Физическое развитие ребенка и его оценка контрольная работа

Содержание:

Физическое развитие ребенка

Характеристика возрастных периодов. Заболевания детей на первом году жизни и хронические заболевания у дошкольников. Отбор и подготовка детей к обучению в школе: организация режима дня, условия и методика обучения. Здоровье и физическое развитие ребенка.

Подобные документы

Первый месяц жизни ребенка. Учимся понимать друг друга. Двигательные навыки в первом месяце. Зрение, замечательный слух и другие ощущения у новорожденного. Показатели для оценки физического развития детей до года. Нервно-психическое развитие ребенка.

реферат, добавлен 29.05.2010

Исследование проблем влияния внешних и внутренних факторов на здоровье и физическое развитие детей. Рассмотрение путей улучшения здоровья детей. Обоснование необходимости работы педагогического коллектива в направлении пропаганды здорового образа жизни.

статья, добавлен 16.01.2018

Антропометрические показатели развития ребенка. Контроль за ростом и развитием ребенка. Методика антропометрического обследования ребенка 1-го года жизни и старше 3-х лет. Характеристика периодов детского возраста по Штрацу. Индексы физического развития.

презентация, добавлен 16.11.2017

Определение социальных факторов, влияющие на уменьшение времени сна как у взрослых, так и у детей. Анализ влияния недосыпания на развитие ребенка: поведение, успеваемость и концентрацию внимания. Разработка методики коррекции режима сна и бодрствования.

статья, добавлен 15.04.2018

Физическое воспитание детей, предусматривающее охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Массаж и гимнастика для детей до 1 года. Техника проведения и приемы массажа для новорожденных.

презентация, добавлен 12.03.2017

Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья. Тенденции в физическом развитии детей и подростков в России. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Оценка нервно-психического развития.

реферат, добавлен 16.09.2014

Физическое развитие как динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Техника антропометрических измерений. Патологические изменения веса у детей старше двух лет. Качественная неполноценность питания.

статья, добавлен 13.11.2014

Характерные особенности новорожденных и грудных детей, их физическое развитие и его основные признаки. Нервно-психическое развитие, деятельность периферической и вегетативной нервной систем ребенка до 1 года. Двигательные навыки, занятия с малышом.

курсовая работа, добавлен 23.09.2012

Анатомо-физиологические особенности ребенка до года жизни. Движение и управление телом, слух и издаваемые звуки от 0 до 6 месяцев. Первые преднамеренные звуки младенца. Роль медицинской сестры в развитии двигательных умений ребенка на первом году жизни.

курсовая работа, добавлен 06.03.2018

Физическое развитие и состояние здоровья детей. Акселерация роста и развития. Использование метода оценки сигмальных отклонений и регрессионный метод. Определение морфо-функционального состояния и соответствия биологического возраста календарному.

контрольная работа, добавлен 27.12.2014

Курсовая работа Физическое развитие детей дошкольного возраста

Физическое развитие детей дошкольного возраста

1. Физическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста…………6

1.1. Сущность физического воспитания: задачи и средства развития………. 6

1.2. Особенности развития движений детей 6-го года жизни………………….9

1.3. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного

возраста на физкультурном занятии……………………………………..13

2. Подвижная игра как средство воспитания физических качеств у детей

2.1. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей

старшего дошкольного возраста в детсаде «Белоснежка»…………..…15

2.2. Влияние оценки воспитателя на физическом занятии на усвоение

…Все больше внимания уделяется развитию двига­тельных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением ра­боты по физическому воспитанию в детских садах, соз­данием хороших материальных условий жизни. Но в то же время у человека наблюдается сокращение двига­тельной активности.

Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широ­ким кругом движений. Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся услови­ях среды, способствуют проявлению активности, само­стоятельности, уверенности, самообладания.

Цель работы – изучить физическое развитие детей старшего дошкольного возраста как специальную целенаправленную работу по развитию двигательных качеств.

1. Рассмотреть цели и задачи физического воспитания и особенности развития движения детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях;

3. Раскрыть влияние и роль подвижной игры на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Белоснежка»;

4. Показать эффективность влияния оценки воспитателя на усвоение движений детьми на физкультурном занятии.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста детского сада.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, для изучения курсовой работы по исследованию двигательных возможно­стей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию двигательных качеств. Конечно, до­школьники обладают различным уровнем прирожденных способностей, сложившихся на основе некоторых биоло­гических предпосылок в сочетании с благоприятными ус­ловиями жизни. На этом фоне происходит их дальней­шее возрастное развитие, двигательные возможности проявляются ярче и полнее. Применение простых, но в то же время разнообразных упражнений, не предъявля­ющих больших требований к технике, приводит к сво­бодному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более правильно распоряжать­ся своими движениями в пространстве.

