Дифференциальные критерии невротическое заикание неврозоподобное заикание

Дифференциальные критерии невротическое заикание неврозоподобное заикание

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

К вопросу о дифференциальной диагностике речевых проявлений заикания, тахилалии и ее видов

В.И. Селиверстов (2000) определяет темп речи как скорость ее протекания во времени, ускорение или замедление речи, обусловливающие степень артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп является выразительным средством речи и одним из составляющих просодики. В формировании темпа речи ведущая роль принадлежит наследственности и речевому окружению ребенка. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Он может быть нормальным или оптимальным, быстрым и медленным. У одного и того же человека темп речи может быть стабильным и изменяющимся в зависимости от различных эмоциональных состояний человека. В этом случае изменения темпа носят временный характер. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Нарушения темпа речи могут носить и постоянный характер, в этом случае они патологически обусловлены и являются предметом специального изучения. Причинами нарушений темпа речи могут явиться очаговые поражения коры головного мозга и подкорковых образований, в частности стриопаллидарной системы, в результате которых расстраивается корково-подкорковое взаимодействие, что приводит к темпоральным изменениям.

Среди многообразия нарушений темпа речи особое место занимает заикание, при котором темпо-ритмическая сторона первоначально расстраивается в результате судороги. Ускоренный темп речи заикающихся обусловлен желанием сообщить как можно больше информации в интервале между судорогами, скорее закончить речь. В последствии заикающегося подгоняют еще и тревога, волнение, страх, связанные с актом речи.

Патологически ускоренный темп речи наблюдается и при тахилалии, основной причиной которой М.Е. Хватцев (1959) считал врожденную, наследственно обусловленную недостаточность речедвигательного аппарата, а также неряшливую речь окружающих и отсутствие внимания к речи ребенка. Ведущим механизмом тахилалии является расстройство темпа внешней речи и процесса порождения речевого высказывания в результате патологического преобладания процессов возбуждения в центральной нервной системе.

Часто исследователи обращают внимание на то, что тахилалия является благоприятной почвой для возникновения заикания, что у многих дошкольников до начала заикания наблюдается ускоренный темп речи. Во многом проявления тахилалии и заикания, особенно его невротической формы, схожи, что делает необходимым проведение дифференциальной диагностики с целью безошибочного определения вида речевой патологии.

Общим в речевой симптоматике тахилалии и заикания является быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса, но степень повышения темпа речи различна: при заикании речь ускорена или же темп неровный, меняющийся на протяжении одной фразы, а при тахилалии речь отличается «неудержимой стремительностью», ненормально быстрым темпом (вместо 9-14 звуков в секунду произносится 20-30). В речи при тахилалии и заикании наблюдаются запинки, повторения слогов и слов, проглатывания или недоговаривания, перестановки слогов, слов, искажения предложений. При заикании запинки, повторы слогов обусловлены судорогами мышц речевого аппарата, при тахилалии — ослаблением тормозных процессов. Кроме того, при заикании чаще встречаются перестановки слов, а также замены слов, содержащих «трудные» для заикающегося звуки, что приводит к искажению синтаксической и смысловой структуры фразы. В речи заикающихся встречается большое количество слов-эмболов, которые используются в качестве уловок с целью скрыть дефект. Явление эмболофразии не свойственно речи при тахилалии. Описывая симптоматику тахилалии М. Зееман (1962) выделяет такое явление как интервербальная акцелерация, т.е. еще большее увеличение темпа речи при произнесении многосложных слов, длинных фраз и связных текстов, что приводит к множественному выпадению слогов и искажению звуков из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. В речи заикающихся при произнесении сложных по слоговой структуре слов и длинных синтаксических конструкций увеличивается количество судорожных запинок, что может привести к невозможности договорить фразу до конца. Следует отметить, что страдающие заиканием и тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста.

Помимо особенностей внешней речи при тахилалии отмечаются некоторое своеобразие ее смыслового и языкового оформления. Наиболее затронутым является уровень языкового программирования: в процессе порождения речи в памяти человека всплывает нужное слово, но оно тот час же, еще до произнесения, вытесняется другим, что приводит к пропускам, лексическим заменам. Подобные замены встречаются и при невротическом заикании, но механизм их отличен: испытывая страх перед «трудными» звуками, заикающиеся стараются построить фразу таким образом, чтобы избежать слов с этими звуками. Это приводит к вербальным заменам, которые иногда бывают близки по смыслу, но чаще они настолько искажают содержательную сторону, что конечный речевой результат получается далеким от замысла.

