Индивидуальная карта развития музыкальных способностей дошкольников

Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ

Елена Ошман
Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ

Индивидуальная карта развития музыкальных способностей ребенка 2младшей группы сентябрь 2015г — май 2016г

Воспитанник № группы Дата рождения

Развитие музыкальности ребенка

Динамика: тихо-громко Чувство ритма:

Четверти,восьмые Музыкальные инструменты : погремушка, бубен, барабан,колокольч. Пение:

весело, протяжно Звуковысот-ный слух (октава)

Песенное творчество: колыбельная и веселая мелодия

Музыкально –ритмические движения

Основные движения: Танцевальные движения: Различать 2х частную форму Танцевально-игровое творчество

ходьба бег Прямой галоп Притопывание 1 и 2 ногами кружение в парах активность Заяц, медведь, кошка, петух

Музыкальный руководитель: ___

Индивидуальная карта развития музыкальных способностей ребенка средней группы сентябрь 2015г — май 2016г

Воспитанник № группы Дата рождения

Развитие музыкальности ребенка

о музыке Динамика: тихо-громко Чувство ритма:

ритмичность Музыкальные инструменты : ложки, металлофон

быстро, протяжно; соло

Звуковысотный слух (секста)

Песенное творчество: колыбельная, ипровизация на текст

Музыкально –ритмические движения

Основные движения: Танцевальные движения: Различать 2-3х частную форму Танцевально-игровое творчество

марш бег Боковой галоп поскоки ногу на пятку и носок пружинка активность хитрый, сердитый …

Музыкальный руководитель: ___

Индивидуальная карта развития музыкальных способностей ребенка 1младшей группы сентябрь 2015г — май 2016г

Воспитанник № группы Дата рождения

Развитие музыкальности ребенка

Месяц Восприятие Двигательная активность в соответствии с характером музыки Танцевально-ритмические движения

Элементарная активность в пении (подпевание) Музыкально-

Хлопать, притопывать Прямой галоп Образные движения

Музыкальный руководитель : ___

Индивидуальная карта развития музыкальных способностей ребенка подготовительной группы сентябрь 2015г — май 2016г

Воспитанник № группы Дата рождения

Развитие музыкальности ребенка

сравнивать и анализировать музыку Динамика:

p.pp.f.ff. Чувство ритма:

петушок, курочка, цыпленок Музыкальные инструменты : металлофон, тре-щетки, треугольник (оркестр) Пение:

соло, удержи-вать дыхание, чисто петь

Звуковысотный слух (квинта-терция)

Песенное творчество: колыбельной плясовой (русской народной)

Музыкально –ритмические движения

Основные движения: Танцевальные движения: Различать 3х частную форму Танцевально-игровое творчество

Перест-роения Замедление-ускорение Боковой галоп Поскок в кружении Ковырялочка

Перемен-ный шаг Движения национальных танцев Самостоятельно-сть мышления Инсцени-рование

Музыкальный руководитель: ___

Дидактический материал по диагностике и развитию музыкальных способностей ребенка «Веселые ленты»Многофункциональный дидактический материал, представляет собой атласные ленты трех цветов — красные, белые, синие. Которые.

Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность.

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар Добрый день уважаемые коллеги! Тема семинара звучит так: «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей.

Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей во внеурочное время Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре.

Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников Конспект занятия Мотивационно-ориентировочный этап Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. С героем этой сказки вы всемхорошо знакомы.

Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников «Интеллектуальные карты, как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»..

Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО Основной важной задачей при поступлении ребенка младшего дошкольного возраста в ДОО является его готовность. Готовность ребенка младшего.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Детский сад № 212 города Зима, дошкольное образование Иркутской области

Основные сведения

Адрес: Иркутская область г. Зима, улица Лазо, дом 17

Режим работы: Понедельник — пятница с 07.00 до 19.00

Индивидуальный образовательный маршрут развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Холодилина Светлана Валерьевна

музыкальный руководитель

МБДОО «Детский сад № 212»

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

ФГОС ДО также акцентирует внимание на индивидуализацию дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-дошкольника – один из вариантов индивидуального подхода к детям. Целевыми ориентирами является то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного детства стал инициативным, самостоятельным, активным и творческим.

