Эффективный путь устранения влияния на организм хронического стресса

Как хронический стресс способствует распространению раковых клеток

Психологический стресс может нанести огромный ущерб вашему здоровью. Причиной такого воздействия на здоровье служит способность стресса провоцировать воспалительные процессы, которые являются отличительной чертой многих заболеваний, от ожирения и диабета до заболеваний сердечнососудистой системы и рака.

Шесть лет назад я имел возможность пообщаться с Дональдом («Донни») Янсом, всемирно известным фитотерапевтом и диетологом, который поделился со мной удивительной информацией: стресс как причина развития рака рассматривался еще в 1908 г. Донни рассказал следующее:

«Эли Джонс, великолепный врач-травник, занимающийся проблемой рака и, вероятно, один из гениальнейших людей, живших на земле, в 1908 году написал книгу «Рак – причины, симптомы и лечение». Я не смог найти ни одной неточности в этой книге, написанной более 100 лет тому назад».

В данной книге доктор Джонс охарактеризовал основные причины возникновения рака, и причиной № 1 в его списке был стресс. С тех пор многие исследования только подтверждали эту гипотезу.

Хронический стресс способствует распространению раковых клеток

Недавнее исследование, проведенное на мышах, позволило установить, что при пребывании животных в состоянии хронического стресса их лимфатическая система подвергалась изменениям, вследствие которых раковые клетки распространялись с большей скоростью и легкостью. Журнал Science Alert сообщает следующее:

«Несмотря на то, что данное исследование пока не проводилось на людях, оно уже является огромных шагом на пути к пониманию того, каким образом стресс – который уже давно связывается с распространением раковых заболеваний – на самом деле способствует выживанию злокачественных клеток.

«Мы ни в коем случае не сомневаемся в том, что человек, у которого только что диагностировали рак, уже подвергается стрессу, поскольку такая ситуация сама по себе является одной из наиболее стрессовых…» – утверждает Эрика Слоан из Университета Монаш, Австралия, в интервью для ABCNews.

«Главный вопрос заключается в том, как ухаживать за раковыми больными, поскольку исследование говорит о том, что стресс не только оказывает негативное воздействие на их самочувствие, но и влияет на рост опухоли внутри их тела».

Каким образом стресс способствует распространению раковых клеток?

Как правило, раковые клетки распространяются в другие области в теле человека, перемещаясь либо по кровеносным сосудам, либо посредством лимфатической системы. Гормоны стресса наносят вред обеим этим системам и каналам. В данном исследовании ученые попытались установить, каким образом гормоны стресса участвуют в распространении раковых клеток по лимфатической системе.

Им удалось выявить механизм, который позволяет адреналину приводить в действие симпатическую нервную систему (СНС) для увеличения скорости образования лимфы. Адреналин также приводит к физическим изменениям в лимфатических сосудах, позволяя раковым клеткам перемещаться в другие части тела с высокой скоростью.

Специалисты Национального института онкологии (National Cancer Institute) ранее утверждали, что данное исследование, проведенное на базе животной модели, позволяет сделать следующие выводы:

«Нейроэндокринный ответ нашего тела (выброс гормонов в кровь в ответ на раздражение нервной системы) может непосредственным образом вносить изменения в важные процессы внутри клеток, помогающих защитить организм от образования раковых клеток, например, репарацию ДНК и регуляцию роста клеток».

Другое исследование показало, что гормон стресса норэпинефрин может способствовать ускорению роста раковых клеток.

Норэпинефрин может стимулировать выработку двух составляющих клетками опухоли (матричную металлопротеиназу, MMP-2 и MMP-9), которые разрушают ткани вокруг клеток опухоли, позволяя им с большей легкостью попадать в кровоток.

Оказавшись в кровотоке, эти клетки могут перемещаться в другие органы и ткани, а также образовывать новые опухоли.

Норэпинефрин также может стимулировать высвобождение химического вещества клетками опухоли (фактора роста сосудистого эндотелия, или VEGF), которое способствует росту кровеносных сосудов, питающих раковые клетки. Это также может привести к ускорению роста и распространения раковых клеток.

Эпинефрин — еще один гормон стресса, который, согласно результатам исследования, также может вызывать изменения в определенных раковых клетках, а именно в клетках рака простаты и груди, делая их устойчивыми к апоптозу (запрограммированной гибели клеток).

Это означает, что эмоциональный стресс может как оказывать влияние на течение ракового заболевания, так и снижать эффективность лечения.

Стресс на работе повышает риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы

Вполне очевидно, что психологический стресс может нанести вред вашему сердцу. Как рассказывается в документальном фильме «О сердце и разуме», ваше сердце включает в свой состав нейроны, аналогичные нейронам головного мозга, и ваше сердце и мозг тесно связаны, создавая симбиотическое единство.

Одним из факторов возникновения значительного стресса для многих людей является их работа и, согласно последнему исследованию, существует дозозависимый эффект – соотношение между количеством рабочих часов в неделю и риском возникновения заболевания сердечнососудистой системы. Приведем цитату из газеты The New York Times:

«Ученым удалось установить, что с учетом корректировок по возрасту, полу, уровню дохода и другим факторам, на каждый дополнительный час работы в неделю в течение 10 лет приходится 1-процентное увеличение риска появления сердечнососудистого заболевания.

По сравнению с работой, занимающей 45 часов в неделю, работа в течение 55 часов увеличивает риск на 16 процентов, 60 часов – на 35 процентов, 65 часов – на 52 процента, а 70 часов – на 74 процента.

При работе в течение 75 часов и более риск возникновения сердечнососудистых проблем — стенокардии, коронарной болезни, гипертонии, удара или сердечного приступа – удваивается».

Нарушает ли стресс работу надпочечной железы?

Хронический стресс может вызвать перенапряжение надпочечников, что может привести к адреналиновой усталости. Гормоны, вырабатываемые надпочечной железой, управляют многочисленными функциями органов тела, включая функцию «борьба или бегство» в ответ на стресс.

При возникновении адреналиновой усталости ваша психологическая устойчивость под воздействием стресса может дать сбой или потерпеть полное поражение, сделав вас сверхчувствительным к малейшему стрессу, который не нанес бы вам ущерба в нормальном состоянии.

Зачастую тревожность и панические приступы являются признаком того, что вам нужна поддержка работы надпочечников. Распространенными факторами, подвергающими надпочечные железы чрезмерному напряжению, являются:

  • Подавление неразрешенных отрицательных эмоций, таких как злость, страх, вина и депрессия
  • Перенапряжение: физическое и умственное
  • Недосыпание и/или нарушение светового цикла (например, работа в ночную смену или позднее засыпание)
  • Хронические воспалительные процессы, инфекции, заболевания или боль

Существует множество способов оценки работы надпочечников. Наиболее распространенный из них включает анализ суточной мочи, регулярный сбор слюны или взятие крови на анализ. Для большинства людей регулярный сбор мочи является наиболее эффективным анализом. Необходимо просто мочиться на тест-полоску в определенное время в течение 24 часов; высушить эти тест-полоски и отправить их в лабораторию на анализ.

Если легкие формы надпочечниковой недостаточности могут лечиться с помощью трав и диетических добавок, таких как витамины B и C, CoQ10, астрагала и расторопши, то более запущенные стадии этой болезни могут потребовать приема небольших доз таких гормонов, как ДГЭА, прегненолон, кортизол, тестостерон, прогестерон и/или эстроген.

Одержите победу над стрессом с помощью энергетической психологии

Поскольку психологический стресс играет такую важную роль для нашего здоровья, умение справляться с эмоциями является чрезвычайно важной частью здорового образа жизни. Стресс неизбежен в жизни большинства людей, однако важно понимать, что главное заключается в том, как вы с ним справляетесь, что и определяет, трансформируется ли этот стресс в проблемы со здоровьем впоследствии или нет.

Как уже отмечалось в недавней статье о стрессе, опубликованной в газете The New York Times, реакция на стресс должна рассеиваться как можно скорее после того, как опасность миновала. Научный термин этому устойчивость — «способность тела быстро возвращаться в нормальное состояние, как физическое, так и эмоциональное, после стрессовой ситуации».

Такие средства управления стрессовыми ситуациями как дыхательные упражнения могут помочь вам выработать большую психологическую устойчивость к стрессу. Другим распространенным методом является Техника эмоциональной свободы (EFT).

Это метод энергетической психологии, который помогает перепрограммировать реакции вашего тела на ежедневный стресс, снижая таким образом шансы на возникновение заболеваний. Данный метод похож на иглоукалывание и основывается на идее о том, что жизненная энергия протекает по телу по невидимым каналам, называющимся меридианы.

EFT стимулирует различные точки на меридианах вашего тела при надавливании на них кончиками пальцев с одновременным использованием индивидуально составленных словесных установок. Эти упражнения могут выполняться самостоятельно или под наблюдением квалифицированного терапевта.

Таким образом, вы можете перепрограммировать то, как ваше тело отвечает на воздействие источников эмоционального стресса. Поскольку такие факторы стресса обычно связаны с физическими проблемами, у многих людей также наблюдалось облегчение симптомов заболевания или их полное исчезновение.

Переосмысление стрессовых ситуаций

Исследователи определили четыре фактора, которые определяют силу ответа тела на стресс; практикующие врачи иногда используют акроним «N.U.T.S.», говоря о них:

  • Новизна (Novelty)
  • Непредсказуемость (Unpredictability)
  • Оценка угрозы (Threat perception)
  • Чувство утраты контроля (Sense of no control)

Один из психологических методов, который помогает изменить реакцию на стрессовую ситуацию, известен как «переосмысление». Как отмечал Крис Крессер, лицензированный иглотерапевт, интересующийся медициной функциональных расстройств и принципами снижения стресса:

«Допустим, вы потеряли работу. Если вы воспримете это событие как подтверждение своей несостоятельности и знаком того, что вы никогда не достигнете успеха, думаю, вы представляете, как ответит ваше тело (ничего хорошего не ждите!). Но если взглянуть на утрату работы как на возможность достичь реализации давней мечты, на которую вы давно не обращали внимания, и как на шанс начать все заново?

В данном случае утрата работы вряд ли приведет к формированию вредоносной реакции на стресс и даже может стать источником «эустресса», или положительного стресса.

Я не утверждаю, что возможно или даже желательно найти положительные моменты в трагических или ужасных событиях. Но если вы обнаружите, что вы не в состоянии справиться с любыми мелкими ежедневными неурядицами, являющимися частью жизни большинства из нас, переосмысление может оказаться эффективным способом устранения последствий воздействия такого стресса».

Советы и рекомендации по переосмыслению

  • Подвергайте ваши мысли сомнению. Они не обязательно соответствуют истинному положению вещей или являются точными только потому, что вы так думаете. Зачастую наши мысли позволяют узнать больше о системе наших глубоко укоренившихся убеждений, чем о фактической реальности, так что вы можете предпочесть не доверять каждой мысли, что приходит на ум.
  • Превращайте осознанные угрозы в вызов. Из многих стрессовых ситуаций есть выход.С просите себя, как этот опыт может помочь вам развиваться и совершенствоваться?
  • Расширьте свой временной горизонт. Спросите себя, будет ли иметь какое-то значение данное событие через месяц, год или десять лет. Вы думаете, вы сможете о нем вспомнить?
  • Повышайте уровень осознанного чувства контроля. Хотя, на самом деле невозможно контролировать абсолютно все, имеет значение именно ваше осознанное чувство контроля. Вы можете повысить уровень чувства контроля, a) сосредоточившись на том, на что вы действительно можете повлиять, b) придумывая творческие решения, и c) составляя список ресурсов или людей, к которым вы наверняка можете обратиться за помощью в случае необходимости.
Смотрите так же:  Симптомы ребенка с неврозом

Другие техники управления стрессовыми ситуациями

Сон: Недосыпание наносит огромный вред способности вашего тела справляться со стрессом и является еще одним фактором, способствующим возникновению сердечного приступа, поэтому полноценный сон является важным условием любой программы по успешному управлению стрессовыми ситуациями
Тайцзы и цигун: Несмотря на ограниченное количество подтверждающих фактов, результаты одного мета-анализа, проведенного в 2014 г., показали, что тайцзы помогает облегчить симптомы депрессии и тревожности, улучшить психологическое самочувствие и в целом является хорошим средством управления стрессовыми ситуациями

  • Регулярная физическая активность
  • Медитация: Даже 10 минут пребывания в состоянии покоя, например, во время перерыва на работе, помогают побороть состояние тревожности и стресса
  • Тренировка безоценочного осознавания: Результаты исследования свидетельствуют о том, что когнитивная терапия, основанная на безоценочном осознавании, является такой же эффективной, как и применение антидепрессантов для предотвращения рецидива депрессии
  • Йога: Было доказано, что при регулярных занятиях йогой происходит улучшение состояния здоровья в плане снижения стресса, повышения качества сна и укрепления иммунной функции, а также, помимо прочего, снижения аппетита
  • Социальные связи
  • Смех и веселость
  • Времяпровождение на природе
  • Музыка
  • Отведение времени на развлечения
  • Ароматерапия

Анализ причин стресса и методы его профилактики 3971

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

В свою очередь, истощение защитных функций организма при стрессе, отрицательные факторы различной природы приводят к более частому обострению и неблагоприятному течению психических заболеваний, основной причиной которых является, например, наследственная предрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.)

Болезнь формируется при неблагоприятном для индивида стечении обстоятельств – внешних и внутренних. Здесь может иметь значение вся биография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения, стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.

Сейчас у специалистов, занимающихся проблемой стресса, в ходу сравнительно новые или совершенно новые обозначения для психических расстройств, возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационные неврозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий, синдром сиротства и др. Но практически все то, что мы теперь видим в клинике психических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формы реагирования, что и в далеком прошлом [12].

Серьезное беспокойство в настоящее время вызывает нервно-психическое здоровье детей. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте в России достигла 15 %, а в подростковом возрасте 20–25 %, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15 % [5; 6]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

В настоящее время профилактика стресса проходит по двум основным направлениям:

  • фармакотерапия, направленная на коррекцию физиологической природы стресс-реакции;
  • разработка комплекса важных социотерапевтических факторов, обращенных к личности [4].

Начиная рассмотрение психофармакологического аспекта проблемы, важно иметь в виду точку зрения академика А.В. Вальдмана (1979, 1984), утверждавшего, что психофармакологическое воздействие должно быть ориентировано не на подавление эмоций при стрессе, а на механизмы, способствующие развитию негативных проявлений эмоционально-стрессовых расстройств. Особое значение имеют исследования фармакологического воздействия на нейромедиаторные системы, которые активно участвуют в реакции организма на психоэмоциональные стрессы.

Это определяет стратегию поиска оптимальных средств коррекции нервно-психических патологий, вызванных стрессом. К таким средствам относят, прежде всего, ряд психотропных препаратов, применяемых при лечении различных форм психозов, психотических состояний, невротических и неврозоподобных расстройств, сопровождаемых состоянием напряжения, страха, тревоги и другими симптомами, вызванных стрессом. Начало созданию современных психотропных средств было положено в 1952 г. во Франции, когда обнаружили специфическую антипсихотическую активность аминазина и применили его в психиатрической клинике. Нейролептики, внедренные в психиатрическую практику первыми, занимают центральное место среди психотропных препаратов до настоящего времени. Депримирующее, успокаивающее действие нейролептиков выражается в уменьшении реагирования на внешние воздействия, ослаблении психомоторного возбуждения, подавлении страха и т. п. Фундаментальные исследования в области психофармакологии, выполненные в последние десятилетия, позволили не только решить задачи по созданию новых лекарственных средств борьбы со стрессорами, но и способствовали разработке новых концепций патогенеза психопатологических состояний [11].

В качестве примера можно привести «катехоламиновую» теорию аффективных расстройств. Психофармакологические исследования показали, что возможность регуляции первичных проявлений эмоционально-стрессовых реакций, тревоги, страха связана с определенными группами нейрорецепторов (серотониновых, ГАМК-бензодиазепиновых, дофаминовых) [там же].

В динамике развития психопатологий, вызванных стрессом, исследователями выделяются три конкретных стадии, имеющие свои характерные поведенческие проявления, отличающиеся различной чувствительностью к психотропным соединениям: группы ноотропов, транквилизаторов и антидепрессантов. Это открывает возможности целенаправленного эффективного лечебного вмешательства с учетом специфики заболевания.

Особое место среди средств психофармакологической коррекции отводится фитостимуляторам, например женьшенеподобным растениям, которые способствуют неспецифически повышенной сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Фитостимуляторы, или адаптогены, ускоряют адаптацию к физическим и умственным перегрузкам, холоду и жаре, недостатку кислорода, психическим стрессорам и другим экстремальным факторам жизни. Механизм действия адаптогенов связан с повышением образования энергетических резервов (АТФ и др.) в организме, особенно в центральной нервной системе. Было показано, что адаптогены стабилизируют биологические мембраны, защищают их от распада при перегрузках, стимулируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, ответственную за стресс-реакцию организма (Бурлакова и сотр., 1985).

Наряду с психофармакологической коррекцией нервно-психических заболеваний в течение последних 20 лет получили большое распространение психологические стратегии защиты от стресса. Проблема профилактики стресса из медицинской переросла в социальную.

Необходимо мобилизовать усилия общества для снижения факторов стресса и проведения эффективных мер борьбы. Эта задача включает:

  • создание специализированных исследовательских и образовательных центров по профилактике стресса;
  • поддержку общих служб психического здоровья;
  • устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий;
  • повышение способности людей справляться со стрессовыми ситуациями. Особая роль принадлежит старшим в поддержке младших членов семьи во время кризиса или трудностей;
  • разработку специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса;
  • обращение особого внимания на уязвимые группы, такие как молодежь, безработные, крайне нуждающиеся, пожилые, инвалиды и психические больные, поддержка социально незащищенных представителей населения с опорой на центры здравоохранения, школы, деловые круги, общественные и религиозные организации и т. д.

Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек-среда» играет психическая адаптация. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации.

Психологами и медиками разработаны ряд способов и методов профилактики стресса как индивидуального, так и организационного применения.

К индивидуальным методам можно отнести:

  • регулярный активный отдых;
  • релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
  • тренинг навыков самоконтроля поведения;
  • планирование собственного времени;
  • когнитивная терапия;
  • обеспечение достаточной продолжительности сна и др.

Так, рационально-эмоциональная терапия направлена на замену негативных мыслей в стрессовом состоянии позитивными. Существует ряд психологических техник противостоянию стрессу: психоанализ стрессовой ситуации, обучение самоконтролю, методика «сбережения» эмоций (Васильев, 1991; Леонова, Кузнецова, 1993). Целый набор социально-психологических механизмов снижения напряженности связан с использованием приемов «ухода» от напряженности путем «снижения» значения ситуации [2]. Следует отметить, что нельзя устранить стрессы и отрицательные душевные состояния путем ограждения от всего, что потенциально несет в себе опасность негативных переживаний. Определенные отрицательные состояния (раздражение, гнев, и т. п.) являются стимулом к поисковой деятельности, к достижению каких-либо целей и способствует личностному развитию. Поисковая деятельность является своеобразным защитным средством, направленным на изменения неблагоприятной или сохранение благоприятной ситуации вопреки действию стрессогенных факторов [9].

Таким образом, из понимания природы стресса следует, что стремление избежать стрессы вообще – неверная стратегия поведения. Важно, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно и физически, и эмоционально, поскольку эмоции выступают в роли пусковых механизмов стрессовых реакций.

Практические выводы отечественных и зарубежных психологов [1; 3] по индивидуальной профилактике стресса заключаются в следующем.

Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их нужно создавать искусственно.

Человек должен справляться со стрессовыми ситуациями с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который поддается нейтрализации.

Смотрите так же:  Математика и аутизм

Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

Важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, т. е. расширение накопленной информационной базы, в основе которой моделирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте. Если в случае подсознательного конфликта успех психотерапии во многом зависит от осознания этого конфликта (психоанализ), то осознание причин, например депрессии, эмоционально-напряженное состояние не устранит. Здесь необходима перестройка отношения человека к психотравмирующей ситуации, переориентация личности на систему новых ценностей взамен утраченных, формирование новых интересов, которые не противоречат основной жизненной установке человека и соответствуют его возможностям. Понимание ценностей обеспечивает эмоциональные границы и помогает избеганию тревожности, страха, неуверенности и сомнений.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность и физическая нагрузка. Различные виды физической деятельности являются способом устранения физиологических механизмов стресса. Мышечная работа ликвидирует избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Как следствие, нормализуется работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбуждение нервной системы, нормализуется эмоциональное состояние.

Комплекс физических упражнений, направленных на профилактику стресса, разделен специалистами на три группы:

  • упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы, состоят из динамических нагрузок (прыжки, бег, ходьба, интенсивные наклоны, приседания и т. п.), изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц (йоговские позы), тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.;
  • упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном напряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления, успокаивающие дыхательные гимнастики и т. п.;
  • упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: гимнастика для головы и шеи, упражнения с глубоким дыханием, чередование напряжений и расслаблений мышечных групп и др.

Следует отметить, что к проблеме профилактики стресса следует подходить комплексно и наряду с индивидуальными методиками необходимы меры предупреждения стресса на организационном уровне. К таким мерам относятся:

  • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях;
  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата на производстве;
  • правильная организация производственной структуры (распределение полномочий и обязанностей с учетом способностей и возможностей конкретного работника);
  • исключение возможных конфликтных ситуаций (максимальное информирование работника о корпоративных отношениях в коллективе;
  • право на планирование рабочего времени, регулярная обратная связь с руководством, консультативная поддержка и т. п.);
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (оптимальная организация рабочих мест, возможность кратковременного отдыха, питания на производстве и др.).

Среди рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Поэтому не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса [13]. Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в производственно-социальных группах носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, восприимчивость человека к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т. е. от того, насколько успешно он умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении стрессов на производстве состоит в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

Следует подчеркнуть, что наряду с вышеперечисленным особое место в профилактике стрессов отводится формированию личности человека еще в раннем и подростковом возрасте. Воспитание ребенка необходимо направить на повышение его адаптивных возможностей, развитие и тренировку его волевых качеств, формирование правильной оценки своей личности. При этом необходимо обращать пристальное внимание на налаживание психологического климата в семье, коллективе, основанного на уважительном отношении к человеку, его потребностям и целям. Необходимо активное участие педагогов, психологов, социологов – специалистов, работающих с детьми и подростками, так как эти специалисты занимают здесь, по мнению О.В. Кербикова (1955), такие позиции, откуда «видно потоков рожденье» [5, с. 204].

Подводя итоги данной статьи, можно отметить следующее.

Стресс представляет собой адаптационную реакцию организма на значимый раздражитель и является сложным психофизиологическим процессом, включающим сложные взаимоотношения психического и соматического.

Высокий уровень стресса (деструктивный стресс) становится вредным для организма, способствует развитию психофизиологических расстройств и нервно-психических заболеваний, может привести к общему истощению организма и, в конечном счете, к смерти.

Эмоциональный стресс – комплексная проблема, порождаемая всей совокупностью политических, социальных, экономических, духовных факторов деятельности общества, поэтому необходимо разработать и принять государственные программы комплексных социальных и медицинских мероприятий по снижению уровня стресса в обществе.

Для предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса нужны медицинские, производственные и воспитательные меры, такие как:

  • усиление фундаментальных исследований механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу, разработка методов объективного контроля и дозирования эмоционального стресса,
  • создание сети служб для оказания помощи населению в предупреждении и реабилитации последствий стресса, включающих психотерапию, адекватное питание, физические упражнения, водно-воздушные процедуры, прием витаминов, микроэлементов, минеральных веществ, физиотерапевтические процедуры, массаж, музыку, упражнения йоги, медитацию, аутогенную тренировку, прогрессивную мышечную релаксацию,
  • разработка специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса,
  • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях (предоставление рабочим возможности участия в принятии производственных решений, гуманизация сменной и ночной работы и т. д.),
  • технологическая политика, ориентированная на реорганизацию производства, с учетом психологических и физиологических взаимоотношений работающих лиц, устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий,
  • разработка эффективных мер повышения устойчивости к психоэмоциональному стрессу предрасположенных к этому лиц на рабочем месте.

Эффективный путь устранения влияния на организм хронического стресса

« ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА »

344000, г.Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 94ж

тел.(863)2-64-94-33; e-mail: [email protected]

Психогигиена стресса

В повседневной жизни нередко находятся поводы для неприятных переживаний. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы месяц или даже неделю. У человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать события такого рода как неизбежные помехи. Психическое состояние в той или иной мере обусловливают причины разного масштаба, и мелкие, проходящие, и серьезные, длительные.

Сам факт значимости здоровья для переживания, ощущения эмоционального комфорта вряд ли вызывает сомнения. Однако для психологии здоровья важны также количественные характеристики того, как отражено здоровье в сознании личности. Здоровье (нездоровье) и комфорт (дискомфорт) явления тесно взаимосвязанные. С одной стороны, снижение здоровья у большинства людей вызывает эмоциональный дискомфорт. А с другой затяжные состояния эмоционального дискомфорта в той или иной степени отрицательно влияют на здоровье.

Потребность сохранения и улучшения здоровья в ряду других потребностей наиболее актуализирована и интенсивна. Она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности. Здоровье относится к числу важнейших факторов, обусловливающих устойчивость эмоционального тона, уровень настроения, ощущения повышенной утомляемости. Непринятие себя, критичность самооценивания возрастают при неудовлетворенности здоровьем. Наиболее сильные причины дискомфорта находятся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости скорее всего в том, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.

Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни.

Три уровня психического здоровья человека:

  1. Уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы);
  2. Уровень индивидуально — психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности);
  3. Уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).

Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).

Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья.

С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор…

Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым — значит быть способным к развитию».

Первый – способность здорового человека развиваться, совершенствоваться.

И второй — способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей.

Смотрите так же:  Словарь аутизм

Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.

Стресс — состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним.

Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г. Селье, обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

У стресса свой механизм действия, свои фазы.

  1. Первая из них называется реакцией тревоги. Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя — человек приходит в дострессовое состояние.
  2. Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему. Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние — «ни войны, ни мира» — может длиться долго, но не бесконечно.
  3. Конец его — третья стадия стресса: истощение.

К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся:

  • а) гормон «эндорфин», оказывающий действие, подобное действию морфия, способного снимать боль в тех случаях, когда терпеть ее физически просто невозможно. Было установлено, что при стрессах уровень эндорфинов в крови снижается. Главной же функцией этого гормона является передача информации (в данном случае — возбуждения) по нервным волокнам с частичным болеутоляющим эффектом;
  • б) цереброгастроинтестиналъные гормоны, имеющие отношение к желудку. При стрессе уровень их содержания в крови снижается, что может стать причиной серьезных заболеваний желудка и толстого кишечника; в) так называемые «инфекционные» гормоны. Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например гриппу. Причина кроется в том, что стресс, атакуя иммунную систему организма, способен повышать ее восприимчивость к инфекциям. Другими словами, стресс способен подавить защитное и профилактическое действие иммунной системы, что приводит организм к потере способности защищать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий).

Стресс — мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональных проявлений человека

Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний.

К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме.

Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни…

Сигналы тревоги, посылаемые нашим организмом, испытывающим стресс: Приступы обжорства. Стресс ограничивает выделение субстанции, называемой серотонином, который хранит нашу эмоциональную уравновешенность. Чтобы восполнить его дефицит, необходимы углеводы. Мелкие раны. Стресс ослабляет нашу чувствительность. Это оттого, что стресс увеличивает выделение эндорфина, имеющего болеутоляющее свойство. Проблемы с желудком. Довольно распространенная проблема — сложности с пищеварением — может быть последствием стресса. Причиной являются — нерегулярное питание, поспешность, прием пищи в напряженной атмосфере. Врачи советуют поставить будильник на 10 минут вперед. Это обеспечит вам время на спокойный завтрак. А в течение дня лучше принимать пищу несколько раз малыми дозами, а кофе заменить чаем. Кожный зуд. Из-за стресса мозг выделяет повышенные дозы гистамина. Эта субстанция вместе с другими соединениями вызывает неприятный зуд. Помогает контрастный душ и антигистаминные препараты. Ослабление иммунной системы.

Стресс облегчает проникновение в организм вирусов и бактерий. Измученные стрессом особы тотчас же получили инфекции после контакта с болезнетворными бациллами в отличие от коллег, не подверженных стрессам. Стресс задерживает выделение половых гормонов. Увядшая кожа. Постоянное воздействие стресса тормозит развитие новых клеток. Кожа становится сухой и начинает шелушиться. Появляются морщины — ускоряется старение кожи. Покраснение кожи. Стресс может влиять на расширение кровеносных сосудов.

«Хороший стресс» должен быть кратковременным. Прошла критическая ситуация — организм пришел в норму. «Плохой» же стресс (иначе дистресс — от англ, несчастье, недомогание) начинается, когда организм сгруппировался, ситуация разрешилась, а человек остается в напряженном состоянии и никак не может это состояние с себя скинуть. А длительного напряжения организм не выдерживает.

Дистресс — это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.

Ситуации, потенциально опасные для развития дистресса можно разделить в двух плоскостях плоскостях: «бытовой» или «повседневный», постоянный или хронический стресс, который переживают абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии, пола. Чаще всего, и при умелом использовании эта разновидность стресса носит положительный, адаптивный характер, хотя и заставляет нас понервничать. Важно только, чтобы уровень стресса не превышал допустимый порог для конкретного человека. А провести границу, где заканчивается «хороший» и начинается «плохой» стресс порой достаточно трудно. Повседневный стресс мы переживаем при спешке, суете, страхе потерять работу, тревоге за детей, негативно развивающихся семейных ситуациях и т.д.

«Острый», «кратковременный, но интенсивный» — сюда можно отнести непредсказуемые, неожиданные ситуации, которые как правило носят кратковременный характер, но обладают большей интенсивностью — аварии, несчастные случаи, стихийные бедствия, внезапная потеря близких, имущества…

С точки зрения развития отдаленных последствий стресса, наиболее опасными считаются именно хронические, повседневные стрессы в силу привыкания к ним, «срастания» с ними, неправильного представления, что хронические перегрузки неизбежны. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая «закалка» позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации.

Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов:

1)выявление стрессора и активное воздействие на него;

2) устранение физиологических последствий стресса;

3)снятие психического напряжения.

Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути:

а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;

б) активное включение представлений и чувственных образов;

в) использование программирующей и регулирующей роли слова

Способы регуляции эмоциональных состояний.

Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное). Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.

Упражнения на концентрацию внимания Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

Формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.

Люди научились управлять гигиеной своего тела, мыслительными процессами. Однако многие остаются по существу бессильными в сфере управления собственными эмоциями. Неспособность человека регулировать свои настроения отрицательно сказывается не только на взаимоотношениях с окружающими (конфликты, несовместимость, вражда и т.д.), но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей.

Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска ускоряют старение; постоянный страх наносит ущерб щитовидной железе; безудержное горе влечет за собой сахарный диабет… Длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому человеку крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения. Не менее важной является способность мгновенно осуществить волевую мобилизацию, собрать воедино все физические и психические силы.

Избавиться от негативных эмоциональных состояний, уберечь себя не только возможно, но и достаточно просто. Нужно только помнить: мы – главные ответственные лица за свое здоровье, и наше благополучие зависит от наших собственных решений и действий.

Другие статьи

  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Элькар инструкция по применению детям до года Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Раствор для приема внутрь прозрачный, бесцветный или слегка окрашенный; допускается наличие специфического запаха. Вспомогательные вещества: лимонной кислоты моногидрат - 1.2 мг, метилпарагидроксибензоат - 0.5 мг, […]
  • Ампициллин таблетки для детей инструкция по применению Ампициллин: инструкция по применению Фармакологическое действие Фармакокинетика Показания к применению Противопоказания Гиперчувствительность (в т.ч. к другим пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам), инфекционный мононуклеоз, лимфолейкоз, печеночная […]
  • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]