Искусство как средство воспитания дошкольников

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 767 раз

Библиографическое описание:

Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997. — URL https://moluch.ru/archive/104/24490/ (дата обращения: 27.02.2019).

The article analyzes the problem of aesthetic education of children of preschool age. We consider some means of aesthetic education, formation of aesthetic culture of the person older preschooler. The study, aimed at clarifying the concepts older preschoolers about the » beauty».

Keywords: aesthetic education, children of preschool age, art.

Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать красоту окружающего мира, призвана система эстетического воспитания. В настоящее время особенно возрастает внимание к проблеме эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования положительного отношения к окружающему миру. Проблема эстетического воспитания, формирование эстетической культуры личности одна их важных задач, стоящих перед детским садом. Воспитание через красоту развивает у ребенка способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности и особенно в искусстве.

Существует множество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов, которые уделяли внимание эстетическому воспитанию. Среди них: Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Джолаи другие. Проблемой развития изобразительного творчества занимались: Н. А. Ветлугина, А. А. Венгер, Т. С. Комарова. По мнению В. Н. Шацкой, «эстетическое воспитание» — это способности эстетического отношения ребенка к искусству, создание прекрасного в труде, в природе [6]. В. Н. Шацкая отводит важное место эстетическому воспитанию и считает его значимым в контексте развития эстетической культуры [6].

Д. Б. Лихачев считает, что эстетическое воспитание- это «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [5]. Д. Б. Лихачев, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что вовлечение ребенка в различную художественную деятельность способствует развитию их сенсорной сферы.

Бабанский. Ю.К выделил компоненты эстетического воспитания: целевой, содержательный, оценочно-результативный. Онполагал, что понятие «эстетическое воспитание» предполагает единство процесса обучения и воспитания.

Наиболее важная особенность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, изменения, происходящие в познавательной сфере ребенка. Многие педагоги считают, что формирование эстетических идеалов у детей очень длительный и сложный процесс. Под влиянием взрослого, сверстника эстетические идеалы у ребенка изменяются.

Для старших дошкольников формой знакомства с эстетическим идеалом, является литература, мультфильмы и кино [1,4]. Герои книг, мультфильмов, будь то люди или звери, наделены человеческими качествами, являются носителями милосердия и жестокости, добра и зла. Ребенок симпатизирует героям, становится приверженец добра.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Основным путем эстетического развития старшего дошкольника является самостоятельная деятельность, в которой ребенок открывает для себя что-то новое. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей и отвечает их потребностям и интересам.

Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры. [7].

Изобразительное творчество — это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т. д. Детское изобразительное творчество — это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование — это естественная потребность ребенка. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.

Старший возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Успешная изобразительная деятельность детей осуществляется в нашей системе образования при наличии высоко квалифицированных педагогов и наличии материальной базы для творческой деятельности. Воспитатель должен знать основные жанры и виды изобразительного творчества, различные материалы и техники, использующиеся живописцами. [2].

Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства. [3].

Воспитатель должен раскрыть потенциал ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через веру в ребенка, что у него все получится. Воспитатель становится консультантом и помощником для детей и дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно. При проведении занятия по рисованию, воспитатель должен знать основные этапы творческой деятельности ребенка.

Нами была проведена исследовательская работа на базе МБДОУ № 52 в старшей группе детского сада (возраст детей: 5–6 лет). В исследовании участвовало 20 дошкольников.

Цель исследования: уточнить представления детей старшего дошкольного возраста о красоте как эстетической категории и ее проявлениях в природе и произведениях искусства.

С детьми была проведена беседа. Детям были заданы следующие вопросы: Вы считаетесебя красивыми? Ваши мамы очень красивые?! Красивы одинаковой красотой или «по-своему?». «Кого бы вы выбрали в друзья?» — Значит, не только люди красивы, но еще и одежда красива. «Как надо относиться к своим вещам?» «Хотите знать, почему Витя в такой одежде?» (вопрос предваряет демонстрация картинок). Можно ли поступок Вити назвать красивым? Почему?

На первый вопрос все дети ответили «да». На второй — дети единогласно ответили «да, очень», на следующий вопрос «Красивы одинаковой красотой или «по-своему?» 5 детей ответили, что одинаковой красотой, 2 ребенка затруднились ответить, 13 детей ответили, что каждый красив по-своему и привели примеры (у моей мамы красивые глаза, улыбка). После детям была показана картинка и задан вопрос «Кого бы вы выбрали в друзья?», все дети ответили Сашу, потому что он опрятно и красиво одет. После, рассказа о Вите, который испачкал одежду, задать следующий вопрос «Можно ли поступок Вити назвать красивым? Почему?». 10 детей, ответили, что «можно», так как Витя спас котенка, 4 ребенка не смогли ответить на вопрос, 6 детей сказали «нет», потому что он испачкался и теперь его одежда некрасивая.

