Дыхательная гимнастика упражнения для детей с нарушением речи

Статья по логопедии по теме:
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание — это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Кроме того.г имнастика помогает улучшить звучность речи, устранить гнусавость и нарушения темпа и ритма речи.

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.

В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированы между собой без приложения усилий говорящего человека. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Например, некоторые дети неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

В логопедической работе над речевым дыханием детей и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика Александры Николаевны. Стрельниковой. Гимнастика помогает улучшить дыхание, звучность речи, устранить гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Эта гимнастика — единственная , в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, — это уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Есть несколько правил выполнения упражнений:

1. Резкий, шумный вдох, как собака ищет след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка — тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше.

2. Выдох — результат вдоха. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент.

Основной комплекс упражнений состоит из :

-Ладошки, -Погончики, -Насос, — Кошка,

-Обними плечи, -Повороты головы, -Перекаты, — Шаги.

упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Работая с детьми школьного возраста можно использовать элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, так как занятие ограничено во времени. Работа над дыхательной функцией ведётся весь учебный год. На каждом занятии дыхательным упражнениям уделяется 10 минут и проводится на ковре в игровой зоне кабинета.

Работа по развитию дыхательных возможностей состоит из двух этапов:

1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Цель этапа: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Длительность этапа примерно месяц –по результатам овладения правильным дыханием. Предварительно обследуем каждого ученика на тип дыхания. Приступаем к выработке

— Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох»( в положении лежа). К игрушкам пришиваем липучку, чтобы игрушка прочно держалась на животе ребёнка. Упражнение сопровождаем стихами:

Качаю рыбку на волне,

— Стоя боком к зеркалу и игрушкой на животе продолжаем правильно дышать . Например: покажи как летает твоя бабочка.

— Стоя перед зеркалом дети контролируют дыхание при помощи руки на животе.

2. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

— Знакомство детей с быстрыми вдохами. «Играем в собачек». Нюхаем воздух.

— Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)

— Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево

— Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

— Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Современные дети имеют слабый иммунитет, что ведёт к пропуску учебных занятий. Дыхательная гимнастика помогает при массе различных заболеваний органов и систем и бережёт здоровье. Она полезна всем и в любом возрасте.

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005

2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред.Л.И. Беляковой. –М.: Книголюб, 2004.– 56 с.

3.Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой –М.:Метафора,2003.-128л.

4. Белякова Л.И., Дякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М.:в. Секачев, из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после.

Рекомендации для родителей и педагогов.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений.

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Речевое дыхание – способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Речь-высшая псхическая функция человека.Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из важнейших психических функций нарушена?Объектом деятельности логопеда в условиях ЦВЛ «Детская психиа.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

Цели, задачи и методические рекомендации для проведения дыхательной гимнастики с ребенком в домашних условиях.

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя.

Основные дыхательные упражнения:

I. Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

  • Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки;
  • Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете.

1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет;

2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков;

3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф;

4. Надуть резиновые детские игрушки;

5. Надуть мыльные пузыри.

II. Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания.

  • дуть целенаправленно по середине языка.

1. Поддувать вверх пушинку, ватку.

2.«Загони мяч (ватку) в ворота».

3. «Загони в сарай животных».

Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».

III. Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы.

  • следить за непрерывностью выдоха.

1. Произношение 4-6 отдельных слогов ;

2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т.п.);

3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох.

IV. Цель: обучение дифференцированного дыхания.

  • использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т.п.)

— Вдох ртом, выдох ртом;

— Вдох ртом, выдох носом;

— Вдох носом, выдох ртом;

— Вдох носом, выдох носом.

Тазиева Лилия Исмагиловна,
учитель-логопед МДОУ № 280,
г. Самара

Сто тысяч почему

Этот сайт для детей и их родителей

Дыхательная гимнастика для развития речи

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения важна не только артикуляционная гимнастика. Очень полезно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.

