Факторы влияющие на развитие стресса

Содержание:

9. Факторы, влияющие на развитие стресса

1). Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

а). Генетическая предрасположенность

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлек­сов и т.

б). Характер протекания беременности у матери

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

в). Тип высшей нервной деятельности

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности человека, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что ме­ланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвер­жены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инерт­ный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не до­водит организм до стресса.

г). Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «ис­править» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие проце­дуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из та­ких техник так и называется — «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

2). Родительские сценарии

Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу. Этот сценарий усваи­вается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосо­знанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сцена­рий? Ответ будет положительный при наличии трех условий.

Необходимые условия для перестройки жизненных сценариев:

1) осознания человеком наличия такого сценария;

2) сильной мотивации по его изменению;

3) овладения определенными навыками саморегуляции.

3). Личностные особенности

а). Характер человека и черты личности

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, об­ладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратно­стям судьбы.

б). Уровень самооценки

Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционально­го стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в боль­шей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой.

в). Направленность человека, его установки и ценности

В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, про­тивоположное тревожности, соответственно люди с понижен­ной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их .

Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характер­на высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избе­гания неуспеха

4). Факторы социальной среды

а). Социальные условия и условия труда

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, отно­сятся:

+ повышенная ответственность за работу;

+ значительное преобладание интеллектуального труда;

+ постоянный дефицит времени;

+ нарушение режима труда и отдыха;

+ падение личного престижа;

+ отсутствие элементов творчества в работе;

+ длительные ожидания в процессе работы;

+ частая смена рабочего стереотипа;

+ ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворе­ния личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмов­щина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;

+ нерациональное и несбалансированное питание;

+ курение и систематическое употребление алкоголя.

б). Ближнее социальное окружение

Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его ус­тойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие лю­ди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный бла­гожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и лег­че воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют.

3). Когнитивные факторы

а). Уровень сензитивности

Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрес­се психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов: чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.

б). Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды

Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реа­гирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся фактов приводит к выво­ду о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза.

в). Прошлый опыт и прогноз будущего

Появление стресса у человека связано с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные про­цессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами по­добных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревно­стью, явления посттравматического стресса и т. д

Факторы, влияющие на развитие стресса

1). Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

а). Генетическая предрасположенность

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлек­сов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасполо­жены к стрессу, а другие — устойчивы к нему.

б). Характер протекания беременности у матери

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

в). Тип высшей нервной деятельности

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности человека, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что ме­ланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвер­жены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инерт­ный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не до­водит организм до стресса.

г). Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «ис­править» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие проце­дуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из та­ких техник так и называется — «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

2). Родительские сценарии

Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу. Этот сценарий усваи­вается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосо­знанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сцена­рий? Ответ будет положительный при наличии трех условий.

Необходимые условия для перестройки жизненных сценариев:

1) осознания человеком наличия такого сценария;

2) сильной мотивации по его изменению;

3) овладения определенными навыками саморегуляции.

3). Личностные особенности

а). Характер человека и черты личности

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, об­ладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратно­стям судьбы.

б). Уровень самооценки

Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционально­го стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в боль­шей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой.

в). Направленность человека, его установки и ценности

В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, про­тивоположное тревожности, соответственно люди с понижен­ной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их .

Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характер­на высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избе­гания неуспеха

3). Факторы социальной среды

а). Социальные условия и условия труда

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, отно­сятся:

+ повышенная ответственность за работу;

+ значительное преобладание интеллектуального труда;

+ постоянный дефицит времени;

+ нарушение режима труда и отдыха;

+ падение личного престижа;

+ отсутствие элементов творчества в работе;

+ длительные ожидания в процессе работы;

+ частая смена рабочего стереотипа;

+ ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворе­ния личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмов­щина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;

+ нерациональное и несбалансированное питание;

+ курение и систематическое употребление алкоголя.

б). Ближнее социальное окружение

Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его ус­тойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие лю­ди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный бла­гожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и лег­че воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют.

4). Когнитивные факторы

а). Уровень сензитивности

Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрес­се психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:

o чувствительности рецепторов;

o типа высшей нервной деятельности;

o легкости образования ассоциативных связей в коре больших полушарий головного мозга;

o повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;

o наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.

б). Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды

Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реа­гирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся фактов приводит к выво­ду о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза.

в). Прошлый опыт и прогноз будущего

Появление стресса у человека связано с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные про­цессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами по­добных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревно­стью, явления посттравматического стресса и т. Д

Факторы, влияющие на развитие стресса

Реакция человека на те или иные стрессовые ситуации во многом определяется его жизненным опытом, воспитанием, условными рефлексами и даже генетикой.

