Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Результат поиска

Доп.точки доступа:
Кенеман, А. В.
Экземпляры всего: 79
ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13)
Свободны: ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13)

Доп.точки доступа:
Кенеман , А. В. \сост.\; Осокина, Т. И. \сост.\
Экземпляры всего: 5
АБ (3), АБ Д/В (1), ЧЗ (1)
Свободны: АБ (3), АБ Д/В (1), ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Кенеман , А. В. \сост.\; Осокина, Т. И. \ред.\
Экземпляры всего: 3
АБ Д/В (2), ХР (1)
Свободны: АБ Д/В (2), ХР (1)

Доп.точки доступа:
Хухлаева, Д. В.
Экземпляры всего: 58
ЧЗ (2), ХР (37), АБ (19)
Свободны: ЧЗ (2), ХР (37), АБ (18)

Доп.точки доступа:
Кенеман, А. В. \сост.\
Экземпляры всего: 27
ЧЗ (2), АБ Д/В (22), ХР (3)
Свободны: ЧЗ (2), АБ Д/В (22), ХР (3)

Доп.точки доступа:
Хухлаева Д.В.

Свободных экз. нет

Доп.точки доступа:
Кенеман, А. В. \ред.\; Осокина, Т. И. \ред.\
Экземпляры всего: 24
ХР (23), АБ (1)
Свободны: ХР (23), АБ (1)

Доп.точки доступа:
Кенеман , А. В. \сост.\; Осокина, Т. И. \ред.\
Экземпляры всего: 30
ЧЗ (4), ХР (26)
Свободны: ЧЗ (4), ХР (26)

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : [Учеб. для пед. ин-тов по спец. 2110 «Дошк. педагогика и психология (дошкольная)»] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.

Дошкольное воспитание

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В.)

Учебное пособие написано в соответствии с действующей программой курса в педагогических институтах и состоит из трех частей: «Общие вопросы теории; физического воспитания», «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», «Работа методиста и преподавание курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» в педагогическом училище».

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребен­ка. Теория физического воспитания детей исходит из общих методологических основ теории физического воспита­ния и является одним из ее разделов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 3. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
§ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

§ 1. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКА
§ 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
§ 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 4. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ КАК СРЕДСТВА И МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
§ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

диф.подход испр. № 2179.doc

Список использованной литературы

  1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек.// ДВ.-№12.-1997.-с.72.
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983. – 216 с.
  3. Веремкович Л., Иванова О., Лашнева И., Терентьева Г., Юрко Г. К вопросу о физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2. — С. 3-10.
  4. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста Текст. / Э.С. Вильчковский.- Киев: изд. Здоровье. 1979. – 220 с.
  5. Зернов Н.Г., Ковригин А.Е. Особенности развития и гигиена дошкольника. — М.: Знание, 1987. – 342 с.
  6. Иванченко В.А. Как быть здоровым. — Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1989. – 316 с.
  7. Каштанова Т. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2002. – 215 с.
  8. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. — М.: Просвещение, 2005.-378с.
  9. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2005. -386с.
  10. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М.: Издательство «Физкультура и спорт» , 1998. – 427 с.
  11. Лебедев Ю.Н. Оздоровительная эффективность сочетания закаливания и бега в занятиях с детьми школьного возраста // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвуз. сб. науч. тр. — СПб.: С.-Петерб. НИИФК, 1995. – 213 с.
  12. Лебедева Н. Чтобы дети были здоровыми // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2. — С. 2.
  13. Лесгафт.П..Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. СПб.: Нева, т,2, 2002.- 234с.
  14. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. – 424 с.
  15. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры.- М.: Просвещение, 1988. – 437 с.
  16. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. Дошкольное воспитание. — 2003. — N 6. С.41-43.
  17. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 347 с.
  18. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. — 1996.-№ 6.-С. 2-14.
  19. Стеркина Р.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 10. — С. 2-5.
  20. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.: Новая школа, 2007. – 257 с.
  21. Современные подходы к организации физического воспитания детей 5-7 лет в ДОУ/ Автор-сост. Т.А. Тарасова.-Челябинск, ИДПОПР, 2002. – 258 с.
  22. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов педагогических коллеждей, родителей. — Челябинск: Изд-во «Челябинский дом печати», 2006. – 346 с.
  23. Тарасова Т.А. Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов и руководителей ДОУ. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004. – 216 с.
  24. Тарасова Т.А. Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов и руководителей ДОУ.- М.: ИЦ Сфера, 2005 (Приложение к журналу Управление ДОУ»).
  25. Филиппова С. На физкультуру – мальчики! На физкультуру – девочки! // ДВ.-№6.-2002.-с.31
  26. Хухлаева Д.Е. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 2004. – 386 с.
  27. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 457 с.
  28. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Материалы науч.-метод. конф. — Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 85-87.

Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.

1. Состояние проблемы дифференцированного подхода

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Список использованной литературы …………………………………………36

Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста средствами физического воспитания на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Меняйлова Ирина Николаевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Меняйлова Ирина Николаевна. Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста средствами физического воспитания на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Меняйлова Ирина Николаевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма].- Краснодар, 2009.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/46

Содержание к диссертации

Смотрите так же:  Стоматиты у детей клиника лечение

Глава 1. Онтогенетические и организационно-содержательные проблемы физического и психического развития детей младшего дошкольного возраста 11

1.1. Программно-нормативные основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста 11

1.2. Особенности формирования основных двигательных навыков у детей 2-3 лет 20

1.2.1. Формирование основных двигательных навыков у детей 2-3 лет в игровой деятельности 23

1.3. Закономерности психического развития человека 26

1.3.1. Формирование психологических новообразований ребенка раннего детства 31

1.4. Основы взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОУ 36

Глава 2. Методы и организация исследования 44

2.1. Методы исследования 44

2.2. Организация исследования и контингент обследуемых 57

Глава 3. Динамика показателей физического и психического развития детей ясельного возраста в условиях реализации традиционных программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях 60

3.1. Компетентность родителей в области физического воспитания и психического развития своих детей 61

3.2. Факторы, обусловливающие двигательную активность детей ясельного возраста 63

3.3. Динамика физического развития детей 2-3 лет 68

3.4. Динамика уровня сформированности основных двигательных навыков детей 2-3 лет 77

3.5. Динамика уровня сформированности психических новообразований детей ясельного возраста 88

Глава 4. Методика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей в процессе физического воспитания детей ясельного возраста 113

4.1. Структура и содержание экспериментальной методики 114

4.2. Характеристика целевых установок содержания и методических особенностей реализации блоков экспериментальной методики 116

4.3. Эффективность методики взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в процессе физического воспитания детей ясельного возраста 131

4.3.1. Условия проведения педагогического эксперимента 131

4.3.2. Педагогическая компетентность родителей детей ясельного возрастаІЗЗ

4.3.3. Сформированность основных двигательных навыков 136

4.3.4. Сформированность психических новообразований 143

Практические рекомендации 162

Введение к работе

Актуальность. Прогрессивные изменения, происходящие в общественно-экономическом развитии Российской Федерации, достигли новой ступени, характеризующейся усилением внимания государства к проблеме защиты социальных интересов населения Об этом свидетельствуют принятые в 2005 году приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье», которые продолжают интенсивно реалнзовываться и в настоящее время, несмотря на обрушившийся на мировую, в том числе и на отечественную, экономику кризис В них актуализируется задача улучшения состояния здоровья подрастающего поколения российских граждан, в том числе выявление наследственных болезней, снижение материнской и детской смертности, государственная поддержка талантливых педагогов, материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях России (Постановление президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, протокол № 2 от 21 декабря 2005 г)

Вместе с тем в этих документах (в первую очередь это относится к национальному проекту «Образование»), по мнению ученых и практических работников, недостаточное внимание уделено системе дошкольного физического воспитания и особенно детей ясельного возраста (Р Калинина, 2002, О Л Зверева, Т В Короткова, 2005)

Эту точку зрения подтверждают результаты проведенного анализа научно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), свидетельствующие о недостаточной разработанности проблемы использования средств физического воспитания для физического и психического развития детей с учетом половозрастных особенностей дошкольного периода онтогенеза человека (Т И Бабаева с соавт, 2005, А В Бултукова, 2005, А С Галанов, 2007, Н В Финогено-ва, ДВ Решетов, 2008)

В контексте вышеизложенного большое развивающее для детей значение также имеет координация педагогических воздействий специалистов ДОУ и родителей, методическое обеспечение которой, по мнению педагогов, требует серьезного улучшения (ТН Доронова с соавт, 2001, НП Митрошина, 2001, Т А Данилина с соавт, 2002, О Л Зверева, 2003, Т И Бабаева, 2005)

Таким образом, в педагогических науках, исследовательское поле которых включает вопросы оріанизации и содержания процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, сформировалась проблемная ситуация Суть ее заключается в назревшей и понятной специалистам необходимости дальнейшего совершенствования физического воспитания детей 2-3 лет в ДОУ на основе системного взаимодействия с их родителями и учета половозрастных особенностей физического развития, формирования двигательных навыков и психических процессов дошкольников и отсутствии научно обоснованных путей ее решения в учебно-воспитательном процессе, что предопределяет актуальность исследования

Объект исследования — процесс физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования — методика взаимодействия специалистов ДОУ и родителей детей ясельного возраста в процессе двигательного и психического развития дошкольников средствами физического воспитания

Цель исследования — обосновать дидактически аргументированные методические подходы к организации и содержанию совместной работы педагогов ДОУ и родителей как фактора совершенствования физического и психического развития детей ясельного возраста в процессе общественного и семейного физического воспитания

Рабочая гипотеза. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное развивающее влияние на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста (Г В Хухлаева, 1992, Н Ильина, 2003, В Н Белкина, 2005, Ю К Чернышенко, 2005, 2006, 2008)

Также известно, что психическое развитие ребенка является результатом

5 его активной деятельности, опосредованной отношением к людям под руководством взрослых в специально организованной среде (А Н Леонтьев, 1994, Б Д Эльконин, 1994)

Предполагалось, что процесс физического воспитания детей ясельного возраста, организованный на основе дидактически обоснованного взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, базирующегося на учете половозрастных особенностей физического развития, формирования двигательных навыков и психических процессов, позволит позитивно и более эффективно по сравнению с традиционными подходами воздействовать на уровень физического и психического развития дошкольников

Выявить половозрастные особенности динамики показателей физического развития, сформированное основных двигательных навыков и психических процессов дегей ясельного возраста в условиях реализации традиционных программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Определить уровень компетентности родителей по проблеме использования средств физического воспитания в процессе физического и психического развития детей ясельного возраста

Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики взаимодействия специалистов ДОУ и родителей в процессе физического и психического развития детей средствами физического воспитания

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о человеке как о природном и социальном существе (А Н Леонтьев, Д И Фельдштейн), развитии личности в онтогенезе (Л С Выготский, Б Г Ананьев), а также научные положения теории культуры (Н С Злобин), теории физической культуры (Л П Матвеев, В К Бальсевич, Г Г Наталов), учения о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (И А Аршавский, Е К Аганянц)

Методы и организация исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования анализ научно-методической

литературы, педагогическое тестирование, анкетирование, антропометрия, метод экспертных оценок, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики

Исследование проводилось с сентября 2005 г по апрель 2008 г на базе образовательных учреждений «Начальная школа — детский сад № 87» и ДОУ № 115 г Краснодара В нем приняли участие 232 ребенка 2-3 лет, 150 матерей и 134 отца Массовые предварительные обследования детей осуществлялись в 8 этапов с марта 2006 г по декабрь 2007 г, в которых принимали участие одни и те же дети (30 мальчиков, 34 девочки) Обследование дошкольников проводилось через каждые три месяца (I этап — 1 год 6 месяцев, II — 1 год 9 месяцев, III — 2 года, IV — 2 года 3 месяца, V — 2 года 6 месяцев, VI — 2 года 9 месяцев, VII — 3 года, VIII — 3 года 3 месяца) С марта по декабрь 2008 г осуществлялась экспериментальная оценка разработанной методики взаимодействия родителей и педагогов ДОУ (четыре этапа обследования, в которых приняли участие 80 мальчиков и 88 девочек 2-3 лет из двух контрольных и двух экспериментальных групп)

