Эстетическое развитие дошкольников средствами сказочного творчества

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое воспитание

“Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач”

Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь я понимаю, что все дети наделены способностями. Разными: у кого-то получается возводить интересные постройки из кубиков, кто-то обладает нежным голоском, у кого-то хорошая пластика и он прекрасно выполняет танцевальные движения. Костя, например, забавно изображает сказочных героев, а Полине удаются красочные, выразительные рисунки. Нужно постараться увидеть эти способности, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и способностям проявиться, развиться.

Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить. В игре, во время прогулок, бесед, на своем примере…

Во время занятий, связанных с творческим процессом развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Имея возможность выразить себя, ребенок становится эмоционально богаче, чувствует удовлетворение. Творчество для него – это отражение душевной работы.

Понятно, что в детском саду одно из самых важных занятий детей должно оставаться творчество. Поэтому своей темой самообразования я взяла развитие творческих возможностей детей — дошкольников через художественно-эстетическое воспитание. А целью – развивать познавательную и творческую активность детей, помочь найти свой путь к самовыражению. В процессе своей работы с детьми я включила разные виды деятельности: дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения, фантазии, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание художественных произведений, прогулки, игры-путешествия, упражнения (Пр. “Представь, что ты солнышко”) и т.д.

Настольной моей книгой, помощницей в работе стала книга О,Е. Озеровой “Развитие творческого мышления и воображения у детей”

В качестве практического материала предлагаю разработанную мною творческую игру “Спасатели”

Педагогам, работающим в области творческого развития ребенка, необходимо владеть множеством методов и приемов для того, чтобы раскрыть творческий потенциал дошкольника. Для того, чтобы чему-то научить, нужно самому уметь.

Необходимо создать благоприятные условия окружающей среды для проявления творческой фантазии, воображения ребенка, помочь ему раскрепоститься. Подобрать множество развивающих и стимулирующих игр, занятий. И в скором времени вы увидите, как маленький человек покажет, на что он способен.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка-дошкольника заняться творческими поисками, если он к этому не готов или попросту не хочет. Мы только отобьем у него охоту вообще садиться за рисование. Не зря же, начиная занятие по изобразительной деятельности, педагог продумывает начало, заинтересовывая детей сюрпризным моментом или ставя перед ними проблемные ситуации, “приводя” сказочных персонажей и т.д.

Не обязательно, чтобы ребенок был одарен с рождения и рисовал, как художник-профессионал. Важно, чтобы посредством нашего влияния на его развитие, ребенок мог передать свои переживания, эмоции, впечатления. Для этого, на мой взгляд, существует нетрадиционная техника рисования, где ребенок, покажет себя, и при этом не будет переживать, что у него ничего не получилось. В конечном итоге цель педагога вырастить всесторонне развитую личность.

Работая над темой творческих поисков, я сделала вывод, что дошкольнику нужно давать возможность работать с разнообразным материалом. Материал, в свою очередь должен быть достаточно привлекателен. Также нужно учитывать его специфику, назначение, свойства.

Для развития творчески развитой личности важно развивать воображение ребенка. Благодаря развитому воображению ребенок может предположить конечный результат своей деятельности; продумать способ поведения в неопределенной ситуации; создать образ, заменяющий деятельность; создать образ описываемого объекта. Психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение это одна из форм мышления.

Цель: развивать творческий потенциал детей, воображение, фантазию. Учить приемам нетрадиционного изображения. Упражнять мелкую моторику. Учить сопереживать.

Дети приходят в музыкальный зал, оформленный для проведения игры.

Воспитатель – сегодня мы отправимся на прогулку…

Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Дети – Да, слышим.

В – Кто же это может быть? Сейчас посмотрим.

Дети оглядываются по сторонам, вместе с воспитателем подходят к ширме. Там появляется Звездочка (помощник, в костюме звездочки)

Дети узнают Звездочку

В – Почему ты такая грустная?

З – Я из волшебного Звездного города. Я и мои подружки звездочки жили очень счастливо и весело. Но однажды увидел нашу счастливую жизнь злой волшебник. Невзлюбил он счастливых звездочек и попрятал их. Теперь наш город пуст. Мне очень грустно в нем одной. Как мне найти своих подружек и не знаю. Может, вы поможете?

В – Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь нашей новой знакомой?

З – Я очень рада! Но дойти до моего города совсем не просто. Нужно пройти сложный путь.

В – Для этого мы сейчас превратимся в спасателей.

Воспитатель надевает на детей цветные воротнички, а сама одевается в цветную накидку и произносит заклинание: “Вокруг себя обернись, в спасателя превратись!”

В – Вы готовы пуститься в путь? Для этого у меня есть волшебный компас. Посмотрите, ребята, эта стрелка показывает нам направление. Куда же мы сейчас направимся? Дети называют (вперед, прямо, направо…)

В – Это опасная дорога. По ней можно будет пройти тогда, когда она будет разрисована разноцветными камнями. А узнать, каким цветом вы будете рисовать камешки, вам помогут эти катушки.

Игра “Волшебные катушки”

В – Возьмите в руки по катушке. Под музыку начинайте накручивать веревочку на катушку, пока не дойдете до сундучка. Когда он откроется, вы узнаете, какой краской будете рисовать свой камешек.

По мере нахождения своей краски, воспитатель уточняет, каким цветом будет рисовать ребенок.

После того, как каждый ребенок нашел свой цвет, предлагается подойти к столу и взять баночку со своей краской.

В – Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу волшебными камнями. но рисовать камни нужно только в квадратиках, только тогда мы сможем по ней пройти.

З – Но у вас нет кисточек, чем же вы будете рисовать?

Д – Можно порисовать рукой, пальчиком.

В – Давайте нарисуем камешки поролоном, тогда мы сделаем это быстро и камни получатся большими. Берем по кусочку поролона, обмакиваем в краску и делаем отпечаток. Не забудьте, что рисовать нужно в квадратиках. Воспитатель показывает технику рисования. Дети работают под музыку.

В – Вот и получилась волшебная дорога. Теперь давайте пройдем по ней осторожно на носочках, не наступая на камешки. Дети идут под тихую музыку, добираясь до противоположного края.

В – Ребята, что это такое разбросано по поляне?

Д – Картинки, цветные карточки…

В – Что же могло случиться?

Звучит звукозапись голосов Весны и Зимы.

З – Я, кажется, знаю. Это поругались Зима и Весна. Перемешали все свои краски – теплые и холодные и не могут их сами собрать. И теперь не дают здесь никому пройти, пока не разберутся.

В – Ребята, давайте поможем Весне и Зиме разложить карточки на теплые и холодные цвета. Здесь и корзинки лежат. В какие корзинки будем складывать карточки для Зимы и Весны?

Дети выбирают корзинки и разбирают цветные карточки.

В – Ребята, давайте посмотрим, какие картинки можно выложить из этих карточек. Вы, Илья, Рита, и Настя, Присаживайтесь здесь и попробуйте сложить картинку для Весны. А вы…. будете складывать картинку для Зимы.

Дети выкладывают снежинку и цветок.

В – Какие вы молодцы, ребята, у вас все получилось! Вы помогли Зиме и Весне помириться. А теперь продолжим свой путь. Посмотрите на компас, куда показывает стрелка? Дети называют направление.

Дети с воспитателем продвигаются дальше: перепрыгивают “овраг”, переходят узенький мостик.

В (шепотом) – Здесь нужно пройти тихо, чтобы не разбудить в болоте лешего. Он большой проказник. Ребята, смотрите (показывает на кочку, на которой стоит сундучок) что это?

В – Давайте посмотрим, что в нем.

Дети открывают сундучок, там лежат шарики.

В – Как вы думаете, на кого похожи эти шарики?

Д – На колобок, на мячики…

В – Но они зеленого цвета и живут в болоте. Кто бы это мог быть, догадались?

Смотрите так же:  Описторхи у детей лечение

В – Давайте мы нарисуем им глазки. Смотрите здесь лежат волшебные краски. Давайте присядем на эти кочки и порисуем.

В – А теперь догадались?

В – Послушайте стишок: Радуя маму – лягушку,
Головастики ныряют друг за дружкой.

Д – Это головастики!

В – Как вы думаете, какие головастики живут в этом болотце, грустные или веселые?

В – Посмотрите, как надо рисовать веселого головастика.

Воспитатель показывает детям, как нарисовать улыбку.

В – Какие симпатичные головастики у нас получились! Давайте отпустим их обратно в болотце.

В – Мы должны идти дальше. Давайте опять посмотрим на стрелку компаса.

З – Ребята, мы пришли в мой город. Но он теперь пуст. Почему-то яблоки лежат повсюду.

В – А как вы думаете, почему они здесь лежат?

В – Неспроста эти яблочки здесь появились. Давайте попробуем заглянуть вовнутрь яблока.

Воспитатель берет заранее разрезанное горизонтально яблоко (на срезе зернышки располагаются в виде звезды) и показывает его половинки детям.

В – Ребята, посмотрите, кто же спрятан в середине яблока?

Дети видят звезду.

В – Вот куда злой Волшебник спрятал звездочки!

З – Спасибо вам, ребята. Вы спасли моих друзей.

В – Нам пора возвращаться обратно. Прощай, Звездочка.

Звучит песня о дружбе, дети уходят.

В игре использовались материалы:

  • Игра “Катушки”, Е.Ю. Абрамович, МДОУ д/с “Родничок”, г. Светлогорск Калининградской обл.
  • Сюрпризный момент “Звезда” — Автор К. Фопель, “Развитие творческого мышления и воображения у детей”, О.Е. Озерова, изд. 2005 г.

