Формы и методы профилактики профессионального стресса

Содержание:

Формы и методы профилактики профессионального стресса

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса

УТВЕРЖДАЮ Методический планпроведения занятий с личным составом дежурного караула по ПП на 06-09.02.2017 г. Тема № 1.1 «Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса» ВИД ЗАНЯТИЯ (метод): семинар ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ (ч): 1 час. (11.15-12.00) ДАТА: 06-09.02.2017 МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить с личны

Методический планпроведения занятий с личным составом дежурного караула

по ПП на 06-09.02.2017 г.

Тема № 1.1 «Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса»

ВИД ЗАНЯТИЯ (метод): семинар

ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ (ч): 1 час. (11.15-12.00)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить с личным составом.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ:

1. Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2001.

2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007.

3. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000.

4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2000.

5. Решетников М. М. и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал, 1990, т.11, № 1.

6. Марищук В., Евдокимов В.Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.

Развернутый план занятия

№ п\п Учебные вопросы (включая контроль знаний) Время (мин.) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

Вводная часть 5 построение личного состава и приём доклада от командира отделения;

проверка готовности личного состава и состояния места проведения занятия;

довести до личного состава цель и учебные вопросы занятия, и очерёдность их изучения;

проверка знаний вопросов темы, правил охраны труда, умения работать с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием.

Основная часть. 30 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека.

Профессиональная деятельность спасателя

несение боевых дежурств

спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП)

спасательные работы на масштабных ЧС.

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФв ходе выполнения профессиональных обязанностей:

психическое напряжение в состоянии готовности;

критические температуры окружающей среды;

шумовой и световой фон;

внезапные световые и звуковые сигналы;

работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты;

повышенная физическая нагрузка;

неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

ответственность за результаты деятельности,

напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей

1)факторы рабочей ситуации

2) социально-психологические факторы

3) системные факторы

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

Невозможность сосредоточиться на чем-то.

Слишком частые ошибки в работе.

Слишком часто возникает чувство усталости.

Очень быстрая речь.

Мысли часто «улетучиваются».

Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

Потеря чувства юмора.

Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

Пристрастие к алкогольным напиткам.

— постоянное ощущение недоедания

— или потеря аппетита, удовольствия от еды.

Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма

РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС

Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА

НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения)

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей.

Последствия профессионального стресса

Вторичные последствия профессионального стресса

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

— ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ)

состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям.

УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ

НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса.

Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение.

Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.

Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»).

Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.

Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»).

Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность).

Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева.

Появляется чувство укороченного будущего.

Появление чувства вины.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом. Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса.

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией.

В последние годы отмечается новый вид патологии — информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации. Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии — приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума. Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» — особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования. Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок. Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки. Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние. Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков — вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний. Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом». Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание. Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект.

Смотрите так же:  Кризис 30 годов великая депрессия

Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250». Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня.

Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений. Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса.

Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны:

«Базовый тренинг саморегуляции» — обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» — это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы.

«Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Заключительная часть 10 приведение учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние;

построение караула по отделениям, подведение итогов;

частный (по отдельным учебным вопросам) и общий (по всему занятию) разбор;

задание для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию.

ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ: Конспект, презентация.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ 2 КЛАССА ТЕМА №1 (12 часов)

Профессиональное здоровье спасателя

Номер занятия, количество часов и

ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа)

1. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя.

2. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС.

Изучить психологические свойства, структуру направленности и темперамент спасателя

ЗАНЯТИЕ №2 (2 часа)

1. Понятие профессионального здоровья. Компоненты профессионального здоровья. Психологическая устойчивость.

2. Компоненты психологической устойчивости: мотивационный, сенсомоторный, когнитивный, эмоционально – волевой. Смысловая сфера профессионала.

Изучить морально-психологические основы и мотивацию деятельности спасателя

ЗАНЯТИЕ №3 (2 часа)

1. Профессиональный стресс. Причины возникновения. Последствия профессионального стресса: психосоматика, аддиктивное поведение, девиантное поведение. Формы и методы профилактики профессионального стресса.