Таким образом, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индиви­дуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соот­ветствующих возможностям ребенка. Необходимо созда­вать условия, чтобы не только слабые, но и сильные де­ти могли упражнять свои качества, развивать их даль­ше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне; направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.

1. Белкин возрастной педагогики: Книга для родителей, учителей, студентов. – Екатеринбург, 2000. с.13-14.

2. Бальсевич культура для всех и для каждого. –М.: Физкультура и спорт, 1998. с.73-103.

3. Бернштейн по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1996.

4. Вавилова у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1991.

5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. .— М., 1999.

6. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей ХМАО. – Ханты-Мансийск, 2003.

7. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. . – М.: «Просвещение», 1994.

8. Галигузова проявления в игре детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2003. №2. с.17-26.

9. , С помощью движений. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 33с.

10. психология. Учеб пособие для студентов. – М.: ВЛАДОС, 1995. с.85.

11. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Под ред. . – М.:ВЛАДОС, 1995. с.189.

12. Овчарова практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. с.110.

13. Осокина культура в детском саду. – М.: «Просвещение», 1993.

14. Попов психология: Уч. Пособие для спортивных вузов. – М.: МП-СИ: Флинта, 1999.

15. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект.— М., 1997. 97—128,

16. Психология: Учебник для ист. физ. культуры / Под ред. . – М.: Физкультура и спорт, 1997.

17. Эльконин психология: развитие ребенка от рождения до семи лет.— М., 1960.

18. Эльконин игры.— М., 1978. Развитие игры в дошкольном возрасте: 169—270.

19. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Практическое руководство для детского сада. – Югорск, 2004.

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Освещение факторов результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста: методологические аспекты проблемы возрастного развития. Содержание физкультурного занятия: закаливающие процедуры; физкультурные досуги, праздники, прогулки.

Подобные документы

Основные принципы обучения физическим упражнениям. Критерии и методы оценки физической подготовленности детей. Методика и алгоритм тестирования развития физических качеств детей раннего и дошкольного возраста. Требования по безопасности тестирования.

контрольная работа, добавлен 23.09.2014

Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа, добавлен 10.03.2016

Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 30.09.2013

Физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста. Роль семьи в развитии дошкольника. Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста.

дипломная работа, добавлен 03.01.2013

Выдающиеся ученые и педагоги в области физического воспитания детей. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста. Содержание комплексных и парциальных программ для детей дошкольного возраста по разделу физического воспитания.

курсовая работа, добавлен 29.09.2013

Клинический диагностический процесса по выявлению отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Качественная оценка психолого-педагогических данных оценки развития ребенка. Педагогическая диагностика, ее научная и практическая функции.

реферат, добавлен 26.04.2015

Периодизация дошкольного возраста. Факторы развития ребенка. Особенности развития детей на этапе раннего возраста. Методы педагогического исследования. Способы получения научной информации. Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

реферат, добавлен 18.04.2013

Особенности психического развития детей раннего возраста. Средства и формы общения. Характеристика общения детей раннего возраста. Характер взаимоотношений детей в группах дошкольного учреждения. Определение уровня благополучия взаимоотношений.

курсовая работа, добавлен 13.04.2012

Анализ теоретического опыта научных исследований положительных и отрицательных эмоций. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста. Формирование и развитие эмоций в раннем детстве. Причины эмоционального неблагополучия детей.

курсовая работа, добавлен 19.01.2015

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Эколого-развивающая среда, как средство развития у детей дошкольного возраста.

Физическое развитие ребенка

Характеристика возрастных периодов. Заболевания детей на первом году жизни и хронические заболевания у дошкольников. Отбор и подготовка детей к обучению в школе: организация режима дня, условия и методика обучения. Здоровье и физическое развитие ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Характеристика возрастных периодов

2. Отбор и подготовка детей к обучению в школе

3. Здоровье и физическое развитие ребенка

Список источников литературы

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды:

Смотрите так же:  Почему ребенок кричит на уроке

— период новорожденности (до 1 мес. жизни);

— грудной возраст (до 1 г.);

— период молочных зубов (с 1 г. до 6—7 лет);

— период старшего детства (с 8 до 11 лет);

— период полового созревания (12—17 лет).

