Групповое родительское собрание старший дошкольный возраст какой он

Протокол родительского собрания в детском саду

группового родительского собрания в старшей группе № 10

от 13 ноября 2012 г.

Тема: Адаптация ребёнка в детском саду.

Присутствовало: 17 человек

1. Адаптация ребёнка в детском саду (Консультация, воспитатель Игнатенко О.Д.)

2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (Доклад, памятка воспитатель Игнатенко О.Д.)

3. Задачи воспитания и обучения детей старшей группы на 2012 – 2013 учебный год (Доклад, воспитатель Игнатенко О.Д.)

4. Соблюдение режима и правил детского сада (Сообщение, воспитатель Игнатенко О.Д.)

5. Выборы родительского комитета

1.По первому вопросу слушали воспитателя группы Игнатенко Ольгу Дмитриевну с консультацией «Адаптация ребёнка в детском саду». В своём приветственном слове она поздравила родителей с началом нового периода в их жизни и жизни их детей – периода посещения детского сада. Она рассказала, какие проблемы испытывают родители при поступлении ребенка в детский сад. Воспитатель обратила внимание родителей на то, какие условия необходимы для успешной адаптации, как правильно сформировать у ребенка положительный настрой.

(Текст консультации находится в папке «Материалы к родительским собраниям»)

Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, задать вопросы.

В прениях выступили Игнатенко Т.А. с вопросом «Как правильно реагировать на плачь ребенка при входе в детский сад?» и Багаева И.В. с вопросом «Нужно и можно ли брать ребенку с собой игрушки из дома в детский сад?» Родители получили ответ воспитателя на свои вопросы.

2. По второму вопросу слушали воспитателя группы Игнатенко Ольгу Дмитриевну с докладом «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель рассказала родителям о возрастных особенностях детей среднего дошкольного возраста. Родителям были розданы памятки «Что должен знать и уметь ребёнок к пяти годам».

(Текст доклада и памятка находятся в папке «Материалы к родительским собраниям»)

3. По третьему вопросу слушали воспитателя группы Игнатенко Ольгу Дмитриевну. Она рассказала о задачах воспитания и обучения детей средней группы на 2012 – 2013 учебный год. Воспитатель нацелила родителей на совместную работу детского сада и семьи.

(Текст доклада находится в папке «Материалы к родительским собраниям»)

3. По четвёртому вопросу слушали воспитателя группы Игнатенко Ольгу Дмитриевну. Она напомнила родителям о необходимости соблюдения режима и правил детского сада: своевременная оплата за детский сад; приход в детский сад без опозданий; обязательное и своевременное предупреждение о причине отсутствия ребёнка в детском саду; наличие сменной одежды и обуви, формы для занятий физкультурой и посещения бассейна; недопустимость приноса в детский сад продуктов питания, домашних игрушек.

5. По пятому вопросу выступила воспитатель группы Игнатенко Ольга Дмитриевна. Она предложила родителям группы избрать членов родительского комитета. Самовыдвижением были предложены кандидатуры: Багаева И.В , Василенко Л.А., Тяглова М.А. В результате открытого голосования родителей группы эти кандидатуры были единодушно утверждены, председателем родительского комитета избрана Багаева И.В.

6. В заключительной части собрания родителям было предложено задать интересующие их вопросы., на которые они получили ответы воспитателя.

1. Сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми; обратить особое значение в период адаптации на такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

2. Принять к сведению содержание памятки «Что должен знать и уметь ребёнок к пяти годам» и доклада «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста».

3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для образования, воспитания и всестороннего развития детей в сложившимся коллективе.

4.Соблюдать режим и правила детского сада.

5. Утвердить список членов родительского комитета.

6. Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Конспект родительского собрания в старшей группе » Возрастные особенности детей 5 лет»

Цель данного собрания- рассмотреть с родителями возрастные особенности детей 5 года жизни, помочь родителям в ввоспитании дошкольников в семье, научить родителей наблюдать и помогать своему ребёнку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания в старшей группе » Возрастные особенности детей 5 лет»»

Конспект родительского собрания:

«Возрастные особенности детей 4–5 лет».

