Искусство как средство воспитания ребенка

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Великолепная статья, все четко по делу. Наилучшие пожелания авторам этой статьи!

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет» [ 2].

Следовательно,воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. Культура выступает детерминирующим фактором социального и биологического в личности ребенка. Совокупные средства культуры ведут к развитию главных структурных компонентов духовности личности – интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, творческого, волевого [1].

Сегодня «воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру», утверждает Т.Я.Шпикалова, отводя, таким образом особую роль народному искусству в решении обозначенной проблемы [6].

Рассматривая проблемы нравственного воспитания с учетом современных условий рекомендуется начинать воспитание с национального (язык, песни, обычаи, традиции). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Понятия национального, интернационального, планетарного (общечеловеческого) – взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Однако, предупреждает автор, замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность .

Таким образом, мы согласны с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть прочувствовано. Именно поэтому огромное воспитательное значение приобретает приобщение к источникам народного искусства с раннего возраста.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П.Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, красками его страны.

Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В словаре «Эстетика» дано следующее определение понятия народное искусство. Народное искусство – это синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Это означает, что народное искусство – это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), танцы, театр (драма, театр кукол), архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Определяя народное искусство как целостное явление, специалисты выделяют его основные особенности: коллективное начало, традиции, ярко выраженное этническое ядро, устойчивость тем и образов, универсальность языка, общность духовных ценностей. Произведения народного искусства отражают жизнь и быт людей, их представления о мироздании, обряды, праздники. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, накопленный в народном искусстве (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) могут служить важным средством в воспитании подрастающего поколения.

Народное искусство – это своеобразный синтез искусств, взятый за основу нашего исследования, так как только комплексный подход использования народного искусства в воспитании детей способен принести успешный результат. На необходимость комплексного изучения различных видов народного искусства указывал известный отечественный фольклорист П.Г.Богатырев, который считал, что подобные исследования не только способствуют выявлению специфических художественных функций различных видов народного искусства, но и общих закономерностей развития в целом .

Являясь составной частью народной культуры, декоративно-прикладное искусство призвано украшать, преобразовывать и облагораживать предметный мир. А.М.Горький указывал, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

Нельзя не согласиться с Г.Г.Газимагомедовым, который утверждает, что в наше время декоративно-прикладное искусство все более активно проявляется как одно из воплощений творческой силы народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Являясь важным компонентом национальной культуры, современное декоративно-прикладное искусство Дагестана в своих лучших, наиболее зрелых произведениях доносит многовековую народную мудрость, традиционные эстетические принципы, самобытное художественное мировидение в сочетании с новыми прогрессивными идеями современной культуры. Большое значение для решения воспитательных задач придается фольклору.

Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков. И не просто отобраны, как сумма неких сухих методических приемов, а воплощены в художественной форме. Фольклор – это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Большое значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление, но иными художественными средствами – через уподобление, метафорическое описание предмета. Добавим к этому пословицы и поговорки, которые точно также, с детских пор, наставляли, приобщали к неписанным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей. Детский фольклор Дагестана – живой и благодатный источник народной мудрости, представляющий собой большую художественную и эстетическую ценность. Дагестанский детский фольклор, соединивший в себе две важнейшие функции – развитие эстетического чувства ребенка и сообщение ему этических норм и правил – на протяжении веков играл значительную роль в жизни горского народа, помогал в воспитании нового поколения, прививал ему те качества и черты, в которых было заинтересовано общество. С его помощью малыш постигал правила поведения, видел достойные примеры для подражания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям.

Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания, как источник детской радости. Механизм смыслопорождения в процессе восприятия и переживания сказки исследовал А.В.Запорожец. В своих трудах видный ученый, придавая большое значение эмоциональному и познавательному развитию ребенка в ходе восприятия и переживания сказки, подчеркивал, что в ней в своеобразной форме отражается жизнь народа, его обычаи и характер, стремления и идеалы. Он также указывал, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в отношении к художественному произведению, т.к. воспитанный на народной сказке, он чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии реалистических оценок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во взаимосвязи изобразительного искусства, музыки, художественно-речевой и театрализованной деятельности образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение вопроса эстетического воспитания средствами народного искусства нам представляется возможным только при условии взаимодействия данных компонентов.

Литература:

1.Агарагимова В.К. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства . LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland/ Германия, 2013

Смотрите так же:  Можно ли давать хурму ребенку в 8 месяцев

2. Волков В.Н. Педагогика жизни. Чебоксары,1989.

3. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. — М.: 1999.

4.Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, №5.

5. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кандыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс. … на соиск. докт. пед. наук. – М., 1988.

Статья на тему:
Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников.

Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка- дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство, в педагогический процесс как средство воспитания?

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников

Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания.

Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, начиная с младшего возраста, определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомят с содержанием произведения, выразительными средствами; с помощью искусства формируют нравственно- эстетические чувства, качества личности.

Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка- дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство, в педагогический процесс как средство воспитания?

Ответы на эти вопросы мы находим в научных работах педагогов и психологов прошлого и современности, отмечающих высокую эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительную активность в познании окружающего мира, образность мышления.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности?

Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Изобразительное искусство через знакомые красочные образы помогает ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что- то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной, словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.

Как смотреть с детьми произведение изобразительного искусства

Приобщайте ваших детей к прекрасному. Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени.

К восприятию искусства ребенка надо готовить:

— с помощью вопроса («Хотел бы ты узнать, как об этом рассказал художник?»);

— своим рассказом о понравившейся репродукции;

— предложением отобрать для подарка красивую репродукцию.

Учить ребенка внимательно всматриваться в произведение:

Сообщить название произведения и фамилию художника.

Рассмотреть все, что изображено на картине.

Определить, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник.

Обобщить, о чем картина.

Предложить детям посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своем отношении к произведению.

Учить ребенка задавать вопросы о картине:

Что бы ты еще хотел узнать об этом произведении?

Кто (папа, мама, ребенок) придумает самый интересный вопрос о картине?

Если бы ты показал это произведение товарищу, о чем бы ты его спросил?

Учить ребенка говорить о произведениях искусства эмоционально, подбирая образные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса

Обязательно рассказать детям, почему понравилась именно эта картина, что вспомнилось, о чем мечталось, когда смотрел на нее.

Создавать у ребенка желание продолжать ознакомление с живописью:

«В следующий раз мы посмотрим, как об этом рассказал другой художник»;

«Пригласи в следующий раз своего друга посмотреть с нами репродукции художников»

Успехов вам в приобщении вашего ребенка к миру красоты и добра!

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Наталья Поднекс
Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке, театру, живописи, декоративно- прикладному искусству и т. д., А также к красоте во всех её проявлениях.

Как пробудить творческие возможности детей, сформировать у них восприятие прекрасного советует автор этой статьи, которая адресуется родителям и воспитателям детских садов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота природы, произведения искусства, духовное развитие.

Что такое искусство? Зачем оно человеку? На первый вопрос, кажется, ответить более- менее просто. Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, а также музыка, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.

Искусство — это определённый способ передачи информации, оно является летописцем и бытописателем своей эпохи. По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какую носили одежду, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. «Искусство можно назвать и способом общения людей. Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца«(2, стр. 5)

Но самое главная роль искусства — это воспитание в человеке чувства прекрасного, его культуры.

Взрослым надо понимать, что сила воздействия литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание во многом определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни, совершаемых поступков.

Детей необходимо приобщать к красоте в любом её проявлении: обращать их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного декоративно — прикладного искусства, живописи и т. д. В результате этого восприятие детей обогатится художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение ребёнка окружающей его действительности.

Природа является первоосновой красоты в искусстве, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы показать её совершенство детям. На прогулках надо обращать их внимание на красоту природы в разные времена года. Чем она отличается? Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать, воспринимать эту живую красоту: наряд деревьев (зимний, осенний, летний, весенний, оперение птиц, цветы.

В системе культурных ценностей значительная роль принадлежит музеям изобразительного искусства. Посещение музея формирует у детей художественно- историческое мышление, восприятие культуры других времён и народов, приобщение дошкольников к искусству художественных коллекций. Дети, рассматривая изделия прикладного искусства, картины и скульптуры, восторгаясь великолепием и тишиной музейных залов, попадают как бы в иной мир, который они запомнят надолго.

Образ художественного музея для ребёнка — это его первоначальные представления о творчестве художников. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые мастерами живописи, легко запоминаются (это может быть пейзаж, натюрморт, портрет) и остаются в памяти ребёнка. Картины русской природы: замечательные пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова и других художников вызывают у детей чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить родную природу, обогащают их творческое воображение.

Помимо живописи ребёнка можно и нужно знакомить с произведениями народного и декоративно- прикладного искусства. Совершите с детьми путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Изделия народного творчества многообразны. Это деревянные (богородская игрушка, матрёшка, глиняные (дымковская игрушка, хохломская роспись, расписная посуда (гжель, яркиеподносы, красочные ковры, кружево. Каждое такое изделие несёт в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир сказок.

«Знакомство дошкольников с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок, пробуждает потребность любить и радоваться жизни»(1, стр. 21)

Трудно переоценить влияние на развитие личности ребёнка такого вида искусства как музыка. Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совсем совершенному, но тем самым вы передаёте ему частицу своего вдохновения. А если у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

Слушание детьми музыкальных произведений — основной вид их музыкальной деятельности. Крайне важно умение ребёнка вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её характер, узнавать знакомую музыку по особому ритму и тембру. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства (радость, тревога, грусть, нежность). В этом сила психологического воздействия музыки на ребёнка.

Театр- один из самых доступных и понятных детям видов искусства. Он способствует повышению общей культуры детей и формированию правильного поведения в современном мире, ибо каждое литературное произведение будь то сказка или спектакль имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий как дружба, доброта, честность, смелость и т. д. И взрослые, и дети, приходя на спектакль, ощущают ту неповторимую театральную атмосферу, которая сама по себе приобщает их к искусству, культуре. Ведь не зря же говорил великий Станиславский, что театр начинается с вешалки.

Книжная иллюстрация — это тоже произведение искусства. При чтении книг надо обращать внимание детей на иллюстрации, называть авторов не только текста, но и художников — иллюстраторов. Важно, чтобы ребята были знакомы с творчеством таких известных мастеров книжной иллюстрации как В. Сутеев, Е Чарушин, В. Васнецов, И. Билибина и др. Детям интересно будет узнать, что Е. Чарушин и В. Сутеев были нетолько оформителями детской книги, но и авторами текста.

При рассматривании книжных иллюстраций предложите ребёнку сравнить рисунки разных авторов, поинтересуйтесь какие больше ему понравились и почему.

Смотрите так же:  Прибор для лечение насморка у детей

Важно знать, что иллюстрации к детским книгам являются либо произведением искусства — результатом творческих усилий художника, либо базарной коммерческой поделкой, поэтому при выборе книг для детей обращайте внимание на авторов оформления.

Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении. Эту статью мне хочется закончить словами высококлассного педагога Л. Стрельцовой: «Произведения искусства не только обогащают знания ребёнка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

1. Елизарова Е. и др. Декоративно — прикладное искусство детям /Е. Елизарова, Т. Кузьмина, Н. Федорченко// Дошкольное воспитание, 1997.-№3 с. 21

2. Амфилохиева Е. В. Изоьразительное искусство. — М.:ЭКСМО, 2013 — с. 6

3. Пантелеева Л. Художественные музеи Москвы — детям /Дошкольное воспитание, 1997. — №10 с. 41

4. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребёнка //Дошкольное воспитание, 1992 — №1 с. 72-73

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родине «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Игра как важнейшее средство воспитания ребёнка Одним из важнейших и основных видов деятельности, играющих огромную роль в воспитании ребёнка является игра. Игра отвечает природе ребёнка,.

Консультация «Как отвлечь ребёнка дошкольника от компьютера» Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей. Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено.

Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Народно-прикладное искусство России как средство развития этнической культуры у детей с ОНР Актуальность: Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Искусство как средство воспитания ребенка

Искусство как средство эстетического воспитания

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение».

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

«Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера», — отмечают авторы книги «Эстетическое воспитание школьников». «Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования». Те же авторы сделали правильное замечание: «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству». Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И. Шахова, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН справедливо заметила: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение».

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок из книги Е. Ротенберга «Искусство Италии».

«Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…»

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Особенностям восприятия искусства детьми и посвящен данный параграф.

Итак, произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важных этапа восприятия художественного произведения школьником.

К первому этапу освоения художественного произведения он относит первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Он заметил, что при первичном неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось непонятным или неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.

Смотрите так же:  Лечение гидронефроза у грудных детей

«В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины художественного произведения, его глубокое освоение».

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.

Первичное освоение произведения искусства предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. Д.Б. Лихачев уделяет особое место в своей работе вопросам методики. «Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и лент с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к чтению в лицах и драматизации, коллективному пению, просмотру фильмов, картин, диапозитивов, спектаклей и телепостановок. Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах, совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач».

На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания.

В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.

В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.

Второй этап постижения художественного произведения школьниками, Д.Б. Лихачев характеризует, как организацию процесса «получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства». Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.

Он утверждает, что при изучении литературы ничто так не свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия, как чтение им наизусть стихов, отрывков прозы, выразительность и эмоциональность этого чтения. Пренебрежение к заучиванию не только ослабляет память детей, но и, главное, обедняет их духовно. На этом этапе работы по восприятию художественного произведения огромную роль он отводит таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий.

На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: «осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей».

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. «После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности».

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

«Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства».

Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно- художественной критики. «Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников.

Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно- аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним».

Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но на мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, Борис Тихонович предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. «Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми».

«Художник с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником — сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей».

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Почему 2х месячный ребенок не спит 2-х месячный ребенок не спит aishka 30 Ноя 2007 Алиева Э. 02 Дек 2007 Если как вы говорите ребенка это не беспокоит, то и не нужно проводить какой либо коррекции у ребенка (тем более что препарат ноофен не так безобиден и давть его просто так нельзя). С уважением […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]