Так, если один человек изначально имеет стойкость к стрессовым факторам, то другой более подвержен их воздействию. Например, существует теория о зависимости между протеканием беременности у женщины со степенью стрессоустойчивости ее ребенка. Другие данные говорят, что большинство незапланированных детей после рождения наследуют невроз страха, что отражает изначальную неуверенность родителя в необходимости появления малыша в семье.

Если же в период беременности мать пребывала в состоянии сильного эмоционального напряжения, то она родит на свет ребенка, который, вероятнее всего, заболеет неврозом страха. Рассмотрим основные факторы, провоцирующие развитие депрессии более подробно.

Особенности типа личности

Большую роль в установлении степени предрасположенности к стрессу является принадлежность человека к определенному типу темперамента по классификации Гиппократа.

Так, меланхолик более подвержен воздействию стрессовой ситуации в отличие от флегматика. Говоря о холерике, нельзя сказать определенно. Данный тип имеет слабовыраженный процесс торможения в центральной нервной системе, для которого характерен сильные эмоциональные всплески и агрессии. Однако подобные срывы длятся короткое время, и поэтому организм не переживает состояние стресса.

Смотрите так же:  Что значит пограничное состояние

По гипотезе Эрика Берна, когда на фоне стресса происходит конфликт между родителями на глазах у ребенка, происходит неосознанное запечатление образа поведения в подобной ситуации. В дальнейшем ребенок переживает сложные ситуации по тому же сценарию, что его родители.

Однако данный образ переживания стресса можно изменить при наличии нескольких условий:

  • осознание присутствия конкретного образа переживания стресса;
  • желание его изменить;
  • освоение умения саморегулирования.

Наиболее подвержены стрессу раздражительные, агрессивные типы личности. Более устойчивы к подобным обстоятельствам их противоположности, обладающие открытым и доброжелательным нравом. Легче преодолевают трудные ситуации люди, имеющие выраженное чувство юмора.

Широко распространена гипотеза о том, что люди с неуемной энергией, нетерпеливостью и честолюбием более подвержены инфаркту, чем спокойные и рассудительные индивидуумы, которые больше времени посвящают отдыху.

Существует иной подход к изучению влияния стресса. Он говорит о том, что некоторым людям необходим умеренный стресс, поскольку при его отсутствии им становится некомфортно (парателический тип). Другим же, напротив, предпочтительнее обходиться без него (телический).

Выделяют также несколько характерных черт личности, отягчающих последствия психологических потрясений:

  • нейротизм;
  • повышенная агрессивность;
  • хроническая тревожность;
  • склонность к конфликтам мотивации;
  • склонность к интимноличностным конфликтам.

У людей-реалистов, типов с ярко выраженной совестливостью и тех, кто стремится держать эмоции под контролем, увеличивается риск скачков артериального давления.

Уровень самооценки

Значительную роль в отношении человека к стрессовым обстоятельствам оказывает его самооценка.

Высокий уровень тревоги отмечается у людей с низкой самооценкой. Так, личности, склонные к самобичеванию, более предрасположены к стрессу.

Люди с хорошей мотивацией и уверенностью в успешном результате больше адаптируются к условиям стресса. В то же время активные и нетерпеливые личности, которые ориентированы на физиологическую цену успеха (спортсмены), предрасположены стрессу больше по сравнению с теми, кто не претендует на высокие результаты от физиологических показателей.

Социальная среда

К факторам возникновения стресса относят также:

  • перемены в социуме;
  • повышение ответственности в работе;
  • высокая интеллектуальная деятельность;
  • нехватка времени;
  • постоянная усталость;
  • неправильный режим трудовой активности и отдыха;
  • падение личного авторитета;
  • неимение возможности творчества в работе;
  • долгие ожидания, нарушение сна;
  • несбалансированное питание;
  • вредные привычки.

Данные факторы усугубляют воздействие стрессовых ситуаций.

Человек, имеющий большое число родственных и дружеских связей, менее подвергается стрессам. В окружении благосклонных людей, он ощущает поддержку и легче переживает напряженные моменты. В противовес им индивидуумы, ведущие одинокий образ жизни, и те, у кого есть проблемы в семье, хуже переносят критические ситуации и чаще болеют.

Когнитивные факторы

Существенную роль при психологическом напряжении играет уровень сензитивности (повышенной чувствительности), зависящий от таких факторов как:

  • чувствительность рецепторов;
  • тип ВНД;
  • степень образования связей между отдельными явлениями;
  • уровень усиления и ослабления чувствительности в процессе личностного опыта;
  • умение осознанно понижать или повышать сензитивность.

Люди с высоким интеллектом более подвержены к переживаниям. Они логически анализируют ситуацию после чего могут предположить возможность возникновения угрозы. Люди, которые имеют низкий уровень мышления, более спокойны, поскольку менее точно анализируют информацию.

