Этапы диагностики психических расстройств

Часть третья. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 11. ПРИНЦИПЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с одной стороны, подчиняется общим принципам клинической диагностики, а с другой — имеет ряд особенностей, связанных как со спецификой психиатрии, так и с влиянием возрастного фактора.

В соответствии с общими принципами диагностики [Василенко В. X., Алексеев Г. И. и др., 1977] психиатрическая диагностика складывается из: 1) выявления, анализа и систематизации отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов (этап симптоматологической диагностики); 2) распознавания психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома (этап синдромологической диагностики); 3) формулировки диагностических гипотез (этап вероятностной диагностики); 4) проведения дифференциальной диагностики; 5) формулировки нозологического диагноза (т. е. диагноза болезни); 6) установления клинической формы и типа течения заболевания.

Клинический диагноз дополняется функциональным диагнозом, который характеризует компенсаторные возможности и способность данного больного к социальной адаптации.

Сложность выявления психопатологических симптомов особенно возрастает при стертых, пограничных формах психических расстройств (невротические и неврозоподобные расстройства, психопатические и психопатоподобные состояния, субпсихотические аффективные, перцепторные и идеаторные нарушения и некоторые другие), что связано с определенной условностью разграничения нормы и патологии в психиатрии вообще и в пограничной психиатрии в частности [Ганнушкин П. Б., 1964; Зеневич Г. В., 1979; Роговин М., 1979; Семичов С. Б., 1979]. Трудность идентификации психических расстройств у детей увеличивается влиянием возрастного фактора, поскольку незрелость самосознания и психики в целом, несформированность личности ребенка обусловливают незавершенность, рудиментарность многих психических нарушений не только пограничного, но и психотического уровня (например, преобладание галлюциноидов над истинными галлюцинациями, рудиментов бреда — бредовой настроенности, бредовых страхов, сверхценных бредоподобных фантазий у детей до 10— 11 лет; подробно см. в первой части). В связи с этим особо важное значение приобретают позитивные признаки отграничения рудиментарных психопатологических нарушений от внешне сходных с ними проявлений психологического реагирования. Так, например, патологические страхи отличаются от столь частых у детей младшего возраста психологических страхов беспричинностью, особым сверхценным отношением к объектам и явлениям, вызвавшим их, стойкостью и неотступностью, склонностью к генерализации, сопутствующими соматовегетативными нарушениями. Патологические фантазии в отличие от психологических оторваны от реальности, причудливы, относительно стойки, ребенок «охвачен» процессом фантазирования. Признаки отграничения от сходных непатологических форм поведения описывались выше (см. вторую часть) и в отношении ряда других преимущественных симптомов у детей и подростков: гиперактивности, уходов, дисморфофобических расстройств, сверхценных интересов и увлечений и др. Важной задачей этапа симптоматологической диагностики является систематизация выявленных психопатологических нарушений с отнесением их, с одной стороны, к числу негативных или позитивных (продуктивных) симптомов в классическом понимании (согласно Джексону), а с другой — к негативнои продуктивно-дизонтогенетическим в нашем понимании [Ковалев В. В., 1979] (см. главу 1).

Современные методы диагностики и коррекции психических расстройств у детей

Тематическое направление: «Новые подходы к решению проблемы методов исследований и оказания психологической помощи детям и взрослым»

Горбачевская Наталья Леонидовна, доктор биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ;

Воинова Виктория Юрьевна, доцент кафедры «Клиническая психология раннего детства» факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.

Юров Иван Юрьевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НЦПЗ РАМН, ведущий научный сотрудник центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ

В лекции представлены современные подходы к диагностике и коррекции психических расстройств, используемые в университете Саарленд г. Кельн (Германия), Неврологическом институте г. Сакраменто (США) и доложенные на семинаре по клинической генетике в рамках европейского конгресса по «Генетике человека» в Барселоне (Испания) и конференциях «Общества по изучению поведенческих фенотипов» (Германия, США). Особое внимание уделено новым технологиям диагностики психических заболеваний у детей и методам коррекции, которые основаны на знании патогенеза заболевания.