2. Психологическая подготовка специалиста для работы в ЧС. Основные направления психологической подготовки. Профессионально важные качества. Динамика ПВК при повышении классности спасателя. Виды и методы психологической подготовки.

Изучить психологическое воздействие обстановки при ЧС природного и техногенного характера, методы предупреждения и пресечения панических реакций, противодействие слухам.

ЗАНЯТИЕ №4 (2 часа)

1. Внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста.

2. Причины возникновения. Формы и методы профилактики синдрома «выгорания».

Изучить признаки синдрома «выгорания».

ЗАНЯТИЕ №5 (4 часа)

1. Система методов и приемов саморегуляции.

2. Самовнушение, самоподкрепление. Медитация как способ саморегуляции.

Изучение путей и приемов саморегуляции спасателя.

Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)

преподаватель Приволжского института

повышения квалификации ФНС России,

кандидат психологических наук

Сегодня профессиональный стресс – это очень серьезное, прогрессирующее огромными темпами социальное явление. Реакция человека на стрессовую ситуацию проявляется не только в психологическом и эмоциональном напряжении, страдает здоровье и работоспособность, изменяется качество жизни в целом. Работник находится в состоянии постоянной усталости и потери энергии, появляются проблемы со здоровьем. «У меня не работа, а сплошной стресс», «Я нахожусь в постоянном стрессе», «Такие нервные нагрузки просто невыносимы» — подобные фразы достаточно часто мы можем услышать из уст работающего человека. Действительно, современная профессиональная среда включает в себя достаточно много стрессовых факторов, так называемых стрессоров.

Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Работа большинства людей редко бывает спокойной, размеренной и лишенной волнений и тревог. Способность специалиста поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок – это решающий фактор успеха.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров

Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством

Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Методы профилактики профессионального стресса:

  • Со стороны организации: создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график труда и отдыха, создание условий для качественного отдыха, поддержания и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива, создание условий для информационно- психологической безопасности сотрудника, четкое распределение обязанностей между работниками, соблюдение прав и социальных гарантий, отработанная система мотивации и стимулирования, поощрения и наказания и т.д.)
  • Со стороны руководства: создание благоприятного социально-психологического климата, выбор оптимального стиля руководства (наиболее эффективным является ситуативный стиль управления, одним из неэффективных и наиболее стрессогенных является жесткий и авторитарный, попустительский, авральный , перестроенный (постоянные и бессистемные нововведения), необходимо использовать целесообразное делегирование полномочий.
  • Со стороны сотрудника: управление своим отношением к происходящему, развитие установок, которые позволяют снизить стресс, помогают мягче реагировать на ситуации стресса, развитие позитивных жизненных установок (например: «Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «Надо рассматривать проблемы по мере их возникновения»; готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, использование юмора, как эффективного средства преодоления кризисных состояний, получение удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);оказание внимания, помощи и поддержки по отношению к другим людям, с которыми приходится выполнять общее дело; использование релаксации, медитации, аутогенной тренировки, отказ от вредных привычек; развитие умения переключаться на другие занятия (хобби ,общение с животными здоровый образ жизни и; занятия спортом; водные процедуры);соблюдение режима труда и отдыха.

Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .

Правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
  • искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Все вышеперечисленные рекомендации могут помочь сотруднику научиться контролировать уровень полученного при профессиональной коммуникации стресса, регулировать свое поведение, перестать «зацикливаться» на полученных отрицательных эмоциях, не принимать близко к сердцу ситуации, которые чаще всего связаны не с личной угрозой , а с общей психологической напряженностью коллектива при решении общей задачи.

Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Формы и методы профилактики профессионального стресса

Понятие «стресс» давно перешло из разряда научных терминов в понятие общего обихода. Стресс – неотъемлемая часть нашей жизни, более того – необходимая: жизнь без стрессовых ситуаций скучна и монотонна. Небольшие стрессы в профессиональной сфере также нужны, ведь они мобилизуют организм работника для быстрого решения вопросов и позволяют добиваться поставленных задач, несмотря на трудности.