Как распознать музыкальные способности ребенка? Совместно с воспитателями мы используем наблюдения, беседы, с психологом анкету способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Естественно, не каждый ребенок имеет музыкальные способности. Моя задача — вовремя заметить проявление музыкальных способностей и творческой активности у детей начать их развивать.

Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

После того, как выявлены дети с музыкальными творческими способностями, на каждого ребенка составляется ИОМ, разработанный, совместно с воспитателями, логопедом, педагогом-психологом (Приложение 1).

Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – создание условий для оптимального развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Основные задачи ИОМ:

1. Развивать ладовое чувство, музыкально — слуховые представления, чувство ритма, уметь использовать различные приемы вокального исполнения.

2. Развивать индивидуальные творческие способности ребенка на основе исполняемых произведений.

3. Воспитывать и прививать любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности ребенка.

Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.

ИОМ составляется на месяц в зависимости от тех целей и задач, которые хотим достичь в развитии способностей.

Методы работы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям.

Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; баян; музыкальный центр; шумовые инструменты; CD диски, мультимедийная установка.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.

При применении мультимедийного устройства, в реализации индивидуального маршрута, ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание. Это позволяет эффективно развивать такие психические процессы как память, внимание, мышление, что способствует активизации творческих процессов.

Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Моя задача – заинтересовать родителей процессом всестороннего развития музыкальных задатков, творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей.

Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии творческих способностей дошкольников.

В результате обучения по ИОМ у детей:

• появляется повышенный интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинают и заканчивают пение, правильно вступают, умеют петь по фразам, слышат паузы, правильно выполняют музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносят слова, артикулируют при исполнении);

• участвуют в конкурсах и концертах, умеют двигаться под музыку;

• выразительно передают эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры.

Система наблюдений эффективности работы с детьми по ИОМ:

1. Экран настроений (эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, перед участием в конкурсе и после). Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние. Для этого были использована рефлексивная техника «Карта настроения», преимущества которой заключается в том, что каждый ребенок, не стесняясь коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

2. Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.

Индивидуальный образовательный маршрут

развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

в МБДОО «Детский сад № 212»

Фамилия имя ребенка_____________________________________________________

Дата рождения ____________

Время индивидуальных занятий______________________

Диагностика музыкальных способностей ребенка

Диагностика музыкальных способностей ребенка с отклонениями в развитии с использованием системы Саундбим-2.

Козырева В.П.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Проблема сложного дефекта становится все более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики и заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

Внутренний мир ребенка с проблемами сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из средств способным решить все эти задачи, является музыкальное искусство.

Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с отклонениями в развитии (А.А. Айдарбекова, И.Н. Воропаева, О.П. Гаврилушкина, И.В. Евтушенко, И.Ю. Левченко, З. Матейова, Е.А. Медведева, С.М. Миловская, Э. Сеген).

Музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями в организме. Каждое музыкальное произведение оказывает влияние на различные изменения в биохимических процессах организма ребенка. Основа музыки – звук, акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Это изменение может быть объяснено «как резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры, так и электромагнитным полевым воздействием» (С.В. Шушарджан).

Любой звук есть то ощущение (приятное или неприятное), которое он рождает у слушателя. Высота звука, тембр, сила или длительность могут вызвать приятные или неприятные воспоминания или ассоциации. «Временная организация звуков придает музыке форму и наделяет ее смыслом. Она запускает когнитивный процесс, когда исполнитель, композитор или слушатель начинают постигать взаимосвязи между звуками, выстроенными так, чтобы получился осмысленный рисунок» (Д. Алвин, Э. Уорик). Окружающая ребенка музыка способна менять его настроение и поведение – от апатии до бурной деятельности и наоборот. Музыкальный опыт может как стимулировать, так и подавлять активность, гипнотизируя ребенка. Положительные реакции ребенка на музыку, которую он слышит или слушает, часто непредсказуемы, поскольку его поведение нерационально. Тем не менее, мы можем увидеть у ребенка признаки удовольствия или недовольства, способность впитывать и запоминать, желание повторить опыт или избежать его.

