Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример

Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец

Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработка индивидуального образовательного маршрута, коррекция познавательной сферы.
Используемая литература:
1) Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Н. В. Новоторцевой. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. – 111 с. Коллектив авторов-составителей: Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова, Н. В. Новоторцева, И.В. Дуплова.
2) Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская.
3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: наглядный материал для обследования детей / под ред. Е. А. Стребелевой.
4) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
5) Р.С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Оборудование (методики и методические пособия):
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой (материалы из приложения); методики А.Р. Лурия, Джекобсона; «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К.; плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов; «Логопедические искали», автор неизвестен, материал взят в интернете; фигуры Поппельрейтера, материал взят в интеренете; методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К.; пособия торговой марки Весна-дизайн: «Цвет, форма, размер»; «Вокруг да около»; «Развиваем память»; «Противоположности»; «Найди различие»; «Назови одним словом»; «Найди четвертый лишний 1, 2»; «Истории в картинках»; «Развиваем речь»; «Логопедическое лото»; «Математика»; «Считаем и читаем»; «Времена года»; «Делим слова на слоги»; «Глухой-звонкий»; «Логопедическое лото».
Протокол развития имеет 10 блоков:
1. Зрительное восприятие;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Память;
4. Мышление и внимание;
5. Кругозор – знания о себе и своей семье, об окружающем;
6. Лексический словарь;
7. Звукопроизношение;
8. Связная речь;
9. ФЭМП;
10. Основы грамоты.
Некоторые из блоков имеют дополнительные разделы, которые обозначены буквами алфавита. Они необходимы для более детального и полного обследования процесса, взгляда с разных ракурсов.
Графа «Примечание» необходима для пометок, записей, цитат, записей итогов повторных диагностик и прочей важной информации об испытуемом. А также для анализа психического процесса, анализа деятельности в целом, оценки уровня развития каждого процесса. Это нужно для дальнейшей оценки уровня развития. Все данные будут отображаться в графике, по которому можно будет визуально оценить уровень развития, а также отследить динамику.
Оценка уровня развития. В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств, например, методики с указанным количеством, из 10: 10-9 баллов – высокий уровень развития, 8-6 баллов – средний уровень развития, 5-4 балла – низкий уровень, 3-0 баллов – очень низкий уровень развития. Если методика предполагает не количественную оценку, необходимо подробно изучить материал – «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой. Основные моменты цитирую: «Следует учитывать не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: • принятие задания; • способы выполнения задания; • обучаемость в процессе обследования; • отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования. Обучение производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: • выполнение действия по подражанию; • выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; • выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта».
Качественная оценка. Необходима для построения графика развития.
Очень низкий уровень развития имеют дети, которые не идут на контакт с педагогом, ведут себя неадекватно, или так же неадекватно ведут себя по отношению к заданию и не понимают его цели.
Если ребенок принимает задание, идет на контакт, стремится достичь цели, но самостоятельно затрудняется выполнить задание; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не может, относим его к группе детей с низким уровнем развития.
Если ребенок идет на контакт, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; а в процессе диагностического обучения действует адекватно, и затем самостоятельно выполняет задания, относим его к группе детей со средним уровнем развития.
И высокий уровень развития ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
В соответствии с этими показателями можно условно отнести детей к четырём группам:
I группу составляют дети с очень низким уровнем развития.
Это дети, которые не имеют познавательного интереса, они с трудом идут на контакт с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Речь детей представляет собой отдельные слова или фразы. Анализируя показатели развития этих детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Для определения потенциальных возможностей развития этих детей, составления индивидуальных маршрутов обучения, обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики, соответствующим младшей ступени. А также направить ребёнка на дополнительные обследования.
II группу составляют дети с низким уровнем развития, они эмоционально реагируют на игру, идут на контакт. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не могут. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь детей характеризуется отдельными словами, простой фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
III группу составляют дети со средним уровнем развития, которые имеют познавательный интерес и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
IV группу составляют дети с высоким уровнем развития, соответствующему норме развития, у которых выражен познавательный интерес. При выполнении заданий они пользуются зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно выполняют предложенные задания. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Группа здоровья: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата: _______________ Подпись: ______________

1. Зрительное восприятие.
а) Цвета.
Методическое пособие: «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К. Либо любое другое, имеющее спектр цветов.
Найдены, названы:
1) красный _ 2) оранжевый _ 3) желтый _ 4) зеленый _
5) голубой _ 6) синий _