Существенным дифференциальным критерием тахилалии и заикания является изменение речи при привлечении к ней внимания. В этом случае качество речи у лиц с тахилалией улучшается, восстанавливается равновесие между внутренним программированием и линейной организацией высказываний, запинки и повторы исчезают или же их количество резко снижается, хотя темп речи по прежнему остается быстрым. Схожая картина наблюдается при неврозоподобным заикании. При невротическом заикании привлечение внимания к речи приводит к дополнительной на ней фиксации, что усиливает судорогу и утяжеляет все проявления заикания.

Общее можно проследить в отношении взрослых заикающихся и лиц с тахилалией к собственному дефекту. Одни адаптируются и не испытывают трудностей в общении, их речь гармонирует со всем психомоторным складом их личности; другие же ярко переживают и стремительность речи, и заикание, что приводит к патологическим изменениям личности, социальной и трудовой декомпенсации.

Сходным является и изменение степени проявления симптомов заикания и тахилалии в зависимости от ситуации речевого общения. Наибольшие затруднения больные с тахилалией и невротическим заиканием испытывают в эмоционально и жизненно значимых ситуациях, в моменты волнения, возбуждения. Незнакомая обстановка, новые люди являются значимыми в случае болезненной фиксации на собственном дефекте. При неврозоподобном заикании качество речи ухудшается при физическом и психическом утомлении, значимость ситуации общения не играет роли.

Патологически ускоренный темп речи нередко сочетается с расстройствами лексико-грамматического и фонетического характера. К таким речевым нарушениям относятся баттаризм и полтерн. Их проявления схожи с симптомами неврозоподобной формы заикания. Причины и механизмы их возникновения исследователи объясняют соматическими, психогенными факторами, привычкой. Неврологические исследования указывают на изменения в анатомии и физиологии мозга, которые или свидетельствуют о перинатальной патологии, или же унаследованы как конституциональная особенность.

Баттаризм определяется учеными как патологически ускоренный темп речи, при котором отмечается неправильное формирование фразы в следствие особого нарушения регулирующей функции речевого внимания, что приводит к проглатыванию, перестановке слогов и слов, нечеткости произношения, остановкам в речи. При быстром течении мысли нарушается концентрация внимания в логически важных частях речевого протока и последующее слово еще до его произнесения вклинивается в речь. Отсюда и второе название баттаризма — парафазия. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к возникновению в речи структурного аграмматизма, проявляющегося в перестановках, пропусках слов, в результате которых распадаются связи между компонентами фразы, что приводит к сложностям понимания речи. Лексические замены также занимают большое место в речи лиц с заиканием. По мнению Э.Р. Саитбаевой (1992) при невротическом заикании они обусловлены несформированностью или же несовершенством процесса выбора слов в условиях порождения речевого высказывания, а при неврозоподобном заикании — ограниченностью индивидуального речевого опыта и недостатком лексических средств. Волнение, страх, которые нередко сопровождают речь заикающихся, приводят к тому, что лексические единицы выбираются по случайным семантическим признакам или по принципу «простоты» произнесения, а пропуски наблюдаются, если нужное слово так и не всплыло из памяти из-за ограниченности словарного запаса.

Еще одной разновидностью патологически ускоренного темпа речи является полтерн или спотыкание, который проявляется прерывистостью темпа не судорожного характера. В англоязычной литературе это явление получило название клаттеринг. Именно полтерн по внешним проявлением больше других нарушений темпа речи похож на заикание. Спотыкание обусловлено врожденными конституциональными аномалиями развития. В речи таких больных сложно уловить четкий смысл, она поверхностна и одновременно абстрактна, часто отсутствует направленность на собеседника, предложения короткие, мало связанные между собой, наблюдается нечеткость способов артикулирования, в результате чего низкая разборчивость речи и сложности понимания. Быстрота речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно шевелит губами, языком, что напоминает судорожные движения при заикании. При полтерн в речи наблюдается большое количество остановок и повторов слогов как внутри так и между словами, отмечаются пропуски, вставки слов, нарушения согласования и управления слов во фразе. Все эти проявления отражают внутреннюю хаотичность речемыслительной деятельности.