Можно сделать вывод, дети понимают, что такое красота, что красиво, а что нет. Однако в некоторых случаях дошкольники затруднялись с ответами. Это обусловливает необходимость дальнейшей работы по воспитанию эстетических чувств. Педагог ДОО может его осуществлять с помощью различных способов и приемов: чтение художественной литературы, чтение сказки, рассматривание картин, а также использовать в своей работе ИКТ-технологии.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность, развивает творческие способности, даже влияет на физическое развитие. Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

  1. Баринова М. Н. О влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста / М. Н. Баринова, Т. В. Наумова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование, 2014. — № 6 (10), С. 19.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М: Просвещение, 1969–464 с.
  3. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова. — М, 1994–320 с.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С Выготский. — М: Просвещение, 1997–93 с.
  5. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачев — М.: Педагогика. — 2002. — 183 с.
  6. Наумова Т. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т. В. Наумова, О. Б. Тихомирова // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306–309.
  7. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. — М.: Советская педагогика, — 1976. — 168 с.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников

Декоративно-прикладное искусство вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.

Декоративное искусство – это один из видов пластического искусства. С.В.Погодина и Н.М.Сокольникова делят декоративное искусство на: монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций ) .

Красота и художественный образ в произведениях декоративно-прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства: утилитарность, практическая принадлежность; нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы как творчества, так и поведения),сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий; коллективность творчества, т.е. труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства; традиционность, характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности; реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

Народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа),именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы.

Д.С.Лихачев писал, что если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное»,то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства – как некоей радости, самостоятельной ценности. Народное творчество учит понимать условность творчества .

По образному выражению К. Д. Ушинского, ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.

Когда говорят об использовании произведений декоративно-прикладном искусства в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев: резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа.

Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Преобладание растительных форм – особенность русского народного искусства. «Напевность и ритмичность русского орнамента срони российским просторам и плавным ритмам народных песен», — отмечает Н.М.Сокольникова .

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо учитывать следующее:

народное искусство — своеобразный катализатор детского творчества;

народном искусстве собран традиционный художественный опыт поколений;

произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

С.В.Погодина выделяет фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

подготовительная — накопление ребенком художественно-эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;

аналитическая — активное восприятие произведения, формирование эстетической оценки воспринимаемого образа;

Смотрите так же:  Почему на узи ребенок закрывает лицо

творческая — самостоятельное включение декоративного образа в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;

оценочная — сравнение и оценка произведений изобразительного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством, прежде всего дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Всякое ознакомление включает в себя:

двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании);

аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

субъективность оценки (каждый ребенок воспринимает произведения

народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развитие его художественно-творческих способностей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осуществляется в несколько стадий:

стадия целостного изучения — дети воспринимают целостный образ произведения;

стадия константности — дети воспринимают произведение как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

стадия структурности — дети учатся выделять структуру образа, его выразительные средства;

стадия осмысленности — дети осознают зависимость выразительности образов от материала, техник и средств, используемых автором;

стадия избирательности — каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

При ознакомлении с произведениями декоративно-прикладного искусства находит отражение использования методов, таких как: методы воспитания ( показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого ) и методы обучения ( показ, упражнение , объяснение, метод поисковых ситуаций ).

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники, посвященные народным традициям, народного искусства, с исполнением фольклорных старинных песен, хороводов. Организуются ярмарки с самодельными товарами. В таких праздниках принимают активное участие все — и стар и мал. Похожие праздники и развлечения организуются и в детских учреждениях. Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, используя слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности. Затем привлекаются виды с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово). Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры (игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, игры-пазлы, игры-конструкторы); подвижные и малоподвижные игры.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного декоративного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а следовательно вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное декоративно-прикладное искусство – сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в тоже время самое демократичное и доступное человеку с детства.

Средства эстетического воспитания

В разнообразной эстетической деятельности с целью эстетического воспитания применяется комплекс различных художественно-эстетических средств. По Лихачеву выделяются следующие средства:

  • природа,
  • труд,
  • общение,
  • искусство (литература, живопись, музыка),
  • игра и т.д.

Перечисленные средства органически входят в структуру эстетического воспитания (Рис.1). Их особенности и значение для эстетического развития, рассмотрим ниже.

Источником эстетического воспитания может выступать природа. Мир природы неповторим в своем многообразии. Природа является вечным источником добрых чувств детей. Природа как средство эстетического воспитания занимает одно из первых мест. К.Д. Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Но средством природа становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отличительной особенностью природы как средства эстетического воспитания является то, что воспринимать ее человек способен с самого раннего возраста. Красота природы проста и доступна. Наиболее доступной для восприятия считается декоративная красота природы. Именно поэтому очень важно общение ребенка с природой в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы.

Яркие краски природы, приятные звуки привлекают внимание детей и тем самым вызывают эмоции, оказывают положительное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулируют творческую деятельность.

Для эстетического восприятия природы важны наблюдательность и фантазия. Дети на своем уровне описывают эту красоту, по-своему выражают свои эмоции и чувства. На первом воспитательном этапе эти чувства будут простыми, но важно, чтобы ребенок смог увидеть, почувствовать эту красоту и эмоционально ее пережить. Для целостного восприятия можно добавить литературные произведения о природе.

Трудовая деятельность

Важным средством в воспитании эстетики является труд. Умственный и физический труд активно влияют на эстетическое развитие учащихся. Это происходит через процесс труда, содержание труда и его результаты, а также формирующимися отношениями в процессе трудовой деятельности. Эстетическое чувство у воспитанников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Эстетическое чувство проявляется в способности видеть прекрасное в созидательном труде, получать радость от участия в трудовой деятельности, создавать эстетическую обстановку для такой деятельности. Правильно организованный труд порождает чувство удовлетворения и наслаждения.

Избежать превращения труда в тягость и обузу можно наделив его общественно значимой целью, планированием и экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.

Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.

Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Литература — это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.

Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.

Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Важным средством эстетического воспитания является игра. Игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Сегодня очень популярны игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности. Спектр игр, применяемых с целью эстетического воспитания велик (Рис.2).

Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому. Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14288/ (дата обращения: 27.02.2019).

В статье рассматривается такая важнейшая проблема дошкольной педагогики как поиск эффективных форм и средств эстетического воспитания. Ее актуальность в настоящее время подтверждается необходимостью для каждого воспитателя реализации требований ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования, предполагающими как одну из главных задач общее и эстетическое развитие личности. В качестве важного средства эффективного эстетического воспитания авторы статьи рассматривают ознакомление дошкольников с народным искусством, а именно с традиционным хакасским искусством — национальной вышивкой.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного образования в 2014 году усилило внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, признанное одним из основных направлений в формировании личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему миру является важнейшим средством нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важное условие духовной жизни человека заключается в способности воспринимать и переживать красоту мира, испытывать глубокие эстетические чувства.

Проблемы эстетического воспитания в разные годы исследовались такими известными учеными как Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Т. С. Комарова, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, Е. М. Торшилова и д. р.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [8]. Оно тесно связано с художественным воспитанием, направленном на приобщение детей к искусству — «ключику», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Н. А. Ветлугина утверждала, что развивать эстетические способности нужно и можно у всех детей. Она подчеркнула такие важные для эстетического воспитания дошкольников условия как художественность предъявляемых произведений искусства и развитие эстетической деятельности в различных областях окружающей ребенка жизни (труде, природе, общественных отношениях, искусстве) [7].

Ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью эстетического воспитания.

Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства. Лепка, резьба, вышивание и другие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ и навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской системы образования такими педагогами, как А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина. Особенности образного языка народного искусства позволяют развивать эстетическую восприимчивость ребенка к явлениям и предметам окружающего мира. Народные художественные ремесла отвечают естественной потребности детей в ярких цветах, красочных мотивах.

Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жостовской росписи, мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства. Народное изобразительное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.

Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.

Большой потенциал для эстетического развития личности ребенка содержит ознакомление с таким видом народного искусства, как традиционная хакасская вышивка. Особенность этого традиционного искусства состоит в том, что способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, вырезаемые из бумаги (в прежнее время из бересты), которые хранились на этот случай. Их накладывали на материал и обводили кусочком мыла. Существовало два вида трафаретов: один непрерывный крой узора, когда мастерица складывает вдвое лист бумаги и режет непрерывный узор. Такие выкройки более распространены. Они создаются в зависимости от места будущей вышивки на той или иной части одежды и имеют соответствующие размеры и форму.

Смотрите так же:  Тактильное восприятие детей раннего возраста и его развитие

Второй тип трафарета, представляет собой отдельные разрозненные элементы узора: трилистники, многолепестковые розетты, лепестки и т. д. Они являются основными составляющими орнамента, так как с их помощью создаются разнообразные орнаментальные композиции.

В традиционном хакасском орнаменте как элементе духовной культуры отражено множество характеристик: религиозные представления народа, особенности социальной психологии и быта, и нравственно-эстетические идеалы. Древние народы Сибири не разграничивали природу не только с культурой, но и с человеком. Образы, созданные древними художниками, воспринимались как изображение и отражение природы и связывались с представлениями о «всеобщей вечной и порождающей самое себя жизни» [4]. Древние народы одухотворяли неживую природу, предметы, созданные человеком. Особую жизненную силу этим предметам мог придавать и орнамент, ряд мотивов которого, воспринимался как материализация духовных представлений, связанных с верованиями и культами.

Основными источниками вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы, на бутоны таежных цветов — жарков. Именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки. В течение многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которые придают вышивке ярко выраженное национальное своеобразие. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Цвет оживляет орнамент. Благодаря цвету, значительно обогащается ритм: четче акцентируются отдельные мотивы.

В хакасской вышивке первое, что бросается в глаза, — изысканно нарядное звучание, строящееся на контрастном сопоставлении черного или белого фона и чистых ярких тонов блестящих шелковых ниток, которыми вышиты изделия.

Впечатление «живописности» вышитых узоров — результат того, что в вышивках есть элемент глубины, которую создает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости. Он активен, глубина его не разрушает поверхности вышивки, а придает ей большее пластическое богатство. Фон как бы ярче выявляет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона, так как фон поддерживает самые смелые сочетания цветов и приглушает их порой излишнюю яркость.

В расцветке употребляется ограниченное количество цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразные сочетания этих цветов создают богатый декоративный эффект. Хакасские вышивальщицы не применяли различные градации одного итого же цвета. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают ясные, сочные цвета ниток. Более ранние изделия почти монохромны; они вышиты нитками одного или двух-трех цветов. Эти особенности, сложившиеся на протяжении веков, делают творения народных мастериц подлинными шедеврами прикладного искусства [9].

Вслед за Ветлугиной мы может утверждать, что два условия определяют эффективность того или иного средства эстетического воспитания: высоко художественность предъявляемых произведений искусства и творческая активность самого ребенка. Высокий уровень художественности произведений народного искусства подтверждается его многолетним существованием в истории культуры, оценками профессиональных искусствоведов и любовью самого народа. Включение детей в творческий процесс изображения хакасских узоров может осуществляться через такой увлекательный вид изобразительной деятельности, доступной для ребенка-дошкольника как вырезание простейших элементов хакасских узоров из цветной бумаги, служащими основой для вышивки, а также и сама вышивка узоров тамбурным швом.

Таким образом, перечисленные особенности хакасского орнамента раскрывают огромные воспитательные возможности его изучения и этот вид народного искусства может стать эффективным средством эстетического воспитания.

Реферат на тему: Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Столичный учебный центр
г. Москва

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

на тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка в дошкольном возрасте»

педагог дополнительного образования

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

4. Формирование основ эстетического вкуса

5. Условия и средства эстетического воспитания

6. Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от взрослого умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н.К.Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

В развитии художественно — творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

4. Формирование основ эстетического вкуса

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Смотрите так же:  Можно ли ребенку капать ромашку в нос

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется, путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить не эстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому педагог основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

6. Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Педагог управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Педагог заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Он развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит педагог. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Педагог организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Его задача – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры – драматизации. Эти игры проходят под руководством педагога.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

В современных условиях в дошкольном учреждении выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Педагог помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать маленький человек.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду»

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика»

3. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

4. М.В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

5. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Другие статьи

  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Повышенное пособие по уходу за ребенком украина Please complete the security check to access www.unn.com.ua Why do I have to complete a CAPTCHA? Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property. What can I do to prevent this in the future? If you are on a personal […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]
  • Полифепан детям инструкция по применению Полифепан - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 375 мг, гранулы или порошок для приготовления суспензии) лекарственного препарата для лечения отравлений, аллергии, похудения у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно […]