будь он профессионал или непрофессионал. Профессионалы могут демонстрировать бурные протесты, а непрофессионалы просто устроят тихую итальянскую забастовку «ничегонеделания».

Основная цель корпоративной культуры состоит в том, чтобы научить сотрудников чувствовать лояльность к организации. Сильная корпоративная культура должна при этом соответствовать организационной культуре, отвечать стратегии бизнеса и понятиям качества труда.

Плохая корпоративная культура не формирует у сотрудника заинтересованности в том, какие у компании существуют цели, стратегия и т. п. Некоторые отмечают, что семейный тип корпоративной культуры плох. Если сотрудники хотят проводить вместе время на работе, но при этом эффективность компании совершенно не ухудшается, то кто сказал, что это плохая корпоративная культура? Возможно, семейственность в данном случае создает более комфортный социальный фон человеку и пробуждает его творчество?
Плохая корпоративная культура — это культура, которая не соответствует целям и стратегии организации на данном этапе. В норме корпоративная культура должна отвечать общим правилам и вести в нужном направлении. Как пример можно взять жесткую корпоративную культуру опасного производственного предприятия, которая отвечает требованиям жесткой профессиональной среды. Данная культура должна обеспечивать снижение риска для жизни работников и других людей (транспорт, металлургия, строительство и т. п.). Но в этих системах работники сами ценят дисциплину и контроль, так как они обеспечивают им гарантию личной безопасности. Если такую культуру использовать в парикмахерских, то сотрудники начнут просто набрасываться на клиентов. Персонал, работающий с клиентами, будет отыгрываться на них за жесткость администрации и сверхконтроль за работниками. Трудно достичь того, чтобы запуганные люди были внимательны и вежливы. Униженный, оскорбленный и не уважающий себя человек не может быть адекватным профессионалом, даже понимая, что от него ожидается внимание, тактичность, культура и т. п. Сформируйте в парикмахерской среду заботы о персонале и внимания к нему — это будет заметно в отношении работников к компании и к ее клиентам.

Таким образом, плохая корпоративная культура — это культура, не соответствующая задачам бизнеса; когда менеджер, отвечающий за ее формирование, не понимает, какую надо создать атмосферу и как следует организовать процессы управления в компании для того, чтобы все понимали, куда, зачем, как и с какой скоростью надо идти.

Возвращение к прошлому опыту, или В чем различия между государственной и коммерческой организациями?

Парадокс заключается в том, что сейчас все меньше и меньше различий между государственными учреждениями и коммерческими структурами, потому что государство от своих компаний тоже требует эффективности.

Разница чаще состоит в типе самой работы, например: в государственном учреждении от сотрудника требовали количество и качество исполненных бумаг, ответов на обращения, официальных писем, распоряжений. Предположим, приходит такой сотрудник в корпоративную среду, где, помимо письменной работы, от него требуется еще умение проводить совещания и принимать эффективные решения. То есть он должен делать профессиональную экспертную работу, решать прикладные и практические задачи. Возможно, он привык быть административным руководителем, отошедшим от прямого участия в профессиональной деятельности. Но в коммерческой организации от сотрудника требуют вернуться к профессии, в которой он когда-то был экспертом. Вернется ли такой сотрудник к прошлому опыту или сможет его изучить в новых условиях — это уже вопросы профессионального характера, программы адаптации и организации труда. Если человек готов преодолеть период адаптации, тогда он перестроится с одного типа работ на другой. При этом сотруднику должна помогать компания. Тогда у него стресс снижается, и человек вписывается в среду. Если сотрудник не понимает, на какую работу идет, и компания не готова его поддержать в период адаптации, то они чаще не совпадают.
Проблема в данном случае в правильности организации управления человеческими ресурсами, а также в эффективности управления в целом.

Слабая корпоративная культура, или Как вести себя на корпоративе…

Слабая корпоративная культура — это отсутствие четкого понимания, на что должна быть направлена культура и как она должна стимулировать человека. Это непонимание методов, с помощью которых ее можно достичь. Иными словами, у компании заявлены цели, но она все время меняет свои подходы к ним, например: устраивает корпоративные вечера с щедрым застольем, а после начинает увольнять работников, потому что они себя не очень красиво вели на этих мероприятиях. В сильной культуре формируют цели мероприятия одновременно с выбором формата. Можно выделить два формата вечеринок: «строгий», когда люди заранее сужены в рамках и на мероприятии ограничено спиртное и т. п.; и «отвязный», когда люди собираются, что называется, на party без границ, чтобы «снять стресс».

Слабая корпоративная культура выражена в ситуации, когда в компании прописана этика ведения переговоров, в которой не допускается мат или грубые высказывания, но на практике все это нарушается. Каждый день во время совещания все продолжают переходить на личности. Получается, что написанное не совпадает с фактами. И за это никому ничего не бывает. Также слабой корпоративной культурой является та среда, в которой сотрудника, не создающего нужных результатов в труде, глядят по головке или награждают, не замечая «скромных тружеников».

Сильная корпоративная культура

Сильная корпоративная культура — это когда работник сознает, что он находится в сильном и организованном пространстве, в котором есть свои правила. Правила могут быть разными, но работник точно знает, что здесь есть правила и их надо соблюдать. Если он их не соблюдает, то он выпадет из этой обоймы. Если не состоялось такого четкого понимания, то человек, находясь внутри компании, к ней не лоялен. Он просто не очень понимает, что у этой компании есть определенные правила. Например, зачем люди идут в иностранные компании, созданные на территории Российской Федерации? Потому что там все четко прописано, существует белая зарплата и есть возможность рассчитывать на то, что соблюдается законодательство. Но как понимает соблюдение законодательства наш человек? В основном так, что все иностранные работодатели ему обязаны. Сотрудник, пришедший в сильную корпоративную культуру, ожидает от нее более полной отдачи для себя, нежели от слабой. Если человек приходит в маленькую компанию со слабой корпоративной культурой, то он часто даже не возмущается, столкнувшись с недостатками или несправедливостью системы. Но когда он приходит в компанию с сильной корпоративной культурой, то начинает предъявлять завышенные требования. Он ожидает, что компания должна быть самой «правильной», идеальной. Если же во время собеседования задать такому кандидату вопрос: «Что вы дадите компании в ответ?» — то человек не найдет простого и прямого ответа. Чаще всего это односторонние ожидания, вроде «они мне должны…»

Что такое конфликт между собственниками? Это когда решение стоит на месте и все начинают переходить на личности. К сожалению, конфликты между собственниками не редкость, но весь вопрос состоит в том, что для них является ценностью: эффективность бизнеса или борьба за то, кто прав, кто виноват, кто круче, и как себя надо вести. Если целью является эффективный бизнес, то собственники обсуждают вопрос о создании «правил поведения во время конфликта» вместе с коллективом организации. Например, прописываются условия, что при наличии разных точек зрения у двух собственников должен применяться такой-то арбитраж. Эксперт-арбитраж может склонить чашу весов или влево, или вправо, что значительно облегчит ситуацию.

Вообще для этой модели лучше всего иметь трех собственников. Но если их двое, то бизнес следует оговаривать не 50 на 50, а, скажем, 60 на 40: у кого-то ответственность за бизнес должна быть больше и, соответственно, решающий голос. Но если учредители настаивают на том, что они дружат, то ситуация может стать неуправляемой. И когда в процессе ведения бизнеса они начинают ссориться, это результат прямого отрицания того, что их личные отношения мешают двигать бизнес вперед.

К несчастью, во многих ситуациях девиантность собственников приводит к отклонению всего остального коллектива от цели бизнеса. Конфликт может дойти до того, что один из собственников покинет бизнес. Поэтому заранее следует договариваться о правилах. Сотрудники, к сожалению, не смогут помочь собственникам в этом (рыба начинает гнить с головы), поэтому менеджеры в таких компаниях чаще страдают, чем рядовые работники.

В случае когда в компании три собственника, все договариваются, кто будет за что отвечать. И на основании этой договоренности строится модель. Например, один занимается основными бизнес-процессами, второй — внешними контактами, а третий отвечает за привлечение финансовых ресурсов.
Таким образом, необходимо моделировать стратегию поведения собственников, создавать зоны ответственности, организацию взаимодействия и договариваться о том, как будет проходить процесс снятия конфликта. Если все вышесказанное прописано в нормативном документе — отлично, его можно показывать остальным. Если же просто зафиксировано как сообщение для всей компании: «Уважаемые коллеги! По таким-то вопросам обращаться к такому-то руководителю» — тоже уже хорошо. Это движение вперед к сильной корпоративной культуре.

«Миссия фирмы»: нужно ли это?

Можно делать бизнес просто на коленке: в течение года продал что-то и купил больше, для того чтобы снова продать. Это базовые спекулятивные вещи. Если говорить о наличии идеи или концепции, чаще всего это называется стратегией. Например: «Я хочу создать бизнес, который через несколько лет будет таким-то». Поставив цель, к ней можно идти. Дальше кто-то выбирает правильную дорогу, кто-то неправильную, третьи зовут консультантов. Что же тогда такое миссия по сравнению с этой стратегией? Стратегия — это цель бизнеса: «Я хочу иметь столько-то денег» или «Я хочу создать такое-то количество предприятий в таком-то количестве регионов». Миссия же отвечает на вопрос: «Зачем мне это все нужно в целом?» То есть миссия — это некий смысл для всех остальных. Потому что даже если у вас много денег, вы можете не добиться результата, так как персонал вас не поддержит, поскольку он будет задавать вопрос: зачем?

Вспомним опыт индийской компании, которая создала самые дешевые автомобили в мире. У компании была миссия: пересадить людей с велорикш на автомобиль и поднять престиж страны в глазах остального мира. Чем это не миссия? Мало того: люди сделали бизнес, то есть ответили стратегией. Они создали продукт, который отвечает миссии компании. Общество поддержало их, потому что им это тоже нужно было. В Великобритании существует другой пример. Там стали производить элитные кареты. Встает вопрос: а кому они нужны? Они производятся для театров или развлекательных парков как поддержание исторического образа страны — это уже миссия. Вполне возможно, мир заметит и поддержит продажи элитных карет.

Таким образом, стратегия необходима для инвесторов, чтобы решать вопросы, связанные с прибылью, развитием компании и т. п. И это внутренняя тема организации, часто конфиденциальная для защиты от конкурентов. Миссия же используется для всех: потребителей, обывателей, государственных органов и т. д. То есть она направлена непосредственно на публику, общество, государство.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]