В связи с высокой распространенностью в настоящее время генетических заболеваний актуальностью знаний о них для практикующих специалистов в области клинической и специальной психологии, первая часть лекции посвящена проблемам диагностики психической патологии с использованием современных методов, таких, как сравнительная геномная гибридизция. Слушателям предоставляется возможность ознакомления и понимания специфики одной из последних новейших технологий лабораторной диагностики нарушений психического развития при наследственной патологии, находящихся на стадии разработки и внедрения в клиническую медицину — серийной сравнительной геномной гибридизация или array CGH (genome-wide microarray comparative genomic hybridization — array CGH), основанной на использование генетических микрочипов.

Вторая часть лекции посвящена способам коррекции психических нарушений, основанных на знании патогенеза наследственныхзаболеваний. Подробно будет рассказано о патогенетически обоснованной терапии при синдроме ломкой хромосомы Х, мукополисахаридозах и др. заболеваниях.

ОТЧЕТ О ЛЕКЦИИ

17 марта прошла девятнадцатая публичная лекция МГППУ

«Современные методы диагностики и коррекции психических расстройств у детей»

Лекцию прочли Горбачевская Наталья Леонидовна, доктор биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ; Воинова Виктория Юрьевна, доцент кафедры «Клиническая психология раннего детства» факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ; Юров Иван Юрьевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НЦПЗ РАМН, ведущий научный сотрудник центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» МГППУ.

Смотрите так же:  Умственная отсталость это 7 или 8 вид

Воинова Виктория Юрьевна «Диагностика и профилактика Х-сцепленной умственной отсталости у детей»

Не премините сказать спасибо Вове, Нике и Люде!

Вопрос 3. Диагностика психических расстройств. Этапы диагностики.

Диагностика психических заболеваний невозможна без мето­дологического определения понятий. Различают целый ряд поня­тий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: нор­ма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психи­ческое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.

Вот как представляет себе меру вероятности возникнове­нии того или иного заболевания С.Б. Семичов (1987) (схема 1). Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы — в нозологическую клиническую единицу, в болезнь. Без правиль­ной диагностики невозможны правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможны правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

По мнению К.Е.Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический — специфика мышления врача в процессе установления диагноза; технический — разработка различных специфических методов обследования больного; се­миотический — изучение диагностического значения симптомов и синдромов.

Основы семиотики дают непосредственную возможность проведения реконструктивного анализа того или иного явления. Основоположник семиотики Ch.Pierce выделял качественные, еди­ничные количественные и общие знаки. По его мнению, любая знаковая система триадична и включает знак, объект и интерпретанту.

Выделение признаков болезни (симптомов) — первый этап диагностики. Признак болезни — понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом её от­дельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирический, чувственный уровень познания. Однако выделение симптомов — только начало диагностического процесса, далее сле­дуют их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т.е. они подвергаются клиническому анализу, терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома), — это вто­рой этап диагностики.

На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уров­не синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболи­ческого и других уровней и формируют не только клиническую «картину болезни», но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

На четвёртом этапе, на основании диагностической гипоте­зы идёт уточнение как клинических, ранее «незамеченных» или «не выявленных» симптомов, гак и параклинических феноменов, т.е. сопоставление причинно-следственных связей между особен­ностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами- генетическими, эндогенными, экзогенными, психогенными, средовыми, личностными, позволя­ющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизмене­ния симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания.Наконец, на последнем этапе уточнения диагноза по данным катамнестических наблюдений проводится установление возмож­ных изменений личности, определение прогноза, выработка соци­альных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:

Эндогенные — хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные) болезни, патогенез которых развивается в основном, изначально внутрен­ними механизмами, сформированными генетически.

Экзогенные — этиологические факторы действуют из внеш­ней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывают его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни.

