Игровые технологии как средство развития детей

Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников

«Игра» – как много в этом звуке. Отчетливо выделяются интонации веселья и радости, доносятся отголоски праздника.

Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский, живший в XIX веке, писал что детские игры представляют собой горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка.

Наблюдения специалистов прошлого подтверждают современные исследователи. Они сходятся в том, что детские игры обладают великолепным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и, наконец, нравственной сфер ребенка.

В игре дети, с одной стороны, приучаются к взаимному общению, учатся оказывать друг другу услуги, отстаивать интересы своей команды, а с другой стороны – в условиях соревнования получают опыт критических высказываний. Взаимное проживание детьми игровых ситуаций нередко приводит к возникновению прочных приятельских или дружеских союзов.

Говоря о возможностях игровых технологий в обучении школьников, надо определиться с тем, что же такое игра. Можно ли четко выделить границы игры, сказать, что вот это действие – игра, а вот это уже нет? Например, Василий Александрович Сухомлинский сравнил игру с искрой, зажигающей «огонек пытливости и любознательности». Но существует ли прибор, который покажет, была на уроке та самая искра или нет, а если была, то какой – яркой или едва заметной? Увы, такого удобного прибора, «игрометра», пока нет, и определять наличие или отсутствие игры нам приходится на глаз.

Порой на этой почве возникают разногласия. «Тут же не было подсчета балов» (или «дети не делились на команды», или «не было победителей»), «поэтому это не игра», говорят, оценивая некое мероприятие, одни. «Но ведь дети были так увлечены», «всем было весело и интересно», «поэтому это была игра», отвечают другие.

Феномен игры изучают представители самых разных наук и профессий – культурологи, философы, психологи, педагоги, актеры. одни пытаются открыть «формулу игры», другие –разобраться в ее структуре, третьи – «приручить» игру, чтобы с ее помощью решать различные задачи. Однако ни однозначного определения игры, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Игра остается явлением загадочным и притягательным. Наверное, дело в том, что игра необычно многогранна.

Я полагаю, что главное, коренной признак игры – это изменение, возможность внести разнообразие в привычный ход событий.

Действительно, любая игра – это погружение в особую среду, в которой действуют особые правила и достигаются особые цели.

Можно сказать, что идея родства игры и изменения или инновации все объясняет и многое упрощает. С этой точки зрения к игровым моментам на уроке можно отнести любой нестандартный ход, например необычную расстановку рабочих мест, неожиданное приветствие, новую систему оценки работы учеников и т.д.

К тому же из этой идеи неизбежно следует оптимистический вывод: мы все играем понемногу.

В слове «урок» (как и в слове «игра») всего 4 буквы, но зато у этого слова много значений. Урок может быть первым, заочным, хорошо усвоенным, веселым, хорошим, незабываемым, творческим, главным, современным, открытым.

Чтобы «оживить» уроки необходимо включать в них игры и игровые приемы. Впрочем, игра – это не гарантия быстрого и безболезненного решения всех учительских проблем. Это просто один из инструментов учительской профессии, инструмент, который можно использовать на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить).

С помощью игры можно сделать скучную или малопонятную информацию доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока, а рассеянный класс – в чемпионов мира по внимательности.

Игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно на развитие личности ученика. Она создает на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

При выборе игры надо исходить из конкретной ситуации. Например, если ученики пришли на урок взбудораженные, нет смысла «заводить» их еще больше, предлагая игру с высокой степенью азартности.

Игра должна соответствовать определенным критериям. Назову основные.

Во-первых, в игре должна быть интрига, то есть исход игры не должен быть предсказуемым.

Во-вторых, участники игры должны преодолевать какие-либо трудности, решать непростые, но посильные задачи. Ведь игра-это всегда работа над собой, пусть даже веселая. А значит, в игре происходит личностное развитие, прогресс. Второе требование можно сформулировать и по-другому: в игре должна присутствовать соревновательность не только с другими участниками игры, но и с самим собой.

В-третьих, желательно чтобы у игры был интересный сюжет.

В-четвертых, правила игры должны быть понятны всем участникам и безоговорочно выполняться.

В-пятых для игры нужен позитивный настрой. Соблюдение всех этих критериев обеспечит игре важное качество – игровую сбалансированность.