Выбор музыки для занятий с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения в развитии является сложной задачей. Одни дети предпочитают «живую» музыку, которую им играет педагог. Другим нравится музыка, звучащая на магнитофоне, а кому-то нравятся музыкальные звуки, которые воспроизводят отдельные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные. Но есть дети, которые просто не имеют возможности выражать себя через звуки, используя обычные инструменты.

Традиционно в системе дошкольного образования используются групповые музыкальные занятия, во время которых основное внимание уделяется прослушиванию, запоминанию и воспроизведению музыкальных произведений. Как правило, музыкальный руководитель лимитирован в использовании многих музыкальных инструментов, музыкальных ладов и звуковых эффектов. В работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, музыкальные групповые занятия на начальном этапе не всегда приемлемы из-за нарушений внимания, недоразвития интеллекта, патологии эмоционально-волевой сферы и по ряду других причин.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы нами было проведено экспериментальное обследование и разработана программа по музыкальному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями развития, которая предусматривает доступные методы и формы музыкально-педагогического воздействия, стимулирующие ребенка для дальнейшего вовлечения в обучающее пространство.

Исследования проводились в 2007 году на базе детского развивающего центра «Подсолнух» г. Москвы. Экспериментальную группу составили 42 дошкольника с различными нарушениями в развитии.

Все дети имели медицинские заключения специалистов о состоянии здоровья: 12- ти детям был поставлен диагноз ранний детский аутизм, 10-ти – интеллектуальная недостаточность в умеренной степени, а 20 детей с комбинированными дефектами.

Исследование проводили по следующим направлениям:

  • анализ медико-психолого-педагогической документации;
  • изучение речевого состояния детей;
  • обследование общих и мелких моторных функций;
  • обследование музыкальных способностей.
Смотрите так же:  Развитие ребенка в животе по неделям

Исследование проводилось в игровой форме, индивидуально с каждым ребенком. Задания выполнялись по предварительному показу исследователя.

В процессе выполнения заданий мы обращали особое внимание на эмоциональную, коммуникативную и поведенческую сферы, наблюдаемые у ребенка. Наряду с классическими тестами, определяющие состояние высших психических функций, мы использовали методы обследования музыкальных способностей детей.

Результаты исследования фиксировали в индивидуальной карте ребенка.

Уровень сформированности музыкальных способностей ребенка

Общие показатели

Эмоциональная отзывчивость на музыку

  • отзывается на «живую» музыку
  • отзывается на аудиозапись
  • отзывается на шумовые инструменты
  • отзывается на звуки Саундбима:мелодическиеокружающего мира

Крупная моторика

  • шаг в заданном темпе
  • бег в одном темпе заданного размера
  • шаг в звуковом луче
  • бег в звуковом луче

Мелкая моторика

  • хлопки ладонями
  • хлопки по барабану
  • игра пальцами на барабане
  • игра на педалях Саундбима ладонями
  • игра на педалях Саундбима пальцами

Совмещенные действия

  • игра на Саундбиме ногой на педали, рукой на луче

Музыкально-исполнительские умения

  • игра на клавишных инструментах
  • игра на детских музыкальных инструментах
  • игра на звуковом луче
  • игра на педалях Саундбима

Пение

Оценка проводилась по пятибалльной системе. Баллы, набранные при обследовании, суммировали. На основании этого делали вывод об уровне музыкальных способностях ребенка, что являлось отправной точкой для выбора методики музыкальных занятий. Составляли индивидуальную карту сопровождения ребенка и проводили музыкальные занятия с использованием системы Саундбим -2 (звуковой луч).

В результате проведенного нами исследования были условно выделены четыре группы детей в зависимости от уровня сформированности музыкальных умений и навыков.

Первая группа
Отсутствуют эмоциональные реакции и активность ребенка в процессе игровых занятий. Уходит от занятия, проявляет равнодушие к любым музыкальным инструментам. Проявляет кратковременный интерес к Саундбиму только как к звучащему предмету.

Вторая группа
В процессе игры отмечаются негативные реакции. Ребенок отказывается играть, выражая протест криками, разбрасыванием музыкальных игрушек. На звуки Саундбима кратковременно реагирует.

Третья группа
У ребенка отсутствует активность в процессе игровых занятий. Пассивно подчиняется педагогу, испытывает интерес к музыкальным инструментам, пытается играть на Саундбиме.Четвертая группа

Наблюдается положительный эмоциональный фон в процессе игровой деятельности. При игре на Саундбиме пытается повторять понравившийся музыкальный звук.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил нам определить не только тактику развития музыкальных способностей, но и увидеть их место в построении коррекционно-педагогической работы в целом. Были составлены индивидуальные карты сопровождения ребенка. Для каждой группы были выделены направления работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Таким образом, диагностика дошкольников с отклонениями в развитии с использованием технологии Саундбим-2, позволит не только прогнозировать тенденцию, потенциал развития изучаемого свойства личности, но и более точно определить содержание последующей коррекционно-педагогической работы.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ Образовательная область «Музыка»

1 Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ Образовательная область «Музыка» Фамилия, имя ребенка Исмаилов Фердавс Средняя группа 6 Диагноз: ЗПР Цель маршрута: помочь ребенку с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности. Задачи: 1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру. 2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. 3. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточной степенью возможности музицирования и учетом ФГОС ДО. 4. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка. 5. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения способных детей. В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

2 Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них. Принципы: 1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения. 2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. 4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими и возрастными нормами. 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а так же имеет место интегрированный и личностноориентированный подходы. Индивидуальный образовательный маршрут даст детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.

3 Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом. Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения, театрализованные игры, логоритмика, психогимнастика; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; CD диски, мультимедийная установка. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Моя задача осветить для родителей важность занятий музыкой, для их ребенка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей. Только в тесном сотрудничестве с семьѐй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР максимально позволяет построить работу для его музыкального и творческого развития. Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком Качество личности Характеристика качеств 1 Уровень любознательности, личности Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной Методы и формы работы Создание условий для музицирования в группе,

4 познавательная потребность деятельности: пения, музицирования, слушания музыки. Познавательная активность низкая. 2 Уровень мышления Не использует обобщающие понятия, устанавливает причинно-следственные связи неверно, при сравнении объектов называет сходные признаки. 3 Уровень концентрации внимания Неспособность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой. 4 Коммуникабельность. Не проявляет инициативу в общении. Пассивна. 5 Речь Не соответствует возрастным нормам. Речевые нарушения 6 Уровень памяти Не соответствует возрастным нормам. 7 Широта интересов Нравится слушать музыкальные произведения, рисовать под музыку. Задания и упражнения в игровой форме. Попевки, упражнения, задания по образцу, при многократном повторении Задания со сменой видов деятельности. Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности. Психогимнастика Логоритмика. Пальчиковая гимнастика. Музицирование Задания, музыкально — дидактические игры на развитие музыкальной памяти Развивать и поддерживать широту интересов: музыкотерапия Формы взаимодействия ребенка, педагогов, родителей Деятельность Срок Форма представления результата Диагностика уровня Сентябрь 2016 г. Составление ИОМ, консультации музыкального развития для родителей. Выступление на Занятия по образовательной области «Художественноэстетическое развитие» (музыка) В течение года родительском собрании Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы. Советы родителям Индивидуальные занятия В течение года Развитие музыкальности, эмоциональной и волевой сферы Работа с воспитателями В течение года Информация о музыкальном воспитании ребенка с ЗПР. Семинар с воспитателями Участие в мероприятиях ДОУ В течение года Выступления совместно с педагогом, родителем или детьми группы. Консультация для родителей «Вместе все получится» Совместная деятельность с родителями Диагностика уровня музыкального развития В течение года Май 2017 г. Консультация «Шумовой оркестр дома», «Музыкальные инструменты своими руками», «Рисуем музыку» Диагностика, анализ изменений, рекомендации

5 Проектирование индивидуальной образовательной траектории Этапы работы Методы и формы деятельности Сроки реализации 1 Проведение диагностики уровня развития музыкальности. Отслеживание эмоционального состояния. Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности Сентябрь 2 Развитие навыков восприятия. Обогащение музыкальных впечатлений 3 Развитие музыкально — ритмических движений 4 Работа над развитием голоса: — работа над певческой дикцией и артикуляцией; — работа над чувством ритма; — упражнения на дыхание. 5 Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений. Выразительность в тексте и движениях. Слушание музыкальных произведений. Беседы. Музыкально-дидактические игры. Использование ИКТ. Овладение навыками движений. Игры на ориентацию в пространстве. Ритмопластика. Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма. Музыкально — дидактические игры. Совместное пение с ребенком попевок, песенок. Развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативные игры. Театрализованные игры. 6 Элементарное музицирование Побуждение к творчеству. Организация предметноразвивающей среды. 7 Игровое творчество Побуждение к участию, соблюдению правил. Подвижные игры. 8 Логоритмика Интеграция речи, движений и 9 Выступление на новогоднем концерте, участие в мероприятиях ДОУ 10 Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании, рисовании 11 Творческая мастерская: семейный оркестр (с участием семьи) 12 Участие в открытом мероприятии 13 Создание условий для развития творчества. Совместное творчество. музыки. Пальчиковая гимнастика. Эмоциональная свобода во время выступления. Совместная деятельность с участниками праздника. Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям, сказки — шумелки. Создание шумовых инструментов в мастерской музыкальной гостиной Формирование желания в совместном участии Продукт творческой деятельности, рисование музыки. 14 Психогимнастика Овладение выразительными движениями под музыку, снижение психо — эмоционального Сентябрь май 2017 В течение года Сентябрь май 2017 Октябрь-ноябрь 2016 Ноябрь 2016 Ноябрь-декабрь 2016 Декабрь 2016 январь 2017 Декабрь 2016 январь 2017 Январь-февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Апрель 2017 Май 2017

6 15 Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей 16 Проектирование дальнейшего развития ребенка посредством музыки напряжения, саморегуляция Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности Создание рекомендаций для родителей о важности и значимости дальнейшего развития ребенка посредством музыки Май 2017 Май 2017 В результате систематической, целенаправленной работы музыкальная деятельность позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ЗПР, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, влияет на их эмоционально-личностную сферу, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует его мировоззрение, способствует его успешной социализации в дальнейшей жизни. Список литературы 1. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 2. Котова А.Н. Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе. Ж. «Музыкальный руководитель» 3, 2009 г. 3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. М., Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании г. 4. Щербакова Н.А. Музыка в коррекционной работе. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Ж. «Музыкальный руководитель» 4, 2005 г.

Методическая разработка (старшая группа) по теме:
«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35

Краснодарский край Усть-Лабинский район

Из опыта работы

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе.

Различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию сознания ребенка. Понимание музыки, ее эмоциональное переживание, доступно даже маленьким. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и навыков в различных видах исполнительства.

Руководство процессом музыкального воспитания дошкольников невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в группе, а также без внимания к индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка.

С этой целью мы периодически (обычно в начале и в конце года) проводим диагностику уровня музыкального развития детей, предлагая им выполнить определенные задания, позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем.

Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает в себя:

а) развитие музыкальных способностей;

б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;

в) развитие творческих способностей.

Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности.

Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты (смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку «Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.

  1. Высокий уровень – 3 балла;
  2. Средний уровень – 2 балла;
  3. Низкий уровень – 1 балл.

Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:

  1. Диагностика музыкальных способностей
  2. Диагностика обученности детей
  3. Диагностика творческих способностей

Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития ( смотрите папку «Таблицы»).

Смотрите так же:  Коррекция тревожности в дошкольном возрасте

Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.

Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляю графики уровня по развитию музыкальных способностей, отмечаю изменения развития. В конце года результаты диагностического исследования представляю на педсовете.

Несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.

Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Наличие такой диагностики позволит музыкальным руководителям организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах детской музыкальной деятельности и общении.

Методическая разработка на тему:
индивидуальные карты развития ребенка по ФГОС

Карты индивидуального развития детей 4-5 лет

в соответствии с ФГОС ДО и программы

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Предварительный просмотр:

«Детский сад «Теремок»

Карты индивидуального развития детей 4-5 лет

в соответствии с ФГОС ДО и программы

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.

Организация и содержание мониторинга

Карты индивидуального развития детей включают сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Сроки проведения диагностики:

На начало учебного года: с 14.09.15 по 25.09.2015г.

На конец учебного года: с 18.04.16г по29.04.16г.

Показатели оцениваются по критериям:

— четкие, содержательные, системные (4б);

— четкие, краткие (3б);

— отрывочные, фрагментарные (2б);

— не оформлены (1б).

— выполняет самостоятельно (4б);

— выполняет с помощью взрослого (3б);

— выполняет в общей со взрослым деятельности (2б);

— не выполняет (1б).

  1. Подведение итогов : по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А:В=С, где А- сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С- средний балл. Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу

«Мониторинг образовательного процесса» Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком уровня усвоения Программы по образовательным областям:

— высокий: 3,5 -4 балла;

— средний: 2,5—3,4 балла;

— низкий: 1,5-2,4 балла (требуется корректирующая работа педагога, психолога);

— низший: 1-1,4 балла (требуется внимание специалиста).

Мониторинг образовательного процесса

Сроки проведения мониторинга

Имя, фамилия, возраст ребенка

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Самообслуживание, самостоятельностьтрудовое воспитание

Формирование основ безопасност и

Развитие познавательно- исследовательской деятельности

Приобщение к социокультурным ценностям

Ознакомление с миром природы

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание . Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание . Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание . Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности . Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

«Социально – коммуникативное развитие»

Фамилия, имя, возраст ребенка

1.1 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Сформированность доброжелательных взаимоотношений с другими детьми

Умение играть в коллективные игры, соблюдение правил добрых взаимоотношений.

Сформированность навыка быть справедливым, сильным и смелым; умение испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Сформированность навыков вежливости (здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу)

1.2 Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Сформированность представлений о росте и развитии , его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»).

Сформированность представлений об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.).

Первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Представления о семье, ее членах, родственные отношения (сын, мама, папа,дочь и т. д.)

Знание обязанностей по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Знаком с детским садом и его сотрудниками. свободно ориентируется в помещениях детского сада.

Сформированность навыка бережного отношения к вещам, использование их по назначению.

Знаком с традициями детского сада..

Наличие представления о себе как о члене коллектива, развитие чувства общности с другими детьми.

Умеет замечать изменения в оформлении группы и н9 зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.)

Имеет представление о самых красивых местах родного села его достопримечательностях.

Имеет представление о государственных праздниках

Имеет представление о Российской армии, защитниках отечества (пограничники, моряки, летчики).

1.3 Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Сформированность навыков следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды

Сформированность навыков самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).

Желание быть аккуратным, опрятным

Самостоятельно готовит свое рабочее место и н10 убирает его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

Положительное отношение к труду, желание трудиться, умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо.

Желание выполнять индивидуальные и коллективные поручения

Сформированность умения договариваться с помощью воспитателя о распределении коллектив- ной работы.

Умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки

Умение выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Проявляет желание ухаживать за растениями и животными; поливать растения, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды принимает участие в посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега

Принимает участие в работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц

Сфомированность стремления помогать н11 воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место)

Уважение к труду взрослых

Имеет представления о профессиях близких, результатах труда, его общественной значимости.

Сформирован интерес к профессиям родителей и их труду

1.4 Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе.

Знаком с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы

Сформированны элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями.

Знаком с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Сформированно понятие: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»

Безопасность на дорогах

Сформированно умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности

Знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице..

Сформированы навыки о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Знает о назначении светофора и работе полицейского.

Знаком с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус)

Сформированны навыки культурного поведения в общественном транспорте

Знаком с дорожными знаками: «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход»

Безопасность собственной жизнедеятельности

Знаком с правилами безопасного поведения во время игр.

Знает о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знаком с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Сформировано умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

Знаком с правилами езды на велосипеде

Знаком с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Знает о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности . Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям . Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений . Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Фамилия, имя, возраст ребенка

2.1 «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Первичные представления об объектах окружающего мира

Имеет представление об окружающем мире, развита наблюдательность и внимательность.

Сформировано умение выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), сравнивать и группировать их по этим признакам.

Знаком с признаками предметов, умеет определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине

Может объяснить целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.)

Использование всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Смотрите так же:  Этамзилат инструкция по применению детям

Знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).

Знакомство с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Умение использовать органы осязания, для знакомства с различными материалами, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Имеет первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.

