Фитнес программы для детей дошкольного возраста

Как начать оздоровительную фитнес-программу для детей дошкольного возраста

Фитнес-клубы обычно не воспринимают детей как перспективную целевую аудиторию. Но, согласно статистике, в США ситуация с детским здоровьем непрерывно ухудшается и вызывает тревогу.

Возможно, вы спрашиваете себя, чего можно ожидать от маленьких клиентов? Способны ли они выполнять какие-нибудь функциональные упражнения, как взрослые? Смогут ли они понять концепцию здорового образа жизни? Ответ на все эти вопросы — да, несомненно! Детей обычно недооценивают, когда речь идет об их обучении. Так почему бы не привнести в их жизнь «учение» о здоровом образе жизни и занятия фитнесом? Им это понравится! Существует 4 основных подхода к составлению фитнес-программ для детей. Мы перечислим «за» и «против» каждого из них.

Метод «проб и ошибок»

Разработкой фитнес-программ для детей можно заняться самостоятельно. Но учтите, что дети отличаются от взрослых физиологически и эмоционально, так что при создании собственной программы будьте готовы к тому, что вам придется узнать очень много нового. Если вы не планируете брать на работу педагога, поищите необходимую информацию в книжных магазинах и в Интернете.

Но все же при открытии детских фитнес-программ работа профессионала необходима. Изучите процесс детского развития, физиологию, поймите для себя, что отличает ребенка от взрослого, какие нагрузки допустимы для детей различных возрастных групп, какие упражнения способна выполнять группа определенного возраста? Дети не будут ничего делать, если инструктор не найдет к ним правильный подход, поэтому научитесь общаться с детьми и знать как предотвращать возможные конфликтные ситуации. До контакта с ребенком желательно пообщаться с родителем, который его привел, и задать ему несколько вопросов об интересах ребенка, предпочтениях, заболеваниях: кожных, аллергических, простудных и т.д.

  • вы можете разработать детские фитнес-программы в соответствии со спецификой вашего клуба;
  • вы будете знать, что всесторонне рассмотрели все важные вопросы;
  • вы будете уверены, что программы хорошо проработаны.
  • такой подход потребует много времени;
  • подбор оптимальных идей и детского оборудования методом «проб и ошибок» может оказаться весьма дорогостоящим;
  • вы можете столкнуться с проблемой поиска информации по определенным темам.

Франчайзинг детских упражнений

Вы можете купить уже разработанные фитнес-программы для детей, а также посетить специальные бизнес-курсы, на которых вас научат, как работать с этими программами.

  • такой подход предполагает гарантированно удачную программу;
  • помощь специалистов в ее продвижении.
  • количество уроков в программе обычно ограничено;
  • программа может продаваться с территориальными ограничениями;
  • программы могут оказаться весьма дорогими.

Программы, требующие специального оборудования

Этот подход основывается на использовании специального, детского оборудования (тренажеров, в том числе горнолыжный тренажер Proleski, сконструированных специально с учетом роста детей и возможностей использования минимальных весов. Но если говорить о дошкольниках, они на этих тренажерах заниматься не могут) для занятий в фитнес-клубе. Программа составляется из определенного набора упражнений для каждого вида тренажеров.

  • большая визуальная привлекательность для детей и взрослых;
  • покупка оборудования — это долгосрочное вложение капитала.
  • детей надо обучать пользоваться тренажерами или вводить 2-3 штатные единицы для дежурства в этом зале;
  • новое оборудование требует много места;
  • на вас ложится большая ответственность из-за повышенной травмоопасности;
  • оборудование, скорее всего, будет дорогим.

Программы по лицензии

Вы можете приобрести лицензию на обучение конкретной программе. Лицензия включает также полный практический и лекционный курс для инструкторов. Программа обновляется раз в год и сопровождается подробными инструкциями каждый семестр.

  • быстрое внедрение программы;
  • гарантированно успешная программа;
  • требуемое компактное оборудование легко приобрести или изготовить самостоятельно.
  • вы должны четко следовать программе;
  • каждый инструктор должен получить лицензию для проведения того или иного курса;
  • вам придется ежегодно платить за каждый новый курс.

Что нужно для успеха вашей фитнес-программы для детей? В первую очередь — хорошие инструкторы. Он должен быть одновременно и родителем, и актером, и учителем. Инструктор должен искренне заботиться о детях и не должен бояться выглядеть смешным. Для того чтобы увлечь маленьких клиентов делать упражнения, инструктор должен быть готов проделывать самые невероятные вещи, например ползать по-змеиному или кудахтать, тем самым удерживать внимание с помощью шуток, смеха и поведения.

