Дошкольник как субъект воспитания

Дошкольник как субъект воспитания

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;

1—2 года — II группа раннего возраста;

2—3 года — I младшая;

3—4 года — II младшая;

4—5 лет — средняя;

5—6 лет — старшая;

6—7 лет — подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок во время от рождения и до поступления в школу. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

Ребенок как субъект воспитания.

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:

— эмоциональный компонент — выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

— эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.

уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

интерес к деятельности;

избирательное отношение к разным видам деятельности;

инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности; самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности. Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Дошкольник как субъект воспитания

1. Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей до-школьного возраста……………………………………………………………….6

1.1. Средства и методы педагогического воздействия на личность…………. 6
1.2. Особенности педагогического воздействия на дошкольника……………11
1.2.1. Возрастные особенности дошкольника в контексте педагогического воздействия на него……………………………………………………………. 11
1.2.2. Требования к личности воспитателя, осуществляющего педагогическое воздействие на дошкольника……………………………………………………18

2. Практическое изучение влияние личности воспитателя на дошкольников как субъектов педагогического воздействия…………………………………..23

2.1. Методика и организация исследования……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация, полученных результатов……………………. 27

Введение.

Актуальность проблемы педагогического воздействия на ребенка до-школьного возраста, как субъекта такого воздействия очевидна и связывается со многими причинами, имеющими объективный характер.
Приведем лишь некоторые из них. Первое на чем хотелось бы остано-вится это возрастные характеристики дошкольника, которые проявляются в известной незрелости многих психических процессов, включении в многооб-разную деятельность, формировании организма как биологической системы и т.п. Данные особенности подразумевают такое педагогическое воздейст-вие, которое бы позволяло личности ребенка максимально проявлять свои возможности и способности, беспрепятственно развиваясь при этом. То есть принцип гуманистического отношения к ребенку должен стать в этом отно-шении превалирующим. К сожалению, во многих случаях приходится кон-статировать стереотипное отношение к ребенку, основанное на бытовом по-нимании процессов воспитания и образования.
Другим немаловажным фактором является проблема личности носите-лей педагогического воздействия, то есть самих педагогов и воспитателей, которые осуществляют воспитательно-образовательный процесс. Не секрет, что личностные характеристики педагога являются решающими в формиро-вании процесса педагогического воздействия. Они обуславливают многие стороны педагогического взаимодействия, формируют у дошкольников пози-тивное либо негативное отношение, как самим педагогам, так и к той дея-тельности, которой их данные педагоги обучают.
Таким образом, дошкольник как субъект воспитания сталкивается как минимум с двумя трудностями: во-первых, собственные возрастные ограни-чения и особенности, с которыми ему постоянно необходимо иметь дело в педагогическом процессе, а, во-вторых — требования со стороны педагога, выражающиеся в педагогическом воздействии, направленном, прежде всего на социализацию ребенка, усвоение им необходимых общественных правил и норм. Однако ключевой фигурой в данном процессе необходимо признать все же личность взрослого (педагога, воспитателя и т.д.), который в силу большего жизненного опыта, полученного образования, специальной прак-тической подготовки должен осуществлять необходимое влияние на ребенка без ущерба для последнего.
Надо отметить, что проблема дошкольника как субъекта педагогическо-го воздействия отражена в работах исследователей в области психолого-педагогических наук.
Так, например, Е.А. Панько [11],[12],[13]в своих работах показала важ-ное место личности воспитателя в микросреде ребенка. Именно благодаря специфике педагогического воздействия воспитателя, по мнению автора, у ребенка формируется в последующем и определенное отношение к миру в целом.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова [7] подчеркивают необходимость учета возрастных особенностей дошкольника в связи с построением педагогиче-ского процесса с ними. По мнению авторов, педагогическое воздействие на личность ребенка-дошкольника должно учитывать быстроменяющуюся кар-тину возраста. Ведь даже период в полгода для дошкольников – огромный временно отрезок, в течении которого происходят интенсивные изменения не только в его личности, но и в организме.
Я.Л. Коломинский и соавторы [8] показывают влияние педагогического воздействия, вернее того, в какой форме оно осуществляется, на формирова-ние не только личности ребенка, но и его социального статуса в коллективе.
Не смотря на это, данная проблема все же мало представлена в научной литературе. Как правило, рассматриваются наиболее общие вопросы педаго-гики младшей школы. Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении проблемы дошкольника как субъекта педагогического воздействия.
Таким образом, в данной курсовой работе определяются следующие:

Цель исследования: изучить особенности педагогического воздействия на дошкольника.

а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
б) охарактеризовать сущность педагогического воздействия;
в) показать возрастные аспекты педагогического воздействия на дошкольника;
г) выяснить роль личности педагога в контексте педагогического воздействия на дошкольника

Объект исследования: дети дошкольного возраста, воспитанники дет-ского сада.

Предмет исследования: влияние личностных характеристик педагога в ходе педагогического воздействия на дошкольника

Гипотеза исследования: воспитание ребенка- дошкольника в ходе педа-гогического воздействия зависит от его отношения к личности педагога.

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической ли-тературы по теме, беседа, наблюдение.

1.Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей дошкольного возраста.

1.1.Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характери-зующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспи-тательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому используются более универсальные понятия «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность»[14].
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразно-сти решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. до-биться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму-лировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогическо-го процесса, как практический акт реализации того или иного метода в раз-личных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение — это приме-ры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощ-рения.
Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду — форма организации педагогиче-ского воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организа-ции педагогического воздействия: учебный процесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность молодежных организа-ций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна)[4, c.43].
Рассмотрим более подробно названные выше методы воздействия на личность.
1. Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, дис-пут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет пе-дагога, опора на жизненный опыт воспитанников, искренность, конкретность и доступность убеждения, сочетание убеждения и практического приучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2. Упражнение и приучение. Упражнение — это планомерно организован-ное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение — это упражнение с целью выработки хороших привычек.
Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия приме-няется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственно-го, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематическо-го применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться дейст-венности воспитательной работы. В практике воспитательной работы приме-няются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельно-сти; режимные упражнения; специальные упражнения.

Смотрите так же:  Музыка и воображение в дошкольном возрасте

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Возраст (по определению Д. Б. Эльконина) – это относительно замкнутый период,

значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития.

В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям:

социальная ситуация развития;

ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.

Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется

сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются

кризисами возрастного развития.

Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает

1. Младенчество (1 год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

младший дошкольный возраст (3-4 года);

средний дошкольный возраст (4-5 лет);

старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (7-10 лет).

5. Средний школьный возраст (10-15 лет).

6. Старший школьный возраст (15-18 лет).

Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который

обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.

Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического развития детей.

Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» (М. Ю. Кистяковская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина и др.).

Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физического и

психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной

координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление

первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное

развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения –

эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я»,

появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Эти особенности определяют содержание и условия педагогической работы.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми.

Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве

с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную

Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование

зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание,

понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям;

развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые

действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.

В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная.

Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности

общения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина,

К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.).

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой

деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.

Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития

по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно

созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо

проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается

подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4– 4,5 ч); организм лучше

приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными

жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи

взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и

символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию

со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность

(«Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность

в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»),

что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление

к достижению результата своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая

самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами

этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное

действие, чувство гордости за свои успехи и достижения.

При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая

функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил.

Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только

в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания

неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений.

Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я»;

потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах,

в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок,

которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут

привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Таким образом, становление

«образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Дошкольный возраст (3–7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности –

появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания.

В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических

Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник,

как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера; самоценность периода

определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности

ребенка; это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры,

общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление

начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере,

в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т.е.

отвечает его интересам и потребностям; неповторимые особенности физического,

социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания

и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для

эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним;

важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются

произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому

мышлению, складывание личного самосознания ребенка.

Формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Период дошкольного детства делится на несколько этапов, и это деление различно в разных образовательных программах. В программе «Истоки» выделены два этапа:

младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)

и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира,

а законодателем норм и правил поведения.

Отличительные особенности младшего дошкольного возраста: возникает интерес и

желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры,

режим дня, совершенствовать движения); происходит дальнейший рост и

развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность;

движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер; увеличивается

работоспособность; совершенствуются основные виды движений, но

физические качества пока развиты слабо; отмечается слабость волевых

регуляций, усилий по преодолению трудностей; большая роль принадлежит

компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы

ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и

знания о мире; наиболее интенсивно развивается память, однако она еще

носит непроизвольный характер; ребенок начинает использовать символические

представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому

Символическая функция – качественно новое достижение в умственном развитии

ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего

плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных,

Смотрите так же:  Патриотическое воспитание методы исследования

вещественных): ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

ребенок – реалист, для него реально все, что существует; ребенку свойствен

эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения; способность к целеполаганию находится еще в стадии становления; наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия; ребенок начинает понимать «язык чувств», экспрессию (выражение радости, печали и т.п.); способен сдерживать непосредственные ситуативные желания

«Я хочу»; он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся

регулятором поведения и общения; возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей; ребенок становится более самостоятельным,

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается

уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка

успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.

Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов

(А. Н. Леонтьев). Формируется их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На

этой основе формируется воля и произвольность.