Смотрите так же:  У ребенка 375 температура можно ли гулять

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Как развивать речевое дыхание

Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер, как ветер поднимает вверх снег, пыль. Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом в ветер. Для этого приготовьте небольшие кусочки ваты, можно взять снежинки из салфеток, конфетти. Объясните, как нужно дуть: сделать вдох через нос, округлить губы и плавно подуть через них на «снежинки».

Создайте условия для игр для развития речевого дыхания. Необходимо научить ребенка вдох делать через нос, а выдох — через рот. На прогулке найдите одуванчик – подуйте на него, чтобы у него облетели пушинки. Если нет такой возможности, соорудите цветок сами, лепестки можно сделать из салфеток или целлофана, главное, чтобы они были легкими и приходили в движение, когда вы будете дуть на них.

Предложите малышу надуть шарик, напомните, что сначала надо сделать вдох носом, а потом медленно вдувать воздух в шарик. А можно дуть уже на надутый шарик.

В качестве дыхательных упражнений прекрасно подойдет игра в дудочку или на губной гармошке. В игры с музыкальными инструментами начинайте играть уже в 9-10 месяцев.

Научите малыша дуть на чай, на суп. Покажите, как можно согреть руки, подув на них, но здесь выдох будет не такой, как когда дули на чай, чтобы остудить его. Для того чтобы дуть теплым воздухом, необходимо выдыхать медленно широко открытым ртом.

Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.

Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.

Детям постарше можно предложить игры на развитие речевого дыхания с водой. Наполните таз водой и запустите в него кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или из упаковки от киндер-сюрприза. Дуйте на кораблики, устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет. Обозначьте правила игры: кораблик должен плыть плавно, для этого и дуть нужно не сильно, не надувая щеки, а плавно, из губ, сложенных трубочкой. В дополнение к такой игре можно использовать соломинки. Выдувая через них воздух можно устроить бурю в вашем море.

Дети очень любят играть с мыльными пузырями. Если у малыша еще не получается самому выдувать мыльные пузыри, сделайте это сами, а ребенок пусть дует на пузырь, управляя его движением.

С шариками от пинг-понга можно поиграть в мяч. Ребенок дует на шарик, направляя его на вас, а вы отправляете его обратно. Можно и посоревноваться, взять два шарика: кто быстрее докатит шарик до цели.

После того, как ребенок овладеет умением делать долгий и сильный выдох ртом, научите его дуть носом. Этот навык пригодиться ему для того, чтобы научиться сморкаться.

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать натощак или спустя час после приема пищи. Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди. Проводить дыхательную гимнастику необходимо в чистом проветренном помещении. Не забывайте, что с маленькими детьми занятия целесообразно проводить только в форме игры.

Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи Мухамедьярова Елена Фаритовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамедьярова Елена Фаритовна. Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 : Омск, 2002 158 c. РГБ ОД, 61:03-13/2054-1

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Состояние проблемы 9

1.1. Краткая клинико-психологическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи 9

1.2. Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности 16

1.3. Роль дыхания в организации речевой деятельности. Особенности дыхания при различных видах речевых нарушений 21

1.4. Средства и методы совершенствования функции внешнего дыхания в практике физической культуры 24

ГЛАВА 2. Задачи, методы, и организация исследования 33

2.1. Задачи исследования 33

2.2. Методы исследования 33

2.3. Организация исследования 39

ГЛАВА 3. Изучение возрастных закономерностей и особенностей развития функции внешнего дыхания у школьников 8-15 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ 42

3.1. Анализ состояния здоровья учащихся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи 42

3.2. Краткая характеристика физического развития школьников с тяжелыми нарушениями речи 43

3.3. Возрастные закономерности и особенности развития функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ 45

3.4. Комплексная оценка функционального состояния внешнего дыхания школьников с тяжелыми нарушениями речи 64

ГЛАВА 4. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 69

4.1 .Анализ результатов предварительного эксперимента 69

4.2.Анализ ответной реакции организма младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на дозированную физическую нагрузку 75

