Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ.

(из опыта работы МДОУ 57)

Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ 57, г.Старый Оскол, Белгородская обл.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Один из путей реализации такой деятельности предлагает программа «Истоки», разработанная творческой группой педагогов ДОУ «Радуга».
Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.
В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Опыт организационно — административной работы детского сада 57 «Радуга» в условиях реализации программы по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы по программе, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Учебная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в учебную программу «Детство». Остальное время пребывание ребёнка в дошкольном учреждении в течение дня распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени
наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса (хотя отнюдь не отвергается значимость его непосредственно в учебной деятельности).
Для успешной работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:
— непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
( пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов — мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
— продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
— использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары ежедневно);
— усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду — это не проведение отдельных праздников, стилизованных «под фольклор» — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
Планирование воспитательно-образовательной работы.

Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу года: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития».
Это позволило спланировать дальнейшую организационно — педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголка старинного русского быта; открытие в детском саду «Музея русского быта», комнаты духовно-нравственного воспитания и т.д.
В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в городской краеведческий музей, художественный музей, центр «Народных ремесел».Здесь же запланированы встречи с хранителями культуры региона — песенниками, народными мастерами и т.д. Такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.
Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче, в детском саду работает клуб «Наследие» для обучения родителей. Для педагогов проводятся семинарские занятия. На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что и дает ожидаемые результаты. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Работу клуба и семинаров ведут сами сотрудники дошкольного учреждения.

Традиционно проводятся Дни русской кухни, опираясь на кулинарную традицию родного края. На огородах проводят посадку традиционных для нашей местности культур. Впоследствии проводится праздник урожая.

Работа с детьми.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах необходимо при перспективном планировании учесть темы по этнокультурному развитию детей:
— цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;
— эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;
— на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре;
— музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;
— занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел «Ознакомление с природой». Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии;
— завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники.
Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с вами и родителями.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: «Дочки — матери», «Хозяюшки» и т.д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства «разбивают» поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить играм- драматизациям. Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию.
В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

Работа с родителями.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона.
Организован семейный клуб «Наследие». Один раз в месяц — день открытых дверей «Традиционная культура родного края». Организация совместно с родителями выставок, экскурсий. Совместное проведение праздников, старинных обрядов Староосколья.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям»), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».

Смотрите так же:  Почему ребенок засыпает под фен

Региональный научно-практический семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с особыми образовательными потребностями на основе изучения традиций русской культуры и родного края».

11 апреля 2018 года на базе МДОУ центра развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая состоялся региональный научно-практический семинар для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с особыми образовательными потребностями на основе изучения традиций русской культуры и родного края».

В ходе регионального научно-практического семинара были рассмотрены следующие вопросы:

1. Формирование духовно-нравственных представлений дошкольников на основе изучения традиций русской народной культуры.

2. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурно-историческому наследию родного края.

3. Система методической работы в дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

4. Специфика организации образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в кадетской группе.

6. Особенности работы воспитателя по формированию у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья духовно-нравственных ценностей.

7. Управленческие аспекты системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

8. Взаимодействие воспитателя с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по созданию развивающей среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

9. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности средствами мини-музея дошкольной образовательной организации.

10. Духовно-нравственное воспитание детей с особыми образовательными потребностями посредством интеграции различных видов искусств в музыкальной деятельности.

В работе регионального научно-практического семинара приняли участие 65 человек: руководители и педагоги образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с особыми образовательными потребностями.

На региональном семинаре выступили:

Пашковская Светлана Вячеславовна, воспитатель МДОУ центра развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая.

Светлана Вячеславовна выступила с докладом «Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в кадетской группе».

Клепикова Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ центра развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая.

Наталья Анатольевна выступила с докладом «Формирование духовно-нравственных представлений дошкольников на основе изучения традиций русской народной культуры».

Домахина Татьяна Витальевна, заведующий МКДОУ детский сад № 15, г. Узловая. Татьяна Витальевна выступила с докладом

«Управленческие аспекты системы нравственного воспитания дошкольников посредством реализации этнокультурного развития».

Карсеева Татьяна Анатольевна, воспитатель МКДОУ д/с комбинированного вида № 19, г. Узловая. Татьяна Анатольевна выступила с докладом «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культурно-историческому наследию родного края».

Забавина Татьяна Юрьевна, воспитатель МДОУ детский сад № 28 общеразвивающего вида, г. Узловая. Татьяна Юрьевна выступила с докладом «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности средствами мини-музея дошкольной образовательной организации».

Яковлева Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 46, г. Узловая. Оксана Валерьевна выступила с докладом «Духовно-нравственное воспитание детей с особыми образовательными потребностями посредством интеграции различных видов искусств в процессе музыкальной деятельности».

Для участников регионального научно-практического семинара была организована выставка дидактического материала, творческих работ детей с особыми образовательными потребностями.