Так, развитое мышление способствует переживанию возможных негативных последствий, тем самым провоцируя стрессы.

Опыт прошлого и прогноз на будущее

Обуславливать возникновение стрессового состояния может также негативный прогноз на будущее. Подобные необоснованные переживания провоцируют появление тревожности. Данную разновидность стресса можно нейтрализовать аутогенной тренировкой, рациональной терапией, техникой НЛП.

Большинство стрессов взаимосвязаны с опытом прошлых лет. При этом наблюдается тесная связь между эмоциональными и когнитивными процессами (фобии, страхи ревностного характера, посттравматический синдром).

Лечение стресса предполагает психотерапию, психоанализ и НЛП.

Похожие материалы:

Как отличить клиноманию от лени

Каждый человек имеет тот или иной страх и это абсолютно нормально. Природа встроила всем людям состояние страха, как защитную.

Особенности астении

Астенией называют психопатологическое расстройство, при котором присутствует целый комплекс симптомов, включающий ощущение слабости, нарушение сна, повышенную утомляемость. Пациентов, которые.

Психоз – поломанное сознание или истинные глубины человеческого разума?

Зигмунд Фрейд говорил о том, что психоз использует мир фантазий в качестве кладовой, из которой он берет материал для.

Причины и лечение компульсивного переедания

Компульсивное переедание – нарушение функциональности пищевода, характеризуемого резким увеличением веса, обжорством и соответственно усиление аппетита (в основном это сопровождается.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к.

Бихевиоризм. Основы поведения

Бихевиоризм – это отрасль (или этап развития) в психологии, которая опирается на анализ поведенческих элементов, уделяя особое внимание воздействиям.

Детская агрессия. Виды и способы коррекции

Существуют разные виды отклонений детского поведения. В обширном списке бесспорным лидером является агрессия. Это неповиновение, проявления раздражительности, жестокое отношение.

Сезонные изменение веса и аффективные расстройства

Какой бы ни была прогрессивной жизнь человека, он всегда чувствует влияние сезонных изменений на своём организме. Любой житель земли.

Дистимия — психическое расстройство, проявляющееся подавленным эмоциональным состоянием. В отличие от депрессии дистимия характеризуется отсутствием выраженных нарушений поведения и.

Что нужно знать о суициде. Как понять, что близкому грозит опасность?

Суицид, хоть и кажется некой отдаленной вещью, которая никогда не коснется лично нас и наших знакомых, на деле угрожает.

Стресс: природа появления, факторы и причины

О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. Причины возникновения стресса различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

Определение стресса

Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

Селье выделил три стадии напряжения:

  1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.

В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

Зарождение и природа стресса

Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение вилочковой железы;
  • прилив крови к слизистой ЖКТ.

Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

Причины возникновения стресса

У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  1. Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  2. Регулярная нехватка времени.
  3. Проблемы со сном.
  4. Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  5. Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  6. Комплексы неполноценности.
  7. Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  8. Нет самоподдержки и уважения к своей личности.

Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

  • рабочие ситуации;
  • личная жизнь;
  • семья, дети;
  • денежные проблемы;
  • загруженность.
  • пессимизм;
  • отсутствие настойчивости;
  • повышенные требования к себе и жизни;
  • отсутствие мотивации.

Современная классификация видов

Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

  1. Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
  2. Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
  3. Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
  4. Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
  5. Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
  6. Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
  7. Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
  8. Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.

Виды стресса регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

Факторы влияния на развитие стресса

Выделяют несколько основных факторов:

  • интенсивность;
  • продолжительность;
  • восприимчивость.

Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

  1. Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
  2. Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
  3. Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
  4. Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
  5. Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.

Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30—40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60—70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие – устойчивы к нему.

Похожие главы из других книг

7. Факторы, влияющие на вовлеченность в работу

7. Факторы, влияющие на вовлеченность в работу Основными факторами, влияющими на вовлеченность в работу являются:1) наличие стимулов;2) автономность;3) разнообразие работы;4) возможность оценить конечный результат трудовой деятельности;5) обратная связь;6) принятие

2. Факторы, влияющие на безопасность труда

2. Факторы, влияющие на безопасность труда Основными факторами влияющими на безопасность труда являются:1) сфера деятельности;2) продолжительность рабочего дня;3) время суток, на которое выпадает трудовая деятельность;4) освещенность;5) температура воздуха;6) дизайн

8. Личностные факторы, влияющие на потребителя

8. Личностные факторы, влияющие на потребителя Рассмотрим личностные факторы, влияющие на потребителя:1) пол – по статистике, вопросами приобретения в семье занимаются в большинстве случаев женщины;2) возраст – дети могут быть активными посредниками покупки:

Факторы, влияющие на силу диссонанса

Факторы, влияющие на силу диссонанса Некоторые противоречия вызывают более сильный диссонанс, чем другие. Одним из факторов, влияющих на силу диссонанса, является значимость каждой из диссонирующих когниции. Когнитивный элемент «Я не хочу умереть преждевременно»

5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде

5.3. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа

Смотрите так же:  Как выйти из сильной депрессии женщине

Факторы, влияющие на наше внимание

Факторы, влияющие на наше внимание Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности Шансы против того, что в самолете находится бомба, равны миллион к одному, а против того, что в самолете две бомбы — миллион миллионов к одному. В следующий раз, когда вы полетите на самолете, возьмите с собой

Факторы, влияющие на мотивацию обманщика

Факторы, влияющие на мотивацию обманщика Многих проблем, которым посвящена данная глава, мы уже касались в главах, связанных с развитием личности. Если в процессе нормального развития человек не справляется с той или иной задачей, то на данном этапе становится возможна

10.1. Материнская ласка и факторы, на нее влияющие

10.1. Материнская ласка и факторы, на нее влияющие Матери значительно теснее отцов связаны с детьми. Они легче читают выражения лица младенцев, более плавно двигаются, легче и нежнее прикасаются к ним и успокаивают высоким, мягким, ритмическим голосом. В процессе первых

Глава 2. Факторы, влияющие на оказание помощи

Глава 2. Факторы, влияющие на оказание помощи Известно, что не все люди склонны к оказанию помощи. Например, Т. В. Фогель (2011) выявила, что 63,9 % жителей города Йошкар-Ола не проявляют активность в социально-помогающей деятельности. Это может зависеть как от ситуативных

Факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов

Факторы, влияющие на возникновение межличностных конфликтов Чаще всего на возникновение конфликтов влияют пять факторов, в сильной степени воздействующих на межличностные отношения индивидов:1) личностные особенности индивида (его темперамент, характер,

1.7. Факторы, влияющие на интенсивность творчества

1.7. Факторы, влияющие на интенсивность творчества Большинство исследователей соглашаются с тем, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения [73]. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие

Глава 3 Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявление

Глава 3 Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявление Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. В. А. Сухомлинский 3.1. Творческое детство в

3.4. Факторы, влияющие на выраженность творческих способностей

3.4. Факторы, влияющие на выраженность творческих способностей Мы уже говорили, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка [81]. Понятие сенситивного

Факторы, влияющие на показания к применению групповой психотерапии и на ее эффективность

Факторы, влияющие на показания к применению групповой психотерапии и на ее эффективность Групповая психотерапия показана тогда, когда разрешаемые в ней конфликты также первоначально возникли в группах. Такие конфликты обязательно реактивируются в ситуации группы, и

Теория Боуэна и факторы, влияющие на функционирование брака

Теория Боуэна и факторы, влияющие на функционирование брака Дифференциация ЯДифференциация Я – это основное понятие теории Боуэна. Степень адаптивности людей к среде обусловлена разными уровнями дифференциации. Дифференциация Я представляет собой способность быть

Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 4 страница;

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спаса­тельные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию професси­ональной психологической помощи на месте чрезвычай­ной ситуации.

Ведь за словом «катастрофа» всегда стоят человеческое горе и страдание, каждая такая ситуация ломает судьбы многих людей, порождает семейные и личные трагедии. В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь боль­шого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специали­стов-психологов.

Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие обусловлено особыми условиями, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи. Необычность условий определяется четырьмя факторами.

1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоцио­нальную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природ­ного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезап­ная смерть близкого человека). Почти всегда такое собы­тие можно охарактеризовать как событие внезапное.

2. Фактор времени — экстренная психологическая по­мощь всегда оказывается в сжатые сроки.

3. Непривычные для работы специалиста-психолога ус­ловия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).

4. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога — это крат­косрочная помощь после сильного негативного стрессо-генного воздействия (дистресса).

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помо­щи, можно сформулировать следующим образом:

• Поддержание на оптимальном уровне психологи­ческого и психофизиологического состояния чело­века (оказание помощи при острых стрессовых реакциях).

• Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, воз­никших непосредственно в результате психотравми-рующего события.

• Предупреждение и при необходимости прекраще­ние проявления выраженных эмоциональных реак­ций, в том числе массовых.

• Консультирование пострадавших, их родных, близ­ких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях пе­реживания стресса.

• Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чс

Работу по оказанию экстренной психологической по­мощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный, второй — это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обо­значить как этап завершения работ по оказанию экстрен­ной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рас­смотрим их более подробно.

Подготовительный этап. Целью работы на подготови­тельном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помо­щи. Для этого необходимо осуществить:

1. Сбор информации о психологической ситуации, сло­жившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях нуж­ные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на ме­сте происшествия. Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптималь­ным образом.

Сбор информации производится по следующей схеме. • Определение мест, где предстоит работать психоло­гам: места дислокации пострадавших и их родствен­ников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на тер­ритории населенного пункта).

• Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи.

• Выяснение числа специалистов, которые уже рабо­тают или приступят к работе в ближайшее время.

• Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий.

• Выяснение порядка, времени и места действий, ко­торые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).

2. Определение места и порядка работы каждого специ­алиста — вторая важная задача, решаемая на подготови­тельном этапе, поскольку от успешности ее решения часто зависит эффективность оказания помощи. Каждый спе­циалист должен знать, что ему предстоит делать на конк­ретном участке работы.

3. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой третьей задачи происходит на подготовительном эта­пе, однако на протяжении всего периода оказания экстрен­ной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся ус­ловий деятельности.

Основной этап. На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-пси­хологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации по­следствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий про­фессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.

Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготови­тельном этапе и отражается в плане работ. Это содержа­ние зависит от специфических характеристик ситуации.

Завершающий этап. На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решают­ся такие задачи, как:

• Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо. Как правило, на завершающем этапе количество постра­давших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС, невелико, однако нуждающиеся в психологической помощи есть.

• Мероприятия по оказанию психологической помо­щи специалистам, участвующим в ликвидации послед­ствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвида­ции последствий ЧС, оказанию социальной помощи по­страдавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.

• Обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.

• Составление прогноза развития ситуации на осно­вании обобщения и анализа данных.

Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи

Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации

Можно определить основные принципы оказания эк­стренной психологической помощи. Безусловно, что дея­тельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психоло­гической помощи. Однако эти принципы в ситуации эк­стремальной приобретают некоторое своеобразие в соот­ветствии с особенностями условий оказания помощи.

• Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятель­ности с клиентом чаще всего не заключается психотерапев­тический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состоя­ние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специали­ста-психолога.

• Принцип те навреди». Своеобразие условий оказания помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое следствие: краткосрочность ока­зания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность про­водимых мероприятий для будущей жизни клиента. Прин­ципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной.

• Принцип добровольности. В обычных условиях спе­циалист часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратиться за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение — специалист-психолог активно и не­навязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необхо­димую помощь людям, которые находятся в особом состо­янии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны — не нарушает личных гра­ниц человека.

• Принцип конфиденциальности. При оказании экст­ренной психологической помощи принцип этот сохраня­ет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информа­ции о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или для окружающих (такая ситуация мо­жет сложиться в том случае, если психолог, например, уз­нает о готовящейся попытке самоубийства).

• Принцип профессиональной мотивации. Этот прин­цип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится осо­бенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специ­алиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения соци­ального признания и т.д.).

• Принцип профессиональной компетентности предпо­лагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрез­вычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости рекомендует обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста часто невозможно. Поэтому в профес­сиональные обязанности психолога должны входить, в том числе, и такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень рабо­тоспособности, используя профессиональные навыки.

Соблюдение этих принципов необходимо. Это своего вода этический кодекс специалиста-психолога при работе в чрезвычайных ситуациях.

Методы оказания экстренной психологической помощи

В этом разделе дан краткий обзор основных методов, используемых специалистами для оказания экстренной психологической помощи. Подробно эти техники не рас­сматриваются по нескольким причинам. Во-первых, для грамотного их применения необходима специальная про­фессиональная подготовка, в противном случае эти тех­ники могут просто навредить человеку; во-вторых, насчитывается огромное число конкретных техник, ко­торые нужно использовать в разных ситуациях.

Например, в арсенале психолога, работающего в чрезвы­чайной ситуации, как правило, несколько сотен краткосроч­ных приемов, из которых он выбирает наиболее подходящий для конкретного человека, находящегося в данной ситуации и в определенном состоянии.

Психотерапевтические и психокоррекционные на­правления, используемые при оказании экстренной психологической помощи, предполагают возможность краткосрочного воздействия метода. Это такие направле­ния, как нейро-лингвистическое программирование, теле-сноориентированная терапия, арттерапия, краткосрочная позитивная терапия, суггестивные техники, релаксационные методы и методы, направленные на саморегуляцию, рацио­нальная психотерапия и другие. Остановимся немного под­робнее на каждом из перечисленных методов.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — достаточно новое направление психотерапии. В 1973 г. вышла первая книга, посвященная этому методу, написан­ная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. НЛП об­ладает уникальными возможностями, в том числе и при оказании экстренной психологической помощи. Это це­лая концепция консультирования, ориентированная на реальный результат, причем максимально быстро и безбо­лезненно для клиента, что особенно важно в критической ситуации. Множество техник, предлагаемых в рамках это­го направления, позволяют эффективно справляться с по­ставленными задачами в рамках оказания экстренной психологической помощи. Примером может служить тех­ника быстрого лечения фобий, которая позволяет избавить человека от фобии в течение 15—20 минут. Чаще всего при оказании экстренной психологической помощи использу­ются небольшие, компактные техники НЛП, например техника «круги силы», техника быстрого лечения фобий, техника смены модальностей и другие.

Смотрите так же:  Мужчина в депрессии и не звонит

телесноориентированная терапия Телесноориентированная терапия зародилась в XX в., ее прародителем можно считать Вильгельма Райха и его пос­ледователя Александра Лоуэна. Этот вид психотерапии очень важен при экстренной психологической помощи, так как любая стрессовая ситуация воздействует на тело человека, сказывается на движении, дыхании, мышечном напряжении, общем тонусе. Стресс часто вызывает про­блемы со здоровьем психосоматической природы (язва желудка, гипертония и др.). Таким образом, обеспечение нормального психологического самочувствия напрямую зависит от комфорта телесного, физического. Часто люди, попавшие в кризисную ситуацию, не могут спать, забы­вают есть, у них начинается обострение хронических за­болеваний или, напротив, может усилиться аппетит, наступить улучшение состояния здоровья. Такие проявле­ния являются результатом действия процесса адаптации.

Крайне важным в подобной ситуации является забота о телесном, физическом комфорте. Расслабление мышеч­ного каркаса позволяет получить полноценный отдых и восстановление сил, что крайне желательно в кризисной ситуации, физическая поддержка позволяет человеку по­чувствовать, что он не одинок перед лицом постигшего его несчастья. Набор техник телесноориентированной психо­терапии достаточно велик и используется специалистами-психологами в широком диапазоне ситуаций для оказания помощи пострадавшим.

Термин «арттерапия» появился в 1938 г., благодаря ра­боте Адриана Хилла с больными туберкулезом. Позднее этот термин стал употребляться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в целях психологической помощи. Арттерапия — мощный инст­румент, позволяющий выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, проработать подавляемые чувства и мысли, диагностировать внутрен­нее состояние клиента. Это делает возможным достаточ­но широкое использование приемов арттерапии для оказания психологической помощи в чрезвычайных ситу­ациях. Особенно значимой является возможность приме­нения приемов арттерапии для помощи детям, начиная с дошкольного возраста. Ведущая деятельность дошкольни­ка — продуктивная (рисование, лепка, конструирование, ролевая игра), что позволяет легко вовлечь ребенка в про­цесс рисования, и сделать помощь максимально эффек­тивной. Большое количество техник арттерапии, удобство сочетания этих техник с техниками, относящимися к дру­гим направлениям, наличие компактных техник, возмож­ность применять различные методики при минимальном наборе инструментария позволяют успешно применять приемы арттерапии в целях оказания экстренной психо­логической помощи.

краткосрочная позитивная терапия

Название «позитивная психотерапия» впервые было введено в 1972 г. Н. Пезешкианом для обозначения соб­ственной психотерапевтической концепции и стратегии. Само слово «позитивная» предполагает противопоставле­ние направлениям психотерапии, которые центрируются на негативных аспектах жизни клиента: психоанализ, гу­манистическая и поведенческая психотерапия. Термин «позитивная психотерапия» может использоваться также и в широком контексте. Техники краткосрочной позитив­ной психотерапии в большей степени направлены на со­здание ресурса, на возможность посмотреть на проблему с другой стороны, увидеть позитивные моменты в жизни. Порой крайне важно найти для клиента ресурс, который мог бы помочь ему в переживании кризисной ситуации. Компактные краткосрочные техники, позволяющие, с од­ной стороны, проделать завершенный психотерапевтичес­кий цикл, а с другой стороны, экономичны по времени, делают возможным и целесообразным использование при­емов краткосрочной позитивной психотерапии в условиях чрезвычайной ситуации. Гибкость применяемых методов, возможность конструирования техник для каждого конкрет­ного случая, для каждой конкретной ситуации, позволяет использовать это направление достаточно эффективно.

На современном этапе существует множество психо­терапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эрик-соновский гипноз, аутогенную тренировку и многое дру­гое. Суггестивное воздействие, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Применяя суггестивные техники, спе­циалист может апеллировать к неосознаваемым пере­живаниям клиента, минуя цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляются табу, например, на то, что­бы чувствовать себя счастливым не только в данный мо­мент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть такие, примене­ние которых экономично по времени, не требует дополни­тельного инструментария, и те, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолирован­ное помещение и т.д.)

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ Существует огромное количество методов релаксации и саморегуляции. К ним можно отнести суггестивную тех­нику аутогенной тренировки, технику активной мышечной релаксации, технику пассивной мышечной релаксации, медитации, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях по­зволяет специалисту-психологу в решении многочислен­ных проблем: при оказании помощи пострадавшим, их родственникам; для поддержки специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и специалистов, обеспечи­вающих социальную помощь и поддержку пострадавших; весьма важно применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.

Сущность метода рациональной психотерапии заключа­ется в том, что специалист, апеллируя к сознанию клиента, убеждает его и формирует верное отношение к окружающей действительности, ситуации, событиям. В экстремальной ситуации, в ситуации, когда произошло событие, резко изменившее жизнь человека, нарушаются когнитивные процессы и человек под воздействием эмоций может де­лать неверные выводы о том, что произошло, грозит ли ему опасность и в каком объеме она грозит, кто виноват в том, что случилось. При помощи рациональной психотерапии возможно восстановить верный причинно-следственный порядок. Применение этого метода позволяет снизить пси­хологическое напряжение у пострадавшего. В условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации этот ме­тод может применяться индивидуально и в мини-группах. Применение рациональной психотерапии экономично по времени и не требует особых условий.

В каждой конкретной ситуации специалист-психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор тех­ник, методик, которые сочетаются друг с другом и подхо­дят конкретному клиенту. Поэтому подход к оказанию экстренной психологической помощи можно считать эк­лектическим. В зависимости от ситуации, ее условий, ин­дивидуальных особенностей клиента выбирается или разрабатывается индивидуальная тактика работы с по­страдавшим. В этой работе могут быть использованы не только описанные методы, но и другие методы, техноло­гии оказания психологической помощи, которые по сво­им возможностям соответствуют поставленным целям, задачам и техническим возможностям.

Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи

Экстренная психологическая помощь может быть ока­зана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситу­ацию. То есть экстренная психологическая помощь не мо­жет быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В случае, когда реакции че­ловека выходят за пределы нормы, необходима помощь врача-психиатра. В связи с этим возможно и необходимо применение методов психологической диагностики. Од­нако понятно, что метод тестов, проективные психодиаг­ностические методики не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая по­мощь. Поэтому для этих целей используются такие пси­ходиагностические методы, как беседа, наблюдение. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, ме­тод тестов, однако они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий.

В заключение целесообразно определить, что такое эк­стренная психологическая помощь. Обобщив информа­цию о целях, задачах, методах оказания экстренной психологической помощи, об этапах работ по оказанию экстренной психологической помощи, о принципах ока­зания помощи, можно определить экстренную психоло­гическую помощь следующим образом.

Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайно­го события в целях регуляции актуального психологичес­кого, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессио­нальных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Таким образом, становится понятно, что экстренная пси­хологическая помощь может быть оказана одному челове­ку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспорт­ное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профес­сиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате круп­ной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиоло­гического самочувствия и работу с вновь возникшими (возникшими в результате кризисной ситуации) негатив­ными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Дости­жение этой цели определяет значительное снижение ве­роятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические про­блемы, ПТСР и др.)

Что касается методов, используемых при оказании экст­ренной психологической помощи, то они должны соответ­ствовать требованиям ситуации, которые рассматривались выше.

Вопросы и задания к главе 7:

1. Назовите основные этапы организации экстренной психологической помощи при чрезвычайной ситуации.

2. Дайте определение экстренной психологической помощи.

3. Расскажите об основных этических принципах ра­боты психолога в чрезвычайной ситуации.

4. Перечислите основные задачи, решаемые психоло­гами при оказании экстренной психологической помощи в целом и на каждом этапе работы.

5. Охарактеризуйте своеобразие условий оказания эк­стренной психологической помощи.

ОТСРОЧЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Кто знает, ради чего жить, выдержит любое как.

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Психическая травма Травматический опыт

Посттравматическое стрессовое расстройство Суицидальное поведение Реакции горя

В этой главе мы переходим к рассмотрению отсрочен­ных последствий травматического стресса. То есть тех его проявлений, которые могут возникнуть не сразу после сильной стрессовой ситуации и беспокоить человека в те­чение многих лет.

Существует множество факторов, от которых зависит возникновение отсроченных реакций на стрессовую, трав­матическую ситуацию. Это факторы, связанные с самой ситуацией, а также факторы, связанные с индивидуальны­ми психическими и физиологическими характеристиками человека, пережившего ее.

Отсроченными реакциями на сильную стрессовую ситуацию мы будем называть комплексы изменений в эмо­циональной, психической сфере, изменениях в поведении, воз­никающих после получения человеком психической травмы.

Психическая травма — следствие травматического стрессогенного воздействия; она предполагает крайнюю (экстремальную) степень стрессогенности фактора, разру­шающего систему индивидуальных личностных защит, приводящее к глубинным нарушениям (от психологичес­ких до биологических) целостной системы функциониро­вания практически любого человека (Лазебная, 2003).