4.3. Теоретическое обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 77

4.4. Экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 91

Практические рекомендации 102

Список использованных источников 104

Введение к работе

Актуальность. Поданным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные речевые нарушения, с каждым годом увеличивается. В связи с этим, особую актуальность приобретает коррекционно-воспитательная работа со школьниками, страдающими речевыми расстройствами (К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, 1992; Л.С. Волкова, 1995; Б.П. Пузанов, 1999; СЮ. Бенилова, Т.С. Резниченко, 1999 и др.).

Дыхательная система человека, помимо основной функции, принимает непосредственное участие в развитии речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дыхание существенно отличается от здорового ребенка, что обусловлено спецификой дыхательного акта во время речевой деятельности (М.П. Гранстрем, В.А. Кожевников, 1973; Л.Г. Парамонова, 1997 и др.).

Анализ научно-методической литературы показал, что различные специалисты используют в своих занятиях дыхательные упражнения. Так, логопеды используют различные специальные комплексы для постановки типа дыхания, координации ротового и носового дыхания, увеличения силы воздушной струи (Л.Ф. Спирова, 1980; К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.С. Волкова, 1995 и др.). В программе специальной (общеобразовательной) коррекционной школы 5 вида для детей с ТНР, в разделе «Физическая культура», отдельно выделены дыхательные упражнения, но вместе с тем отсутствуют сведения о возрастных особенностях развития основных параметров внешнего дыхания, соответственно недостаточно вариаций упражнений для разных возрастных групп. В программе по физическому воспитанию нарушен принцип единства диагностики (учет возрастных особенностей и коррекции функции дыхания). Практически отсутствуют специальные педагогические программы, направленные на совершенствование дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами оздоровительной фи-

зической культуры, которые могли бы параллельно с логопедами воздействовать на основную патологию ребенка.

Работа выполнена в соответствии с проблемой 1.2.8. «Социальная реабилитация и профессионально-прикладная физическая подготовка аномальных детей» тематического плана НИОКР ГКФТ России на 2001-2005 год, номер государственной регистрации 01.20. 00045 80.

Объект исследования — педагогический процесс, направленный на повышение функциональных возможностей внешнего дыхания у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования — методика дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Цель исследования — обоснование методики дыхательной гимнастики для школьников с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей развития, сенситивных периодов функции внешнего дыхания и специфики заболевания.

Гипотеза исследования. Выявление возрастных закономерностей и сенситивных периодов развития основных показателей функции внешнего дыхания, разработка методики оценки и совершенствования параметров дыхания позволит значительно повысить функциональные возможности респираторной системы, уровень физической подготовленности и, косвенно, активизировать речевую деятельность у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Научная новизна заключается в следующем:

— изучены возрастные закономерности и выявлены особенности развития функции внешнего дыхания у школьников 8-15 лет, имеющих тяжелые нарушения речи в сравнении со здоровыми сверстниками, определены благоприятные периоды (8-12 лет) для ее совершенствования в учебном процессе;

— предложена методика комплексной оценки основных показателей внешнего дыхания, позволяющая осуществлять индивидуальную направленность занятий по физической культуре;

-теоретически и экспериментально обоснована методика дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования дополняют раздел теории и методики физической культуры в специальных (коррекционных) школах для детей с тяжелыми нарушениями речи новыми сведениями о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития основных показа-

телей респираторной системы, методикой ее совершенствования.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику физического воспитания программу тестирования и шкалы дифференцированной оценки основных показателей системы внешнего дыхания, комплексной ее оценки, обеспечивающих индивидуальную направленность занятий у школьников с тяжелыми нарушениями речи. Использование в практике физического воспитания методики дыхательной гимнастики способствует повышению функциональных возможностей респираторной системы и физической подготовленности учащихся с речевой патологией.