Научная новизна исследования:

Выявлены ранее не известные научные факты о количественных значениях возрастных изменений показателей физического и психического развития, сформированное основных двигательных навыков у детей ясельного возраста в условиях реализации традиционных программ обучения и воспитания в ДОУ, заключающиеся в существенном повышении значений параметров изучаемых показателей по данным этапных и итоговых (годичных) обследований по мере взросления детей, отсутствии достоверных половых различий по абсолютному большинству параметров физического развития, сформированно-сти основных двигательных навыков и психических новообразований

Установлены новые данные о специфических особенностях изменения параметров темпов прироста (Тпр) изучаемых показателей, заключающиеся в значительном превышении Тпр показателей массы тела по сравнению с длиной тела и ОГК как у мальчиков, так и у девочек при общей тенденции к снижению абсолютных их значений по мере взросления детей, существенном преимуще-

7 стве детей 2-летнего возраста обоего пола по средним суммарным значениям Тпр показателей сформированное основных движений по сравнению с данными 3-летних дошкольников

Разработана программа повышения уровня педагогической компетентности специалистов ДОУ и родителей детей ясельного возраста в контексте использования средств физического воспитания с целью физического и психического развития дошкольников, базирующаяся, в том числе, и на полученных данных об особенностях половозрастной динамики показателей сформированное основных движений и психических процессов

Разработана методика взаимодействия специалистов ДОУ и родителей в процессе физического и психического развития детей ясельного возраста средствами физического воспитания, позволяющая достичь существенно более высоких результатов по сравнению с традиционными программами

Положения, выносимые на защиту:

Одним из рисков, обусловливающих возможность недостаточного физического и психического развития ребенка в условиях домашнего воспитания и реализации традиционных программ в ДОУ, является низкий уровень компетентности родителей детей ясельного возраста в вопросах возрастных особенностей обучения и воспитания дошкольников, во многом затрудняющий их эффективное взаимодействие с педагогами

Решение проектировочных задач совместной деятельности родителей и специалистов ДОУ по физическому и психическому развитию детей ясельного возраста должно базироваться на выявленных половозрастных особенностях динамических характеристик физического развития, сформированное основных движений и психических процессов дошкольников

Уровень эффективности процесса физического и психического развития детей ясельного возраста во многом обусловлен реализацией разработанной методики, объединяющей проектировочные, организационно-содержательные, процессуальные и учетно-контрольные компоненты процесса взаимодействия родителей со специалистами ДОУ

Смотрите так же:  Максимальное развитие умственных способностей ребенка

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания новыми положениями, раскрывающими пути повышения эффективности процесса обучения и воспитания детей ясельного возраста на основе реализации методики взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, базирующейся на установленных особенностях половозрастной динамики показателей физического развития, сформированности основных двигательных навыков и психических новообразований дошкольников 2-3 лет

Учет выявленных половозрастных особенностей динамики показателей физического развития, сформированности основных двигательных навыков и псігхнческих процессов детей ясельного возраста является объективной основой для аргументированного и природосообразного осуществления планирования учебного процесса по физическому воспитанию в ДОУ

Экспериментально обоснованная методика взаимодействия специалистов ДОУ и родителей детей ясельного возраста позволяет более эффективно, по сравнению с традиционными программами, осуществлять процесс физического и психического развития дошкольников

Включение результатов исследования в содержание процесса подготовки специалистов физической культуры и спорта в средних и высших профессиональных учебных заведениях создает предпосылки для повышения уровня их профессиональной компетентности