На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов:

— новорожденный — до 1 мес. жизни;

— грудной возраст — от 1 мес. до 1 г.;

— раннее детство — от 1 г. до 3 лет;

— первое детство — от 4 до 7 лет;

мальчики — от 8 до 12 лет;

девочки — от 8 до 11 лет;

мальчики — от 13 до 16 лет;

девочки — от 12 до 15 лет;

юноши — от 17 до 21 года;

девушки — от 16 до 20 лет.

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

1. Характеристика возрастных периодов

Различают следующие возрастные периоды: период новорожденности (первый месяц жизни); грудной возраст (от 1 мес. до 1 г.); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший— подростковый (от 14 до 18 лет). Такое деление на возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.

Дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1).

Количество мест в группе

первая группа раннего возраста

от 2 мес. до 1 г.

вторая группа раннего возраста

от 1 г. до 2 лет

первая младшая группа

вторая младшая группа

подготовительная к школе группа

В настоящее время в соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы в стране осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе с 6 лет. До его завершения обучение шестилетних детей будет осуществляться как в условиях детского сада (в подготовительных группах), так и в условиях общеобразовательной школы по единой программе.

Период периодом новорожденности считают первый новорожденности месяц жизни ребенка.

Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6—10% от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха), в результате ребенок может перегреться или переохладиться. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.

Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

По окончании периода новорожденности наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года масса тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см).

Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4—5 мес. жизни ребенка остается основной пищей.

Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут перейти в общее заражение крови.

На первом году жизни довольно часто наблюдаются и отоларингологические заболевания, а также воспаление легких.

При недостатке в пище витаминов, в первую очередь витамина Д, а также ряда минеральных солей, у ребенка этого возраста может возникнуть рахит.

Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются: дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем.

Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга.

Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.

Ранний детский возраст — от года до трех лет или ясельный, называется преддошкольным, или возраст. В этом возрасте темп роста развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса —4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошколыюго детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.

Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Прибавка роста за год составляет в среднем 5—8 см, массы тела — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь ‘/б длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в возрасте 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого — на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен. общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому формирование правильной речи в большой степени зависит от окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Так как дети 3—5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков,). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.

Среди острых заболеваний детей дошкольного возраста первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70% в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, снижаясь к 7 годам. Ангины, наоборот, более распространены у детей в возрасте 6—7 лет. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2—3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6—7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

Смотрите так же:  Прибор для лечение насморка у детей

В распространении хронических заболеваний у дошкольников также имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5—7 лет; на втором месте находятся болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на третьем — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на четвертом — болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на пятом — болезни кожи (экссудативный диатез).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. При этом следует учитывать, что в возрасте от 3 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии 1 , которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у детей 3-летнего возраста. С другой стороны, число детей с экссудативным диатезом с возрастом значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77—84%) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей — нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение — свидетельствуют о функциональных нарушениях центральной нервной системы. Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к дошкольному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, например, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение гемоглобина до нижней границы нормы, состояния, угрожаемые по гипотрофии, ожирению, аномалии рефракции и др, Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма.

В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. (от 6—7 до 17 лет) Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит рост мускулатуры.

Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 6—7 лет начинается обязательное обучение в школе.

2. Отбор и подготовка детей к обучению в школе

В настоящее время в соответствии с реформами образования осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6 лет. Исследования показали, что раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формирование психических и физических функций развивающегося организма. При правильной организации режима дня, учебного процесса обучение детей в школе с 6 лет способствует более быстрому их развитию.

В то же время установлена существенная разница в работоспособности детей 6 и 7 лет и даже 6 и 6,5 лет. Эта разница связана с тем, что у детей 6 лет имеется незавершенность развития важных для обучения в школе систем, прежде всего центральной нервной системы, зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Имеются данные о том, что в условиях массовой общеобразовательной школы эти различия сохраняются на протяжении ряда лет, вплоть до VII класса. Все это требует специальной организации режима дня, условий обучения, методики проведения занятий для 6-летних первоклассников.

Особенно трудно дается обучение в школе детям, часто и длительно болеющим. Среди них нередко встречаются такие, у которых биологический возраст отстает от хронологического (паспортного) на один год и более. При этом среди 6-летних детей количество функционально неготовых к школе («незрелых») в 1,5—2,5 раза больше, чем среди 6,5- и 7-летних. У таких детей уровень работоспособности ниже, динамика ее хуже, чем у функционально готовых сверстников. Они из-за болезни чаще пропускают учебные занятия, хуже успевают. Отставание в учебе сохраняется у многих на протяжении ряда лет и является причиной повышенной утомляемости под влиянием учебной нагрузки.