Основные положения, выносимые на защиту:

Комплексная оценка функционального уровня внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи позволяет дифференцировать физические нагрузки, обеспечивать индивидуально — типологическую направленность занятия в зависимости от состояния речевого и функционального дыхания, а также дополняет сведения об общей картине нарушений.

Смотрите так же:  Чем можно кормить новорожденного ребенка если нет молока

Использование дыхательных упражнений с речевым сопровождением на дополнительных занятиях и уроках физической культуры способствует устранению дискоординации дыхательного акта, совер-

шенствованию функции внешнего дыхания, повышению уровня физической подготовленности (особенно аэробной выносливости), и косвенно, коррекции речи школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Роль дыхания в организации речевой деятельности. Особенности дыхания при различных видах речевых нарушений

Работа дыхательного аппарата во время речи — «речевое дыхание» — подчиняется до определенных пределов тому конкретному речевому материалу, который должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или в медленном темпе, с тем или иным ударением). Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. В связи с этим дыхание при речи, или речевое дыхание, существенно отличается от обычного так называемого анимального дыхания, что обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речевой деятельности (Л.Л. Шик, 1973; К.П. Беккер, М. Совак, 1981 и др.).

В речевом акте различают три связанных друг с другом функции: 1) образование воздушной струи; 2) голосообразование (фонацию); и 3) образование звуков речи (артикуляция). Тесное взаимодействие трех указанных функций и составляет один из важных компонентов механизма членораздельной человеческой речи.

Воздушная струя, являющаяся источником энергии для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, а именно в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз и синтагм) необходим удлиненный выдох, вдох, наоборот, должен быть, как можно коротким, чтобы сократить время между отрезками речи.

Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что выдох становится значительно длиннее вдоха. Если при обычном дыхании продолжительность вдоха приблизительно одинакова, то при речевом дыхании фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит за счет не только перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох-выдох), но и увеличении общей продолжительности всего цикла.

При обычном дыхании число дыхательных движений (циклов) 16-20 в минуту, т.е. на один цикл приходится 3-4 сек., во время речи количество дыхательных движений уменьшается вдвое (8-10 в мин.), и, следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени 6-8 сек. Это вторая особенность речевого дыхания. В результате такой перестройки дыхательного акта продолжительность пауз между речевыми отрезками сокращается, примерно, до 1 сек., а продолжительность самих речевых отрезков увеличивается, до 5-7 сек., вместо 1,5-2 сек. при обычном дыхании.

Для более длинного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого воздуха достигает при речи 1500-2000 мл вместо 500-600 мл при обычном дыхании (С.С. Ляпидевский, 1969; Л.И. Шик, 1973 и др.). Во время речи вдох становится коротким и глубоким. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третья особенность речевого дыхания: оно осуществляется через рот, а не через нос как при обычном дыхании, ибо быстрому введению через нос большого объема воздуха препятствует узость носовых ходов.

Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что во время речи дыхательный акт осуществляется при активном участии мышц брюшной стенки и внутренних межреберных. Это необходимо, чтобы, во-первых, обеспечить более длительный и глубокий выдох, и, во-вторых, образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звуковая речь.

Рассмотрим некоторые нарушения функционального и речевого дыхания при определенных видах речевых нарушений. При дислалии отмечается слабость выдыхаемой струи (И.Б. Карелина, 1996 и др.).

Многочисленными исследователями (М.Е. Хватцев, 1959; Л.Н.Чучалина, 1976; К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.С. Волкова, 1995; И.Б. Карелина, 1996 и др.) выявлено, что при дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Из-за вялости артикуляционного аппарата воздушная струя растекается по всей ротовой полости, что мешает звукопроизноше-нию. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. В таких случаях не имеется длинного выдоха и ребенок пользуются только верхним ключичным дыханием. При этом нарушается произвольный контроль над дыхательными движениями, а так же координация между дыханием фонацией и артикуляцией. При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявляется в виде расстройств физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики.

Анатомический дефект артикуляционного аппарата вызывает расстройства дыхания, фонации, речи и слуха (М. Зееман, 1962; О.В. Правдина, 1973; Л.Н. Чучалина, 1976; А.Г. Ипполитова, 1983; И.И. Ермакова, 1996 и др.). Изменения дыхания при расщелинах разносторонне Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта дети постоянно пользуются смешанным носо-ротовым дыханием, при котором продолжительность выдоха резко сокращается. Дыхание становится учащенным, жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка, уменьшается ее экскурсия. Глубоко страдает фонационное (речевое) дыхания. Дети с расщелинами неба, разговаривая, продолжают дышать одновременно носом и ртом при исключительно ключичном типе дыхания. При выдохе значительный объем воздуха (в среднем 30%) утекает у них в нос, из-за чего, во-первых, резко укорачивается продолжительность выдоха и, во-вторых, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Поэтому, фонационное дыхание остается у таких детей учащенным и поверхностным.

Возрастные закономерности и особенности развития функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с учащимися массовых школ

Согласно многочисленным исследованиям, изучение функционального состояния аппарата внешнего дыхания является одной из наиболее важных методик в системе врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием детей и подростков (А.З. Колчин-ская, 1973; М.И. Фонарев, 1983.А.Г. Дембо, 1988; СБ. Тихвинский, СВ. Хрущев, 1991 и др.). Суммарное влияние на функциональное состояние внешнего дыхания многих систем, в первую очередь, сердечнососудистой, нервной и мышечной, дает основание использовать основные показатели функции внешнего дыхания как критерий, отражающий уровень общего физического развития и здоровья (И.А. Крячко, 1969; СВ. Хрущев, 1980; Л.Г. Апанасенко, 1985; М.Ф. Сауткин, 1991 и др.).

Анализ научно-методической литературы показал, что возрастная динамика и особенности функционирования аппарата внешнего дыхания изучены преимущественно у детей и подростков массовых школ (В.Я. Еремеев, 1964; А.З. Колчинская, 1973; В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, 1983; И.Н. Усов, 1984 и др.). Вместе с тем, исследований, отражающих возрастные особенности функции внешнего дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, недостаточно (Л.Ф. Спирова, 1980; К.П. Беккер, М.Л. Совак, 1981; Л.С Волкова, 1995 и др.).

Возрастная динамика развития основных параметров внешнего дыхания школьников с ТНР и практически здоровых школьников представлены в таблицах 5,6.

Частота дыхания относится к числу основных показателей, характеризующих вентиляционную функцию легких. Многочисленными исследованиями выявлено, что у здоровых детей и подростков Wflrs» условиях покоя с возрастом уменьшается за счет увеличения дыхательного объема, совершенствования структурной организации легких и грудной клетки, а также нейрогуморальной регуляции дыхания (Д.А. Фарбер, 1983; И.Н. Усов , 1984; В.И. Козлов, А.Н. Фомин, 1995 и др.).

Проведенные нами исследования показали, что у мальчиков с ТНР частота дыхательных циклов за минуту в покое на всех этапах развития превышает средневозрастные показатели здоровых (рис.1). С возрастом ЧД у детей с ТНР практически не изменяется и соответственно увеличиваются различия со здоровыми сверстниками (Р 0,05). Значительное учащение дыхания у мальчиков с речевой патологией сопряжено с нарушением ритма, снижением глубины дыхания. Аналогичная закономерность прослеживается и у девочек с ТНР. ЧД у них также превышает средневозрастные показатели здоровых школьников, с возрастом различие более выражено.

Результаты исследования типов дыхания показали, что у 62 % школьников с ТНР — брюшной тип дыхания (из них 50%-мальчиков). У 2% — нижнегрудной тип дыхания (наблюдался только у девочек). У остальных 36%(из них — 63% мальчики) — смешанный тип дыхания (нижнереберный с активным участием диафрагмы).

Величина жизненной емкости легких является косвенной оценкой эффективности внешнего дыхания, в частности, легочной вентиляции (Е.Д. Ефимов, 1973; J.B. West, 1977; 1988 и др.). Увеличение ЖЕЛ с возрастом обеспечивается большей растяжимостью легких и способ ностью мышц производить максимальное изменение объема грудной клетки, а также ростом показателей физического развития ребенка Q (Г.М. Куколевский, Н.Д. Граевская, 1971; В.И. Козлов, Д.А. Фарбер, 4./ 1983 и др.). — . Выявлено, что кривая изменения среднегрупповых показателей ЖЕЛ детей с ТНР 8-15 лет соответствует возрастным закономерностям развития здоровых детей (рис.2), т.е. с возрастом величина изучаемого легочного объема возрастает, с существеннымшекачками прироста в подростковом периоде.

Теоретическое обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Результаты собственных исследований и данные литературы показали, что наиболее важными отрезками времени в развитии дыхательной функции легких и совершенствовании регуляторных механизмов дыхания в онтогенезе является возраст 8-12 лет (B.C. Фар-фель, 1959, 1975; А.В. Запорожец, 1960; В.И. Козлов, ДА Фарбер, 1983; И.Н. Усов, 1984; Т.Д. Кузнецова, 1986 и др.). Следовательно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного развития и совершенствования дыхательной системы у детей с ТНР.

