Дикция заикание

Независимый сайт о заикании

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

♦ тренируйтесь 2—3 раза в день по 7—10 минут.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонёрством, некритичностью к своему поведению.
Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.
читать дальше

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Дикция заикание

Исправление дефектов произношения и неразвитой речи. Чаще всего проблема возникает из-за недостаточной тренированности человека верно произносить звуки и слова. Иногда является последствием травм и заболеваний.

Действия в фазе (астрал, ОС, ВТП)

Прием лечебных средств «Фазерон».

Непосредственное воздействие Отработка навыка идеального произношения в фазе; отработка идеального произношения в фазе методом «орешки во рту»; отработка идеального произношения в фазе под водой; создание у себя голоса как у кого-то из известных певцов, прославившихся именно за счет выдающегося голоса; прогревание горла и голосовых связок; создание мощ-ных вибраций в области голосовых связок; жидкость для полоскания горла «Фазерон»; инъекции «Фазерона» в горло.

Программирование «У меня идеальный голос. Мое произношение четкое и понятное. Я произношу звуки чисто и внятно. Я здоров и полон сил» и т. п.

Полезные переживания Максимально активное общение с одушевленными объектами фазы.

Психологическое воздействие Если проблемы с речью возникают в определенных ситуациях, то в фазе нужно попадать в эти ситуации и отрабатывать там идеальное произношение; если проблемы с речью возникли после какого-то стрессового собы-тия, то в фазе его нужно заново пережить, пытаясь выработать новое отношение к нему.

Общие советы и комментарии. Поскольку чаще всего проблема в произношении звуков, слов и целых предложений находится в области психологии и работы нервной системы, то воздействия из фазы обладают очень высокой степенью эффективности (в большинстве случаев). Как правило, результат заметен после первого же опыта в фазе, если он был корректно выполнен и длился не менее двух минут.

Дикция и речь. Способы их улучшения.

Встречают не только по одёжке.

Психологи говорят, что у нас только две формы начального самовыражения – одежда и речь. Так что встречают не только по одёжке: большое впечатление на окружающих производит и наш разговор, дикция, построение словесных оборотов – словом, всё то, что объединяется под общим понятием «речь». Сложно представить себе современного руководителя, который не имеет навыков владения речевым аппаратом, говорит путано, нечётко и не в состоянии донести до подчинённых свои мысли и идеи.

Что же формирует, пожалуй, важнейшую часть хорошей речи – дикцию?

— Прекрасно развитый речевой аппарат. Это не только подвижность языковых и губных мышц, но и отсутствие зажимов челюстных мышц.

— Отсутствуют такие дефекты речи, как заикание, картавость, неотчётливое произношение шипящих или свистящих.

— Речь льётся свободно и плавно, без коротких и словно бы вынужденных пауз.

Если природа не наградила вас безупречной дикцией, отчаиваться, право же, не стоит: всё поправимо, если очень этого захотеть.

Смотрите так же:  Проблема взаимоотношения между матерью и сыном аргументы

Специальные упражнения для чёткости дикции.

Выполняйте упражнения ежедневно и по нескольку раз. В помещении должно быть комфортно, никаких посторонних лиц, даже животных. Лучше всего заниматься комплексно, то есть, сегодня одно упражнение, а завтра – другое, а сразу все поочерёдно.

«Хобот слона». Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Теперь нужно вращать получившимся «хоботком» по нескольку раз вправо-влево, по часовой стрелке и против неё.

«Улыбка». Растянув губы как можно шире, зафиксируйте их в таком положении на 7-10 секунд. Затем верните губам нормальное положение и несколько раз повторите упражнение.

Чередование двух предыдущих упражнений. Не спешите, выдерживайте время и фиксируйте губы в напряжённом и расслабленном положениях.

«Перекрёсток». Здесь требуется, открыв рот, улыбнуться, затем кончиком языка коснуться уголков рта сначала у нижних, затем – у верхних зубов.

