Имбецильность группа инвалидности

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему: Клинико-социальная характеристика впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости

Оглавление диссертации Рудова, Ольга Борисовна :: 0 ::

1. Обзор литературы.

2. Методика и организация исследования.

3. Социально-гигиеническая характеристика контингента впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости.

4. Современные подходы медико-социальной экспертизы при умственной отсталости.

4.1. Клинико-функциональные особенности впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости для решения задач медико-социальной экспертизы.

4.2 Критерии оценки ограничений жизнедеятельности при умственной отсталости.

5. Комплексная медико-социальная реабилитация инвалидов вследствие умственной отсталости.

5.1. Современные подходы к медико-социальной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью

5.2 Потребность инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

5.3 Комплексные программы медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Введение диссертации по теме «Психиатрия», Рудова, Ольга Борисовна, автореферат

Среди многих проблем современной психиатрии проблема инвалидности и реабилитации занимает особое.место (И. Я. Гурович, 1998; В. С. Ястребов, 1998; Д. И. Лаврова, 2005; Н. Ф. Дементьева, 2002; Р. М. Войтенко, 2002; F. П. Киндрас, 2004 и др.). Это связано как с общей распространенностью психических болезней, так и с преобладанием^ среди больных, лиц молодого и трудоспособного возраста. По данным ВОЗ, умственная отсталость широко; распространена во всем мире и составляет от 1 до 3% населения.

В; медико-социальной^ экспертизе при психических болезнях умственная отсталость по социальной значимости занимает одно из первых мест. Из числа освидетельствованных специализированными бюро МСЭ в городах больные: с умственной отсталостью составляют 17-20%, в сельской местности — 30-40% (Р. М. Войтенко 2000 г.). По данным Российской Федерации среди*больных с умственной отсталостью, освидетельствуемых в бюро МСЭ, инвалиды 1 группы составляют около 3-5%, 2 группы — 33% и 3 группы — 62%; в психиатрических: домах-интернатах и психиатрических больницах число инвалидов 2 группы, страдающих умственной: отсталостью, составляет 50%, имеются определенные трудности реабилитации данного; контингента (С. Н. Пузин, 2005; JI. П. Гришина, 2003; О. С. Андреева, 2004).

Вступивший в действие в 1995 г. Федеральный закон «О-социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внес существенные изменения в понятия^ «инвалид», «инвалидность», «медико-социальная* экспертиза» и определил новую концепцию инвалидности и реабилитации инвалидов, направленную на интеграцию инвалидов в семью и общество. В соответствии- с данным законом, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 утверждены «Классификации и критерии; используемые при осуществлении: медикосоциальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Однако, имеется сравнительно небольшое число работ, касающихся изучения роли социально-гигиенических факторов, при умственной отсталости (Н.Ф. Дементьева с соавт., 1999;Т. П. Киндрас, 2004; JI. П. Гришина с соавт., 2005).

Недостаточно изучены социальные потребности; инвалидов вследствие умственной отсталости, в раз личных видах медико-социальной реабилитации, не разработаны комплексные программы реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости в свете современной концепции.

Вышеизложенное обусловливает необходимость изучить закономерности формирования инвалидности и разработать современные принципы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; с умственной отсталостью.

На основе комплексного медико-социального; исследования инвалидности вследствие умственной отсталости у взрослого населения разработать научно-обоснованные критерии медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с данной патологией.

К Выявить особенности5 динамики показателей первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в Ростовской области за период 1999 -2005 гг.

2. Изучить социально-гигиеническую характеристику контингента инвалидов вследствие умственной отсталости.

3. Определить современные подходы медико-социальной экспертизы и критерии оценки ограничений жизнедеятельности при умственной отсталости.

4. Изучить потребность инвалидов, вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

5. Разработать научно обоснованные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной, реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Научная новизна работы.

Работа является научным трудом, посвященным всестороннему изучению проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости в свете современной концепции инвалидности.

Впервые, в соответствии с современной концепцией инвалидности, изучены динамика показателей первичной инвалидности и социально-гигиенические особенности контингента инвалидов вследствие умственной отсталости по целому ряду социально значимых параметров.

Разработаны современные подходы медико-социальной экспертизы и, критерии определения инвалидности при умственной отсталости с учетом оценки; ограничений жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты.

Выявлены социальные потребности инвалидов вследствие умственной отсталости, нуждаемость их. в различных видах медицинской; психологической и социальной реабилитации.

Разработаны научно-обоснованные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Практическая значимость работы.

Полученную в результате проведенного исследования новую информацию о социально-гигиенических особенностях контингента инвалидов вследствие умственной отсталости необходимо использовать при разработке комплексных программ по предупреждению и снижению инвалидности при психических болезнях.