Смотрите так же:  Стресс социальная психология

Однако сегодня о профессиональном стрессе все чаще говорят как о проблеме… ВОЗ считает стресс на рабочем месте «чумой XXIвека», а, согласно статистике, треть работников хотя бы раз думали об увольнении исключительно из-за стрессов на работе.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии различных негативных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Источники профессионального стресса могут быть различными. Они могут быть связаны:

— с самим рабочим процессом (плохие физические условия работы, неудобный режим, вредные условия труда и/или непосредственный риск для жизни, постоянная нехватка времени для выполнения срочных заданий, избыток информации)

— с профессиональной ролью (ответственность за людей, неясное определение должностных обязанностей, ролевые конфликты, высокие профессиональные требования)

— с особенностями карьерного роста (слишком быстрый или медленный карьерный рост, его неясные перспективы, небезопасность карьерного продвижения, отсутствие возможности повышения квалификации)

— с неблагополучным социальным климатом в коллективе (трудности в общении с начальником, коллегами, конфликты с подчиненными) и т.п.

Также причиной профессионального стресса может быть низкая заработная плата, несвоевременная оплата труда, отсутствие социального обеспечения. Вдобавок к этому, немалую роль в возникновении стресса на рабочем месте играют личностные особенности работника, его низкая стрессоустойчивость, отсутствие профессионального опыта.

При наличии в жизни работника одного или нескольких из вышеперечисленных факторов день за днем нарастает его неудовлетворенность работой, снижается работоспособность и продуктивность профессиональной деятельности, ухудшается физическое и психическое самочувствие. Постоянные профессиональные стрессы – это зачастую источник развития сердечно-сосудистых заболеваний, осложнений хронической патологии и эмоционального выгорания. Все это как нельзя лучше можно описать словосочетанием «сгорел на работе»!

Профессиональное (эмоциональное) выгорание — это состояние физического, умственного и психического истощения в результате профессиональной деятельности.

Профессиональное выгорание проявляется на физиологическом уровне (в виде хронической усталости, упадка сил, беспричинных болей различной локализации), на социально-психологическом (негативное или равнодушное отношение к тем лицам, с которыми приходится общаться на работе) и поведенческом уровне (чрезмерное употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ). Кроме того, формируется негативное профессиональное самовосприятие – ощущение собственной некомпетентности, потеря смысла выполняемой работы, неуверенность в положительных результатах своего труда.

В большей степени к выгоранию на рабочем месте склонны представители социальных профессий (медработники, педагоги, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники), вынужденные много общаться с разными людьми, а также лица, чья работа требует продолжительного пребывания в экстремальных условиях, связана с риском для жизни.

Факторы профессионального самосохранения:

1) ответственность за свое здоровье;

2) готовность к самоизменению – развитие умений:

— управлять своим временем, планировать дела

— грамотно распределять ресурсы, ставить значимые и достижимые цели

— грамотно общаться, избегать конфликтов

— не брать всю работу на себя, разделять с коллегами срочную работу

— не делать несколько дел одновременно;

3) развитие профессиональной компетентности;

4) предупреждение профессионального утомления (избегание монотонности в работе, своевременная смена вида деятельности и перерывы в работе).

  • выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма;
  • относитесь к себе бережно, целенаправленно заботьтесь о своем здоровье, следите за своей физической формой;
  • не ищите в работе спасения или счастья, помните, что работа является частью полноценной жизни человека;
  • перестаньте жить за других людей, перед тем, как помочь кому-то из коллег, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается;
  • уделяйте время не только работе, в свободное от профессиональной деятельности время занимайтесь любимым делом, каждый день находите хотя бы час только для себя;
  • повышайте самооценку, совершенствуйтесь в профессиональных знаниях, навыках и способностях;
  • учитесь гибкости в стрессовых ситуациях, своевременно избавляйтесь от психического напряжения;
  • будьте открыты миру, сохраняйте оптимистический взгляд относительно себя и своего окружения, это также отличная профилактика синдрома профессионального выгорания!

