Дыхание при заикании

Дыхание при заикании

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Работа над дыханием при заикании

Начинаются занятия лечения заикания с дыхательных упражнений. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания:

  • если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берется через рот;
  • если вне речи вдох и выдох одинаковы по продолжительности, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный.

Во время занятий нужно следить за тем:

  • чтобы ребенок не начинал говорить, не сделав вдоха;
  • чтобы всегда говорил только на выдохе;
  • чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот;
  • чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох — длительным и плавным;
  • чтобы плечи во время дыхания были совершенно не¬подвижны;
  • чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе;
  • чтобы, сделав вдох, ребенок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхание;
  • чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2—3 секунды;
  • чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Дыхание при заикании

Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны еще специальные звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние. Человек, страдающий заиканием, уже через 5–7 дней регулярных занятий стрельниковской дыхательной гимнастикой перестает задыхаться, то есть ощущает реальные результаты, но заикание отступает гораздо медленнее, сил и времени на преодоление этого недуга придется затратить значительно больше. Надо также учесть, что улучшение речи при заикании идет скачками.

Механизмы развития заикания до настоящего времени не изучены досконально. Принято считать, что основной причиной возникновения заикания является испуг. Но ведь в детстве все дети, кто чаще, кто реже, пугаются – заикаться же начинают далеко не все.

На возникновение заикания, по-видимому, влияет и наследственная предрасположенность: кто-то из близких или даже дальних родственников заикается или плохо, невнятно говорит из-за нечеткой артикуляции.

Некоторые, в особенности специалисты-логопеды, считают заикающихся ущербными людьми. Однако любой ребенок, даже тот, который рано научился говорить, читать, писать, может под влиянием пережитого нервного стресса начать заикаться. Среди очень одаренных, талантливых людей есть такие, кто в детстве заикался, но потом смог полностью или частично справиться с этой болезнью. У детей, страдающих заиканием, нередко формируется логофобия, то есть страх речи. И это, в свою очередь, приводит ребенка к отчужденности от сверстников, закомплексованности, замкнутости, а иногда и к озлобленности. Ребенок, подросток, считающий себя неполноценным, не сможет впоследствии реализоваться как личность. Как следствие этого – целый клубок жизненных проблем.

Логопеды пытаются справляться с заиканием: они учат детей четко, правильно выговаривать отдельные слова, но они не в состоянии справиться с ларингоспазмом. Не всегда приносит положительный результат и лечение гипнозом, потому что вовсе не все дети и подростки поддаются гипнозу. Да и неизвестно, как в дальнейшем скажутся гипнотические сеансы на состоянии ребенка.

Бывают случаи, когда гипноз вызывает головные боли, ухудшение памяти и сна. К тому же гипноз может способствовать формированию у подростка нерешительности, психологической зависимости от другого человека, в данном случае от гипнотизера. А требуется совсем другое: надо, чтобы человек поверил в силы своего организма, в его скрытые возможности. И уж совсем недопустимо лечение заикания психотропными средствами.

При лечении заболевания логопеды не учитывают, что в звукообразовании участвуют дыхательная, нервная и (как это ни покажется странным) половая системы. Причем две последние связаны теснейшим образом.

Логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, не волнуясь и не торопясь. Так ведь когда ребенок не волнуется, он практически и не заикается. Заикается он именно тогда, когда волнуется. Доктор Щетинин учит своих пациентов преодолевать ларингоспазм именно в моменты волнения.

Итак, что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.

Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем следует судорожный вдох и снова – очень коротка фраза, слово или даже слог.

При таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются.

Голос у ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему плохо.

Первое и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, – это изменить стереотип дыхания и речи, следующим образом:

– научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних оснований;

– заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;

– тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их выносливыми и подвижными.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может в этом помочь.

Прежде всего нужно выполнять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.

При коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».

При выполнении упражнения «Обними плечи» в момент шумного вдоха носом верхушка легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им теснее сомкнуться.

После 2–3 месяцев тренировок ежедневно по 2 раза в день утром и вечером у подростка меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань, диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя смыкаться при образовании звуков.

Речевой центр формируется полностью у ребенка к семи годам, поэтому целесообразно лечить заикающихся детей с шестилетнего возраста. Детей младше шести лет лучше учить дышать в присутствии и при участии родителей – родители тоже должны освоить эти упражнения.

После только одного сеанса дыхательной гимнастики объем легких увеличивается на 0,2–0,4 л.

Помимо стрельниковской гимнастики, необходимо также выполнять и особые звуковые упражнения.

Все нижеописанные упражнения выполняются на опоре. Для этого надо встать прямо, ноги несколько уже ширины плеч. Ладони рук положить на брюшной пресс, пальцы направлены к пупочной ямке. Слегка наклоняясь при каждом звуке или слове, надо напрячь живот и надавить на него ладонями сверху вниз. Так создается диафрагмальная опора. Она и помогает преодолеть ларингоспазм любой степени тяжести.

Упражнение 1. «Алфавит»

На легком наклоне произнести по восемь раз каждый звук: Р, М, Л, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, К, Х.

Звук должен произноситься строго на наклоне. Одного вдоха хватает на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шея расслаблена. Произносить каждый звук надо как бы всем телом, чтобы каждый звук «дошел до спины». Не надо напрягаться.

Упражнение 2. «Восьмерки»

Это упражнение на задержку дыхания. На наклоне вперед нужно сделать короткий вдох ртом. Не выпрямляясь, задержать воздух и на этом крепко задержанном воздухе сосчитать вслух до 8 столько раз, сколько можно. Если воздуха не хватило, счет следует прервать и сделать вдох. Несколько секунд можно отдохнуть и снова на одном вдохе задержать дыхание и постараться просчитать вслух восьмерками как можно больше раз. Если на одном вдохе удастся произнести 10–15 восьмерок, это даст хороший результат.

Каким бы сильным ни было заикание, стрельниковская дыхательная гимнастика при регулярном и правильном выполнении помогает избавиться от него. Нужны лишь труд и терпение.

Смотрите так же:  Способы управление стрессами

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием

Разделы: Логопедия

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

  • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
  • укороченный речевой выдох;
  • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух.

Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
  • формирование длительного фонационного выдоха,
  • формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания:

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «к переду» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

В-третьих, не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи.

В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

Постановка диафрагмального дыхания — одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская [2] обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели [3] выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

  • осознанность выполнения упражнений;
  • постепенность, систематичность (основа принципа — переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
  • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
  • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);

В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика — детище двух поколений семьи Стрельниковых — матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик — от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов — а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений — по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует. об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога — это не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» [4]

Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение «затаить дыхание» и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8». Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет «5» и «10». Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8», «16», «32».

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие — то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, «внюхивавшимся» в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой — это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, «взволнованным» вдохом!

Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что «. вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:»[4]

Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

  1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
  2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
  3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
  4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
  5. Движение, движение и еще раз — движение!
  6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
  7. Главный принцип дыхательной гимнастики: » Активный вдох — пассивный выдох!»
  8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
  9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
  10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

Смотрите так же:  Доклад об стрессе

Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание «Насосу» и «Полуприседу». О необыкновенной эффективности упражнения «Насос» не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, — и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет «Полуприсед-2», когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это активный подход к здоровью.
  2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — первый шаг к здоровому образу жизни.
  3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
  4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
  6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
  8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

Список литературы:

  • Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: В. Секачев. — 1998.
  • Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М.: Просвещение. — 1993.
  • Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург. — 1992.
  • Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2003.
  • Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. — 2002.
  • Одинцова Т.С. Заикание у детей. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2000.
  • Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. — С-Пб.: Союз. — 2001.
  • Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М.: Владос.- 1994.
  • Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой — М.: Метафора. — 2003.
  • Заикание. КАК правильно ДЫШАТЬ?!

    Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, в обучении и личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.

    По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения и значение речи в жизни ребенка, что приводит к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, становясь более систематическими и все более мучительными.

    Поэтому, как и вообще в медицине, при лечении заикания действует неукоснительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни. Тем более что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга и совсем еще «пластилиновой» психикой.

    ЗАИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ

    Человек не может точно соблюсти последовательность произнесения тех или иных звуков, пытается поправиться, запинается, начинает снова произносить слова и фразы — так возникает речь, известная нам как речь человека, страдающего заиканием. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая такую речь. Попытки говорящего преодолеть судорогу, как правило, приводят к усилению заикания.

    Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Большинство исследователей отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).

    В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладает его невротическое «обрастание», т.е. страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению, что, в свою очередь, утяжеляет собственно речевые нарушения, образуя порочный круг.

    Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Заиками не рождаются, навыки речи дети приобретают, а не наследуют. Голосовая деятельность у человека начинается с момента рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер крика ребенка. Через неделю после рождения ребенок должен реагировать на громкий звук или шум. К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с входящими в них некоторыми согласными. Спустя несколько месяцев он узнает голос мамы, через четыре месяца откликается на свое имя.

    Если этого не происходит, следует обратиться к специалистам. До года особенно интенсивно развивается интонационная сторона речи в тесной взаимосвязи с эмоциями, жестами и мимикой и подготавливается звуковая база речи. На этой почве появляются первые слова, и в дальнейшем развитие речи обычно определяют по объему словаря ребенка.

    Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления.

    Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи, использование в семье для общения двух языков. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

    Не всем детям легко дается обучение речи. Обучение пониманию и использованию речи — процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Многие дети в возрасте от двух до семи лет проходят через естественный период неплавной и неслитной речи. Обычно это проявляется в повторении или растяжении первых звуков во многих словах, целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий.

    Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка. Но если повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.

    Предполагается, что причиной возрастного нарушения плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшим окружением ребенка. Это типично для так называемых «занятых семей».

    Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Некоторые дети «вырастают» из этого естественного периода, а некоторые в нем так и остаются.

    Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи пугает ребенка.

    Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих признаков, указывающих на начальную стадию заикания.

    • Частое повторение звуков и слогов.
    • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
    • Пролонгированные звуки.
    • Частое растягивание гласных.
    • Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.
    • Избегание слов, откладывание слов, ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
    • Расстроенный вид.
    • Напряженный вид мышц лица и шеи.
    • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

    ОТКУДА У НАШЕЙ РЕЧИ «НОГИ» РАСТУТ?

    Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и прежде всего корковых речевых зон. За плавность речи отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков.

    • Моторный (двигательный) «центр Брока» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) регулирует голосовой аппарат (связки, мыщцы гортани, дыхательную мускулатуру) и управляет всем тем, что участвует в произношении («шевелит» языком, губами). «Область Брока», где формируется двигательная программа речевого высказывания, расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых приводит к так называемой моторной афазии (распаду речи из-за перевозбуждения двигательных центров речи).

    • Сенсорный (чувствующий) «центр Вернике» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь, т.е. обратную связь «речь — слуховой анализ речи». «Область Вернике» расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой областью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия (речь «взахлеб»).

    • « Ассоциативные » (объединяющие) центры, расположенные в нижней теменной доле, «анализируют» услышанное и «думают», что говорить дальше, осуществляя «планирование» речи. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга), когда страдает ассоциативный центр, речь человека становится бессмысленной.

    Слитная и плавная речь — процесс непрерывный, круговой, чтобы он не прерывался, все три мозговых речевых центра должны работать слаженно и синхронно. Таким образом, говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать сказанное нами и подбирать новые слова, чтобы их произнести, мы должны с одинаковой скоростью.

    Когда нарушается синхронность работы речевых центров — нарушается и наша речь: исчезает плавность, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц, т.е. появляются симптомы заикания.

    ЕСЛИ Я ЗАИКАЮСЬ — НА ТО У МЕНЯ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ.

    Заикание в значительной мере напоминает группу «модных», так называемых психосоматических заболеваний, для возникновения которых характерна необходимость сочетания наследственно обусловленной почвы, или, как говорят, слабого места, и чрезвычайных обстоятельств, которые испытывают это слабое место «на прочность». Так называемое невротическое заикание (логоневроз) возникает по самым разным причинам.

    Как и все неврозы, заикание возникает в результате повышенных требований внешней среды к слабому месту.

    Чаще всего заикание возникает в возрасте между тремя и пятью годами — в период, когда происходит активное развитие связной фразовой речи. С одной стороны, потому что механизмы и навыки речи у ребенка этого возраста еще не достигли автоматизма, а с другой стороны, речь уже является существенным элементом общения с миром — именно в силу этих обстоятельств речь и становится тем уязвимым местом, которое первым страдает при стрессовых ситуациях.

    Следует отметить: хотя предрасположенность к заиканию может сохраняться очень долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или в стрессовой ситуации. Предрасполагающие причины ослабляют нервную систему ребенка, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, вирусные инфекции, истощающее заболевание, перенесенный наркоз, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, подражание, педагогическая запущенность).

    К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные или длительно действующие психотравмирующие ситуации, например, вследствие испуга, шока (являющиеся, по сути, сильными нервными потрясениями, вызывающими «поломки» нервной системы), неправильные приемы воспитания, конфликтные отношения в семье, неблагоприятное речевое окружение.

    Заикание может также появляться при задержке общего, в том числе и речевого развития (недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений) при выраженном поражении центральной нервной системы. А также при ускоренном развитии речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер («заикание развития»).

    Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения центральной нервной системы (например, сопутствующее заболевание при черепно-мозговой травме, эпилепсии, энцефалитах, детском церебральном параличе, прогрессировании гидроцефалии, т.е. водянке головного мозга), без связи с явной психотравмирующей ситуацией.

    Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Оно, как правило, гораздо труднее поддается лечению. Его проявления зависят от основного заболевания.

    «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ

    Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или невропатологу. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий речевой режим: ограничить речевое общение с ним до минимума, вплоть до перехода на некоторое время на язык жестов и рисунков, превратив такое общение по возможности в увлекательную игру.

    Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, шумные игры, занятия спортом, просмотр телепередач и тому подобное. В этот период необходимо проявить максимальное душевное тепло и ласку в отношениях с ребенком.

    Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значения слов, а также искусственное подстегивание темпа речи создают условия для возникновения заикания.

    Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком (а также в его присутствии) фонетически и грамматически правильную, спокойную, четкую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

    Одно из последствий заикания — психическое и мышечное напряжение ребенка. Следует научить его предотвращать или снимать это напряжение, если оно уже возникло. Постарайтесь превратить занятия в игру, сделать их интересными.

    БОРОТЬСЯ С ЗАИКАНИЕМ ИЛИ БОРОТЬСЯ ЗА ХОРОШУЮ РЕЧЬ?

    С давних времен периодически возобновлялся поиск лекарственных средств, способных предотвратить заикание. Особые надежды возлагались на препараты, оказывающие влияние на нервную систему. Многолетний опыт показал, что большинство из них не оказывают желаемого действия на речь пациентов, хотя, бесспорно, они полезны в тех или иных случаях, в частности, при наличии признаков невроза.

    Поскольку, согласно теоретическим представлениям, заикание является результатом судорог артикуляторных мышц, определенные надежды возлагались на противосудорожные препараты, но эти надежды в целом также себя не оправдали. Можно сказать, что применение тех или иных, в том числе противосудорожных, лекарств может быть полезно при оказании помощи отдельным заикающимся, но не в качестве самодостаточного лечения, а в сочетании с другими лечебными мероприятиями.

    Поскольку заикание — это сложная проблема, то его лечением занимаются специалисты различных профилей в комплексе. Целый ряд разнообразных методик позволяет косвенно вмешиваться в «природную голосовую стихию». Синхронизировать скорость речевых мозговых центров можно с помощью логопедических приемов, невропатологических методов, общеукрепляющих процедур, медикаментозной поддержки, физио- и рефлексотерапии, обучения эффективной работе речевого аппарата.

    Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания:

    1. Врачи-психоневрологи назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.

    2. Врачи-психотерапевты используют различные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.

    3. Рефлексотерапевты, иглотерапевты, воздействуя на специальные биологически активные точки, снимают нервное напряжение. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с различными лекарствами).

    4. Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.

    5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.

    6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, лечебную физкультуру.

    Большинство современных специалистов при лечении заикания предпочитают достаточно длительный многоступенчатый подход с применением различных методов помощи.

    Кроме уже перечисленных, существуют еще и дополнительные формы помощи заикающимся, к которым относятся лечебные ванны, рефлексотерапия, курортное лечение и т.д. По большей части такого рода лечебные средства оказывают симптоматическое действие на состояние мышечной, периферийной и центральной нервной систем. Курортное лечение в сочетании с психотерапией полезно после проведения комплексного логотерапевтического воздействия. Это способствует закреплению результатов лечения и социальной адаптации.

    Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий: в первую очередь от его механизмов, сроков начала лечебного воздействия и полноты его применения, от возраста и т д. Можно считать, что чем моложе человек, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

    Наиболее благоприятным является возраст 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

    В случае речевых расстройств, в частности, заикания, лечение в значительной мере заключается не в борьбе с теми или иными симптомами, а в формировании навыков правильной речи и правильного речевого поведения. При этом следует помнить, что чем дольше ребенок заикался до обращения за помощью, тем более прочный навык неправильной речи приобрел. Значит, и формирование нового навыка потребует весьма значительных усилий.

    Не зря существует поговорка: «Ломать, не строить». Чтобы новая плавная речь приобрела устойчивость, требуется максимум внимания, усилий, времени, спокойствия и режим наибольшего благоприятствования для этой новой речи. Можно сравнить ее с новорожденным ребенком. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным, мы должны окружить его вниманием и заботой. И постепенно непривычное сделать привычным.

    Но мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого заикающегося человека.

    И только тогда, когда новый речедвигательный навык автоматизирован и уже находится на уровне подсознания, а отношения с окружающими нормализованы, закрепляется новое нормальное устойчивое отношение к стрессовым воздействиям и происходит действительный отрыв от заикания.

    Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

    Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

    Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.

    Говорят на выдохе короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она – самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

    Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр голоса некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не просить в магазине показать -ему ту или иную вещь.

    Какой же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Но как?

    Первое: научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

    Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

    Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

    Всего этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. Из комплекса советую взять два наших упражнения: » Насос » и » Обними плечи » – и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после нее (желательно делать и другие упражнения комплекса).

    «Восьмерки» (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до 8. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

    Другие статьи

    • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
    • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
    • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
    • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
    • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
    • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]