При баттаризме и полтерн имеются расстройства дыхания, голоса, такие как отсутствие звонкости, слабость, монотонность, носовой оттенок, речь не интонирована, нарушается паузация, передача логического ударения. Помимо расстройств внешней стороны речи и внутренней программы высказывания при данных нарушениях отмечается качественное своеобразие письменной речи. Лица с баттаризмом и полтерн при чтении длинных фраз членят их на короткие, при этом они не учитывают смысловое содержание текста, часто теряют основную мысль читаемого, не могут запомнить содержания прочитанного. На письме наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз. При заикании техническая сторона чтения расстраивается в результате судорог мышц речевого аппарата, а смысловая может быть сохранна или же незначительно снижена при неврозоподобном заикании в результате системного недоразвития речи, недостатосности словарного запаса. Если говорить о письме, то специфические особенности у заикающихся наблюдаются в самостоятельных видах письма. При написании изложений, сочинений заикающиеся предпочитают составлять короткие фразы, встречаются вербальные замены, искажающие смысл письменного высказывания. При неврозоподобном заикании к ним добавляются грамматические и орфографические ошибки. Общий характер письма заикающихся напряженный.

Смотрите так же:  Боязнь остаться одному по жизни

Основные диагностические критерии заикания и спотыкания описаны В.С. Кочергиной (1969). Первым среди них является осознание дефекта и фиксированность на собственной речи. Как правило, у больных с баттаризмом и полтерн страдает оценка собственного расстройства речи, осознание ее неправильности. В результате этого у них отмечается низкая мотивация к лечению. При заикании осознание дефекта происходит рано, в дошкольном или младшем школьном возрасте. При невротическом заикании к 10-12 годам возникает страх речи, связанный с постоянными речевыми неудачами и тщетностью попыток скрыть их при помощи уловок. Страх речи приводит к постоянной фиксации заикающегося на речи, сама речь и даже мысль о ней становятся сильнейшим стрессовым фактором, способным изменить функциональное состояние (фоновую активность центральной нервной системы) на соответствующее эмоциональной напряженности или стрессу в момент возникновения речевой судороги, а с ним и саму речь, то есть усилить речевые судороги. (Л.З. Андронова, 1993) Острота переживаний заикающихся формирует у них достаточно высокую мотивацию к лечению, в отличии от больных с баттаризмом и полтерн.

По-разному реагируют качеством речи больные с заиканием и нарушениями темпа на произвольность ситуаций речевого общения. При баттаризме и полтерн в случаях спонтанного речевого общения речь хуже и мало понятнее, чем, например, при ответах на уроках, докладах начальству, выступлениях на аудитории. При заикании чем произвольнее речь, тем больше ожидание неудачи, сильнее волнение, страх и, как следствии, тяжелее судорога.

Следующий диагностический критерий — влияние на речь фактора знакомости окружающего. При баттаризме и полтерн в незнакомой обстановке, при встрече с новыми людьми больные сознательно концентрируют внимание на речи, что приводит к ее упорядоченности, большей разборчивости, грамматической и фонетической правильности, хотя темп речи так и остается достаточно быстрым. Для заикающихся незнакомая обстановка, новые люди являются стрессовыми факторами, усиливающими волнение и ухудшающими речь. В привычной домашней обстановке заикание может вообще не проявляться, так как нет необходимости его скрывать.

Психологические переживания по поводу качества речи у больных с баттаризмом и полтерн могут отсутствовать или же отставлены во времени. При заикании они предшествуют речи. Зависимость от мнения окружающих, ожидание осуждения со стороны собеседников, мысли о том, что «я заикнусь, не смогу сказать того, что хочу» возникают у заикающихся до начала речи. Кроме того, неудовлетворенность, разочарование, досаду на себя за то, что сказал не то, что хотел, испытывают заикающиеся и после того, как закончили говорить.

