Ходить при депрессии

Депрессия: почему она возникает и как нужно лечиться?

Депрессия – это не просто продолжительное плохое настроение. Это психическое расстройство, которое нужно лечить.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по всему миру от депрессии страдают более 300 миллионов человек разных возрастов. Тяжёлые формы депрессии приводят к самоубийству. Это делает депрессию особенно опасной для молодёжи: самоубийство находится на втором месте среди причин смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. Кроме того, депрессия является главной причиной инвалидности. Informburo.kz рассказывает о том, почему депрессия – это болезнь, в чём её причины и как с ней бороться.

Депрессия – проблема, о которой нельзя молчать

Депрессия – это не просто продолжительное плохое настроение. Это психическое расстройство, то есть заболевание, которое нужно лечить. Известны эффективные способы лечения депрессии, но по данным ВОЗ, такое лечение в мире получают менее половины тех, кто от неё страдает. А в некоторых странах лечение получают менее 10% заболевших. Одна из причин этой ситуации – социальная стигматизация, то есть навешивание ярлыков. В обществе существует множество стереотипов, которые заставляют людей скрывать свою депрессию:

  • «Это – слабость, говорить о которой стыдно».
  • «Такие люди никому не нужны, никто не хочет быть с психами».
  • «Меня будут считать буйным, я не смогу жить как прежде».
  • «Мне никто не поверит, надо мной будут только смеяться»;
  • «Я снова буду слушать, что просто хочу пострадать, ведь я не похож на депрессивного человека».
  • «Мне страшно, что я схожу с ума».
  • «Меня уволят с работы, если узнают о депрессии».
  • «Меня закроют в лечебнице или заставят принимать антидепрессанты – это страшно».
  • «Вдруг это неизлечимо».

Люди молчат и скрывают своё состояние. Им нужна помощь и лечение, которого они не получают. Ведь не всегда организм способен самостоятельно справиться с болезнью, она может прогрессировать и приводить к печальному итогу.

Но в сентябре 2017 года люди стали открыто рассказывать в социальных сетях о депрессии: появился флешмоб Face of Depression (в русскоязычном сегменте также используется название «Лицо депрессии» и «У депрессии нет лица»). Флешмоб начался после того, как 16 сентября Талинда Беннингтон выложила видео в своём «Твиттере». На видео её муж – известный солист группы Linkin Park Честер Беннингтон – за 36 часов до того, как он повесился. Честер и его сын едят конфеты с разными вкусами: попадаются с «нормальным» вкусом, например, клубники и банана, или противные вроде грязных носков и протухшего яйца. Честер смеётся и выглядит счастливым. Талинда Беннингтон хотела показать, что у депрессивного человека нет особого выражения лица или характерных признаков, по которым окружающие могут понять, что ему плохо.

This is what depression looked like to us just 36 hrs b4 his death. He loved us SO much & we loved him. #fuckdepression #MakeChesterProud pic.twitter.com/VW44eOER4k

— Talinda Bennington (@TalindaB) 16 сентября 2017 г.

Флешмоб набрал обороты: люди делятся своими фотографиями и историями о депрессии с хештегом #faceofdepression. Трудно поверить, что многие из этих улыбчивых людей вскоре после этой фотографии попытаются совершить самоубийство.

Однако в интернете появилось много историй, которые только путают тех, кто хочет разобраться в проблеме. Фотограф Лиза Жакова с биполярным расстройством (форма депрессии) рассказала в интервью журналу Psychologies: «Про депрессию много пишут и говорят, но реально полезных текстов, из которых действительно можно что-то узнать и понять, очень мало – за всё время я таких прочитала всего два, наверное. При этом ничего полезного нет не только для здоровых людей, но и для людей, знакомых с депрессией не понаслышке… Мне кажется, что флешмоб излишне романтизирует эту историю. Это неправильный посыл, потому что это не помогает бороться с депрессией. Человеку в депрессии часто нужна помощь кого-то близкого, чтобы он хотя бы решил обратиться к врачу со своей проблемой».