Дети не будут ничего делать, если им не интересно. И они не станут намекать вам на то, что им скучно. Не забывайте — то, что смешно и занимательно для взрослых, не обязательно будет интересно детям. Подумайте, что их может заинтересовать? Смешные лица, нелепости. Имитируйте животных, людей и все, что только может придумать детское воображение. Используйте узнаваемые визуальные образы из повседневной жизни — игрушки, мультфильмы, парки развлечений, домашние любимцы, члены семьи и т.д.

Взрослым обычно быстро надоедает монотонность и однообразие упражнений, но дети любят повторения. Им нравится делать одно и то же раз за разом. Понять, когда детям надоедает заниматься очень просто — они перестают проявлять активность. Более того, они будут отвлекать остальных! И как скоро вся группа выйдет из-под контроля — вопрос времени. Независимо от того, из каких упражнений состоит ваша программа, убедитесь, что количество повторов в ней достаточно для того, чтобы дети запомнили весь комплекс и с нетерпением ожидали, что будет дальше, но при этом упражнения должны сменяться достаточно часто для того, чтобы детям не становилось скучно.

Если детям давать задания, которые они физически не могут выполнить, очень скоро они разочаруются и откажутся их повторять. В то же время слишком простые задания быстро становятся неинтересными и также надоедают. Убедитесь, что вы знаете возможности той возрастной группы, с которой работаете. Учтите, что структура занятия должна существенно различаться даже для групп 2-3-летних и 4-5-летних детей. Например, просто стучать мячом об пол может быть интересно для тех, кто помладше, но скоро наскучит более взрослым детям. В таком случае вам следует предложить им более сложное упражнение, например «вести» мяч.

Подумайте о том, как бы вам понравилось упражняться, если бы у вас не было ни штанги, ни стенки, ни прочих приспособлений, обычно используемых на тренировках. Детям тоже нравится использовать такие «игрушки». Разница в том, что они думают, что играют. Например, наполненные водой пластиковые бутылки можно использовать для весовых упражнений, чулки могут заменить эспандер. Чем больше подручного материала вы предоставите детям, тем интереснее им будут казаться занятия.

Проведение фитнес-программ для детей в возрасте от 2 до 5 лет оказывает огромное положительное влияние на их развитие, равно как и на жизнь тех взрослых, с которыми они общаются. И это может оказаться потрясающей возможностью для вашего бизнеса.

Oсновные требования к программе

Ваша фитнес-программа должна отвечать двум главным требованиям — она должна быть эффективна и прибыльна. В противном случае не имеет значение, сколько денег вы в нее вложили и сколько времени потратили на ее разработку. Поэтому, во избежание возможных ошибок, ответьте на следующие вопросы:

  • Это сбалансированная фитнес-программа? Включает ли она достаточный объем занятий аэробикой, разминку и силовые упражнения?
  • Является ли она привлекательной для детей обоих полов? Как насчет разных физических возможностей?
  • Ваша программа не просто набор упражнений? В нее входит преподавание концепций здорового образа жизни и здорового питания?
  • Вы предлагаете все разновидности упражнений? Гимнастика, танцы, общие двигательные навыки?
  • Предлагаете ли вы дополнительные услуги для всей семьи? Вовлечение родителей необычайно важно для формирования детского взгляда на здоровый образ жизни.
  • Ваша программа ориентирована в первую очередь на развлечение? Является ли она еще и образовательной?
  • Если вы покупаете программу, являются ли ее разработчики профессионалами? Что им известно о фитнесе?
  • Увеличит ли покупка программы (материалов) стоимость карты вашего фитнес-центра?
  • Увеличит ли покупка программы (материалов) оборот вашего клуба?
  • Готовы ли вы идти на ограничения, связанные с покупкой программы? Например, с процентами, территориальными ограничениями и т.д.

Какой бы путь из вышеописанных (самостоятельно, франчайзинг, лицензия) вы не выбрали, ответив на эти вопросы, вы сможете правильно организовать детские фитнес-программы в вашем клубе.

Рабочая программа по физкультуре на тему:
Программа дополнительного образования «Фитнес для детей»

Предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Фитнес для детей»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Сохранение, укрепление физического, психического здоровья детей – дело не только семьи, но и педагогов.

По исследованиям Института возрастной физиологии РАО, около 90% детей имеют отклонения в физиологическом и психическом здоровье, 50% – страдает теми или иными невротическими синдромами, 30-35% детей предшкольного возраста имеют хронические заболевания, 74% девочек и 82% мальчиков, поступающих в школу, имеют нарушения осанки. Основной причиной таких нарушений исследователи называют недостаточность двигательной активности детей, что приводит к ослаблению мышц позвоночника и тела в целом.

В основе программы лежит фитнес-методика, позволяющая расширить и разнообразить работу с детьми дошкольного возраста по развитию основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей.

Выпускники детского сада впоследствии становятся успешными учащимися школ города, среди них много спортсменов, танцоров. Успешность детей во многом обусловлена участием в оздоровительных программах детского сада.

К программе прилагаются проекты и конспекты отдельных занятий, реализованные в детском саду в разное время.