б) Плоские геометрические фигуры.
Методическое пособие: плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов. Или «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн. Либо любой другой удобный аналог.
1) круг _ 2) треугольник _ 3) квадрат _ 4) прямоугольник _
5) овал _ 6) ромб _ 7) трапеция _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Объемные фигуры:
1) куб _ 2) шар _ 3) конус _ 4) цилиндр _ 5) пирамида _
6) параллелепипед _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Бланк индивидуальной карты психологического развития ребенка

Предпросмотр страницы №1

Индивидуальная карта психологического развития ребенка

1. Ф.И.О. ребёнка:______________________________________________________________________________________

2. Дата рождения: _______________________________________________________________________________________

3. Дата поступления в детский сад ________________________________________________________________________

4. Воспитатель __________________________________________________________________________________________

Сведения о семье

5. Состав семьи _________________________________________________________________________________________

5.1. Фамилия, имя, отчество матери, год рождения, образование, место работы и телефон

5.2. Фамилия, имя, отчество отца, год рождения, образование, место работы и телефон.

5.3 Жилищные условия _______________________________________________________________________________________________________

5.4 Материальное положение ______________________________________________________________________________

5.5 Адрес, телефон _______________________________________________________________________________________

6. Состояние здоровья ребенка

1. Диагноз врача. ________________________________________________________________________________________

2. Общее соматическое состояние. _________________________________________________________________________

3. Группа здоровья. ______________________________________________________________________________________

4. Физкультурная группа. _________________________________________________________________________________

5. Особые сведения. ______________________________________________________________________________________

Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника

Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста предлагается данная «Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника» (приложение).

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие движений;
  • адаптационные возможности;
  • уровень зрелости нервных процессов;
  • эмоциональное благополучие;
  • психическое развитие.

Таким образом, основная цель ведения индивидуальных карт – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.

Основные диагностические задания, которые позволяют судить об уровне развития и состоянии психологического здоровья дошкольника, взяты из книги «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н. А. Ноткина, Л. И Казьмина, Н. Н, Бойнович.

Рассмотрим подробнее пункты карты.

1. Результаты анкетирования родителей.

При поступлении ребенка в детский сад в группу детей раннего возраста или в во вторую младшую родителям предлагается анкета о здоровье ребенка, часть вопросов которой заносится и в данную карту. Это вопросы об особенностях протекания беременности и родов, способе вскармливания ребенка, весе ребенка при рождении и характеристика поведения ребенка родителями. Все эти первичные данные о ребенке помогают психологу ДОУ и воспитателям групп предположить протекание адаптационного периода ребенка к условиям детского сада и возможные роли родителей в этом процессе, а также предупредить случаи дезадаптации.

2. Адаптация к условиям детского сада.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Для того чтобы «измерить» успешность адаптации мы взяли за основу метод определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (см. «Обруч», 2000, № 3, с. 16–17, А. Остроухова, г. Ставрополь).

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • коммуникабельность;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации, (краткие характеристики разных оценок приводятся в методике). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп. Данные наблюдений суммируются и заносятся в карту.

Наблюдение за адаптационными возможностями организма детей проводятся в группе раннего возраста и (или) во второй младшей группе.

Смотрите так же:  Можно ли пятимесячному ребенку давать компот

Оценка нервно-психического развития детей до трех лет проводится только в группе раннего возраста по окончании процесса адаптации и в конце года по специальной шкале.

3. Сенсомоторное развитие ребенка.

Основными нервными процессами являются процессы возбуждения и торможения. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма человека. Таким образом, уровень развития ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов. В свою очередь, функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому на первых этапах развития ребенка именно движения позволяют судить о благополучии или отставании его нервно-психического развития от возрастных норм. Предложенные Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольника являются простыми по применению, информативными по содержанию и статистически достоверными. (См. кн. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. – М.: «Генезис», 2002. – С. 6–9.)

Оценка сенсомоторного развития детей проводится во второй младшей группе в начале и в конце учебного года, в средней, старшей и подготовительной группах в начале учебного года – с учетом возраста детей в 3; 3,5; 4; 5 и 6 лет.

4. Индивидуальная работа с родителями ребенка.

Данная графа предусматривает запись обо всех видах индивидуальной работы с родителями дошкольника: консультации обращения к психологу ДОУ, участие в семинарах-практикумах, индивидуальная диагностика, индивидуальная коррекционная и тренинговая работа.

5. Показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.

Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.

Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

6. Социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Социометрический статус ребенка определяется с помощью диагностики эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, которая проводится один раз в год в дошкольных группах.

В течение дня каждому ребенку предлагается поиграть в игру «Секрет»: по секрету от других детей подарить своим друзьям три картинки положив их по одной в шкафчики для одежды. Все выборы ребенка фиксируются в социометрической матрице с помощью условных обозначений и подсчитываются следующие параметры:

  • количество выборов для каждого ребенка;
  • количество взаимных выборов;
  • определение статуса каждого ребенка.

Кроме того, подсчитывались такие показатели по группе, как УВБ, показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками, «индекс изолированности».

УВБ – это уровень благополучия взаимоотношений. Он определяется как высокий, если в группе преобладают дети первой и второй статусных групп, низкий, если преобладает число детей третьей и четвертой статусных групп, и средний, если число детей первой и второй статусных групп равно числу детей третьей и четвертой статусных групп.

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками определяется по формуле и сравнивается с показателями:

R = число детей, имеющих взаимные выборы : общее число детей.

сверхвысокий уровень = 66 % и выше;
высокий уровень = 50 — 65 %;
средний уровень = 34 — 49 %
низкий уровень = 33 % и ниже.

Коэффициент изолированности определяется по формуле:

R = количество изолированных детей : общее число детей.

Если данный показатель менее 6 %, то климат в группе оценивается как благоприятный, если – в интервале от 6 % до 25 %, то климат оценивается как менее благоприятный, и если данный показатель более 25 %, то климат оценивается как неблагоприятный (см. кн. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб.: «Детство – Пресс», 2000. – С. 65–68.)

7. Ориентировочная школьная зрелость

Тест на определение ориентировочной готовности к школе по методике Керна–Йирасека проводится в старшей дошкольной группе в апреле–мае и включает в себя три задания:

Первое задание – рисование фигуры человека по представлению.

Задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Второе задание – графическое копирование фразы из письменных букв.

Третье задание – срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3–5 баллов, «средне-зрелыми» – 6–9 баллов и «незрелыми» – 10 и более баллов.

8. Готовность к обучению в школе.

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используются различные экспериментальные психологические методики, результаты которых и фиксируются в данном разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

  • изучение мотивационной сферы (беседа, определение мотивов учения – автор М. Гинзбург);
  • изучение произвольной сферы и внимания (тест на развитие самоконтроля, корректурная проба, игра «Да» и «Нет»);
  • изучение памяти и мышления (методика «Сапожки», методики «Пиктограмма», «10 слов» – А. Лурия);
  • определение уровня развития мелкой моторики (пробы «Подними пальчик», «Нарисуй окружность», «Спички»);
  • определение мануально-сенсорной латерализации с использованием проб (см. Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция.– СПб.: Детство–пресс, 2005. – С. 83–100).

9. Индивидуальная работа с ребенком.

По результатам диагностических методик планируется и проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком. Допускается фиксировать информацию об участии ребенка в групповых коррекционно-развивающих занятиях.

10. Рекомендации при поступлении ребенка в школу.

Рекомендации являются результатом наблюдения за весь период дошкольного детства, а также по результатам психодиагностического обследования ребенка в подготовительной к школе группе осенью и весной.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Индивидуальная карта развития ребенка

1 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Индивидуальная карта развития ребенка позволяет: 1. определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ); 2. организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ; 3. наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников; 4. создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к обучению. Карта развития ребенка состоит из 7 блоков: 1 БЛОК анамнестические данные; 2 БЛОК запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений; 3 БЛОК характеристика познавательной деятельности: особенности развития восприятия; особенности развития памяти; особенности развития мышления; внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования); 4 БЛОК речевое развитие: звуковая сторона речи; слоговая структура слова; фонематический слух; грамматический строй речи; 5 БЛОК развитие элементарных математических представлений: раздел «Количество и счет»; 6 БЛОК моторика: артикуляционная моторика; произвольная мимическая моторика; тонкая моторика пальцев рук; общая произвольная моторика. 7 БЛОК лист динамики развития Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).