Предложенные медико-социальные критерии определения инвалидности прш умственной отстал ости могут быть примененьг в практике работы бюро МСЭ, что; обеспечит унифицированный? подход к медико-социальной экспертизе лиц с данной; патологией;

Выявленные социальные- потребности: инвалидов1 вследствие умственной отсталости рекомендуется учитывать органам и учреждениям системы здравоохранения и социальной* защиты для планирования и реализации, адресной медико-социальной помощи.

Сформулированные с учетом современной; концепции инвалидности комплексные программы медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной • отсталости рекомендуется использовать в работе врачей-экспертов и реабилитологов для достижения наиболее полноши . эффективной реабилитации.данного, контингента лиц.

Основные положения; выносимые на защиту.

1. Данные социально-гигиенической; характеристики инвалидов вследствие умственной отсталости^ обусловливающие’ специфику мер г медицини ■ 1 Л скои; профессиональнои и социальной реабилитации.

2. Современные подходы медико-социальной; экспертизы; и критерии оценки ограничений жизнедеятельности при умственной отсталости с учетом современной! концепции инвалидности.

3:.Сведения о дифференцированной потребности инвалидов вследствие умственной отсталости: в различных видах медико-социальной помощи для планирования и оказания им адресной социальной помощи.

4. Научно-обоснованные рекомендации- по составлению комплексных программ реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости для повышения эффективности реабилитации этой категории/лиц.

Работа прошла апробацию на межотделенческой конференции Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Основные положения работы доложены на Российских научно-практических конференциях (2003 — 2004 гг.), IV научной сессии Ростовского Государственного медицинского университета, научно-практических конференциях в гг. Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже, Липецке, Москве (2002 — 2003 гг.).

Внедрение результатов исследования в практику

Разработанные автором медико-социальные критерии определения инвалидности внедрены в практику деятельности учреждений МСЭ гг. Ростова-на-Дону, Рязани, Екатеринбурга, Ярославля, Липецка, Воронежа, Иваново, Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

По теме диссертации опубликовано 6 работ (1 работа в журнале, рекомендованном ВАК РФ).

Объем и структура диссертации.

Работа изложена на 137 страницах печатного текста, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. В указателях литературы приведены публикации 118 отечественных и.зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Заключение диссертационного исследования на тему «Клинико-социальная характеристика впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости»

1. Умственная отсталость в структуре первичной инвалидности вследствие психических заболеваний в; г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за период 1999 — 2005 гг. составляет в среднем 15,6%. Отмечалось снижение числа- инвалидов;, вследствие умственной отсталости, особенно за последние три года по сравнению с 2000 г. Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости среди трудоспособного населения г. Ростова-на-Дону и области снижается с 1,00 инвалида в 2000 г до 0,47 и 0,32 инвалидов в 2004-2005 гг. и в среднем-составляет 0,65 инвалида на 10 тыс. населения.

2. Структура первичной инвалидности в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности за этот период была следующей: инвалидов с умственной отсталостью легкой степени; (дебильностью) было 897 человек или 79,5 %, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой (им-бецильностью) — всего 232 человека или 20,5% от общего числа. Во все годы было; больше инвалидов с умственной- отсталостью легкой степени (дебильностью) — от 70,4% в 1999 г. до 84,0% в 2005 г. Число больных с умственной отсталостью умеренной и тяжелой (нерезко и резко выраженной; имбецильностью) составляло от 29,6% в 1999 г. до 16,0% в 2005 г. Глубокой умственной отсталости (идиотии) не отмечалось.

3. В! контингенте впервые признанных инвалидов вследствие умственной отсталости; преобладали; мужчины, которые составляли в среднем 63 ;2%, женщин было 36,8% от общего числа. Удельный вес мужчин колебался от 54,4% в 2001 г. до 73,0% в 2002 г.; женщин — от 35,0% в 1999 г. до 36,6% в 2003 г. Все инвалиды были трудоспособного возраста, однако преобладал возраст 30 — 49 лет (от 92,0% в 2000 г. до 96,5% в 2005 г.). В структуре инвалидности в зависимости от ее тяжести преобладали инвалиды 3 группы, (от 76,2% в 1999 г. до 69,8% в 2005 г.), значительно меньше количество инвалидов 2 группы — от 23,8% в 1999 г. до 30,2% в 2005 г. Инвалидов I группы не было, т. к., в связи с тяжестью патологии данный! контингент освидетельствуется в возрасте до 18 лет. В большинстве случаев (от 79,4% в v 1999 г. до 80,8% в 2005 г.) причиной инвалидности являлась «инвалидность с детства».

Смотрите так же:  Шизофрения и гений

4. Определены,медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости; базирующиеся на комплексной оценке клини-ко-функционального, психологического, профессионального и социального статуса инвалида.