Для дошкольников

  • Главная
  • Воспитание
  • Средства эстетического воспитания дошкольников

Методы эстетического воспитания детей — Страница 3

Принципы работы по эстетическому воспитанию:

1. Осуществление эстетического воспитания во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ

2. Вариативность содержания, форм и методов эстетического воспитания

3. Индивидуальный подход

4. Единство обучения и формирования самостоятельного художественного творчества

5. Комплексное использование различных видов искусства

6. Использование создаваемых детьми произведений в жизни группы

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить иг­рушку для игры и др.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуаль­ный характер, а иногда дети объединяются по два, три чело­века и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, масте­рят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Характер руководства самостоятельной деятельностью со стороны взрослого опосредованный, косвенный.

Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где имен­но можно, не мешая другим, рисовать, строить, музициро­вать и т. п.

Воспитатель развивает самостоятельность де­тей, используя подсказку, привлечение внимания к пред­мету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей:

— закрепляется художественный опыт, который ребенок приобретает в НОД;

у детей развивается речь, становится образнее выразительнее (так, при сочинении собственных сказок их речь обогащается народными выражениями: «красна девица», «добрый молодец», «ясно солнышко», «подобру-поздорову») ;

— у детей проявляется стремление к собственному творчеству(например, самостоятельно пытаются сочинить мелодию) ;

— в играх и художественной деятельности (например, рисовании) находят отражение образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов. Дети выступают и как авторы замысла и как исполнители;

— дети сами создают условия, необходимые для игр: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРАЗДНИКИ В ДОУ.

Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, виктори­на по сказкам К. Чуковского.

Полезны для эстетического развития развлечения, соче­тающие разные виды искусств. Подбирается разнообраз­ный материал — и литературный, и музыкальный, и изобра­зительный на одну тему, например «Поет зима — аукает. ».

Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспиты­вают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране.

Их можно разделить

— на празд­ники, связанные с общественной жизнью (23 февраля — День защитника Родины, 9 Мая — День Победы, 12 июня — День независимости России) ,

— праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) . Могут быть и праздники, отражающие собы­тия местного значения (День города) , а также свои, детса­довские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.) .

При проведении праздников решается комп­лекс воспитательных задач — нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реа­лизуются задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее при­поднятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Дети хотят уча­ствовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возмож­ность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка.

Надо только правильно подобрать фор­му проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Эстетическое воспитание детей в детском саду. Средства и методы.

Среда, 12 Декабря 2012 15:14

Эстетическое воспитание детей в детском саду. Средства и методы.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др.) , привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития.

Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей.

Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др..) . Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.) .

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.) .

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т.п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

Смотрите так же:  Почему у ребенка соль в моче

— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

— опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:

— по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

— по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

— методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий) , словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей) ;

— методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо, широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

— рассказы-рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов.

Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Прочитано 10367 раз Последнее изменение Воскресенье, 30 Марта 2014 18:38 ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! >

54. Эстетическое воспитание дошкольников » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Эстетическое воспитание — многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение) .

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить «по законам красоты».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ — организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ — это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, вы­дающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

Теория эстетического воспитания использует данные эстети­ки — одной из философских наук, науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих Принципах:

— эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

— детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

— художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

— вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

— индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

— приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстети­ческого отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, при­роде) ;

— формирование практических умений.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляегся с по­мощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию.

Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художест­венных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть при­влекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, бу­дить воображение.

Используя все виды искусства — сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное — поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

Смотрите так же:  Аппендицит у ребенка симптомы и лечение

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошколь­ников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Трудовая деятельность является одним из средств эстетичес­кого воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, под­черкивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво.

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. По­этому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впе­чатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художествен­ной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые твор­ческие проявления.^?

Методы эстетического воспитания:

— метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М! Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались вы­сокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

— метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого мето­да состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

— метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадо­вать этим своих сверстников, взрослых;

— метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова придерживается такой Классификации методов эстетического воспитания:

— методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

— методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова;

— методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каж­дому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Классификация методов художественного обучения определена Н. А. Ветлугиной:

— в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак­тические, игровые) ;

— в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

— в заивисимости от задач развития художественно-творческих спо­собностей;

— в зависимости от возрастных особенностей детей;

— в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

— в зависимости от этапов художественных занятий.

Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в «Положении о единой трудовой школе» (1918 г.) , где был поставлен вопрос о » систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей» детей всех возрас­тов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех програм­мно-методических документах дошкольных учреждений.

Вопрос раз­вития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б. В. Асафьева, В. Н. Щацкой, Б. М. Теплова, Д. Б. Каба­левского, Н. А. Ветлугиной, Е. Р. Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н. П. Сакулину, Т. И. Комарову, В. А. Силивон; словесно-театрализованной деятельности — К. И. Чуковского, , Н. С. Карпинскую, , З. А. Артемову.

Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в тру­дах зарубежных исследователей К. Бюллера, С. Холла, 3, Фрейда и его последователей.

В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

Другие статьи по теме:

Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №.

Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №.

Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Художественно эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност.

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в.

Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо.

Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается.

Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития Приоритетное направление ДОУ художественно – эстетическое развитие детей.

Технологии художественно эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания вперв.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]