Программа «Фитнес для детей»

Реализация программы выстраивается на основе методических разработок по детскому фитнесу, которые составлены по принципу «от простого к сложному» с применением технологий Ж.Е. Фирилевой, Т.Е. Сайкиной, а также технологий, разработанных Академией детского фитнеса (г. Москва, 2006 г.).

Слово «фитнес» происходит от английского «to be fit» — быть в форме. А это значит, хорошо себя чувствовать, прекрасно выглядеть, быть здоровым.

На протяжении шести лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. К концу дошкольного возраста он должен научиться многому, чтобы превратиться в личность, готовую к обучению в школе.

Смотрите так же:  Почему ребенок ноет в 3 года

Одной из особенностей развития ребенка является естественная потребность в движениях. Двигательная активность – это «любое движение тела, производимое скелетными мышцами, в результате которого происходит достоверное увеличение энергетических трат выше уровня основного обмена», это биологическая потребность в движениях, связанная с механизмом саморегуляции активности.

Биологическая потребность в движениях свойственна всем детям, а ее количественные характеристики зависят от уровня физической подготовленности ребенка, типа высшей нервной деятельности, пола, возраста, времени года, климатических условий, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Сокращение мышц стимулирует кровообращение мозга, в кору головного мозга поступают потоки нервных импульсов, которые повышают ее тонус. Это является важным фактором повышения работоспособности, созревания и усовершенствования всех анализаторных систем и, таким образом, сенсорики ребенка, являющейся первой ступенью познания окружающего мира. В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни.

Фитнес является важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей. Формирующее влияние разнообразных средств фитнеса на совершенствование систем и развития функций растущего организма в наибольшей степени проявляется в дошкольном возрасте.

Оптимальный режим занятий детским фитнесом, способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественные характеристики: объем движений, выполняемый детьми в определенный календарный период, место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника. Качественные характеристики: содержание двигательной активности, уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей, и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, как следствие, часто болеют.

В тоже время во время занятий детским фитнесом следует не допускать и чрезмерно высокой двигательной активности, перегружать детей.

Фитнес-программа объединяет в себе различные виды двигательной активности, а также фитнес-тестирование, которое направлено не только на отслеживание физической подготовленности детей, но и на выявление уровня выполнения музыкально-ритмических движений.

Цель программы – развитие основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия детским фитнесом.

1. Развивать основные физические качества – гибкость, выносливость, силу, быстроту, координацию движений.

2. Формировать чувство ритма и музыкальной памяти.

3. Способствовать формированию правильной осанки

4. Содействовать профилактике плоскостопия.

5. Содействовать функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечнососудистой и нервной систем.

6. Развивать творческие способности воспитанников.

  1. Знакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом.

Целевая аудитория: программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Оптимальный объем группы – 15 человек.

Продолжительность программы и периодичность занятий: программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов в год – 64 ч. Продолжительность занятий для детей старшего дошкольного возраста — 25-30 минут, детей подготовительной группы – 30-35 минут.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю после дневного сна.

Первый год обучения (5-6 лет). Обучение простым упражнениям, ритмическим танцам, самомассажу. Создание первоначальных представлений о технике выполняемых упражнений. Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложнённого варианта выполнения. Закрепление знаний о здоровом образе жизни. Обучение выполнению упражнений под музыкальное сопровождение.

Второй год обучения (6-7 лет). Улучшение качества выполнения детьми упражнений. Привитие стабильной привычки у детей к выполнению физических упражнений.

Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, творческому самовыражению (импровизация).

Формы и режим обучения

Формы работы: занятия, игры, праздники, дни здоровья, консультации родителей, подготовка спортивно-танцевальных постановок, спектаклей.

Типы занятий: ознакомительные, тренировочные, итоговые.

Формы занятий : подгрупповые.

Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы: сознательности и активности участников образовательного процесса; доступности и постепенности увеличения нагрузок; систематичности и регулярности; направленности на различные группы мышц; комплексного подхода; успешности каждого ребенка; сотрудничества «воспитатель – инструктор по физической культуре – ребенок»; психологической комфортности.

Методы работы с детьми:

— игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально- ритмическая гимнастика);

— метод сравнения — наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного

владения исполнительскими навыками;

— метод звуковых и пространственных ориентиров;

— метод наглядно-слухового показа;

— метод активной импровизации;

— метод коммуникативного соревнования;

— метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических и танцевальных движений).

и способы определения результативности

— высокий уровень развития основных физических качеств;

— развитие музыкально-ритмических способностей;

Способы определения результативности:

— фитнес-тестирование (проводится 3 раза в год: в начале года — первичное, в середине года — повторное, в конце учебного года – итоговое);

— мониторинг заболеваемости (проводится ежемесячно);

— анализ полученных данных;

— беседа с родителями;

— отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (секции, кружки).

Фитнес-тестирование проводится с дошкольниками через выполнение ряда упражнений в соответствии с возрастом. Высокий уровень развития основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей – выполнение 60% (1-ый год обучения 5-6 лет), 80% (2-ой год обучения 6-7 лет) предложенных упражнений. Средний уровень – 50% (1-ый год обучения 5-6 лет), 60 % (2-ой год обучения 6-7 лет). 1-ый год обучения — дети выполняют упражнения, этюды и небольшие танцевально-спортивные связки по показу инструктора и частично по памяти. 2-ой год обучения – дети выполняют упражнения, спортивно-танцевальные связки по памяти. Фитнес-тестирование проводится по параметрам:

— воспроизведение танцевальных упражнений.

Программа реализуется инструктором по физической культуре совместно с воспитателем.

Для проведения занятий необходимы: музыкальный зал, магнитофон, атрибуты и декорации, костюмы для персонажей (на праздниках), фонотека (классическая, детская, мультипликационная, современная музыка), видеотека, стэп-платформы, фитболы, скакалки, обручи, коврики по количеству детей в подгруппе, специальная детская спортивная форма для занятий фитнесом.

(по годам обучения)

1-й год обучения

2-й год обучения

Упражнения с предметами (гимнастические палки, скакалки, мячи различных диаметров)

Игровой стретчинг, йога

Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка при физических нагрузках. Части занятия естественно переходят одна в другую.

Вводная часть. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных упражнений основной части: различные виды ходьбы, бега, прохождение полосы препятствий под ритмичную музыку, суставная гимнастика, короткие игровые задания. Продолжительность — 4-6 минут.

Основная часть. Обучение новым упражнениям, закрепление пройденного материала: ритмические танцы, упражнения на ковриках (йога, стретчинг, упражнения с предметами), самомассаж, фитбол — аэробика, и подвижные игры. Структура основной части занятия зависит от направленности и задач занятия. Продолжительность -15-20 минут.

Заключительная часть . Упражнения для релаксации: пластические этюды, дыхательные упражнения, самомассаж. Продолжительность — 2-5 минут.

Методическое обеспечение программы

1. Характеристика видов физических упражнений, используемых в программе

В каждое занятие включены ритмические танцы разной направленности. Это могут быть танцы-разминки со специально подобранными упражнениями на разные группы мышц: танцы с применением самомассажа, где основные приёмы массажа выполняются под ритмичную музыку; танцы, направленные на укрепление позвоночника, выполняются лёжа, сидя, стоя, на четвереньках; танцы, развивающие пластику, красоту движений, выполняются под медленную характерную музыку и др.

Танцы-игры отличаются от ритмических танцев тем, что все движения, выполняемые под песенку, носят свободный характер и решают задачи повышения эмоционального фона детей, развития внимания и воображения.

Спортивные танцы – очень популярный вид спорта, отлично формирующий и развивающий двигательные навыки детей. В качестве ознакомления в детском саду предлагается использовать элементы различных танцев с применением фитнес-технологий.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Их проведение решает целый комплекс задач: развитие двигательных движений; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений; укрепление мышечного корсета; улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке. Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъёме детей, что является эффективным методом их мотивации.

Стэп-аэробика – это аэробика с использованием любой подставки, имитирующей ступеньки, прохождение которых способствует развитию координации, выносливости, ловкости. Высота ступеньки определяется следующим образом: ребенок должен безбоязненно подниматься на ступеньку, заскакивать на нее с легкостью, спускаться с доски с помощью одного шага, стоять на ней уверенно.

Детский стэп – одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Сначала дети выполняют движения под счет, затем под музыку. Занятие идет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое.

Новое упражнение инструктор включает в занятие по ходу дела, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы.

Доски могут быть использованы на эстафетах как препятствие, которое нужно обежать или перепрыгнуть, как место отдыха.

Один комплекс стэп-аэробики выполняется детьми 1,5-2 месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, видоизменяются и усложняются (Приложение 2). При распределении упражнений частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд/мин.

Стрэйтчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашего тела – это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела – это наша молодость, а молодость и здоровье следует беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стрэйтчингом.

Игровой стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т.е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стрэйтчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стрейтчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения.

Основные принципы организации работы по игровому стрэйтчингу: наглядность – образный показ; доступность; обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей; систематичность – регулярность занятий, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения; закрепление навыков выполнения упражнений; индивидуально-дифференцированный подход; учет возрастных особенностей, состояния здоровья каждого ребенка; сознательность, понимание пользы от выполнения упражнений, потребность их выполнять.

Смотрите так же:  Санатории для лечения желудочно кишечного тракта у детей

Комплексы упражнений игрового стрейтчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Методика предлагаемых упражнений основана на статических растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине.

Физические упражнения с элементами йоги помогают снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, снять напряжение.

Большинство упражнений йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, людей, определённые положения предметов. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому, упражнения легко осваиваются.

Игровой самомассаж, массаж в парах является одной из основ закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью.

Перед самомассажем необходимо разогреть ладони растиранием друг о друга до появления в них тепла. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом с полной уверенностью в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивающее у него позитивно-ценностное отношение к собственному телу.

Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребёнка дышать носом, а не ртом. Обучая детей правильному дыханию, необходимо прежде всего добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лёгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким-либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, они выполняют их с удовольствием.

Упражнения с предметами позволяют укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость. Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения.

Подвижные игры создают атмосферу радости, способствуют эффективному комплексному решению задач оздоровления, и поэтому имеют место на каждом занятии.

2. Перечень основных видов физических упражнений

Упражнения для развития навыков ходьбы:

— ходьба на носках, пятках, по кругу,

— ходьба по мягкой (можно использовать мягкие модули) и твёрдой поверхностям (скамейка),

— ходьба с различными движениями рук и ног,

— ходьба различными способами: в полуприседе, в полном приседе,

— приставной шаг вправо, влево, вперёд, назад,

— ходьба с закрытыми глазами (2-3 метра).

Упражнения для развития навыков бега:

— бег по прямой линии,

— бег со сменой направления и скорости по сигналу,

— медленный непрерывный бег 2 минуты (6 лет),

Упражнения для развития прыжковых навыков :

— прыжки на фитболах,

— прыжки на месте вверх (на двух ногах, на одной),

— прыжки: ноги вместе, ноги врозь (скрестно — врозь),

— прыжки на одной или двух ногах с продвижением вперёд,

— прыжки из обруча в обруч (в 6 лет 70-80 см.),

— прыжки с помощью стэпов: запрыгивание, соскок, перепрыгивание и т.д. (спрыгнуть на коврик),

— прыжки через скакалку (первый год обучения — формирование основ передвижения, второй год обучения – закрепление навыка передвижения).

Упражнения для развития навыков ползания:

— различные виды ползания по программе «От рождения до школы»,

— ползание на спине и передвижение только с помощью рук.

Упражнения для развития навыков работы с мячами различного диаметра:

— перебрасывание друг другу из разных исходных положений,

— отбивание мяча с бегом боковым галопом,

— ведение мяча ногой — «футбол»,

— упражнения с фитболами.

Упражнения в равновесии:

— все виды упражнений в равновесии по программе «От рождения до школы»

— упражнения в равновесии с фитболами,

— упражнения в равновесии со стэп-платформами.

Общеразвивающие упражнения без предметов : «Ветерок», «Рисуем кружок», «Волны», «Бокс», «Мешаем кашу», «Бабочка», «Кошка», «Я – балерина», «Цапля», «Слон и муравей», «Хлопни раз, хлопни два», «Тик-так», «Ночь и день», «Тушим пожар», «Ежик покатился», «Плавающая лягушка», «Незнайка», «Покажем ушко солнышку», «Кошка – мышка», «Гуси прячут крылышки», «Елочка качается», «Посмотри в окошечко», «Тук-тук».

Упражнения с предметами .

Упражнения с мячами для разминки: «Мячик вправо, мячик влево», «Рюкзачок», «Мяч к груди», «Солнышко», «Дровосек», «Стульчик», «Мячик прыгать умеет».

Упражнения с мячом в основной части : «Мяч на дорожке», «Ворота», «Боулинг», «Сильный животик», «Салют», «Ведение мяча на месте», «Пингвинчики», «Зайчики».

Упражнения с мячом для укрепления мышц : «Хвостик зайчика», «Лошадки», «Сильная спинка», «Ракета».

Упражнения с гимнастической палкой : «Хромоножки», «Лошадки», «Хлопни в ладошки», «Палку вверх», «Палку за спину», «Крылышки», «Штангисты», «Петушок», «Сильные ножки», «Кулачки», «Проворные ножки».

Упражнения с фитболами в исходном положении : сед на мяче; лежа на спине на мяче; лежа на животе; стоя; лежа на мяче, на боку; сидя на коврике с мячом.

Упражнения с обручами : «Катание обруча», «Вращение обруча», «Сильный животик», «Прыжки из обруча в обруч», «Смерч», «Запрыгни-выпрыгни», «Скакалка», «Коробочка», «Лодочка», «Наклоны», «Разнос с чаем».

Силовые упражнения : «Лодочка», «Носорог-силач», «Золотая рыбка», «Поплыли», «Маленькая горка», «Уголок», «Велосипед», «Мячик», «Ёжик-силач», «Наклоны», «Крокодил», «Замочек», «Тюлень», «Русалка».

Йога : «Бабочка», «Неваляшка-1», «Покачай малышку», «Да-Нет», «Книжка», «Ванька-встанька», «Мост», «Ежик», «Стойка на лопатках», «Змея», «Рыбка», «Кошечка», «Поза ребенка», «Лошадка», «Верблюд», «Лебедь», «Солнышко», «Зернышко», «Дерево», «Жуки», «Улитка», «Стрекоза», «Неваляшка-2», «Собака», «Замок», «Морской конек», «Черепаха», «Кузнечик», «Волчонок», «Страус», «Носорог», «Лисичка», «Муравей», «Зайчик», «Медвежонок», «Дыхательные упражнения».

Комплексы упражнений игрового стрейтчинга : «Сказка о глупом императоре», «Просто так», «Возращение домой», «Физкультура зверят», «Спор зверей», «Из зернышка в дерево», «Путешествие Сережи», «Ящерица».

Суставная гимнастика : «Скажи «Да» или «Тик-так», «Коса», «Вывеситься», «Колокольчик», «Вентилятор», «Скажи «Нет», «Ладушки», «Царапанье», «Петушок», «Восточный танец», «Плавание», «Колеса паровоза», «Рыбак ловит рыбку», «Отодвигание стен и потолка», «Мюнхаузен», «Посмотри, что за спиной», «Дерево на ветру», «Улитка», «Ножницы», «Махи ногами», «Велосипед», «Пружинки», «Мячик», «Липучки».

Музыкально-ритмические упражнениями : «Пружинка», «Подскок», «Шаг с притопом», «Приставной шаг с приседанием», «Пружинящий шаг», «Боковой галоп», «Переменный шаг».

Различные танцевальные шаги (полька, русская, хип-хоп, вальс и т.д.). Импровизация под музыку соответствующего характера (лыжник, наездник, котик, рыбак, конькобежец и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и .

ПРОГРАММА Экологического КРУЖКА ПОЗНАЙКА.

Программа составлена по современным требованиям образовательных стандартов, с учетом психологических и физических особенностей детей данного возраста.

Программа дополнительного образования «Логоритмика» для детей 5-6 лет.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Умейка»для детей дошкольного возраста.

Краткое описание дополнительной программы образования по организации экспериментирования, поисково-исследовательской деятельности в дестком саду. Примерные планы образовательной работы для детей 4-7 л.

Детский фитнес – это уникальные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, йоги и восточных единоборств.Чем раньше реб.

ПРОГРАММА оздоровительно-развивающего развития «Беби-фитнес» Для детей дошкольного возраста

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 67 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТА Решением УТВЕРЖДЕНА прик ПРОГРАММА оздоровительно-развивающего развития «Беби-фитнес» Для детей дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург

2 Пояснительная записка В основе программы лежит идея использования музыкально-ритмических движений как средства психологического раскрепощения личности. Она ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование мастерства педагогов, поскольку способствует формированию индивидуального стиля общения и взаимодействия, — такова ее первая отличительная особенность. Вторая особенность программы — это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений: в записи и в «живом» исполнении (а не отрывков, как это принято во время исполнения традиционных музыкально-ритмических упражнений). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Переходя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (Э. Грига, К. Сен-Санса, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, постигая на телесном, зрительном и эмоциональном уровне специфический язык музыки. И, наконец, третья особенность программы это ее концентрированность не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (формировании двигательных умений), сколько на анализе и совершенствовании тех внутренних (эмоциональных) процессов, которые являются регулирующей основой движения. Иными словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов формой активного обучения навыкам поведения и развития личности. При разработке программы базовой основой послужили некоторые положения теории и методики физического воспитания, детского фитнеса, врачебно-педагогического контроля, возрастных, физических и психологических особенностей детей. Цель программы Формирование с помощью музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности: музыкального слуха и мышления, эмоциональности и воображения, гибкости мыслительных процессов и внимания, способности к осознанным и выразительным движениям и импровизации. Содействие всестороннему гармоническому развитию личности ребенка, укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни. 2

3 Задачи Программа характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм занимающегося. I. Оздоровительные задачи 1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата. 2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. 3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости. 4. Формировать и закреплять навык правильной осанки. 5. Содействовать профилактике плоскостопия. 6. Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук. 7. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма. 8. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся. 9. Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния занимающихся. II. Образовательные задачи 1. Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма. 2.Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт. 3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. 4.Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты). III. Воспитательные задачи 1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях. 2. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений. 3. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. 4. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности. 5. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели. 6. Содействовать формированию коммуникативных умений у детей. 7. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. 3

Смотрите так же:  Кто должен заниматься воспитанием ребенка

4 Музыкально-ритмические композиции Во время занятий предлагается использовать следующие музыкальноритмические композиции: «Утята», «Чебурашка», «Белочка», «Ладошки», «Кузнечик», «Куклы», «Петушок», «Кораблики», «Веселые путешественники», «Игра», «Рыбачок», «Корова», «Веселые зайчата», «Хлопки», «Два веселых гуся», «Кадриль», «Мартышка», «Зайчики», «Красная шапочка», «Куклы и Мишка», «Полечка», «Стирка», «Неваляшки», «Солдатики», «Пироги», «Антошка», «Полосатый мяч», «Утро», «Марш», «Ежик», «Мотылек», «Медвежонок», «Вместе весело шагать», «Полька», «Волшебный цветок», «Цыплята», «Кот Леопольд», «Песня о лете», «Чунга- Чанга», «Пироги», «Рыбачок», «Большой хоровод», «Человечки», «Плюшевый мишка, «Стирка», «Автомобили», «Маленькая полечка», «Кукляндия», «Свежий ветер», «Три поросенка», «Времена», «Жаворонок», «Буратино», «Дрессировщик», «Мячики», «Сказка за сказкой», «Светит месяц», «Разноцветная игра», «Дело было в январе», «Цирковые лошади», «Песенка о ремонте», «Танцуйте сидя», «Вальс», «Голубая вода», «Расплата», «Бременские музыканты», «Что за птица?», «Кадриль», «Танцкласс», «Есаул», «Полкис», «Военный марш», «Аэробика», «Медленный вальс», «Калика», «Цыганка», «Под музыку Вивальди». Основные методы работы Игровые занятия, организация танцевальных вечеров. Характеристика На обучение принимаются дети 3 7 лет, по инициативе родителей, желанию ребенка и после заключения договора. Подгрупповая 2 занятия в неделю 1.Организационный момент. Построение. Приветствие. Игры. 2. Вводная часть -разминка -упражнения игровой ритмики -танцевальные движения -упражнения на внимание -перестроения Форма работы Количество занятий в неделю Структура занятий 4

5 -упражнения на координацию движений, координацию в пространстве 3. Основная часть -разучивание и исполнение по показу и самостоятельно танцевальных композиций различного характера -творческие задания, игры, соответствующие исполняемым композициям. 4. Заключительная часть. Итог занятия, поклон. Длительность программы Количество часов в неделю Учебная программа Мл Ср Ст Под БЕБИ-ФИТНЕС Характеристика образовательного процесса. Мл. гр Ср. гр Ст Под Продолжительность 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин 5

6 Задачи 1 год обучения (3 5 лет ) — развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; — обогащение слушательского и двигательного опыта; — воспитание интереса, потребности в движениях под музыку. Тема занятия Учебно-тематический план работы 1 год обучения (3 5 лет ) Количество часов Вид занятия «Плюшевый медвежонок» 8 Учебно-практическое «Девочка и дождик» 8 Учебно-практическое «Веселые путешественники» 8 Учебно-практическое «В новогоднем лесу» 8 Учебно-практическое «Том и Джерри» 8 Учебно-практическое «Зайка и зайчиха» 8 Учебно-практическое «Хомячок и мышонок» 8 Учебно-практическое «Магазин игрушек» 8 Учебно-практическое ВСЕГО: 64 Занятия проводятся в форме игры-сказки, игры- путешествия с музыкальным сопровождением, что развивает воображение, творчество, создает положительный эмоциональный настрой, снижает тревожность, развивает чувство ритма, пластику, координацию, пространственную ориентацию. 6

7 Содержание программы 1 год обучения (3 5 лет) Месяц Тема Репертуар Октябрь «Плюшевый Утята, Цыплята, Чебурашка, Кот медвежонок» Леопольд, Песня о лете Ноябрь Декабрь Январь «Девочка и дождик» «Веселые путешественники» «В новогоднем лесу» Веселые путешественники, Утята, Петушок, Чунга-Чанга, Белочка Пироги, Игра, Рыбачок, Веселые зайчата, Корова Большой хоровод. Красная Шапочка, Мартышка, Человечки, Кадриль Февраль «Том и Джерри» Антошка, Полосатый мяч, Утро, Плюшевый мишка, Кузнечик, Март «Зайка и зайчиха» Стирка, Неваляшки, Полечка, Куклы и Мишка, Солдатики, Мячики, Апрель Май «Хомячок и мышонок» «Магазин игрушек» Марш, Ёжик, Медвежонок, Мотылек Вместе весело шагать. Автомобили, Полька, Волшебный цветок повторение композиций 7

8 Задачи 2 год обучения (5 7 лет ) — развитие гибкости, пластичности; — воспитание самостоятельности в исполнении. — развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений; — формирование умения импровизировать под незнакомую музыку; — развитие самооценки. Тема занятия Учебно-тематический план работы 2 год обучения (5 7 лет ) Количество часов Вид занятия «Звездочки и звездочёт» 8 Учебно-практическое «Приключения Красной шапочки» 8 Учебно-практическое «Дед Мороз и лето» 8 Учебно-практическое «Зимний сон» 8 Учебно-практическое «Кот и лиса» 8 Учебно-практическое «Лунатики» 8 Учебно-практическое «Добрый жук» 8 Учебно-практическое «Путешествие на море» 8 Учебно-практическое ВСЕГО: 64 Занятия проводятся в форме игры-сказки, игры- путешествия с музыкальным сопровождением, что развивает воображение, творчество, создает положительный эмоциональный настрой, снижает тревожность, развивает чувство ритма, пластику, координацию, пространственную ориентацию. 8

9 Содержание программы 2 год обучения (5 7 лет) Месяц Тема Репертуар Октябрь «Звездочки и Песенка Кота Леопольда, Утро, звездочёт» Кузнечик (2ур.сл.), Волшебный цветок, Ноябрь Декабрь «Приключения Красной шапочки» «Дед Мороз и лето» Маленькая полечка, Кукляндия, свежий ветер, Три поросенка, Времена Вместе весело шагать (2 ур.сл.), Большой 4 часа хоровод, Чунга-Чанга, Жаворонок Январь «Зимний сон» Буратино, Дрессировщик, Вальс, Мячики, Сказка за сказкой Февраль «Кот и лиса» Светит месяц. Автомобили, Разноцветная игра, Дело было в январе, Цирковые лошади Март «Лунатики» Песенка о ремонте. Танцуйте сидя. Вальс, Полечка, Голубая вода, Солдатик Апрель «Добрый жук» Расплата, Бременские музыканты. Что за птица, Кадриль, Танцкласс Май «Путешествие на море» Есаул, Полкис, Военный марш, Аэробика, Медленный вальс Калинка, Цыганка повторение композиций Взаимодействие с родителями. Каждый квартал для родителей проводится открытые занятия, в которых взрослые могут принять как пассивное (в качестве зрителей), так и активное (в качестве участника) участие. Период Сентябрь, май Мероприятия Выступления на родительских собраниях: «Роль ритмической пластики в гармоническом развитии ребенка», «Итоги года. Выполнение поставленных задач» Ноябрь, февраль, апрель Консультации: «Танцуем вместе с детьми», «Развитие образно-игровых движений в различных формах деятельности ребенка», «Рекомендации по оздоровлению организма ребенка» Февраль, май Открытые занятия В течение года Индивидуальные консультации, беседы 9

10 Список литературы. 1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб, пособ. для студтов вузов физ.культ. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова.- М.: СпортАкадемПресс, с. 2. Богаткова, Л. Танцы для детей /Л. Богаткова. — М.: Детгиз, с. 3. Брыкин, А.Т. Гимнастика /А.Т. Брыкин. — М.: ФиС, С , Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей, СПб, 1998г. 5. Водопьянова, Н.Е. О влиянии ритмической гимнастики на психическое состояние /Л.И.Житинская, Т.Н. Манина, Л.В. Третьякова //Сборник статей Межвуз. конф.: Вопросы физического воспитания студентов, С Иванова, О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой / О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова. — М.: Советский спорт, с. 7. Казакевич, Н.В. Ритмическая гимнастика: метод, пособ./ Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева — СПб.: Познание, с. 8. Колесникова, С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы /С.В. Колесникова.- Ростов н/д.: Феникс, с.: ил. (Школа развития). 9. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: уч.-метод, пособ. /Е.С. Крючек- М.: Терра- Спорт, Олимпия пресс, с., ил. (Библиотечка тренера) 10. Крючек, Е.С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: учеб, пособ. / Е.С. Крючек, Л.Т. Кудашова, А. А. Сомкин, О.М. Малышева.- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, с. 11. Лисщкая, Т.С. Ритм + пластика/т.с. Лисицкая. — М.: ФиС, с. 12. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика/ В.В. Матов, О.А. Иванова, А.А. Ланцберг. — М.: ФиС, с. 13. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений /Л.Д. Назаренко.- М.: Владос-Пресс, с. 14. Назарова А.Г Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Типография ОФТ г. С- Петербург, Овчинникова, Т.С. Двигательный игротреннинг для дошкольников /Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук.- СПб.: Речь, с. 16. Сайкина, Е.1\ Фичкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учеб.-метод. пособ. для псд-гов дошк. и шк. учр. /Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева — СПб.: Детство- 11ресс, с. 17. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет/в.л. Страковская. — М.: Новая школа, Теория и методика физической культуры дошкольника: учеб, пособ. для студ-тов фак-тов физ. культ, /под ред. С.О. Филипповой. Г.Н. Пономарёва.- СПб.: ВВМ, с. 19. Фитбол в нашей жизни// Смена. 1999,

Другие статьи

  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Почему ребенок болеет бронхитом Почему ребенок болеет бронхитом Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:22 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:45 Сообщение Syringa » Ср май 04, 2011 11:49 Сообщение kasandra20068 » Ср май 04, 2011 11:58 Я знаю, что это алергия.Просто говорю о том, что он […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]