Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения

Ранняя диагностика отклонений в развитии детей

Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии.

Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее про­ведении учитываются данные клинической медицины (пе­диатрии, детской психоневрологии), а также медицинской ге­нетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов пара­клинического обследования и данными, полученными при пси­хологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

Современный уровень развития медицинской генетики, дет­ской психоневрологии и психологии позволяет не только диаг­ностировать различные формы отклонений в развитии (задерж­ка психического развития, общее недоразвитие речи, аномалии развития при различных наследственных заболеваниях нервной системы, детском церебральном параличе и др.) и оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нару­шений.

Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консульти­рования семьи.

На основе анализа специфики аномального развитая» пато­генетических механизмов нарушения, учета локализации и рас­пространенности поражения центральной нервной системы пе­дагог и психолог могут ориентироваться в структуре дефекта.

Данные научных исследований в области медицинской ге­нетики, нейрофизиологии, а также клинической медицины по­казали необходимость пересмотра представлений о причинах и механизмах возникновения многих форм задержек развития, ум­ственной отсталости, речевых, двигательных и сложных дефек­тов, а также раннего детского аутизма.

Важной задачей диагностики является установление струк­туры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов на­рушений центральной нервной системы.

Теория функциональных систем, разработанная представи­телями отечественной нейрофизиологической школы, состав­ляет в настоящее время основу изучения мозговой организации высших психических функций. Согласно этой теорий показа­но, что отдельные элементы нервной системы в процессе раз­вития мозга объединяются, прежде всего, в зависимости от их Участия в осуществлении той или иной функции (П.К Анохин, 1975). Поскольку в функциональные системы объединяется эво-люционно разные структуры, то и отдельные элементы в пре­делах одних и тех же уровней регуляции созревают неравно­мерно. Этим определяется неравномерность (гетерохрония) со-зревания отдельных функциональных систем и мозга в целом. При раннем органическом повреждении ЦНС эта неравномер­ность созревания отдельных психических функций, особенно в Критические периоды развития ребенка, выражена в eщe боль­шей степени.

Творческое развитие эволюционного учения имело важное значение для обоснования эволюционно-онтогенетического под­хода к диагностике нервно-психических заболеваний и откло­нений в развитии удетей (Г.Е.Сухарева, 1955, 1959; Г.К.Ушаков, 1966; В.А.Гиляровский, 1973; В.В.Ковалев, 1973; Л.О.Бадалян, 1983, 1985).

Основоположник отечественной детской психиатрии Г.Е.Су­харева (1955) отмечала важность нозологического принципа в дифференциальной диагностике нервно-психических заболева­ниях у детей.

Все эти данные способствовали разработке современной кон­цепции психического дизонтогенеза, т.е. нарушений психическо­го развития у детей, возникающих в результате расстройств со­зревания структур и функций головного мозга (В.В.Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983, 1985). У детей с отклонениями в развитии име­ют место проявления общей или частичной, стойкой или обра­тимой ретардации (отставания) созревания отдельных функцио­нальных систем, и часто, наиболее поздно формирующихся в постнатальный период развития лобных мозговых структур, а также недостаточность общей интегративной деятельности мозга. Особое место в изучении мозговой организации высших пси­хических функций имеют исследования А.Р.Лурия (1946—1947, 1950, 1969, 1970, 1973).

А.Р.Лурия с помощью нейропсихологического анализа нарушений интеллектуальной деятельности у больных с локальны­ми поражениями мозга показал роль различных корковых струк­тур в психической деятельности человека. В его исследованиях выявлены отчетливые нейропсихологаческие различия при поражении задних («гностических») и передних (лобных) отделов мозговой коры. Поражение задних отделов коры головного мозга не приводило, как правило, к нарушениям целенаправленной деятельности и поведения. Значительные трудности возникали в синтезе последовательно поступающей информации в общие (симультанные) схемы, в удержании поступающей информации в памяти и использовании для переработки этой информации специальных речевых средств.

При поражении же лобных отделов мозга отмечались выра­женные изменения всего строения психической деятельности. Прежде всего нарушалось программирование и регулирование интеллектуальной деятельности.

В исследованиях Л.С.Выготского впервые была раскрыта ре­гулирующая роль речи, с помощью которой развивается возможность сличать результаты действия с исходными намере­ниями.

Важное значение для неиропсихологического анализа отклоне­ний в развитии имеют данные А.Р.Лурия о трех основных функ­циональных блоках мозга, участвующих в осуществлении всех видов психической деятельности:

первый блок обеспечивает регуляцию психической ак­тивности;

второй — прием, переработку и хранение поступающей ин­формации;

третий — обеспечивает функцию программирования, регу­ляции и контроля психической деятельности.

При поражениях функционирования первого блока изменя­ется мотивация к деятельности, выявляются выраженные нару­шения внимания в сочетании с выраженной психической исто-щаемостью.

При нарушениях функционирования второго блока изменя­ется прием, переработка и хранение поступающей информа­ции, что проявляется в различных гностических расстройствах и отклонениях памяти.

Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, касаются прежде всего операций программирования и произ­вольной регуляции деятельности.

Большое значение для понимания различных отклонений в развитии у детей имеют исследования, посвященные сравни­тельному анализу результатов неиропсихологического исследо­вания при поражении головного мозга у детей и взрослых (Э.Г.Симерницкая, 1985).

Современные нейропсихологаческие исследования детей раз­ного возраста подтверждают теоретические концепции Л.С.Вы­готского и А.Р.Лурия об изменении в онтогенезе как структуры психических функций, так и их мозговой организации.

Большое значение в организации психических процессов моз­га в настоящее время отводится фактору функциональной асим­метрии мозга.

Таким образом, все представленные выше подходы состави­ли основу для современного изучения проблемы психического дизонтогенеза.

Основными клиническими формами психического дизонто-генеза являются ретардация, т.е. отставание в развитии, кото-рое может быть общим, т.е. затрагивать все стороны психики. или парциальным (частичным), когда задержано формирование, преимущественно, тех или иных психических функций, ц асинхрония развития, т.е. диспропорциональное психическое раз­витие.

Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психиче­ского инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).

Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и лич­ностными расстройствами. Особенно он характерен для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями. Кроме того, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых дементирующих заболеваниях раннего возраста. Например, при вялотекущем шизофреническом про­цессе, начавшемся в раннем детском возрасте, на начальных этапах заболевания может обращать на себя внимание прежде­временное развитие некоторых интеллектуальных интересов. Та­кой ребенок может рано научиться читать, считать, грамотно работать с компьютером и т.п. Но все эти навыки развиваются лишь в том случае, если они находятся в сфере его избиратель­ных интересов. Они всегда сочетаются с выраженным отстава­нием в развитии моторики, эмоционально-волевой незрелостью, выраженной практической неприспособленностью. Выражен­ные нарушения социальной адаптации этих детей могут, в свою очередь, способствовать развитию так называемых псевдоком­пенсаторных образований защитно-оборонительного характера. Это прежде всего боязнь всего нового, чрезмерная привязан­ность к матери, односторонние интересы, навязчивые привыч­ки и т.п. (В.В.Ковалев, 1975).

Наряду с клиническими, выделяют психологические пара­метры психического дизонтогенеза. Так, В.В.Лебединский (1985) выделяет следующие проявления и механизмы дизонтогенеза. Первый вариант связан с функциональными нарушениями регуляторных механизмов подкорковых и корко­вых систем. Нарушения проявляются, в основном, в функцио­нально-динамических расстройствах мозговой деятельности в виде нарушений умственной работоспособности, функции ак­тивного внимания, регуляции произвольной деятельности. • Второй вариант связан с неравномерным поврежде­нием различных функциональных систем в зависимости от этапа их созревания. Известно, что наиболее интенсивно развивающаяся функция является и более уязвимой.

Поэтому при раннем повреждении ЦНС, в первую очередь, повреждаются наиболее интенсивно формирующиеся на этом этапе функции. Это прежде всего относится к функции речи.

Кроме того, многие функциональные системы оказываются наиболее уязвимыми в критические периоды развития, так как именно на этих этапах гетерохрония развития выражена в наи­большей степени. Эти данные показывают важность составле­ния так называемого профиля развития.

При третьем варианте, наряду с выраженностью первичного дефекта, значительную роль в школьной и социальной адаптации играют вторичные нарушения депривационного гене-за. Например, у ребенка с церебральным параличом в результате длительной изоляции от коллектива сверстников может сформи­роваться вторичная аутизация личности, которая, в свою очередь, может стать решающим фактором в социальной дезадаптации.

Вторичные нарушения депривационного генеза особенно вы­ражены у детей сирот, воспитывающихся в учреждениях интер­натного типа.

Кроме представленных вариантов, определенная роль в ме­ханизме психического дизонтогенеза может принадлежать асин­хронному развитию межфункциональных взаимодействий.

Важное значение имеет выявление общих и специфических особенностей различных форм психического дизонтогенеза. Об­щие закономерности психического дизонтогенеза были обос­нованы В.И.Лубовским. Они включают:

Смотрите так же:  Коррекция тревожности в дошкольном возрасте

нарушения приема и переработки поступающей информации; нарушения хранения и использования информации; нарушения словесной регуляции деятельности. В зависимости от характера аномального развития, проявле­ния этих общих закономерностей имеют свою специфику.

Таким образом, диагностика отклонений развития основы­вается на сравнительном анализе общих и специфических зако­номерностей психического развития как нормально развиваю­щегося ребенка, так и ребенка с отклонениями в развитии.

Диагностика отклонений в развитии всегда носит комплекс­ный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные кли­нической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, эндокринологии и других дисциплин), а также специальной педагогики и психологии.

Современный уровень развития медицинской генетики, кли­нической медицины, нейрофизиологии, медицинской психоло­гии позволяет не только диагностировать различные формы отклонений в развитии (умственная отсталость, задержка психи­ческого развития, общее недоразвитие речи, ранний детский аутизм, аномалии психического развития у детей с сенсорными и двигательными нарушениями), но и выявить клинические и психологические механизмы нарушений.

Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консульти­рования семьи.

Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследова­ние ребенка основывается на следующих основных принципах:

принципе развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;

принципе системного изучения нарушений психического раз­вития с определением иерархии в структуре дефекта;

качественного анализа структуры дефекта;

этио-патогенетическом подходе с учетом взаимосвязи гене­тических и внешне-средовых факторов.

Процесс диагностики включает, прежде всего, выяснение жалоб и анализ анамнестических данных, при этом особое вни­мание обращается на особенности развития ребенка. Анализи­руются особенности развития моторики и навыков самообслу­живания, общения и развития речи, интересов и познаватель­ных способностей, игровой деятельности, поведения.

Мы уже отмечали роль игры в психическом развитии ребен­ка. У детей с отклонениями в развитии, прежде всего, обраща­ют на себя внимание специфические изменения игровой дея­тельности. Они проявляются в двух типах нарушений: либо игра отсутствует вовсе или не соответствует возрастному уровню ре­бенка. В некоторых случаях, как, например, у детей с аутизмом игра может приобретать своеобразный характер. Ребенок игра­ет один, однообразно манипулируя отдельными предметами, не обращая внимания на обычные игрушки. Обращает на себя вни­мание стереотипность игровых действий.

При оценке игры ребенка важно обратить внимание на ее характер. У детей с нарушениями умственного развития игры носят случайный, беспорядочный характер и чаще сводятся к простым манипуляциям с предметами. Таким образом, на ос­нове анамнеза создается предварительное представление об игро­вой деятельности ребенка. В беседе с родителями важно также выяснить интересы ребенка, особенности его общения с детьми и взрослыми.

Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

Как определить есть ли отклонения у ребенка? Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении…

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.
Смотрите так же:  Как одевать на улицу месячного ребенка

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Этапы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями

1 Этапы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями В рамках специальной психологии и коррекционной педагогики принято выделять три последовательных этапа диагностики психического развития детей (В.И. Лубовский, 1998; М.М. Семаго 2000). Эти же этапы справедливо использовать при проведении психолого-педагогического изучения детей с речевыми нарушениями. Первый этап получил название скрининг от английского «screen» просеивать, сортировать. Цель скринингового обследования в логопедической практике констатация наличия у ребенка речевых нарушений, совокупная выраженность которых требует организации для него специальных условий обучения и воспитания. Место реализации скрининг-диагностики массовое образовательное учреждение (дошкольное и школьное). Специалисты, реализующие этап учителя-логопеды, работающие на логопунктах общеобразовательных учреждений, а также учителя-логопеды специальных (коррекционных) групп (классов) в период комплектования учреждений. Второй этап дифференциальная диагностика отклонений. Цель данного этапа определить категорию нарушений речевого развития. По результатам этого этапа исследователь (консилиум исследователей) определяет направление обучения ребенка, вид образовательного учреждения, куда он должен быть направлен. Место реализации этапа медико-педагогические комиссии (МПК) и психологомедико-педагогические консультации (ПМПК). Может быть реализован в условиях специальных (коррекционных) учреждений при решении вопроса дифференциальной диагностики сходных состояний, требующей динамического исследования. В первом случае этап реализуется специалистами МПК и ПМПК, во втором случае специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК) учреждения. И, наконец, третий этап феноменологический. Его цель выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик его речевой, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ним. Эффективная реализация этапа в логопедических группах обеспечивается специалистами коррекционного профиля учреждения: учителем-логопедом, учителемдефектологом (олигофренопедагогом), педагогом-психологом, врачом-невропатологом, воспитателем. Знание учителем-логопедом направленности и реализуемых возможностей каждого этапа психолого-педагогической диагностики позволяет специалисту целенаправленно отбирать диагностический инструментарий, профессионально планировать диагностическую деятельность. НЕОБХОДИМОСТЬ ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ

2 ГРУППУ Первый этап получил название скрининг от английского «screen» просеивать, сортировать. Цель скринингового обследования в логопедической практике констатация наличия у ребенка речевых нарушений, совокупная выраженность которых требует организации для него специальных условий обучения и воспитания. Место реализации скрининг-диагностики массовое образовательное учреждение (дошкольное и школьное). Специалисты, реализующие этап учителя-логопеды, работающие на логопунктах общеобразовательных учреждений, а также учителя-логопеды специальных (коррекционных) групп (классов) в период комплектования учреждений. С данной ситуацией учитель-логопед сталкивается в период комплектования специальных(коррекционных) групп. В первую очередь данную ситуацию приходится разрешать учителю- логопеду, работающему на логопедическом пункте дошкольного учреждения. В случае, если логопедический пункт в учреждении отсутствует, проблемная ситуация попадает в поле практической деятельности учителя-логопеда, работающего в логопедической группе. Эффективный выход из данной ситуации возможен при решении следующих профессиональных задач: установление соответствия уровня речевого развития ребенка возрастной норме; определение степени несформированности речи. Рассмотрим алгоритм действий учителя-логопеда при решении данных задач. Чтобы установить соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме, специалист должен хорошо ориентироваться в вопросах нормативного развития детской речи. Онтогенез речевого развития ( экспрессивной и импрессивной речи ) удачно представлен в материалах Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой. Приведём его в качестве справочного источника ( см. таблицу ). Знание речевого онтогенеза позволяет использовать его в качестве эталона при оценке речевой деятельности ребенка. Определение соответствия уровня речевого развития ребенка в период комплектования специальных (коррекционных) групп по характеру решаемых задач является скрининговым обследованием. В связи с этим процедура обследования должна отвечать условиям скрининга: быть непродолжительной и в то же время информативной. При этом целесообразно исследовать следующие характеристики речи: 1. Импрессивную речь. 2. Экспрессивную речь. 3. Просодическую сторону речи. 4. Состояние артикуляционного аппарата. 5. Фонетико-фонематический строй речи. В качестве методики скринингового обследования возможно использование комплекса заданий, предлагаемых Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Перечень диагностических заданий для скринингового исследования речи детей 2-7 лет. Исследование импрессивной речи (обследование понимания речи, выявление объема пассивного словаря)

3 Задание1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные слова, сочетания, которые он мог много раз слышать. Задание 2. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку. Задание 3. Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуются в быту. Задание 4. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных. Задание 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках. Задание 6. Установить, названия каких действий знакомы ребенку. Задание 7. Установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается. Задание 8. Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению. Задание 9. Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку. Выявление понимания грамматических форм слов Задание 1. Установить, различает ли ребенок грамматические формы ед. и мн. числа существительных. Задание 2. Установить, понимает ли ребенок значение уменьшительно-ласкательных суффиксов. Задание 3. Установить, различает ли ребенок формы ед. и мн. числа глаголов. Задание 4. Установить, различает ли ребенок предлоги. Задание 5. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции. Задание 6. Выяснить, понимает ли ребенок тексты разной сложности. Обследование экспрессивной речи Задание 1. Установить, поддается ли родительскому учету активный словарь ребенка или нет (количество слов). Задание2. Выявить возможность речевого подражания. Задание 3.Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам : а) правильно произносимые ( мама, дай ) ; б) слова_- звукоподражания ( ав-ав, би-би ) ; в) слова-фрагменты или обрывки слов (за зайчик); г) контурные слова (тититики кирпичики). Задание 4. Установить максимальное количество слов, употребляемых ребенком при составлении предложений. Задание 5. Выявить возможности словоизменения. Задание 6. Выявить возможность использования предлогов. Задание 7. Установить максимальный объём употребляемых ребёнком предложений и наличие элементов построения сложного предложения. Задание 8. Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок. Задание 9. Предложить прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту и пересказать его. Задание 10. Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а затем во множественном.

Смотрите так же:  Развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста

4 Если ребенок справляется только с заданиями 1 3, можно кснстатировать 1-й уровень речевого развития речи, если с заданиями й уровень речевого развития, если с заданиями й уровень речевого развития. Об особенностях просодической стороны речи, состояния артикуляционного аппарата, фонетико-фонематического строя речи исследователь может сделать вывод по результатам выполнения приведенных выше заданий, а также по данным наблюдения за испытуемым. Результаты, полученные в процессе скринингового исследования, заносятся в специальный протокол. При заполнении протокола в ситуации скринингового обследования необязательно уточнять характер нарушения компонента речевой системы в случае его нарушения. Такая необходимость появляется при последующем написании логопедического заключения на ребенка в случае направления его на обследование в медико-педагогическую комиссию, медико-социально-экспертную комиссию и другие сторонние организации. После того, как произведено исследование речи ребенка и заполнен протокол скринингового обследования, учителю-логопеду для реализации профессиональных задач указанной проблемной ситуации необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Имеют ли место нарушения речи? Варианты ответов: да. нет. 2. Какие компоненты речи нарушены? Варианты ответов: все, большинство компонентов, некоторые компоненты, какой-то один из компонентов 3. Как соотносятся уровни недоразвития импрессивной и экспрессивной речи? Варианты ответов: импрессивная и экспрессивная речь нарушена в равной степени (подозрение на сложную структуру нарушения), нарушения импрессивной речи преобладают над нарушениями экспрессивной (подозрение на интеллектуальную недостаточность); нарушения экспрессивной речи преобладают над импрессивной ( подозрение на тяжелые нарушения речи). 4. Каков уровень речевого развития ребенка? Варианты ответов: Нормальный уровень речевого развития: ребенок пользуете развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно. 3-й уровень речевого развития: ребенок пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. 2-й уровень речевого развития: ребенок пользуется простой фразой. Фраза аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена. 1-й уровень речевого развития: полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания, несколько лепетных и общеупотребительных слов, использует парадигматические средства общения ( выразительной мимики, жестов). 5. Имеет ли место дизартрический компонент речи? Варианты ответов: да, если отмечаются: 1) просодические расстройства + искажения звуков;

5 2) просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений; 3) просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова; нет, если перечисленные варианты расстройств не отмечаются. Следующий шаг в рамках рассматриваемой ситуации — обобщение полученных ответов и реализация соответствующих практических действий ( см. рисунок ). СХЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В НОРМЕ Возраст Усвоение морфологической системы языка 4-7 лет Развитие предложения ( фразы ) Усвоение частей речи Объём и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который». Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных) Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 летсамостоятельное образование глаголов от других частей речи. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие «сидя». Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребёнка над явлениями языка Звуки Стечение согласных С 4лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения ( детская этимология ). С 5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения за синонимами.

6 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ СКРИННИНГОВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ Основные характеристики отметка о выявлении 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1.1. Понимание обращённой речи Уровень понимания нулевой ( ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения) ( в норме до 1 года ) Уровень понимания ситуативный ( ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предмнтным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту) ( в норме до 2 лет) Уровень понимания ситуативный ( ребёнок хорошо ориентируется в названиях предметов, нарисованных на отдельных картинках, но с трудом — в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках (идёт,стоит, сидит, читает и т.п.). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем,кому, с чем?) (в норме до 3 лет) Уровень понимания предикативный ( ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках, различает значение нескольких первообразных предлогов (положи в коробку, на коробку, около коробки ). Не различает грамматических форм слов ) ( в норме до 4 лет ) Уровень понимания расчленённый (ребёнок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (стол-столы, улетел- прилетел ) ( в норме с 4 лет ) 1.2. Пассивный словарь Название предметов реальных и на картинках ( в норме к 1,5 годам) Понимание смыслового значения слова ( в норме к 2 годам ) Понимание действия предметов ( в норме до 2,5 лет ) Понимание простого сюжета ( в норме к 3 годам ) Понимание лексико-грамматических конструкций (в норме к 4-5 годам)

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]