Функции семьи в развитии ребенка

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

Смотрите так же:  Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста образец

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Функции семьи в развитии ребенка

Кризис семьи, начиная с конца 90-х годов XX столетия, предопределил переоценку жизненных ценностей молодого поколения России под воздействием новой социально-экономической и социально-политической ситуации и трансформации ценностных ориентаций основных агентов социализации в семье – родителей и старшего поколения [1; 5; 7]. Сама семья уже не справляется с процессом формирования личности российского гражданина, который вышел из-под ее контроля, наблюдается существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу. Ближайшее окружение детей оказывает большее влияние на них и их ценностные ориентации. Табачная, алкогольная, наркотическая, экранная, компьютерная игровая и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной и эмоциональной сферы личности ребенка, последствиями которой является асоциальное поведение молодых поколений [3; 8; 9].

Появилась настоятельная потребность в новых формах и видах взаимодействия детей и родителей, срочных мерах по созданию комфортной среды социализации и воспитания ребенка в семье.

Для анализа ролевых функций семьи в процессе социализации личности ребенка авторами были использованы результаты социологического исследования населения г. Тюмени и экспертного опроса [2; 4; 6].

В табл. 1 представлены рейтинги условий воспитания детей в процессе их социализации, выставленные респондентами и экспертами. Список предложенных экспертам ответов несколько шире и немного отличается от списка для респондентов.

Условия воспитания детей с целью их адаптации в современном обществе

Формирование нравственных ценностей (честность, правдивость, обязательность, ис­кренность, надежность, доброжелательность, порядочность, от­ветственность, справедливость, терпимость и т.д.)

Воспитание патриотизма, любви к Родине

Приобщение к здоровому образу жизни

Воспитание мужества, стойкости

Развитие умственных способностей

Привитие трудолюбия, организованности, самодисциплины, ответственности

Дать хорошее образование

Обучение профессии, которая может обеспечить материально себя и семью на всю жизнь

Формирование гражданской позиции

Воспитание веры в бога

Формирование деловых способностей

Привитие навыков и умения использовать обстоятельства для достижения своих целей

Усвоение ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества

Формирование семейных ценностей (быть отцом (матерью), супругом (супругой))

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: на первое место среди условий воспитания респонденты и эксперты поставили формирование нравственных ценностей (51,6%). На втором месте, по мнению экспертов, фактор усвоения ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества.

На второе место респонденты и на четвертое место эксперты неожиданно поставили здоровый образ жизни как главное условие воспитания детей с целью их адаптации к современному обществу, с чем можно согласиться, так как пример родителей всегда оказывает огромное влияние на детей, и нездоровый образ жизни негативно сказывается на их ценностных ориентациях и поведении.

Настораживает тот факт, что респонденты на одно из последних мест (9) поставили условие воспитания патриотизма и любви к Родине. Фактически очень сложно адаптировать ребенка к обществу, если не воспитывать в нем любовь к тому государству, в жизнедеятельности общества которого он собирается участвовать. Эксперты этот фактор выставили на пятое место.

Формирование гражданской позиции, по мнению экспертов (10 место) и респондентов (8 место), не столь важный фактор в воспитании детей, с чем можно поспорить, так как гражданская позиция личности – один из критериев его социально активной позиции, а значит, и результат его социализации.

Развитие умственных способностей, образование, привитие трудолюбия, организованности, как считают респонденты (3-5 места) и эксперты (6, 8, 7 места), достаточно важные составляющие в воспитании детей, с чем можно согласиться, так как социализация будет успешна скорее у грамотных, умных, образованных, организованных и трудолюбивых людей.

Подавляющее большинство экспертов (84%) в качестве основной характеристики семьи выделяет взаимную моральную ответственность. За другие характеристики семьи в целом количество высказавшихся экспертов примерно одинаковое (от 35 до 45%) (рис. 1): основанная на браке и кровном родстве; основанная на определенных ценностях и нормах; общность быта и проживания; общий образ жизни; имеющая определенные семейные роли и функции; формирующая социально активную личность.

Рис. 1. Мнения экспертов по поводу основных характеристик семьи, способствующих социализации ребенка в семье, %.

Несколько меньшее количество экспертов (менее 23%) выбрало такие характеристики семьи, как связи, взаимодействия и отношения людей с целью воспроизводства человеческого рода; реализующая определенные общественные потребности; реализующая определенные личностные потребности индивида.

В целом такие характеристики семьи, как взаимная моральная ответственность, основанная на определенных ценностях и нормах, формирующая социально активную личность, и обеспечивают успешную социализацию ребенка.

По результатам опроса респондентов и экспертов были определены основные задачи семьи при воспитании ребенка и степень их значимости (рис. 2-5).

Рис. 2. Основные задачи семьи при воспитании ребенка, по мнению респондентов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 3. Основные задачи семьи при воспитании ребенка, по мнению респондентов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 4. Основные задачи семьи в процессе социализации личности, по мнению экспертов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 5. Основные задачи семьи в процессе социализации личности, по мнению экспертов (0 – отсутствие данных), %.

В табл. 2 приведены результаты сравнительного анализа мнений экспертов и респондентов относительно основных задач в процессе воспитания и социализации ребенка.

Задачи семьи в процессе воспитания и социализации ребенка

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются прежде всего воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Демографическая ситуация сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2 – 3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохого питания и т.д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т.д. частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Смотрите так же:  Ребенку хочется спать

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официально брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия в семье. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к мысли, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Таким образом, роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе.

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Статья просмотрена: 12911 раз

Библиографическое описание:

Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/322/ (дата обращения: 27.02.2019).

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.

Но несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [2].

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция.

По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [ 7].

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

— влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

— в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

— семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества.

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, уровень образования и профессиональные качества родителей.

Педагогическая культура, по определению Т.В. Лодкиной, это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [3].

Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития» .

Семейное воспитание — составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материальными условиями семьи, уровнем образования родителей и др.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями Й. Раншбургом, П. Поппером, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать [5].

В современной науке сформировалось своеобразное представление о норме, которая складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Чаще всего под нормами подразумевают образцы, эталоны, модели и схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Нормы могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и вступать с ними в противоречие. Тогда норма становится анормальной, появляются отклонения. Основной проблемой в определении нормы и отклонения в социальном поведении является, во-первых, изменчивость социальных норм, во-вторых, отсутствие четких критериев конструктивности и деструктивности поведения человека.

Нельзя не отметить тот факт, что семья, как и все существующие социальные институты, испытывает на себе влияние тех процессов, которые определяют на данном историческом этапе характер развития общества. Масштабы, тенденции, глубина и особенности влияния трансформации российского общества на состояние современной семьи обусловлены общесистемными факторами. Наиболее важные из них связаны:

— с глубинными изменениями в экономической сфере, особенно в условиях кризиса;

— с коренными переменами в системе занятости, распределения и использования рабочей силы, следствием которых стали высокий уровень безработицы, рост социальной и имущественной дифференциации, кризис трудовой мотивации работников;

— с социальной аномией и ростом социальной депривации среди значительных слоев населения, проявлением которых является ограничение либо лишение доступа к материальным и духовным ресурсам, необходимым для удовлетворения собственных жизненных потребностей.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее стабильности и уровне жизни.

Ухудшение экономической ситуации в стране все заметнее отражается на состоянии семьи, приводя к ее кризису, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей; снижение уровня жизни семьи отрицательно сказывается на процессе социализации подрастающих поколений.

В результате экономических реформ, семья оказалась в нетипичной воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Кроме того, переход России на рыночные рельсы привел к падению престижа ряда рабочих профессий и появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 62% .

Смотрите так же:  Могу ли уволится без отработки по уходу за ребенком

Однако благое желание государства защитить население от безработицы повлекло за собой переход к паразитарному образу жизни части населения, особенно в сельской местности, нежелание определенной его доли трудоустраиваться.

Пути выхода семьи из кризиса на государственном уровне пока не определены, и этому есть ряд причин.

Основной из них является тот факт, что изменения качественных особенностей менталитета российской семьи сегодня было бы неверным рассматривать в свете негативного влияния одних лишь экономических реформ. Анализ складывающейся ситуации показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий.

Последствием переживаемых обществом духовного кризиса и потери нравственных идеалов, ярко выраженного социального неравенства стали бездуховность молодежи, превалирование в качестве жизненных ориентиров материальных ценностей, карьеризм и цинизм.

Первостепенная задача государственной важности — это приоритетность поддержки, укрепление статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В то же время в особой помощи нуждается часть семей, чей социальный статус и материальное положение резко понизились в последние 10-15 лет, которые оказались не способными самостоятельно справиться с возникшими проблемами экономического, социального, психологического порядка. При недостаточном внимании со стороны государства такие семьи зачастую переходят в категорию неблагополучных.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [1]. В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной ее характеристикой является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.

По мнению В.М. Целуйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей, их нравственном облике [8].

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи [6].