Симптомы: как понять, что это – депрессия

Выявить депрессию бывает сложно, потому что нет специфических симптомов, точно указывающих именно на депрессию. Информационные бюллетени ВОЗ указывают основными следующие симптомы: подавленное настроение, тревога и страх, безразличие к происходящему, быстрая утомляемость, потеря способности концентрировать внимание и даже физическая боль.

Участники флешмоба рассказывали, как они себя чувствовали во время депрессии. И хоть они отмечали общие симптомы, они у всех проявлялись по-разному.

«Я просто почти полгода не выходила из дома, хотя каждый день собиралась это сделать».

» Я физически чувствовал сильнейшее угнетение, как бывает при отравлении. Было ощущение погружения в бесконечный чёрный колодец, отстранённости от всего мира. Причём это казалось единственной сутью жизни и почему-то было почти неважно, что это потом пройдёт».

«Вкус у еды пропал. Было неважно, ел ты или нет. И спал ли вообще – тоже».

Подробные истории рассказали участники флешмоба изданию «Медуза».

«Организм окончательно истощил все ресурсы, боль стала по-настоящему невыносимой, от неё невозможно было отключиться или отвлечься. Болело сердце – не орган, а то место, за которое люди хватаются, когда происходит что-то неожиданное, и солнечное сплетение, такая мучительная, долгая боль. Я плакала, засыпала на пару часов, снова плакала, засыпала, – и так, кажется, сутки или больше».

«Психиатр предложила мне лечь в больницу, но я была категорически против. Через два дня депрессия усилилась настолько, что я даже не могла ходить и есть, – и меня госпитализировали, поскольку мне было уже всё равно. В больнице у меня наступила дереализация, то есть потеря связи с реальностью. Я впервые почувствовала, что у меня нет души, есть только тело, которому нужно только пить воду и курить иногда. У меня исказилось внешнее пространство, коридор до туалета казался длиной четыре километра. Когда друзья и врачи говорили, что я выздоровею, мне казалось, что это как полететь на Марс. Я спала по 20 часов, но сон не давал никакого облегчения».

Почему развивается депрессия

Депрессия может быть реактивной или эндогенной. Реактивная (от слова «реакция») возникает как ответ на внешнюю причину: тяжёлые жизненные ситуации, утраты, продолжительный стресс.

Эндогенные депрессии не имеют выраженных внешних причин для их возникновения, то есть происходят «внутри психики». Основная причина таких депрессий – гормональная. Работа нервной системы сильно зависит от гормонов. К ним относятся серотонин, норадреналин и дофамин. Их недостаток способствует развитию депрессивных состояний и навязчивых расстройств.

Серотонин, норадреналин и дофамин выполняют и другие функции в организме. Например, серотонин облегчает двигательную активность и регулирует тонус сосудов. Это объясняет, почему при депрессивных расстройствах многие отмечают, что им тяжело просто встать с кровати или дойти до туалета. А ещё серотонин координирует роды у женщин: влияет на сокращение мышц стенок матки и подготавливает родовые пути. При этом о послеродовых депрессиях до сих пор говорят как о какой-то блажи или «ненормальности» женщины.

Депрессию подразделяют на 3 типа в зависимости от тяжести течения заболевания: лёгкую, умеренную и тяжёлую. Кроме того, депрессия, как и любая болезнь, может прогрессировать. И это главная причина, почему её нельзя стыдиться, а нужно лечить. Особенно если депрессия возникла из-за нехватки гормонов: чтобы помочь, нужно устранить причину болезни.

Что делать, если у вас или ваших близких есть симптомы депрессии

Отследить у самого себя депрессивное состояние сложно. На лёгкие формы можно не обратить внимания, а при умеренных и тяжёлых формах люди часто не могут предпринять какие-либо действия, потому что они кажутся бессмысленными, а происходящее – неважным. Это особенно опасно, если депрессия будет прогрессировать. В таких ситуациях очень нужна помощь.

Informburo.kz поговорил с Игорем Вавиловым, врачом-психиатром и психотерапевтом в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья (РНПЦПЗ). Он посоветовал обращать внимание на совокупность и выраженность симптомов, а также сравнивать их с обычным состоянием человека: «Если вы знаете человека, наблюдаете его постоянно, «в динамике», то можете заметить несвойственные ему изменения в поведении. Чем сильнее изменения и симптомы, тем больше причин бить тревогу. Главное, оставаться суицидально настороженным и при необходимости сразу же обратиться к специалисту».

Особенно внимательными стоит быть родителям подростков: на фоне гормональных изменений подростки могут тяжело переживать многие ситуации. При этом подростки часто попадают под прессинг учителей и родителей: «Не сдашь экзамены – пустишь всю жизнь под откос», «Твои проблемы – ерунда», «Кому ты будешь нужен без образования?». Очень важно формировать доверительные отношения с подростками и быть для них теми, к кому всегда можно обратиться за помощью.

«Что предпринимать, зависит от состояния человека. При лёгких формах депрессии стоит обратиться к психологу, заняться спортом, можно попробовать медитировать. При умеренных и тяжёлых – идти к психиатру. Это болезнь, которую нужно лечить», – говорит психотерапевт Игорь Вавилов.

Главное, что нужно запомнить, депрессия – это не стыдно, и не судить людей, если не знаете, что они испытывают. Как и любую болезнь, депрессию лучше лечить сразу.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Ходить при депрессии

Уберечься от депрессии поможет работа

В наши дни существует множество раздражителей, способствующих появлению негативных эмоций, которые в последствии, незаметно для самого человека, перерастают в стадию депрессии, и хорошо, если не затяжной.
Раздражителями могут быть проблемы на работе, в быту, в конце концов, личные: где-то не хватает денег, в чем-то внимания со стороны близких и родных людей, что провоцирует ссоры и размолвки, стресс, конфликт, и т. д., и т. п. И все это в комплексе, к сожалению, ведет к самым негативным последствиям для человеческого организма — депрессивное состояние в «компании» с унынием, апатией и замкнутости в себе.

Возникает вопрос: как же не довести свой организм до такого плачевного состояния? Один из способов решения этой проблемы нашли австралийские ученые из Университета Мельбурна. Результаты проведенного эксперимента показали, что сотрудники, борющиеся с депрессией, могут управлять своим состоянием лучше, если они ходят на работу, а не идут на больничный.

Как известно, депрессия является одной из основных причин снижения производительности и прогулов среди людей трудоспособного возраста. Это психическое расстройство определяется как сложное состояние, которое характеризуется изменением мышления, настроения или поведения. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. Депрессия трудоспособного населения также является сложной проблемой во многих странах, и, к великому сожалению, специалистам пока еще не так много известно о причинах ее возникновения.

Ученые утверждают, что люди склонные к депрессии имеют иное строение мозга. У таких людей доли головного мозга имеют свойство «заворачиваться» друг вокруг друга. Также люди подверженные депрессиям, имеют уменьшенный размер головного мозга и иной размер зоны гиппокампа, который отвечает за работу функции памяти.

Смотрите так же:  Раздражительность девушки

Австралийские исследователи в ходе эксперимента обнаружили, что посещение работы сотрудниками, страдающими депрессивным состоянием, помогает им лучше управлять своей болезнью. Ученые установили, что работа во время депрессии может дать сотрудникам определенные преимущества в плане здоровья и качества жизни. Это важная информация касается и работодателей, которые часто сталкиваются с необходимостью принятия решения о приеме на работу человека или целесообразности продолжения работы сотрудником, страдающего депрессией, пишет healthvesti.com.

Следует отметить, что политика в области психического здоровья должна быть направлена на поощрение людей, переживающих депрессию, продолжать работу, предлагая гибкие графики рабочего времени и модификацию задач или рабочей среды. Ученые убеждены в том, что положительным эффектом в решении данной проблемы может быть использование психологических программы и изменения на рабочем месте, которые позитивно повлияют на здоровье и благополучии работников.

Как вовремя заметить депрессию подростка. 5 важных признаков

После того, как по страницам электронных СМИ и социальных сетей прокатилась волна материалов, посвященных депрессии, многие родители осознали масштаб проблемы. Уровень грамотности в теме психического здоровья растет, люди постепенно осознают, что клиническая депрессия – это не «ты просто ноешь» и не «лень с капризами». Особенно важной становится эта тема, когда дело касается подростков. Подросткам вроде как положено быть вечно мрачными и страдать из-за несчастной любви, и тут главное не упустить настоящую депрессию на фоне типичных подростковых проблем.

Некоторые люди оценили свое состояние и наконец обратились к специалистам. Многие пациенты с депрессивными расстройствами признались, что, благодаря популяризации знаний об этом заболевании, отношение близких и друзей к их состоянию стало теплее и лояльнее. Тем не менее существует целая категория людей, депрессия которых почти всегда проходит незамеченной для окружающих. Это подростки.

По статистике, около 11% юношей и девушек в возрасте до 18 лет страдают депрессией.

Это уже больше, чем каждый десятый. Но в статистику входят только зарегистрированные случаи. А чаще всего депрессии в пубертате остаются без внимания окружающих. Очевидные для специалиста симптомы игнорируются родителями и списываются на возрастные изменения характера, а способами «лечения» депрессивных расстройств у детей и подростков все еще остаются наказания, нравоучения и давление.

В период пубертата кризисы неизбежны: гормональная перестройка организма и вызванная ею эмоциональная нестабильность «удачно» сочетаются с моментом переоценки всех жизненных установок, поиском ответов на «недетские» вопросы, изменением характера социального взаимодействия.

Добавьте сюда первый интерес к сексуальности, влюбленности, а также растущее давление со стороны школы, приближение экзаменов и нависающую над всеми старшеклассниками необходимость выбирать дальнейшую судьбу. А еще неуверенность в себе отлично подкрепляется гормональными изменениями тела (включая вес), прыщами и скачками настроения.

Отношения с родителями тоже чаще всего страдают: дети уже не могут принимать устоявшиеся «детские» роли, а родители еще не готовы отказаться от прежних способов взаимодействия. У кого-то процесс перестройки проходит сравнительно легко, а у кого-то подростковый кризис знаменуется первым эпизодом депрессии или биполярного расстройства.

Даже самые внимательные родители часто не замечают симптомов депрессии у своих детей, потому что большая часть проявлений заболевания трактуются как проявления «дурного характера», «упрямства», «лени» и так далее.

Впрочем, подростки по большей части не сообщают взрослым о своих проблемах, когда дело касается эмоциональных нарушений: они заранее ждут обесценивания и нотаций.

Симптомы подростковой депрессии – какие они?

Первыми заметными проявлениями депрессии у подростков становятся вялость, апатия, отказ от прежних увлечений, снижение успеваемости. В ответ на потерю интереса к учебе родители критикуют и давят на ребенка, пытаясь заставить его учиться. Впрочем, некоторые дети используют учебу как способ бегства от себя, домашних проблем и собственных невыносимых переживаний, поэтому успеваемость может даже улучшиться, и у родителей не возникает повода бить тревогу.

При депрессии обычно хочется лежать целыми днями, но и это взрослые трактуют как признак расслабленности и испорченности. Поэтому, несмотря на истощение и апатию, лежат лицом к стене подростки редко, потому что дома – невыносимая атмосфера контроля и давления, особо не поваляешься.

Бессонница у подростков, зачастую принимающая клинические формы, у нас в быту называется «всю ночь за компьютером сидел, спать не прогонишь», «сбитый» режим рассматривается как саботаж и признак дурных наклонностей. Идея о том, что подросток сидит «за компом» из-за страха и невозможности остаться ночью наедине со своими мыслями, родителям обычно не приходит в голову. Впрочем, бессонницу подростки тоже скрывают. Тем более теперь можно не сидеть перед экраном всю ночь, а лежать в кровати со смартфоном, не привлекая излишнего внимания бдительных взрослых.

Нарушения аппетита и пищевых привычек в подростковом возрасте обычно вообще не вызывают подозрений. Перестал есть? Наверное, похудеть пытается. Ест все, что не приколочено? Растущий организм.

Что касается потери интересов и снижения интенсивности общения, родители таких вещей чаще всего не замечают или реагируют парадоксально. Теряет социальные связи? Ну и хорошо, перерос этих своих друзей. Связался со странной компанией? Ну, тут все просто, ребенок вот-вот испортится, надо за него взяться (запрещать, контролировать, опекать, ну и так далее). Бросил все свои «кружки» и хобби? Просто растет (а если хобби активно поддерживалось взрослыми, его так просто и не бросишь, могут наказать).

Но самыми невыносимыми симптомами остаются депрессивные мысли, тоска, тревога, страхи и негативное восприятие себя и окружающих.

Именно в подростковом возрасте человек начинает задаваться экзистенциальными вопросами всерьез, но взрослые, уже научившиеся не думать о смерти и смысле жизни, редко готовы на искренний диалог с подростком на эти «недетские» темы.

Впрочем, даже воспринять всерьез вопросы сына или дочери может далеко не каждый родитель. Чаще взрослые пугаются таких разговоров, обесценивают проблему, прячутся от этих бесед за прописными истинами, нотациями, готовыми ответами. Или ищут внешних врагов, тех, кто «надоумил» ребенка или спровоцировал его на такие рассуждения.

Массовая истерия в СМИ вокруг «групп смерти» в социальных сетях помогает родителям игнорировать проявления интереса ребенка к базовым вопросам бытия.

К обесценивающим комментариям добавляются контроль, слежка за ребенком в социальных сетях, запреты. Родители таким образом пытаются погасить собственную тревогу за взрослеющего ребенка, но сам ребенок чувствует себя все более одиноким, вопросы остаются без внятных ответов, а мир становится для подростка все более враждебным. Все это лишь усиливает симптомы депрессии.

Впрочем, многие подростки с самого начала понимают, что делиться своими экзистенциальными переживаниями со взрослыми нельзя, что родители расстроятся, испугаются, рассердятся или выпишут несколько готовых истин.

О суицидальных мыслях нашим детям вообще запрещено говорить вслух – это сделает их жизнь еще более невыносимой. Мало кто из взрослых готов честно и искренне принимать такие разговоры. Нас, родителей, это слишком пугает. Проще уйти в обесценивание, призвать на помощь мораль и религию, попытаться взять под контроль или свалить на дурное влияние (трудно поверить, что жизнерадостный ангел, еще вчера читавший стихи про маму и родину, сам по себе, без подсказки, начал думать о «таком»).

Хотя на самом деле дети идут говорить о суицидах в интернете именно потому, что обмолвиться о таком в реальной жизни – невозможно. Им необходимо понимание, и они ищут его там, где могут.

Часто подростки, обнаружившие суицидальные мысли или склонность к самоповреждениям, подвергаются настоящей травле со стороны напуганных взрослых – как родителей, так и педагогов. Многие до сих пор думают, что запрещать, стыдить и контролировать – это помощь ребенку. На самом деле, это лишь усиливает ощущение отчужденности, одиночества, усугубляет фрустрацию, делает существование еще более невыносимым.

Как дети спасаются от депрессии

Традиционными средствами самопомощи при депрессии у подростков остаются алкоголь, наркотики, компьютерные игры – все, чего вы, родители, так боитесь. Они помогают подросткам сбежать от невыносимых мыслей и переживаний, найти временное облегчение от боли. Иногда на помощь приходят музыка, книги и субкультуры, но даже это часто становится поводом для противостояния между ребенком и родителями, что усиливает фрустрацию.

Подросток ищет выход там, где может – если родители в этот момент становятся врагами, ему приходится спасаться теми способами, которые взрослым не понравятся. Сомнительные компании, девиантное и саморазрушительное поведение, психоактивные вещества, самоповреждения в такой ситуации – это не бунт и не попытка «все испортить», это поиск ресурса для преодоления своего состояния. И, пытаясь бороться с ребенком, взрослые лишь усугубляют ситуацию.

Бороться надо не против него, а вместе с ним – против его боли.

Подростку с депрессией очень плохо. В отличие от взрослых, он еще не выработал привычных способов психологической защиты, он не в силах игнорировать происходящее с ним, не овладел навыками эмоциональной саморегуляции. У него еще нет готовых ответов, нет психологических убежищ, нет мест, где он может гарантированно получить поддержку, нет ресурсов для преодоления кризисов.

Кроме того, он ощущает стыд и вину за свое состояние (даже если они проявляются как агрессия и отвержение), невыносимую боль, одиночество, страх. Он нуждается в помощи, а не в воспитании (воспитывать – в традиционном смысле – подростка уже поздно).

Большая часть клиентов с депрессивными расстройствами понимают, что первый эпизод они «словили» в пубертате, но осознали, что это был он, только во взрослом возрасте. Как и с большинством хронических заболеваний, эффективность раннего вмешательства при депрессии напрямую влияет на течение этого заболевания в будущем. Если распознать первый депрессивный эпизод в подростковом возрасте, риск рецидивов существенно снижается. Если же первый эпизод остается без внимания, велика вероятность перехода расстройства в хроническую форму.

Если вы обнаружили симптомы депрессии у своего ребенка

Не спешите его уличать, подлавливать, стыдить и давить. На ранних стадиях эффективными могут быть даже самые простые и банальные средства: восстановление утраченного доверия, искренность, поддержка, защита. В этот нелегкий момент вы должны быть на стороне своего ребенка, а не против него.

Если депрессия приняла клиническую форму, необходимо обратиться к специалистам.

По статистике, наиболее эффективным средством преодоления подростковой депрессии остается разговорная психотерапия в сочетании с правильно подобранными фармакологическими препаратами (не «пустырник с пионом», а лекарства, назначенные опытным врачом!).

Не бойтесь обращаться за консультацией к профессионалам. В том, чтобы прибегнуть к помощи психолога, психотерапевта или психиатра, нет ничего стыдного, это не свидетельствует о том, что ребенок «сошел с ума» или «дураком оказался». Своевременное вмешательство, проведенное без насилия и давления со стороны близких, позволяет разобраться с депрессивными расстройствами до того, как сформируются соответствующие когнитивные и аффективные установки, проще говоря – до того, как депрессия станет привычным состоянием. Лечить хронические депрессии во взрослом возрасте намного труднее и дольше.

Изначально этот текст был опубликован на сайте проекта Мамсила. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию

Мало кто из взрослых понимает, как и когда начинается детская депрессия. И мало кто понимает, что с ней делать

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Смотрите так же:  Комплексное лечение депрессии

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Смотрите так же:  Гипноз от шизофрении

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите!

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Чем могут помочь родители

Американская академия педиатрии советует:

Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.

Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

Создайте план безопасности

  • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
  • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
  • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
  • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
  • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.

Другие статьи

  • Рост и развитие ребенка в 11 месяцев Все о развитии ребенка на 11 месяце жизни Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым […]
  • Картинки спящих мультяшных детей Фотографии спящих младенцев Этих милых новорожденных не надо будить: все, что им нужно – это чтобы их оставили в покое и дали поспать. Фотографии были сделаны Дэном Кьюэллером из Филадельфии, который специально поджидал момента, когда дети уснут. Двухнедельный ребенок […]
  • Симптомы увеличения щитовидной железы у ребенка Щитовидная железа у детей: размеры, симптомы и лечение Щитовидная железа является органом эндокринной системы, без которого нормальное функционирование организма любого человека невозможно. Если у ребенка наблюдаются проблемы со щитовидкой, то в этом случае есть риск […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Сестринский уход при сахарном диабете у детей курсовая Сестринский процесс при сахарном диабете причины, приоритетные проблемы, план реализации Главная > Реферат >Медицина, здоровье Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Муромский медицинский колледж» Курсы повышения […]
  • Вопросы для младшего школьного возраста Вопросы для младшего школьного возраста ВОПРОСЫ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-11 лет) Как назывался план Германии по захвату Советского Союза? Назовите фамилию сержанта, в честь которого назван Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в […]