Гр. «Сказка» Воспитатель :Нескородова ИН

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Участники: воспитатели и родители.

1. Вступительная часть.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.

3. Особенности образовательного процесса в средней группе.

4. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

5. Выборы нового состава родительского комитета.

6. Коротко о разном.

Подготовка статьи о возрастных и индивидуальных особенностях детей 4-5 лет; выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год.

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Хотим поздравить вас с новым учебным годом. Детки ваши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада. Наши дети выросли и стали на год взрослее. За этот год дети многому научились. Они подросли, окрепли, стали более самостоятельными. А еще они стали очень любознательными.

С принятием ФГОС, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако, это не означает, что детский сад должен научить ребенка читать и писать к моменту поступления в школу. Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель – не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Поэтому, не удивляйтесь, когда на ваш вопрос: «Какое у тебя сегодня было занятие?» получите ответ: «Ни какого». Именно играя, мы и наблюдаем, и беседуем, и лепим, и трудимся.

Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.
Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищенно, чувствовал себя любимым и неповторимым. Мы прикладываем немало усилий, чтобы дети могли выбрать какой-то уголок групповой комнаты для игры. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.
Дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всем и мы разделяем их чувства.

Надеемся, что так же плодотворно, мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний, и таким же прекрасным коллективов подойдем к нашему конечному пункту – это к выпуску в школу.

Вначале, нашего собрания, хотим выразить благодарность родителям, которые активно принимали участие в жизни группы – наш родительский комитет. Спасибо вам большое за помощь. А также всем родителям, которые всегда приходили нам на помощь и принимали активное участие в ремонте группы и площадки. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

Воспитатель: А знаете ли вы, уважаемые родители, что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития.

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития. ( В.В.Гербова)

Особенности образовательного процесса в средней группе.

Уважаемые родители. Убедительная просьба, приводить своих любимых детишек вовремя в детский сад, без опозданий. С утра проходит беседа тематическая неделя, потом зарядка или репетиция к утреннику. Многие детишки опаздывают на завтрак и на занятия. Если вы опоздали и пришли во время занятия, подождите пока закончится занятие в раздевалке. В этом году мы будем продолжать заниматься физкультурой и музыкой и для этого детям необходима спортивная форма и обувь и чешки.

Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

Наш сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.

В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.

Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:

Памятка для родителей: «Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет»

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Употреблять предложения с однородными членами;

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать «вежливые» слова;

Иметь представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;

Лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.

Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка.

Смотрите так же:  Как уложить спать двух детей

Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

Ребенок может придерживаться установленных правил.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.

У детей наблюдаются споры, капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает.

Советы родителям детей 5-7 лет.

С уважением относитесь к своим детям, их фантазиям. Различайте вранье, защитное фантазирование и просто игру воображения.

Развивайте таланты ребенка, поддерживайте его в его стремлениях.

Учитесь устанавливать границы дозволенного там, где желания ребенка вредны для него самого или окружающих, но будьте внимательны к адекватным желаниям.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, разбирайте вместе все ситуации, которые происходят при их общении.

Организуйте отдых всей семьей, обсудите свои планы на отдых вместе с ребенком.

Постепенно снижайте контроль и опеку над ребенком, позволяя ему самому ставить перед собой задачи и решать их, но не забывайте поддерживать его в случае возникновения проблем, вместе разбирайте причины неудач.

Чаще просите ребенка о помощи, а не требуйте ее, это развивает и укрепляет его «взрослую» позицию.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных» вопросов. Отвечайте на них ясно и максимально просто, не усложняя и не распространяясь. Помните: отсутствие информации по этой теме ведет к ненужным фантазиям и не здоровому интересу. Запаситесь детской литературой на эту тему соответственно возрасту ребенка.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии со своими представлениями, в том числе и религиозными.

Помогайте ребенку справляться со страхами, не осуждая и не стыдя его. Внимательно выслушайте его, посочувствуйте. Поддерживайте ребенка, будьте рядом с ним в моменты обострения его страхов, но постепенно предоставляйте ему возможность самому справляться с ними.