«Лопатка и иголка». Приоткройте слегка рот и пошире улыбнитесь. Положив язык на нижнюю губу, постарайтесь его максимально расслабить. После нескольких секунд такого положения напрягите язык и используйте его, образно говоря, в качестве иголки: сделайте им 5-7 «колющих» движений.

Упражнения для исправления картавости.

Существует распространённое мнение, что этот дефект достаточно сложно, а порой и вовсе невозможно исправить, особенно, если человек уже взрослый. На самом деле это не так. В чём же причина картавости? В недостаточной или откровенно слабой подвижности языка. В связи с этим целесообразно вместе с основными упражнениями по исправлению картавости развивать и двигательную активность языка.

«Цоканье». Представьте, что вы слышите цокот лошадиных копыт, и постарайтесь ему подражать. Темп выполнения упражнения должен быть разным, при этом не допускайте заворачивания вниз кончика языка.

«Машина». Подложите под язык ручку от ложки или зубной щётки так, чтобы с её помощью создавались лёгкие вибрации. При этом в течение минуты произносите звук «Д», который, если всё сделано правильно, должен слышаться как «ДР». Через 10-15 дней попробуйте обойтись без ручки: довольно скоро вы, вполне возможно, с удивлением заметите, что звук будет звучать как «Р».

«Трактор». Произносите несколько раз это слово, делая акцент на звуке «Р» в первом слоге. Делайте упражнение, которое кажется простеньким, при каждом удобном случае. Оно весьма эффективно.

Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.

— В целях устранения явления, которое по-научному называется сигматизмом, необходимо «научить» язык находиться впереди, в межзубном промежутке. При произнесении свистящих и шипящих заводите кончик языка по возможности за нижние резцы. И пусть вас не смущает, что звук, не исключено, будет даже более шепелявым, чем обычно: когда язык начнёт правильно направлять воздух, звук начнёт становиться более похожим на «С».

— Почаще произносите слоги «ся», «се», «со», «су» и подобные, первая буква в которых – «С», вторая же – должна быть и мягкой, и твёрдой гласной. Закрепив навык верного произношения звука «С», аналогичным образом прорабатывайте «З» и «Ц».

Избавление от заикания.

Люди-заики нередко чувствуют себя неловко: они боятся вступать в диалог, стесняются и, как результат, становятся закомплексованными изгоями общества. Излечить подобный дефект поможет логопед, но если вы по каким-либо причинам не можете или не хотите к нему обращаться, попробуйте избавиться от заикания самостоятельно.

— Медитативное чтение. Прежде всего – включите спокойную музыку, настраивающую на умиротворяющий лад. Примите свободную позу, расслабьтесь и начинайте медленно, нараспев читать стихотворение. Желательно проводить такие тренинги минимум ежедневно, минут по 15, не отвлекаясь на посторонние дела. Через две-три недели начинайте выполнять упражнения без музыки, но по-прежнему в медленном темпе. Это поможет вашей речи обрести плавную размеренность.

— Пение. Это один из самых лучших способов. Выберете напевные, приятные мелодии, лучше всего – из области народного творчества. Устраивайте при возможности сами для себя «концерты», которые также помогут свести заикание к минимуму или и вовсе избавиться от него.

— Внимание – вербальному общению. Постарайтесь накануне беседы определить, что именно и в каких выражениях вы будете говорить. В противном случае вы будете делать не всегда уместные паузы, которые могут вас смутить и усилить заикание.

— Выработка правильного дыхания и силы голоса. Правильное дыхание – весьма важно для овладения приёмами эффектного голосового посыла. Одним из лучших способов достичь этого считается дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Недаром тренинги по её методике активно проводят политики, актёры и многие из тех, кто нередко выступает перед аудиторией. Найдите в Интернете книгу автора и внимательно её изучите.

При желании многое возможно, нужно только верить в свои силы и проявить терпение и старание. Успехов вам!