Основными критериями для 3 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (легкая дебильность) с умеренно выраженными аффективно-волевыми нарушениями и психопатоподобным поведением. Указанные расстройства ограничивают способность контролировать свое поведение, способность к трудовой: деятельности и к обучению 1 степени выраженности.

— Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (умеренная дебильность) с основным типом олигофренического дефекта, что ограничивает способность к обучению 1 — 2 степени выраженности^, к трудовошдеятельности — 1 степени, общению — 1 степени.

5. Основными критериями 2 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени легкой и умеренной умственной отсталости (умеренная и выраженная дебильность, нерезко выраженная имбецильность), с выраженными аффективно-волевыми и психопатопо-добными расстройствами, что ограничивает способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности, к общению, к передвижению 2 степени выраженности, к обучению — 2-3 степени.

— Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости (резко выраженная имбецильность), что ограничивает способность к обучению 2 — 3 степени выраженности, к трудовой деятельности — 2 — 3: степени, к общению, к передвижению и: ориентации- 2 степени.

6. Основными критериями 1 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости: (резко: выраженная имбецильность) с выраженными двигательными нарушениями и резко выраженной неврологической симптоматикой (парезы, параличи, апраксия, аграфия), глухотой, частыми эпилептиформными припадками.

— Снижение интеллекта в степени глубокой умственной отсталости (идиотия) с выраженным недоразвитием речи, моторики, диспластично-стью тела, простейшими полярными эмоциями.

Указанные расстройства приводят к ограничению всех категорий жизнедеятельности III степени выраженности: самообслуживания, самостоятельного передвижения, обучения, ориентации, общения, трудовой-деятельности и. способности контролировать свое поведение.

7. Потребность в реабилитационных мероприятиях инвалидов: вследствие умственной отсталости был а различной; В- амбулаторном i восстановительном: лечении она составляла 93,4%, в психотерапевтических мероприятиях — 69,5%, в стационарном: восстановительном? лечении — 38,0%, в санаторно-курортном лечении — 16,6%. Потребность в мерах профессиональной реабилитации: составила: в рациональном трудоустройстве — 52,4%), в профессиональном обучении — 46,2%, в профориентации -30;8%. Среди мер социальной реабилитации наибольшая потребность отмечалась. в материальной помощи — 58,5%, в социально-бытовом: обслуживании — 54,2%, в социально-психологической адаптации—38,8%, в. натуральной помощи -35,6%, в юридических консультациях — 29,4%.

8. Рекомендации по составлению дифференцированных программ индивидуальной реабилитации основываются; на анализе клинико-функциональных данных, категориях ограничений жизнедеятельности и степени их выраженности, показанных и противопоказанных видах трудовой занятости, с учетом возраста, уровня адаптации инвалида, реабилитационного потенциала и возможности его реализации.

1. Результаты изучения социально-гигиенических характеристик инвалидов вследствие умственной отсталости по целому ряду социально значимых параметров являются оперативной информацией органам и учреждениям здравоохранения, социальной защиты для разработки комплексных мер, направленных на профилактику инвалидности, совершенствование реабилитации и усиление социальной поддержки данной категории инвалидов.

2. Разработанные современные: методические подходы и медико-социальные критерии определения инвалидности при умственной отсталости могут служить методическими рекомендациями для специалистов ЛПУ и учреждений медико-социальной экспертизы с целью повышения качества экспертного обслуживания данной категории инвалидов.

3. Полученные данные о социальной: потребности инвалидов вследствие умственной отсталости следует использовать в качестве информационной базы для разработки комплексных программ реабилитации и оказания адресной медико-социальной помощи.

4. Разработанные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуются для внедрения в работу реабилитационных учреждений и бюро МСЭ, что позволит повысить качество и эффективность реабилитационной помощи этому контингенту лиц.

Имбецильность группа инвалидности

4.8. Олигофрения МКБ-10 (F70-79)

(легкая умственная отсталость по МКБ 10)

IQ (интеллектуальный коэффициент) 50 — 70

I. Легкая дебильность

Могут формально обучаться в общеобразовательных школах, дублируют классы, с программой вспомогательной школы справляются. Мышление конкретно-образное, запас знаний достаточный для выполнения простого труда. Социально адаптированы.

1) Основной тип — легкое снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип:

b) торпидный вариант с психомоторной заторможенностью,

c) астенический вариант.

Ограничение по линии ВКК

II. Умеренная дебильность

Могут оканчивать 6 — 8 классов вспомогательной школы, приобретают простые трудовые навыки, в привычных бытовых ситуациях адаптируются, но при отклонении от стереотипа теряются.

1) Основной тип — умеренное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

контролю своего поведения — I ст.;

трудовой деятельности — I ст.

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, ликвородинамических нарушений, выраженных резидуально-органических расстройств.

III. Выраженная дебильность

Выраженное недоразвитие интеллекта, могут оканчивать несколько классов вспомогательной школы, словарный запас скуден, нередко имеются дефекты речи, мышление конкретное, эмоциональная сфера обеднена, могут выполнять простую работу по дому под присмотром, социально дезадаптированы.

1) Основной тип — выраженное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, резидуально-органических расстройств, ликвородинамических нарушений.

ориентации — I-II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — II-III ст.;

трудовой деятельности — II- III ст.

Более выраженная интеллектуальная недостаточность, чем при дебильности. Мышление конкретное, абстрагирование недоступно. Неспособны к решению даже простых житейских задач, адаптированы только к привычным условиям, нуждаются в постоянном руководстве. Не поддаются обучению во вспомогательной школе. Осваивают элементарные навыки самообслуживания, частично соблюдают личную гигиену. Словарный запас крайне беден, ограничен 30 — 40 словами, речь часто косноязычная.

ориентации — II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — III ст.;

трудовой деятельности — III ст.

Глубокий интеллектуальный дефект, мышление грубо конкретное, круг интересов ограничен физиологическими потребностями, запас слов крайне беден, имеется моторная недостаточность. Эмоциональная сфера мало развита, имеются навыки элементарного самообслуживания, не всегда контролируют функции тазовых органов, потребности примитивные, обучение во вспомогательной школе невозможно. Нуждается в контроле со стороны.

передвижению — I-II ст.;

ориентации — II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — II ст.;

трудовой деятельности — III ст.

Полное отсутствие интеллекта, выраженное недоразвитие речи или ее полное отсутствие, недоразвитие моторики, диспластичность тела, простейшие полярные эмоции, недифференцированые ощущения, нет навыков самообслуживания, ориентировки, неопрятны мочой, калом, нуждаются в постоянном постороннем уходе и контроле.

Имбецильность группа инвалидности

Опубликовано Редакция в 6/13/12 • Категории Психиатрия

В ряду наиболее актуальных задач современной медицины важное место занимает проблема психических расстройств, разработка и внедрение в практическое здравоохранение эффективных программ, направленных на укрепление психического здоровья населения, профилактика обострений и предупреждение прогредиентности эндогенных заболеваний, сохранение трудоспособности и профилактика инвалидности.

Общегосударственная значимость этой проблемы определяется трудовыми потерями и значительной инвалидизацией, вызываемыми расстройствами психики. Забота государства о лицах, утративших трудоспособность направлена на восстановление их положения в обществе, в частности, путем вовлечения инвалидов в посильную для них трудовую деятельность.

Труд для психически больных является не только фактором восстановления социальных связей и положения в обществе, но и способствует восстановлению компенсаторных механизмов, стимулирует защитные свойства организма.

Экспертиза трудоспособности при психических расстройствах – один из самых сложных разделов медико-социальной экспертизы, так как психические расстройства особенно глубоко и своеобразно нарушают трудовую деятельность больных.

При этих расстройствах страдает высшая нервная система, обеспечивающая правильную ориентировку и приспособление человека к изменяющимся условиям жизни. В клинической картине психических заболеваний нередки не только расстройства отдельных интеллектуальных и эмоциональных функций, но и всей личности человека.

У психически больных нарушается способность действовать целенаправленно, активно;

извращается понимание предмета труда и тех общественных отношений, которые возникают в процессе его;

страдают, не только физиологические предпосылки труда, но и социальная его сторона,

расстраиваются социальные связи в трудовом коллективе, в семье.

В настоящее время медико-социальные экспертные комиссии уже не могут ограничиться решением лишь узкоэкспертных вопросов, т.е. установлением группы инвалидности. Они должны совместно с лечебными учреждениями заниматься профилактикой инвалидности, трудоустройством, разработкой мероприятий по восстановлению трудоспособности с учетом в каждом отдельном случае индивидуальных особенностей нарушенных функций организма свидетельствуемого, а также профессиональных факторов, специальности, квалификации, общего и специального образования, трудовых навыков и т.п.

Медико-социальные экспертные комиссии играют важную роль в определении этапности восстановления трудоспособности, профессиональной ориентации и рациональном трудоустройстве больных.

С решения медико-социальной экспертной комиссии начинается трудовой этап профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Медико-социальная экспертиза, являясь звеном в цепи реабилитационных мер, определяет принципы и критерии не только трудоспособности, но и последующего вовлечения больного в общественно полезный труд, включающий трудовую терапию, рациональное трудоустройство в обычных производственных условиях, профессиональное обучение и переобучение на специализированных предприятиях и в специальных цехах, организацию надомных видов труда.

Структура впервые признанных инвалидами среди взрослого населения Республики Татарстан по классам заболеваний в 2011г.

Среди впервые признанных инвалидами лица, страдающие психическими расстройствами на IV месте – 6,7%.

При сравнении данного показателя с предыдущими годами, выявляется тенденция роста количества лиц страдающих психическими расстройствами и соответственно роста количества впервые признанных инвалидами.

Смотрите так же:  Все о подростковой депрессии

Структура впервые признанных инвалидами страдающих психическими расстройствами среди взрослого населения Республики Татарстан за 2011 г.

Среди впервые признанных инвалидами, число лиц страдающих различными формами шизофрении из года в год колеблется приблизительно на одном уровне и составляет около 20% (по данным некоторых авторов до 50%).

Шизофрения — прогрессирующее (прогредиентное) эндогенное психическое заболевание, для которого характерны утрата единства психических функций, нарушение мышления, обеднение эмоциональной сферы («неподвижность эмоций») и нарастающее ослабление психической активности («ослабление энергии психической жизни», «падение энергетического потенциала»). Кроме этих основных диагностических симптомов наблюдаются дополнительные: навязчивые расстройства, сенестопатии, истерические, ипохондрические симптомы, бредовые, галлюцинаторные, псевдогаллюцинаторные расстройства, депрессивные, маниакальные, кататонические, онейроидно-кататонические проявления.

Медико-социальная экспертиза больных шизофренией чрезвычайно сложна, так как при этом заболевании нарушается не функция отдельного органа, а глубоко изменяется личность больного, т.е. развивается личностный дефект, утрачиваются основные предпосылки к трудовой деятельности, нарушаются взаимоотношения больного с коллективом.

Важность правильного решения вопросов медико-социальной экспертизы определяется и тем, что шизофрения – наиболее распространенное психическое заболевание. Частота её составляет 5,1 на 1000 населения. Среди находящихся на учете в городских психиатрических диспансерах больных шизофренией 17-19%, из них более 50% больных находятся в социально-активном возрасте.

Несмотря на внедрение в психиатрическую практику новых психофармакологических средств и методов реабилитации, тяжесть заболевания остается неизменной, шизофрения является нозологической формой, которая в значительной мере определяет инвалидность при психических заболеваниях: среди больных шизофренией инвалиды I и II групп составляют 80%, из более 75% — лица трудоспособного возраста.

Трудовая деятельность у лиц, страдающих шизофренией нарушается не только в остром периоде, но и после него. Инвалидность больным шизофренией в большинстве случаев определяется на стадии ремиссии, несколько реже во время затяжного обострения непрерывнотекущего процесса или затяжного приступа приступообразно-прогредиентной шизофрении.

Психотический приступ (состояние обострения), после которого снижается социально-трудовая адаптация, как правило, оказывается затяжным, полиморфным по клиническим проявлениям, с наличием негативной симптоматики. При этом необходимо иметь в виду, что деструктивная тенденция при шизофреническом процессе не беспредельна, своего максимального уровня она достигает при каждом из типов течения заболевания за определенные сроки и в дальнейшем, несмотря на повторные обострения, дефицитарные изменения не нарастают. Это положение чрезвычайно важно учитывать в реабилитационной работе с больными, т. к. качество ремиссии в последующем может ухудшаться не за счет активности патологического процесса, а в связи с различными дополнительными факторами, которые углубляют социальную дезадаптацию.

К моменту наступления инвалидности в клинической картине при разных типах течения и темпе прогредиентности наблюдаются признаки, отражающие тенденцию заболевания к нарастанию прогредиентности:

— появляются симптомы более глубокого уровня поражения психической деятельности;

— возникает склонность к затяжному течению приступов и обострений заболевания (сохраняются признаки активности процесса, не наступает формирование ремиссий);

— снижается качество и устойчивость ремиссий;

— возрастает удельный вес негативных расстройств, происходит их углубление;

— формируется симптоматика, резистентная к терапии.

При шизофрении, наиболее выраженные изменения наблюдаются в мышлении, эмоционально-волевой сфере, личности больного, однако, как и при любом психическом заболевании, в той или иной мере страдают все психические функции или большинство из них, что соответственно вызывает ограничение практически всех или многих категорий жизнедеятельности в разной степени их выраженности.

При оценке ограничения различных категорий жизнедеятельности и степени их выраженности необходим анализ следующих факторов:

— клиническая форма шизофрении;

— тип течения и степень прогредиентности процесса;

— психопатологическая структура состояния (ведущий синдром, его степень выраженности и стойкости);

— характер и динамика дефицитарной симптоматики;

— вид нарушенных психических функций (сознание, восприятие, вни­мание, эмоции, воля, память, мышление, интеллект);

— характер нарушения психических функций, их выраженность и продолжительность;

— качество ремиссий (тип, структура, полнота, этап, стойкость, длительность);

— характер и степень клинической и социальной компенсации болезненного состояния (компенсация, субкомпенсация, декомпенсация);

— свойства преморбидной личности;

— личностные изменения, обусловленные болезнью;

— критика к своему состоянию и окружающей действительности.

Как показывает многолетний опыт работы для оценки степени ограничения жизнедеятельности, принятия экспертного решения, разработки ИПР наиболее удобна классификация шизофрении, построенная по типу и степени выраженности дефекта, а также по типу течения шизофрении.

На современном этапе выделяют пять основных типов дефекта:

— астенический (около 28%);

— параноидный (до 25%);

Выделяют три типа течения шизофрении:

Шизофрения с непрерывным течением встречается наиболее часто. Выделяют следующие формы шизофрениии с непрерывным течением: злокачественная (простая, кататоническая, гебефреническая); параноидная (среднепрогредиентная); вялотекущая (малопрогредиентная) При шизофрении с непрерывным течением шизофренический процесс на всём протяжении сохраняет непрерывный, хронический характер. Темп течения разнообразен: от медленно вялого до грубого прогредиентного.

Доля больных страдающих шизофренией с непрерывным течением, состоящих на учете, составляет около 60%. Из них, около 50% имеют различные (от III до I) группы инвалидности.

Приступообразно-прогредиентный тип течения шизофрении (шубообразная) характеризуется большим полиморфизмом (свойственными непрерывной и периодической шизофрении) как самих приступов, так и межприступных состояний, довольно трудных для классификации.

Приступообразно-прогредиентный тип течения шизофрении отмечается у 30% больных, из них 45% имеют III-II группу, а при злокачественном течении и при развитии апатоабулического дефекта I группу инвалидности.

Циркулярный тип течения шизофрении (периодическая, реккурентная) представляется довольно четко очерченным психозом (аффективных депрессивных или маниакальных фаз с наличием бредовых, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных расстройств) и высокой степенью вероятности возврата болезни после светлого промежутка.

Из числа больных шизофренией, состоящих на учете, периодическая шизофрения отмечается у 10%, а инвалидность – у 2% в основном III группа на период профессиональной переориентации.

Второе место, около 13% (по литературным данным до 20%) среди впервые признанных инвалидами «занимают» лица, страдающие различными формами умственной отсталости.

Умственная отсталость (олигофрения) – врожденное или приобретенное слабоумие и является сборной группой различных по этиологии, патогенезу и клиническим признакам непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) общее психическое недоразвитие с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственной отсталостью страдает от 1 до 3% населения мира и в последние десятилетия происходит рост числа лиц, страдающих олигофренией.

Из страдающих умственной отсталостью:

— 10% нуждаются в постоянном надзоре и уходе;

— 15% проживают в интернатах или психиатрических больницах;

— 75% проживают с родителями;

— 30% проживают в селе;

— 10% имеют свою семью;

— свыше 70% участвуют в трудовой деятельности;

— 60% нуждаются в специальном обучении и трудоустройстве.

Как и при шизофрении для оценки степени ограничения жизнедеятельности, принятия экспертного решения, разработки ИПР при умственной отсталости учитывается степени тяжести и тип олигофренического дефекта.

Типы олигофренического дефекта:

По степени тяжести умственной отсталости различают: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Легкая умственная отсталость (дебильность), встречается примерно у 75% больных. Выделяют легкую, умеренную и выраженную степени дебильности. Интеллектуальный дефект заключается в слабости абстрактного мышления и логической памяти. Круг интересов сужен. В речи изобилие словесных штампов. Высшие эмоции не развиты. Они легко внушаемы. Обучаются в коррекционной школе.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость (нерезко-выраженная и выраженная имбецильность), встречается у 20% больных. Больные имеют элементарные представления о некоторых окружающих предметах, отвлеченные обобщения недоступны. Логическая память отсутствует. Словарный запас беден, включает лишь несколько десятков слов. Произношение нечеткое. Эмоциональная жизнь примитивна. К систематическому квалифицированному труду и овладению школьной программой неспособны.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) самая тяжелая степень умственной отсталости, встречается примерно у 5% больных. У этих больных отсутствует мышление, память. Эмоции примитивны и связаны с элементарными физиологическими потребностями. Речь не развита. Сознание собственной личности отсутствует. К целенаправленной деятельности неспособны. Идиотия сочетается физическими уродствами, грубыми нарушениями слуха и зрения. Большинство больных нуждается в специальном уходе, и содержание их в семьях связано с большими трудностями. Многие из них находится в домах- интернатах для хронических психически больных или психиатрических стационарах (около 25%)

Значительное число больных умственной отсталостью может выполнять простые несложные работы.

Больным с дебильностью, которые способны работать в облегченных условиях, с уменьшенной нормой, при систематическом надзоре и руководстве устанавливается III группа инвалидности (около 60%).

II группа инвалидности устанавливается больным в степени при сложной структуре дефекта, осложненных формах дебильности, и при имбецильности, когда они не способны к систематическому труду в профессиональных условиях (около 35%).

I группа инвалидности устанавливается больным при имбецильности с тяжелым комбинированным дефектом, при идиотии, когда больные нуждаются в постоянном постороннем уходе и надзоре (около 5%).

Особенностью МСЭ больных страдающих умственной отсталостью, прежде всего, является проблема реабилитации, их социальной защиты и адаптации.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) при умственной отсталости носит динамический и комплексный характер. Её динамичность определяется, прежде всего, возрастом олигофрена (детский, подростковый, взрослый). В возрасте до 5-6 лет особое значение имеют медико-биологический и социальный её аспекты. Основная задача медико-биологического аспекта ИПР в этот период жизни максимальное расширение компенсаторных возможностей головного мозга при помощи курсов патогенетической терапии. Цель социального аспекта – максимальное полное овладение навыками самообслуживания.

Смотрите так же:  Панические расстройства во сне

В дальнейшем аспекты ИПР меняются. На первый план выступает её социальный аспект (обучение, профориентация, трудоустройство). Психологический аспект ИПР направлен в основном на коррекцию поведения в социальных группах и формирование социально приемливой её направленности. Основная цель ИПР при олигофрении – устойчивая жизнь в социуме (в семье, школе, на производстве) без конфликтов, декомпенсаций и правонарушений. В проблеме социальной адаптации олигофренов не следует переоценивать роль общеобразовательных знаний. Для них большее значение имеет формирование устойчивых практических знаний, навыков и умений.

Основная задача мер социальной защиты при олигофрении – создание условий и возможностей (в том числе материальных) для социальной адаптации таких лиц.

Для оценки степени ограничения их жизнедеятельности в МСЭ при психических расстройствах необходимо:

— проанализировать практические адаптационные возможности в конкретных социально-психологических ситуациях (самообслуживание, обучение, трудовая деятельность ит.д.) при помощи метода наблюдения, социального обследования, а при необходимости обследования в стационаре;

— проанализировать степень и особенности интеллектуальной недостаточности (клиническое и эксперементально-психологическое обследование);

— проанализировать тин, степень выраженности и вариант олигофренического дефекта;

— необходим также анализ возрастной динамики адаптивных возможностей таких лиц.

Известно, что до 20-25 лет их адаптационные возможности расширяются, а после 40-45 лет могут значительно уменьшиться.

При проведении МСЭ следует учитывать возможность присоединения иных вредностей (ЧМТ, нейроинфекции, алкоголизм, интоксикация и т.д.), которые могут ещё больше ограничивать жизнедеятельность лиц, страдающих олигофренией, что требует соответствующей клинико-экспертной оценки.

Лишь такой системный, интегрированный подход к оценке жизнедеятельности лиц, страдающих олигофренией, позволяет вынести адекватное экспертное решение и сформировать ИПР.

Таким образом, медико-социальная экспертиза при психических расстройствах определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинических, социальных и психологических данных индивида.

Ильдар Зинурович Давлетшин

врач-психиатр высшей категории, руководитель бюро №9 ФКУ « ГБ МСЭ по РТ»

1. Дымочка М.А. «Медико-социльная экспертиза при шизофрении». ФГУ ФМБА 2011г.

2. Войтенко Р.М. «Шизофрения.Основы социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях». СПбИУВЭК 2006г.

3. Войтенко Р.М. «Олигофрения.Основы социальной психиатрии и МСЭ при психических болезнях». СПбИУВЭК 2006г.

4. Снежневский А.В. «Руководство по психиатрии». Москва 1983г.

5. Маккавейский П.А. «Справочник по ВТЭ и трудоустройству инвалидов». Ленинград 1981г.

6. Войтенко Р.М. «Справочник по МСЭ и реабилитации» Санкт-Петербург 2003г.

Жизнь с ребёнком-имбецилом

Это пост в Лигу психотерапии, продолжающий тему интеллекта, начатую в постах про тест Равена в сопоставлении со стадиями развития интеллекта по Жану Пиаже,

и про Бобби Фишера

Он посвящён второй крайности интеллектуальной шкалы, умственной отсталости.

Степени умственной отсталости кодируются в Международной классификации болезней 10-го пересмотра кодами, называется лёгкая-умеренная-тяжёлая-глубокая:

F70 Лёгкая Дебильность IQ=50—69 Психологический возраст 9—12 лет

F71 Умеренная Нерезко выраженная имбецильность IQ=35—49 Психол. возраст 6—9 лет

F72 Тяжёлая Выраженная имбецильность IQ=20—34 Психологический возраст 3—6 лет

F73 Глубокая Идиотия IQ до 20 Психологический возраст до 3 лет

Ниже приводятся пост и цитаты из обсуждения в Живом Журнале у врача-психиатра, посвящённые теме жизни семьи, в которой растёт ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью (выраженной имбецильностью).

«Тут как-то одна дама привела на приём дочь. Дочь наблюдается у нас чуть ли не с самого рождения: имбецильность, знаете ли, проявляется уже довольно рано. Девчонке сейчас уже лет 25. Уровень развития, сами понимаете, как у трёхлетнего ребёнка. Пожаловалась — дескать, совсем сладу нет в последние пару месяцев. Шалит, ломает и портит вещи, из документов печати ножницами вырезает. Да ещё и драться лезет, чуть слово поперёк скажешь. Стала рассказывать, как же она от дочери устала.

Написав направление в отделение (девочка и в самом деле была крайне агрессивна, и стоило немного её подуспокоить), я проводил их и задумался. Во-первых, о том, насколько же мало надо зарабатывать самому, чтобы рассматривать пенсию своего ребёнка, как весомый источник дохода. Во-вторых, о том, до какой степени надо сложить лапки, чтобы не пытаться что-то сделать, где-то найти подработку. А в-третьих — о том, какими странными должны складываться родственные отношения, чтобы рассматривать родную дочь, как источник заработка. Посидел ещё, подумал — и отправился к нашим соцработникам — пусть всё же уточнят, в каких условиях живёт эта семья и каково приходится там девочке».

Из обсуждения поста:

«А кем, извините, можно работать, если у вас на руках девушка-имбецил? Ее ведь дома одну не оставишь, а сидеть с ней, как я понимаю, особо некому»

«А я не осуждаю. Жизнь у этих семей сложная, мать обычно ставит на карьере крест, мужья уходят, не выдерживают. Ребёнок требует постоянного повышенного внимания».

«(C) «Уровень развития, сами понимаете, как у трёхлетнего ребёнка.»

А как оставить дома агрессивного трёхлетнего ребёнка, обладающего силой взрослого и отправиться на работу? На много часов уйти из дома? Ребёнка можно отдать в детский сад. А тут? Кто-то поможет?

Брать с собой на работу? Бред

Надомная работа? Малооплачиваемая и низкоквалифицированная как правило.

Вряд ли у женщины, 25 лет потратившей на воспитание и поддержание жизни имбецила, высокая квалификация, позволяющая ей много зарабатывать за компьютером, например.

Так и получается, что пенсия — единственный источник дохода».

«Опекун инвалида или недееспособного по большей части в такой ситуации тупо ставит крест на своей карьере и жизни. И менять что-то сейчас почти бесполезно. Квалификацию она потеряла, а найти работу для женщины после 40 — это нереальная задача. Подработка — это очень тяжелая штука в таких условиях. В СНГ практически нет на работы на часть ставки, а если есть, то она низкооплачиваемая и очень часто не будет стоит вычинки».

«Могу посочувствовать этой женщине! Думаю, у нее просто кризис очередной, усталость. Пенсия, конечно, мизерная, вряд ли достойно на нее жить можно. Просто она в очередной раз устала. Не осуждайте, и особо не нужно лезть. Если не отдала ее раньше, значит любит. Кто не любит, тот вон с рождения отказывается. Просто она не борец, в чем тоже нельзя ее обвинять».

«Вроде пособие по уходу за инвалидом детства у нас теперь подняли до 5,5 тысяч в месяц. Выйдя на работу мать потеряет право на это пособие, значит, чтобы окупить выход, должна получать больше этой суммы. Для женщины после 45 лет не имеющей опыта работы вообще- только низкоквалифицированный труд.

Сколько у вас в диспансере санитарки получают, говорите? И что всё это время будет делать дочь и с кем?

И если сдать дочь в интернат- мать тоже не сможет получать больше. Возраст и всё остальное же не уйдёт вместе с дочерью.

Конечно, соцзащита сейчас пойдёт проверять содержание этой дочери. Конечно, не найдёт там райских кущ и манго на обед. И бог знает чем это проверка закончится для этой семьи. Везде же человеческий фактор, особенно когда заявка на проверку поступает не от выжившей из ума соседки-старушки, а от лечащего врача, соцзащита будет прогибаться со всей ответственностью и искать недостатки усиленно .

Одно гарантированно- денег больше у семьи не станет и продуктов с собой соцзащита не принесёт.. 146%»

«А мне кажется, не дай бог на своей шкуре узнать, как оно в таких семьях на самом деле».

Другие статьи

  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Можно ли получить жильё ребёнку инвалиду Как получить квартиру ребенку-инвалиду в 2019 году Дети-инвалиды относятся к группе людей, которую принято называть слабозащищенной. Такая позиция основывается на том, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в проживании в определенных условиях, где было бы […]
  • Детские центры развития психологии Детский психологический центр «ИГРА» Детский психологический центр «ИГРА» (Институт Гармоничного Развития и Адаптации) создан в 2004 году сотрудниками кафедры детской и подростковой психиатрии, психо­терапии и медицинской психологии Российской медицинской академии […]
  • Обзором практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная "ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ" (Утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20.07.2011) На момент […]