Всем участникам семинара были предоставлены информационно-методические материалы в электронном варианте.

Материал по теме:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Выступление на форуме.

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в детском саду — основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры играет этнокультурное развитие. ( Слайд№1)

Начиная с 2009 года в нашей группе планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Особой целью нашей группы является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, традициям, обычаям народов населяющих родной край. ( Слайд №2)

Основными задачами этой планомерной работы являются:

  1. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  2. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям;
  3. Воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. ( Слайд№3)

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий:

  1. На базе группы был создан центр духовно-нравственного воспитания детей.
  2. Составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития». Это позволило спланировать организационно-педагогическую работу. (Слайд№4)

Свою работу мы начали с посещения Историко-краеведческого музея-зала Этнографии, где детей наглядно познакомили с историей жизни и быта народов, населяющих нашу республику. (Слайд №5). Огромное впечатление на детей произвели костюмы наших предков, головные уборы и украшения. Увидев много удивительных вещей, ребятам захотелось на собственном опыте испробовать работу экспонатов (жернова, ступу с колотушкой, маслобойку). Благодаря неподдельному интересу детей к истории и культуре родного края на базе группы решили создать мини-музеи кукол и сувениров. Для привлечения родителей воспитанников к совместной деятельности, провели консультирование в форме «устного журнала». В ходе таких бесед выяснилось, что родители проявляют настолько большой интерес, что они стали оказывать посильную помощь в создании мини-музеев. Так в наших коллекциях появились куклы в разных национальных костюмах и сувениры. (Слайд№6 и№7).

С целью активного вовлечения родителей, как вариант студийной работы, был организован Родительский клуб «Наследие». Такие встречи способствовали сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. (Слайд №8) .

В своей работе мы старались последовательно выполнять несколько принципиально важных условий:

1.Участие в процессе работы взрослых и детей. Поэтому когда мы знакомили детей с календарными и семейными обрядами, то стремились реализовать те из них, которые могут естественно войти в нашу жизнь. Такие как «Посиделки» (где главные роли исполнили родители Петровой Маши), «Колядки», а так же проводим традиционный праздник «День Республики» (возрождение культурного наследия родного края). (Слайд№9,10,11,12)

2.Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (на занятиях мы знакомили с лекарственными растениями, учились их заваривать, мы знаем, как они называются, и пьем отвары ежедневно). – (Слайд № 13).

3.Создание на территории ДОУ уголков: «Деревня», «Лекарственные растения», «Поле», «Огород» где дети могут вместе с воспитателями выращивать культуры и травы характерные для нашего региона и оказывать посильный труд. (Слайд14-17)

Результаты диагностики знаний, умений и навыков по духовно-нравственному воспитанию на основе этнокультурного развития показали, что в 2009 году уровень усвоения составил – 67%;

в 2010 году – 75%; в 2011 – 83%.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и духовного развития, проведение старинных обрядов и праздников способствуют возрождению духовно-нравственных ценностей. Они дают возможность укрепить родственные связи, почувствовать преемственность поколений, пополнить интеллектуальный багаж, дают ощущение полного слияния с природой, обогащают духовный мир, мысли, чувства. (Слайд №19)

У детей сформировался устойчивый интерес к народным традициям и промыслам;

Дети с уважением относятся к представителям других народов, к их традициям; проявляют любовь и уважение к своей семье, Родине;

У детей накоплен багаж нравственных и духовных качеств; укрепились связи между родителями, благодаря общим интересам. (Слайд №20)

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Дата публикации: 18.06.2016 2016-06-18

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 856-858. — URL https://moluch.ru/archive/116/31684/ (дата обращения: 27.02.2019).

Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Так как, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, первое родительское собрание в нашей группе было посвящено этой теме. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В ходе дискуссии оказалось, что родителям очень не нравится, что в последнее время всё настойчивее и увереннее входит в нашу жизнь невежество, необразованность. Наша речь — тому доказательство. Не только школьники, но и люди взрослые, состоявшиеся в этой жизни, не стесняясь, говорят бранные слова, а порой — даже бравируют этим. А некогда дорогие — мудрые и вечные — слова совсем «потерялись» в нашей жизни. Рана, нанесённая словом, может остаться на всю жизнь. Слово, сказанное вовремя, может решить судьбу. Слово — Учитель. Слово — Друг. Одно только слово. Но как много оно значит в нашей жизни. Что делать? Бороться с невежеством! В каждой маленькой семье нужно найти своё Главное Слово, и пусть оно несёт свет и тепло, радость и благо. И, оно сможет противостоять невежеству.

Смотрите так же:  Ребенок 7 месяцев мало спит днем

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Воспитанники, родители стали участниками проекта «В традициях родного края — корни моей души» Проект направлен на исследование культурных традиций и обычаев наших предков. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье, к детскому саду. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Совместно с родителями проводили мероприятия:

«Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан,

«Жизнь современного города»: фотографии из жизни современного города,

«История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат,

«Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним,

«Детям о Великой Победе»: конкурс рисунков,

«Мой прадед участвовал в шествии бессмертного полка»: сбор материалов об участниках войны, не доживших до сегодняшнего дня и другие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…». В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа — всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из данной ситуации.

В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители — главные ответственные за воспитание своих детей.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 248 с.
  4. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. — 96 с.
  5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2005. — 72 с.
  6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет / Авт.-сост. Косарева В. Н.. — Волгоград: Учитель, 2013. — 166 с.

«Духовно нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Главная > Документ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 90»

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

350042, город Краснодар,

ул. Выставочная, 16

Тел/факс (861) 275-61-52

Заведующий: Каширина В.М.

Обоснование значимости проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается — также в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.

В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость синтеза государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России.

Смотрите так же:  Пособие по уходу за ребенком в мае 2019

Элементы православной культуры стали особенно популярным направлением в современном образовании в силу своего огромного воспитывающего и развиваю­щего потенциала, высоких духовно-нравственных и гражданских ориентиров, пер­спективных и созидательных для развития отечественной культуры.

Достоинства этого направления ярко и цельно выступают на фоне пестрых оккультно-окрашенных и атеистических изобретений оппонентов традиционной культуры.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в дошкольном образовательном учреждении, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни. Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Но для педагогических работников важным вопросом является определение цели и содержания духовно-нравственного воспитания современных дошкольников. Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; система базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе. Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан сензитивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения (А.С. Алексеева, О.М. Потаповская, Л.В. Сурова В.М. Холмогорова).Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не использованием педагогического потенциала театрализованной деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и потребностям дошкольников.

Таким образом, обозначилась проблема исследования, заключающаяся в проектировании и обосновании педагогических условий осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников. В связи с актуальностью данной проблемы определена тема инновационного проекта «Развитие духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».

Цель проекта: разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Гипотеза проекта: Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Задачи реализации проекта:

— Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей.

— Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края.

— Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в духовно-нравственном воспитании малых фольклорных произведений.

— Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.

— Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.

Для начала и успешной работы в той или иной области необходимы условия: нормативно-правовая база, наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса, подготовка профессиональных кадров.

Объектом исследования выступает духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования является процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием педагогов и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных и обоснованных в ходе реализации проекта:

специальной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников;

технологии оценки уровня сформированности нравственных качеств дошкольников;

создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: метод теоретического анализа (философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования); моделирование; анкетирование; педагогическая беседа; наблюдение; изучение и обобщение передового опыта; опытно-экспериментальная работа; обобщение и анализ полученных результатов.

Презентация на ММО на тему «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастана основе этнокультурного развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного развития» МБДОУ «Детский сад №19 г.Лениногорска» МО «ЛМР» РТ Автор Канзафарова Г.А. воспитатель старшей группы User: User:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В.А. Сухомлинский

Наш коллектив поставил перед собой задачу: «Объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно – нравственных и социальных ценностей и принятие в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества»

Игра имеет огромное значение в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника.

Ведь игра – естественный спутник жизни ребёнка и основной вид деятельности в детском саду.

Народные игры – образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести… значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. РРРР Русские народные игры: «Кто сильнее?»

Воспитываем чувства уважения и гордости у детей используя дидактические игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» и т.п.

Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, поэтому оно так близко ему и понятно. И именно поэтому знакомство с русским фольклором происходит сразу, как только ребёнок попадает в детский сад: ему читают потешки, песенки, колыбельные, фольклорные стишки.

Этот материал даётся в образовательной деятельности

Уголки нравственно-патриотического воспитания

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»

М А С Л Е Н И Ц А

Знакомство с народными костюмами

ВОСПИТАННИКИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ

Фестиваль народов Поволжья

«Рождественские колокольчики» (тестопластика) Дымковские барышни Старшая – подготовительная группа

Целевые прогулки, экскурсии Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего города.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее… Научим детей понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, беречь её…

Все эти качества мы должны закладывать сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Номер материала: ДВ-064459

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Другие статьи

  • Нормы развития детей 5-7 лет Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов» Особенности развития детей в возрасте 5-6 года Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества […]
  • Жулебино развития детей Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара" Куранина Надежда Михайловна Контакты руководителя Куранина Надежда Михайловна Адрес электронной почты: Зейналова […]
  • Спастика у ребенка лечение Народный рецепт от тонуса и спастики Рецепт костной мази первоначально прочитала мама в журнале, потом его же я нашла на сайте Дети-Ангелы, как мазь Игрушина. Попробовали сами, действительно помогает, но полные 2 мес. еще не сделали, и 5-7 раз в день не выходит. Может […]
  • Пособие по работе с детьми дошкольного возраста Методическое пособие для учителей школы дошкольников. "Игра и общение в дошкольном возрасте для детей 5–7 лет" В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно […]
  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Диагностика обследования ребенка дошкольного возраста Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса "Методы […]