Будьте главным помощником ребенка в адаптации к школьной обстановке. По возможности выясните требования, отношение к детям в той школе, где предстоит учиться вашему ребенку. По возможности водите его на подготовительные курсы в его будущую школу. Идеально, если подготовку будет вести тот учитель, к которому потом пойдет ребенок. Это поможет вашему ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям, заранее завести себе друзей и привыкнуть к новому коллективу.

Не торопитесь с походом в школу, если вы видите, что ребенок психологически не готов к этому. Отсутствует интерес к учебной деятельности, рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, умения сосредоточиться на 35-40 минут.

Постройте режим дня ребенка так, что бы у него оставалось время на отдых, игры, прогулки, занятия любимым делом.

Помните, любые ваши оценки в адрес ребенка влияют на его самооценку. Оценивайте лишь действие или поступок ребенка, а не его личность в целом.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка по любым вопросам, этим вы развиваете в нем умение самому оценивать свою деятельность.

Вы должны осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы в школе не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией.

Возрастные особенности старших дошкольников

Терашкович Алла Ивановна

МБДОУ д\с «Детство»

Возрастные особенности старших дошкольников.

В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.

Л. С. Выготский рассматривал возраст как определённую ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, изменяется и перестраивается сам ход развития.

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.

Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте – при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова). К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень.

Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Дети мыслят, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходят к некоторым общим понятиям.

Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы) .

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка.

Важнейшие из них:

— потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

— потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

— потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка.

Общение со взрослыми развёртывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь.

При организации процесса включения в активную познавательную деятельность шестилеток необходимо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена».

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и её сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребёнка с взрослым (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает личностное общение.

Анализ мотивов общения у детей старшего дошкольного возраста показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем даже у младших школьников. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

В соответствии с программами воспитания в детском саду, дети старшего дошкольного возраста учатся понимать задачу, которую ставят перед ними взрослые, овладевают некоторыми навыками и умениями её выполнения.

Важным компонентом предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших дошкольников она только начинает развиваться. Умение оценивать результат своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это лепка, рисование, аппликация и др. дети этого возраста способны сравнивать свою работу с работой других, видят свои удачи и промахи, задумываются, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление.

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нём правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идёт по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А. Н. Леонтьев, как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. В этот период осуществляется подготовка детей к школе. Основная задача подготовки – в их общем развитии. Необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать детей к различным практическим действиям.

Различные исследования детей-шестилеток показали, что у них несколько затруднён переход от внешнего плана действий во внутренний. Поэтому необходима тщательная отработка действий во внешней форме. Это, прежде всего, относится к развитию мышления.

Рассматривая проблемы формирования наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддъяков отмечает: «Одним из важнейших моментов этапа материального действия является формирование у детей полных и точных представлений о произвольном действии и его результатах».

Исследования психологической готовности к школьному обучению детей шести- и семилетнего возраста показывают, что семилетние дети более готовы к включению в учебный процесс.

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умение пользоваться анализом, синтезом, сравнением.

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. -М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2000.-416с.

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. — М. : Просвещение, 1987.- 320с.

3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М. : педагогика, 1984.-128с.

4. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б. – М. : Просвещение, 1984.-350с.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми. 2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. 3. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения.

Оборудование: Клубочек с нитками, цветик-семицветик на каждого родителя, фломастеры, листочки с вопросами, на каждого родителя. Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые родители! Собрались мы сегодня с вами в начале нашего учебного года. Я хотела бы с вами сегодня поговорить о возрастных особенностях детей нашего возраста (Доклад в приложении) В ходе проведения собрания происходит открытое общение между присутствующими родителями и педагогом группы. Происходит сравнительный анализ успехов и достижений детей средней группы и оглашение дальнейших задач воспитания и обучения детей на новый учебный год. Я бы хотела еще сегодня поговорить конкретно наших детках., о их достижениях, проблемах. Я всегда повторяю и буду говорить, что мы с вами одна дружная, крепкая семья. И это мы сейчас с вами увидим. Игра»Клубочек» Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: : «Что вас радует в вашем ребенке? » (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)

Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети. Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос: «Что огорчает вас в вашем ребенке? »(родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.) Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения А как мы их любим, А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.! Вот сейчас мы с вами поиграем в игру» Цветик семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками)

Игра «Цветик- семицветик» — Перед вами цветик – семицветик. представьте, что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке — имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи. 3 .Ну, а сейчас мы узнаем как вы знаете своих деток. (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают. 1. До скольки ваш ребенок может считать? 2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы думаете? 3. На ваш взгляд, ваш ребенок ориентируется в частях суток? 4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания? 5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение? 6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку? 7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям? 8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию? 9. Как вы думаете ваш ребенок вежливый? 10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше — меньше, короче, одинаковые) 11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях? 12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал? 13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности? 14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? Что лепит дома? 15. Чем ваш ребенок информирует придя из детского сада? 16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук? 17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика? 18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу). Примерные комментарии педагога. — в старшей группе дети будут учиться считать в пределах 10 (может и дальше) ; — будут уметь правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; — дети 5-6 лет будут учиться сравнивать предметы на глаз (по ширине, высоте) ; — в сравнении с прошлым возрастным этапом, дети будут размещать не 3-5 предметов, а 7-10 предметов в порядке возрастания и убывания; — будут знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; — дети старшей группы смогут назвать текущий день; — будут учиться определять жанр произведения: учится запоминать любимых детских писателей, будем побуждать интерес детей к объемным произведениям (которые читаются по главам) ; — старшие дошкольники будут учиться читать по ролям стихотворения и драматизировать небольшие произведения. (В ходе проведения собрания происходит открытое общение между присутствующими родителями и педагогом группы. Происходит сравнительный анализ успехов и достижений детей старшей группы и оглашение дальнейших задач воспитания и обучения детей на новый учебный год.) О разном: 1 Выбор родительского комитета. 2. Отчет родительского комитета за прошедший год. 3. Пожелания родителей воспитателям и администрации детского сада Приложение. Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет). Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых) .Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи. Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические. К интеллектуальным чувствам можно отнести: • Любопытство; • Любознательность, • Чувство юмора; • Удивление. К эстетическим чувствам относится: • чувство прекрасного; • чувство героического. К моральным чувствам можно отнести: • чувство гордости; • чувство стыда; • чувство дружбы. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом. Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» — позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова). Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.

Смотрите так же:  Сенсорное развитие детей раннего возраста конспект занятия

Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) .

4. Информационный этап проведения собрания

В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представляет родителям нового воспитателя .

Затем внимание присутствующих обращается на программу родительского собрания.

Родители информируются о режиме дня группы, содержании образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании занятий, об организации дополнительных образовательных услуг (платных и бесплатных, номерах контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей .

Родителям раздаются памятки «Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет) » и «Правила для родителей».

5. Представление специалистов

Данный этап проведения собрания заключается в представлении присутствующих узких специалистов. Во время их выступления обсуждаются :

. краткая характеристика особенностей работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников .

. необходимые принадлежности для занятий .

6. Внесение изменений и дополнений в анкеты

После выступления всем родителям предлагается внести свои изменения в анкету (указать новое место работы, адрес, домашние и рабочие телефоны и т. п.) .

7. Выборы родительского комитета группы

8. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов первого родительского собрания сообщается о времени проведения следующего родительского собрания .

9. Примерное решение родительского собрания

Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях —

1раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания -17

Председателем родительского комитета группы избрать (Ф. И. О.)

Принять к сведению содержание памятки » Возрастные особенности

развития детей 5-6 лет. «

Принять к исполнению «Правила поведения в дошкольном

Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом,

стремясь к выполнению главной задачи -созданию благоприятного

климата для образования детей в сложившемся коллективе.

Принять к сведению содержание памятки «Приглашаем к

Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он? »

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение) . И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.) .

1. Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.

2. Особенное развитие получают нравственные чувства –Нравственное развитие дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила .

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость .

3. Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Формируются основные черты характера ребенка, «Я»-позиция. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

4. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка .

5. Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка .

1. Родители являются основным источником жизненного опыта.

2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания .

3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения .

4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка .

5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе .

6. Причиной серьезных нарушений поведения детей являются:

Борьба за внимание

Борьба за самоуважение

Потеря веры в собственный успех

Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными.

7. Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка.

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и непродолжительный характер.

Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!

Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:

•развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;

•воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;

•расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;

•воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;

•формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;

•развивать связную речь детей;

•совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;

•воспитывать у детей навыки коллективного труда

•развивать произвольное управление детей своим поведением.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И М Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может») С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речью Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года) . Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.) . Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет) . Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества.

Смотрите так же:  Бродильная диспепсия у ребенка симптомы

Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры) . При рисовании активизируются процессы мышления и представления Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет) Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений от диффузных, в первые месяцы жизни, до высококординированых действий, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Высокая активность является одним из главных источников познания окружающего мира.

В дошкольном возрасте еще не закончено окостенение скелета, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформациям, так как по сравнению со взрослыми, костная система богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей. Активный двигательный режим, как отмечал еще П. Ф. Лесгафт, во многом содействует развитию костно-мышечной системы.

Окостенение происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая, из 206 костей скелета продолжает изменяться по форме, размерам и внутреннему строению.

Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника) . Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный, но неравномерный характер. В возрасте 4-7- лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%.

Общая масса мускулатуры ребенка составляет 20-22% по отношению к массе тела, то есть в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы имеют волокнистую структуру и по мере роста, наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Слабо развиты сухожилия, фасции, связки.

Брюшной пресс развит слабо и он не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Из-за расслабления волокон могут образовываться пупочные грыжи.

У мальчиков 6-ти лет слабо развить паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки из-за возможного образования паховых грыж. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее, что может привести к нарушению осанки.

Слабо развиты мелкие мышцы кисти. Мышечная масса нижних конечностей, по отношению к массе тела увеличивается интенсивней.

У мальчиков при рождении более высокие морфологические показатели (мышечная сила, жизненная емкость легких) , которые сохраняются до полового созревания.

Дыхание у детей частое и поверхностное. Бронхиальное древо еще недостаточно сформировано, грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Дыхательный объем у ребенка в 3-5 раз меньше, чем у взрослого.

Из-за неглубокого дыхания и большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. При относительно небольшой мощности дыхательной системы для первых лет жизни характерна повышенная потребность в кислороде, в связи с активными обменными процессами.

Состав и количество крови ребенка отличается от взрослого человека. Количество крови относительно массы тела в 6-7 лет составляет 10% ( у взрослого человека 5-8-%) Минутный объем крови в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшой размер сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый объем крови, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов- низкий уровень артериального давления.

Преобладание симпатических влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Частота пульса лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях. Частота пульса в покое 100 уд/мин

Существенную роль в этой диспропорции играет физическое воспитание, содействуя активизации дыхательной функции, укреплению дыхательной мускулатуры, улучшению функций кровообращения, сердечно-сосудистой системы.

В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается утомление.

А. Н. Крестовников в «Очерках по физиологии физических упражнений» отметил «При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми. Зрительными областями, осуществление сложнейших отношений с той средой, в которой происходит занятие гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия тела в покое и в движении проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи, туловища и конечностей, а также кинестетической и зрительной афферентных систем, объединенных корой головного мозга.» Исходя из вышесказанного при формировании правильной осанки используются следующие мероприятия:

Для стимуляции зрительной афферентной системы– работа у зеркала с постоянным зрительным контролем правильной осанки.

Для стимуляции тактильной и кинестетической афферентной системы

Упражнения у вертикальной плоскости — упражнения у стены без плинтуса – касание пятью точками: головой, межлопаточной областью, ягодицами, икроножными мышцами и пятками.

Для стимуляции проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи удержание на голове различных предметов (мешочка с песком) стоя и в движении

Для стимуляции вестибулярного аппарата и мозжечка- упражнения на возвышенной опоре и уменьшенной площади (упражнения на скамье, бревне, на канате, лежащем на полу)

Для стимуляции мышечно-суставного чувства – воспроизведение правильной осанки по памяти, по сигналу, с закрытыми глазами.

Для стимуляции второй сигнальной системы – воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению

Процесс формирования навыка правильной осанки протекает в следующей последовательности:

Образование двигательного стереотипа. То есть автоматизация правильной осанки

Появление чувства осанки умение удерживать правильную осанку в любых условиях

К концу учебного года дети подготовительных к школе групп (7 лет) проходят все этапы, дети 6-ти лет этапа «чувства осанки» еще не достигли. Работа над этим должна продолжаться

Цель начального периодаобучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Занятия начинаются с беседы об осанке, как важно коррегировать осанку не только из эстетических соображений, но и для нормального функционирования внутренних органов. Осанка сложный двигательный навык и изменить его, сформировать правильный стереотип движений и положений разных частей тела задача нелегкая, поэтому нужно было довести до автоматизма привычку к правильному расположению отдельных частей тела по элементам, а потом соединять их в единое целое.

Мы обучали правильно принимать исходные положения лежа на спине, на животе, сидя, стоя. В исходных положениях сидя и стоя работа сначала идет над постановкой стоп, а затем уже объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Кроме того в основной части занятия выполняются упражнения на самовытяжение, общеразвивающие, дыхательные, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Основной период – тренирующий – выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, самовытяжения, все разумеется, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника.

Заключительный период- предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений.

Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению навыка правильной осанки решается следующими средствами:

— разъяснительная работа с родителями по вопросам режима дня и условий работы и отдыха.

— систематические беседы с детьми об укреплении мышц, как необходимом условии для восстановления правильного положения тела и воспитании координации движений. Кроме упражнений мы используем ритмические движения, задержки в определенных положениях, включение отягощений и сопротивлений.

-Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений на точность движений и подвижных игр.

Для совершенствования психофизических качеств в основном используются танцевальные элементы и подвижные игры.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста | Физкульт УРА

Submitted by admin on пн, 24/08/2009 — 6:08pmОпубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  1. новорожденный — первые 4 недели жизни;
  2. грудной (младенческий) — до 1 года;
  3. ранний детский — от 1 года до 3 лет;
  4. дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.) .

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%.

Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание) .

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила.

Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет.

Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

Автор в розыске.

Другие статьи по теме:

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи.

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. — М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: — закрепить знания детей о народных промыслах; — упражнять в правильном назывании предметов того или ин.

Безопасность детей дошкольного возраста

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг.

Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей.

Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с.

Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у.

Другие статьи

  • Можно ли укрывать ребенка одеялом при высокой температуре Можно ли укрывать ребенка одеялом при высокой температуре Когда пора сбивать температуру? Когда пора сбивать температуру? Сообщение умис » Пн мар 17, 2014 15:25 Сообщение Syringa » Пн мар 17, 2014 16:10 Сообщение умис » Пн мар 17, 2014 16:14 Сообщение Syringa […]
  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Результат поиска Доп.точки доступа: Кенеман, А. В. Экземпляры всего: 79ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Свободны: ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Доп.точки доступа: […]
  • Жулебино развития детей Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара" Куранина Надежда Михайловна Контакты руководителя Куранина Надежда Михайловна Адрес электронной почты: Зейналова […]
  • У 6-ти месячного ребенка температура кашель У 6-ти месячного ребенка температура кашель Сообщение NetOff » Вт янв 03, 2012 00:54 Здравствуйте! Очень рада, что смогла найти этот форум. Долго читала, изучала все созданные темы и рекомендации КОЕ, но все равно остались вопросы. Буду очень благодарна, если […]
  • Сколько раз должен просыпаться 5 месячный ребенок за ночь Дорогие мамочки, сколько просыпается за ночь ваш 4-6 месячный малыш? Мой 5-месячный малыш может проснуться ночью до 6 раз. Очень устала. Еще не было ночи, когда бы я выспалась более-менее. А как у вас? Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран […]