Фобия боязнь опоздать

Страх опоздать может в каком-то смысле быть и страхом опозориться — это анальный вектор. Анальник всегда приходит заранее и ждет. А вот кожник не ждет, он приходит минута в минуту и каждый раз радуется, что успел. Он не любит опаздывать и не любит, когда опаздывают дугие, ведь он ценит свое врем. Время — деньги, как говорят кожники.

Что же касается не успеть сделать в жизни чего-то важного — то это слишком общие слова, чтобы однозначно что-то сказать.. Так может сказать кто угодно, оглядываясь назад, оценивая то, что он сделал в жизни.. И звуковик, и кожник.. и анальник (надо успеть родить сына, построить дом.. ) и тд.

Datalife Engine Demo

Страх перед опозданием пока точного медицинского наименования не имеет, т.е. фобией пока не признан. Тем не менее, большинство людей страдает им в мягкой или жёсткой форме. Разумеется, в отдельных ситуациях боязнь опоздать является рациональной и оправданной. Каждый понимает, что опоздание на работу или на экзамен ни к чему хорошему не приведёт. А если оно ещё и хроническую форму принимает (происходит это, к слову, весьма часто, поскольку «работающие» в режиме совы биологические часы природа так и не отменила), жизнь и вовсе превращается в ад.

Однако страх перед опозданием нельзя считать первопричиной всех ваших неприятностей. Да, из него может развиться, к примеру, сомнифобия, и всё же эту боязнь следует назвать средним звеном в цепочке фобий, поскольку и сам он – всего лишь результат другого страха (чаще всего, социофобии).

Боязнь опоздать, как и многие другие страхи, проистекает из детства. Нередко она является рефлексом на родительские внушения, а то и подражанием взрослым.

Собираясь на работу, мать тревожится и спешит, подгоняя, в свою очередь, ребёнка скорее одеваться и идти в детский сад.

Когда ребёнок подрастает, мать будит его по утрам, внушая необходимость посещать школу и резко негативное отношение к пропускам, даже по болезни. На этом этапе свою лепту вносит и учитель, зачастую высмеивающий «опозданцев и опоздунов» перед всем классом.

К тому времени, когда человек перешагивает подростковый возраст, он уже и сам понимает: пары в университете пропускать нельзя. Здесь проросшие ростки социофобии расцветают буйным цветом, т.к. лектор ведёт себя не лучше школьного педагога, а на лекции часто присутствует весь поток, где опоздавший знает только свою группу. В итоге сотни пар глаз беззастенчиво разглядывают жертву лекторского остроумия, что уверенности в себе несчастному студенту (в особенности, если это девушка), естественно, не прибавляет. Плюс ко всему, в случае с мужским полом добавляется страх из-за пропусков вследствие опозданий и «просыпаний» оказаться исключённым из университета и попасть в армию.

Ну, а работу боятся просто потерять, учитывая безработицу, которая на данный момент прочно «осела» в России. А вместе с работой – и средства к существованию.

Поэтому страх перед опозданием можно назвать вторичным, что, однако, не умаляет его влияния на жизнь человека. Из-за него нередко развивается невроз и другие психосоматические заболевания – бывает, что доходит даже до панического расстройства. Так что, вне всяких сомнений, бороться с боязнью опоздать следует. Но, в отличие от прочих фобий, не лекарствами и групповыми терапиями, а нормальным распорядком дня, сменой работы, переездом – а главное, восстановлением уверенности в себе и своих возможностях.

Как называется фобия — паническая боязнь опоздать?

Опоздать на работу, автобус, свидание или поезд..

На самом деле страх опоздать куда-либо не является отдельной фобией, это – синтез перфекционизма (патологическое стремление всё доводить до совершенства) и ателофобии (боязнь несовершенства). Подобное нарушение психики вызвано социальным и родительским программированием. Например, мама будила Вас в школу со словами: «смотри не опоздай». Тоже самое, но в других вариантах делали преподаватели, начальники и прочие тайные «доброжелатели».

Однако Вы не спросили, как это побороть? Тогда подчеркну лишь главную мысль: подобное восприятие опозданий разрушает Вашу личность и ведёт к необратимому снижению самооценки.