Для консультации к врачу-психотерапевту обращайтесь:

Профилактика профессионального стресса работников промышленного предприятия

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2011, N 10

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье авторами обсуждаются вопросы формирования комплексной системы профилактики профессионального стресса сотрудников в условиях модернизации.

Методика исследования профессионального стресса

Проблема профессионального стресса в последнее время стала одной из актуальных в социологии и психологии управления человеческими ресурсами. По мнению специалистов, к профессиональному стрессу чаще всего приводят такие факторы, как: перегрузка человека работой, нечеткое ограничение полномочий и должностных обязанностей работника, деструктивное конфликтное поведение коллег, невысокий уровень оплаты труда, отсутствие карьерных перспектив и т. д. Очевидно, что профессиональный стресс отрицательно влияет на производительность труда, мотивация к труду снижается, растет уровень травматизма в организации.

Стресс — термин, используемый для обозначения широкого круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют 6 главных источников стресса работников управленческого профиля:

— режим трудовой деятельности;

— роль работника в организации;

— трудности построения деловой карьеры;

— факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом;

— внеорганизационные источники стрессов.

Профессиональное «выгорание» выступает отдельным аспектом стресса.

Словарь управления персоналом. Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Синдром профессионального «выгорания» — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено такими причинами, как:

— перегруженность или незагруженность работой;

— ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

— истощение физических и духовных сил;

С целью изучения стрессогенности организационной среды в ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» был проведен стресс-мониторинг, по методике, разработанной К. Э. Оксинойдом. Мониторинг включает опрос персонала, изучение его результатов, а также учет и анализ объективных данных, которые должны поступать в службу управления персоналом и линейным руководителям [1]. Объем свободной выборки составил 60 человек: сотрудники различных подразделений, с различным стажем работы (менее 1 года, 1 — 5 лет, более 5 лет), с различным статусом в организационной структуре.

Стресс-мониторинг, проведенный в компании, состоял из двух частей:

1) оценка удовлетворенности персонала условиями труда;

2) оценка эмоционального состояния персонала.

Первая анкета состояла из характеристик условий труда в организации. Сотрудники должны были оценить свою удовлетворенность перечисленными условиями труда и отметить ту колонку, которая в наибольшей степени отражает степень их удовлетворенности. В результате анкетирования персонала предприятия были получены следующие результаты. Интегральный показатель удовлетворенности сотрудников условиями труда в организации, который рассчитывается как среднее арифметическое от суммы баллов по всем 28 представленным показателям, в среднем по всем сотрудникам предприятия оказался равным 3,5, то есть на предприятии наблюдается умеренный уровень стрессовой нагрузки. Это означает, что величина стрессовой нагрузки на работников не превышает критический уровень и не провоцирует дезорганизацию трудовых процессов. Но при этом полученная величина является низшей границей значений, характерных для умеренного уровня стрессовой нагрузки. Данные результаты были получены в силу того, что большинство сотрудников выбрало такие варианты ответов как «скорее неудовлетворен, чем удовлетворен» и «совершенно неудовлетворен» при оценке следующих показателей:

— напряженность труда (ощущение дефицита времени в процессе выполнения заданий);

— равномерность загрузки в течение рабочего дня (ритмичность);

— организованность процесса труда, в т. ч. наличие постоянного рабочего места;

— предоставление очередного отпуска;

— продолжительность очередного отпуска.

Вторая анкета состояла из 22 утверждений, отражающих мысли и переживания человека по поводу его профессиональной деятельности, и имела три оценочные шкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений».

После подсчета баллов по трем оценочным шкалам, представленным выше, были получены следующие результаты:

— степень эмоционального истощения сотрудников агентства — 19 баллов;

— выраженность деперсонализации — 17 баллов;

— редукция личных достижений — 11 баллов.

Таким образом, степень эмоционального истощения работников показывает среднюю степень эффекта эмоционального «выгорания», то есть для работников характерен средний уровень эмоционального перенапряжения и чувства опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

Выраженность деперсонализации показывает высокую степень СЭВ, это свидетельствует о том, что для персонала характерна высокая степень равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы (контакты с ними становятся обезличенными и формальными). Данные результаты были получены в связи с тем, что большинство респондентов поставило знак «+» возле таких высказываний, как:

«Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним)»;

«В последнее время я стал(а) более черствым по отношению к тем людям, с кем работаю»;

«Я замечаю, что моя работа ожесточает меня»;

«В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей».

Полученные результаты можно объяснить тем, что постоянно в процессе выполнения своих должностных обязанностей работники непрерывно находятся в активном взаимодействии. В качестве основного фактора «выгорания» выступает продолжительная чрезмерная нагрузка, сочетающаяся с конфликтными межличностными взаимоотношениями. Таким образом, можно отметить, что персонал данной организации подвержен СЭВ. Редукция личных достижений у работников ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» свидетельствует о средней степени выраженности эффекта эмоционального выгорания. Общий балл по трем оценочным шкалам равен 47, что показывает в целом среднюю степень выраженности эффекта эмоционального «выгорания».

Процесс антистрессового управления

Очевидно, что следует организовать периодическое обследование и учет работников на предмет определения эмоционально-психологической устойчивости и наличия признаков синдрома эмоционального «выгорания». Это позволит разработать систему профилактических мероприятий. Мероприятия стресс-менеджмента должны начинаться с аудита стресса и уровня конфликтности в коллективе. Для эффективной профилактики важно идентифицировать источники профессионального стресса работников предприятия. Комплексная программа антистрессового управления предполагает снижение социальной напряженности в организации, уменьшение уровня организационного стресса. Антистрессовое управление можно определить как систему социально-психологических, административно-распорядительных и финансово-экономических воздействий на организационную среду с целью снижения уровня организационного стресса персонала как фактора, ухудшающего в перспективе параметры организационной эффективности.

Словарь управления персоналом. Синдром эмоционального «выгорания» (от англ. burnout) (СЭВ) — понятие, введенное в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г., проявляется нарастающим эмоциональным истощением, а также влечет за собой глубокие личностные изменения в отрасли общения с людьми.

Смотрите так же:  Боязнь больших предметов

Процесс антистрессового управления должен включать следующие основные этапы: разработку научно обоснованной антистрессовой политики организации; разработку стратегических направлений антистрессового воздействия на жизнедеятельность организации; разработку технологий антистрессового управления; определение графика мероприятий по антистрессовому управлению; оценку качества и своевременности проведения тех или иных антистрессовых мероприятий.

Формированием системы профилактики профессионального стресса работников ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» может заниматься конфликт-менеджер. Специалисты выделяют следующие должностные обязанности конфликт-менеджера:

— осуществляет деятельность по разрешению конфликта с участием оппонентов;

— запрашивает у сторон конфликта документы, необходимые для выяснения обстоятельств конфликтного противостояния;

— изучает условия и причины возникновения конфликта;

— организует по согласованию с руководством подразделения (предприятия) назначение дополнительной экспертизы, приглашение специалистов для консультационного содействия в оценке конфликтной ситуации;

— информирует работодателя и представительный орган работников об обстоятельствах возникновения конфликтов, выявленных при рассмотрении споров, о нарушении законодательства с практическими рекомендациями об их устранении или минимизации;

— информирует в случае необходимости работодателя о возможных социальных последствиях конфликтного деструктивного противостояния;

— оказывает помощь сторонам конфликта в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию проблемы на основе конструктивного диалога, содействует достижению взаимопонимания и примирению сторон;

— вносит предложения по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта;

— способствует созданию атмосферы доверия, открытости и конфиденциальности, защищенности конфликтующих сторон;

— осуществляет деятельность по формированию конфликтологической компетентности работников;

— разрабатывает программы и мероприятия, направленные на формирование антиконфликтной направленности персонала предприятия;

— выступает посредником при решении конфликта;

— использует методы сознательной критики и предупреждает отрицательные последствия конфликтов;

— владеет диагностическими методами выявления конфликтных личностей;

— использует на практике психологические методы профилактики и решения конфликтов;

— владеет конфликтными технологиями посреднической деятельности при решении конфликтных ситуаций, учитывая проявления индивидуально-психологических особенностей конструктивного, делового и межличностного общения, управления людьми в коллективе;

— формирует мероприятия по созданию благоприятного организационного климата;

— осуществляет социальную поддержку и психологическую помощь работникам;

— разрабатывает и внедряет программы общего оздоровления.

Модель управления профессиональным стрессом работников ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» (рис. 1) может состоять из следующих этапов. На этапе диагностики необходимо определить профессиональные стрессоры исследуемой группы работников и измерить уровень их профессионального стресса. Основные методы: на организационном уровне — анализ документов и анкетирование; на уровне работника — психодиагностические методы, анкетирование и интервьюирование. На этапе анализа результатов исследования — на двух уровнях используется экспертно-аналитический метод. Результаты исследования могут быть обобщены в виде комплексной информационной карты стресса, которая создается на двух уровнях: организации и работника. В комплексной информационной карте указываются выявленные профессиональные стрессоры. Ее заполнение позволяет подготовить информационную базу для разработки программ профилактики и коррекции профессионального стресса.

Модель профилактики профессионального стресса в

│Этап 1. Принципы профилактики профессионального стресса├────────┐

— внутриличностные; │ │Принципы управления: ││

— межличностные; │ │- личностный подход; ││

— координационные. │ │- системный подход ││

│Анализ документов: │ │ │удовлетворенности трудом; ││

│- должностные инструкции; │ │ │- оценка состояния ││

│- штатное расписание; │ │ │психологического климата; ││

│- коллективный договор; │ │ │- оценка уровня профессионального ││

│- правила внутреннего трудового │ │ │стресса; ││

│распорядка │ │ │- диагностика синдрома ││

│ Этап 3. Анализ результатов стресс-мониторинга ├────────────┤

│- неудовлетворенность системой оплаты труда; │ │

│- отсутствие сплоченности в коллективе; │ │

│- отсутствие стремления к достижению целей │ │

│и опасения \│ Информационная карта стресса │/стрессоустойчивость││

│руководств /│ работника │\ работников││

│ Этап 4. Разработка и внедрение программы ├────────────┤

│ профилактики профессионального стресса │ │

│Мероприятия по управлению конфликтами: │ │

│- формирование модели стресс-компетентности │ │

│работника и руководителя; │ │

│- проведение обучающих тренингов и упражнений; │ │

│- текущий аудит профессионального стресса; │ │

│ Этап 5. Мониторинг результатов и регулирование ├────────────┤

│Анализ реализованных мероприятий: │ │

│- расчет социально-экономической эффективности;│ │

│- корректировка программ профилактики │ │

│ Аудит профессионального стресса работников ├────────────┘

На уровне работника необходимо формировать модель стресс-компетентности сотрудника, которая позволит учитывать профессиональные особенности специалиста при создании программ профилактики и коррекции трудового стресса. Выделяют структурную группу методов, направленных на эффективную профилактику профессионального стресса:

— метод разъяснения требований к работе;

— метод координации и интеграции;

— метод постановки и использования общеорганизационных комплексных целей;

— метод формирования и использования адекватной системы вознаграждений.

Для создания благоприятного морально-психологического климата необходимо реальное привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры или технологического процесса. С целью снижения возможности возникновения профессионального стресса, связанного с ролевой неопределенностью, необходимо определить должностные обязанности работников и сферу их функциональной ответственности. Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процесс обучения. Данные методы должны быть систематизированы и адаптированы к специфике деятельности организации. Таким образом, профилактика профессионального стресса — это система согласованных мероприятий, направленная не только на стресс-мониторинг персонала, но и на разработку и внедрение программы профилактики профессионального стресса работников организации, а также на последующий мониторинг результатов и, в случае необходимости, корректировку программ.

