Дипломная работа математическое развитие дошкольников

Содержание:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Роль различных анализаторов в развитии у дошкольников элементарных математических представлений. Конспекты уроков по формированию элементарных математических представлений.

Подобные документы

Основы формирования элементарных математических представлений. Методические рекомендации для воспитателей и дефектологов по использованию информационных компьютерных технологий в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников.

дипломная работа, добавлен 29.10.2017

Особенности формирования математических представлений у детей. Качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

реферат, добавлен 26.05.2009

Направления работы со старшими дошкольниками, включающие формирование представлений о числах и ознакомление с геометрическими фигурами. Условия обучения дошкольников математике. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей.

реферат, добавлен 03.12.2010

Психологические особенности обучения детей элементарных математическим представлениям через дидактическую игру. Экспериментальная работа по формированию элементарных представлений у дошкольников в дидактических играх. Методика обучения основам математики.

курсовая работа, добавлен 15.06.2017

Теоретические основы формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Сказка и ее возможности в воспитании математических представлений детей 5-6 лет. Конспект занятий по развитию математических представлений дошкольников.

контрольная работа, добавлен 06.10.2012

Значение педагогических программных средств в развитии дошкольников. Требования к организации работы в компьютерном зале. Методика использования компьютерных учебных программ в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

контрольная работа, добавлен 12.08.2013

Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития, анализ программно-методических материалов. Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений.

дипломная работа, добавлен 05.11.2014

Программные требования к методике преподавания математики детям дошкольного возраста в современных образовательных учреждениях. Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений. Сюжетно-ролевые игры в математике.

курсовая работа, добавлен 10.11.2014

Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Рассмотрение методик формирования временных представлений у дошкольников. Особенности развития элементарных математических представлений у ребят. Реализация идей музейной педагогики.

реферат, добавлен 18.11.2011

Специфика дошкольного обучения. Основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на примере детей 3-4 лет в разных видах деятельности. Содержание математического развития дошкольников: основные программные задачи.

Дипломная работа «Интерактивные занятия как средство математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Министерство общего и профессионального образования

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Интерактивные занятия как средство математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа по ПМ.03

«Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

студентка курса группы

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяют содержание образовательного процесса по формированию математических представлений, которое осуществляется через интеграцию образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Актуальностью выбранной темы является то, что в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, компьютеризация проникла во все сферы жизни и деятельности человека. Данное направление развития, образовательной отрасли, признается важнейшим национальным приоритетом.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.

Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются интерактивные доски. Это средство достаточно новое для отечественной дошкольной педагогики, поэтому теоретические и методические аспекты его применения слабо изучены.

Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др.

В связи с этим целью исследования является: изучить условия использования интерактивной доски в процессе математической подготовки детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс, направленный на математической развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – интерактивная доска как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — использование на занятиях математикой интерактивной доски, будет способствовать математическому развитию детей дошкольного возраста.

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста;

Выявить особенности организации работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

Выявить возможности ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

Разработать методические основы использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

Методы исследования : изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение педагогического опыта.

Базой исследования послужило МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка — Детский сад № 70 «Радуга» г.Полевской Свердловской области.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении педагогического опыта использования ИКТ в практике ДОУ.

Практическая значимость исследования . Разработанная модель использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении, позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию математических представлений посредством информационных технологий.

Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения двух глав, заключения, списка используемых источников.

Глава I . Теоретические основы математического развития детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.

На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, рассматривается в дошкольной педагогике как некое условие развития личности ребенка.

Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Н.Г. Белоус, Л.Н. Вахрушевой, Н.С. Денисенковой, Л.Ф. Захаревич, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, Н.К. Постниковой, П.Г. Сирбиладзе и др., показывают, что уже на ступени старшего дошкольного возраста, у детей возможно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес.

Содержание обучения математическим представлениям и понятиям формирует характерные для познавательного интереса операции мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация) и мыслительные процессы (рассуждение, умозаключение, суждение).

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Разработка психолого-педагогических вопросов методики формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста строится на основе методологических позиций психологии и педагогики.

Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников исследуется в трудах А.В. Белошистой, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголевой, В.В. Даниловой, Я.А. Каменский, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Р.Л. Непомнящей, И.Г. Песталоцци, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяра, Г.В. Тарунтаевой, Е. И. Тихеевой, М. Фидлер, Л. К. Шлегер и многих других.

Первая методическая концепция разрабатывается Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголевой, Е. И. Тихеевой, Л.К. Шлегер. Суть ее заключается в следующем: усвоение математических представлений ребенком осуществляется в процессе жизни и разнообразной деятельности. Играя, работая, живя, дети сами черпают необходимые им для развития знания из окружающего мира. Педагог должен лишь создавать условия, пользоваться каждым удобным случаем для совершенствования количественных представлений у детей. Игра рассматривается авторами как метод обучения и средство развития интересов детей, активности, находчивости и сообразительности, приучения их к наблюдательности, развития памяти, разумной критики и осознания своих ошибок. Разработки по конкретным направлениям и практическое руководство деятельностью детского сада в области обучения детей счету оказали значительное влияние как на становление методики как таковой, так и на уровень подготовки детей детского сада к обучению в школе

Значительное влияние на процесс формирования у дошкольников представлений о числе и счетной деятельности показывают труды К. Ф. Лебединцева. Он, рассматривая развитие числовых представлений у детей в раннем детстве, приходит к выводу, что первые представления о числах в пределах пяти возникают у детей на основе различения групп предметов, восприятия множеств. А далее, за пределами этих небольших совокупностей, основная роль в формировании понятия числа принадлежит счету, который вытесняет восприятие множеств.

Вопросы развития представлений о множестве предметов у детей, закономерности перехода от восприятия множеств к числу исследуются психологоми И. А. Френкелем и математиком-методистом Л. А. Яблоковым. Ими обосновывается положение о том, что необходимо формировать у детей умения распознавать отдельные элементы множества, а затем переходить к обобщениям о зависимости восприятия множества от способа пространственного расположения его элементов, об усвоении детьми числительных и ступенях овладения счетными операциями.

Н. А. Менчинская наиболее полно рассмотривает вопросы обучения малышей арифметике. Она прослеживает процесс формирования понятия о числе от младшего возраста до начала школьного обучения. На большом экспериментальном материале изучает соотношение восприятия множеств (групп предметов) и счета на различных этапах овладения числом, дает психологический анализ процесса решения детьми арифметических задач.

С. Пигулевская в пособии «Счет в детском саду» раскрывает опыт обучения детей счету на материале содержания занятий, приемов обучения, проведения игр и использования некоторых дидактических средств. Содержание обучения заключается в последовательном изучении каждого из чисел первого десятка в отдельности. Дети образовывают числа путем последовательного присоединения к одному предмету другого, затем — третьего и т. д. Одновременно с рассмотрением состава числа дети изучают счет.

Ф. А. Михайлова и Н. Г. Бакст рекомендуют до обучения счету сформировать у детей представление о множестве, в дальнейшем изучение состава чисел из единиц и двух меньших чисел, отношений между смежными числами рассматривать как предпосылка усвоения действий сложения и вычитания. Наряду с показом образования чисел путем прибавления к числу единицы авторы раскрывают приемы обучения детей сравнению чисел путем сопоставления двух групп предметов, раскладывая их один под другим. Обучение детей образованию чисел, сравнению их осуществлялось параллельно с усвоением способов решения простых арифметических задач, счета в обратном порядке, счета и отсчета группами, по два, по три.

А.М. Леушина разрабатывает основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, создает программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Основные положения теоретической и методической концепции А.М. Леушиной таковы:

— Полноценное математическое развитие обеспечивает лишь целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, показывает адекватные пути и способы их решения. В процессе обучения на занятиях реализуются основные программные требования, математические представления формируются в определенной системе.

