Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин
  • Информация о фонде
  • Помощь

Электронный каталог: Баранова, Э.А. — Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников

Баранова, Э.А. — Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников

Баранова, Э.А.
Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 128 с. – (Практикум по психодиагностике) . – (5-9268-00355-1).

Общий = Общая психология : Психодиагностика

0060158 Шелепиха 88.3П Б24
0060165 Шелепиха 88.3П Б24
0206425 Шелепиха 88.3П Б24
0206426 Шелепиха 88.3П Б24
0206427 Шелепиха 88.3П Б24
0206428 Шелепиха 88.3П Б24
0235105 Шелепиха 88.3П Б24
0235106 Шелепиха 88.3П Б24
0235107 Шелепиха 88.3П Б24
0235108 Шелепиха 88.3П Б24
0060159 Сретенка 88.3П Б24
0060161 Сретенка 88.3П Б24
0060160 Сретенка 88.3П Б24
0060162 Сретенка 88.3П Б24
0069362 Сретенка 88.3П Б24
0060163 Чечулина 88.3П Б24

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

магистрант кафедры «Математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании» ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет,

магистрант кафедры «Математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании» ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет,

магистрант кафедры «Математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании» ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет,

магистрант кафедры «Математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании» ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет,

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN

Nina Khodakova

dr. PED. Sciences, Professor, head of Department “Mathematics, Informatics and natural Sciences in preschool and elementary education” GAOU AT Moscow city pedagogical University,

Natalia Frolova

postgraduate student of the Department “Mathematics, Informatics and natural science in preschool and primary education” REALIZED by the Moscow city pedagogical University,

Evelina Larshina

graduate student of the Department “Mathematics, Informatics and natural science in preschool and primary education” REALIZED by the Moscow city pedagogical University,

Anna Madumarov

graduate student of the Department “Mathematics, Informatics and natural science in preschool and primary education” REALIZED by the Moscow city pedagogical University,

АННОТАЦИЯ

На примере опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ детский сад № 26 комбинированного вида г.о. Орехово-Зуево, доказывается, что одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов» детей через различные виды деятельности.

ABSTRACT

It is proved that one of the principles of pre-school education is the “formation of cognitive interests” of children through various types of activities based on experimental work carried out in MPEI Kindergarten № 26 of a combined type in Orekhovo-Zuyevo.

Ключевые слова: познавательный интерес, дети старшего дошкольного возраста.

Keywords: cognitive interest; over-fives children.

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где сказано о том, что одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов» детей через различные виды деятельности. Данный целевой ориентир предполагает развитие у дошкольников «любознательности и познавательной мотивации» [9, с. 15].

Проблеме познавательного интереса у дошкольника посвящено значительное количество исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития в дошкольный период осмыслены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение познавательного интереса у дошкольников на занятиях по конструированию, формированию элементарных математических представлений, охарактеризованы в работах Э.Л. Барановой Л.Н. Вахрушевой, Е.Э. Кригер, Т.А. Куликовой, и др. В работах исследователей, также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Предпосылки возникновения познавательного интереса на этапе дошкольного образования обозначены Т.И. Ерофеевой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьяковым и др.

Использования понятия «познавательный интерес» вызывает необходимость формулирования его определения. В «Большом толковом словаре русского языка» семантическое значение слова «интерес» раскрывается в нескольких вариантах, что свидетельствует о его многозначности: 1) внимание, любопытство; 2) значение, важность, привлекательность; 3) содержание мыслей, забот, речи.

Феноменологическая природа познавательного интереса в ее психолого-педагогическом аспекте осмыслена исследователями В.А. Дмитриенко и Е.А. Меньшиковой, которая связывает содержание понятия с мотивом, основанном на «врожденной познавательной потребности» [4, с. 218]. С точки зрения психолого-педагогического подхода раскрыто значение познавательного интереса исследователем А.Е. Красильниковой: по ее мнению, это личностное образование, которое формируется исключительно в процессе воспитания, а не дано человеку изначально [6, с. 72].