Авторами разрабатывается модель профилактики конфликтов и профессионального стресса в ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» на основе развития мотивационного потенциала работников в повышения эффективности деятельности предприятия. Мотивационный потенциал работника заключается в наличии резервов повышении эффективности производства. С одной стороны, этот потенциал тесно связан со степенью удовлетворенности актуальных мотивов работника и реализации его базовых мотивов. С другой стороны, важно учитывать и потенциал комплексных стимулов, таких как организационно-экономические факторы, стиль управления руководителя, особенности корпоративной культуры и т. д. Оценка мотивационного потенциала производится путем проведения оценочных мероприятий, в ходе которых используются различные методики психологической и социально-психологической диагностики, специализированные методы сбора и анализа информации.

К ним относятся:

— анкеты, направленные на выявление потребностей и мотивов работников, или социально-психологические методики, направленные на выявление мотивационного профиля персонала;

— структурированное интервью, предназначенное для выявления используемых руководителем приемов управления мотивацией работников в трудных ситуациях управления;

— методики, направленные на выявление социально-психологического климата в коллективе, доминирующего стиля управления руководителей и специфики корпоративной культуры;

— наблюдение, направленное на выявление расхождений между представлениями работников и руководителей о приемах управления мотивацией, и определение их результативности.

Направления оценки мотивационного потенциала в итоге дают информацию, свидетельствующую об эффективности или неэффективности использования знаний, навыков работников организации. Это, в свою очередь, позволяет выявить причины отклонений в использовании трудового потенциала, сбои в организационных механизмах управления предприятий делегирования полномочий и ответственности, а также определить уровень взаимоотношений в коллективе и методы стимулирования труда персонала. В ходе второго направления оценивания анализируется динамика фактической текучести кадров. Данный анализ проводится на основе отчетных и других данных, характеризующих деятельность предприятия. Третье направление оценивания — проведение анкетирования работников с помощью специально разработанной анкеты, включающей семь блоков вопросов. По результатам оценки с учетом стоящих перед организацией целей и задач вырабатываются практические рекомендации по повышению эффективности использования трудового потенциала организации, развитию персонала, совершенствованию методов работы.

1. Оксинойд К. Э. Управление социальным развитием организации: Учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2007.

2. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009.

3. Громова О. Н. Конфликтология. М.: Аспект-Пресс, 2004.

4. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени докт. экон. наук. М.: ГУУ, 2008.

6. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Коновалова В. И. Этический кодекс организации // Служба кадров и персонал. 2006. N 6.

8. Савченко Л. С. Факторы формирования эффективной организационной культуры // Экономика и управление. Российский научный журнал. 2004. N 1.

9. Маслова О. П., Калмыкова О. Ю. Конфликтологическая компетентность руководителя: оценка социально-психологического самочувствия работников // Известия СНЦ РАН, вып. «Актуальные проблемы психологии». Самара: СНЦ РАН, 2009. С. 51 — 59.

10. Калмыкова О. Ю., Симонов С. В., Гагаринский А. В. Профилактика и управление конфликтами в организации в период реструктуризации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 10. С. 48 — 57.

11. Калмыкова О. Ю., Гагаринский А. В. Управление конфликтами в организациях нефтегазового комплекса // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. N 3. С. 86 — 95.

Другие статьи

  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Можно ли кормить ребенка гороховым супом Когда вводить гороховый суп в меню ребенка Блюда из бобовых культур пользуются заслуженной популярностью. Эти вкусные диетические угощения входят в меню многих людей. Горох является лидером среди остальных сородичей, а самым распространенным блюдом из него — суп. Он […]
  • Новорожденны ребенок чихает Что делать если грудничок часто чихает, как понять причины Рождение малыша – счастливое и радостное событие в жизни каждой семьи. Но с появлением на свет крохи у неопытных родителей возникает волнение и беспокойство по поводу его здоровья, зачастую необоснованное. […]
  • Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей […]
  • Рост и развитие ребенка в 11 месяцев Все о развитии ребенка на 11 месяце жизни Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым […]
  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]