Если сравнивать проявления при чтении, то при баттаризме и полтерн техника чтения незнакомого текста лучше, чем уже известного, так как увеличивается концентрация внимания. При заикании же, наоборот, чем более знаком текст, тем легче человеку прочитать его без запинок, поскольку он уже приспособился, знает в каком месте текста какие уловки применить.

Знание патогенеза, клиники, особенностей проявления сходных речевых расстройств, каковыми являются заикание и тахилалия и ее виды (баттаризм и полтерн), имеет большое значение в диагностике и определении стратегии и основных направлений коррекционно-логопедической работы. Своевременное преодоление тахилалии, баттаризма, полтерн в дошкольном возрасте исключает наличие этих нарушений в дальнейшем, а также является профилактикой возникновения заикания.

Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. — М.: Эребус, 1993.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». — М.: В.Секачев, 1998.

Логопедия./ Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. факультетов пед. Вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Хрестоматия. Логопедия. Заикание. — М.: В.Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Заикание (запинание)

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Заикание (запинание)»

Коды по МКБ-10: F 98.5

По этиологии:

1. Невротическое заикание.

2. Неврозоподобное заикание.

По клиническим проявлениям:

I. Клоническая форма.

II. Тоническая форма.

III. Клонико-тоническая форма.

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

Лабораторные исследования: без патологии.

Инструментальные исследования

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

Исследование глазного дна, консультация окулиста.

ЭКГ — при астенических состояниях.

Показания для консультации специалистов:

1. Окулист — осмотр глазного дна.

2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

3. Психолог — определение психологического статуса.

4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

— кал на яйца глист.

Основные диагностические мероприятия:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

Дополнительные диагностические мероприятия:

— КТ головного мозга;

— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

Заикание (запинание)

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Заикание (запинание)»

Коды по МКБ-10: F 98.5

По этиологии:

1. Невротическое заикание.

2. Неврозоподобное заикание.

По клиническим проявлениям:

I. Клоническая форма.

II. Тоническая форма.

III. Клонико-тоническая форма.

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

Смотрите так же:  Аутизм у младших школьников

Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

Лабораторные исследования: без патологии.

Инструментальные исследования

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

Исследование глазного дна, консультация окулиста.

ЭКГ — при астенических состояниях.

Показания для консультации специалистов:

1. Окулист — осмотр глазного дна.

2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

3. Психолог — определение психологического статуса.

4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

— кал на яйца глист.

Основные диагностические мероприятия:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

Дополнительные диагностические мероприятия:

— КТ головного мозга;

— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

Заикание (запинание)

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Заикание (запинание)»

Коды по МКБ-10: F 98.5

По этиологии:

1. Невротическое заикание.

2. Неврозоподобное заикание.

По клиническим проявлениям:

I. Клоническая форма.

II. Тоническая форма.

III. Клонико-тоническая форма.

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.

Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.

При невротических заиканиях в анамнезе — психотравмирующая обстановка, не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно чаще у детей 2-5 лет в период формирования развернутой фразовой речи у легковозбудимых, астеничных детей. Усиливается вследствие фиксации внимания на своем речевом дефекте, обычно сочетается с невротическими тиками, депрессией, эмоционально-волевыми нарушениями.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.

Смешанная форма заикания — когда на неврозоподобное заикание наслаивается невротическое. Выражены цереброастенический синдром, навязчивые движения, задержка в психомоторном развитии, тики, нарушение сна.

Лабораторные исследования: без патологии.

Инструментальные исследования

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биотоков мозга, исследование фоновой ЭЭГ, с гипервентиляцией и фотостимуляцией. Изменения электрической активности мозга неспецифичны. При невротическом заикании специфических изменений не выявляется, при неврозоподобных заиканиях — изменения характерные для органического поражения с повышенной судорожной готовностью.

Компьютерная томография головного мозга — по показаниям с целью исключения органического поражения головного мозга.

Исследование глазного дна, консультация окулиста.

ЭКГ — при астенических состояниях.

Показания для консультации специалистов:

1. Окулист — осмотр глазного дна.

2. Логопед — для назначения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом.

3. Психолог — определение психологического статуса.

4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.

5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

— кал на яйца глист.