Как выработать хорошую дикцию

Дикция — это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Хорошая дикция необходима всем и всегда, при устройстве на работу и в общении с друзьями, но особенно много хорошая дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?

В Университете практической психологии этому посвящено несколько обязательных упражнений, которые студенты отрабатывают в течение года, а также два полных тренинговых дня.

Для начала – разминка.

Берете в зубы карандаш и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15, крепко сжимая карандаш зубами. Потом вынимаете карандаш и произносите ту же самую фразу.

Почувствуйте разницу! Челюсть, язык, губы, дорвавшись до свободы, начинают работать не шаляй-валяй, как обычно, а очень точно и аккуратно!

Потом работаете с новой фразой. Чтобы не думать над текстом, можно взять для упражнения любое стихотворение.

Двух-трех минут такой разминки достаточно, чтобы настроить себя на четкую артикуляцию. Как размялись, переходим к основной части!

Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

– Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех – не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей.

Смотрите так же:  Шизофрения семейная жизнь

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошёл, саше на шоссе Саша нашёл.

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:

– Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

К такому произношению скороговорок нужно стремиться. Начните с произношения скороговорок в обычном темпе, причём лучше с простых. Четко выговаривая все сочетания звуков. Далее темп нужно увеличить. Когда вы без труда сможете их произносить, переходите к более сложным конструкциям. Усложнить данное упражнение можно следующим образом: помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением для выработки правильной дикции

Упражнение 2. Слушайте себя

​​​​​​​Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

Упражнение 3. Тренируйте диафрагму

Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики.

Упражняйтесь каждый день и все “фефекты вечи” будут устранены.

Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

Как улучшить дикцию и поставить голос: техника ораторского мастерства

Чтобы улучшить дикцию и поставить голос, следуйте рекомендациям Спикерклуба.

Тренировка дикции оратора

Важнейший момент для любого оратора – тренировка голоса речи. Голосом можно убедить слушателей, завоевать доверие или оттолкнуть. Это особенно важно в телефонных конференциях и разговорах по телефону, когда голос – ваш единственный инструмент.

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию – говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.

Если вы страдаете от заикания – возьмите на заметку проверенный способ: каждый день переписывайте по несколько страниц книжного текста. Во время письма человек в мыслях проговаривает текст, а заикаться мысленно невозможно. Постепенно вы начнете говорить вслух без запинок.

Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.

Есть два типа скороговорок:
– для мозга – выговорить легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы
– для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).Не старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.

Попробуйте произносить скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.

Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.

Кроме скороговорок, записывайте и прорабатывайте фразы и слова, которые у вас часто переспрашивают – в этих словах есть сочетание букв, которое вам плохо дается, нужно довести его до четкости.

Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.

Развитие артикуляционного аппарата

Для аудитории важно звучание вашего голоса и четкость произносимых слов. Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык, губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.

Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.

Смотрите так же:  Селье стресс против дистресса

Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

Произносите «ма», «мама» про себя, а также «ха» на половине выдоха. Нёбо должно быть при этом приподнято, положение рта как при звуке «О» – эти упражнения делают звучание более глубоким и громким.

Постановка голоса оратора

Тренировать голос нужно регулярно – это главный инструмент в публичном выступлении, который нужно использовать с выгодой

Звучание голоса зависит от правильного дыхания, которое определяет, насколько приятным будет ваш тембр.

Постановка голоса включает в себя упражнения, которые нужно отрабатывать каждый день, стоя перед зеркалом.

Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.

Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.

Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.

Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить – откройте рот, расслабьте мышцы лица, вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.

Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта – произнести на выдохе «Тпруу».

Чтобы сделать звук свободным и концентрированным, нужно поймать низкое положение гортани. Для этого нужно опустить челюсть на грудь, широко раскрыть рот, опустить корень языка вниз, словно вы показываете горло врачу, опустить напряжение и зевнуть 2-3 раза.