Отличительные особенности старшего дошкольного возраста: возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства), соблюдение норм, правил становится одним из важнейших

критериев оценки людей; формируется «внутренняя позиция»

(С. Г. Якобсон, М. И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя

с литературными героями, сверстниками, при этом внутренняя общность делает

возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому (Е. О. Смирнова); самосознание сочетается с самопознанием

собственной индивидуальности, самоценности; преобладает оценочное,

объектное отношение к себе и другим, что порождает постоянное самоутверждение,

демонстрацию своих достоинств, их аргументирование и может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе

Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития. Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

Задача педагогов заключается в том, чтобы способствовать возникновению реальной

общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности.

Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет нередко называют

возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом

смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы).

Развивается кризис 7-ми лет. Существуют доказательства того, что кризис помолодел

и нередко наступает в 6,5 лет.

Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с

окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние

, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо.

Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: связь между внутренней (переживаниями) и внешней

(поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта

– ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле. В детском саду и семье ребенок

может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое

нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду,

они спорят по поводу одежды, начинают подражать взрослым.

Все это говорит о том, что ребенок хочет занять позицию взрослого. Если у 7-летнего ребенка при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно

развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, направленное не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).

Во время кризиса на первый план выступает игра с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает

формироваться ориентация на идеальный предмет – норму.

Разрушается старая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок становится

учеником, а ведущая деятельность – учебной.

Педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка этого возраста развиты следующие качества (по Л. А. Венгеру): степень соответствия действий с

условиями поставленной задачи (действие в дидактически заданном направлении);

наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи

(как умственные, так и практические); уровень самостоятельности; тщательность

выполнения задачи; внимание и воспроизведение существенных особенностей

(предметов, явлений и т.д.) или наоборот – внешних форм; общественные особенности поведения и характер обращения к взрослому.

Ебенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания. Ребенок и социум

Ребенок-дошкольник как объект – может изучаться с помощью различных методик, таких как наблюдение, беседы, эксперимент, анализ продуктов жизнедеятельности и др.

Методики. Цель. Задачи.

Ребенок как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.

Ребенок-дошкольник как субъект – на каждом возрастном этапе решаются определенные возрастные задачи (программа) в нравственном, эстетическом, умственном, физическом и трудовом воспитании.

Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.

Ребенок и социум – среда (социум) + наследственность + воспитание. Микросреда (семья, сад, школа) и макросреда (улица, город, страна).

У ребенка есть потребность подражать взрослому, поэтому примеры должны быть достойны подражания.

Влияние среды на формирование ребенка – оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Среда социальная (дальнее окружение – общественный строй, материальные условия жизни) и домашняя (ближняя – семья, родственники, друзья).

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (В.В.Розанов, Р.М.Ситько, З.П.Соколова, Р.М.Чумичева).

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Наталья Зинова
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

1. Закономерности развития детей раннего возраста

На современном этапе развития общества хотелось бы обратить особое внимание на развитие детей раннего периода развития детей. Во многие дошкольные учреждения ребенок поступает в возрасте 2-3 года. К этому времени он должен иметь определенные навыки. В соответствии с ФГОС ДО ребенка к 3 годам жизни:

— интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

— стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

— владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Хотелось бы обратить внимание на этот период развития не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей, главная роль которых в воспитании ребенка не оспорима.

У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т. к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Ведущими достижениями раннего детства являются следующие:

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное, возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Таким образом, основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

Смотрите так же:  Сопли у новорожденных детей

— становление продуктивного целеполагания;

— развитие речевого общения;

— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Придя в детский сад, ребенок сразу попадает в многочисленное детское общество. Л. Н. Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году жизни у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту и именно «объекту». Взрослый еще остается более привлекательным для ребенка чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать.

Ребенок входит в мир отношений, он неопытен, очень доверчив. Наша задача помочь ему усвоить основы поведения в этом обществе, заботиться о нем, создать бодрое жизнерадостное настроение.

С целью выполнения данной задачи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для адаптации и развития детей первой младшей группы.

Основным и самым успешным фактором адаптации ребенка к дошкольному учреждению является установление контакта между ребенком и педагогом. Во время адаптации в группах раннего возраста работает не только воспитатель, но и педагог – психолог. Для улучшения адаптации организуются консультации с педагогами и родителями.

В группах раннего возраста создается развивающая среда, соответствующая требованиям комфортности и безопасности, способствующая вхождению ребенка в новые для него условия. В нашем дошкольном учреждении игровое оборудование подбиралось с целью пробуждения интереса ребенка к действиям с предметами, удовлетворению познавательной потребности, исследовательским действиям, инициирования взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно для малышей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой подгруппе.

Важна в адаптационный период и роль родителей, которые должны понимать, что процесс привыкания к детскому саду должен быть постепенный, чтобы нервная система ребенка оставалась сохранной. Родители должны давать положительную установку на пребывание в группе («Тебя очень ждут ребят и воспитатель», «Вы будете играть в интересные игры» и др.). Поинтересуйтесь жизнью ребенка в детском саду («С кем ты сегодня подружился?», «Какая игрушка тебе понравилась?»).

При работе с детьми раннего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам, что дает возможность воспитателю учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы в течении года может изменяться. Физиологические и психические особенности определяют содержание и методы воспитания. В процессе работы с детьми учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка.

2. Закономерности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.

Основной тенденцией дошкольного возраста является стремление ребенка быть похожим на взрослых. Сами взрослые далеко не всегда принимают такую позицию ребенка, ограничивая его права в манипулировании различными предметами из домашнего обихода. Это не всегда оправдано, поскольку, подражая взрослым, дошкольник приобщается к общественно полезному труду и обретает самостоятельность.

Детская потребность во всем походить на взрослых проявляется также в сюжетно-ролевых играх — наиболее сложном виде деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому, когда вы просите своего ребенка что-то сделать, а он занят игрой, поинтересуйтесь, во что он играет. В ходе игр дети часто проигрывают ситуации и роли из реальной жизни. Возможно, игра принесет вашему ребенку больше пользы.

Важная особенность развития детей дошкольного возраста — это роль сверстников. У дошкольников формируются достаточно устойчивые симпатии, их интересует любая совместная деятельность. Общение со сверстниками как с равными себе — это хорошая возможность познать самого себя.

К специфическим продуктивным (изобразительным) видам деятельности дошкольника можно отнести рисование, аппликацию, конструирование и лепка. Каждый раз их результатом становится какой-то продукт, который отражает детские впечатления и жизненный опыт. В процессе создания поделки у ребенка развивается моторика, внимание, память, воображение и другие познавательные навыки.

Особенность развития детей дошкольного возраста — это появление элементов учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность проявляется в умении дошкольника слышать и слушать взрослых, следовать их советам, действовать по определенным образцам и правилам. Работа ребенка заключается в выполнении различных поручений взрослых, детский интерес к которым они должны всячески поощрять. От критики лучше воздержаться — важно поддерживать желание дошкольника трудиться и направлять его стремление правильное русло.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят также в познавательной сфере детей. Образное мышление помогает им, основываясь на непосредственных впечатлениях, устанавливать связи между предметами. Формируются навыки учебной деятельности — они помогут в будущей школьной жизни. Однако умение читать, считать и писать не гарантирует успеха в школе. Важно, чтобы будущий первоклассник в день первого звонка не только нашел зрелость в физическом и социальном отношении, но также достиг соответствующего уровня эмоционально-волевой и интеллектуального развития.

Обучение потребует от ребенка владения элементарными понятиями и определенного запаса знаний о окружающем мире. Кроме того, ребенок должен научиться дифференцировать и обобщать явления и предметы, владеть мыслительными операциями, осуществлять самоконтроль и планирования.

В дошкольном возрасте важно сформировать положительное отношение ребенка к обучению. Для этого нужно развивать способность регулировать свое поведение и проявлять волю при выполнении определенных задач. Это должен быть не просто естественный интерес. Речь идет о формировании глубинной мотивации, благодаря которой ваш ребенок будет сам стремиться овладевать школьными знаниями.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М., 1988.

2. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г. М. Ляминой. — М., 1976. — 239 с.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. — М., 1980.

4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб. 1997. — 224 с.

5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др. ]. — М., 1988. — 415 с.

6. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др. ]. — М., 1988. — Ч 1. — 256 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М., 2000. — 416 с.

«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования» Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию. Какие все они.

Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации.

Что должен уметь ребенок-дошкольник, осваивая программу по изобразительному искусству Что должен уметь ребенок 3-4 лет, осваивая программу по изобразительному искусству Рисование. Изображает отдельные предметы, простые.

Дидактическая игра «Угадай объект» для детей 5–7 лет Цель игры: Развивать умение классифицировать объекты по признакам (по форме, по размеру, по классификационной группе: одежда, мебель,одежда,.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Фотоотчет о посещении музея Бурятского научного центра Со ран в рамках Дня российской науки 8 февраля отмечается День Российской науки. Наше учреждение — ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» является подведомственным Федеральному.

Образ героя современной мультипликации как объект психологического исследования Хочешь победить врага – воспитай его детей. (Восточная мудрость) Многие психологи считают, что рисунок – это зашифрованный маршрут к тайнам.

Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок» Актуальность Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным,.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Выступление на родительском собрании: Консультация для родителей на тему: «Здоровый ребенок — счастливый ребенок!». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дружба» п. Южный. Консультация для родителей на тему: «Здоровый.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста Главная > Реферат >Педагогика Уральский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии детства. Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря у детей […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]