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены на XXXVI научной конференции молодых ученых вузов Южного Федерального округа (2009 г), заседаниях научно-методического центра дошкольного воспитания г Краснодара (2006-2009 гг) По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе 2 в научно-теоретическом журнале «Ученые записки университета им П Ф Лесгафта», входящем в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации Программа повышения педагогической компетентности родителей детей ясельного возраста и методика их взаимодействия

9 со специалистами дошкольных образовательных учреждений внедрены в ДОУ № 115 и Муниципальном образовательном учреждении дополнительного и профессионального образования (повышение квалификации) «Дошкольный методический центр» г Краснодара Основные положения диссертации используются в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта и дошкольного образования на кафедре дошкольного образования в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии, 13 приложений и 3 актов внедрения Список литературы включает 189 наименований, из них 22 на иностранных языках

Особенности формирования основных двигательных навыков у детей 2-3 лет

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движений ребенка (Л.И. Божович, 1994; Л.Н. Павлова, 1986; В.В. Кантан, 2001). В это время закладываются основы его физического подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой (Г.В. Хухлаева, 1992).

На третьем году жизни ребенка развитие движений преобладает над развитием других функций (A.M. Фонарев с соавт., 1986; Л.Н. Павлов, 1987; М.Н. Шелепова с соавт., 2007). Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения (В.А. Шишкина, 1992). По мнению К.Л. Печоры с соавт. (2002), в этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и опуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия.

Ходьба без использования рук в качестве баланса. У нормального ребенка эта функция представлена в возрасте 18 месяцев (1,5 года). На этой стадии ребенок ходит достаточно уверенно. Ему не необходимости использовать руки как балансир, поэтому он может опустить их ниже уровня плеч, взять в руки какие-то предметы и ходить вместе с ними. Более того, теперь уже нет необходимости широко расставлять ноги при ходьбе, как он делал это в самом начале, хотя он все еще ходит немного вразвалку, напоминая моряка, вернувшегося из долгого плавания. Походка моряка объясняется неустойчивостью палубы, походка ребенка — тем, что хотя пол и устойчив, но неустойчив пока он сам. И моряк, и ребенок решили свои проблемы одинаково, пошире расставляя ноги при ходьбе.

На данной стадии подлинное значение ходьбы не в том, что ребенок теперь может переносить предметы, держа их в руках, а в том, что, освободив руки от обязанностей балансира, он может использовать их в качестве поршней, толкающих его вперед.

Он начнет ходить более уверенно и быстро, немного подавшись вперед и постепенно начиная использовать руки, чтобы продвигать себя вперед.

Ребенок должен ходить как молено больше, причем по разным поверхностям: босиком по полу, обутым по земле, траве, песку, асфальту, опавшим листьям, снегу и т.д. Это поможет ему успешнее выработать необходимые навыки.

Здесь стоит отметить один из очень существенных моментов: как правило, взрослые не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) своим детям самостоятельно справиться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, отец или мать просто берут его на руки и переносят. Необходимо, чтобы он сам, если ему это под силу, справился с подобными трудностями.

Поскольку при ходьбе он иногда все еще падает, его следует одевать в рубашку с длинными рукавами и длинные штанишки. Обувь следует подбирать в зависимости от места прогулки. Для ровной, гладкой поверхности хорошо подходят кроссовки, для пересеченной местности -башмачки.

В этом возрасте происходит дифференциация ходьбы и бега. Со временем возрастает амплитуда движения, увеличивается длина шага, и у 3-4-летнего ребенка скорость бега удваивается (Т.М. Бондаренко, 2003).

Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения рук и ног — у нормального ребенка эта функция представлена в возрасте 36 месяцев (3 года).

На данной стадии ребенок ходит уже достаточно уверенно и падает редко. Он хорошо сохраняет равновесие при ходьбе и способен бегать, используя перекрестный способ движения.

На данной стадии развития ребенок скоро научится хорошо бегать, предпочитая бег ходьбе, поскольку быстрота действует на него возбуждающе. Бег — это функция, за которую отвечает кора головного мозга, поэтому он стимулирует ее развитие. Мешать ребенку бегать — значит тормозить окончательное развитие и формирование его мозга.