Психогенные — этиологическим фактором выступает психи­ческая травма, которая взаимодействует с личностью с неприемле­мой для неё ситуацией в системе межличностных отношений.

Диагностика основывается на установлении различия между сходными по симптоматике и течению психическими заболевания­ми с учётом явлений патоморфоза, в том числе лекарственного ( патометаморфоз). Дифференциально-диагностические критерии:

особенности данных анамнеза;

возраст к началу болезни;

тип дебюта и темп его развития (острое, подострое, посте­пенное);

особенности клинических проявлений (ведущий синдром и его динамика, типичность и специфичность симптомов);

тип течения (прогредиентное, приступообразное, по типу реакции, развития, эпизода);

особенности выхода из болезненного состояния (ремиссия, светлый промежуток, дефектное состояние, его тип);

данные лабораторных исследований (биохимических, па­топсихологических, электроэнцефалографических и др.);

данные сомато-неврологического исследования;

особенности отношения больного к своей болезни;

особенности личности пациента;

социально-психологические особенности (семейные, про­фессиональные проблемы, «качество жизни»),

Патоморфоз — видоизменение клиники психических заболе­ваний.

Овладение принципами диагностики — профессиональный долг врача, оно невозможно без овладения семиотикой психических болезней, общей психопатологией — психиатрической «азбуки», которая является базисом диагностического процесса.

Таблица 4 Алгоритм диагностического процесса

Этапы диагностики психических расстройств

Общая психопатология

Методы исследования в психиатрии

  • Клинический метод
    • Клинико-психопатологический метод
    • Неврологическое и общесоматическое обследование
  • Экспериментально-психологический метод (см. главу 11)
  • Лабораторные и инструментальные методы (см. главу 11):
    • Нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, магнитоэнцефалография)
    • Методы нейровизуализации (магнитно-резонансная, компьютерная томография, позитронно-эмиссионная томография)
    • Клинические и биохимические исследования крови, спинномозговой жидкости и т.д.
    • Генетические исследования

б) Этапы диагностики психических заболеваний ‘

С целью умелого, тщательного, целенаправленного расспроса —

беседы с больным врач-психиатр должен составить мнение о до­минирующих на момент обследования симптомах — элементар­ных структурных единицах диагноза заболевания.

2. Менделевич В. Д.

Диагностика психических заболеваний, способ конструирова­ния психиатрического диагноза традиционно состоит из последо­вательно сменяющих друг друга этапов:

1. Определение уровня (регистра) выявленных психических расстройств.

2. Оценка преобладания экзогенно-органиче­ского, психогенного или эндогенного типа ре­акций.

3. Выявление причин заболевания.

4. Установление предварительного диагноза на основании особенностей клиники и динами­ки наблюдаемых расстройств.

5. Подтверждение диагноза с помощью пара­клинических методов исследования (невроло­гического, соматического, биохимического, электрофизиологического, эксперименталь­но-психологического и др.)

Для проведения «диагностического поиска» с целью правиль­ного конструирования диагноза заболевания в психиатрии необ­ходимо знание некоторых принципиальных положений, следуя которым можно верно диагностировать заболевание. Важным в практическом отношении на первом этапе распознавания болез­ни является определение наблюдающихся уровней психических расстройств (I этап диагностики).

Согласно понятиям отечественной психиатрической школы все психические заболевания можно разделить на две группы: психические процессы (собственно психические заболевания) и психические состояния (см. рисунок 3).

Смотрите так же:  Постоянная депрессия лечение

К психическим процессам относят психические болезни, кото- рые имёЮт Склонность к развитию, внутреннему патокинезу. В эту группу включаются психозы различной этиологии, неврозы и не- врозоподобные состояния. К психическим состояниям причисляют не изменяющиеся на протяжении времени расстройства «дефицит тарного типа», при которых обнаруживается лишь исчезновение нор-

мального функционирования психической деятельности, в то время как патологических «позитивных» симптомов не наблюдается. К этой группе относятся состояния врожденного и приобретенного слабоумия (олигофрения, деменции), психопатии.

