Изучение моторного развития детей

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ.

В настоящее время, в системе образования созданы условия для всестороннего, дифференцированного и комплексного изучения ребенка благодаря внедрению в практику психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций). Однако, наиболее интенсивный контакт с ребенком и его семьей в раннем возрасте имеет не педагог и дефектолог, а врач (педиатр, невролог и др.). Именно врач является тем специалистом, который тесно взаимодействует с ребенком в критическом для выявления нарушений развития возрасте. В связи с этим, нами была предпринята попытка проанализировать эффективность мероприятий проводимых в условиях амбулаторно – поликлинического звена и направленных на раннее выявление отклонений психомоторного развития детей раннего возраста из группы риска по патологии центральной нервной системы (на основе анализа амбулаторных карт).

Цель исследования: выявление отклонений в психомоторном развитии и определение группы риска у детей раннего возраста в условиях амбулаторно-поликлинического звена.

Задачи исследования:

Проанализировать эффективность применяемых традиционных методик обследования в условиях амбулаторно-поликлинического звена.

Провести анализ медицинской документации (амбулаторных карт) детей изучаемой группы.

Исследование проводилось на базе «БУЗ ВО Вологодская городская поликлиника № 3», в ходе которого было проанализировано 60 амбулаторных карт детей, достигших трехлетнего возраста, имеющих в анамнезе факторы риска по формированию патологии центральной нервной системы.

Для проведения исследования было отобрано три группы методов, подобранных по принципу взаимодополнения и направленных на всестороннее психомоторное обследование ребенка раннего возраста:

сбор анамнестических данных и анализ жалоб родителей;

неврологический осмотр ребенка и сбор объективных данных в декретированные сроки в условиях детской поликлиники;

ультразвуковое исследование головного мозга (нейросонография).

Cбор анамнестических данных. Для анализа были отобраны амбулаторные карты детей 2013 года рождения, которые имели те или иные факторы риска по формированию патологии центральной нервной системы в разной степени выраженности. Ретроспективный анализ карт показал, что к трем годам те или иные отклонения в развитии проявились только у двадцати девяти из шестидесяти детей. Данные ретроспективного анализа представлены в таблице 1.

Катамнез детей, имеющих факторы риска в перинатальном периоде

Диагноз к 3 годам

Кол-во

Возрастной диапазон установления диагноза

2 года 10 месяцев – 3 года 4 месяца

2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев

Детский церебральный паралич

10 месяцев – 1 год 4 месяца

2 года 7 месяцев – 3 года 4 месяца

Нейросенсорная тугоухость III-IV степени

1 год 7 месяцев

Расстройство аутистического спектра

1 год 10 месяцев – 2 года 10 месяцев

Задержка психического развития

Органическое поражение головного мозга со снижением познавательных процессов

3 года 2 месяца

Как видно из таблицы, выявленная патология различается возрастом постановки диагноза. Наиболее ранние сроки установления диагноза отмечаются при нарушениях моторного развития, которые протекают с формированием детских церебральных параличей. Это связано, в первую очередь, с тем, что моторные функции нервной системы созревают раньше других, что и обуславливает раннюю манифестацию двигательных нарушений. Кроме того, моторное развитие ребенка раннего возраста легче оценивается и является значимым показателем благополучия для врачей и, особенно, родителей.

Средний возраст постановки диагноза «сенсомоторная алалия» и «расстройство аутистического спектра» составляет 2 – 2,5 года. Это связано с тем, что дети данной категории имеют выраженные поведенческие нарушения, препятствующие взаимодействию в диаде взрослый – ребенок и нарушающие социальную адаптацию. Нередко, первые симптомы родители начинают замечать только к моменту начала посещения ребенком детского сада, когда нарушение коммуникативной сферы препятствует его адаптации к новым социальным условиям.

Тяжелые нарушения речи, представленные дизартриями и моторными алалиями, диагностируются еще позже, тем самым усложняя коррекционную помощь и ухудшая реабилитационный прогноз. Чаще всего, данная ситуация связана с недостаточной осведомленностью родителей об этапах формирования доречевого и речевого развития в норме, а также определением допустимой возрастной границей для появления речи – 3 года («после трех заговорит»). В связи с этим, возраст обращения с жалобами на задержку речевого развития – это конец третьего года жизни.

Анализ результатов факторов риска по формированию патологии центральной нервной системы показал, что риск реализовался у 29 детей из 60, что соответствует 48 %. Все перинатальные факторы риска, имеющиеся у представленной категории детей, можно разделить на три группы:

антенатальные факторы, связанные с течением беременности;

интранатальные, связанные с течением родов;

постнатальные, связанные с воздействием неблагоприятных условий после рождения ребенка.

В антенатальном периоде наиболее значимыми факторами риска возникновения перинатального поражения ЦНС и как следствие нарушения развития по тем или иным психомоторным линиям являлись:

гестоз -1 случай (3 %)

маловодие – 1 случай (3 %)

внутриутробная задержка развития плода – 2 случая (6 %)

анемия беременных I и II половины беременности — 2 случая (6 %)

хроническая фетоплацентарная недостаточность 2 случая (6 %)

ранний токсикоз – 5 случаев (17 %)

многоводие 5 случаев (17 %)

ОРВИ во время беременности – 7 (24 %)

инфекции у беременных (уреаплазмоз, микоплазмоз, герпетическая инфекция, хламидиоз и др.) – 9 случаев (31 %)

угроза прерывания беременности в I половине и II половине – 13 случаев (44 %)

Наиболее значимыми антенатальными факторами риска являются: угрозы прерывания беременности, наличие инфекций у беременной и случаи ОРВИ во время беременности.

В интранатальном периоде выявлены следующие факторы риска возникновения перинатального поражения ЦНС:

предлежание плаценты и ее отслойка – 1 (3 %)

преждевременные роды 1 (3 %)

тазовые, ягодичные и другие аномалии предлежания плода – 2 случая (6 %)

преэклампсия 2 (6 %)

асфиксия в родах (оценка по Апгар меньше 7 баллов) – 3 (10 %)

стремительные и быстрые роды – 3 случая (10 %)

крупный плод – 6 случаев (20 %)

слабость родовой деятельности и родостимуляция – 7 (24 %)

обвитие пуповины вокруг шеи – 8 случаев (27 %)

преждевременное излитие вод – 10 случаев (34 %)

оперативное родоразрешение – 10 случаев (34 %)

Доминирующими факторами риска в интранатальном периоде являются преждевременное излитие вод, оперативное родоразрешение, обвитие пуповины вокруг шеи плода.

В постнатальном периоде выявлены следующие факторы риска возникновения перинатального поражения ЦНС:

судороги новорожденных – 1 случая (3 %)

черепно-мозговая травма – 1 случай (3 %)

оперативное вмешательство в периоде новорожденности – 2 случая (6 %)

искусственная вентиляция легких в роддоме 2 случая (6 %)

Как показало исследование, высоко значимыми факторами в развитии перинатальных церебральных поражений являются антенатальные и интранатальные факторы риска, меньшую значимость имеют постнатальные факторы риска. Таким образом, проведенная работа показала значимость, как отдельных перинатальных факторов, так и их сочетания в формировании церебральной патологии у детей, проявляющейся в дальнейшем нарушениями моторного развития с формированием ДЦП, нарушением экспрессивной и рецептивной речи, отклонениями в эмоциональном и коммуникативном развитии, расстройствами аутистического спектра.

Опрос родителей является важнейшим методом непосредственного исследования пациента и отправной точкой в постановке правильного диагноза. Беседа с родителями, проводимая во время неврологического осмотра выявляет их основные жалобы (таблица 2), которые позволяют построить предположение о диагнозе, которое впоследствии подтверждается другими объективными методами исследования [4].

Жалобы родителей и возраст детей, в котором были замечены нарушения развития

Месяц осмотра ребенка

Жалобы родителей

1 месяц

1. Нарушение сна (мало спит, перепутал день с ночью, короткий дневной сон, часто просыпается ночью)

4. Беспокойство (много плачет, истерики, долго не может уснуть вечером)

Примечание: количество жалоб абсолютно не коррелирует с выставленным в один месяц диагнозом «Перинатальное поражение ЦНС». Всего в 1 месяц данный диагноз выставлен у 19 человек, а жалобы предъявляли только 8 родителей. Чаще всего данные жалобы связаны с периодом адаптации у новорожденных, а так же с эмоциональным состоянием мамы в первые месяцы после рождения и не указывают на патологию центральной нервной системы.

3 месяца

1. Нарушение сна

3. Плохо держит голову

4. Не любит лежать на животе

6 месяцев

1. Нарушение сна

2. Задержка моторного развития (не переворачивается, не садится, не сидит, плохо захватывает игрушки и удерживает их)

3. Жалобы, связанные с мышечным тонусом (слабый ребенок, напряжен, опирается на «цыпочки»)

Примечание: с 6 месяцев родители больше предъявляют жалоб, связанных с моторным развитием, обращают внимание на мышечный тонус и формирование тех или иных двигательных навыков. Сохраняются жалобы на нарушение сна, но они предъявляются значительно реже, чем в период новорожденности и до трех месяцев. Сохраняется тенденция несоответствия количества жалоб с выявленной патологией, в сторону преобладания патологии, что вероятно связано с низкой педагогической грамотностью родителей об этапах формирования тех или иных навыков у детей раннего возраста.

1 год

1. Задержка формирования навыка самостоятельной ходьбы (не ходит самостоятельно или ходит только у опоры или за ручки)

Смотрите так же:  Особенности развития внимания у детей с онр

2. Жалобы на опору на «цыпочки». Самая распространенная жалоба, навеянная страхами о формировании ДЦП.

3. Появляются жалобы на задержку речи (совсем не говорит, говорит только слоги, говорит, но мало слов). Данные жалобы предъявляются довольно редко.

4. Изредка предъявляются жалобы на невнимательность, неусидчивость, гиперактивность.

5. Нарушение сна. Чаще данные жалобы возникают у матерей, продолжающих грудное вскармливание.

1 год 6 месяцев

1. Задержка речи

2. Неусидчивость, гиперактивность, неустойчивое внимание (не может долго заниматься одним делом, не интересно долго читать книжки, все время надо куда-то ползти, бежать)

2 года

1.Задержка речи становится основной жалобой (говорит мало слов, нет фраз, говорит только слоги)

2. Гиперактивность, неусидчивость

2 года 6 месяцев

2. Нарушение поведения (не может адаптироваться в детском саду, не может играть с другими детьми)

3 года

2. Нарушение поведения

Примечание: Стоит обратить внимание, что у родителей детей с сенсомоторной и сенсорной алалией никогда не бывает жалоб на то, что их дети не понимают речи и не выполняют их инструкции. Больше предъявляется жалоб на поведенческие нарушения, неуправляемость, «полевое» поведение. Так же родители редко обращают внимание на формирование интеллектуальных функций: усвоение цвета, счета, формы, размера предмета, по-видимому, считая, что еще не наступило время для формирования данных навыков.

Анализ жалоб родителей (таблица 2) позволил сделать следующие выводы:

Жалобы трансформируются с возрастом детей: в первые месяцы родителей больше всего волнует нарушение сна, беспокойство ребенка и данные жалобы часто не связаны с патологией нервной системы.

По мере взросления ребенка (после шести месяцев) все чаще предъявляются жалобы, связанные с задержкой моторного развития, так как именно о формировании двигательных навыков родители больше всего осведомлены.

С 1 года появляются жалобы на задержку речи, но они не являются преобладающими. Родителей больше заботит формирование навыка самостоятельной ходьбы.

С 2 х лет все чаще появляются жалобы на задержку речи и поведенческие нарушения.

Жалобы родителей не всегда коррелируют с выявленной патологией: наличие жалоб не является показателем патологии нервной системы у ребенка, так же как и отсутствие жалоб не говорит о благополучии.

Второй метод — неврологический осмотр ребенка и сбор объективных данных в декретированные сроки в условиях детской поликлиники.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них” утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров с периода новорожденности с целью своевременного выявления заболеваний и отклонений в развитии. Согласно данному приказу осмотр неврологом осуществляется в 1, 3, 6, 12 месяцев и затем перед поступлением в детское дошкольное учреждение.

Анализ карт показал, что большая часть детей, действительно осматривается неврологом, начиная с возраста 1 месяц. В дальнейшем регулярность и кратность осмотров детей младенческого возраста не соответствует утвержденному приказом порядку прохождения медицинских осмотров. Вероятно, данная ситуация в поликлинике связана с дефицитом кадрового состава специалистов неврологического профиля и уровнем ответственности родителей, от которых так же зависит обеспечение кратности осмотров детей специалистами. Данный факт в некоторых ситуациях не дает отследить течение и исход патологии у ряда детей. Результаты кратности осмотров отражены в таблице 3.

Кратность осмотров неврологом детей раннего возраста

Возраст осмотра

Всего осмотрено

Из них здоровых

Из них с патологией

Кол-во

Кол-во

Кол-во

1 месяц

3 месяца

6 месяцев

1 год

1 год 6 мес.

2 года

2 года 6 мес.

3 года

Из таблицы 3 видно, что не все дети попадают на прием к неврологу в декретированные сроки. Самый высокий процент осмотров детей в возрасте 1 месяц (96 %), в 3 месяца (88 %) и в 1 год (86 %). Количество осмотренных неврологом детей после года резко снижается и колеблется в пределах 48 % — 55 %. Такая статистика связана с тем, что данные возрастные периоды не регламентированы существующим Приказом № 1346н. Соответственно в поле зрения невролога попадают в основном те дети, у которых патология была выявлена ранее и не компенсировалась после года, а также незначительный процент здоровых детей, чьи родители самостоятельно записались на профилактический осмотр.

Следует отметить, что процент здоровых детей при первичном осмотре достаточно высок и составляет 61 % от числа осмотренных, но уже к трем месяцам количество здоровых детей стремительно снижается и составляет 35 %. Это говорит о том, что диагностика отклонений в возрасте один месяц затруднена и неврологический осмотр в этом возрасте малоинформативен в виду физиологических особенностей новорожденного ребенка. Пик выявленной патологии приходится на возраст 6 месяцев, когда происходит неврологическая трансформация, окончательно угасает большинство рефлексов новорожденных и формируются собственные навыки. Однако, как видно из таблицы 3, процент осмотренных детей в возрасте шести месяцев снижается. Одной из причин снижения активности родителей в этом возрасте может служить уверенность семьи в благополучии ребенка, так как на более ранних возрастных периодах патологии выявлено не было. Но детская неврология – это неврология развития и патологические симптомы могут проявляться постепенно по мере созревания коры головного мозга и формирования тех или иных функций.

Еще один вывод, который можно сделать из таблицы 3 – это снижение количества детей с патологией к возрасту 1 год до 38 %. Это можно было бы считать положительным фактором, если бы в дальнейшем, в возрасте от 2-х до 3-х лет вновь не наблюдался рост неврологической патологии. Анализ амбулаторных карт показал, что в 1 год невролог, в основном, обращает внимание на темпы и качество моторного развития ребенка, поэтому симптомы, связанные с речевым, эмоциональным, коммуникативным и интеллектуальным развитием нередко упускаются. То есть, дети, которые освоили к году все необходимые моторные навыки, считаются здоровыми. Диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) к концу первого года жизни снимается из-за отсутствия проявлений неврологической патологии. Но анализ амбулаторных карт показывает, что у этих детей впоследствии, в возрасте 2-3 лет достаточно часто проявляются различные нарушения в развитии, причины которых, как правило, относятся к внутриутробному или младенческому периоду.

Основной диагноз, который выставляется ребенку в возрасте до 1 года это «Перинатальное поражение центральной нервной системы». В данном диагнозе указываются ведущие синдромы, такие как гидроцефальный, миатонический, шейно-радикулярный, пирамидной недостаточности, нервно-рефлекторной возбудимости, задержки моторного развития и другие. Данные синдромы не указывают на уровень развития по основным психомоторным линиям.

Анализ записей неврологического осмотра детей раннего возраста еще раз подтвердил гипотезу о том, что оценка уровня развития ребенка проводится в первую очередь только по темпам формирования моторных навыков в возрасте до одного года и становлению активного словаря в возрасте после года. В связи с этим упускаются ранние признаки нарушений в эмоциональном, коммуникативном, интеллектуальном и речевом развитии.

Третий метод – ультразвуковое исследование головного мозга (нейросонография). Нейросонография является дополнительным методом диагностики неврологического неблагополучия и визуализирует анатомические нарушения мозга, связанные с пороками развития мозга, травматическими и гипоксически — ишемическими изменениями. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н нейросонография проводится всем детям, поступившим под наблюдение детской поликлиники, в возрасте 1 месяц. Кроме того, детям с клиническими проявлениями ПЭП (восстановительный период) проводят контрольные исследования по показаниям, с целью отследить динамику, выявленной ранее патологии [3]. Результаты данного метода диагностики представлены в таблице 4.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Здравствуйте! Как влияет красно-желтое излучение на человека?

Автор молодец, хорошая статья, познавательная!

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 17 ЛЕТ С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Актуальность исследования. Проблема инвалидности с детства в современное время заслуживает особого внимания. Согласно современным медицинским канонам, инвалидность расценивается как состояние ограниченной жизнедеятельности или же существование с ограниченными жизненными функциями [4]. Неуклонное увеличение числа детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, растущие потребности в медико-социальной помощи, низкие результаты абилитации повысили актуальность проблемы детской инвалидности.

По данным Зелинской Д.И. среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию третье место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10000 детей [2].

Первое место принадлежит психическим расстройствам – 31,0 случая на 10 тыс. детей, среди которых 21,9 случая составляет умственная отсталость. Второе – врожденным аномалиям развития – 28,2 случая на 10 тыс. детского населения [1].

Рост инвалидности среди детей, страдающих ДЦП, особенно очевиден в течение последних 10-15 лет. Согласно официальной статистике в России в 1998 году заболеваемость ДЦП была 43,1 инвалида на 10000 детей, в 2002 году – 196,3. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 году составила 4,0, в 1998 году – 11,3, а в 2002 году она достигла 14,6, увеличение более, чем в 3 раза [3].

Особо следует отметить наличие широкого круга сочетанной патологии. У 53,1% детей с детским церебральным параличом отмечают психические нарушения различной тяжести: 67,1% — задержка психического развития.

Смотрите так же:  Лечение хейлита у детей

Главная причина возникновения ДЦП – органическое повреждение коры и подкорковых структур головного мозга.

Эффективность абилитационного процесса зависит от срока его начинания. По мнению Семеновой К.А. восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни [3].

Цель исследования – оценка развития моторных функций детей дошкольного и школьного возраста с ЦП в системе комплексной абилитации в реабилитационном центре.

Задачи исследования:

Определить факторы риска и причины ДЦП, наиболее распространенные формы ДЦП и двигательные нарушения;

Оценить моторное развитие исследуемых детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК.

Разработать комплексы лечебной гимнастики для каждой формы ДЦП.

Объект исследования – комплексная абилитация в реабилитационном центре

Предмет исследования – оценка моторных функций детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ДЦП.

Оценка состояния моторных функций и их изменения методом (GMFM-88);

Методы математической статистики.

Методы исследования

Оценка двигательных моторных функций проводилась с помощью метода «Шкала измерения двигательных моторных функций» (GMFM-88).

Шкала для оценки двигательных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения в клинических, педагогических и в научно-исследовательских учреждениях.

Организация исследования

Для решения поставленных задач мы проводили исследование в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». В исследовании принимали участие 41 ребенок с ДЦП от 4 до 17 лет. Была проведена оценка текущего уровня физической подготовленности детей.

Оценивание проходило на каждом курсе лечения, каждый из которых составлял 19 рабочих дней, начиная с октября 2014 года и заканчивая в марте 2015 года.

В эксперименте было протестировано: 18 детей со спастической диплегией; 7 детей с гемипаретической формой; 3 ребенка с атонически-астатической формой; 13 детей с двойной гемиплегией.

На основании проведенной оценки детей с ЦП по методике GMFM-88 подверглись анализу следующие характеристики:

— общее количество детей с ДЦП проходящих абилитацию в РЦ в срок проводимого нами исследования;

— двигательные способности детей различных форм ДЦП.

Оценка двигательного развития детей с церебральным параличом

Исходя из проведенного нами анализа испытуемых видно, что большая часть их принадлежит к формам ДЦП спастической диплегии и двойной гемиплегии (табл. №1).

Распределение форм ДЦП в процентном соотношении

Форма ДЦП

процентное соотношение

Такие цифры обусловлены большей распространенностью данных форм ДЦП.

Ниже представлены данные показывающие уровень развития моторных функций из разных исходных положений для каждой формы ДЦП.

Исходя из анализа таблицы (табл. №2) можно сделать выводы о том что в форме ДЦП спастическая диплегия: двигательный потенциал, достаточно неплохой для данной формы ДЦП, представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); в положении Г. (положение стоя) половина возможных баллов; в положениях В. (ползание и ходьба на коленях) и Д. (ходьба, бег, прыжки) мы видим сниженные показатели. В процессе комплексной абилитации необходимо акцентировать свое внимание на развитие силы мышц нижних конечностей, а так же на развитие координационных способностей.

Оценка моторного потенциала детей 4-14 летнего возраста, страдающих ДЦП, форма спастическая диплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=18)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

На основании полученных данных нами были разработаны задачи лечебной гимнастике где были учтены особенности детей со спастической диплегией.

1) Коррекционные задачи:

— развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2) Компенсаторные задачи:

— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

— стимуляция звуковой и речевой активности;

— развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

3) Профилактические задачи:

— предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа;

— профилактика искривления позвоночного столба.

Анализируя полученные данные, представленные в таблице (табл. №3), можно сделать выводы о том, что в гемипаретической форме ДЦП: двигательный потенциал достаточно не плохо представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); но низко оценены двигательные способности в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки). Акцент в комплексной абилитации необходим на развитие силовых и координационных качеств в паретичной стороне.

Оценка моторного потенциала детей 4-12 летнего возраста, страдающих ДЦП, гемипаретическая форма

Блоки для оценки двигательных функций (максимальный балл)

Результаты исследования (n=7)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

По результатам тестирования нами были составлены задачи лечебной гимнастике где учитывались все двигательные особенности детей данной формы ДЦП.

1) Коррекционные задачи:

— коррекция основного двигательного недостатка (паралич конечностей с какой-либо стороны);

2) Компенсаторные задачи:

— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

— стимуляция звуковой и речевой активности;

— компенсация паретичной стороны за счет здоровой.

3) Профилактические задачи:

— предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа на здоровой стороне;

— профилактика искривления позвоночного столба (сколиоза) и плоскостопия.

Исходя из результатов таблицы (табл. №4) можно сделать вывод, что у детей с атонически-астатической формой моторные функции развиты достаточно хорошо для детей с ДЦП. Но стоит отметить, что атонически-астатическая форма проявляется в виде гипотонуса мышц и снижением координационных возможностей.

Оценка моторного потенциала детей 5-14 лет, страдающих ДЦП, атонически-астатическая форма

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=3)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

С целью повышения тонуса мышц и развития координационных возможностей нами были разработаны задачи лечебной гимнастике.

1) Коррекционные задачи:

— коррекция основного двигательного дефекта (гипотонус мышц);

— повышение координационных способностей (способности к сохранению равновесия, ориентационные способности).

2) Компенсаторные задачи:

— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

— стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

— профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

По результатам исследования наглядно видно, что двойная гемиплегия является самой тяжелой формой ДЦП. Исходя из таблицы (табл. №5) мы делаем вывод: дети с двойной гемиплегией имеют низкие показатели моторных функций в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя), и очень низкие показатели в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки).

Оценка моторного потенциала детей 7-17 лет, страдающих ДЦП, форма двойная гемиплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=13)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

С целью профилактики более серьезных двигательных и функциональных осложнений нами были разработаны задачи по лечебной гимнастике для детей с двойной гемиплегией.