— Повседневная жизнь, окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении с взрослыми и под их обучающим воздействием является источником элементарных математических представлений. В разнообразных видах детской деятельности возникают благоприятные условия для уточнения, закрепления и лишь в отдельных случаях для появления у ребенка новых представлений. Это возможно потому, что он в своей деятельности не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует, преобразует, распоряжается ими во времени и пространстве. Формирование количественных представлений как целенаправленный процесс строится с учетом тех представлений, которые складываются в повседневной жизни и деятельности, в стихийном опыте детей.

В истории педагогики достаточно широкое применение находит система математического развития детей М. Монтессори. Суть ее в том, что когда трехлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трех. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. По ее мнению размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребенка. Далее она рекомендует обучать с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины.

Специфические особенности восприятия и ознакомления дошкольников с временем и пространством как объективной реальностью, изучаются А.М. Леушиной, С.Д. Луцковской, Т.А. Мусейибовой, Т.Д. Рихтераман и др.

Т.Д. Рихтераман формированию временных представлений придает особое значение. Она создает методику формирования временных понятий у детей дошкольного возраста через систему обучения на специально организованных занятиях и в условиях игровой деятельности детей. Ученый отмечает, что чувство времени у дошкольников развивается постепенно. При этом большое значение имеет фиксация внимания ребенка на длительности того или иного отрезка времени.

Смотрите так же:  Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка лечение

С.Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребенка дошкольника пространственно-временных представлений, делает вывод, что в дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время — пространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности.

Формирование представлений у дошкольников о форме рассматривают Л.А. Венгер, В.П. Новикова, Т.А. Мусейибова и др.

Многократные исследования показали, что восприятие конкретной предметной формы доступно ребенку очень рано. Уже на втором году можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контурам. В дальнейшем, в дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные и силуэтные рисунки легко узнаются детьми. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.). Важное место занимает при изучении геометрического материала наглядность. Цель метода наглядности — обогащение и расширение

Л.А. Венгер, О. М.Дьяченко предлагают математическое развитие строить таким образом, чтобы оно было направлено на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

В.А Крутецкий, З.А. Михайлова, Е.А. Носова, М.Н. Полякова изучая развитие интеллектуальных способностей, логического и творческого мышления выделяют такие компоненты математических способностей:

способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;способность к обратимости мыслительного процесса, (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать выводы, что под математическим развитием детей дошкольного возраста понимают не только сумму знаний в области числа и счета, пространственно – временной ориентировке, представлений о геометрических формах и величинах, но и математические способности, которые помогают ребенку успешно овладевать математическими категориями.

1.2. Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми старшего дошкольного возраста познавательные задачи, помогают найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность дошкольников, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике, и условно его можно разделить на три таких направления:

— представления и понятия;

— зависимости и отношения;

Под содержанием обучения понимается объем и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности [27, С. 41-45].

Анализ различных программ по математике в детском саду позволяет заключить, что основном в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: «количество», «число», «множество», «подмножество», «величина», «мера», «форма предмета» и «геометрические фигуры»; представления и понятия о пространстве (направления, расстояния, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности) [22, С.31-40].

При этом важно подчеркнуть, что каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические понятия тесно связаны между собой. Так, в работе с детьми четвертого года жизни основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества (много и один; больше (меньше) на один). В дальнейшем, в группах пятого, шестого, седьмого годов жизни, знания о множестве углубляются, поскольку дети сравнивают множество элементов по количеству составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целым и его частями и т. п. [21].

На основе представлений о множестве у детей формируются представления и понятия о числах и величинах и т. д. Усваивая понятия о числах, ребенок учится абстрагировать количественные отношения от всех других особенностей элементов множества (величина, цвет, форма). Это требует от ребенка умения выделять отдельные свойства предметов, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование понятия о величине тесно связано с развитием у детей числовых представлений. Сформированное знание оценок величины, знаний о числе позитивно влияет на формирование знаний о форме предметов (у квадрата 4 стороны, все стороны равны, а у прямоугольника — только противоположные и т. д.).

В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно. Так, при ознакомлении с числом дети упражняются в счете конкретных предметов, реальных и нарисованных (считают девочек и мальчиков, зайчиков и лисичек, круги и квадраты), попутно знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, без всяких определений и даже описаний этих понятий. Точно так же дети усваивают понятия: «больше», «меньше»; «один», «два», «три»; «первый», «второй», «последний» и т. д. [26, С. 31-40].

Е.И. Щербакова среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений;

— овладение математической терминологией;

— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Е.А. Носова указывает, что в дошкольные годы желательно детей научить:

Различать геометрические формы: круг, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. Различать прямую и кривую линию.

Понимать слова, обозначающие взаимное расположение предметов: по картине отвечать на вопросы воспитателя, кто находится на, над, под, рядом, за, перед, между; что близко, а что далеко; что впереди, а что сзади; что внизу листа, что вверху, а что в середине.

Упорядочивать предметы и картинки в ряды по возрастанию размера предметов, по убыванию размера предметов.

Считать наизусть до 10.

Определять количество предметов в пределах 5 без пересчёта.

Сравнивать по количеству.

Различать цифры в пределах 10.

Требования к содержанию математического обучения детей старшего дошкольного возраста отражаются в разделе «Развитие элементарных математических представлений» Программы воспитания и обучения в детском саду [25;106]:

количество и счет – обучение счету ведется на наглядной основе. Ребенок учится составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала); устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному и определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учится количественному и порядковому счету до 10; последовательно знакомится с образованием каждого числа в пределах 5-10; различает вопросы «Сколько?», «Какой по счету?» и правильно отвечает на них. Учится отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10); сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Упражняется в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу (в пределах 10). Продолжается работа по формированию представлений о равенстве. Ребенок учится определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Уточняется понимание независимости числа от величины предметов и их формы, расстояния между предметами, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Ребенок знакомится с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: «Пять – это один, еще один, еще один, еще один и еще один». Формируется понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

величина – ребенок учится устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины, высоты, ширины или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент – она самая узкая». Учится сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего, равного одному из сравниваемых предметов (условной меры). Развивает глазомер, умеет находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

форма – дети знакомятся с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Определяют, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивается умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола – прямоугольные; поднос и блюдо – овальные; тарелка, часы, крышка кастрюли – круглые.

ориентировка в пространстве – закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Ребенок учится ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками-указателями маршрута (вперед, назад, налево, направо); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры».

ориентировка во времени – ребенок получает представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки, учить устанавливать последовательность различных событий на конкретных примерах: что было раньше, что позже; учить определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:

выделять составные части группы предметов; определять различие и сходство, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого);

считать (отсчитывать) в пределах 10;

правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»;

сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаляя и добавляя единицу);

сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины);

различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;

обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

называть последовательно части суток;

называть текущий день недели.

Определение перечня основных образовательных задач по развитию элементарных математических представлений в общеобразовательной программе направлено на упорядочивание образовательного процесса в современном вариативном дошкольном образовании и обеспечение права каждого ребенка на получение равноценного дошкольного образования. Содержание данного раздела помогает избежать грубых «перекосов» при реализации программы воспитания и обучения [26;6].

Организация работы по развитию дошкольников строится с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям.

Смотрите так же:  Почему у детей хрустит позвоночник

На основе вышеизложенного были сделаны следующие выводы:

Математическое развитие — целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических понятий в процессе жизнедеятельности.

Основными функциями математического развития являются: адаптационная, культурологическая, развивающая и прогностическая.

При формировании математических представлений используются различные формы работы: обучение с помощью компьютера; сюжетные: занятия-сказки, занятия-путешествия, игры с элементами драматизаций, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, праздники на определенную тему, бессюжетные: КВНы, викторины, спортландии.

Основными формами организации математического обучения принято выделять следующие: индивидуальная; дифференцированная (подгрупповая); групповая (коллективная).

К формам организации детей в непосредственно образовательной деятельности относят: проектную; проблемную ситуацию; дидактическую игру; проектирование; опыты; коллекционирование.

Организация работы по формированию математическому развитию детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если:

будет осуществляться работа по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

— в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будут использованы ИКТ;

— будет создана предметно-развивающая среда с математическим содержанием для организации самостоятельной деятельности детей.

Список использованной литературы

Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – с. 28.

Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.

Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.

Бузмакова, С.В., Криволапова, Г.А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С.В. Бузмакова и др. // http://festival.1september.ru/articles/649942/.

Вербенец, А.М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников [Текст] / А.М. Вербенец // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 45.

Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность [Текст] / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 18-27.

Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе [Текст] / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 6. – С. 46-49.

Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 241 с.

Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2012. – 256 с.

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Электронный учебник [Электронный ресурс] // Составитель М.А. Габова. – Сыктывкар: КГПИ, 2012.

Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие [Текст] / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008. – 88 с.

Никишина, Т.А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2013.– №4. – С. 89-95; №5. – С. 83-89.

Новоселов, С.А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства [Текст] / С.А. Новосёлов // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 25-37.

Подливаева, Н.А. Варианты использования ИКТ в дошкольном обучении при интеграции развития речи и изобразительной деятельности [Текст] / Н.А. Подливаева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2011. – С. 67.

Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2014. – 234 с.

Репина, Г.А. Оригинал-макет методического пособия как форма вовлечения родителей в образовательный процесс [Текст] / Г.А. Репина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 37.

Сафина, Г.А. Возможности развития математических представлений у детей 7-го года жизни средствами ИКТ [Электронный ресурс] / Г.А. Сафина// http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/104185.html.

Солоневичева, М.Н. Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ [Текст] М.Н. Солоневичева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2010. – С. 80.

Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010. — 64 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Фрумин, И.Д. и др. Современные тенденции в политике информатизации образования [Текст] / И.Д. Фрумин и др. // Вопросы образования. – 2013. – № 3. – с. 102.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Специфика развития математических способностей. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление. Роль дидактических игр. Методика обучения счету и основам математики дошкольников через игровую деятельность.

Подобные документы

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Мышление как познавательный психический процесс. Специфика его развития у детей в онтогенезе. Формирование элементарных математических способностей дошкольников в процессе воспитания.

дипломная работа, добавлен 05.11.2013

Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет, специфика развития их математических способностей. Требования к подготовленности воспитателя и роль дидактической игры. Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей.

реферат, добавлен 22.04.2010

Направления работы со старшими дошкольниками, включающие формирование представлений о числах и ознакомление с геометрическими фигурами. Условия обучения дошкольников математике. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей.

реферат, добавлен 03.12.2010

Особенности дидактических средств дошкольного учреждения в процессе формирования математической подготовки. Роль дидактических игр в процессе математического развития детей. Методика обучения счету и основам математики через игровую деятельность.

курсовая работа, добавлен 15.02.2014

Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определение музыкально-дидактических игр. Изучение музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических игр.

курсовая работа, добавлен 28.04.2013

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей. Эффективность и методика применения математических средств при развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления.

дипломная работа, добавлен 08.05.2009

Специфика дошкольного обучения. Основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на примере детей 3-4 лет в разных видах деятельности. Содержание математического развития дошкольников: основные программные задачи.

курсовая работа, добавлен 22.07.2015

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Развитие музыкальных способностей с использованием дидактических игр и пособий.

дипломная работа, добавлен 16.03.2012

Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание обучения математическим представлениям детей, анализ освоения математических представлений у детей, соответствующие игры и упражнения.

реферат, добавлен 19.10.2012

Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

магистерская работа, добавлен 15.01.2012

Курсовая работа на тему «Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и т.д. [24]

Математика  один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей  одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. [ 11 ]

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Математическое развитие дошкольника  это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.

Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов. [ 23 ]

Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики. Ими высказывались определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи.

Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли своё отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фределя (1782-1852), итальянского педагога М. Монтессори (1870-1952) и др. В целом обучение математике по системе Марии Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа, что делало математику привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей. [ 26 ]

Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет.

Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие у дошкольников представлений о множестве и числе.

Цель исследования: изучить педагогическую теорию и практику по проблеме развития у дошкольников представлений о множестве и числе.

Гипотеза исследования: процесс развития у детей представлений о множестве и числе будет эффективным, если имеет концептуальную основу, носит целенаправленный и системный характер, осуществляется в активной детской деятельности.

изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

рассмотреть методики формирования у детей представлений о множестве и числе;

систематизировать практический материал, способствующий формированию у дошкольников представлений о множестве и числе.

Методы исследования : анализ педагогической теории и практике по проблеме математического развития дошкольников, систематизация, составление библиографии.

Методологическая основа исследования : работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития представлений о множестве и числе: А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Т. И. Ерофеева, Дж. Кюизенер, В. Лаксон, А. М. Леушина, Л. С. Метлина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Е. И. Щербакова и другие.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема математического развития дошкольников

в психолого-педагогической литературе

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. [ 23 ]

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все, же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. [ 18 ]

Смотрите так же:  Глисты у 11 месячного ребёнка

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые нео бходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. [ 21 ]

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие дошкольников была заложено в работах Л.А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. [6]

По мнению, В.В. Абашиной, математическое развитие дошкольника  это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.

Из исследования Е.И.Щербаковой, под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников  это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. [ 25 ]

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития , решаемых методикой, достаточно обширен: [17]

научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;

совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;

реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математи­ческих знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математиче­ского развития;

формирование широкой начальной ориентации в коли­чественных, пространственных и временных отношени­ях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

овладение математической терминологией;

развитие познавательных интересов и способностей, ло­гического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. [ 13 ]

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновре­менно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятель­ности. Многочисленные психолого-педагогические исследо­вания и передовой педагогический опыт работы в дошколь­ных учреждениях показывают, что только правильно органи­зованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие до­школьника.[10]

Содержание обучения дошкольников математике

Математическое развитие дошкольников осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Исследования и педагогический опыт свидетельствует о том, что благодаря систематическому обучению детей математике у них формируется сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные и другие компоненты общих и специальных способностей.

В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. [ 15 ]

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2  3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет  на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы. В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх. [ 9 ]

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях. [ 22 ]

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Работа с детьми трех лет, по развитию элементарных математических представлений в основном направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество. [ 1 ]

Детей знакомят с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов, контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине).

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают во время игры. На основе накопленного опыта детей знакомят с названиями плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Учат выделять, различать и называть эти фигуры.

Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия.

Ориентировка во времени предусматривает обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь.

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5, сравнение двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей является умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. [5]

Ребята средней группы должны научиться приемам счета: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом, в конце счета подводить итог его круговым движением, учить отличать процесс счета от итога счета, считать правой рукой слева направо, в процессе счета называть только числительные, учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения. [ 8 ]

Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений. Детей учат осваивать приемы счета предметов, звуков, движений, по осязанию в пределах 10, отсчитывают количество предметов по образцу и по названному числу, учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения на единиц, уравнивать множества предметов при условии количественных различий между числом в 1, 2 и 3 элемента, вырабатываются умения применять количественный и порядковый счет, детей знакомят с цифрами от 0 до 10. [ 15 ]

Упражнения в отсчете предметов продолжают усложняться. В процессе обучения счет детей знакомят с цифрами, учат различать, называть, находить, выстраивать ряд. Детей учат сравнивать все числа в пределах 10, начинают впервые учить пользоваться порядковыми числительными, учат делить целое на части.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений. Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. [ 6 ]

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах. [ 11 ]

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • До 3 лет все можно воспитание японское Удивительная страна Япония. Парадоксы японского воспитания. Воспитание личности в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: "ты плохо себя ведешь", "сейчас я тебя накажу" […]
  • Ребенок 3 месяца не спит ночью дольше Мой младенец спит всю ночь Проблемы с ночным сном в той или иной степени касаются 30% детей. Но по результатам различных опросов, проведенных в США, Канаде, Австралии и европейских странах, более 70% родителей хотели бы, чтобы их дети спали дольше и качественнее по […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Возрастная характеристика детей 5-6 лет физическое развитие Статья (старшая группа) на тему: Возрастные особенности развития детей 5-6 лет Аспекты развития игровой деятельности, социально-эмоционального развития, общей моторики и психического развития детей 5-6 лет Предварительный просмотр: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ […]