Гогоберидзе музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Есть внутренняя музыка души.

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Ее с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Ее имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Кто может стать читателем данного учебного пособия? Книга адресована в первую очередь студентам — будущим педагогам дошкольного образования. Однако и педагоги дошкольных учреждений, и педагоги-музыканты, и родители, и все те, кому небезразличны наши дети, могут найти в ней что-то полезное для себя.

· каждый, кому интересны проблемы развития и воспитания ребенка дошкольного возраста;

· каждый, кто неравнодушен к музыке;

· каждый, кто хотел бы помогать растущему Человеку взаимодействовать с музыкой, кто хотел бы обогатить и собственную музыкальную культуру;

· каждый, кто помогает другому освоить такую непростую, но прекрасную педагогическую профессию.

Конечно, чтение потребует от вас элементарной педагогической образованности, а главное — желания размышлять по поводу вопросов, которые поднимаются на страницах пособия.

Статья по музыке на тему:
Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.

С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра методик дошкольного и начального образования

по дисциплине __________________________________

Название темы. Слово «тема» не указывать, располагать в середине строки
без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая

студент ____________ курса ОЗО

(полностью в именительном падеже)

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста

  1. Значение музыкального воспитания детей с. 3
  1. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста с. 4

2.1. Восприятие музыки с. 5-6

2.2. Детское музыкальное исполнительство с. 7-9

2.3. Проблема отбора музыкального репертуара для детей младшего дошкольного возраста с. 10

  1. Музыкальная среда и ее значение в решении актуальных проблем музыкального воспитания с. 11

3.1. Качество содержания с. 12

3.2. Качество структуры с. 13

3.3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной среде с. 14

1. Значение музыкального воспитания

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты — каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

Следовательно, музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких, так чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим воспитанием. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

2. Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста

Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Однако существует масса проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно – образное мышление, фантазия и творческое воображение при выполнении творческих заданий. Недостаточно развит слуховой фон детей и способность его сопоставления с заданным образом. Также одной из основных проблем является эмоциональная закрепощённость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмичных движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов.

Обсуждение проблемы развития музыкального восприятия невозможно без знания общей характеристики. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. При этом восприятие – не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания. «Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых – сочинение нового произведения». [1]

Содержанием музыкального воспитания является приобщение ребенка к разным видам музыкальной деятельности. Формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой.

Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо ее себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса. «В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания – они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения. Восприятие музыки основывается на осознании отдельных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи при восприятии ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и односложно называемыми образами». [2]

Слушание музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Чтобы правильно организовать процесс восприятия музыки, следует придерживаться следующих принципов:

гуманизации – ориентация на личность ребенка;

учета возрастных и индивидуальных способностей дошкольника;

учета музыкальных интересов и музыкального опыта;

свобода реакций и высказываний ребенка, отклик на его инициативы;

оказание помощи ребенку, снятие эмоционального напряжения;

профессиональное сотрудничество музыкального педагога и воспитателя, а также взаимодействие с семьей;

тщательный отбор музыкальных произведений для правильного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста;

систематичность и последовательность в организации процесса восприятия музыки;

результаты продуктивности восприятия музыки, воплощенные в рисунке, танце, игре, мелодии и т.д.;

объединение различных способов художественной деятельности детей.

Эти принципы раскрыты в работе А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.

Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент.

Восприятие музыки в младшей группе является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмичные движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений. В младшей группе музыкальный руководитель стремится: накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его; развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

2.2. Детское музыкальное исполнительство

Есть такая форма музыкальной деятельности как – исполнительство – импровизация – творчество, задача которой – стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально – художественные образы в музыкальных играх и танцах. Она одна из самых проблематичных и занимает ведущее место. Это можно объяснить следующими причинами: все народные праздники, обряды сопровождаются пением, особой общедоступностью, эмоциональным общением людей. Пение развивает эстетические чувства, художественный вкус, расширяет кругозор, обогащает словарный запас ребенка, совершенствует его речь.

Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмичные движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление, а в раннем детстве формируются ее предпосылки. Так, уже на первом году жизни теплота и задушевность пения взрослого вызывают у ребенка ответные вокализации. Вначале они связаны с речевыми интонациями. Если работа по музыкальному воспитанию ведется систематически, то дети четвертого года жизни уже могут петь несложные песни точно и эмоционально. Педагог стремится развить у детей певческое звучание, увеличить определенный объем доступных для этого возраста вокально-хоровых навыков. Детей постепенно можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению.

Смотрите так же:  Берегиня центр социальной помощи семье и детям

«В процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной». [3] Для общего художественного развития ребенка, по мнению Теплова, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность, и это «вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям». [4] Но, важно помнить, что возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены. Голосовой аппарат ребенка постоянно растет, как и весь организм. Поэтому очень важна постановка голоса. Большую роль играют музыкальные способности.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями разумеются следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. «Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмичное движение, а тембровый момент имеет хотя и очень важное, но по самому существу дела подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми и являются музыкальный слух, как звуковысотный слух, и чувство ритма». [5]

Что такое музыкальный слух? Только ли музыкантам-профессионалам нужен хорошо развитый музыкальный слух? Хороший музыкальный слух – это способность расслышать звуки, которые живут вокруг нас, это умение их различать и выбирать для общения с окружающими не только в музыкальной деятельности. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов, привлекает их человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Музыкальная деятельность и различные задания на развитии музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребенка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее. Следует также отметить, что эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создает благоприятные условия для формирования данной деятельности. Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые, привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предполагает игровые действия.

Для малышей эти занятия представляют особую ценность, воплощение одного художественного образа разными видами искусств обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей (песенка, потешка, изображение помогают полнее проникнуться определенными чувствами). Кроме того, малышам необходима частая смена, чередований действий. Формирование восприятия музыки, например, предполагает обязательное привлечение немузыкальных средств.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмичных движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Детское музыкальное творчество относится в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. Первоначальная предпосылка музыкально-ритмичных движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Дети передают в движении характер музыки (плясовой и спокойный), форму произведения (начало и окончание, смену двух частей).

На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения. В движении отражается развитие музыкального образа. Музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости. Особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми.

«Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению». [6] Сами попытки ребенка к созиданию, к самовыражению уже есть творчество.

2.3. Проблема отбора музыкального репертуара для детей младшего дошкольного возраста

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Характеристика репертуара, который рекомендуется для детского исполнительства, может быть осуществлена с учетом особенностей этой деятельности у детей. Охране детского голоса содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей младшего дошкольного возраста. Возможности выбора репертуара ограничены. Это связано с особенностями детского голосового аппарата. Дети также затрудняются в исполнении сложного ритмического рисунка мелодии, потому что младшему дошкольному возрасту присущи скромные фонетические и лексические возможности речи.

Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требований: мелодии песен должны быть простые, тематика разнообразная, но понятная детям, песни должны быть педагогически ценными, способствовать решению воспитательных и эстетических задач. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз. Это связано с особенностями дыхания ребенка. Чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, ритм мелодий должен быть простым.

«Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности,- народный фольклор – детские попевки, хороводные игры». [7] Это объясняется тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из этих песен очень удобны для детского голоса, они легко усваиваются и поются чисто, без музыкального сопровождения. Для русской песенной культуры характерно игровое начало. Лучше всего младшим дошкольникам приобщаться к певческой деятельности через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Песенные жанры русского фольклора применяются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Это только способствует приобретению опыта музыкальной деятельности. От правильного и грамотного выбора репертуара зависит исполнительское мастерство и дальнейшее музыкальное развитие.

3. Музыкальная среда и ее значение в решении актуальных проблем музыкального воспитания

Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Чтобы проектирование музыкальной среды соответствовало нормам, к ней предъявляются требования: требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

« Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития» [8] Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

3.1. Качество содержания

Содержание, разработанное с учетом возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания. Воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к певческой деятельности, исполнению музыки для игры или танца. Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

3.2. Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой. Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Смотрите так же:  Как снизить тревожность ребенка в условиях семьи

При создании музыкальных зон рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Для улучшения качества структуры необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню) . Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

3.3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной среде

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

В раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т. д. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет и в первой, и во второй младших группах определить задачи и объем навыков по каждому из них. Это играет большую роль для правильного создания музыкальной среды, которая должна быть функциональна, чтобы способствовать музыкальной деятельности детей.

Выполнение всех условий и требований при оформлении музыкальных зон помогают создать эмоциональный комфорт детей. Здесь все должно быть взаимосвязано, дополнять друг друга. Пение с музыкально-ритмичными движениями, с игрой на музыкальных инструментах, с применением наглядных пособий. Только в такой среде у детей исчезнет эмоциональная закрепощенность, и проявятся артистические способности. А сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так как способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий.

Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Организация деятельности педагога в сфере музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации процесса музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада, подчёркивается специфика музыкальных занятий и игр. Автор предлагает методические рекомендации по планированию музыкального занятия и игры на примере однокомплектной группы.
Ключевые слова: дошкольное образование, музыкальное воспитание, разновозрастная группа, специфика планирования музыкальных занятий.

Современные исследования в области дошкольного образования показывают, что результаты воспитания и обучения детей напрямую зависят от профессиональной компетентности воспитателя. Учёными и педагогами-практиками рассматриваются вопросы подготовленности воспитателей к осуществлению работы по музыкальному развитию детей, предлагаются инновационные педагогические технологии, обновляются традиционные принципы и методы музыкального воспитания, разрабатываются новые, нетрадиционные [1-3].

Однако в малокомплектных садах в сельской местности, разновозрастных группах комплексов «Детский сад-школа» в городах, группах кратковременного пребывания по месту жительства детей накопилось немало проблем, связанных с музыкальным воспитанием и развитием. Наиболее важные из них: противоречия между потребностями родителей в воспитании и обучении детей и отсутствием должной квалификации педагога, недостаточное количество учебно-методических разработок, позволяющих проводить занятия с детьми разных возрастных групп, не владение методами и приёмами организации различных видов музыкальной деятельности.

Организуя музыкальную деятельность в разновозрастных группах, целесообразно выделить и конкретизировать ведущие принципы:

принцип опоры на природную сущность ребёнка;

семейный принцип организации деятельности;

принцип синкретичности, предполагающий интеграцию различных образовательных областей, видов искусств и видов творческой деятельности детей;

принцип художественности, доступности и избирательности (отбор высокохудожественного музыкального материала с опорой на предпочтения детей);

принцип «учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры» (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.), «…предполагающий, что каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом…. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для слушания» [2, с.58];

принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки детьми, рассматривающий организацию видов музыкальной деятельности в соответствии с возможностями последующего самовыражения каждого ребёнка;

принцип опоры на «эмоционально-субъектные проявления» (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.), которые «. выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности» [1, с.7].

Работа по музыкальному воспитанию и развитию детей в разновозрастных группах и малокомплектных детских садах ведётся по таким направлениям: музыкальные занятия, музыка на праздниках, в музыкально-дидактических играх, музыка в режимных моментах детского сада, в самостоятельной музыкальной деятельности детей, музыкальное воспитание в семье. Планирование и реализация деятельности в области музыкального воспитания имеет свои специфические особенности.

Музыкальное занятие является ведущей формой музыкального воспитания и развития детей. В сельской местности большинство детских садов сталкиваются с проблемой отсутствия музыкальных руководителей, и занятия приходится вести воспитателю. Традиционным в разновозрастных группах считается типовое занятие. В него рекомендуется включать разнообразные виды музыкальной деятельности детей, использовать вокальный репертуар, «живое» исполнение и запись произведений для слушания, элементы танцевальных движений и пластическое интонирование. Музыкально-ритмические движения младших детей рекомендуется сочетать с одновременным пением старших (пластические движения в процессе исполнения песен), пение детей – вместе с пением взрослого, прослушивание младшими детьми игры на детских музыкальных инструментах – с исполнением на них произведений старшими.

Рекомендуются совместные творческие задания. Например, придумать движения к незнакомой музыке в хороводе, инсценировать знакомую песню, закончить фразу песни, сочинить музыку, изображающую явление природы (капельки дождя, шум ветра, плеск воды), подобрать тембр музыкального инструмента в музыкальной игре. С музыкальным руководителем или приглашённым аккомпаниатором воспитателю рекомендуется предварительно разучить детский репертуар и обсудить особенности исполнения музыки.

В малокомплектных группах представляют определённый интерес комплексные занятия, где сочетаются различные виды искусства. На них дети читают стихи, поют, инсценируют песни, танцуют, рисуют под музыку. Художественные занятия увлекают ребят разных возрастов, побуждают их вместе активно и творчески действовать. Комплексные занятия планируются в соответствии с программами детского сада. Однако воспитателю приходится творчески реализовать их в разновозрастной группе. Педагог должен не только знать возрастные особенности детей, специфику принципов планирования занятий, но и анализировать особенности музыкальных произведений, используемых в работе с детьми разных возрастов, определять, какие умения и навыки могут формироваться при их восприятии, разучивании, исполнении, в какой последовательности применять те или иные методы и приёмы. На занятиях можно встретить много нового: необычное сочетание видов музыкальной деятельности, своеобразие последовательности запланированных заданий, распределение обязанностей между детьми с учётом их индивидуальных особенностей и специфики организации занятий.

В процессе проведения занятий в малокомплектных группах рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры. В них развиваются не только творческие способности, но и формируются нравственные представления, чувства, переживания, осознаются оценки собственных поступков и поступков товарищей – младших и старших.

Особенности работы в малокомплектном саду определяют тематику наиболее предпочитаемых развлечений, занятий, игр, праздников: «Игра в музыкальное занятие», «Музыкальное лото», «Семейный праздник в детском саду», «Высокие и низкие звуки», «Наши мамы», «Наш детский сад», «Бубенцы и бубны», «Поймай ритм», «Где я буду играть», «Растущие цветы», «Создай свой танец», «Танец шляпы», «Спящий бубен», «Путешествие на поезде», «Повторяй мой танец», «Концерт» и др.

Многие игры проходят интересно именно потому, что участниками являются дети разного возраста. Например, в роли мамы ребёнок с большей заботой и нежностью относится к младшему, чем к своему сверстнику, проявляет заботу; в игре «Наш детский сад» старший охотно учит малыша петь песенку потому, что тот действительно этой песни не знает. В свою очередь и малыши более уважительно относятся к маме и воспитательнице, если их изображают ребята, которые старше и опытнее. Важно следить, чтобы младшие дети не превращались в тех, которых всё время только кормят и учат старшие. Необходимо создавать условия для того, чтобы они сами могли активно действовать: рассказать стихи, исполнить песню, танец или выполнять другие действия, важные для развития. Если младшие пассивны, нужен совет взрослых, какие роли можно им поручить, подсказать доступные виды деятельности. Соизмерить долю участия каждого в занятии, игре, обеспечить активность в меру возрастных индивидуальных особенностей – очень важная задача педагога малокомплектной группы.

Смотрите так же:  Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается

Остановимся на специфике планирования и проведения музыкальных занятий в разновозрастной группе. Основной путь решения этой проблемы – учёт особенностей индивидуального развития детей и разного уровня подготовки на фронтальных, коллективных занятиях. При этом подразумевается следующая организация педагогических воздействий:

а) на всю группу детей в процессе одновременного исполнения ими общей деятельности – фронтальный подход;

б) на небольшую группу детей, объединенных по принципу сходного уровня развития, — дифференцированный подход;

в) на каждого отдельного ребенка – индивидуальный подход.

Лишь в условиях правильного сочетания индивидуальных, дифференцированных и фронтальных методов и приемов на коллективных занятиях можно добиться оптимальных результатов в обучении детей. На фронтальных занятиях даются общие рекомендации, исполняются музыкальные произведения, объясняются приёмы исполнения. При дифференцированном подходе выполняются одинаковые задания группой детей (от трёх до пяти человек), объединённых по уровню развития, возрастным возможностям. Учебные задания при этом подходе одни дети выполняют сразу, другие – постепенно. Темп и качество усвоения материала детьми различны.

Приведём пример. Старшие исполняют песню, одновременно исполняя аккомпанемент на детском музыкальном инструменте. В это время младшие слушают их пение и игру. Можно предложить младшим выполнить лёгкие задания, а старшим – более сложные (например, исполнение сложной части песни). Очень часто младшие знакомятся с теми песнями, танцами, которые они должны исполнять позже. Но на данном этапе они слушают их, смотрят, как исполняют старшие и сами активно участвуют (хлопают в ладоши во время танца, выполняют посильные движения, играют). В свою очередь, старшие при исполнении младшими песен, танцев, игр также участвуют в тех или иных видах деятельности (поют песни, под которые двигаются малыши, оценивают качество их исполнения). При индивидуальном подходе педагог предварительно знакомится с индивидуальными музыкальными достижениями и уровнем музыкального развития детей. Задачей индивидуально-дифференцированного подхода является обеспечение каждому ребёнку определённой индивидуальной нагрузки с одновременным освоением требований программы. В разновозрастных и ночных группах занятия конструируются с учетом содержания материала, соответствующего возрастным особенностям подгрупп, а также возможностей дошкольной образовательной организации.

Основные виды музыкальных занятий, которые рекомендуется проводить в малокомплектных группах, следующие:

– занятие начинается со всеми детьми одновременно, а заканчивается в разное время. Постепенно уходят на прогулку дети младшего, затем среднего, а потом старшего возраста;

– на занятия дети приходят в разное время (сначала старшие, затем средние и последними младшие). Проводится такое занятие обычно после завтрака. По его окончании дети разных возрастов уходят на другие занятия одновременно;

– занятие начинается и заканчивается сразу со всеми детьми; его содержание рекомендуется планировать таким образом, чтобы для одной подгруппы материал занятия был новым, а для других – знакомым. Младшие дети наблюдают деятельность старших и принимают в ней участие в силу своих возможностей. Так как в данном случае дети младшего возраста развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков, с ними рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия по 3-4 минуты два-три раза в неделю;

– воспитатель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно помощник воспитателя проводит занятие по изобразительной деятельности с другими подгруппами или игры спокойного характера. При такой организации выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно проходит процесс музыкальных занятий в сельских дошкольных организациях. На занятиях по развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности воспитатель имеет возможность работать с подгруппой детей. Остальным детям предоставляется право самостоятельно выполнять задания или поиграть в уголке. На музыкальном занятии работа в подгруппах планируется иным образом. Звучание музыки не располагает к самостоятельной игровой деятельности, не связанной с содержанием занятия. Дети неизбежно будут прислушиваться к пению, звучанию музыкальных произведений, радостному оживлению во время игр. Обычно в малокомплектных детских садах нет специального музыкального зала, и занятия проводятся в групповой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия и планирование более раннего ухода детей младшего и среднего дошкольного возраста (для сбора на прогулку). Однако, есть отрицательные стороны в реализации данного подхода: одетые дети могут ожидать воспитателя и старших детей несколько минут, что нежелательно в холодное время; воспитатель с ними выходит в раздевальную комнату, и тогда он пропускает часть занятия со старшими.

Следовательно, педагог не видит, как идет процесс музыкального развития детей, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку повторно прослушать на других занятиях или включить в программу вечеров развлечений и в творческие игры.

Рассмотрим планирование музыкального занятия на примере однокомплектной группы.

Воспитатель заранее распределяет детей на три возрастные группы: первая подгруппа – два-четыре года; вторая подгруппа – дети четырёх-пяти лет, третья подгруппа – пять-семь лет. Первая подгруппа будет обозначаться буквой А, вторая – буквой Б, третья – буквой В. Последовательность и репертуар занятий взяты условно. Педагог может планировать другие произведения.

«Марш» М. Красева – вход под музыку (все подгруппы), далее подгруппы Б и В маршируют самостоятельно, подгруппа А идёт за воспитателем и делает остановку вместе с ним у противоположной стены. С окончанием музыки дети подгруппы А садятся на стулья около стены, а подгрупп Б, В перестраиваются в колонны. Далее подгруппы Б, В делают различные гимнастические упражнения (руки вверх – к плечам, в стороны – к плечам; энергичные взмахи руками и т.д.), дети подгруппы А, сидя на месте, смотрят, слушают музыку и хлопают в ладоши.

«Пружинка» под музыку русской народной мелодии – дети всех групп плавно приседают, делая лёгкие прыжки на месте. Звучит музыка, и дети подгрупп Б, В самостоятельно показывают движения. При повторении пьесы все дети выполняют упражнение.

«Дождик» Г. Лобачёва – все дети слушают пьесу лёгкого, подвижного характера. Педагог читает стихи о дождике, исполняет пьесу, показывает игру на металлофоне. Группа В исполняет звуки на металлофоне. Остальные дети слушают. Затем воспитатель читает народные потешки.

«Урожай собирай» А Филиппенко – исполнение знакомой песни, с динамическими оттенками (группа В). Группа Б поёт припев, группа А – подпевает. При повторном исполнении запев поют дети подгруппы В, припев – подгруппы Б. Затем поют по одному дети подгруппы В. Каждый поёт один куплет. «Цветные платочки» Т. Ломовой – передавать движениями музыку различного характера (Б), ходить под музыку парами (А, Б). Воспитатель раздаёт детям подгрупп А, Б бумажные цветы разных цветов. Под музыку выходят дети из подгруппы Б с цветами (например, красными) танцуют. Остальные хлопают в ладоши. Затем дети подходят к малышам (А), имеющим такие цветы, гуляют с ними парами. Игра повторяется с другими детьми, у них цветы жёлтого и белого тонов. В конце занятия педагог читает стихи.

Примерное планирование содержания игры «Растущие цветы» для детей разных возрастов.

Задачи: развитие умения наблюдать, навыков восприятия музыки, повышение заинтересованности участников быть активными в игре.

Наглядные пособия средства ТСО: записи музыки, музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка на палках.

Звучит спокойная классическая музыка, рекомендованная ассоциацией детских педагогов-психологов в обработке детских музыкальных инструментов. Все слушают. Вместе со звучанием музыкального инструмента цветы (которые держит кто-то из взрослых, невидимый для детей) постепенно появляются из-за ширмы. Когда музыка стихает, цветы перестают «расти». Если музыка звучит громко и быстро, цветы снова начинают «расти» быстрее. Когда цветы «вырастают», все начинают танцевать или изображать «увядание» цветка. Характер исполнения последней части зависит от характера звучащей музыки в записи или в «живом» исполнении на музыкальных инструментах.

В заключение следует отметить важность проблемы музыкального воспитания в разновозрастных группах. Дети, которые посещают дошкольные образовательные организации в сельской местности, не должны отставать в развитии от своих сверстников и быть готовыми к обучению в школе. Формирование личности ребёнка зависит от мастерства воспитателя-педагога, методиста, заведующего и умелой организации педагогического процесса. Учёт данных факторов поможет добиться значительных успехов в музыкальном развитии дошкольников.

Ссылки на источники

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 4-14.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 56-66.
  3. Спирина Н.В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Научно-методическая работа. СПО. – 2008. №7. – С.48-49.

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 4-14.

2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 56-66.

3. Спирина Н.В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Научно-методическая работа. СПО. – 2008. №7. – С.48-49.

Другие статьи

  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Когда я вернулся домой дети уже спали Past Perfect. Прошедшее совершенное время в английском языке Это прошедшее совершённое время. Мы говорим, что какое-то событие в прошлом произошло до какого-то определённого момента в прошлом: Она уехала до первого мая. Они купили этот дом ещё до войны. в предложении […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Наглядные методы воспитания и их применение в доу Методическая разработка по теме: методы и приемы использующиеся в детском саду методы и приемы Предварительный просмотр: Методы и приемы: 1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского […]
  • Гиоксизон мазь инструкция по применению для детей ГИОКСИЗОН (GIOXYSON) инструкция по применению Владелец регистрационного удостоверения: Активные вещества Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав Гиоксизон Мазь для наружного применения желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарагидроксибензоат 0.2 […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]