1) Коррекционная задача:

— коррекция основного двигательного недостатка (контрактуры суставов);

2) Компенсаторные задачи:

— развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

— стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

— профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

На основании показателей моторного развития детей с церебральным параличом нами были разработаны комплексы упражнений по лечебной гимнастике, где были учтены двигательные особенности детей.

Таким образом в рамках нашего исследования мы протестировали 41 ребенка с различными формами ДЦП, оценивая их моторные функции, что бы определить в каких положениях ребенок может выполнять двигательные действия. Почти у всех детей проявляется неуверенные движения в верхних конечностях. Наиболее удачно дети справлялись с упражнениями в положениях лежа и сидя, кроме детей с двойной гемиплегии.

Атонически-астатическая форма хотя и проявляется координационными нарушениями, но в исследовании, эта форма, была представлена детьми, которые справились со всеми упражнениями из всех блоков. Это обусловлено низкой степенью двигательного нарушения протестированных детей.

Исследование детей со спастической диплегией показало, что у них слабо развиты мышцы нижних конечностей в следствии повышенного мышечного тонуса, плохо сформирована ориентировка в пространстве и равновесие.

База двигательных моторных функций детей с гемипаретической формой представлена средним показателем. Объем выполняемых движений снижен в паретичной стороне. Но многие дети научились компенсировать недостаток одной стороны за счет другой.

Двойная гемиплегия представлена широким спектром патологических изменений: повышенный мышечный тонус, за счет ригидности; контрактуры суставов; задержкой речевого и психического развития; эпилептические припадки. Причем степень этих патологий ярко выражений, нежели у остальных формы ДЦП. Двигательный потенциал низкий при выполнение упражнений лежа и сидя, а упражнения в ползании, ходьбе на коленях, стоя и ходьбе и вовсе очень слаб. Почти все дети не выполняют упражнения из трех последних блоков. Это обусловлено тяжелыми мышечными и суставными нарушениями.

Мы считаем, что абилитация должна носить пожизненный характер. Необходимо контролировать патологические проявления с целью их поддержания и уменьшения и ни в коем случае не допускать регресса.

Выводы

Было определены: факторы риска — преждевременные роды, асфиксия в момент родов, инфекции у матери; причина — гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения; формы — спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, гемипаретическая, атонически-астатическая; двигательные нарушения — спастичность, регидность, гипотония, мышечная дистония.

Смотрите так же:  Задачи работы по развитию речи детей второго года жизни

Было оценено моторное развитие детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК, в частности физическими упражнениями.

Были разработаны комплексы лечебной гимнастике которые были внесены в практику инструкторов по физическому воспитанию РЦ «Фламинго».

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2007. — 224 с.

2. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. — М.: Медицина, 2001. — 136 с.

3. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.

4. Барашнев, Ю.И. Недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга у детей в этом процессе / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанов, Ф.И. Волобуев, В.О. Панов // Международный неврологический журнал. – 2006. – №5.

Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста

Проблема и актуальность. Первые годы жизни ребенка являются решающими для формирования речи, так как в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Разнообразные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Значительный вклад в изучение речевого развития детей раннего возраста внесли Е. А. Стребелева, О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова , Л. В. Пронина, И. С. Кривовяз, И. П. Лямина и многие другие.

Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из приоритетных задач современной логопедии.

Материалы и методы исследования. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей моторики и речи детей раннего возраста и разработка наиболее эффективных методов логопедического и логоритмического воздействия по развитию моторики и речи у них.

Перед началом исследования мы проанализировали показатели нормального моторного и речевого развития детей третьего года жизни (по данным Бадаляна Л. О.(1) и Козыревой Л. М.(2).

Моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями:

— совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии;

— дети могут ходить с предметом в одной руке;

— поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой);

— бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие;

— начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку;

— у детей развивается представление о схеме тела;

— в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине;

— начинают складывать разрезную картинку из двух частей.

Речевое развитие детей отличается наличием слов со сложной слоговой структурой, при стечении согласных сочетания звуков могут произноситься искаженно. Звукопроизношение не полностью соответствует норме: отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. В основном усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. Развернутые фразы помогают активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе в первом лице и задают много вопросов. Хорошо запоминают текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.

В нашем экспериментальном исследовании принимало участие 28 детей в возрасте 2-2,5 лет, посещающих ДОУ Восточного округа г. Москвы. Мы исследовали особенности моторного и речевого развития детей раннего возраста, взяв за основу методические рекомендации Разенковой Ю. А. (4). На первом этапе мы изучали моторные функции, такие как статическая и динамическая координация движений, действия с предметами, навыки самообслуживания, представления о схеме тела, мелкая моторика. Второй этап включал изучение речевых особенностей:

— объем активного и пассивного словаря;

— уровень восприятия речи и понимания речи взрослого;

— произносительная сторона речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура);

— грамматический строй речи (фразовая речь; использование предлогов).

При обследовании речи детей применялись задания на:

— понимание обращенной речи (понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки);

— выявление уровня использования предлогов;

— употребление предложений из трех слов;

— изучение звуковой стороны слова (искажения, отсутствия, замены, смешения звуков);

— употребление трехсложных слов без стечения согласных, типа: машина, малина, собака, молоко;

— умение пересказать знакомую сказку.

Все данные мы заносили в протоколы, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

— 2 раза — 1 балл / при выполнении задания/,

— 0 баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз — 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 — до 14 баллов, то это высокий уровень развития речи. От 7 до 10 баллов — средний уровень развития речи, от 6 до 0 баллов — низкий уровень развития речи.

Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования моторных функций выявил три группы детей с разным уровнем развития моторики: 28,6% — высокий уровень, при котором все задания выполнялись с первого в соответствии с инструкцией; 50% – средний уровень, при котором дети выполняли задания со второго раза, с помощью взрослого, с некоторыми незначительными ошибками; 21,4% — низкий уровень, при котором дети не справились с заданием с третьего раза с помощью взрослого. Они не могли удерживать равновесие при ходьбе, им трудно было выполнять действия с предметами. Дети затруднялись при ориентации в схеме тела и в пространстве.

Анализ речевого развития также выявил три группы детей: с высоким уровнем развития – 25%, со средним 39,3% и с низким 35,7%.

Дети со средним уровнем развития речи неточно использовали в речи предлоги, строили простые двусловные предложения, чаще назывные или указательные. В звукопроизношении наблюдались пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносились смягченно.

При низком уровне развития речи отмечалось нарушение понимания речи, словарный запас был бедным, с преобладанием слов бытовой тематики, чаще имен существительных. Фразы практически не было. Грамматический строй был нарушен. Существительные употреблялись в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не употреблялись. Дети не являлись инициаторами общения, не задавали вопросов, затруднялись при пересказе знакомой сказки.

При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций мы не выявили четкой взаимозависимости между данными параметрами. В нашем исследовании были дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково высоким. Таких детей было немного – 21,4 %. Однако встречались дети, моторный уровень которых был более высоким, чем уровень речевого развития (32,1%). Наблюдались дети, моторный уровень которых был ниже уровня речевого развития (28,6%). Последнюю группу составили дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково низким (17,9%).

Проблемы и перспективы. По результатам исследования мы разработали содержание занятий по развитию речи детей третьего года жизни и предложили методические рекомендации для музыкально – ритмических занятий по развитии моторных функций.

  1. Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.
  2. Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет., Ярославль, «Академия развития», 2001.
  3. Кривовяз И. С. Изучение детей трехлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня. Сб. тезисов всесоюзной научной конференции «Человек, природа, общество», М, «Прометей», 1990.
  4. Разенкова Ю. А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. «Просвещение», 2004.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Почему 2х месячный ребенок не спит 2-х месячный ребенок не спит aishka 30 Ноя 2007 Алиева Э. 02 Дек 2007 Если как вы говорите ребенка это не беспокоит, то и не нужно проводить какой либо коррекции у ребенка (тем более что препарат ноофен не так безобиден и давть его просто так нельзя). С уважением […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]