Кроме того, бег повышает эффективность работы дыхательных органов. Чем длиннее пробегаемая дистанция, тем глубже и регулярнее дыхание.

Чем лучше ребенок бегает, тем лучше ходит, поскольку бег — это ускоренная форма ходьбы. Поэтому поощряйте его бегать как можно больше.

Никогда не следует принуждать ребенка к бегу, никогда не подталкивать его и не держать за руку.

Как указывают В. Алямовская (2000) и В.В. Гербов с соавт. (1981), дети в двухлетнем возрасте начинают осваивать прыжки. В начале это -ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем — подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. В то же время у трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

Как отмечает В. Алямовская (2000), дети данного возраста успешно лазают по вертикальной лестнице, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом. У малышей появляется желание упражняться в этих действиях, они многократно повторяют их по собственной инициативе.

Организация исследования и контингент обследуемых

Настоящее исследование проведено на базах образовательных учреждений: Начальная школа — детский сад № 87 и ДОУ № 115 г. Краснодара. В нем приняли участие 232 ребенка 2-3 лет, 150 матерей и 134 отца.

Паспортный возраст детей определялся по общепринятой методике (Г.Д. Алексанянц с соавт., 2005). Вся организация исследования проводилась в пять этапов:

На I этапе (сентябрь 2005 г. — апрель 2006 г.) был сделан выбор темы, обзор научно-методической литературы, поставлены задачи, подобраны и апробированы методы исследования.

На II этапе (март 2006 г. — декабрь 2007 г.) были проведены массовые предварительные обследования детей младшего возраста с целью определения возрастных особенностей уровня физического развития, сформированности основных двигательных навыков и психических новообразований. Всего на данном этапе проведено 8 этапов обследования, в которых принимали участие одни и те же дети (табл. 2.1).

С целью выявления уровня знаний родителей в области физического воспитания, сформированности основных двигательных навыков и психических новообразований у детей младшего возраста было проведено педагогическое тестирование, в котором приняли участие 122 родителя (64 матери и 58 отцов). На данном этапе также проводилось анкетирование этих же родителей, которое позволило выявить социальные факторы, оказывающие воздействие на двигательную активность детей 2-3 лет.

На III этапе (январь — февраль 2008 г.), учитывая результаты предварительных исследований, разрабатывались организационно-методические аспекты взаимодействия родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений.

На IV этапе (март-декабрь 2008 г.) проводилась экспериментальная оценка разработанных организационно-методических аспектов. С этой целью проведено четыре этапа обследования, в которых приняли участие 80 мальчиков и 88 девочек 2-3 лет двух контрольных и двух экспериментальных групп (табл. 2.2).

Необходимо отметить, что 86 детей 2-3 лет экспериментальной группы воспитывались в 79 семьях (79 матерей и 72 отца) и 82 ребенка контрольной группы в 71 семье (71 мать и 63 отца). По два ребенка воспитывалось в 7 экспериментальных и 11 контрольных семьях.

На всех четырех этапах обследования у детей выявлялся уровень сформированности основных двигательных навыков и психических новообразований.

Также на данном этапе организации исследования определялась динамика уровня знаний родителей детей контрольных и экспериментальных групп в области физического воспитания, сформированности основных двигательных навыков и психических новообразований.

По результатам предварительных исследований и сравнительного педагогического эксперимента была проведена статистическая обработка и анализ полученных данных.

На V этапе (январь — апрель 2008 г.) было осуществлено обобщение материала и написание работы.

Смотрите так же:  Мультик для развития ребенка 4 лет

Конкретное количество участвующих в социологических, психологических и педагогических обследованиях представлено в таблицах и приложениях работы.

Факторы, обусловливающие двигательную активность детей ясельного возраста

По результатам анкетирования родителей (приложение 2) оценивались социальные факторы, влияющие на двигательную активность детей 2-3 лет и оказывающие воздействие на формирование их физической культуры. При этом изучалось: — отношение родителей к физическому воспитанию своих детей; — реальное участие членов семьи в физическом воспитании ребенка; — преобладающий вид деятельности ребенка в домашних условиях; — причины, мешающие активно заниматься физическим воспитанием своих детей; — источники знаний родителей в области физического воспитания своих детей. В анкетировании приняло участие 64 семьи (58 отцов и 64 матери), воспитывающие 73 ребенка 2-3 лет (33 мальчика и 40 девочек). Необходимо отметить, что в обследуемых семьях воспитывалось различное количество детей — в 55 по одному, в 9 — по два ребенка. Результаты анкетирования анализировались по 9 вопросам открытого типа, дифференцировано по мнениям отцов и матерей о воспитании мальчиков и девочек. В ответах на вопрос о ведущей роли родителей и других близких родственников в процессе физического воспитания детей мнения разделились следующим образом. Во-первых, как мужчины, так и женщины считают, что больше времени физическому воспитанию и мальчиков, и девочек уделяют матери. Во-вторых, только небольшая часть респондентов указывает на совместную деятельность в плане физического воспитания мальчиков и девочек (12,1, 12,5% мужчин, 18,2, 15,0% женщин). В-третьих, незначительное количество родителей подтверждают участие в воспитательном процессе братьев и сестер, а также бабушек и дедушек, хотя последние, что естественно, уделяют свое внимание внукам. В-четвертых, настораживает хотя и небольшая доля ответов, свидетельствующая о том, что 3% отцов констатируют отсутствие роли родителей в физическом воспитании детей ясельного возраста в условиях семьи. Большое значение в контексте понимания содержания семейного воспитания имеет вопрос об основных личностных характеристиках, на которые, по мнению родителей, следует обращать внимание в ходе воспитательной работы с детьми. Абсолютное большинство респондентов считает важным личностными качествами детей, как мальчиков, так и девочек, честность, доброту, трудолюбие, аккуратность, любовь к природе, любознательность (42-66,7%). Такое же единодушие во мнениях отличает матерей и отцов в части необходимости формирования у детей речи воспитательно-образовательной работы по психическому развитию дошкольников (42,5-45,0%). Вместе с тем, в ходе ответов на данный вопрос лишь часть респондентов, как отцов, так и матерей, утверждала о необходимости постоянной работы в семье по физическому развитию и формированию основных двигательных навыков у ребенка. При этом, и те, и другие считают, что это в большей степени необходимо мальчикам по сравнению с девочками. В процессе формулировки третьего вопроса анкетирования основной целью являлось определение ведущих видов совместной деятельности родителей и детей, что, по нашему мнению, также отражает взгляды взрослых на необходимость и значение различных форм этой работы в контексте гармоничного развития ребенка. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения: — лидирующую позицию занимают развлечения с игрушками, что вполне объяснимо с позиций возраста ребенка и этого естественного для него по своей сути природного вида деятельности; — значительное место в совместном досуге родителей и детей занимают рисование, лепка и просмотр детских телевизионных передач;

Характеристика целевых установок содержания и методических особенностей реализации блоков экспериментальной методики

Целью реализации экспериментальной методики является формирование физического, психического и социального здоровья детей ясельного возраста в процессе физического воспитания на основе его интенсификации в рамках природосообразных и индивидуально аргументированных онтогенетических периодов развития ребенка, интенсивно стимулируемого дидактически корректным взаимодействием специалистов ДОУ и родителей. Основные задачи подразделяются, как принято в теории физического воспитания, на три основные группы (В.К.Бальсевич, 1999; Т.И.Осокина, 1990; Л.П.Матвеев, 1999): 1. Оздоровительные задачи (укрепление здоровья и обеспечение всестороннего развития): — повышение уровня адаптационных возможностей организма ребенка; — укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование основ рациональной осанки как одного из информативных показателей здоровья; — повышение уровня функциональных возможностей основных систем организма; — интенсификация в рамках половозрастных и индивидуальных возможностей дошкольников процесса формирования психических новообразований. 2. Образовательные задачи: — формирование основных жизненно важных двигательных навыков и умений; — начальное освоение детьми элементарных знаний в области физической культуры; — формирование основ личной и общественной гигиены; \ — повышение уровня педагогической (методической и дидактической) компетентности родителей по проблеме физического воспитания детей ясельного возраста; — повышение уровня профессиональной подготовленности различных категорий специалистов ДОУ. 3. Воспитательные задачи: — формирование основ физической культуры дошкольников; — умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание ребенка на основе целенаправленного использования средств физического воспитания; — усиление личных и производственных контактов между специалистами ДОУ и родителями в процессе обучения и воспитания детей; — улучшение взаимоотношений родителей и детей на основе общности интересов и различных форм досуговой деятельности. В рамках рассмотрения вопроса о целевых установках процесса реализации экспериментальной методики считаем целесообразным ввести в ее содержание группу социально-психологических задач, сущность которых в самом общем плане состоит в необходимости формирования стойкой позитивной мотивации к освоению ценностей физической культуры.

Применительно к задачам диссертационной работы выделены следующие социально-психологические задачи: — сформировать у детей интерес к системным занятиям различными видами двигательной активности и элементы осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности; — сформировать у специалистов ДОУ мотивы к повышению уровня профессиональной компетентности; — усилить мотивацию родителей дошкольников к физическому и психическому совершенствованию ребенка на основе повышения уровня их педагогической компетентности и позитивной совместной с детьми семейной, в том числе и досуговой деятельности; — сформировать у специалистов ДОУ. и родителей дошкольников убежденности в необходимости взаимных контактов, основанной на результатах общения и совместной учебно-воспитательной деятельности. Принципиальным фактором, в основном обусловливающем успешность реализации экспериментальной методики, является повышение уровня компетентности специалистов ДОУ и родителей дошкольников на основе усовершенствования знаний, умений и навыков по вопросам физического и психического развития детей ясельного возраста средствами физического воспитания. В ходе экспериментальной работы предлагается следующая примерная тематика повышения квалификации специалистов просветительской работы с родителями. Специалисты ДОУ: 1. Организация и содержание здоровьесберегающего педагогического процесса в ДОУ. 2. Передовой опыт организации физического воспитания в ДОУ. 3. Современные концепции физического (физкультурного) воспитания детей дошкольного возраста. 4. Технологические особенности индивидуализации физического и психического развития детей дошкольного возраста. 5. Половозрастные особенности физического развития и формирования основных двигательных навыков у детей ясельного возраста. 6. Половозрастные особенности формирования психических новообразований у детей ясельного возраста. 7. Формы и технологии взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Родители детей дошкольного возраста: 1. Основные понятийные категории процесса физического воспитания. 2. Формы, средства и методы физического воспитания. 3. Современные подходы к оценке достижений дошкольников в ходе физического воспитания. 4. Инновационные технологии физического воспитания воспитанников ДОУ. 5. Современные концепции физического (физкультурного) воспитания в ДОУ. 6. Особенности индивидуального подхода к физическому и психическому развитию ребенка. 7. Половозрастные особенности физического развития и формирования основных двигательных навыков у детей ясельного возраста. 8. Половозрастные особенности формирования психических новообразований у детей ясельного возраста. 9. Формы и особенности взаимодействия со специалистами ДОУ в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. 10. Особенности согласования режимных процессов в период пребывания ребенка в семье и ДОУ. Как уже отмечалось, тематика этих занятий примерная, но по нашему мнению, она отражает основные знания, умения и навыки, необходимые для организации совместной деятельности педагогов и родителей по физическому и психическому развитию ребенка.

Другие статьи

  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Как часто стул у 7 месячного ребенка Частый стул у ребенка: нормально ли это? Частый стул у ребенка – болезнь или нормальное состояние? В зависимости от множества факторов, частая дефекация может быть как нормой, так и патологией. Как часто должен быть стул у ребенка? Примечательно, что мнения […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]