В публикации исследователя Э.А. Барановой, посвятившей свою работу изучению познавательного интереса в структуре общих способностей детей дошкольного возраста, это внутреннее условие формирования субъектности в деятельности [2, с. 39]. В этой же статье автором перечислены функции познавательного интереса: побудительная, организующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая.

По убеждению автора диссертационного исследования «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Ю.Ю. Березиной, познавательный интерес является – процессом познания, благодаря чему познающее сознание постигает сущность явления (объекта). Познание всего нового, незнакомого обычно сопровождается эмоциональной окрашенностью, что в свою очередь стимулирует познавательные процессы [3, с. 10].

В качестве одного средств, способствующих повышению эмоционального восприятия объектов окружающего мира можно назвать ИКТ. Включение в занятия фрагментов мультфильмов, презентаций, иллюстраций, демонстрационных опытов и т. п., которые максимально привлекают внимание детей и мотивирует их к дальнейшей познавательной деятельности.

Опираясь на научные разработки, мы сделали вывод, что необходимо стимулировать детскую активность в любых видах деятельности – общении, игре, труде и проч., тем самым формируя исследовательское поведение. На начальном этапе опытно-экспериментальной работы, целью которой являлось определение уровня сформированности познавательных интересов детей дошкольного возраста, были применены методики Н.И. Гуткиной, Т.А. Серебряковой и Э.А. Барановой.

В эксперименте приняли участие 200 воспитанников из подготовительной к школе группы, детского сада № 26 комбинированного вида г. Орехово-Зуево. Они были распределены на две группы: в первую вошли дети, занимающиеся в общеобразовательной группе (100 человек); во вторую – дети из комбинированной, логопедической группы (100 человек). Первая стала контрольной, вторая – экспериментальной. С одной группой велась работа в соответствии в предложениями по экспериментальной работы, а работа со второй группой велась по утвержденной программе ДОУ «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Изучение познавательного интереса проводилось с помощью нескольких методик, каждая из которых направлена на диагностику определенной составляющей познавательного интереса. Так, методика Н.И. Гуткиной «Столкновение мотивов» [1, с. 82] позволяет установить преобладание в аффективно-потребностной сфере ребенка ведущего мотива – познавательного или игрового. Исследование проводилось с каждым дошкольником индивидуально. Для этого экспериментатор разложил на столе несколько предметов: игрушки и книга «Сказки». Важно, чтобы игрушки не были яркими. В противном случае внимание ребенка будет сконцентрировано исключительно на них.

В течение минуты дошкольнику дают рассмотреть все, что лежит на столе, после чего предлагают послушать фрагмент любой сказки. Когда развитие сюжета достигает кульминационного момента, экспериментатор под любым предлогом останавливает чтение и задает ребенку вопрос, что именно ему хочется сделать дальше – поиграть с разложенными на столе предметами или услышать завершение истории. В том случае, если у ребенка сохраняется игровой мотив деятельности, он выберет игру; о выраженном познавательном интересе будет свидетельствовать решение услышать финал сказки.

Следующая методика, с помощью которой проводилась диагностика, разработана Т.А. Серебряковой [1, с. 87]. Возможности данной методики позволяют получить представление о характере вопросов, задаваемых детьми в процессе различных видов деятельности. Акцентируя внимание на их содержании, отметим, что это могут быть и выяснение названия предметов, и вопросы-рассуждения, и вопросы, с помощью которых ребенок получает ответ о результате текущей деятельности, и вопросы о качественном состоянии свойств предметов. Наблюдая за ребенком в течение дня, фиксируют количество заданных вопросов.

О высоком уровне познавательной потребности будет свидетельствовать собственная инициатива дошкольника, заключающаяся в обсуждении вопроса; о средней – проявление эмоций по обсуждаемой теме, что может реализовываться через мимику, движение тела либо однословные реплики. О низкой познавательной потребности будет свидетельствовать слушание взрослого без какого-либо участия в разговоре о сути проблемы.

Третья методика, используемая в диагностике, разработана Э.А. Барановой «Угадай, что в ящике» [1, с. 102]. Возможности методики позволяют провести изучение поисковой активности ребенка. Исследование осуществляется индивидуально: перед ребенком ставится ящик со спрятанным предметом. Началом диагностики является вопрос взрослого: «Смотри, в этом ящичке кое-что спрятано. Ты хочешь узнать, что там?».

Получив утвердительный ответ, экспериментатор продолжает: «Тогда задавай мне любые вопросы о том, что может быть внутри этого ящика, а я буду отвечать». Автор методики обращает внимание на то, что дети могут действовать двумя способами, например, хаотично спрашивая: «Это катушка ниток? Это фломастер? Это солдатик?». В таком случае взрослый помогает: «Спроси у меня, какой размер имеет этот предмет, какой он формы, из чего он сделан, для чего нужен». Подобный способ, по наблюдению Э.А. Барановой, использует меньшинство дошкольников. Время выполнения задания не должно превышать 10 минут, после чего экспериментатор под любыми предлогами прекращает проведение исследования.

О высоком уровне познавательной активности будут свидетельствовать самостоятельные установление причинно-следственной связи, полученной с помощью ответов экспериментатора; о среднем уровне – попытки установить причинно-следственную связь, а при неудачах – использование спонтанных вопросов; о низком уровне – стремление к поиску методом угадывания (спонтанные вопросы).

Рисунок 1. Констатирующий эксперимент: результаты исследования сформированности познавательных интересов у дошкольников контрольной и экспериментальной групп

Использование данных методик, позволило нам сделать вывод (диаграмма 1), что и в контрольной, и в экспериментальной группах преобладающим большинством являются дошкольники с игровым мотивом деятельности (методика Н.И. Гуткиной). В контрольной группе предпочли продолжить игру 45 человек, в экспериментальной – 55. Наблюдая за характером вопросов (методика Т.А. Серебрякова), мы установили: развернутые вопросы по интересующей проблеме задают 47 дошкольника в контрольной и 53 дошкольника в экспериментальной группе.

Практически сходные результаты были получены при проведении исследования по методике Э.А. Барановой: настойчивые попытки определить, какой предмет спрятан в ящике, продемонстрировали 59 человек из контрольной и 41 из экспериментальной группы. Эти дети не пытались угадать, перебирая возможные варианты, а, как правило, спрашивали о назначении предмета и материале, из которого тот изготовлен. Количественные данные по всем методикам находятся в таблице 1.

Смотрите так же:  Лечение бородавок на пальцах рук у детей

Таблица 1.

Констатирующий эксперимент: диагностика сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 Орлова Юлия Андреевна студентка ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область Середкина Наталья Дмитриевна старший преподаватель Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье рассматривается проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены различные точки зрения исследователей на сущность понятий «Познавательный интерес». В работе показаны компоненты «поисковой деятельности», а также выделены критерии и уровни познавательного интереса. Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, компоненты «поисковой деятельности», методы, критерии. Проблема развития познавательного интереса одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса: Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: интеллектуальные логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства; 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» эмоциональные переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; регулятивные волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; творческие воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов [3]. Познавательный интерес интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях [2]. Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает: а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения; в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. 2

3 Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов [4]. Для выявления уровня развития самостоятельности, ее проявлений и влияния семьи и детского сада на воспитание самостоятельности нами было выбрано две группы: экспериментальная и контрольная. Всего участвовало 30 детей. Представим ниже детальную характеристику использования диагностических методов и их критерий. Таблица 1 Методы исследования Критерий Методы исследования Интеллектуальная (Возникновение познавательных вопросов; обращенность к изучаемому объекту; представления об окружающем) Эмоционально волевая (проявление эмоций, связанных с познанием; активность и самостоятельность в преодолении трудностей) Процессуальная (исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; стремлении найти нестандартный способ решения поисковой задачи) Методика «Беседа» (авт. М.В. Марусинец) Цель: выявление у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов. Методика «Загадка» (авт. Э.А. Баранова) Цель: выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности. Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников» (авт. Е.Э. Кригер) Цель: выявление доминирующих мотивов умственной деятельности у старших дошкольников. На основе выделенных нами критериев, были представлены уровни развития познавательного интереса: Высокий уровень: представления системы; наличие интереса к выявлению закономерностей, высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности. Обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач. Средний уровень: дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов. познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально познавательное отношение к деятельности. обращенность на постановку целей и задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач. Низкий уровень: представление бессистемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера. Познавательная инертность, уход от деятельности в случаи затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности [1]. Познавательный интерес старших дошкольников находятся преимущественно на среднем и низком уровне в экспериментальной группе и на среднем уровне в контрольной группе. Мы выявили 27% экспериментальной группы и 17% контрольной группы детей имеют высокий уровень развития познавательного интереса. 44% экспериментальной группы и 53% контрольной группы показали средний уровень познавательного интереса, соответственно 31% экспериментальной группы и 30% контрольной группы находятся на низком уровне развития познавательного интереса. 4

5 Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста развития познавательного интереса недостаточно и необходима систематическая целенаправленная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения с детьми по развитию познавательного интереса у старших дошкольников. Список литературы 1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. СПБ, с. 2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание С Гризик Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию / Т.А. Гризик // Дошкольное воспитание С Михайлова З.А. Диагностика личностных проявлений ребёнка в логико математической деятельности / З.А. Михайлова, Е.А. Носова // Дошкольная педагогика С

Развитие познавательного интереса у младших школьников

Столичный учебный центр
г. Москва

Развитие познавательного интереса

в учебно-воспитательном процессе школы

Аннотация: В статье раскрывается необходимость и возможность применение деятельностного подхода в учебно – воспитательном процессе школы (в процессе обучения русскому языку). Проанализированы причины снижения развития познавательного интереса младших школьников к обучению и показаны способы его формирования на примере уроков русского языка.

Ключевые слова: познавательный интерес, теоретическая модель развития познавательного интереса младших школьников в учебно – воспитательном процессе, закономерности усвоения, рефлексия.

Abstract: The paper shows the necessity and possibility of activity approach to the formation of cognitive interest of schoolchildren in the educational process of the school (in learning Russian).

Keywords : cognitive interest, a theoretical model of the development of the cognitive interest of schoolchildren in the educational process, the patterns of absorption and reflection.

Модернизация современной школы призвана обеспечить ученику успешность в учебной деятельности, его личностное развитие. Одним из критериев эффективности педагогического процесса является устойчивый познавательный интерес школьников. Формирование познавательного интереса без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

Познавательный интерес, по мнению ученых-педагогов, самопроизвольно не вырастает из потребностей и не приобретается, а специально формируется и развивается. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с начальной школы, поскольку именно в ней выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных предметах и видах деятельности. С введением в дидактику принципа положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения возникает необходимость, по мнению В.И. Загвязинского, в стимулировании внутренних мотивов учения. В работах Г.И. Щукиной показана необходимость использования методик выявления интересов, позволяющих вскрыть сущность процессов их формирования [11; 28]. Изучая процесс формирования познавательного интереса в «онтогенезе», А.Н. Леонтьев подчеркнул его сложность и включенность в общую линию воспитания и развития школьников. Г.И. Щукина и Н.Г. Морозова рассматривают пути формирования познавательного интереса в учебном процессе [22; 29]. Учебная деятельность создает широкие возможности для становления и развития психических качеств личности, составляющих основу его способностей и интересов. Формирование учебной деятельности, являясь одной из важнейших задач начальной школы, создает благоприятные предпосылки для формирования внутренней мотивации младшего школьника к повышению его познавательной активности.

Познавательный интерес рядом ученых определяется как отношение к предмету или деятельности. Но это отношение отличается от других видов отношений личности и, в частности, от общего положительного отношения к предмету. Специфика интереса в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, активностью, стремлением к деятельности.

Интерес формируется и развивается в деятельности, влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно – субъективная сущность (характер, процесс, результат). Психические процессы, включенные в интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения.

Процесс развития интереса – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения; стремление углубиться в познание интересующего предмета, познавательную деятельность; переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Наше наблюдение подтверждается Л.А. Гордоном, который определяет познавательный интерес как «сплав» эмоциональных, волевых, интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека [10].

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» подтвердил наши предположения о многоплановости и сложности исследуемого понятия, на основании чего мы выделили следующие направления, определяющие познавательный интерес как:

потребность личности (К.К. Платонов);

отношение личности (Н.Г. Морозова, Б.Т. Теплов) [22; 27] ;

«сплав» психических процессов (Л.А. Гордон) [10] ;

мотив деятельности (В.И. Ковалев, А.К. Макарова);

направленность (С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) [24; 29] .

Таким образом, познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Лишь в том случае, когда та или иная область науки представляются человеку значимыми и интересными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, которые связаны с этой областью знаний. В противном случае, интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным.

Смотрите так же:  Как уложить спать двух детей

Цель исследования – выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы.

На основании проведенного анализа сущности понятия «познавательный интерес» мы предлагаем свое понимание его структуры (рис. 1).

Рис. 1 . Теоретическая модель развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения

Модель в широком понимании – образ (в т.ч. условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «з аместителя» или «представителя» . Л.М. Фридман определяет модель «как некий объект (систему), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале)». Определение модели, по В.А. Штоффу, содержит четыре признака: 1) модель – мысленно представленная или материально реализуемая система; 2) она отражает объект исследования; 3) она способна замещать объект; 4) ее изучение дает новую информацию об объекте. Из этого следует, что модель представляет собой мысленно представленную или материально реализуемую систему, которая отражает или замещает объект исследования, а ее изучение дает новую информацию о нем.

Формирование познавательного интереса по данной модели включает:

учет «заинтересовывания», проблемности и творчества при создании личностных ситуаций;

осуществление реализации технологий задачного подхода, игрового подхода и учебного диалога, активизирующих познавательный интерес младших школьников в условиях личностного взаимодействия учителя и учеников, реализовываемое в совместной деятельности и общении;

активное включение учащихся в совместную деятельность с использованием особого стимула для ее организации – игру;

создание личностно ориентированного диалогического взаимодействия;

изменение содержания процесса обучения с учетом психолого-педагогического сопровождения личностной ситуации: контекстуальности, комплементарности, компенсаторности;

наличие доброжелательности, инициативности, эмпатийности, конгруэнтности, альтруизма и диалогизма как наиболее значимых и важных качеств учителя в личностно ориентированном взаимодействии;

наличие у ученика осознанности, обученности, желания сотрудничать, активности, самостоятельности, рефлексивности.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что проблема формирования познавательного интереса в процессе обучения имеет многовековую историю и остается одной из актуальнейших и сегодня. Психолого-педагогический аспект изучения познавательного интереса акцентирует наше внимание на многоплановости и сложности исследуемого понятия. Мы определяем познавательный интерес как интегративное качество личности, представленное совокупностью мотивационно- стимулирующего, содержательно – деятельностного и эмоционально-оценочного компонентов, которые с формированием познавательного интереса обеспечивают одновременно и развитие личностных функций.

С позиций личностно ориентированного подхода нами уточнены определения компонентов познавательного интереса, возникающего при включении школьников в лично значимую для них деятельность. Компонентный состав познавательного интереса определил выбор его критериев и сопряженных с ними показателей.

Для формирования познавательного интереса мы выбрали младший школьный возраст, характеризующийся сензитивностью, произвольностью и осознанностью всех психических процессов, рефлексией, становлением чувства компетентности в учебной деятельности. В качестве эффективного средства формирование познавательного интереса мы рассматриваем личностно развивающую ситуацию, которая представляет собой целостную систему условий, включающих младшего школьника в поиск смысла приобретаемого знания посредством его переживания с опорой на личностный опыт.

Учитывая особенности детей, среди трех способов создания личностно развивающей ситуации: диалога, задачи, игры, мы выделяем технологию дидактической игры, предоставляющей богатейшие возможности в создании условий для развития личности ребенка, для формирования познавательного интереса.

Теоретическая модель формирования познавательного интереса младших школьников на основе использования личностно развивающих ситуаций с учетом компонентного состава познавательного интереса, а также структуры личностно развивающей ситуации, в которой выделены: педагог, ученик, личностно развивающее взаимодействие и психолого-педагогическое сопровождение личностно развивающей ситуации: контекстуальность, компенсаторность и комплементарность.

Для изучения особенностей познавательного интереса младших школьников нами были подобраны также игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 34» города Каменска-Уральского Свердловской области .

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели:

когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса мы использовали метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, с учителями работающими в данном классе, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. Результаты констатирующего этапа представлены ниже. В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:

Отличается прилежанием к учению.

Проявляет интерес к предмету.

На уроках эмоционально активен.

Задает вопросы, стремиться на них ответить.

Интерес направлен на объект изучения.

Самостоятельно выполняет задание учителя.

Проявляет устойчивость волевых устремлений

В ходе наблюдения получены следующие данные:

На низком ( репродуктивно-подражательном ) уровне развития познавательного интереса находилось 38% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем ( поисково-исполнительском ) уровне познавательного интереса оказалось 58% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к учителю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Наименьшее количество детей (4 %) находились на высоком ( поисково-продуктивном ) уровне познавательного интереса. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательного интереса.

57 % испытуемых показали средний уровень.

Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательного интереса, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет дальше.

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательного интереса через использование игровых технологий на уроках русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Поэтому для проведения эксперимента мы провели комплекс занятий с использованием игровых технологий. Помимо проведения уроков в игровой форме мы также на других уроках применяли различные игровые ситуации и упражнения.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.

Сравнение результатов уровня развития познавательного интереса в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) познавательного интереса внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития познавательного интереса: количество детей с низким с 30% детей (6 чел.) до 29% детей (3 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 66% детей (13 чел.) до 80% детей (12 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательного интереса осталось неизменным – 10% детей (2 чел.).

В экспериментальной группе, проводились занятия с использованием игровых технологий произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательного интереса с 25% детей (5 чел.) уменьшился до 5 % детей (1 чел.), средний уровень уменьшился с 65% детей (13 чел.) до 35% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательного интереса вырос с 10% детей (2 чел.) до 60% детей (12 чел.).

Смотрите так же:  Классный час на тему здоровые дети здоровая семья

Сравнение результатов уровня развития мотивационной сферы познавательного интереса, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе не произошло значительных изменений в уровне развития познавательного интереса: количество детей с низким с 49% детей (6 чел.) до 39% детей (3 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 31% детей (13 чел.) до 41% детей (12 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательного интереса осталось неизменным – 20% детей (2 чел.).

В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития мотивационной сферы познавательного интереса. Низкий уровень развития познавательной активности с 44% детей (5 чел.) уменьшился до 7 % детей (1 чел.), средний уровень с 33% детей (13 чел.) до 57% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательного интереса вырос с 23% детей (2 чел.) до 36% детей (12 чел.).

Сравнение результатов уровня развития познавательного интереса в отношении эмоционально-волевой сферы познавательной активности внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе не произошло значительных изменений в уровне развития познавательного интереса: количество детей с низким с 65% детей (6 чел.) до 22% детей (3 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 33% детей (13 чел.) до 68% детей (12 чел.), количество детей с высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы познавательного интереса стало 10%.

В экспериментальной группе произошли следующие изменения в уровне развития эмоционально-волевой сферы познавательного интереса. Низкий уровень развития познавательного интереса с 69% детей (5 чел.) уменьшился до 15 % детей (1 чел.), средний уровень изменился с 31% детей (13 чел.) до 45% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательного интереса вырос до 40%.

Сравнение результатов уровня развития познавательного интереса в отношении действенно-практической сферы познавательной активности до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе значительных изменений в уровне развития действенно-практической сферы познавательного интереса: количество детей с низким с 32% детей (6 чел.) до 40% детей (3 чел.), количество детей со средним уровнем изменилось с 58% детей (13 чел.) до 50% детей (12 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательного интереса осталось неизменным – 10% детей (2 чел.).

В экспериментальной группе произошли изменения в уровне развития действенно-практической сферы познавательного интереса. Низкий уровень развития познавательного интереса с 25% детей (5 чел.) уменьшился до 6 % детей (1 чел.), средний уровень уменьшился с 53% детей (13 чел.) до 34% детей (7 чел.), в то же время высокий уровень вырос с 22% детей (2 чел.) до 70% детей (12 чел.).

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательного интереса, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» – когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает задание и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе рассматривания задания, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательного интереса детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательного интереса значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.

Построение занятий с применением игровых технологий с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательного интереса.

Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательного интереса являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность – более чем в 2 раза.

Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Таким образом, формируясь в процессе продуктивной познавательной деятельности, познавательная активность обнаружила себя и в образном плане, требующем воображения и некоторого отрыва от непосредственной ситуации.

Проведенный эксперимент позволяет заключить, что познавательный интерес имеет свою зону ближайшего развития и формируется под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием игровых технологий.

Таким образом, используя игровые технологии на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательный интерес у детей младшего школьного возраста. Результаты диагностики развития познавательного интереса у детей на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены в таблице 3.

Итак, результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения занятий с использованием игровых технологий в качестве средства развития познавательного интереса детей. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные занятия для развития познавательного интереса младших школьников являются эффективными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абдуллаев A.K. Развитие познавательного интереса учащихся 1 и 2 класса начальной школы. Баку, 1953. – 193 с.

Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 14-16.

Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого // Народное образование. – 1980. – № 9. – С. 21-24.

Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1983. – 345 с.

Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М: Речь, 2004. – 219 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352 с.

Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина JI.C. Развитие мотивов учения у школьников. // Вопросы психологии школьника. – М.: АПН РСФСР, 1951, вып. 36. – С. 29-105.

Выготский JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1999. –143 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. – Киев: Радяньска школа, 1941. – 114 с.

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. – М. : Педагогика, 1982. – 158 с.

Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959. – 83 с.

Кондратюк А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся. – Киев, 1991. – 218 с.

Коноваленко C.B. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – M.: Гном-Пресс, 1998. – 53 с.

Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №2. – С.62-64.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика,
1981. – 144 с.

Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Кемерово, 2004. – 14 с.

Макаренко A.C Коллектив и воспитание личности – Москва: Педагогика, 1972. – 334 с.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – M.: Просвещение, 1988. – 191 с.

Маркова А.К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 191 с.

Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ . – 2008. – №3. – С. 16-20.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 186 с.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 47 с.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с.

Садыкова Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности. Воронеж, 2004. – 217 с.

Скаткин М.Н. , Краевск ий В.В. . Качество знаний учащихся и пути его совершенствования – М.: Педагогика, 1978. – 208 с.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. — М.: Педагогика,
1985.– Т. 1. – 329 с.

Щукин а Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.

Другие статьи

  • Доронова тН Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Доронова, Т.Н. […]
  • Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Перейти на страницу: Ацет. синдром? Вирус? Обострение о.энтероколита? Сообщение BondЮлия » Вт янв 27, 2009 13:22 Девочки, второй день происходят события, голова не варит нужна помощь. Ребенку 2,4. Началось в […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Поддержка детей из неполных семей КавджарадзеМаксимГеннадьевич Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Главная Информация Биография Характер деятельности Фотогалерея Деятельность Правовые основы Работа Информация Законопроекты События Блог […]
  • Речевое развитие детей 6-7 лет по программе детство Для дошкольников Главная Школа Программа по развитию речи для дошкольников Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена в […]
  • Как посчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособие на ребенка до 3 лет в 2019 году Пособие до 3 лет на детей является на сегодняшний день базовой формой финансовой поддержки матерей, ушедших с работы в связи с рождением ребенка. На какие выплаты могут рассчитывать семьи, и в каком размере и порядке начисляются […]