Страх перед опозданиями пока фобией не признан, поэтому специального термина нет, хотя он в той или иной мере присущ каждому человеку. Его можно отнести к социофобии — Тревожному состоянию, связанному с совершением каких-либо общественных действий. Когда мы чувствуем, что опаздываем, всегда присутствует подсознательно чувство вины: опоздаем на работу — получим взыскание от начальства; опоздаем на самолёт или поезд — вообще можем не попасть в нужное место, ругаем себя за то, что не рассчитали время; опоздаем на свидание — можем потерять своё счастье.

Вспомнился мультфильм «Паровозик из Ромашково», где Паровозик всегда опаздывал, но при этом не только сам, но и его пассажиры учатся задержаться, остановиться и понять, что жизнь прекрасна. А ещё есть такой закон: «Если трамвай уходит из-под носа, значит, это не твой трамвай». История автокатастроф тому подтверждение.

Страх вообще-то один из главных человеческих помощников: когда ты раздумываешь, не прогуляться ли тебе по злачным закоулкам при свете молний, он один бережет твои жизнь, здоровье и кошелек. Однако мелкие неконструктивные опасения, например, страх опоздать, которые – ты и сама это понимаешь – не имеют под собой реального основания и порой просто смешны, лишь добавляют напряжения в и без того полную стрессов жизнь. Непорядок!

Смотрите так же:  Ботокс при депрессии

Нам помогали:

Людмила Болдырева
Психолог, коуч

Антонина Дударева
Психолог

Мария Разбаш
Психолог, ведущий тренер Центра позитивной психологии А. Свияша

Ценители пунктуальности подсчитали, что за время своего президентства Владимир Путин опоздал на официальные встречи в сумме на 92 часа 9 минут. Побить его рекорд тебе вряд ли под силу, но все же ты регулярно тревожишься: вовремя ли будешь? успеешь ли?

«Страх опоздать родом из детства, – рассуждает Людмила Болдырева. – Сначала ребенок запоминает образ вечно спешащих на работу родителей, затем сам начинает торопиться в школу и в институт (где некоторые преподаватели любят особо эмоционально отнестись к припозднившимся, не пуская их на занятия или подтрунивая над ними перед всей группой), на работу (где начальство придумало систему штрафов). Вот и получается, что при такой цепочке социального отношения к опозданиям человек вырастает с этим страхом». А возможно, ты подсознательно привлекаешь внимание к своей персоне или борешься с «диктатурой» тех, кто предписывает тебе необходимость быть на месте вовремя. Или просто не хочешь ждать других.

Что делать: «Парадокс заключается в том, что чем сильнее боишься опоздать, тем выше вероятность не явиться вовремя, – объясняет ведущий психолог Центра позитивной психологии А. Свияша Мария Разбаш. – Но есть простой, действенный и проверенный способ избавиться от этого явления – замени негативные думы о неминуемом опоздании другой мыслью: «Я всегда прихожу вовремя!». Работает она совершенно волшебно: пробки рассеиваются, руководство отвлекается, и твое опоздание никто не замечает».

И, конечно же, учись правильно распределять время, выделяя себе достаточное количество часов/минут на сборы и дорогу. Психологи советуют собираться в полной тишине: без телевизора, компьютера, телефона и прочих ловушек времени. Если твоя непунктуальность стала хронической, переведи все часы на 15–20 минут вперед – говорят, должно помочь.

Универсальных рецептов, как избавиться от страхов, нет: тебе поможет один способ, твоей подруге – другой. Но психологи единогласны вот в чем: смех – отличное лекарство против любого мелкого переживания. Придумай о своей фобии, том же страхе опоздать, шуточную историю, в которой глобальные проблемы человечества померкнут перед твоими приключениями.

Все еще страшно? Тогда попробуй такой способ. Мысленно доведи пугающую ситуацию до апогея: представь, что события развиваются настолько плохо, насколько возможно. «Проживи» эту историю, осознай, что чувствуешь в критических обстоятельствах, а потом соотнеси все с реальностью, пойми, что такой ход вещей маловероятен, и успокойся. Держи в голове цель – избавиться от страха. Когда он отступит, ты поймешь, что силы твои воистину безграничны. Главное, не увлекайся.

Прошу поставить диагноз

Цель: добраться из точки А в точку Б.

Для этого необходимо: Выйти из дома, дойти до трамвайной остановки, сесть на трамвай и в итоге на нем приехать.

В чем появились сложности и внутренний дискомфорт: Выхожу из дома и иду в направлении трамвайной остановки. Когда трамвайная остановка еще далеко, все чинно-благородно, настроение приподнятое, мысли где-то бегают по насущным казалось бы темам. Но чем ближе к остановке, мысли собираются и концентрируются в одну: «Интересно когда приедет трамвай и успею ли я на него?»

Чем ближе к остановке, тем тревога увеличивается. Начинаю непроизвольно увеличивать темп. Начинаю себя корить, что темп я увеличил только сейчас, вдруг сейчас приедет трамвай и я на него все равно не успею, даже если побегу. Я начинаю идти еще быстрее и еще сильнее начинаю себя корить. Все это продолжается до определенной, только мне ведомой точки. Это точка представляет из себя (сугубо только по моему мнению) некую психологическую отметку, стартуя с которой, я точно успею на трамвай.

Достигая этой точки, скорость сбрасывается до минимума и превращается в ленивую походку. Я иду – и получаю удовольствие от того, что не пропустил его, что не стал пострадавшим. Наверное это забавно смотрится со стороны, сначала пешеход несется как угорелый с осоловелыми глазами и в один миг происходит подмена в неспешного беззаботного «туриста». Выходя на трамвайные пути, я смотрю вдаль и как полководец-стратег оцениваю правильность своих скоростных действий в недалеком прошлом. Напряжение сразу снимается и мысли разбегаются по своим делам.

Что это: Начало шизофрении? Приобретенная фобия? Просто идиотский, глупый загон?

Иногда, я изначально принимаю решение идти другим маршрутом, чтобы сесть на автобус (идти в два раза больше, но там нет таких прямых зрительных «прострелов» и мыслей аналогичных не возникает), дабы не переживать вновь данные ощущения…

Все о детских страхах: причины, симптомы, решения!

Страх – естественная эмоция, которая требуется нам для защиты, для мобилизации сил перед лицом опасности. Она порождается инстинктом самосохранения, и если бы люди не боялись, то, наверное, не смогли бы выжить. Поэтому в том, что малыш испытывает страх, нет ничего страшного. Другое дело, что иногда он начинает расти как на дрожжах, подавляя и подчиняя себе личность маленького человечка. Научиться контролировать свои страхи и изживать их – очень важный урок для ребенка на пути к управлению своими эмоциями и чувствами, и преподать его должны, конечно, родители.

Чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо. У каждого детского возраста есть свои «монстры». Какие? Давайте разбираться.

  • Страхи до года , по большому счету, представляют собой рефлекторные реакции младенцев в ответ на громкий звук или свет, резкое изменение положения тела, потерю равновесия (опоры), внезапное приближение большого предмета.
  • Для годовалого возраста характерны страхи одиночества (мама оставила одного в комнате), незнакомых взрослых, врачей и их действий (чаще всего уколов), неожиданных резких звуков (гром, сигнальная сирена, шум низко пролетающего самолета).
  • Для детишек от 2 до 5 лет типичными страхами являются страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды и огня, незнакомцев (особенно клоунов или актеров с гримом), дурных снов.
  • Старший дошкольный возраст (5‒7 лет) – время наиболее интенсивной выраженности страхов. Это обусловлено не столько излишней эмоциональностью, сколько умственным развитием ребенка и, соответственно, возросшим пониманием опасности. Центральное место среди всех страхов начинает занимать страх смерти. Он может проявляться опосредованно: через боязнь нападения (бандитов, грабителей), болезней, страшных снов, темноты, сказочных персонажей или героев мультфильмов, животных, стихий (грозы, ливня, бури), стихийных бедствий, катастроф и даже войны. Все эти «ужастики» несут в своей подоплеке тревожность, связанную, пусть и не напрямую, с потерей родителей.
  • Младший школьный возраст (7‒12 лет) определяется для ребенка новой социальной позицией – школьника. Переживание своего соответствия коллективным стандартам и новым правилам поведения сопровождается страхом несоответствия этим нормам. Также силен страх куда-то опоздать или что-то не успеть, страх заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует.
Смотрите так же:  Депрессия как признак беременности

Начинать бороться со страхом можно, когда точно известно, что пугает малыша. Например, вы случайно попали под жуткий ливень с градом, молниями, потоками воды – и теперь он не выходит за дверь даже при слегка накрапывающем дождике. А как быть, если кроха боится молча? Сколько детей – столько и «способов» выражения страха. Поэтому лучший ориентир – ваше ощущение, что ребенок в каких-то ситуациях ведет себя не совсем обычно.