Изображайте голосом кукушку: гортань должна быть опущена на зевке, произносите звуки «у-у» (на активном выдохе).

ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

дикция, сложности в произношении отдельных звуков

все эти дефекты встречаются у детей довольно часто. Иногда они вызваны физиологическими причинами — неправильным строением нёба либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребенка.

Майкл Р. начал заикаться в 4,5 года. Он был очень живым, подвижным ребенком. Однако еще раньше у него появились три симптома нервного напряжения: дергались лицевые мускулы, часто что-то тревожило его. возникали какие-то непроизвольные движения. Родители мальчика были требовательными формалистами и особенно сурово наказывали сына, когда тот ссорился или дрался с млад шим братом. Любые объяснения Майкла о причинах ссор они считали неубедительными и подвергали сомнению. Спустя некоторое время Майкл начал заикаться. Слова торопливо слетали у него с языка, а потом он словно «застревал» на каком-нибудь одном слоге и без конца повторял его, не переводя дыхания, как это делают заики или недоразвитые дети.

Волнение, тревога, страх, гнев — все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот и язык. Иными словами; речевой механизм находится в прямой зависимости от наших чувств. То же самое наблюдается и у ребенка — его речь сильно затрудняется, причем происходит это совершенно непроизвольно. В некоторых случаях эта взаимосвязь устанавливается особенно быстро и закрепляется прочно — тогда и возникает заикание.

Вполне естественно, что детям трудно бывает произносить звук «с», когда у них выпадают молочные зубы.

Нередко бывает, что ребенок начинает говорить с запозданием из-за совершенно случайных обстоятельств, связанных с его окружением К примеру, соседские дети, с которыми он играет, произносят слова еще хуже, чем он, и это может привести к большим трудностям в развитии дикции. Вспоминаю случай, когда речь 4-летнего мальчика была абсолютно непонятна по еще более странной причине. Ребенок этот жил в изоляции от других детей и большую часть времени проводил с матерью, у которой совсем не было зубов, и она даже не заботилась о том, чтобы вставить их. Что говорила мать — понять было трудно, что повторял ребенок — практически невозможно. Случается также, что на развитие речи малыша влияет старший брат, который, напротив, разговаривает так легко и стремительно, что младший не в силах подражать ему.

Все эти обстоятельства, несомненно, можно так или иначе изменить, причем чем быстрее, тем лучше. В подобной ситуации легче предотвратить болезнь, нежели потом бороться с ней. Иногда при заикании и проявлениях инфантилизма необходимо вмешательство врача, который способен научить ребенка правильно дышать и произносить звуки. Но больше всего внимания следует обратить на психологические условия, создающие у ребенка трудности в произношении. Одним словом, развитие речи следует рассматривать как составную час’ть общего развития личности.

Другие статьи

  • Диагностика детских страхов дошкольников Выявление страхов Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004 Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный […]
  • Боррелиоз у детей симптомы Боррелиоз у детей: симптомы и лечение С наступлением весны всем хочется отдохнуть на природе, в лесопарке. В жаркий летний день многие родители также предпочитают отдых вне квартиры. Вот в таких случаях и возникает опасность заражения боррелиозом. Ведь переносчиками […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Лечение гормонами детей Лорингит и лечение гормонами Он может стать причиной удушья. Он - признак воспаления гортани. А называется он - ларингит. И особенно опасно это заболевание у малышей. К тому же и подвержены они ларингитам чаще, чем взрослые. Носоглотка ребенка уже, чем у взрослого и […]
  • Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста Главная > Реферат >Педагогика Уральский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии детства. Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря у детей […]
  • Как быстро вылечить насморк у месячного ребенка насморк у ребенка 7 месяцев Вчера у сынишки потекли сопли ,чем можно полечить, желательно народными средствами, капаем салином, подскажите еще что нибудь,ребенку 7 месяцев Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран Марина Владимировна Психолог, […]