Диагностика заикания у детей

Заиканием называется такое нарушение речи, при котором происходит частое повторение слогов, звуков или целых слов с частыми остановками, а также некоторой нерешительностью в речи, которая нарушает ее ритм и течение.

Причины заикания у детей и взрослых

Психологи считают, что в основе заикания лежат страхи, тревоги, чувство вины, трудности коммуникации с другими людьми, одиночество и даже желание уйти от реального мира.

Чаще всего заикание наблюдается у детей, особенно у мальчиков, в возрасте 4-5-ти лет. Нарушение возникает даже при нормальном развитии ребенка. Врачи считают, что главная причина появления заикания — это органическое поражение головного мозга во время беременности, родов или в раннем младенческом возрасте. Это поражение может не иметь никаких симптомов и оставаться незамеченным для родителей и врачей.

У части пациентов природа заикания – наследственная.

Временное заикание может произойти из-за психологической травмы – сильного испуга, семейных конфликтов и т.п. Это психогенное заикание проходит само при отсутствии травмирующей обстановки.

Параллельно с заиканием нередко обнаруживаются и другие нарушения психического состояния: нарушение сна, перепады настроения, страхи, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, неуравновешенное поведение и низкая успеваемость у детей. В стрессовых ситуациях заикание может усиливаться.

Также из-за стеснения своего недостатка может развиваться социофобия. Связанные с ней психотравмирующие ситуации могут сделать человека замкнутым, нелюдимым и нерешительным.

Специалисты НИАРМЕДИК настоятельно рекомендуют родителям при первых симптомах заикания у детей обратиться за профессиональной помощью, чтобы избежать более серьезных проблем в будущем – адаптации к взрослой жизни.

Приём по адресу:
г. Москва, Проспект Маршала Жукова, д.38 к.1

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

Диагностика заикания

В обследование пациента с заиканием входит: консультация невропатолога, логопеда, психоневролога. Обязательной является электроэнцефалограмма. Иногда может понадобиться обследование психолога, а также анализы крови и мочи.

Осложнения заикания

Осложнением заикания в детстве становятся невротические расстройства во взрослом возрасте. Дети с заиканием часто становятся изгоями среди сверстников, хуже учатся при нормальных умственных способностях. Все это мешает адаптироваться к окружающему миру и делает сильно зависимым от родителей. На этом фоне развиваются разнообразные психические отклонения – от всевозможных страхов до тревожных расстройств.

Иногда наблюдается стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и т.п., что существенно осложняет повседневную жизнь. Вовремя дает возможность ребенку сформироваться как психически полноценная личность и успешно построить свою дальнейшую жизнь.

Лечение заикания

Если нарушение не связано с психотравмированием, то прописываются ноотропы и препараты, которые расслабляют мускулатуру. Это сочетание улучшает работу мозга, а также снижает тонус мышц, которые принимают участие в речи, так как при заикании часто наблюдается повышенный тонус этих мышц. Кроме того, обязательным является посещение логопеда.

В избавлении от заикания из-за стресса, больше внимания уделяется психотерапии. Применяются релаксирующие методики лечения, разнообразные варианты семейной и групповой психотерапии и аутотренинг. Если присутствуют нарушения сна или настроения, врач может назначить транквилизаторы или антидепрессанты в небольших дозах.

Во время исправления заикания от пациента требуется строгое соблюдение всех предписаний врача. Также нужно сообщаться о любых изменениях в состоянии, которые вы обнаружили. Нельзя принимать никакие препараты без назначения специалиста, даже те, которые продаются в аптеке без рецепта. Самолечение может дать негативные побочные эффекты, такие как головная боль или бессонница, а также усилить заикание.

В ходе коррекции заикания у детей и школьников их родителям необходимо создать дома благоприятную атмосферу, не выяснять отношения в присутствии ребенка. Нужно следить за тем, чтобы ребенок высыпался и не проводил много времени за компьютером или у телевизора. Также стоит контролировать передачи, которые он смотрит, сайты в интернете, которые посещает и игры, в которые играет, если они могут негативно сказываться на детской психике. Следует свести к минимуму бесцельное времяпрепровождение и ненавязчиво подталкивать ребенка к общению со сверстниками во избежание социофобии: записать его в кружки, секции, учитывая интересы ребенка.