Обобщение исследований И.В. Макаренковой и др. позволило выделить три группы, к которым можно отнести все категории неблагополучных семей с точки зрения таких системообразующих критериев, как степень проявления социального неблагополучия и характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на детей:

1. Превентивные — семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия (педагогически несостоятельные, конфликтные семьи и др.). Превентивные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния, но, как правило, имеют низкий уровень педагогической культуры.

2. Асоциальные (от α — отрицательная приставка и лат. socialis — общественный) — семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением. Агрессивное или деструктивное поведение членов таких семей ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, повторяющимся из поколения в поколение циклами потерь, отчуждений.

Относящиеся к данной группе аморально-асоциальные семьи отличаются десоциализирующим влиянием, откровенными стяжательскими ориентациями, жизнью по принципу «цель оправдывает средства»; в них отсутствуют моральные нормы и ограничения.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Как правило, это семьи алкоголиков, наркоманов, безработных; криминогенные, социально дезадаптивные [4].

Для таких семей, часто неполных, свойственна тяжелая степень социального неблагополучия, социальной неустроенности родителей и, как следствие этого, — постоянный психологический надрыв. Состояние кризиса является для такой семьи нормой.

Рассматриваемая нами проблема неблагополучности семьи особенно остро стоит в сельской местности. Рабочие места в селе — это бюджетные места (работа в школе, библиотеке, здравпункте). Надо заметить, что далеко не в каждом селе есть такие учреждения. Практически всеобщая безработица в сельской местности привела к обнищанию населения. В семьях обострились многие ранее не заметные проблемы, такие как бытовое пьянство, жестокость членов семьи по отношению друг к другу, тунеядство.

В современной России работа с такими семьями строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей. Конституция РФ законодательно закрепляет гарантии жизнеобеспечения семьи, детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.; устанавливает, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст. 38).

В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право несовершеннолетнего жить с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 9).

В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отечественные нормативные документы последних лет общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения детей. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В большинстве субъектов РФ приняты программы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения. Сеть реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних явно недостаточна.

Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к неблагополучным семьям, смогли бы существенно снизить их опасное влияние на своих и чужих детей. Однако это не происходит, поскольку органы профилактики и различные комиссии не имеют четкого представления, кто из них должен в первую очередь заниматься такими семьями. Не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишенных нормальной родительской заботы из-за социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия различных ведомств, семьи и школы, что позволит частично предотвратить деградацию семьи и снизить негативное влияние ее последствий. Межведомственные комиссии, например, могут взять на себя функции обязательного трудоустройства временно безработного населения.

Особое внимание должно уделяться детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, анализ современной социально-экономической ситуации в России убедительно свидетельствует о наличии признаков дезорганизации семьи, ее кризисном состоянии и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, которые оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. В таких ситуациях детям требуется помощь со стороны государства и профессионально подготовленных специалистов.

Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. — 2002. — № 6, с. 98.

Д.О. Дзинтере. Методы исследования семейного воспитания. М., Педагогика, 1979.- с. 202.

Т.В.Лодкина Социальная педагогика/ Защита семьи и детства.Москва. Издательский центр «Академия» 2008 .- 195с.

Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. — М.: АРГУС, 2004. – 267 с.

Й. Раншбург, П. Поппер Секреты личности. М. Педагогика 1983.- с. 85-92.

Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научнометод. пособие [Текст] / под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

Харчев А.Г. Социология воспитания. М . , 1990.- с.222

Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях

семья, ребенок, неблагополучная семья, семейное неблагополучие, воспитание детей, отношение, отношение родителей, неблагополучие семьи, родитель, семейная жизнь.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях.

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

О проблеме правового воспитания подростков | Статья в журнале.

семья, ребенок, норма, воспитание детей, социальный статус, семейное воспитание, сельская местность, воспитательная функция, неблагополучная семья, негативное влияние.

Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как.

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер

Дети, находящиеся в таких семьях, получают неблагоприятный жизненный опыт. Негативные образы детства обуславливают мышление, чувства и поступки детей.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных.

Особенности воспитания в неблагополучных семьях. семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей. семья.

Особенности воспитательной позиции современных родителей

Ключевые слова:семья, семейное воспитание, методы воспитания, семейная педагогика, методы воспитания, родительство. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция.

семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое.

Педагогическое сопровождение социализации подростка из. семья, неблагополучная семья, ребенок, педагогическое сопровождение, социальный педагог, ситуация развода, социальная среда, окружающий мир, подросток, общественное поведение.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей.

Ключевые слова: семья, социальная защита детей, воспитание, любовь.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]