Принимает участие в оформлении проектов их результатов и создании условий для их презентации сверстникам

Умение играть в игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Наличие навыков определения на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развитие наблюдательности и внимания («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

2.2 Приобщение к социокультурным ценностям

Наличие знаний об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Сформированны первичные представления о школе

Знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения

Знакомство с элементарными представлениями о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности

Знаком с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда

Сформированны элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Знаком с деньгами, возможностями их использования

2.3 Формирование элементарных математических представлений

Наличие представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;

Умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).

Использование в речи выражения: «Здесь много Н17 кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну»

Умение считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы;

Умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Умение сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4– 5, 5–5.

Наличие представления о порядковом счете, умение пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Наличие представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3»

Умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»)

Отсчитывать предметы из большего количества; Н18 выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливает равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Сформированность умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

При сравнении, в речи использование прилагательных; (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине)

Умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Умение устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Использование понятия, обозначающего размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д

Сформированность представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе.

Умеение выделять признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Знакомство с прямоугольником, умение сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником

Умение различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны

Сформированность представления о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве.

Умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки)

Знакомство с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени

Сформированость представления о частях суток, последовательности (утро — день — вечер — ночь)

Понимание значения слов: «вчера», «сегодня», «завтра»

2.4 Ознакомление с миром природы

Знакомство с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Наличие представления о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Знаком с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Знаком с травянистыми и комнатными растениями (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знает способы ухода за ними

Узнает и называет 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)

Имеет представление о свойствах песка, глины и камня.

Умение наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой

Наличие представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Умение замечать изменения в природе

Может рассказывать об охране растений и животных

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи —диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Фамилия, имя, возраст ребенка

3.1 «Развитие речи»

Развивающая речевая среда

Принимает участие в обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения

Употребление в речи слов, более точно отражающих особенность предмета, явления, состояния, поступка;

Умение логично и понятно высказывать суждение

Умение доброжелательно общаться со сверстниками, умение порадовать друга, поздравить его, спокойно высказать свое недовольство его поступком, или извиниться.

Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте

Употребляет в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены

Использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Использует в речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Умение определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток

Умение заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

Умение употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Умение употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи

Умение правильно произносить гласные и согласные звуки, свистящие, шипящие и сонорные (р, л) звуки.

Умение отчетливо произносить слова и словосочетания

Умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук

Наличие интонационной выразительности речи

Грамматический строй речи

Формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;

Умение правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель)

Умение правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.)

Умение правильно употреблять несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао)

Умение правильно употреблять характерное для пятого года жизни словотворчество, применять общепринятый образец слова

Умение употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);

Умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

Умение рассказывать: описывать предмет, картину; участвовать в составлении рассказов по картине, н к24 созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала..

Умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок

3.2 Художественная литература

Умение слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Умение сопереживать героям произведения

Наличие желания прослушать ещѐ раз понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения

Проявляет интерес к рисункам в книге; внимательно рассматривает книжные иллюстрации

С желанием знакомится с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность . Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность . Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность . Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Другие статьи

  • Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет Диагностика детей 2-3 лет Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с. УДК 159.922.736.2 ББК […]
  • Мониторинг детей 1 младшей группы Материал (младшая группа) по теме: Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития в первой младшей группе № 2 на 2015-2016 учебный год. С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния […]
  • Тауфон можно ли капать детям Сообщения: 8965 Зарегистрирован: 03 сен 2011, 08:39 Поблагодарили: 0 раз Город: Москва Специализация: Общая офтальмология Стаж работы: 26-30 Гость 30 апр 2014, 17:06 Тауфон Здравствуйте, моему ребенку 6 месяцев, на осмотре у окулиста нам сказали что зрение -2, и […]
  • Виды занятий по развитию речи для детей 2-3 лет Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при […]
  • Лечение кариеса у детей до года Кариес молочных зубов В последние годы наблюдается тенденция к распростаненности и интенсивности развития кариеса молочных зубов, который часто обнаруживается у детей в возрасте 2-3 лет, но в некоторых случаях он может возникать и у малышей младше 2 лет. Что нужно […]
  • Контрикал детям инструкция по применению Контрикал ® (Contrykal) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска во флаконах; в упаковке контурной ячейковой 5 флаконов; в комплекте с растворителем (изотонический раствор натрия хлорида) в ампулах по 2 […]