Изучение возрастных особенностей развития функции внешнего дыхания и физического состояния младших школьников с ТНР позволило нам разработать программу дыхательной гимнастики, направленную на совершенствование функции внешнего дыхания и повышение уровня работоспособности детей сданной патологией.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: теория общности законов развития нормального и аномального ребенка, учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С.Выготского ( 1984), концепция соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики (В.К.Бальсевич, 1971 А.А. Гужаловский, 1976), теория развития задатков и способностей (А.Н. Леонтьев, 1960, С.Л. Рубинштейн, ; 1960), исследования в области теории и методики физического воспи-тания (В.Я. Еремеев,1964; М.Е. Маршак, 1973; В.В. Михаилов,1983; А.Н. Кокосов и Э.В. Стрельцова, 1987; Ю.В. Верхошанский, 1988; В.И. Лях, 1989; Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; В.Н. Мошков,1995 и др.), а также данные исследований в области коррекционнои педагогики А.Р.Лурия, 1973; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; Б.В. Сермеев, 1976; Е.М. Мастюкова, 1987; В.М. Астапов, 1994; Л.С. Волкова ,1995 и ДР) Разработанная нами программа дыхательной гимнастики для младших школьников с ТНР рассчитана на 35 дополнительных занятий и проводилась 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 40 минут. Программа не нарушала традиционной структуры физкультурного занятия. В подготовительную часть (примерно 25 % времени всего занятия) включали несложные дыхательные (статического и динамического характера) и речевые упражнения, а также ходьбу и бег, подготавливающие организм занимающихся к возрастающей нагрузке. В основную часть (до 60 % времени) включали упражнения и игры специального характера, чередующиеся с общеукрепляющими упражнениями. В заключительной части занятия (15% времени) применяли дыхательные и другие гимнастические упражнения, игры малой подвижности, элементы релаксационной гимнастики и тем самым достигали снижения общей нагрузки. Занятие предусматривало распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической «кривой», то есть оценивалась динамика реакции организма на физическую нагрузку на протяжении всего занятия (Л.П. Матвеев, 1991 и др.). Программа дыхательной гимнастики для младших школьников с ТНР предусматривала решение нескольких задач. 1. Устранение дискоординации дыхательного акта: постановка правильного физиологического и фонационного дыхания (формирова «»ние нижнереберноТо типа дыхания при активном участии диафрагмы, координация ротового и носового дыхания, формирование направ 79 ленной воздушной струи, восстановление ритма дыхания, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией); 2. Совершенствование функции внешнего дыхания (увеличение подвижности грудной клетки, диафрагмы, укрепление дыхательной мускулатуры, сочетание координации дыхания с движением); 3. Повышение уровня физической подготовленности; 4. Формирование навыков правильной осанки; 5. Обучение способности к релаксации. Основным средством для решения поставленных задач явились дыхательные упражнения статического и динамического характера (В.Я. Ереемеев, 1964; B.C. Фарфель, 1975; А.Н. Кокосов, Э.В. Стрельцова, 1987; Т.Д. Кузнецова с соавт., 1989 и др.). В нашей программе мы использовали статические дыхательные упражнения, направленные на овладение различными видами дыхания: верхнегрудным, нижнегрудным, брюшным и полным, а также их различные сочетания. Мы разделяем точку зрения, что единственно правильным и полноценным видом дыхания является полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат -грудная клетка и диафрагма. Однако, во всех случаях речевой патологии нижнегрудной (реберный) тип дыхания при активном участии диафрагмы является предпочтительным (М.П. Гранстрем, В.А. Кожевников, 1973; К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.С. Волкова, 1995 и др.). Исходя из вышеизложенного, в занятия включены специальные упражнения, направленные на овладение различными видами дыхания, затем на формирование нижнегрудного дыхания при активном участии диафрагмы. Нижнегрудной (реберный) тип дыхания за счет увеличения дыхательной экскурсии ребер и при активном участии диафрагмы приводит к лучшей вентиляции нижних отделов легких, а также способствует плавности и длительности выдоха. Наиболее удобными исходными пСПТожениями для решения этой задачи являют 60 ся положения лежа, сидя или стоя. Эти упражнения включались в подготовительную и основную части занятия. К статическим дыхательным упражнениям относятся дыхатель ные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла продолжительность вдоха и выдоха, направленность воздушной струи. Исследователи отмечают, что у детей с ТНР наблюдается утеч ка воздуха через нос, выдох становится неэкономичным (К.П. Беккер, М. Совак, 1981; Л.С. Волкова, 1995 и др.). В связи с этим, нами ис пользовались специальные дыхательные упражнения статического характера, направленные на координацию ротового и носового дыха ния. Эти упражнения включены во все части занятия. В программе ис пользовались специальные дыхательные упражнения, усиливающие носовое дыхание и вызывающие раздражение слизистых оболочек сильной струей воздуха. Изменение вида дыхания быстро сказывает ся на развитии организма ребенка. Многочисленными исследователя ми выявлено большое преимущество носового дыхания перед рото вым (Л.Г. Апанасенко, 1985; И.С. Бреслав, В.И. Миняев, 1994 и др.). «Выключение» носового дыхания или его расстройство своим послед ствием может вызвать значительное нарушение газообмена (количе ство кислорода в крови снижается на 25-30%), уменьшение количест ва воздуха, поступающего в грудную клетку, расстройство памяти, фи зического развития, неправильное развитие лицевого скелета, нару шение нервной системы, быстрое истощение защитных способностей дыхательных путей от попадания инфекций (А.З. Колчинская, 1973; СВ. Хрущев, 1980; Л.Г. Апанасенко, 1985 и др.). Следует подчеркнуть, что детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода. При переключении трахеального дыхания на носовое уже через не продолжительный срок может» быть достигнуто изменение в сторону повышения количества кислорода в артериальной крови (СМ. Иванов, 1968 и др.).

Смотрите так же:  5в010100 дошкольное обучение и воспитание

Экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Для оценки адаптации организма детей к физической нагрузке после педагогического эксперимента нами была проведена одномоментная проба Мартине-Кушелевского. Оценку срочного восстановления (до 5 минут) проводили по ЧСС и АД на каждой минуте.

Анализ полученных результатов показал, что за период педагогического эксперимента у школьников ЭГ тип реакции на нагрузку не изменился, однако улучшился процесс восстановления после дозированной физической нагрузки. У 54% детей отмечалась удовлетворительная и хорошая реакция на нагрузку. У школьников КГ только 23% имели удовлетворительную реакцию на функциональную пробу. Выявленные изменения в сочетании с результатами исследования системы внешнего дыхания указывают на то, что занятия по разработанной программе дыхательной гимнастики качественно улучшают приспособительные реакции организма школьников сТНР.

Также отмечено, что занятия по разработанной программе способствуют оптимизации процесса коррекции нарушенной функции. Увеличился процент перевода детей из интерната в общеобразовательную школу с 26% в 1996-1997 учебном году (до эксперимента) до 37% в 1997-1998 году (после эксперимента).

Таким образом, в результате проведенных исследований была доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

1. Уровень физического развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи не имеет достоверных различий по сравнению со здоровыми сверстниками (Р 0,05). Также выявлена положительная возрастная динамика в развитии основных показателей функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи и здоровых сверстников. Однако во всех возрастных группах у детей-логопатов достоверно снижены легочные объемы, показатели, отражающие силу дыхательной мускулатуры и устойчивость организма к недостатку кислорода, способность к произвольному управлению дыханием (Р 0,05).

2. Выявлено, что у школьников с тяжелыми нарушениями речи, как и здоровых сверстников, наибольший суммарный прирост основных показателей функции внешнего дыхания наблюдается в возрастном диапазоне от 8 до 12 лет, что позволяет считать этот школьный возраст наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на совершенствование функциональных возможностей внешнего дыхания.

3. Выявленные закономерности в уровне развития основных показателей внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи 8-15 лет позволили разработать дифференцированные шкалы оценки этой системы с учетом возраста и пола. Комплексная трехуровневая оценка функционального состояния внешнего дыхания позволяет осуществлять индивидуально-типологическую направленность занятия в зависимости от состояния речевого и функционального дыхания.

4. Анализ результатов функциональной пробы показал, что 86% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеют атипическую (неблагоприятную) реакцию на дозированную физическую нагрузку, отражая низкий уровень адаптай[ии» организма к мышечной деятельности. Физические нагрузки для учащихся с речевой патологией необходимо тщательно дозировать с учетом функциональных возможностей организма ребенка.

5. По результатам основного педагогического эксперимента выявлено, что целенаправленное воздействие (за 35 дополнительных занятий) способствовало достоверному повышению у детей ЭГ по сравнению с КГ основных показателей системы внешнего дыхания (Р 0,05).

6. Целенаправленное педагогическое воздействие способствовало достоверному повышению уровня физической подготовленности школьников ЭГ по сравнению с учащимися КГ. У школьников ЭГ приросты отдельных двигательных качеств составили: аэробная выносливость — 39%, сила мышц кисти- 29%, взрывная сила ног — 13%, быстрота — 7%.

7. Воздействие разработанной программы оказало наиболее существенный эффект на школьников с нарушениями речи, имеющих «низкий», «ниже среднего» и «средний» уровень и в меньшей степени повлияло на детей, имеющих изначально «выше среднего» уровень развития основных параметров внешнего дыхания. Выявлено, что в ЭГ больший процент детей был переведен в общеобразовательные школы, подтверждая положительное влияние программы на процесс коррекции нарушенной функции.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Еда для детей школьного возраста Здоровое питание школьников источник фото: depositphotos.com Как понятно из названия статьи, речь пойдет о немаловажном вопросе – здоровом питании школьников. Питание школьников – фундамент психического и физического здоровья. С помощью продуктов можно как укрепить […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Ребенку 4 месяца стал плохо спать ночью Кризис сна в 4 месяца: почему ребенок не спит ночью Многие родители обнаруживают, что ребенок в 4 месяца стал плохо спать. Кризис сна в 4 месяца (он также может распространяться на возраст 3 и 5 месяцев) — это что-то вроде диагноза. В этой статье мы расскажем, почему […]