На первом этапе «диагностического поиска» методологически верным может считаться выявление психиатром симптомов забо­левания и, в первую очередь, попытка классифицировать их по уровню (регистру) наблюдающихся психических расстройств. В связи с тем, что расстройства психической деятельности встреча­ются и при психических процессах и при психических состояни­ях, выбор регистра нарушений ограничивается тремя понятиями:’ либо выявившееся расстройство можно отнести к психотическому уровню (психозу); либо к непсихотическому (невротическим, не­врозоподобным, психопатическим, психопатоподобным наруше­ниям); либо к состояниям сниженного интеллекта (олигофре­ниям, деменциям). Условно последнее состояние обозначено на­ми «дефицитарным» (дементным) уровнем психических рас­стройств (В. Д. Менделевич, 1986).

С целью определения указанных уровней важно знать — какие из симптомов преобладают в тех или иных случаях, что можно считать патогномоничными параметрами того или другого уров­ня психических расстройств (таблица 3).

Как видно из приведенной таблицы, для установления психо- тйческого уровня психических расстройств наиболее важным яв­ляется определение в клинической картине пациента расстройств восприятия, сознания, мышления, эмоций и двигательно-волевой сферы. При этом другие нарушения также могут встречаться при психозах, но при их обнаружении следует иметь ввиду и иной уро­вень психических расстройств.

Диагностика непсихотического уровня базируется на выявле­нии нарушений эмоций, внимания, мышления; определение «де- фицитарного» (дементного) уровня основывается преимуществен­но на расстройствах собственно интеллекта и его предпосылок (памяти, внимания).

Распределение нарушений по сферам психической деятельности в зависимости от уровня расстройств

Методы диагностики психических заболеваний

Обзор всех способов диагностики функциональных психических заболеваний (шизофрении, депрессии и других) от доктора медицинских наук Щербаковой Ирины Валентиновны.

Важнейший этап психиатрической помощи пациентам — установка правильного диагноза. Именно диагноз определяет дальнейшие стратегии ведения пациента, лечение, прогноз и перспективы.

К методам диагностики в психиатрии относятся:

  • клинические — беседа, наблюдение
  • психометрические — патопсихологическое исследование
  • лабораторные — генетические, иммунологические (Нейротест)
  • инструментальные — томография, ЭЭГ, Нейрофизиологическая тест-система (НТС)

Клинические методы

Основными методами диагностики психических заболеваний остаются клинические. Врач использует информацию о симптомах заболевания, которую получает от пациента и его близких во время беседы. Кроме того врач наблюдает за пациентом: за его двигательной активностью, мимикой, эмоциями, речью, характером мышления. Оценка развития и видоизменений признаков болезни дает представление о скорости течения заболевания, его характере. Анализ совокупности полученных клинических данных позволяет установить конкретное психическое расстройство.

Клинические методы зависят от субъективных факторов:

  • откровенности пациентов, их родных в изложении картины болезни и фактов биографии
  • опыта и знаний врача

Применение дополнительных объективных методов исследования — лабораторных, инструментальных — повышает надежность диагностики психических расстройств и позволяет подобрать оптимальные средства терапии.

Большинство государственных и частных психиатрических клиник ограничиваются только «необходимыми и достаточными» клиническими методами обследования. Прежде всего, речь о диагностике функциональных психических расстройств — тех, которые возникают при отсутствии повреждений мозга. При функциональных расстройствах рентген или томография не показывают никаких отклонений.

К распространенным функциональным расстройствам относят:

  • эндогенные психозы, включая шизофрению, шизоаффективные и бредовые расстройства
  • шизотипическое расстройство
  • расстройства настроения (депрессия, мания, биполярное аффективное расстройство)
  • невротические расстройства

Симптомы этих заболеваний могут быть очень похожи между собой или «перекрываться», выступая как неспецифические признаки психической патологии. Такое часто встречается на ранних этапах развития или временном затухании болезненных состояний.

Разграничение между собой внешне схожих, но по сути различных заболеваний — сложная задача, решение которой может занять нескольких месяцев (!). Единственный способ ее ускорить — это использовать разные диагностические методы в комплексе (клинические, психометрические, лабораторные и инструментальные).

Рано поставить правильный диагноз важно еще и потому, что благодаря раннему началу лечению пациент быстрее выходит в ремиссию или выздоравливает, улучшается качество его жизни и социальный прогноз.

Психометрические методы диагностики в психиатрии

Получить больше информации о текущем состоянии психического здоровья пациента позволяют психометрические методы . Специалист использует стандартизированные шкалы (которые прошли научные исследования) для оценки психических нарушений в баллах: тревоги, депрессии, мании, деменции. Психометрия дает врачу дополнительные сведения о тяжести нарушения, а также об эффективности лечения.

Психометрические шкалы делятся на:

  • самоопросники — заполняет пациент на основе своих ощущений
  • опросники — заполняет врач

Более расширенную и конкретизирующую информацию несет патопсихологическое обследование . Его проводит клинический психолог.

В качестве психодиагностических методов используют батарею стандартизированных тестов, заданий и шкал. Они оценивают основные сферы психики:

  • мышление
  • внимание
  • эмоции
  • волю
  • память
  • интеллект
  • личностные особенности человека

При обследовании специалист находит даже самые минимальные изменения, которые еще не определяются клиническими методами. Метод наиболее эффективен при подозрении на психическое расстройство, для уточнения диагноза, оценки степени психического дефекта.

Лабораторные методы

Повышение эффективности диагностики напрямую связано с разработкой новых методов и принципов диагностики психических расстройств, которые основаны на объективных биологических критериях. В настоящее время активно ведется поиск биологических признаков (маркеров) шизофрении и расстройств шизофренического спектра: исследуются генетические, иммунологические, нейрофизиологические показатели. Обнаружение особенностей, которые присущи тому или иному заболеванию, — база для создания дополнительных диагностических тестов «на шизофрению». Несмотря на всемирные усилия таких особенностей открыто крайне мало. Ниже мы рассмотрим самые значимые из них.

Неоспоримый вклад в формирование предрасположенности к шизофрении и других психических заболеваний вносят генетические факторы . Действительно в семьях пациентов часто есть родственники, которые страдают психическими расстройствами. Чем ближе степень кровного родства — тем выше риск заболеть. Самый высокий риск, если болеют оба родителя или близнец пациента.

Смотрите так же:  Лечение депрессии и нервных расстройствах

Попытки найти гены — маркеры шизофрении привели к неоднозначным выводам. Оказалось, что у пациентов с шизофренией имеются сотни генных аномалий в различных сочетаниях. Выявление таких отклонений не является доказательством шизофрении, а свидетельствует лишь о вероятности ее возникновения. Развитие болезни происходит при взаимодействии многих факторов (внутренних и внешних), включая генетические.

Другое направление в поиске маркеров шизофрении и шизофреноподобных расстройств — иммунологические методы . К концу двадцатого века стала очевидной тесная связь между нервной и иммунной системами, обнаружены специальные молекулы и вещества, которые участвуют в этом взаимодействии.

Оказалось, что некоторые иммунные факторы, которые циркулируют в крови, могут реагировать на психические изменения и отражают болезненные процессы, которые происходят в головном мозге. Среди таких факторов:

  • антитела к мозговым белкам
  • лейкоцитарная эластаза
  • альфа-1-протеиназный ингибитор
  • С-реактивный белок

Число антител к мозговым белкам заметно растет при некоторых формах шизофрении, аутизме, задержках развития. Измерение уровня таких антител в крови широко используется как метод, дополняющий клинические методы психиатрической диагностики. В отрыве от клинических данных этот метод не валиден, так как повышение уровня антител наблюдается и при других заболеваниях нервной системы: рассеянном склерозе, энцефалитах, травмах, опухолях.

Более чувствительный способ диагностики психических расстройств — определение в крови показателей врожденного иммунитета, а именно провоспалительных факторов: лейкоцитарной эластазы, альфа-1-протеиназного ингибитора, С-реактивного белка. Научные исследования нашли связь этих показателей с обострением шизофрении, характером течения и ее формой, а также степенью психического дефекта.

Совместив в комплексе измерения провоспалительных маркеров с уровнем антител к мозговым белкам в крови (белку S-100, основному белку миелина) был создан новый инструмент объективизации диагноза — Нейротест , который повышает надежность выявления и прогноза шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

Инструментальные методы

Инструментальные методы обследования — томография, электроэнцефалография (ЭЭГ) — при функциональных психических заболеваниях применяются ограниченно, по показаниям. Данные этих обследований полезны для дифференциальной диагностики. Например, магнитно-резонансная томография требуется, когда необходимо убедиться, что психические симптомы не связаны с повреждением мозговых тканей, сосудов или нейроинфекцией.

Традиционное изучение биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) при эндогенных болезнях, например шизофрении, не показывает специфических отклонений. Более интересные результаты дает ЭЭГ, записанная в условиях воздействия на пациента звуковых, зрительных и других раздражителей. В этих условиях у пациента регистрируют так называемые вызванные потенциалы.

У пациентов с шизофренией, шизотипическим расстройством и предрасположенных лиц параметры некоторых вызванных потенциалов (компонентов Р50, Р300, N400, NA) могут существенно отличаться от здоровых. Эти аномалии отражают затруднение распознавания сигналов, нарушения памяти и направленного внимания, нарушение когнитивных функций в целом. Отдельные аномалии связаны с остротой, длительностью болезни, ее синдромами.

Хотя особые вызванные потенциалы могут встречаться при депрессии, инсультах, травмах мозга, алкоголизме, в основном их оценка вместе с клиническими данными помогает врачу в диагностике шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

Более специфичное исследование для шизофрении — тест с антисаккадами , который выявляет отсутствие плавности движения глаз. Этот признак встречается почти у 80% людей с шизофренией и свидетельствует о функциональной недостаточности лобной коры («гипофронтальности»). Поскольку аналогичный дефект нередко демонстрируют здоровые родственники пациентов (генетическая особенность), более высокая диагностическая чувствительность достигается при комплексном электроэнцефалографическом обследовании.

Такой комплекс содержит тест на антисаккады и тесты с определением вызванных потенциалов (Р50 или Р300). Целесообразно также измерить предстимульное торможение стартл-рефлекса (СР), которое отражает врожденную реакцию человека (вздрагивание) на внезапный громкий звук. Отклонения стартл-реакции наблюдаются при шизофрении, уже на ранних стадиях заболевания. Такая диагностическая батарея ЭЭГ-тестов называется Нейрофизиологическая тест-система .

Описанные выше методы диагностики психических заболеваний применяют в дополнение к клиническим. Они основаны на результатах мировых исследований, представляют собой разные способы регистрации биологических изменений, которые свойственны психическому заболеванию. Принцип тот же, что и в других областях медицины: после осмотра и беседы врач назначает уточняющие обследования с различными возможностями — УЗИ, рентген, анализы. Совокупность полученных данных о состоянии здоровья увеличивает точность диагноза и сводит ошибки к минимуму.

Другие статьи

  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Эхинацея таблетки инструкция по применению для детей Эхинацея (Echinacea) Действующее вещество Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска в блистерах или стрипах по 2, 4, 6, 8, 10, 12 шт.; в пачке картонной 1, 2, 3, 4, 5, 10, 15 блистеров или стрипов. Описание лекарственной […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Лечение герпесных инфекций у детей ВЫБОР АНТИМИКРОБНЫХ ХИМИОПРЕПАРАТОВ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ. ГЕРПЕТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. Герпетические инфекции представляют собой группу инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами герпеса человека. Установлено, что среди обширного семейства герпесов только 6 типов […]