2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Фамилия, имя ребенка Дата рождения Домашний адрес, телефон Сведения о родителях: Дата поступления в коррекционную группу Решение ПМПК от протокол Заключение ПМПК принят на срок Рекомендации ПМПК Данные психолого-педагогического обследования Внешний вид ребенка Ориентировка в новых условиях (самостоятелен; требуется незначительная помощь; необходима обучающая помощь) Контактность (достаточно; с активизацией взрослого; недостаточная) Работоспособность Обучаемость Характеристика представлений об окружающем мире. Запас представлений об окружающем мире год обучения

3 Беседа по вопросам: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? (город, адрес) С кем ты живешь? (сколько человек в твоей семье). Как зовут твою маму; твоего папу? (имя, отчество) Какие у тебя есть игрушки? Где и кем работает твоя мама? Где и кем работает твой папа? Что делает на работе врач? Парикмахер? Продавец? Кто учит детей? Какое сейчас время года? Как ты догадался? Покажи и назови каждое время года на этих картинках. Когда можно кататься на санках: зимой или летом? Почему? Какое время года наступит после лета? (6лет) Чем отличается осень от лета? (6 лет) Чем они похожи?(6 лет) 1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл) 2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла) 3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла) 4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла) Вывод: Н.г. К.г. Характеристика познавательной деятельности ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: цвет, форма, величина Год обучения

4 ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный, серый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, 1 2 голубой, розовый 1 2 Какого цвета этот квадрат? Покажи квадрат (цвет) Покажи такой же квадрат Найди игрушку такого же цвета Н.г К.г 1. Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл) 2. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла) 3. Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла) 4. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла) ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена» Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат (изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета) Какая это фигура, как называется? Покажи (фигура) Вкладыши (ящик, доски) 1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл) 2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла) 3. Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. (3 балла) 4. Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. (4 балла) ВЕЛИЧИНА «Пирамидка» 1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл) 2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла) 3. Складывает пирамидку с учетом величины методом проб и примеривания колец. Высказывает желание собрать пирамидку повторно. (3 балла) 4. Самостоятельно и безошибочно складывает пирамидку. Действует путем зрительного соотнесения колец по величине (4 балла) Вывод: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: целостное восприятие Изображения предметов Кого нарисует художник? Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений (пунктирная линия)

5 Что зачеркнул малыш? Узнавание перечеркнутых изображений Загадки художника: что художник нарисовал? Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений (фигуры Поппельрейтора) Отгадай, что это? Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений Что забыл нарисовать художник? Кастрюля, самолет, дом ВЫДЕЛЕНИЕ в предмете существенных ДЕТАЛЕЙ 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания; с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей) (3 балла). 4. Ребенок узнает и правильно называет изображения предметов, выделяет в предмете существенные детали (4 балла). «Разрезные картинки» Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку. Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет) Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет) на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет) Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет) на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет) Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет) 1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл). 2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла). 3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла) 4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.) ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ: пространственные отношения, время Пространство: Различает правую и левую стороны на своем теле Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет) Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет) Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет) Различает правую и левую стороны на теле другого человека Покажи правую ногу у куклы В какой руке девочка держит букет? портфель? Какую руку поднял рабочий? Способен ориентироваться в пространстве (от себя) Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты. Покажи (с 5 лет) и назови (с 6 лет) что находится справа слева вверху внизу впереди сзади ближе дальше от тебя.

6 Способен ориентироваться на листе бумаги Покажи картинки, которые находятся вверху, внизу, в середине Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине, вверху, внизу в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу. 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет (3 балла). 4. Ребенок ориентируется на листе бумаги; различает правую и левую руку; ориентируется в пространстве от себя; осуществляет перенос на другого (4 балла) ВРЕМЯ Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений») Сколько месяцев в году; перечисли(6-7 лет) Сколько дней в неделе; перечисли(5-7лет) Назови части суток (4-7 лет) Покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) Вчера, сегодня, завтра (6-7 лет) 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла) 4. У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности (4 балла). ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ Слуховая память Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу. Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке; 6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз. Начало года: год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения Конец года год слон мяч мыло соль дом рука пол весна сын привнесения Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит (2 балла). 3. Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет (3 балла). 4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла). Зрительная память Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой

Смотрите так же:  Как написать расчет по уходу за ребенком

7 глаза (2-3 сек) порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.) Что изменилось? ; Чего не стало? ; Ребенок с заданием не справляется (1 балл). 2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла). 3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла). 4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла). Долговременная память Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь. 1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения (2 балла). 3. Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями (3 балла). 4. Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) (4 балла). Вывод: ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ «4-й лишний» Инструкция ребенку: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя. Какая? 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). 4. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла). УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ Серия картин «Нашли ежа» (Каше). Инструкция ребенку: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. Составь рассказ. 1. Ребенок не справляется с задачей даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, допуская при этом некоторые ошибки (2 балла). 3. Выполняет задание со словесно-логической, направляющей помощью взрослого (3 балла) 4. Ребенок самостоятельно и правильно установил последовательность событий. Составил логичный рассказ (4 балла). Отметить правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять (причинно-следственная связь) ПОНИМАНИЕ СКРЫТОГО СМЫСЛА РАССКАЗА Инструкция ребенку: Послушай рассказ, ответь на вопрос. «Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки». Почему папа так сказал Тане?

8 «Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонт и ушла». Почему Саша проснулся утром невеселый? Какая погода была на улице? Куда ушла мама? 1. Ребенок не справляется с заданием (1 балл). 2. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого, при этом допускает некоторые неточности (2 балла). 3. Выполняет задание со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла). 4. Ребенок понимает смысл рассказа (4 балла). Вывод: ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ оценивается по результатам наблюдения за самостоятельной и организованной взрослым деятельностью ребенка начало года конец года уровень развития внимания (достаточный / недостаточный) 1. Ребенок не справляется с заданиями даже после обучающей помощи, деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена (1 балл). 2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, учебная деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна (задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно) (2 балла). 3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого, обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы (3 балла). 4. Ребенок справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Учебная деятельность вызывает интерес. (4 балла). Вывод: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: 1 год обучения 2 год обучения Характеристика речевого развития Звукопроизношение Н.г К.г

9 Согласные звуки С сумка автобус усы С / семь апельсин гусь З замок коза звезда З / газета земляника обезьяна Ц огурец яйцо пуговица Ш шишка машина шахматы Ж ежи ножницы жук Ч очки чайник чемодан Щ овощи плащ ящик Р помидор ведро рыба Р / репа ремень брюки Л пила белка лампа Л / лейка лимон телефон Й яблоко майка юбка М сом комар морковь Н носки ноты слон Б банан клубок бутылка Д дым радуга дыня В гвозди волк совок К конфета паук банка К / утки валенки кеды Г иголка рога голубь Г / гитара сапоги флаги Х холодильник петух халат Х / мухи орехи духи Фонематическое восприятие: «Покажи где трава дрова?» «Покажи где коза коса?» «Покажи где крыша — крыса» Оценка деятельности: 1. Отказ от деятельности; в работу не включается. Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1балл). 2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла). 3. Наблюдается нарушение произношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла). 4. Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла) Вывод Обследование словаря Имена существительные Название частей предметов: покажи глазки нос рот щёки руку ногу живот косички плечи колени локти Предметный словарь: «Назови, одним словом» Обобщающие слова + — Предметы Игрушки Одежда

10 Овощи Фрукты Мебель Лесные животные Домашние животные Глагольный словарь Что делает мальчик? Что делает самолет? Что делает лошадь? Что делает рыба? Что делает дождь? Что делают часы? Что делает гроза? Что делает гроза? Имена прилагательные Это собака белая, а эта? Лимон кислый, а сахар? Это полотенце широкое, а это? Этот дом высокий, а этот? Эта фигура треугольная, а эта? «Скажи, какой хвост у белки?» Какой стакан? Какой ёжик? Имена числительные Сосчитай сколько предметов нарисовано Обследование грамматического строя речи Понимание значение предлогов Скажи где коты: Кот в доме Кот на крыше Кот под крыльцом Кот за домом Кот идёт к дому Понимание изменения числа существительных в предложении Покажи, где самолёт летит, а где самолёты летят? Покажи, где солдаты идут, а где солдат идет? Понимание значение падежа имён существительных Кто это? Что это? Барабан заяц лиса Машина без чего? Колеса Стол без чего? Ножки Девочка даёт корм кому? Петуху курице гусю Мальчик нарисовал кого? Медведя собаку белку Мальчик работает чем? Молотком топором пилой Девочка мечтает о чём? О шарике о платье о кукле Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (изменение прилагательных по родам) Мяч, какой по цвету? Жёлтый Флаг? Красный Автобус? Синий Образование мн. числа существительных женского, мужского рода Кто это? кошка — кошки Что это? кровать — кровати Что это? стол столы Что это? гриб — грибы Назови предметы во множественном и единственном числе: Кресло — кресла кот-коты Ухо — уши зеркало — зеркала Образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок Приставки Ехать, идти, бежать, лететь При У За Самостоятельная речь Составление предложений по картинке Скажи, что нарисовано на картинках? Рассказ по серии картинок (3 картинки) или по иллюстрации знакомой