Самые распространенные признаки того, что малышу страшно:

  • нетипично сильный плач или смех;
  • сильное кривляние в момент испуга или после;
  • замирание или, наоборот, высокая двигательная и эмоциональная активность (в зависимости от темперамента);
  • просьбы «взять на ручки», защитить или обнять;
  • нежелание говорить на темы, которые пугают, намеренное избегание каких-то условий или предметов;
  • постоянное беспокойство, неспособность сконцентрироваться;
  • нарушения сна;
  • непроизвольное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

Следующий момент, который необходимо выяснить: что явилось толчком для испуга? Есть несколько основных причин для развития у ребенка страха.

  1. Резкий звук или движение, неожиданное касание – любая необычная ситуация в сочетании с неподготовленностью ребенка (упал, ночью проснулся один, подавился, подбежала собака и укусила, поздно вечером громко постучали в дверь и т. д.);
  2. Беспокойство родителей . Взрослые, сами того не осознавая, легко подпитывают сиюминутную детскую боязнь словами и реакциями, превращая ее в настоящий страх: «Бога ради, не трогай эту кошку! У нее же когти как бритвы – поцарапает!», «Не уберешь свои игрушки – другие дети придут и заберут их», «Не перестанешь капризничать, отведу тебя в больницу – сделают укол от вредности».
  3. Обесценивание страха . Неправильный и категоричный «ответ» родителей на проявленную тревогу («Перестань трястись – ты же мальчик!», «Хватит плакать – ты что, трусишка?», «Ой, насмешил! Чего же тут страшного?!») вызывает обратную реакцию – малыш начинает бояться еще больше.
  4. Бурная фантазия . Какие дети чаще боятся? Эмоциональные, чувствительные и впечатлительные. Симпатичный при дневном свете динозаврик ночью может привидеться такому малышу уже в образе пугающего монстра – и вот страх темноты и кошмаров обеспечен. Ничего ненормального в этом нет. Просто у ребенка развитие эмоциональной сферы опережает развитие логики и мышления, и ему трудно разграничивать в сознании реальное и вымышленное. Поэтому чем больше непонятных и тревожных образов он черпает из жизни (в том числе из телевизионных программ и интернета), тем больше становится возможностей для работы воображения.

Ситуаций, когда кроха может испугаться, – миллион. Из кустов прямо перед носом неожиданно вырулил велосипедист; схватил горячую кружку и обжегся; нахлебался воды во время купания; увидел живого Деда Мороза и расплакался, так и не рассказав выученное стихотворение… Важно правильно отреагировать на первый детский испуг, чтобы смягчить его последствия и предотвратить закрепление страха.

1) Первые действия

  • Не упрекать, не стыдить и не высмеивать (многие родители начинают так делать из чувства неловкости перед окружающими из-за собственного чада, если дело происходит в общественном месте) – в этом случае к страху прибавится еще и обида, что самые близкие и родные люди его не поняли;
  • отвести в сторонку, обнять, сказать, что все хорошо, подождать, пока кроха успокоится;
  • спросить, что случилось, что именно испугало, а если последует ответ – внимательно выслушать и понаблюдать за реакцией. Если с течением времени ребенок начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Когда малыш не успокаивается, лучше покинуть «место происшествия».

2) План на перспективу

  • Не говорить, что бояться – это плохо. Избегать замечаний вроде «не бойся», «не будь как маленький», «большие не боятся» – такие фразы не помогают побороть страх, а загоняют его глубже. В результате ребенок начинает не просто бояться чего-то (темноты, воды, одиночества), но и боится сказать кому-то о своем страхе;
  • не вспоминать о случившемся просто так, при случае («Смотри, вон горка, с которой ты на прошлой неделе упал. Помнишь, как испугался тогда?») и не рассказывать про реакцию ребенка другим людям, когда он находится рядом («Наш-то, оказывается, бабочек боится – так ревел, когда одна ему на плечо села. Да, Сережа?»);
  • не апеллировать к гендерным различиям («Мальчик должен быть храбрым и ничего не бояться, иначе он – трус и плакса»). Испытывать страх имеют право все дети – как девочки, так и мальчики;
  • изживать страхи постепенно. Если острая реакция повторится, постараться справиться со страхом с помощью собственной фантазии и арт-методик (рисования, лепки, сказкотерапии и т. п.) или обратиться за помощью к детскому психологу. У страха есть интересная особенность: если его «выпустить в реальность», то он ослабнет или вовсе исчезнет. «Оденьте» страх в слова, в рисунок, в поделку – он сразу станет «настоящим», и ребенок почувствует контроль над ним. Малыш боится больницы и «белых халатов»? Возьмите врачебный чемоданчик и проиграйте визит в поликлинику. В ужасе убегает от пылесоса, заглатывающего все и вся? Купите игрушечный агрегат – пусть самостоятельно убирает у себя в комнате. Твердит, что боится чудовищ под кроватью? Примите правила игры и «переговорите» с монстром, а условия достигнутых «договоренностей» изложите малышу.
Смотрите так же:  Шизофрения и военкомат

Один из лучших способов борьбы со страхами – предотвращение их возникновения. Проводить профилактические мероприятия не так и сложно.
Как нужно вести себя взрослому?

  • Не бояться. Разберитесь со своими страхами, чтобы лишний раз не заряжать ими малыша. К примеру, многие детки начинают бояться насекомых, наблюдая реакцию взрослых на пролетающую мимо осу или ползущего паука. Не теряйте самообладания, а прокомментируйте эпизод спокойным голосом, в буквальном смысле опускаясь на детский уровень (т.е. на корточки, чтобы малыш видел ваше лицо и хорошо слышал голос). Скажите «Ой, какой маленький паучок – наверное, он нас увидел, испугался и теперь бежит к себе в домик» – или, если резко стало темно: «Ух ты, свет выключился, а пока будем ждать, когда снова дадут электричество, мы зажжем волшебную свечу и будем рассказывать веселые истории».
  • Не использовать страх в «воспитательных» целях , стращая и запугивая ребенка («Если ты сейчас же не соберешься, уйду и оставлю тебя одного»). В раннем возрасте таким способом легко сделать только одно – воспитать привычку бояться всего.
  • Не самоустраняться. Контролируйте, что ребенок читает, смотрит, слушает, в какие электронные игры играет. Внешний, часто очень негативный информационный фон сильно влияет на детскую психику, многократно повышая уровень тревожности. Напротив, благоприятно воздействуют на нее походы на культурные мероприятия, прогулки, знакомство с разными людьми.
  • Не нагнетать ситуацию. Страх боится улыбки, смеха и шуток, поэтому разные тревожные моменты можно просто-напросто высмеять, сняв напряжение.

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх – это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия – это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью. Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке. Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

  • на нем постоянно заостряется внимание;
  • происходит постоянное столкновение с предметом страха;
  • в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
  • развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии – это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться!

Другие статьи

  • Тренинг снижения стресса Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения" Столичный учебный центр г. Москва Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения». Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Современная теория физиологического и психического стресса Теории и методы психологии стресса Главная > Реферат >Психология Министерство транспорта Российской Федерации ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Университет Теории и модели психологии стресса. Проблема психологического стресса населения, в том числе […]
  • Можно ли вылечит заикание Где можно вылечить заикание? А главное недорого! Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Студеничник Надежда Ивановна Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru Яна Вячеславовна Ром Психолог, Семейный консультант. Специалист с сайта […]
  • Хворостовский семья дети жена Вдова и дети Дмитрия Хворостовского приехали в Москву, чтобы посетить могилу певца Флоранс Илли опубликовала фото, сделанное на Новодевичьем кладбище. Оперный певец Дмитрий Хворостовский ушел из жизни 22 ноября после длительной борьбы с онкологическим заболеванием. […]
  • Фотосессия екатерины жарковой с анорексией Екатерина Жаркова показала, почему не надо худеть Минская модель нестандартной комплекции снялась в рекламе против анорексии Январский номер журнала PLUS Model дебютировал в новом году с весьма смелой кампанией, направленной на борьбу с анорексией. В фотосессии […]