Без профессионального лечения заикание не пройдет и лучше всего избавиться от него в детстве, так как лечить заикание у взрослого намного тяжелее, чем у ребенка.

Даже после окончания программы лечения от заикания рекомендуется поддерживать контакт с лечащим врачом и посещать назначаемые им профилактические осмотры. Нелишней будет и дальнейшая семейная психотерапия – это нормализует отношения родственников что, в свою очередь, станет хорошей профилактикой рецидивов невротического заикания.

Специалисты, работающие в клинике НИАРМЕДИК, имеют многолетний успешный опыт лечения заикания у людей разного возраста. Наши врачи владеют множеством способов лечения заикания и подбирают программы коррекции индивидуально для каждого пациента, учитывая его возраст, причину нарушения и много другое.

Мы разработали для Вас специальные годовые программы наблюдения за здоровьем.
Услуги каждого пакета ориентированы на поддержание здоровья и профилактику болезней.

Годовые медицинские программы для детей

Детские годовые программы НИАРМЕДИК созданы для того, чтобы помочь родителям вырастить здорового ребенка! Программы разработаны для детей разного возраста и гарантируют качественную медицинскую помощь без очереди.

Годовые медицинские программы для взрослых

Взрослые годовые программы «С заботой о себе» разработаны для тех, кто ответственно подходит к своему здоровью. Программы включают: консультации терапевта, а также самых востребованных врачей-специалистов.

Программа ведения беременности

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает будущей маме программу ведения беременности «Жду тебя, малыш!». Программа разработана с учетом передовых международных стандартов здравоохранения.

Программы обследования для взрослых (CHECK-UP)

Программы экспресс-диагностики CHECK-UP разработаны для быстрой диагностики состояния женского и мужского здоровья. Программы учитывают возрастные особенности.

Программы обследования для подростков

Специально для подростков в НИАРМЕДИК разработаны программы экспресс-диагностики CHECK-UP, которые позволяют в кратчайшие сроки обнаружить отклонения и возможные сбои в организме, даже без явных проявлений.

Диспансеризация (в детский сад, школу, ВУЗ)

В НИАРМЕДИК Вы можете пройти профилактический медицинский осмотр и получить справки (по форме 026-у и 086у) для поступления ребёнка в детский сад, школу или ВУЗ. Все консультации и исследования проводятся в один день.

Комплексные программы по массажу

В клиниках НИАРМЕДИК разработаны специальные комплексные программы по массажу: общий оздоровительный массаж, ортопедический массаж, детский лечебный массаж, лимфодренажный массаж, антицеллюлитный массаж, массаж отдельных зон.

В НИАРМЕДИК разработаны программы годового наблюдения за здоровьем зубов. Программы включают: консультации специалистов, ультразвуковую чистку, лечение кариеса, пломбирование и удаление зубов.

Профилактика заикания

Хорошей профилактикой психогенного заикания станет дружелюбная семейная атмосфера, организация полезного досуга, регулярное прохождение диспансеризации и осмотра у невропатолога.

Для профилактики физиологического заикания, происходящего из-за органического поражения головного мозга, беременным женщинам следует соблюдать охранительный режим, все рекомендации гинеколога и т.д. Все это направлено на благоприятное протекание беременности и родов, что, в свою очередь, снижает риск поражения нервной системы плода еще в утробе матери или родовой травмы.

О возможных противопоказаниях необходимо проконсультироваться со специалистами Клиники Ниармедик по телефону: +7 (495) 6 171 171

Вся информация, размещенная на сайте компании, носит справочно-ознакомительный характер и не является публичной офертой в соответствии со ст.437 ГК РФ

Диагностика заикания

Заикание — расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.

Первые симптомы заикания, как правило, появляются в детстве, в сензитивный период развития речи в возрасте от 1 до 6 лет.

Помимо того, что весь период от года до 6 лет считается сензитивным в развитии речи (т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды). На этом фоне отличаются достаточно ограниченные во времени гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно этот период от 1 года до1,5 лет. Диагностика заикания у детей в этом возрастном диапозоне сводится к внимательному наблюдению за появлением первых слов. Если есть задержка в их появлении, есть тенденция к «забыванию» тех слов, которыми ребенок уже владел, есть задержка в общем развитии, стоит обратиться к врачу на профилактический прием.

Наиболее частым возрастом, когда диагностируется начало заикания, является возраст 2 — 3,5 года. У детей картина заикания может быть стертой или явной, иногда незначительные запинания родитель не считает заиканием вообще. Что является ошибочным суждением и приводит к дальнейшему усугублению клинической картины заикания. Стоит отметить, что с момента возникновения заикания социальное проявление его может быть настолько разнообразным у ребенка, что родитель часто не может понять закономерностей в усугублении или в улучшении спазмов. Запинки могут «стираться» на достаточно длительный срок, от нескольких дней до нескольких недель и месяцев. В этот период ребенка возможно и даже нужно лечить. Такой период в заикании называется ремиссией, ребенок в нем очень восприимчив для приобретения новых навыков в речи.

Диагноз ЗАИКАНИЕ может поставить только врач. Диагноз — не констатация видимого нарушения плавности, а подробное изучение анамнеза, симптоматики и объективных методов обследования заикающегося человека.

Диагностика заикания у взрослых людей более легкая задача, т.к. сознательное отношение к своей речи позволяет ускорить процесс предшествующий лечению. Стоит отметить, что у взрослых заикающихся людей может преобладать вторичная симптоматика:

  • — логофобия
  • — вегетативные проявления разной выраженности (потливость рук, покраснение лица и шеи и т.п.)
  • — навязчивые движения рук или тела в целом.

У взрослых людей с заиканием, которым не помогли в детстве, даже при не выраженных речевых изменениях, редко обходится без стойкого синдромокомплекса личностных и психологических изменений.

Заикание у детей

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Заикание у детей

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины заикания у детей

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Смотрите так же:  Стандарт специализированной медицинской помощи при болезни альцгеймера

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Заикание у детей

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Заикание у детей

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины заикания у детей

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Смотрите так же:  Модель стресса по г селье

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Диагностика заикания у детей

Источник: Е.Е. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова, 2009.

Особое значение приобретают психолого-педагогические методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности заикающегося ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, её тем- по-ритмической организации, интонационно-мелодической выразительности.

ЭТАПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Сбор анамнеза

Фамилия, имя ________________________________________

Год рождения ________________________________________

Сведения о семье

Мать (ФИО, образование, место работы)_________________

Отец (ФИО, образование, место работы)

Возраст матери во время беременности _____

Какая по счету беременность ______________

Как протекала беременность ______________

Как протекали роды _____________________

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар

Особенности при рождении _______________

Заболевания ребенка до 3 лет______________

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка_________________________________________

  • гуления _________________________________________
  • лепета __________________________________________
  • первых слов_____________________________________
  • фразовой речи ___________________________________
  • первых слов _____________________________________
  • первых фраз _____________________________________

Особенности темпа речи_______________________________

Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность

Предполагаемая причина заикания ______________________

Форма проявления заикания в инициальный период

а) повторение звуков, слогов

б) удлинение звуков

г) трудности начала слова, фразы

д) вставки слов (эмболофразия)

Реакция ребенка на первые признаки заикания____________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания

Оказывалась ли ранее специализированная помощь

Какое образовательное учреждение посещает

Заключение психоневролога ______________________

Заключение отоларинголога ______________________

Заключение окулиста ____________________________

  1. Личностные особенности

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний

Переключаемость с одного вида деятельности на другой

Нерешительность, колебания при принятии решений

Обидчивость, ранимость _______________________________

Демонстративность действий ___________________________

  1. Обследование особенностей физического и нервно-психического развития заикающихся детей (учитываются: сила движений, точность движений, темп движений, координация движений, переключение от одного движения к другому)

Пронести 3 м стакан с водой.

Пройти по полосе длиной 3 м.

Подпрыгнуть на 20 см в длину и на 5 см в высоту.

Шагать, размахивая в такт руками.

Удерживать равновесие на каждой ноге (2-3 сек.). Подпрыгивать на одной ноге.

Делать 5 прыжков подряд на двух ногах.

Спускаться по лестнице с переменой ног.

По сигналу переходить с бега на ходьбу.

Мяч бросать вверх, после удара об пол ловить.

5 раз ударить по мячу ладонью.

На бегу подбрасывать и ловить мяч.

Ручная моторика

Открыть спичечный коробок.

Мыть и вытирать руки.

Поворачивать ключ в замке.

Застегивать и расстегивать пуговицы.

  1. Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

Регуляторный праксис

Установить связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться (не нарушен, эхопраксия).

Кинестетический праксис (мануальный)

Задания предлагаются в следующем порядке:

а) правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффуз- ность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет); б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен

Динамический праксис (мануальный)

Воспроизведение ритмических структур (! ! . !! . ! . ). (Проба «Кулак — кольцо»)

Воспроизвеление ритмических структур (. . ! . !, ! ! . ! !! . !! . ).

Проба на смену 3 положений кисти (кулак — ребро — ладонь) (правая — левая) (не нарушен; увеличен латентный период, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, уподобление).

нарушена — замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация.

Конструктивный праксис

Складывать пирамиду из 6-12 частей.

Выполнять сложные доски Сегена.

Складывать разрезанные фигуры из 6-8 частей.

Складывать фигуры из палочек (4-6) (по образцу, по памяти).

Складывать фигуры, разрезанные на 6-12 частей.

а) по образцу (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации);

б) копирование (не нарушено, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, мик- ро-, макрография, трудности переключения, пересеверации);

в) поворот на 180 ° (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок);

г) самостоятельный рисунок (не нарушен, наличие координатных, топологических, метрических, проекционных ошибок, не воспроизводит существенных деталей, излишняя детализация, микро-, макрография, трудности переключения, пересеверации).

Пространственный праксис

Четко различает свои правую и левую руки; пробы Хеда — одноручные с перекрестом (по показу, по инструкции); показывает правую и левую руки у соседа; пробы Хеда — двуручные и перекрестные (по показу, по инструкции). (сохранен; пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения, импульсивность, путает заданную плоскость, соматотопические ошибки, трудности право-левых перешифровок, опора на речь помогает/не помогает, импульсивность).

  1. Обследование процессов восприятия

Зрительное восприятие

Зрительный предметный гнозис (узнавание):

а) реальных предметов (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

б) простых изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

в) контурных изображений (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

г) перечеркнутых (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

д) фрагментарных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

е) наложенных (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

ж) с недостающими деталями (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность);

з) выделение фигуры из фона (не нарушено, нарушение узнавания, нарушение называния, зеркальность, фрагментарность, инактивность).

Пальцевой гнозис

Предлагается назвать пальцы на левой и правой руке.

Тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми глазами.

Лицевой гнозис

нарушен (не может определить пол, возраст персонажей на картинке, не различает индивидуальные особенности лица);

Симультанный гнозис

нарушение симультанного синтеза, фрагментарность

  1. Зрительно-пространственное восприятие

Различает 3 длины.

Ориентируется на улице.

Различает «право/лево» и показывает направление.

Проводит линию, соединяющую 2 точки.

Составляет разрезанную картинку из 2-х элементов.

Зрительный пространственный гнозис — не нарушен, нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения, в системе координат «верх-низ», «право-лево», увеличен латентный период, импульсивность ответов.

  1. Символический гнозис (буквенный, цифровой)

нарушение узнавания, называния букв и цифр, смешение букв, сходных по начертанию, затруднения в подборе одинаковых букв разного шрифта.

  1. Слуховое восприятие

Неречевой слуховой гнозис

  1. Слуховой предметный (не нарушен, нарушен, увеличен латентный период).
  2. Восприятие ритмов (не нарушен, нарушение оценки и воспроизведения ритмов; отсчет ритмической структуры улучшает/не улучшает выполнение пробы, сужение объема восприятия):

а) оценка ритмов (не нарушена, не может определить количество ударов, сравнить 2 серии ударов);

б) воспроизведение ритмов (по слуховому образцу, по инструкции) (не нарушено, не улавливает структуру ритмов, персеверации, теряет структуру ритмов).

  1. Восприятие мелодий (не нарушено, нарушено).
  2. Цветовой гнозис (различает, соотносит, называет)

Различает основные цвета.

Указывает на предметы красного, желтого, зеленого, синего цветов; подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону.

Указывает на предметы черного и белого цветов, подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону.

Указывает на предметы коричневого, розового, голубого, оранжевого, сиреневого цветов, подбор черно-белых предметных изображений к цветовому фону (Не нарушен, нарушение узнавание, нарушение называния, затруднение в подборе оттенков)

  1. Соматосенсорный гнозис
  2. Соматогнозис

(Нарушение право-левой ориентировки, игнорирование левой части тела, искаженное восприятие частей собственного тела, нарушение «схемы тела»)

  1. Стереогноз правая, левая рука (нарушение узнавания, нарушение называния, инактивность ощупывания, игнорирование правой, левой стороны при тактильном восприятии)
  1. Исследование внимания

а) концентрация (сильная, слабая);

б) распределение (достаточное, недостаточное);

в) переключение (быстрое, медленное, персеверации);

г) отвлекаемость (сильная, слабая, отсутствует);

д) включение в деятельность (быстрое, медленное, не включается).

2. Исследование памяти

  1. Память на текущие события (не нарушена, нарушена);
  2. Память на упроченные знания (не нарушена, нарушена);
  3. Модально-специфические формы памяти.

А. Слухо-речевая память

— объем (полный, сужен: не удерживает серию из 3 элементов, не может воспроизвести 5 слов, потеря фрагментов текста при воспроизведении);

— прочность следов (не нарушено, нарушено: тормозимость, инертность речевых следов);

— избирательность (соскальзывание на побочные ассоциации, лишние слова);

— удержание порядка элементов (не нарушено, нарушено: перестановка слов, персеверации элементов);

— истощаемость при заучивании 10 слов.

Б. Зрительная память

— объем (полный, сужен: не может воспроизвести заданный объем стимулов);

— прочность следов (не нарушено, нарушено: тормози- мость, инертность двигательных стереотипов);

— избирательность не нарушена, нарушена, лишние стимулы;

— удержание порядка элементов (не нарушено, нарушено: путает порядок элементов, персеверации элементов);

— оптико-пространственные ошибки (неправильное воспроизведение пространственной конфигурации стимула, нарушение взаимоотношений элементов между собой).

Узнает часть целого.

  1. Решение задач (не нарушено, забывает условия задачи, забывает, заменяет числа, затруднения в простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения).
  2. Интерпретация пословиц, метафор (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает).
  3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, не понимает).
  4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное, импульсивность, аспонтин- ность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении).
  5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок).
  6. Импрессивная речь
  7. Понимание

— внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

— ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

— простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность).

а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

в)части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова).

Сформированность представлений

Пространственные представления:

а) ориентировка в сторонах собственного тела (не нарушена, путает право-лево);

б) различение понятий:

высоко-низко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

справа-слева (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

далеко-близко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

впереди-сзади (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено).

Временные представления:

а) зима, весна, лето, осень (с 3 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) день, ночь, утро, вечер (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) вчера, сегодня, завтра (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

г) минута, час, день, сутки, давно, скоро (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

Математические представления:

а) один, много, мало, прямой счет до 3 (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) прямой счет до 5, пересчет предметов, больше, меньше, поровну (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) количественный состав числа (в пределах 10) (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

Исследование фонематических процессов

  1. Фонематический анализ и синтез:

— определение количества звуков в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

— определение первого и последнего звука в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

— определение последовательности звуков в слове (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

— фонематический анализ (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не корре- гирует, увеличен латентный период).

  1. Фонематический анализ:

— дифференциация слов по месту ударения (не нарушена, нарушена);

— дифференциация слов по количеству слогов (не нарушена, нарушена);

— выделение фонем на фоне слова: гл. под удар. в начале слова (не нарушено, нарушено); согл. в нач. слова (не нарушено, нарушено); согл. из кон. слов (не нарушено, нарушено);

глас. из серед. слов (не нарушено, нарушено); согл. из серед. слов (не нарушено, нарушено);

— выделение фонем из слов: начало (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

— определение места звука в слове: начало (не нарушено, нарушено), середина (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

— определение последовательности звуков в слове (не нарушено, нарушено);

— определение положения звука по отношению к другому (не нарушено, нарушено);

— количественный анализ (не нарушен, нарушен).

  1. Фонематический синтез:

— слоговой (не нарушен, нарушен); звуковой (не нарушен, нарушен);

  1. Фонематические представления:

— придумывание слов: на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки); на данный слог (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

— подбор картинок на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки).

  1. Слухопроизносительная дифференциация:

— слуховая дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ________________ ); звуковых рядов (не нарушена, нарушена);

— произносительная дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких____________ ), звуковых рядов (не нарушена, нарушена), ряд слогов СГ (не нарушена, замены, персеверации, перестановки, оглушение, озвончение).

  1. Дифференциация слов, отличающихся парами фонем:

— по твердости — мягкости (не нарушена, нарушена: по признаку мягкости____________ , твердости_____________ );

— по глухости — звонкости (не нарушена, нарушена: оглушение , озвончение____ );

— свистящие — шипящие (не нарушена, нарушена____ );

— сонорные (не нарушена, нарушена____________ ).

Исследование состояния ритма речи (по Т.Г. Визель)

  1. Проверка состояния подкоркового ритма.

В этом разделе предъявляются следующие задания:

  • хлопать равномерно в ладоши в заданном темпе;
  • маршировать под музыку, барабан, бубен и другие виды аккомпанемента;
  • попасть в сильную долю (присесть или хлопнуть), в музыку, имеющую двудольный размер.
  1. Обследование правополушарного ритма.
  • пропеть знакомую песенку;
  • потанцевать под музыку;
  • отхлопать по образцу ритмические группы (симметричные и асимметричные);
  • прочитать стихотворение.
  1. Обследование левополушарных ритмико-смысловых координаций.
  • ответить на вопросы (простая диалогическая речь);
  • рассказать знакомую сказку или содержание мультика.

Интерпретация результатов диагностики.

  1. Если обследуемый не способен к восприятию итеративных движений, делается вывод о недостаточности функционирования у него подкорковых зон мозга и, следовательно, не- сформированности самого основного, базисного ритма.
  2. Если обследуемый не в состоянии выполнить задания, связанные с музыкой, стихами, или выполняет их с затруднениями, делается вывод о несформированности правополушарного периодического ритма, подлежащего процессу левополушарной латерализации.

Если обследуемый легко справляется с заданиями, хорошо читает стихи и даже имеет музыкальные способности и при этом запинается в прозаической речи, делается вывод о функциональной активности правого полушария, препятствующей процессу левополушарной латерализации.

Смотрите так же:  Кофе от стресса

Понимание логико-грамматических конструкций:

а) флективных (не нарушено, нарушено, неуверенность, возможна самокоррекция/не коррегирует, увеличен латентный период);

б) предложных (не нарушено, нарушения семантически близких/далеких предлогов, увеличен латентный период);

в) сравнительных (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует);

г) понимание конструкций родительного падежа (не нарушено, нарушен, увеличен латентный период, возможна само- коррекция/ не коррегирует);

д) понимание инвертированных конструкций (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна само- коррекция/ не коррегирует).

  1. Экспрессивная речь

Использует местоимения «я», «ты», «мое», «твое».

Использует множественное число.

Называет вид деятельности по картинке.

Называет 5 видов животных.

Рассказывает спонтанно о событии.

Использует прошедшее время.

Звуки и комбинации звуков [х], [нг], [нт], [шп], [фр].

Объясняет смысл (правила) игры.

Повторяет короткий рассказ.

Употребляет придаточные предложения.

Спрашивает «кто?», «где?», «когда?», «куда?», «почему?».

  1. Самостоятельная речь

а) спонтанная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности, скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие , речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

б) диалогическая (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие , речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

в) автоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения);

г) дезавтоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не корреги- рует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения);

д) составление рассказа по сюжетным картинкам (составляет, не понимает сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтан- ность, наличие литеральной, вербальной парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены не составляет);

е) составление рассказа по пейзажной картинке (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие_ , параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет);

ж) составление рассказа по заданной теме (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие , параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазий (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, « застревания», морфемные замены, не составляет.

а) изолированных гласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _ , пропуски, персеверации, не повторяет);

б) изолированных согласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие_, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

в) слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _______ , пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

г) серий звуков (не нарушено, пропуски, перестановки, увеличение латентного периода, искажения, какие, персеверации, не повторяет);

д) серий слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие___ , пропуски, перестановки, персеверации, не повторяет);

е) слов с оппозиционными фонемами (не нарушено, искажения, какие___ , замены по семантическому/фонетическому сходству, перестановки, персеверации, не повторяет);

ж) повторение простых слов (не нарушено, искажения, какие , замены звуков, пропуски, перестановки, замены по семантическому/фонетическому сходству, не повторяет);

з) сложных и бессмысленных слов (не нарушено, искажения, какие, замены звуков, пропуски, перестановки звуков/слогов внутри слов, не повторяет);

и) повторение предложений простых (не нарушено, искажения звуковой структуры, перестановки слов, не повторяет), сложных (не нарушено, искажение звуковой структуры, перестановки слов, нарушение грамматической структуры, не повторяет).

а) реальных предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

б) изображений предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

в) частей тела (не нарушено, соматогнозии, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

г) действий (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации);

д) качеств (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации).

  1. Составление фразы

а) по картинке (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы: какие , лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические);

б) с заданным словом (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие____________ , лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические, лексические нарушения).

  1. Пересказ текста

не нарушен, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие ___________________ : грубые, негрубые, морфемные замены, парафазии: литеральные, вербальные, по сходству: звуковому, семантическому, нарушение последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность, неадекватность).

Исследование словарного состава языка

а) понимание слов:

— существительных: частотных ______________________ , малочастотных _______________________________________ ;

— глаголов: выполнение движений по инструкции (выполняет, не выполняет), показ действий на картинке (не нарушен, нарушен________________________ );

— прилагательных: отдельные признаки, пары признаков — антонимов (не нарушено, нарушено____________________ );

б) использование слов:

— звукоподражания: повторение_________________ , называет по картинке_____________ ;

— местоимения: личные____________ , притяжательные

— существительные (по возрасту, неправильная форма, глагол, прилагательное, не использует);

— прилагательные (по возрасту, неправильная форма, глагол, существительное, не использует);

— глаголы (по возрасту, неправильная форма, существительное, прилагательное, не использует).

Исследование грамматической системы

а) грамматические признаки в словосочетаниях:

— существительные: склонение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ______________ ), предложно-падежные конструкции (понимает, не понимает, использует, не использует, какие_________________ ), согласование: с прилагательным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ________________________ ), с притяжат. местоимением (понимает, не понимает, использует, не использует, какие), с числительным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие________ ),

— глаголы: лицо, число (понимает, не понимает, использует, не использует, какие___________________________________ ), род (понимает, не понимает, использует, не использует, какие_____________ );

— простое предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________ ), сложное предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие),

— инструкции: простые (понимает, не понимает) сложные (понимает, не понимает);

— понимание: соотнесение текста с картинкой (норма, не соотносит, характер ошибок _____________ ), на вопросы по тексту (отвечает, не отвечает, характер ошибок__________ );

— использование: пересказ (норма, нарушен, характер ошибок____________ , не пересказывает), рассказ по картинке (норма, нарушения, какие____ , не составляет).

Рассказ по серии картинок (норма, нарушения, какие , не составляет). Характер аграмматизмов (отсутствие лексических трудностей, поиск слова, близкая замена, далекая замена, неадекватная замена, смысловые ошибки). Состояние фразовой речи (без особенностей, нарушение порядка слов, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность). Особенности словообразования и словоизменения (без особенностей, не используемая в данном контексте форма, неправильная форма слова, отказ).

Исследование письма

  1. Автоматизированное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  2. Списывание (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  3. Письмо букв под диктовку (не нарушено, искажения по графо-моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, замены гласных/согласных букв, микро/ макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  4. Письмо слогов под диктовку (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма нарушен).
  5. Письмо под диктовку слов (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  6. Письмо под диктовку фраз и текста (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).
  7. Самостоятельное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма).
  8. Темп письма (низкий, средний, высокий).

Исследование чтения

  1. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (не нарушено, замены, какие_________________ , персеверации, не читает).
  2. Чтение букв вслух (не нарушено, нарушено).
  3. Чтение слогов и псевдослов (не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает).
  4. Чтение слов (не нарушено, нарушения просодики, па- ралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).
  5. Чтение предложений (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).
  6. Подкладывание подписей под сюжетные картинки (не нарушено, путает, не читает).
  7. Чтение рассказов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

Исследование процесса счета

  1. Запись чисел (не нарушена, зеркальность, пропуск элементов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов).
  2. Чтение чисел (не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает).
  3. Счетные операции (не нарушены, нарушения в простых счетных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревания на ошибках, инертность).
  4. Серийный отсчет (не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен).

Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др.____________________________ );

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие______ ,

редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.__________________ );

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест);

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо);

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная);

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена).

Оральный праксис

объем движений — полный, неполный; ограничен, не ограничен;

точность движений — сохранна, нарушена; тонус — сохранен, повышенный, пониженный; темп движений — нормальный, медленный, быстрый; переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений;

тремор (дрожание) — отсутствует, умеренный, выраженный, крайне выраженный;

гиперметрия, гиперкинез (чрезмерные непроизвольные насильственные движения) увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы;

синкинезии (сопутствующие движения) — отсутствуют, умеренные, выраженные;

гиперсаливация (слюнотечение) — отсутствует, умеренная, выраженная.

Состояние звукопроизношения

а) изолированные нарушения

б) нарушения в слогах

в) нарушения в словах

г) нарушения во фразах

Исследование динамических характеристик речи

Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония);

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное); Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох); Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, диз- ритмия, заикание).

Судороги дыхательного аппарата

Судороги голосового аппарата

дрожащий, толчкообразный, гортанный спазм

смыкательная губ верхнегубная нижнегубная угловая губ

«зияющая» (судорожное раскрытие ротовой полости)

судорожный подъем кончика языка

судорожный подъем корня языка

«изгоняющая» судорога языка

Степень выраженности заикания в различных речевых формах

  • спонтанная речь __________________________________
  • сопряженная речь (Скажи вместе со мной!)__________
  • отраженная речь (Скажи вслед за мной!)_____________
  • чтение __________________________________________
  • пересказ ________________________________________
  • шепотная речь ___________________________________
  • ритмизированная речь ____________________________
  • стихотворная речь ________________________________
  • пение ___________________________________________

(степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная, высокая)

Уловки (двигательные, психологические, речевые)________

Судороги вне речи ____________________________________

Сопутствующие движения ________________________

(Степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная, высокая)

Заключение (образец): Заикание тоно-клонического типа (вариант: клоно-тонического типа), дыхательно-голосоартикуляционной формы, выраженное в ________________________________________

(легкой, умеренной, высокой) степени.

Шкала оценок результатов выполнения теста (в баллах):

справляется со всеми заданиями теста — 0 справляется с большей частью заданий, но не со всеми — 1 испытывает затруднения, проявляющиеся в поисках, увеличении латентных периодов — 2

имеются неединичные поиски и ошибки, необходима посторонняя помощь — 3

практически не справляется с заданиями, помощь малоэффективна — 4.

Другие статьи

  • Диагностика развития ребенка 4-5 лет Диагностика развития ребенка 4-5 лет Диагностика развития для детей в возрасте от 3 до 5 лет. 1. Познавательная сфера. Задания с кубиками. Задания с соотнесением предметов. Задания с карточками. 1. Покажите ребенку набор карточек с изображением […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]
  • Обувь для 11 месячного ребёнка Зачем ребенку до года обувь? Зачем ребенку до года обувь? Нужна ли она малышу, который еще только встал на ножки, или это ловкий маркетинговый ход производителей? Проблема детской обуви вызывает интерес у родителей, когда чадо начинает вставать на ножки. Робко […]
  • Почему потеет ребенок в 2 месяца 1 месяц - 6 месяцев Все родители волнуются о состоянии здоровья своего ребенка. Их интересует абсолютно все: почему малыш завтракал неохотно и не так радостно смеялся, почему он чихнул или вдруг сильно вспотел. Чтобы не пропустить симптомы серьезного заболевания, […]
  • Развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с онр Формирование фонематического восприятия анализа и синтеза у дошкольников с ОНР Разделы: Логопедия В настоящее время в связи с Федеральными государственными требованиями необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья в речевых группах создать условия для […]