Травматический опыт невозможно уложить в повсед­невные алгоритмы поведения человека. Речь идет о ситу­ациях, в которых была угроза жизни, безопасности (физической, психологической) человека, были затрону­ты базовые инстинкты человека: инстинкт самосохране­ния, инстинкт сохранения рода.

Описаны случаи, когда во время землетрясения люди вы­прыгивали из окон верхних этажей зданий, случаи, когда отцы в первую очередь спасали себя и забывали о своих детях. Од­нако эти действия не являлись преднамеренными, а обуслов­ливались инстинктом самосохранения (Кекелидзе, 2004).

Принятие всей ситуации сразу в этих случаях для пси­хики разрушительно. Механизм вытеснения, как одна из мощных психологических защит, дозированно дает пси­хике симптом за симптомом, напоминая о случившемся.

Отсроченные реакции — реакции, которые происходят не в момент сильного стресса, а когда ситуация сама по себе уже завершена (произошло ограбление, изнасилова­ние, ветеран вернулся из зоны боевых действий и т.д.), но психологически для человека она не закончена. Такие ре­акции возникают на фоне общего благополучия спустя продолжительное время после события.

Психологическая травма — «душевная рана», которая «болит», беспокоит, приносит дискомфорт, ухудшает каче­ство жизни, приносит страдание человеку и окружающим его близким людям. Как и любая рана, психологическая травма может быть различной степени выраженности, и, соответственно, «лечение» будет разным.

Иногда рана постепенно затягивается сама по себе и «больное место» «заживает» естественным путем. Суще­ствует определенная последовательность этапов пережи­вания, приводящая психику к восстановлению. В этих случаях происходит отреагирование, осмысление, приня­тие человеком случившегося, не как травматического, но как жизненного опыта, как части своей биографии.

Этиология (причины). Общими условиями развития травматического стресса являются следующие:

— человек воспринимал ситуацию как невозможную;

— человек не мог эффективно противодействовать си­туации (бороться или бежать);

— человек не мог эмоционально разряжать энергию (был в состоянии оцепенения);

— присутствие в жизни человека ранее неразрешенных травматических ситуаций.

Девушка, находившаяся в аквапарке «Трансвааль-парк» в момент его обрушения (Москва, февраль 2004 г.), физичес­ки не пострадала, из обрушившегося здания выбралась само­стоятельно, остался жив и брат, находившийся с ней в момент происшествия. Однако, увидев репортажи о событиях в Бес-лане (сентябрь 2004 г.), она резко почувствовала себя хуже.

Предрасполагающим фактором к получению психи­ческой травмы может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно физическое пере­утомление на фоне нарушения режима сна и приема пищи.

К условиям возникновения эмоциональных нарушений относится также отсутствие социальной поддержки, тес­ных эмоциональных связей с окружающими людьми (дру­зьями, членами семьи, сослуживцами) (см. табл. 1).

Другие статьи

  • Как вернуть любимого человека силой мысли на расстоянии Сила мысли - как притянуть человека? Есть мнение, что мысли материальны, поэтому стоит их всегда контролировать. Согласно существующей информации мысли посылают определенные колебательные волны, которые обладают определенным влиянием на окружающих людей. Если человек […]
  • Неделя температура у ребенка без симптомов У ребенка температура и больше ничего: что это значит, и что с этим делать Если бы мамы и папы при каждом повышении температуры у ребенка неслись сломя голову к педиатрам — получить аудиенцию у детских медиков было бы сложнее, чем у ватиканских кардиналов. К счастью, […]
  • Зачем мужчина просит фотографии психология Постоянно просят прислать фото. Что за мода? Интересно мнение мужчин. Но нормальные сюда вряд ли забредут. Поэтому вопрос к девушкам. Последнее время сталкиваюсь с одной и той же просьбой у парней..В процессе общения просят прислать фотки. Ну не совсем интимные, но […]
  • Лечение аутизма в иркутске Лечение аутизма в Израиле Доктор Брурия Бен Зеев Специализация: детский невролог. Стаж работы: более двадцати лет. Доктор Бен Зеев занимается всеми видами неврологических заболеваний у детей, как острых так и хронических. Ранний детский аутизм считается на сегодня […]
  • Стресс повышенные лейкоциты Повышенные лейкоциты в крови В составе крови важное место принадлежит лейкоцитам. Это неоднородная группа клеток, которые имеют неправильную округлую форму, ядро и размеры от 6 до 20 мкм. Их называют белыми кровяными тельцами. Такое обозначение несколько условное, […]
  • Истерия синоним Словарь русских синонимов Морфология «истерия» Существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное Словоупотребление «истерия» Частота употребления слова «истерия» составляет 156 раз на ≈ 300 млн. слов. Синонимы к слову […]