У каждого 6-летнего ребенка, поступающего в школу, врач-педиатр должен определить функциональную готовность к обучению. Перед началом учебного года все учителя и воспитатели детских садов, которым поручено обучение детей с 6 лет, знакомятся с гигиеническим нормированием их учебной и внеучебной деятельности, методикой преподавания, организацией внешних условий, в которых будет осуществляться обучение. Нормативы и рекомендации по этик вопросам разработаны НИИ гигиены дестей и подростков АМН РФ и НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ. К детям ослабленным, часто болеющим, отстающим в своем биологическом развитии, с целью подготовки их к обучению в школе с 6 лет следует в течение всего их пребывания в детском саду осуществлять строго индивидуальный подход, снижать нагрузки не только на занятиях, но и в процессе остальной их деятельности, проводить необходимые медицинские мероприятия. Только по мере улучшения их здоровья и функциональных возможностей объем заданий осторожно повышается и доводится до уровня, требуемого при поступлении в школу.

Практика показала, что обучение 6-летних детей в подготовительных к школе группах детского сада не приводит к снижению их работоспособности и ухудшению самочувствия в той мере, как это наблюдается у детей, обучающихся в подготовительных классах школы. Это объясняется тем, что детям подготовительных групп детского сада не приходится приспосабливаться к новым условиям жизни, режиму, детскому коллективу, что неизбежно для детей, впервые пришедших в школу. Кроме того, более низкая работоспособность детей, обучающихся в школах, связана с большей регламентацией школьного обучения по сравнению с детским садом, большей формализованностью отношений с учителем, переходом от игровой к учебной деятельности и другими факторами, влияющими на самочувствие и работоспособность ребенка. Поэтому в старших группах детского сада следует выделять детей, которым по уровню их развития, функциональной и социальной зрелости предпочтительно не переходить в школу, а остаться для обучения в подготовительной к школе группе дошкольного учреждения.

3. Здоровье и физическое развитие ребенка

В нашей стране большое внимание уделяется здоровью советских людей. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В советском здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее и функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.

Институт гигиены детей и подростков АМН РФ при комплексной оценке состояния здоровья использует 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. (Для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.)

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К первой группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.

Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить рекон-валесцентов 1 , особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

Иногда привычная терминология не отражает разницы между функциональными отклонениями и болезнью и тем самым препятствует четкому разграничению второй и третьей групп. Например, гипертрофия миндалин, аномалии рефракции, нарушение осанки относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение третьей и четвертой групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа научными и практическими учреждениями здравоохранения показало его достаточную информативность и целесообразность как при однократном, так и при динамических наблюдениях. Выявлена необходимость применения такой группировки для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. Причем даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на фоне этого безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (реконвалесценции, поствакцинальный, адаптации и т. д.) сделаться разрешающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям.

Смотрите так же:  Мухина в детская психология м 1985

Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. Благодаря повсеместно осуществляемой специфической и неспецифической профилактике, в нашей стране происходит неуклонное снижение заболеваемости детей и подростков. Особенно большие достижения заметны в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей применяют методику антропометрических исследований. Определяют: длину тела (рост), массу тела (вес) и окружность грудной клетки — морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук — функциональные признаки’; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры); степень жироотложения — соматоскопические признаки.

При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно. Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, физическое развитие в значительной мере зависит и от социальных условий. Это было выявлено учеными уже во второй половине прошлого столетия. Русские ученые Ф. Ф. Эрисман (в 1879— 1885 гг.) и Н. В. Зак (в 1892—1898 гг.) установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных. Эти работы нанесли удар по антинаучным концепциям капиталистического мира, в основе которых лежит отрицание значения социальных условий жизни. Они доказали реакционность таких воззрений, как признание влияния только биологических (наследственных) факторов на физическое развитие детей.

В советский период в физическом развитии подрастающих поколений было выделено три этапа, тесно связанных с условиями жизни советских людей. Первый этап — до 1941 г. Он характеризуется неуклонным ростом физического развития детей, связанным с улучшением быта, питания, медицинского и санитарного обслуживания (Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, М. А. Минкевич, В. О. Мочан и др.). Второй этап — период Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. В это время наблюдалось значительное снижение всех показателей физического развития, особенно заметное у детей и подростков, живущих в прифронтовых и оккупированных районах (М. Д. Большакова, А. Н. Антонова).

Сразу же после войны начался третий этап в физическом развитии детей и подростков. Показатели к 1954 г. достигли довоенного уровня (А. Г. Цейтлин, Г. К. Торопова). Неуклонно возрастали они и в последующие годы (М. В. Антропова, Г. П. Сальникова, Е. П. Стром-ская, В. Н. Кардашенко, Л. П. Кондакова-Варламова и др.). Изучение биологических изменений в организме ребенка привело к выводу, что наряду с увеличением всех показателей физического развития у совремеиных детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10—20 лет назад, наблюдается ускорение процессов роста и созревания: более раннее формирование зубной системы, ускорение ростовых процессов, полового и окончательного созревания организма (В. Г. Властовский, Е. П. Стром-ская, В. Н. Кардашенко, М. В. Прохорова и др.). Этот феномен, наблюдавшийся не только в нашей стране, но и во многих развитых странах мира, получил название «акселерация» и в настоящее время тщательно изучается.

В то же время последнее десятилетие, которое можно назвать четвертым этапом негативно повлияло на физическое и психическое здоровье детей. Неудовлетворительное экологическое и экономическое положение привело к росту хронических заболеваний у детей, к частым случаям онкологических заболеваний.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. Для каждой области выводятся свои стандарты, исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить данные массы тела и окружности грудной клетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития, причем’ полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5—10 лет местные стандарты должны уточняться, так как физическое развитие детей изменяется под влиянием непрерывно растущего материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Чем моложе ребенок, тем чаще должны проводиться обследования.

Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 г. до 3 лет — 1 раз в З месяца, от 3 до 7 лет — не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, обследование рекомендуется проводить перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.

Список источников литературы

1. Антропова М. В, Гигиена детей и подростков.—М., 1982.

2. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков / М-во здравоохранения СССР.—М., 1984.

3. Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко.—М., 1980.

Детские болезни / Под ред. А. Ф. Тура, О. Ф. Тарасова, Н. П Шабалова.— М., 1985.

4. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней.—М., 1986.

5. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях /М-во здравоохранения СССР.—М.,1980.

6. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой.— М., 1983.

7. Муравьев В.В. Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

8. Петровский К. С, Ванханен В. Д. Гигиена питания.—М., 1982.

Подобные документы

Наследование признаков родителей. Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Психологические особенности человека. Расстройства психического развития. Физическое развитие: морфологические и функциональные показатели, развитие мускулатуры.

курсовая работа [25,7 K], добавлен 24.05.2010

Развитие речи ребенка 2-3 лет. Возбудимость как общая особенность возраста. Воспитание и развитие ребенка трех и четырех лет: костная система, молочные зубы. Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет. Подготовка детей к школе.

презентация [158,6 K], добавлен 19.03.2017

Сбалансированное питание детей первого года жизни. Состав женского молока, преимущества естественного вскармливания. Выбор адаптированной молочной смеси, организация прикорма. Заболеваемость детей, влияние грудного вскармливания на их развитие и здоровье.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 04.11.2015

Анамнез заболевания. Жалобы. Анамнез жизни. Нервно — психическое развитие ребенка. Питание ребенка. Воспитание ребенка. Перенесенные заболевания. Профилактические прививки. Проявления аллергии. Материально — бытовые условия и сведения о родителях.

история болезни [37,7 K], добавлен 08.07.2008

Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

реферат [32,3 K], добавлен 26.12.2009

Физическое и психическое развитие ребенка в неонатальном и грудном возрасте. Анатомо-физиологические особенности преддошкольного периода жизни. Развитие мышечной системы и скелета у детей в младшем школьном возрасте. Период полового созревания детей.

презентация [1,9 M], добавлен 03.10.2015

Понятие физического развития ребенка как динамического процесса роста в разные периоды детства. Особенности нервно-психического развития, его основные показатели у ребенка от рождения и до года. Физиологические рефлексы и эмоциональные реакции ребенка.

презентация [1,2 M], добавлен 05.05.2014

Значение токсикоза, состояния утомляемости и психической неуравновешенности будущих матерей на развитие ребенка. Необходимость всесторонней подготовки беременных к родам. Влияние вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании) на здоровье детей.

реферат [20,2 K], добавлен 22.01.2013

Главные компоненты педиатрической науки и практики детского врача. Появление научных трудов по педиатрии и первых детских больниц. Классификация и характеристика периодов детского возраста. Физическое и психическое развитие детей, выявляемые заболевания.

презентация [748,1 K], добавлен 22.01.2014

Общие сведения о ребенке и его родителях. Жалобы при поступлении в стационар и в период курации. Анамнез заболевания и жизни. Физическое и психомоторное развитие ребенка. Данные лабораторных, инструментальных и других дополнительных методов исследования.

история болезни [29,1 K], добавлен 29.12.2011

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]