Наверное, учитель может считать свою задачу выполненной, если после завершения игры школьники вышли на тот уровень знаний учебной темы, на который он хотел их вывести.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогают заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным. Введение в тему должно быть таким, чтобы дети поняли: то что будем изучать это интересно, важно, нужно. На первом уроке можно использовать интересные или парадоксальные факты, истории, головоломки, загадки, примеры из жизни, эксперименты, фокусы.

Привлечь внимание учеников к новой теме можно задолго до ее изучения с целью повысить заинтересованность, познавательность и активность. Например, я сообщаю детям:

– На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Как вы думаете, о ком? Ученики называют свои варианты.
– Нет, это животное – не хищник, не грызун и не ядовитая змея. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента, повергло в панику огромное число людей. Это животное. Впрочем, давайте подробно поговорим об этом на следующем уроке.

Этот игровой прием «отстроченная отгадка» или «продолжение следует» я использовала при введении в раздел «Экологическая система» на уроке окружающий мир в третьем классе (ОС «Школа 2100»). Вначале урока поинтересовалась, сумели ребята отгадать название темы или нет. Вскоре дети узнают, какими опасными могут быть. обыкновенные кролики. Речь пойдет об экологической катастрофе в Австралии, об экосистемах.

Игра «А мы знаем» тоже повышает активность и внимание. Объявляю тему урока и прошу вспомнить учеников, что они знают по этой теме. Приветствуется любая информация. Комментирую услышанное и сообщаю другие интересные факты по данной теме. Развитие игры. Если тема совсем незнакома ученикам, то прошу их высказать предположения, о чем пойдет речь.

Ребята моего класса любят участвовать в игре «Четверка знатоков». За несколько дней до урока я предлагаю четверым ученикам самостоятельно изучить материал и рассказать тему одноклассникам. Каждый из ребят получает свою часть темы. В качестве источников информации можно использовать учебники, дополнительную литературу, ресурсы сети Интернет. Через некоторое время провожу «генеральную репетицию» – выслушиваю «знатоков», отвечаю на их вопросы, помогаю глубже разобраться в теме. На уроке знатоки, сменяя друг друга, рассказывают классу содержание темы. Затем обобщаю сказанное «знатоками». Эта игра заинтересовывает и активизирует не только самых способных, но и другие ученики пробуют свои силы – самостоятельно готовят сообщения. И выступают в роли «знатоков».

Игру «Ожившая карта» использую на истории, окружающем мире. Она повышает внимание учеников, учит работать с картами, развивает познавательные способности. Объясняя тему, содержанием которой являются перемещения войсковых частей во время битвы, кораблей путешественников, купеческих караванов и т.п. активно использую карту. По ней один или несколько учеников передвигают прямоугольники (войсковые соединения) или другие фигурки точно в соответствии с моими словами или ответами учащихся. Эту игру можно использовать на любых этапах изучения темы.

Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Ведь, как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем, крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.

Игра «Цепочка» закрепляет учебный материал, проверяет качество усвоения материала, развивает внимание, быстроту реакции, память. Использовать эту игру можно на всех уроках. Например, на русском языке ученики по цепочке в быстром темпе (пять минут повторяют слова. Относящиеся к тем грамматическим понятиям, над которыми ведется работа: вопросы на которые отвечают имена прилагательные, как они изменяются, с чем связаны, родовые окончания прилагательных, порядок разбора имени прилагательного и т.д. Обычно задание состоит в том, чтобы вспомнить и записать в тетрадь максимальное количество слов, участвовавших в игре. Выигрывает тот, у кого больше всех слов.

Для учащихся начальной школы мы проводим уроки риторики. Используя методы активного обучения: ролевые игры, игры-упражнения даю понятия невербальных форм общения с помощью мимики и жестов. Занятие лучше проводить на последнем уроке, т.к. это поможет снять напряжение в форме игры-соревнования, чтобы определить как дети научились владеть мимикой и жестами. Игра проводится между тремя командами (по рядам) «Артисты», «Лицедеи», «Улыбки». Оглашается система оценки. В играх – упражнениях «Лица», «Маски», «Иностранец» повторяются и закрепляются новые понятия. Награды победителям с помощью жестов будут цветы, книги, солнце. Ученики должны догадаться, что им подарили.