Основные диагностические мероприятия:

— общий анализ крови;

— общий анализ мочи;

Дополнительные диагностические мероприятия:

— КТ головного мозга;

— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;

Тема: Заикание. Этиология. Патогенез.

4. Література

Техническая электродинамика / Пименов Ю. В., Вольман В.И., Муравцов А.Д. Под ред. Ю.В.Пименова. Учеб. пособие для вузов.- М.: Радио и связь, 2000.-536с.

Баскаков С.И. Электродинамика и распространение радиоволн: Учеб. пособие для вузов.- М.:Высш. шк., 1992.-416с.

Семенов Н. А. Технічна електродинаміка. М.- Зв’язок, 1973.

Розробив: доцент Бондаренко Т.Г.

Тема: Нарушения темпа речи. Заикание. Исторический обзор проблемы.

Цель: закрепить знания студентов об изучении нарушений темпа и ритма речи в историческом аспекте.

Основные понятия:нарушения темпа и ритма речи несудорожного характера,тахилалия, брадилалия, спотыкание, клаттеринг, полтерн, заикание

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о нарушениях темпа и ритма речи. Изучение проблемы в историческом аспекте.

2. Теоретические представления о методах коррекции заикания. Психологический метод воздействия на заикающихся (по И. Г. Неткачеву).

3. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х годах ХХ века (В.А. Гиляровский, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская). Значение научных трудов этих ученых для развития проблемы заикания и разработки коррекционного воздействия.

4. Состояние проблемы изучения нарушения темпа и ритма речи в современной логопедии.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Дополнительная литература:

  1. Кочергина В. С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи //Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студентов пед. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – с.163-172.
  2. Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  3. Филатова Ю. О. Клаттеринг. Монография. – М.: Прометей, 2005 г.
  4. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии. – М.: Прометей, 2012. – 218 с.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме практического занятия.

— Данилов И. В., Черепанов И. М. Краткий исторический очерк // Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. с. 5-12.

— Кочергина В. С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи //Логопедия: Методическое наследие. Пособие для логопедов и студентов пед. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – с.163-172.

3. Составить аннотацию к главе 10 «Нарушения темпа речи» из книги Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Практическое занятие №2 (2 часа)

Тема: Заикание. Этиология. Патогенез.

Цель: закрепить знания студентов о сущности заикания, уточнить представления о причинах его возникновения и патогенетических механизмах.

Основные понятия:темп, ритм речи, просодика, интонация, пауза, артикуляторная программа, плавность речи, физиологические итерации, речевой онтогенез, этиология, патогенез.

Вопросы для обсуждения:

1. Темпо-ритмическая организация устной речи. Понятие о плавной речи.

2. Функциональная система речедвигательного акта. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме.

3. Определения заикания, предложенные разными авторами. Этиология заикания, современные взгляды на причины заикания.

4. Патогенетические механизмы заикания.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Смотрите так же:  Чем отличаются дистрофия от анорексии

Дополнительная литература:

1. Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

2. Шкловский В. М. Заикание. Монография.- М.:IСЕ, 1994.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме практического занятия.

— В. М. Шкловский «Заикание» // Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. с. 26 -33.

— глава 1 «Основные механизмы устной речи» и раздел «Этиология заикания» из книги Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

3. Составить таблицу-схему «Этиология заикания»

Практическое занятие №3 (2 часа)

Тема: Феноменология заикания.

Цель: закрепить знания студентов об основных симптомах заикания.

Основные понятия:феноменология, речевые судороги, персеверации, эмболофразия, двигательные и речевые уловки, логофобия, регредиентный, прогредиентный.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные симптомы заикания: формы судорожной активности мышц речевого аппарата, локализация, степень проявления.

2. Характеристика речевого дыхания при заикании.

3. Вегетативные реакции заикающихся в процессе речи. Сопутствующие речи движения. Эмболофразии.

4. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок. Логофобии. 5. Типы течения заикания. Оценка степени тяжести заикания.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Дополнительная литература:

1. Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

2. Данилов. И. В., Черепанов И. М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности // Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. — с. 46-54.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме практического занятия.

— раздел «Феноменология заикания» из книги Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

3. Составить аннотацию: Данилов. И. В., Черепанов И. М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности // Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. — с. 46-54.

Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема: Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формой заикания.

Цель: уточнить и расширить знания студентов о клинических и психолого-педагогических критериях выделения невротического и неврозоподобного заикания.

Основные понятия:биологические, социальные факторы риска, логоневроз, резидуально-органическая симптоматика, невротическое, неврозоподобное заикание, динамика и прогноз течения заикания, хронификация заикания.

Вопросы для обсуждения:

1. Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Значение клинических разработок о невротических и неврозоподобных состояниях для дальнейшего развития теоретических представлений о механизмах заикания.

2. Особенности клинической и психолого-педагогической характеристики заикающихся разного возраста с невротической формой заикания.

3. Особенности клинической и психолого-педагогической характеристики заикающихся разного возраста с неврозоподобной формой заикания.

4. Особенности поведения и личности детей, подростков и взрослых с неврозоподобной и невротической формой заикания и особенности общения.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Дополнительная литература:

1. Логопедия: заикание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова.– М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

2. Сикорский И. А. Заикание. – М.: АСТ: Астрель: Транезиткнига, 2006 г.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Законспектировать раздел «Некоторые патогенетические механизмы заикания » из книги Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Заикание.-М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

3. Составить таблицу «Сравнительная клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической и неврозоподобной формой заикания», изучив раздел «Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии» из книги Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Заикание.» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

Практическое занятие №5 (2 часа)

Тема: Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, подростков и взрослых с заиканием. Дифференциальная диагностика.

Цель: уточнить и расширить знания студентов о содержании и методах комплексного обследования заикающихся, формировать умения анализировать его результаты, определять основные направления дифференцированного коррекционного воздействия .

Основные понятия:медицинская, психолого-педагогическая документация, анамнез, соматическое, неврологическое, психическое состояние, дифференциальная диагностика, медицинский диагноз, заключение логопеда, перспективный план лечебных и психолого-педагогических мероприятий.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы, содержание и методы комплексного обследования заикающихся детей.

Основные этапы и содержание обследования.

2. Содержание и методы комплексного обследования подростков и взрослых с заиканием.

3. Дифференциальная диагностика. Критерии дифференциации невротической и неврозоподобной форм заикания.

4. Основные направления лечебных мероприятий, логопедической работы, логоритмических и др. занятий.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед . ин-тов, созданное в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» -М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г. — 703 с.

Дополнительная литература:

1. Богданова О. А., Приходько О. Г., Служакова О. И., Челей Н. С. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. / сост. Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева и др.. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001. –(РГПУ им. А. И. Герцена) – 240 с.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Законспектировать раздел «Психолого-педагогическое обследование заикающихся» из книги Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А. Заикание.-М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.- 224 с. (серия ВПО, бакалавриат).

3. Проанализировать имеющиеся в современной научно — методической литературе схемы обследования детей, подростков и взрослых с заиканием, речевые карты (например, «Схема обследования ребенка с заиканием» из книги: Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. / сост. Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева и др. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001. –(РГПУ им. А. И. Герцена) – с. 61-68.

Другие статьи

  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Можно ли кормить ребенка гороховым супом Когда вводить гороховый суп в меню ребенка Блюда из бобовых культур пользуются заслуженной популярностью. Эти вкусные диетические угощения входят в меню многих людей. Горох является лидером среди остальных сородичей, а самым распространенным блюдом из него — суп. Он […]
  • Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей […]
  • Новорожденны ребенок чихает Что делать если грудничок часто чихает, как понять причины Рождение малыша – счастливое и радостное событие в жизни каждой семьи. Но с появлением на свет крохи у неопытных родителей возникает волнение и беспокойство по поводу его здоровья, зачастую необоснованное. […]
  • Как научить ребенка спать подольше Ребенок-жаворонок: как поспать с утра подольше Действительно, многие малыши кажутся естественными ранними пташками. На самом деле только 2−3 ребенка из 10 рано пробуждающихся относятся к настоящим жаворонкам. Остальные дети − птицы другого рода: это те, кто […]
  • Рассчитываем пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 Пособие по уходу на второго ребенка до 1.5 лет Государство гарантирует, что единовременное пособие по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет распространяется на все категории граждан без исключения. Единственное отличие от выплат на первого ребенка в том, что минимальный […]