Истерика симптомы у ребенка

Истерики у детей — когда нужны врачи?

Мы с вами подошли к финалу в обсуждении детских истерик и вопросов физиологии и здоровья, связанных с ними. В любом случае – истерика, это не способ вас позлить, а способ донести до вас мысли и чувства ребенка, проявления дискомфорта. Чтобы по возможности предотвращать развитие истерик, можно использовать определенные приемы, которые помогут вам устранить истерики на корню. Что нужно делать, чтобы справиться с истериками?

Давайте ребенку полноценный отдых, его нужно всегда вовремя укладывать на ночной и дневной сон, нельзя допускать переутомления малыша, именно оно приводит к сбоям в нервной системе. Если вы наблюдаете, что ребенок утомился во время игры, нужно предложить ему чтение или рисование, как способ отдохнуть. Не стоит отправляться с ребенком в магазин, если он проголодался, дети еще не могут контролировать свое состояние, если они устали, и именно задачей взрослых является строгое отслеживание состояния малыша и его полноценный отдых.

Важно прояснять чувства ребенка, нужно называть их и давать ему понять, что вы понимаете его: «Я прекрасно понимаю, что ты злишься», «я подумала, что мы много сегодня гуляли и ты устал», «ты обиделся на малыша, который не дал тебе игрушку», «ты рассердился, потому что не получил конфетку». Такие ваши действия помогут ребенку учиться высказывать свои чувства и держать их под контролем. Но одновременно с этим нужно давать ребенку понять, что даже при учете его чувств, в поведении его есть определенные пределы: «Я понимаю, что ты рассержен, но нельзя кричать и баловаться в магазине». У ребенка должно быть четкое понимание, что возникают ситуации, при которых истерики и плохое поведение недопустимы. Важно давать ребенку достаточно свободного времени для игр, когда никто не будет отвлекать ребенка, и никто не вмешивается в процесс его игры. У малыша должно быть свое личное пространство.

Ребенку нужно давать возможность самостоятельности по принципу «помочь ему сделать это самому». Не нужно пытаться делать за ребенка все, дайте ему понять, что он уже взрослый, что он вполне может самостоятельно справляться с трудностями, только подталкивайте его к принятию решений и действиям. Это может выражаться в разных вещах – научите его самостоятельно строить из конструктора, взбираться на качели, убирать свои вещи на полку. Также ребенку важно давать право на выбор, когда ребенок понимает, что у него есть право выбора, он почувствует, что с ним считаются и его мнение уважают. Но выбор должен быть там, где есть альтернативы – не стоит предлагать ребенку выбирать, идти или не идти ему в садик, если тут вы уже приняли решение и он должен туда пойти. Выбор должен пониматься ребенком – можно спросить, что он будет есть на завтрак или ужин, куда он хочет пойти гулять, какую майку хочет надеть и предложить варианты. И помните, если вы предложили право выбора, нужно считаться с мнением ребенка и уважать его выбор, даже если вам он не нравится, не стоит навязывать свое мнение. Если же сейчас вы не можете предложить ему реального выбора, не стоит создавать его видимость – просто поставьте ребенка перед фактом: «Сейчас нам нужно ехать к бабушке».

Стоит использовать просьбы, например, если ребенок начинает плакать, просто попросите его, чтобы он подошел к вам, а вы дадите ему что-либо в руки – игрушку, платок, книжку. При этом стоит попросить его отнести эту вещь папе, бабушке, положить ее в другой комнате на полку, найти ей домик. Так ребенок отвлечется на другое занятие и успокоится.

Нужно ли обращаться к врачам?

Иногда бывают такие ситуации, когда истерики – это не просто особенность характера и трудности кризисных возрастов, а отражение более глубоких проблем. Если капризы ребенка или его истерики продолжаются постоянно, это может быть результатом заболеваний или поражений нервной системы ребенка. Стоит посетить детского невролога в тех случаях, если бывают такие ситуации:
— у ребенка во время приступа истерики происходят длительные задержки дыхания или происходят потери сознания,
— истерики прогрессируют, становятся все более и более частыми, при этом поведение ребенка становится агрессивным,
— истерики продолжаются у ребенка, достигшего возраста четырех и более лет,
— ребенок при истериках наносит себе видимые и значимые повреждения или вредит окружающим,
— приступы истерики могут сопровождаться возникновением ночных кошмаров, страхов или резких колебаний в настроении.
— истерики ребенка завершаются приступами одышки или рвоты, сильной усталостью ребенка или его резкой вялостью.

Если же со здоровьем у ребенка все вполне нормально, тогда проблема может заключаться во внутрисемейных отношениях и особенной реакции близких ребенка на его поведение. Не стоит позволять детям получать желаемых результатов при помощи истерик, вам нужно быть терпеливыми и пытаться находить компромиссы. Большую часть истерик вполне можно предотвращать, если знать их истинные причины.

Однако, если все ваши усилия и ваше терпение не оборачиваются никакими положительными результатами, и постоянное плохое поведение и истерики продолжают сохраняться, стоит обратиться за консультацией к неврологу и пройти полноценное обследование. Если по результатам обследований специалистом не будет выявлено никаких отклонений, тогда невролог направит вас на консультации к психологу или психотерапевту, которые будут определять – есть ли у ребенка какие-либо отклонения в психическом состоянии и развитии и нужно ли ему будет проведение медикаментозного лечения. Если у ребенка возбудимый тип нервной системы, ему могут помочь легкие успокоительные препараты и средства. Это могут быть чаи или настои с лекарственными травами, успокоительные сборы. Одним из таких сборов является состав из трав фенхеля, алтея, ромашки, солодки и пырея, одну ложку ромашки и фенхеля смешать с двумя ложками остальных трав, из состава сделать отвар. Две столовых ложки смеси заварить стаканом кипятка, прокипятить на протяжении двадцати минут и процедить. Данный отвар принимают по чайной ложке детям возраста старше года трижды в день курсом по 3-4 недели. Однако, детям-аллергикам подобные отвары применять нельзя! Можно применять детям через день купание в растворе экстракта хвои на протяжении двадцати дней.

Без рецепта врача детям разрешены к применению такие гомеопатические препараты как «Нота», «Нервохель», «Дормикинд» или «Тенотен». Также возможно применение препаратов, в состав которых входит аминокислота глицин. Поможет в подержании нервной системы курс витаминных препартов – «Нейровит», «Нейромультивит» и подобные им. Дозировку данных препаратов можно посмотреть в инструкции, но эффективным будет только курсовой прием препаратов, от разового их применения эффекта ожидать не стоит. Обычно препараты даются на протяжении четырех недель, затем делается перерыв и вновь повторяется курс лечения этим же препаратом. Все более сильные и серьезные препараты могут быть назначены только индивидуально и только врачом со строгим расчетом доз.

Истерика в общественном месте

Психика далеко не каждого родителя выдержит истерику в публичных местах. Зачастую нам легче уступить и дать ребенку желаемую вещь, только бы все это прекратилось и вы не позорились. Но такой способ поддаваться ребенку опасен провокацией все новых и новых вспышек. Нужно стараться не реагировать на осуждающие взгляды окружающих людей, совершенно вам не знакомых. Если уступить ребенку сейчас, в такой ситуации, только с той целью, чтобы вы избежали публичных кандалов, нужно автоматически быть готовыми к тому, что и далее вам придется действовать таким же образом. Если вы в магазине стали отказывать ребенку в покупке игрушки, нельзя отступать сразу. Пусть малыш повозмущается, пусть он топает ногами, выражает свое недовольство и истерит. Если вы будете уверенно заявлять о своем решении, ребенок будет понимать, что истериками он просто ничего не добьется. Истерики в общественном месте рассчитаны не сколько на родителей, сколько на реакцию на ребенка у публики. Стоит быть очень осторожными, привлекая к данному факту окружающих людей, лучше совсем обойтись без помощи посторонних. Просто пережидая вспышку. И тогда кричать и истерить, когда никто не обращает на это внимания, станет совсем неинтересно.

Если все уже позади…

Когда вся истерика уже позади и бушующие страсти уже улеглись, нельзя отказывать ребенку в утешении и ласке, нужно взять его на руки, успокоить и приласкать. Лучше спокойно и внятно поговорить о том, что расстроило ребенка, и почему он так себя повел. Нужно сказать малышу, что вы очень его любите и вам очень приятно с ним общаться, когда ребенок вполне спокоен и рассудителен. Постарайтесь помочь ребенку в выражении его эмоций словами, тогда ему проще будет справиться со своими эмоциями и поведением. Не стоит наказывать ребенка за истерику или обижаться на него.

Детские истерики: что с ними делать?

Этот бодрый малыш устраивает истерику вполне намеренно и профессионально.
скачать видео

Комната превратилась в руины, но девочка сложила салфетку.
скачать видео

Важная часть воспитания — управление эмоциями детей.
скачать видео

Как пережить детские истерики?
скачать аудио

Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?

Иногда говорят, что истерика детей — это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.

Ребенок — существо не только реагирующее, не отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого. См.→

У детских истерик много корней, это не только и не всегда реакция на ошибочное поведение взрослого. Непослушание и истерики бывают возрастными симптомами, иногда – сигналами о том, что ребенок устал или заболел, а чаще всего — это проверка ребенком родительской устойчивости, проба сил: «А можно ли, родители, вас не слушаться?». Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

История от читательницы: Дочери 4 года, она заболела, температура под 40. Мне нужно дать ей таблетку, она ни в какую: таблетку выплевывает, орет, если пытаемся засунуть таблетку в рот насильно, устраивает практически рвоту. Мы с нею воевали почти три часа, но я не отставала. Когда мы измотались обе и она поняла, что я не отстану все равно, она вдруг мгновенно успокоилась и четко спросила: «А если я съем таблетку, что мне за это будет?»

Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика — это эмоция, а это, в свою очередь — только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача, а именно учите его обращаться с просьбой.

Смотрите так же:  Все про 8 месячного ребенка

Волшебная формула: «Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи спокойно, что ты хочешь?»

Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу, правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.

Отчет мамы: моя дочь – 2 года. Сидит за своим столиком и что-то там делает. Все остальные – за общим столом. Вдруг она начинает резко и громко орать. Сначала не могу понять что ей надо, говорит еще плохо. Потом разбираю слова: «Хочу красить». Имеется в виду рисовать кисточкой. Я смотрю на нее внимательно и говорю: «Подойди ко мне и спокойно объясни – что тебе надо». Подходит уже без крика, а очень тихонько: «Хочу касить». Я отвечаю: «Бери стаканчик и иди набирай воду». Пошла за водой, вопрос решен.

Как вы конкретно отреагируете в одной конкретной ситуации — это вообще не важно. Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком. Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания — верная.

Главное правило: «Вы главный». Мама, вы тоже главная! Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.

Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать — идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть даже кричать — от этого еще никто не умирал. Это не вредно для здоровья, скорее это развивает дыхалку ребенка и делает его более выносливым. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно — умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты — это его выбор и его развлечение.

Самый лучший родитель — сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке, и знающий, что это правильно.

Посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо». В его основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном. Новая воспитательница, Анни Салливан решает дать ей бой. Будьте готовы — это трудная история.

Соблюдайте Главное правило, но не идите против себя. Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более — внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант — вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то — когда-то можно и не упираться. Фанатизма не нужно, исключения возможны, когда можно не упираться и поискать более гибкие варианты.

Когда-то можно и посидеть с ребенком, когда он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, — а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) — не приставайте к нему, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное — внутренне не напрягайтесь.

Самый лучший родитель тот, кто внутренне чувствует себя хорошо.

Главное — думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки. Реагировать на упорные истерики — все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. О профилактике истерик смотри здесь.

Далее — опыт родителей

Игнорировать истерику

Моему птенчику было полтора года, но он был ещё тот бутуз. Я его сажала в коляску, он в ней съезжал вниз, так что ноги его волочились по земле и орал. Я останавливалась, усаживала его удобно, но как только трогалась с места, он опять съезжал вниз и орал. Однажды он очередной раз мне такое устроил, я несколько раз усадила его поудобней, увидела, что это не помогает и покатила коляску, не останавливаясь. Так мы и шли: я катила коляску с каменным лицом, а сын в ней ехал полусидя-полулёжа, с волочащимися по земле ногами и РЕВЕЕЕЛ. Через пару-тройку кварталов замолчал, а потом сам уселся в коляске поудобней и больше с коляской проблем не было.

Пишет Татьяна Розова:

Хочется покричать — иди в свою комнату и кричи сколько хочешь. Раскидаешь вещи — сама потом уберешь. Не захочешь уйти — отнесу. Будешь выходить — закрою. Запретить истерику сложно. Но сделать ее бессмысленной — легко. Если не кому орать, то дети как правило и не орут.

Я вешал его себе на плечо вверх ногами

Мне помогал простой прием: если мои дети начинали громко орать и буянить, я ребенка поднимал высоко к плечу, а потом перекидывал дальше через плечо, так что он оказывался попой кверху у меня за спиной. Если он от этого не успокаивался, я потихоньку отпускал его за спину все ниже и ниже, держа его только за ноги. Рано или поздно ребенок уже держался за меня, как за единственного спасителя, и плакать прекращал, потому что плакать в таком положении было уже не удобно и просто мешало держаться. Ну и хорошо. Дальше мы весело и спокойно шли дальше. Смотри фото — примерно так.

Я брала его под мышку

Мой сын — не плакса. Сейчас на хоккейной площадке он никогда не покажет, что ему больно или обидно, но в детстве у него было повышенное внутречерепное давление, в связи с этим легкая возбудимость — и частый громкий ор. Почти каждый день повторялась одна и та же картина: я иду домой, под мышкой несу ребенка, он громко орет и пинается. На первый взгляд — жутко и неприемлемо. На самом деле — он не мог по-другому. Во время прогулки вдруг начинал куда-то бежать (на проезжую часть, например), требовать чего-то невыполнимого, садиться на землю и сидеть или лежать, а потом орать. Не действовало ничего. Был только один способ — взять подмышку (по-другому — никак, потому что он изгибался и вырывался) и отнести домой. Там положить на пол (со всего остального мог упасть) и оставить в покое. Через какое-то время он успокаивался, если спрашивали, почему он плакал, говорил — не знаю. Главное было не разозлиться, чем спокойней я себя чувствовала, тем быстрее все заканчивалось. Сейчас он ходит в 1 класс, на уроках очень собран и работает очень хорошо. Осталась эмоциональность — мгновенный плач, если что-то пошло не так (это только перед мамой или папой). Тогда главное — быстро среагировать, предложив выход из ситуации и сказать несколько утешительных слов — его личико сразу светлеет.

Я уверена, что нельзя делать такую вещь — ребенок что-то просит, ты ему отвечаешь отказом, он продолжает просить, потом ноет, потом плачет и тогда ты соглашаешься. Так совершенно точно воспитаешь истерика. Ребенок должен понимать, что да — это да, а нет — это нет. Здесь работает основной принцип бихевиоризма: «стимул — реакция — подкрепление». Своим потворством истерикам, когда вы выполняете в итоге требование ребёнка (например истерика «возьми на ручки» или «купи куколку» и т. п.), вы закрепляете в ребёнке этот стереотип поведения — «истерика действует! этим можно достичь результата!».

Особенно опасно такое потворство при воспитании девочек, т. к. женщины более склонны к истерическим реакциям, чем мужчины, и впоследствии, уже во взрослом возрасте, усвоенная в детстве истеричность может полностью искалечить жизнь женщины, делая совместную жизнь с ней мужчины невыносимой, в результате чего такая женщина будет обречена либо остаться одна, либо будет всю жизнь менять мужей/сожителей, надеясь встретить «принца», готового выполнять по первому же требованию все её истерические посылы. Если вы не хотите такой участи для своего чада, не ведитесь на детские истерики, гните свою линию спокойно и методично, без криков и шлепков, но настаивая и добиваясь своего.

Выйти в другую комнату

Мне помогали такие штуки. Первое — в случае истерики выйти всем в другую комнату, оставить ребенка без зрителей. Поскольку ребенок плачет кому-то, плач скоро прекращался. Но это — не быстро. Если же нет времени (сегодня к врачу спешили, а она вдруг заупрямилась), то можно мою милую обнять, прижать к себе и не отпускать. Она сперва вырывается, потом начинает смеяться, а я — ее щекотать… Все завершилось весело и прекрасно.

Не валяйся на земле, грязненьким будешь!

Когда дочке было три года, я практиковала жесткое правило: если она упала на землю специально, мы тут же завершали прогулку и возвращались домой. Это пришлось сделать всего три раза, после этого связь между проступком и негативным следствием была усвоена. А где-то к пяти годам я уже делала так: если дочка гуляла неаккуратно и сильно себя грязнила, я оставляла все как есть и отправляла ее гулять в грязном комбинезоне, обращая внимание на то, что она теперь выглядит не так привлекательно, как обычно. А когда она просила меня постирать, я к стирке подключала ее: «Ты одежду сегодня испачкала, теперь приведи все в порядок». Взаимопонимание налаживалось быстро.

Естественные последствия наказывают наглядно

Ничто так для ребенка не убедительно, как метод естественных последствий. Если он в ярости начал кидаться игрушками — прекрасно, мы берем большой мешок из-под мусора и убирает туда все игрушки. «Я вижу, ты решила освободиться от этих игрушек. Хорошо, я принимаю твой выбор!» Далее по ситуации: или идете их выкидывать (важно, чтобы это наглядно видел сам ребенок) или убираете их на некоторое время. Обычно убрать любимые игрушки даже на час — уже хороший урок.

Аналогично, если пошли в магазин и ребенок там раскапризничался, просто развернулись и вернулись домой без покупок, ни с чем. Покушать нечего. Не упрекая ребенка, сокрушаетесь, а еще лучше вся семья сокрушается — ой, как голодно, как плохо, что ничего не удалось купить… — с ребенком при этом ведут себя как ни в чем ни бывало, никакой вины ему не вменяется. У меня в семье хватило одного раза.

Обвинения в жестокости

«Если ты меня родила, ты должна обо мно заботиться! Ты не имеешь права отбирать у меня мои вещи! Ты не мать, ты меня не любишь!» — «Дочка, я правильно понимаю, что теперь, когда мы разобрались с вещами, ты хотела бы лучше разобраться с юридической составляющей взаимоотношений родителей и детей, а именно каковы права и обязанности ребенка, а каковы права и обязанности родителей? Мне это приятно, я с удовольствием тебе это расскажу. Тебе правда это интересно?»

Истерика у детей: что делать родителям?

Дети очень любят устраивать истерики родителям. Со стороны иногда кажется, что с ребенком произошло нечто ужасное. В действительности в этот момент он прекрасно себя чувствует, а своими криками просто пытается вынудить взрослых выполнить очередное желание. Некоторые родители, стремясь во что бы то ни стало успокоить малыша, идут у него на поводу и выполняют все требования. MedAboutMe предлагает несколько полезных советов, которые помогут справиться с детскими истериками.

Смотрите так же:  Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста образец

Развитие ребенка: причины истерик у малышей

Некоторые родители снисходительно относятся к истерикам у детей, полагая, что с возрастом это пройдет само собой. Такое мнение ошибочно, ведь развитие ребенка, в том числе и психологическое, начинается еще в раннем детстве. И способ получать желаемое при помощи истерик может со временем перерасти в привычку во взрослом возрасте получать свое при помощи скандалов или, того хуже, угроз. Общение, а тем более, жизнь в одном доме с таким человеком не представляет особой радости ни для кого из домочадцев. И прежде всего страдают от этого сами родители, позволявшие любимому чаду устраивать истерики в столь раннем возрасте детей.

Зачастую дети устраивают истерики не от того, что им действительно чего-то в этот момент очень хочется. Просто они понимают, что таким образом можно манипулировать родителями, то есть их «побеждать». И учитывая то, что взрослые очень часто уступают, можно сделать вывод, что им это прекрасно удается.

Многие родители полагают, что маленькие дети абсолютно бесхитростны: «они ведь такие доверчивые и беззащитные». В действительности они отличаются особой наблюдательностью и без труда находят «слабинку» у взрослых. Последние, например, вместо того, чтобы долго успокаивать ребенка и объяснять, почему они не могут выполнить то или иное его желание, предпочитают поберечь свои нервы, удовлетворив требование маленького манипулятора. Такая же ситуация может сложиться, когда малыш устраивает истерику в общественном месте и родители спешат удовлетворить все его желания, только бы не привлекать внимание окружающих.

Причины истерик в разном возрасте детей

Двухлетний возраст детей обычно характеризуется началом истерик. Таким способом ребенок пытается привлечь особенное внимание взрослых. Для этого используется все — истерики, плач, скандалы в общественном месте. Специалисты детской психологии считают подобное поведение нормальным для развития ребенка в таком возрасте по причине еще не сформировавшейся психологической системы. Малыш еще не в состоянии выразить свои претензии при помощи слов, поэтому делает это с помощью истерики. Капризы в возрасте двух лет часто являются следствием физиологического состояния ребенка — утомления, голода, перевозбуждения либо недосыпа. Чтобы уговорить малыша, порой достаточно взять его на руки, приласкать, отвлечь от ситуации, вызвавшей такое поведение.

Особенно громкие скандалы, возникающие, казалось бы, на пустом месте, характерны для детей в возрасте трех лет. Это время, называемое кризисом трехлетнего возраста, у всех протекает по-разному, однако очевидными его симптомами являются негативизм, своеволие, а также упрямство. Еще недавно спокойный малыш сегодня ведет себя с точностью до наоборот. Частые истерики, сопровождающие этот возраст детей, объясняются не стремлением разозлить взрослых, а простой неспособностью выражать собственные желания путем компромиссов. Добившись желаемого при помощи скандала, ребенок и в дальнейшем будет руководить взрослыми. К четырем годам обычно истерики пропадают, так как развитие ребенка уже достигает того уровня, когда он может выражать в словах свои желания и претензии.

Однако и в более старшем возрасте случаются подобные капризы. Но в этом случае все можно объяснить промахом родителей в воспитании. Такое случается, когда малыш не знает ни в чем отказа. И, кроме того, когда в чем-то откажут родители, всегда можно попросить у бабушки.

Регулярные истерики у четырехлетнего ребенка могут являться признаком отклонений в работе нервной системы. В случае, когда истерики малыша сопровождаются неадекватным поведением, ребенок травмирует себя и окружающих, задерживает дыхание либо теряет сознание, а после приступа у него наблюдается рвота либо упадок сил, нужно обратиться к специалисту. Если у малыша нет проблем со здоровьем, значит, причину истерик нужно искать в семье или в реакции взрослых на его поведение.

Рекомендации для родителей: методы борьбы с истериками у детей

Бороться с истериками у малышей можно разными способами:

  • Можно попытаться успокоить ребенка уговорами. Этот способ даст результат, если малыш своим поведением пытался привлечь внимание взрослых — ему просто хотелось получить порцию ласки от родителей.
  • Следующий вариант — игнорировать истерику. Метод эффективный, но только в случае, если инцидент произошел дома. Если же ребенок устроил истерику в общественном месте, не обращать на это внимание вряд ли получится. Крики и визги малыша рано или поздно станут раздражать окружающих и в любом случае конфликт придется решать.
  • В некоторых случаях за подобное поведение можно наказать, но наказание не должно быть физическим. Шлепок или подзатыльник вряд ли успокоят малыша. Напротив, это еще больше его подогреет, ведь теперь у него еще больше причин кричать и плакать. Более эффективным будет моральное наказание — ребенка можно наказать, поставив его в угол, либо лишить вечернего просмотра мультфильмов. Когда малыш остается в комнате один без зрителей, истерика в большинстве случаев быстро утихает.
  • Малыш должен понять, что своей истерикой он не только не сможет получить желаемое, а еще и рискует лишиться приятных вещей — например, просмотра мультиков или воскресного похода в парк.

Таким образом, главной задачей родителей является не дать ребенку почувствовать, что получить желаемое всегда можно при помощи истерик и криков. Однако из всех правил есть исключения. Причиной истерик в некоторых случаях могут быть: испуг, разлука с близким человеком, сложности адаптации на новом месте и прочие. В таких ситуациях не стоит проявлять к малышу излишнюю строгость и, возможно, стоит пойти на уступки.

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Истерики у детей

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
Смотрите так же:  Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Истерики у детей

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]