Игра «Перескажи по алгоритму» помогает усвоить изучаемую тему, развить навык излагать материал по определенной теме. Предлагаю ученикам алгоритм, с помощью которого можно рассказать почти любую историю. В алгоритме 5-6 вопросов: когда, где, кто главный герой, что делает, чем все заканчивается? Раскрывая тему, ученики последовательно отвечают на вопросы.

С большим удовольствием ученики принимают участие в игре «Пароль». Она проводится с целью провести оперативную фронтальную проверку класса на знание учебного материала, обеспечить знание этого материала всеми учениками. Содержание игры. Встречаю ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде, чем войти в класс, ученики должны произнести «пароль» – какое-либо правило, формулу – продемонстрировать знание учебного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие «пароль» отправляются в конец очереди. Их задача оперативно вспомнить или узнать у товарища нужную информацию. Особый эффект достигается при проведении игры на уроке с проверочной работой. В этом случае знание «пароля» необходимо, с одной стороны, для того, чтобы поскорее начать выполнение заданий, а с другой – для того, чтобы правильно их выполнить.

Игровые технологии способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию познавательной активности, памяти, мышления, самостоятельности, инициативы, формируют учебные умения и навыки. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают творческие способности. Как показывает практика игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко что «хорошая игра похожа на хорошую работу» каждому учителю следует научиться умело использовать игру на разных этапах урока.

Литература

  1. Гин С.И. Приемы педагогической техники. – М., 2005.
  2. Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные технологии для школьников. – М., 2010.
  3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Дата публикации: 22.11.2017

Статья просмотрена: 376 раз

Смотрите так же:  Контрикал детям инструкция по применению

Библиографическое описание:

Кудимова Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2862/ (дата обращения: 27.02.2019).

«Игру недаром называют «ведущей» писал Сухомлинский — именно благодаря ей ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей.

Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам.

При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

Подвижные игры, игры забавы.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

– Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры

С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад.

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор.

Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство. театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир.

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными.

Игровые технологии как средство всестороннего развития. Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия.

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты

Формирование коммуникативных умений у детей.

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совмещение элементов игры и учения, переход от игрзабав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей.

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. Коррекционные игры имеют огромное значение в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) Титова Наталия Борисовна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титова Наталия Борисовна. Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории (5-8 классы) : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2002 214 c. РГБ ОД, 61:03-13/207-1

Содержание к диссертации

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 13

1.1. Философско-психологические основы развития личности в игровой деятельности 13

1.2. Дидактические основы игровых технологий в обучении истории 55

Выводы по 1 главе 86

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 91

2.1. Теоретическая модель развития личности учащихся с использованием игровых технологий в обучении истории 91

2.2. Реализация теоретической модели развития личности учащихся в опытно-экспериментальной работе 117

Выводы по 2 главе 163

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. В современных условиях в обучении истории всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для образования, реализуемого в классно-урочной системе с присущими ей рационализмом и авторитаризмом, с трудом совместимой со свободным характером игры, традиционным остается представление об учении как тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

Гуманистическое понимание задачи образования, связанной с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности учащихся, приобретение ими черт идентичности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий. Согласно нашему исследованию, каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, телезритель, в том числе школьник, непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую информацию. Важной

задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения. Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся — потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, экзистенциальной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально на путях использования игровых технологий в обучении истории.

Теоретические представления о дидактических возможностях игры
нашли отражение в поисках педагогики, согласно которой, развитие ребёнка
обусловлено природосообразностью, культуросообразностью и

свободосообразностью. Аналогия развития ребёнка с развитием «человеческого рода» отражалась в идеях дидактической игры как игры-драматизации, разыгрывания-представления, позволяющих прожить, воспроизвести прошлое, приобщиться к социальному опыту человечества. Согласно исследованиям социальных психологов (Д.Мид, Э.Берн), игра представляет собой модель социального взаимодействия, является средством усвоения ребёнком социальных установок, приобретения социальной компетентности. В настоящее время внимание учителей истории всё более обращено на нетрадиционные методики в обучении, в том числе игровые. Сформулированы новые задачи исторического образования, которые требуют реализации личностно-ориентированного обучения, поиска соответствующего содержания и технологий. Новое содержание предусматривает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, допускает неоднозначные этические оценки личности и исторических событий.

Игра по своей природе синтетична, она востребует рациональную, иррациональную, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Обладая свободным характером, игра в непринуждённой, ненавязчивой форме, непроизвольно способствует освоению знаний, пониманию фактов, событий, процессов, приобретению умений, навыков, способов творческой деятельности, содействует развитию творческих способностей учащихся, осуществляет функцию психолого-педагогической коррекции.

Смотрите так же:  Цель беседы с родителями о процессе обследования речи ребенка

Состояние научной разработанности проблемы. Анализ литературы позволяет говорить о результативных теоретико-методологических исследованиях проблематики игры как феномена культуры, развития личности и ее социализации, творчества в игровой деятельности (Й.Хейзинга, Дж.Г.Мид, К.Левин, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин), о значительных дидактических достижениях в исследовании значения и сущности технологии игры в обучении (П.И.Пидкасистый, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, С.А.Шмаков), о методических исследованиях проблем содержания и видов игровой деятельности — основные принципы подготовки организации, анализа учебных исторических, методические основы проведения исторических игр, концепция драмогерменевтики, игр-упражнений.

В то же время проблема остается актуальной в силу недостаточной разработки методологии и теории инновационного процесса на базе игрового эксперимента, методики игровых технологий в современном преподавании истории, исследование вопросов возрастного и личностного развития школьников, динамики мотивов исторического познания, рефлексивной культуры учащихся в игровой деятельности и др.

Из сопоставления современного состояния методики обучения истории и взглядов философов, педагогов, психологов на функции игры в обучении и воспитании ребёнка вытекает основное противоречие между потребностями современной методики обучения истории в освоении инновационных технологий и традиционной системой преподавания, которое конкретизируется

в следующих частных противоречиях между: когнитивно-ориентированным массовым обучением и потребностью в личностно-ориентированном образовании; традиционной методикой преподавания истории, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и потребностью в развитии личности человека, реализующего свои творческие способности; несвободным характером обучения, направленным на развитие внешней мотивации, и потребностью развития личности ученика, обладающего внутренней мотивацией и нравственно-волевой регуляцией познавательных мотивов.

Таким образом, выявленные на основе анализа научной литературы и имеющегося опыта использования игровых технологий в историческом образовании противоречия, свидетельствуют о существовании проблемы использования игровых технологий в обучении истории, необходимости разработки её теоретико-методологических основ и практики применения. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования «Игровые технологии в обучении истории как средство развития личности учащихся 5-8 классов».

Цель исследования: теоретическое обоснование методики игровых технологий в обучении истории и экспериментальная проверка их влияния на развитие личности учащихся, ученического коллектива (5-8 классов).

Объект исследования: процесс обучения истории в школе.

Предмет исследования: реализация игровых технологий, способствующих развитию личности школьников в обучении истории (в 5-8 классах).

В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие положения. Игровые технологии, введённые в процесс обучения истории, способствуют личностному развитию учащихся — потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностной, коммуникативной, экзистенциальной, морально-нравственной сфер личности

учащихся. Игровые технологии являются средством психолого-педагогической коррекции личности, содействует сплочению классного коллектива. Это достижимо при условии:

выявления и разработки целей, содержания и механизма развития личности ученика в игровой деятельности при обучении истории;

реализации игровых технологий в обучении истории учащихся 5-8 классов в их свободном выборе;

— организации педагогических ситуаций, обеспечивающих субъект-
субъектные отношения между играющими школьниками и педагогами.

Осуществить теоретический анализ философских, педагогических, психологических и дидактических основ методики игровых технологий в обучении и воспитании учащихся.

Разработать теоретическую модель опытно-экспериментальной работы.

Проверить опытно-экспериментальным путём эффективность использования игровых технологий в обучении истории как средства личностного развития учащихся (5-8 классов).

Методологическую основу исследования составили труды философов, посвященные проблемам игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, И.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер). А также -психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн), положения гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу), фасилитирующем обучении (К.Роджерс); обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития,

исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).

Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотренные В.П.Беспалько, классификация и основные характеристики учебных игр, принципы моделирования и организации учебных игр, описанные О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко, концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова, а также классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагиной, М.В.Коротковой, Л.П.Борзовой. Важность для исследования динамики личностных изменений составили работы И.СЯкиманской, Н.А.Алексеева.

Методы исследования определились его целью, необходимостью решения методологических, теоретических и практических задач: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и научное обобщение педагогического опыта теоретического моделирования игровых технологий. Эмпирические методы использовались для диагностики характера влияния игровых технологий на развитие личности учащихся — наблюдение, анкетирование, тестирование, а также статистические методы обработки данных диагностического и формирующего этапов эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы применялось моделирование игровых технологий, направленных на развитие личности школьников 5-8 классов. На заключительном этапе осуществлялся анализ результатов использования игровых технологий в обучении истории, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.

База исследования: в целом, на протяжении всех лет, в исследовании приняло участие 480 учащихся (с пятого по восьмой класс). Это учебные заведения Чкаловского района г.Екатеринбурга: МОУ № 156, два потока учебных классов с 5 по 8 класс, в том числе участники Клуба Исторических Игр. Исследования проводились на основе семи учебных параллелей (в каждой

из которых один класс был контрольным). А также пятиклассники и шестиклассники гимназии № 177, в том числе коллектив Клуба Исторических Игр. Диагностирующий материал был также получен при исследовании пятиклассников МОУ № 102 г.Екатеринбурга. В апробации игр принимали участие учителя названных учебных заведений (19 чел.) и студенты второго и четвертого курсов исторического факультета Уральского педагогического университета в качестве разработчиков игровых технологий по истории (25 чел.) и студентов-практикантов (5 чел.), а также 7 родителей.

Продуктивности разработки проблемы и темы исследования способствовала работа соискателя в двух образовательных учреждениях в качестве учителя истории и руководителя Клубов исторических игр, организатора игровых акций для подростков МОУ № 156 и гимназии № 177.

Этапы исследования: исследование проводилось в течение 1995 — 2002 гг. и состояло из трёх этапов:

На первом этапе (1995 — 1996 г.г.) проводился теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, посвященной проблеме роли игры в жизни и в образовании, в том числе и в историческом образовании, месте и роли игры в методике преподавания школьных предметов, ее развивающем потенциале, изучалось состояние проблемы использования игровых технологий в обучении истории. Это дало возможность спроектировать теоретическую модель предстоящей опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1996 — 2000 г.г.) началось проведение лонгитюдного эксперимента на базе двух школ, в котором практически осуществлялась модель опытно-экспериментальной работы, применялись созданные нами игровые технологии, обрабатывалась полученная информация. Целью эксперимента была разработка содержания, технологий, организационных форм применения учебных исторических игр.

На третьем этапе (2000 — 2002 г.г.) осуществлялся синтез теоретического анализа и практического применения философско-педагогических, психологических и методических основ игровых технологий в обучении истории. Оформлялись и обрабатывались материалы, полученные в результате эксперимента, разрабатывались научно-методические рекомендации по использованию игровых технологий в обучении истории, проводилась дальнейшая апробация результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Систематизированы теория и методология игровых технологий в методике обучения истории (философия, психология, педагогика и методика игры).

Предложена теоретическая модель, определяющая сущность и виды игровых технологий, способствующих личностному развитию школьников (5-8 классов).

Разработаны и реализованы в опытно-экспериментальной деятельности авторские игры в обучении истории (игры-упражнения, поисковые игры, театральное действо).

Исследовано практическое применение игровых технологий в обучении истории и их влияние на динамику классного, игрового коллектива.

Разработаны научно-методические рекомендации для учителей истории и студентов педвуза по использованию игровых технологий в обучении истории.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

Обосновании игровых технологий в методике преподавания истории в качестве актуальных при реализации личностно-ориентированной образовательной модели в современной социокультурной ситуации.

Выявлении педагогических условий реализации игровых технологий в обучении истории в целях развития личности учащихся и классного коллектива (разработка целей, содержания и механизма развития личности ученика;

свободный выбор учащихся; организация субъект-субъектных отношений между играющими школьниками и педагогами).

3. Обосновании блока методик, позволяющих диагностировать динамику развития личности «играющего».

Практическая значимость исследования состоит в:

создании учебно-методического комплекса игровой технологии в обучении истории, содержащего разработанные и апробированные авторские игры (игры-упражнения, поисковые игры — «Я- археолог», «Я- этнограф», «Я-архивист», театральное действо «День культуры Древней Греции», «Поход на Югру»).

разработке научно-методических рекомендаций для учителей и студентов педвуза по использованию игровых технологий в обучении истории.

в создании учебных программ: Клуба Исторических Игр для школьников и для студентов исторического факультета педвуза «Технологии моделирования исторических игр».

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования определяются использованными теоретико-методологическими положениями, достаточной протяжённостью опытно-экспериментальной работы, её повторяемостью, воспроизводимостью результатов, использованием методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам, а также их количественным и качественным анализом, личным участием автора как организатора замысла исследования.

Положения выносимые на защиту:

Игровые технологии в историческом образовании являются актуальными в современной социокультурной и психолого-педагогической ситуации.

Реализация игровых технологий в обучении истории адекватна личностно-ориентированной образовательной модели и предполагает применение содержания, организационных форм и методов обучения в целях личностного развития «играющих» школьников.

Использование игровых технологий требует совершенствования педагогической компетентности учителей истории, развития их творческого потенциала.

Учебно-методический комплекс по игровой технологии в обучении истории, содержащий авторские игровые технологии.

Философско-психологические основы развития личности в игровой деятельности

В данном параграфе мы рассмотрим философско-психологические аспекты развития личности в обучении в процессе использования игровых технологий. Направленность на активные формы обучения характерна современному, в том числе и историческому образованию. Это связано с глобальными изменениями, происходящими в современном мире. К ним мы относим императив выживания человечества, ноосферное мышление, тенденции демократизации и гуманизации жизни. Постоянно увеличивающийся количественно и качественно поток информации, расширение и углубление диалога культур, появление инновационных технологий требуют соответствующих знаний и умений для приобретения способности ориентироваться в нарастающем потоке информации. Для этого необходимо не только умение воспринимать и запоминать информацию, но умение её творчески перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Поэтому задачей образования становится сложная проблема социализации подрастающего человека в современной социокультурной ситуации, гуманистическое понимание которой предполагает его самоактуализацию с приобретением черт идентичности, развитие творческого потенциала.

Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование, образование воздействует на жизнь. Проблему взаимосвязи и взаимозависимости целей жизни и целей образования исследовали многие авторы. В частности философ и педагог С.И.Гессен. Вопрос о целях жизни человеческого общества он связывал с культурой человека. Он выделил в культуре три составляющие части: образованность, гражданственность и цивилизацию. В свою очередь понятие «образованность» включает науку, искусство, нравственность и религию. Понятие «гражданственность» включает в себя право и государственность, «цивилизация» — хозяйство и технику. Так, в составе жизни человека он различал три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию [1]. Жизнь человечества — это постоянное развитие. Развитие предполагает дополнение и сохранение прошлого, а не простое его воспроизведение. Развитие есть только там, где есть история. В свою очередь, история есть только там, где есть культура, писал Гессен [2]. Таким образом, образование есть не что иное, как культура индивида. Поэтому цели образования составляют культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек [3]. Мы разделяем его позицию и считаем её продуктивной для современного исторического образования. Однако, достижение данной цели во многом зависит от того, каким способом человек будет приобщён к культурным ценностям, какие методы при этом будут применяться. Используя современную терминологию, мы можем сказать — речь идёт о педагогических технологиях. С этих позиций следует заметить, что современной дидактике противоречат основные установки дидактики Я.А.Коменского «Бумага — это ученики, в умах которых должны отпечататься литеры наук. Печатный станок — это школьная дисциплина, которая всех располагает и принуждает воспринимать науку» [4].

Смотрите так же:  Можно ли кормить ребенка в 3 месяца коровьим молоком

Негативные последствия насаждения такого принципа в обучении были отмечены выдающимися педагогами прошлого ещё в XIX веке, в частности, Л.Н.Толстым, стоявшем на принципах педагогики ненасилия, свободы в образовании. В XX веке, стало очевидным, что знания и умения выпускника школы устаревают ещё до его выхода из учебного заведения. Рассуждая о кризисе культуры в своём трактате «В тени завтрашнего дня», опубликованном в 1935 году, Й.Хейзинга отмечал опасность всеобщего ослабления способности суждения. Причину такой опасности философ объяснял так: «В обществе с обязательным народным образованием, всеобщей и немедленной гласностью событий повседневной жизни и широко проведённым разделением труда, средний индивидуум всё реже и реже оказывается в условиях, где от него требуется собственное мышление и самопроявление» [5].

Эти опасения поддерживал и советский философ Э.В.Ильенков, делая выводы, основанные на наблюдении советской школы. Он писал о недостатках обучения, основанного на передаче знаний в готовом виде, считал, что в традиционном обучении от ребёнка ускользает реальное богатство жизни, не востребуется его жизненный опыт. Всё в мире становится лишь «кладовой наглядных примеров», подтверждающих бессмысленно заученные в школе истины. В результате, человек видит в вещах лишь то, что подтверждает слова учителя, на остальное не обращает внимания [6].

Разрушающее влияние функционального подхода к ребёнку как к объекту учебного процесса сказывается и на воспитании личности. Оказавшись в условиях, несовместимых с привычными школьными истинами, человек либо легко меняет одни догмы на другие, либо с недоверием относится ко всему, становится скептиком [7]. С тех пор, как названные недостатки традиционного обучения были замечены, ведётся поиск альтернативных образовательных моделей. Такой стала в настоящее время модель личностно-ориентированного обучения, востребующая креативность личности и с ней поисковые, исследовательские, дискуссионные, игровые технологии.

Дидактические основы игровых технологий в обучении истории

В данном параграфе мы рассмотрим востребованность игровых технологий в связи с пересмотром целей и содержания образования, в том числе и исторического, стимулируемого переосмыслением взглядов общества на прошлое. Этот процесс, сопровождается увеличением объёма информации и ее источников, что приводит к необходимости научить школьников умению ориентироваться в широком информационном пространстве литературы об отечественной истории, новых оценках событий прошлого. Здесь же встает вопрос о предупреждении опасности учебных перегрузок, отражающихся на физическом и психологическом самочувствии учащихся. Это стало причиной использования инновационных технологий, которые относят к здоровье сберегающим. Для инновационного типа обучения характерен процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стремится вносить существенные изменения в культуру, социальную среду[1]. К инновационным видам деятельности относят поисковую, дискуссионную, игровую технологии.

Игра на уроке истории является активной формой учебного занятия, в ходе которого моделируется ушедшее прошлое. Так учащийся «проживает» историческую ситуацию. Игра затрагивает сущность и содержание познавательной деятельности, влияет на эмоциональный и эстетический аспекты восприятия учащимися содержания исторического материала. Это определяется, в первую очередь, специфической природой исторического знания. Прошлое, запечатленное в исторических источниках, не утрачено безвозвратно, оно связано с настоящим. Однако оно закрыто для нас как объективная реальность. Это ставит перед историческим познанием двойную задачу: во-первых, поиска и фиксации исторических фактов, во-вторых, проникновение в смысл исторических событий, который чаще в фактах не раскрывается. Если первому аспекту исторического познания более соответствует исследовательская форма, то второму — игровая («вживание» в образ, в историческое время) [2]. Через понимание чувств, мыслей своего героя и осознание специфики его времени происходит моделирование исторической реальности. Такая задача для играющего интересна, она пробуждает мотивацию к познавательной деятельности. Одновременно это сложная задача, поскольку требует мобилизации всех качеств личности.

Для того, чтобы изучить механизм влияния игровой технологии в обучении истории на личность учащегося, рассмотрим структуру качеств личности, в которой сочетаются как качества наследственные, так и социальные, приобретённые. По их соотношению в структуре личности различаются четыре иерархических уровня подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову) [3].

1. Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью, они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, национальными, возрастными особенностями.

2. Уровень особенностей психических процессов — характер индивидуальных ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, воли. Мыслительные логические операции — анализ, синтез, абстрагирование, ассоциации, сравнения и т.д. — играют большую роль в учебной деятельности и называются способами умственных действий.

3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества как знания, умения, навыки, привычки. Их делят на две группы: те качества, что формируются в процессе изучения школьных дисциплин (знания, умения и навыки) и качества, приобретаемые в практической деятельности (сфера действенно-практическая).

4. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие его отношение к миру: интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности. Морально-этические и эстетические взгляды вместе с определённым комплексом знаний, умений и навыков представляют сферу эстетических и нравственных качеств [4].

Поскольку важнейшим образовательным компонентом являются знания, приобретение которых становится источником развития личности, остановимся на их характеристике. Г.К.Селевко предлагает следующую классификацию категории знание. По локализации отражения: индивидуальные (личностный опыт) и общественные (продукт опыта многих поколений). При этом обучение является переводом общественных знаний в индивидуальные. По форме отражения знания делятся на знаковые, вербальные (теоретические), образные (образы, воспринятые органами чувств). Выделяются также вещественные знания, существующие в предметах труда, искусства. По психологическому уровню выделяют знание -узнавание, воспроизведение, понимание, применение, автоматические действия, отношение, потребность. По степени обобщённости: факты — явления, понятия -термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания [5].

Другим важнейшим образовательным компонентом являются умения и навыки, которые характеризуют процесс, способ действия. Умение определяется как «способность личности к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в изменённых или новых условиях». Навыки — «это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля».

Теоретическая модель развития личности учащихся с использованием игровых технологий в обучении истории

При проектировании теоретической модели развития личности учащихся 5-8 классов с помощью игр в обучении истории мы исходили из сложности игровой технологии, которая кроется в особенностях игровой деятельности, связанных с непринуждённостью, самопроизвольностью, самоценностью, отсутствием практической направленности, ориентации на результат. В то же время, обучение само по себе процесс целенаправленный, имеющий заранее поставленные дидактические цели, и ориентированный на определённые результаты. Поэтому учебная игра является внутренне противоречивым педагогическим явлением, и нам предстояло преодолеть названную противоречивость. Экспериментальные исследования показали возможность успешного разрешения противоречия между целями обучения и использованием игровых технологий за счет достаточно высокой эффективности игровых технологии в обучении истории, об этом скажем ниже.

Понимание игровой технологии как эвристического конструирования эталонов или оригиналов, реализуемое в процессе творческой деятельности, ориентирует на постановку обучающих, развивающих и воспитательных задач, выбор диагностируемых критериев для достижения педагогически целесообразного контроля за процессом развития личности «играющих» школьников.

Целью опытно-экспериментальной работы было , проследить влияние игровой технологии на развитие личности учащихся, рассмотреть взаимосвязь содержания с типологией игры и возрастом учащихся, а также соотнести конкретные игры с учебным курсом по истории. В ходе эксперимента изучался спектр целевых ориентации учебной игры: обучающие, развивающие и воспитывающие. В дидактической литературе мы встретили определение целевых ориентации игровых технологий, в частности у Г.К.Селевко — дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. В целом разделяя подходы названного автора, мы все же формулируем три цели — обучающие, развивающие и воспитывающие. Что касается социализирующих целей игры, то, придавая этому большое значение, о чем писали в первой главе, все же связываем проблемы социализации личности с воспитанием человека.

Еще одной значимой для нашего исследования проблемой было отслеживание влияния игровых технологий на формирование и развитие сплочённости классного коллектива «играющих» школьников.

Задачи экспериментальной работы по использованию игровых технологий в обучении истории:

1. Изучение эффективности игровой технологии для личностного развития в зависимости от вида игры и возраста «играющих» (игры-упражнения, имитационно-моделирующие, поисковые, ролевые, в том числе со структурированной дискуссией, театральное действо, игры-драматизации).

2. Исследование эффективности комплекса используемых нами игровых технологий, их взаимодополняемости в плане личностного развития детей (компенсации недостатков одних технологий достоинствами других).

3. Изучение влияния игры на учебный процесс в целом.

4. Изучение влияния игры на процесс развития личности учащихся в разных возрастных периодах, а также на жизнь классного коллектива (с 5 по 8 класс).

Гипотетически мы полагали, что если в процесс обучения истории ввести игровую технологию, то можно проследить следующие изменения.

1. Более эффективное формирование знаний и умений за счёт активной самостоятельной работы, самообразования. Это достигается более глубоким изучением игрового материала. В ходе подготовки и проведения игры будут развиваться следующие умения учащихся:

Умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор оптимального пути их достижения, построение алгоритма деятельности, умение планировать свою деятельность в игре).

Умения и навыки организации собственной учебной деятельности (определение порядка и способов умственных действий).

Умения и навыки восприятия информации (работа с историческими источниками, с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа в Интернете, справочным материалом, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание).

Умения и навыки мыслительной деятельности (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение ответа, рассказа, речи, формулирование умозаключений, выводов, аргументирование, решение проблем).

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]