11 сказки Расскажи, что ты видишь на картинке? Оценка результатов: 1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл). 2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла). 3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла). 4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла). Вывод: Развитие элементарных математических представлений ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ СЧЁТА В ПРЕДЕЛАХ 10 Количество и счет Пересчет предметов прямой счет (в пределах 5), (10) до 5-10 обратный счёт (в пределах 5), (10) Количественный счет Посчитай, сколько всего? Н.г К.г Порядковый счет Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев Выделение предметов из множества (1-5) Сравнение множеств (больше, меньше, равно) Который по счету? Покажи столько же пальцев (в пределах 5) по слову Возьми 5 палочек. Сколько взял? по образцу Возьми столько же. по показу Где кружков больше? Меньше? Чего больше (синих бабочек, желтых бабочек)? Меньше? Сделай одинаково (оба способа) Как можно по- другому? Счетные операции на конкретном материале счет вслух 2+1= 4-1= на конкретном материале счет «про себя» 3+1= 5-1= отвлеченно (без конкретного материала) Решение простых задач (6 лет) Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось? Гуляли 4 ребенка. Один из них мальчик. Сколько девочек? На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало? Их стало больше или меньше? Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл). 2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла). 3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей)

12 взрослого (3 балла) 4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла) Вывод: Состояние моторики Артикуляционная моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА Н.г К.г губы зубы прику с челюс ти нёбо язык дефекты анатомического строения без особенностей толстые, мясистые, малоподвижные расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы укороченная верхняя губа без особенностей редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками отсутствуют резцы (верхние, нижние) без особенностей открытый передний открытый боковой (двусторонний/односторонний ) глубокий, мелкий без особенностей прогения (выступает нижняя), прогнатия подвижность нижней челюсти твердое нёбо без особенностей узкое, высокое «готическое», плоское, низкое, куполообразное, расщелина (открытая, закрытая) мягкое небо подвижное, малоподвижное (поднимание небной занавески звук А на твердой атаке; произнесение гласных) расщепление, отсутствие язычка без особенностей массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, качество и объем движений артикуляционного аппарата смычка Улыбка оскал Заборчик вытягивание вперед Трубочка попеременно нижняя челюсть открывание и закрывание рта поднимание небной занавески звук А на твердой атаке произнесение гласных А О У Ы Э И позиция в полости рта правильно стабилизирован оттянут назад, лежит на дне полости рта при фонации в межзубном положении

13 гипертрофия (увеличенный объем) корня языка кончик языка (истонченный, широкий, раздвоенный) подъязычная связка без особенностей короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области дыхан носовое ие без особенностей затруднено, отсутствует ротовой выдох сформирован, не сформирован голос без особенностей тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, визгливый речь назализованная, с незначительной назализацией смазанная, неразборчивая, разборчивость снижена разборчивая, выразительная темп без особенностей тахилалия, брадилалия (замедленный), запинки, заикание (степень, форма) Дефекты анатомического строения (есть, нет) статичность распластывание языка Лопатка тремор отклонения в сторону (вправо, влево) Трубочка Чашечка удержание языка кинестатическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение) тонус норма, повышен, понижен движения вперед-назад вверх-вниз Качели вправо-влево Часики высовывание языка жалом Иголочка подвижность (истощаемость) достаточная, недостаточная переключаемость (темп, плавность) достаточная, недостаточная саливация норма, повышенная Качество и объем движений артикуляционного аппарата (достаточный, недостаточный) Возможность произвольного выполнения артикуляционного движения (есть, нет) Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении артикуляционных движений (есть, нет) Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет)

14 Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданиями (1 балл). 2. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении большинства заданий (2 балла). 3. Ребенок выполняет задания с некоторыми неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном выполнении артикуляционных движений (3 балла). 4. Выполняет все задания, способен произвольно выполнять артикуляционные движения (4 балла). Вывод: Произвольная мимическая моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ Н.г К.г. лоб глаза губы щеки качество и объем движений лицевых мышц (достаточный +, недостаточный -) умение наморщивать лоб Удивись умение нахмуривать брови Рассердись умение закрывать глаза Закрой глаза Зажмурься Закрой правый глаз Закрой левый глаз выраженность носогубных складок и их симметричность в покое (без особенностей, ассиметрия, сглаженность слева, справа, другое) в улыбке (без особенностей, ассиметрия, другое) плотность смыкания губ (без особенностей, затруднения, усилия, рот постоянно открыт, другое) умение держать рот закрытым в различных ситуациях Жевание Глотание умение надуть щеки Надуй шарик надуть попеременно щеки правая левая умение втягивать щеки Шарик лопнул Грусть Радость Злоба Наслаждение вкусные конфеты Боль зуб болит Счастье возможность произвольного формирования определенных мимических поз Наличие сопутствующих движений (синкинезий) при выполнении мимических движений (есть, нет) Наличие гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышщ) (есть, нет) Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры (есть, нет) Качество и объем движений лицевых мышц (достаточный, недостаточный) Возможность произвольного формирования определенных мимических поз (есть, нет) Оценка результатов: 1. Ребенок не справляется с заданием 1 балл. 2. Ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении заданий 2 балла. 3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдаются незначительные затруднения при произвольном формировании мимических поз 3 балла. 4. Выполняет все задания, способен произвольно формировать мимические позы 4 балла. Вывод:

Смотрите так же:  Проблемы здоровья детей дошкольного возраста

15 Мелкая моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК точность темп переключаемость Статич еская коорди нация движен ий Динами ческая коорди нация движен ий Действ ие с предме тами с 4 лет Сенсомоторн ые навыки «Доми к» (Н.И.Гут киной) ладонь со сближенными пальцами ладонь с разведенными пальцами «Улитка» «Зайчик» «Коза» «Кольцо» «Пальчики здороваются» (с 4 лет) правая рука левая рука обе руки одновременно «Игра на рояле» (с 5 лет) 1-5, 2-4, 5-1, 4-2 правая левая обе руки , правая левая обе руки Кулак ладонь ребро правая рука левая рука Чередование движений (правая рука ладонь, левая кулак) мозаика (дорожка) шнуровка узел завязывание развязывание застегивание пуговиц (5 пуговиц) нанизывание на нитку бусинки раскрашивание (круг) вырезывание (квадрат) лепка шар сплющивание колбаска ориентирование на образец (есть, нет, частично) копирование образца (есть, нет, частично) сенсо-моторные навыки (возрастная норма, сформированы частично, не сформированы) Самоконтроль при выполнении (есть, нет) Отчетливость, точность движений (движения точные, неточные, незначительная моторная отсталость, значительная моторная отсталость, движение выполнить не может) Темп движений (достаточный, недостаточный), переключаемость движений (возрастная норма, затруднена, нарушена) 1. Ребенок не справляется с заданием 1 балл. 2. Значительная моторная отсталость 2 балла. 3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость 3 балла. 4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы 4 балла. начало года конец года

16 Вывод: Общая моторика ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ (тесты мотометрической шкалы Озерецкого- Гельнитца) 4 года 5 лет 6 лет Статич Стояние в течение 15 секунд Стояние в течение 10 секунд еская с закрытыми глазами, руки на пальцах ног («на вытянуты по швам, ноги цыпочках») с открытыми коорди носок левой ноги тесно примыкает к пятке правой ноги, швам, ноги плотно сжаты, глазами. Руки вытянуты по нация движен стопы расположены по пятки и носки сомкнуты. ий прямой линии. Задание считается суставе. Схождение с места, невыполненным, если Задание балансирование при выведении балльной оценки первоначальной позиции или обследуемый ребенок сошел с невыполненным, учитывается как минус. коснулся пятками пола. Динами ческая коорди нация движен ий Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. Задание считается не выполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение. Учитываются шатания, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 метров. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см. отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги. Стояние в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, одна нога согнута под прямым углом в коленном считается если обследуемый ребенок опустил приподнятую ногу, сошел с места или коснулся пола подогнутой ногой. Учитываются и приподнимание подогнутой ноги, подпры- балансирование, гивание. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см. от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из 3 проб испытуемый должен 2 раза перепрыг-нуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, при падении. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель квадратная доска см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний (мальчики), из 4 метаний (девочки) правой рукой попадут в цель 2 раза. Отметить для какой руки задание не выполнено. Допускается повторение начало года конец года

17 Одновр еменность, отчетливость, точность движений, темп движен ий, переключ аемость движений, самоконтрол ь при выполн ении двигате льных проб При обследо вании и в процесс е наблюд ений учитыв аются Обследуемому предлагается описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой в обратном направлении. Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз. Подать ребенку руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой руками, затем обеими руками одновременно. При наличии лишних движений задание считается невыполненным. Справа и слева по бокам спичечной коробки, на расстоянии, равном дли-не спички, расположены тесно в ряд (верти-кально) по 10 спичек с каждой стороны. По сиг-налу обследуемый начинает укладывать спич-ки в коробку. Он должен одновременно брать большим и указательным пальцами обеих рук с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 секунд должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уло-жил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается по-вторение задания. Обследуемому предла-гается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений. При наличии лишних движений задание счи-тается задания. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно. Отметить для какой руки выполнение не удалось. Допускается повторение задания 2 раза. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. невыполненным. общий вид ребенка (опрятен, неопрятен), осанка (без особенностей, нарушение осанки) отношение к речевой инструкции (инструкцию понимает, не понимает), активность (активен, самостоятелен, заинтересован, малоактивен, пассивен, отказывается от выполнения некоторых движений, негативизм) ориентировка в пространстве (соответствует возрасту, трудности в ориентировке на своем теле, от себя; не ориентируется) координация слова с движением (есть, трудности, нет), наличие патологических или сопутствующих речи движений (есть, нет) состояние мышечного тонуса (норма, понижен, повышен) признаки утомляемости (есть, нет, значительные, незначительные) темп движений (без особенностей, ускоренный, замедленный) упражняемость в моторных навыках (есть, нет) Оценка результатов: 1. Не справляется с заданием — 1 балл. 2. Выполняет 1-2 из предложенных заданий, плохая координация, неловкость движений, значительная моторная отсталость 2 балла. 3. Выполняет не более 5 заданий, допускает неточности, наблюдается незначительная моторная отсталость 3 балла 4. Четкое выполнение всех заданий — 4 балла. Вывод:

18 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: «Гном Пресс», Гризик Т.И., Тимощук Т.И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет. М.: Просвещение, Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению; Москва 1996 (Библиотека практикующего логопеда) 4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. М.: АРКТИ, Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2000 (РГПУ им. Герцена А.И.) 6. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. М.: «АРКТИ», Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом 1 и методические рекомендации к альбому 1. М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда) 8. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. альбом 2 и методические рекомендации к альбому 2. М., 2001 (Библиотека практикующего логопеда) 9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». М., Новая школа, Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб, Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М.: Школьная пресса, Марковская И.Ф. Клинические и нейропсихологические критерии отбора детей с ЗПР в специальные школы и классы. М.: научное объединение «Компенс центр», Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» — авт. сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Москва: АРКТИ, 1999 (Библиотека психолога-практика) 15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей редакцией Шевченко С.Г. М.: Школьная пресса, Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей редакцией Шевченко С.Г. М.: Школьная пресса, Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Протоколы первичного обследования 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти летних детей с ЗПР педагогомдефектологом. Научный руководитель Шевченко С.Г.; авторы педагоги-дефектологи Шорина В.И., Дроздова В.М., Белова И.К., Былич Р.В., Ваганова Г.Н., Кузнецова И.А.; — Институт коррекционной педагогики РАО, лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении; Москва 21. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /

19 (Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.); под ред. Стребелевой. М.: Просвещение, Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.; Под ред. Назаровой Н.М. М.: Издательский центр «Академия», Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец «Дошк. воспитание» — М.: Просвещение, Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н.Новгород: НГПУ, Учебно-методический комплект «Готовимся к школе» — сборник «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» — Институт коррекционной педагогики РАО Москва, 1997

Другие статьи

  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Эндокардит у детей симптомы Инфекционный эндокардит у детей Инфекционный эндокардит - острое или подострое воспаление клапанного и/или пристеночного эндокарда, вызываемое различными инфекционными агентами. Инфекционный (в том числе абактериальный) эндокардит - одна из серьёзных причин смертности […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • 5мес ребенок развитие Календарь развития ребенкана 5 месяце Развивающие игры Учимся различать знакомые лица Игра 1. «Семейный альбом» В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных […]
  • Картинки уход за зубами для детей Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами». Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение […]