Ю стресс это

Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2]. Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Для исследования были использованы 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти, и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

— несданные вовремя лабораторные работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

Анализ полученных результатов диагностики стрессоустойчивости студентов показал, что самое большое количество баллов среди тестируемых набрали 3 респондента (от 24,2 — 34,1 баллов). Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, и студенты им не очень сильно сопротивляются.

2 респондента из 21, набравшие самое маленькое количество баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

16 студентов имеют средний уровень стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов), который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои повседневные дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

— вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др.

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.

2. Понятие стресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ayzdorov.ru /ttermini_stress.php.

3. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. – М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

4. Психологические тесты [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с.256

Научная электронная библиотека

Тема занятия № 10. Личность и стресс

Место проведения занятия: учебная аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цели занятия: изучить специфические особенности стресса. Рассмотреть положительный (мобилизующий) и травматический эффект стресса. Ознакомить с физиологическим компонентом реакции стресса. Определить факторы стрессоустойчивости.

Студент должен знать:

  1. Основные понятия по теме: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», «адап­тация».
  2. Физиологические механизмы приспособления к стрессу.
  3. Трехфазную природу стресса.
  4. Виды стресса.
  5. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний
  6. Факторы стрессоустойчивости, позволяющие повысить защитные механизмы организма, стимулировать учебную и рабочую деятельность, снижать травматическое действие стресса.

Студент должен уметь:

  1. Владеть теоретическим материалом по данной теме.
  2. Использовать приобретённые знания для снижения риска возникновения дистресса и повышения положительного эффекта стресса.
  3. Пользоваться методикой Холмса, Раге «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации».

Темы проектов, рефератов.

  1. Влияние экстремальных ситуаций на человека и общество.
  2. Стресс как неотъемлемый фактор деятельности врача.
  3. Роль гормонов в формировании реакции на стресс.
  4. Профессии, требующие повышенной стрессоустойчивости.
  5. Здоровый образ жизни — путь к гармонии и успеху.
  6. Стресс и психосоматические заболевания.
  7. XXI век — время новейших технологий или обострения «болезней стресса»?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 880 с.: илл.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1970.
  3. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. — М., 1988.

Дополнительная литература:

  1. Грановская Р. Элементы практической психологии. — 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2003. — 655 с.
  2. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  3. Лазарус Р. Теории стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. — Л., 1970.
  4. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004.
  5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.:1983.
  6. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: 1996.
  7. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. — М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. — 734 с.

Исходный контроль уровня знаний.

  1. Какова роль эмоций в формировании адаптационных механизмов?
  2. Что представляет собой эмоциональная регуляция поведения?
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Стрессовые состоянии как особый вид эмоциональных состояний.
  5. В чем проявляются индивидуально-типологические особенности личности?
  6. Каким образом темперамент и характер влияют на поведение человека?

Основные вопросы темы:

  1. Концепция стресса Г. Селье
  2. Физиологический компонент стресса.
  3. Трехфазная природа стресса.
  4. Виды стресса.
  5. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний.
  6. Факторы стрессоустойчивости.

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Определение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс», «стрессоустойчивость».
  2. Кто является основателем концепции стресса?
  3. Что такое «стрессор»? Какие бывают стрессоры?
  4. Триада реакции на тревогу? Физиологический компонент стресса.
  5. Неспецифичность (универсальность) стресса.
  6. Трехфазная природа стресса (концепция Г. Селье):
  7. На какой стадии происходит приспособление и адаптация?
  8. Виды адаптационной энергии.
  9. Обратима ли стадия истощения?
  10. Адаптационные резервы нашего организма имеют предел?
  11. Виды стресса.
  12. Понятие травматического стресса.
  13. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний.
  14. Характеристика понятия «стрессоустойчивость».
  15. Основные факторы стрессоустойчивости.
  16. Физиологические предпосылки стрессоустойчивости.
  17. Индивидуально-личностные особенности и устойчивость к стрессу.
  18. Как и в чем проявляется стресс? Органы «мишени» стресса.
  19. Методы борьбы со стрессом.
  20. Медикаментозное вмешательство при стрессе.

Содержательная часть

Определение понятия стресса и стрессора

Стресс это состояние психофизиологического напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Стрессор неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения — стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть — холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; студент во время сессии, испытывающий информационную нагрузку и волнение; спортсмен, безумно жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака,- все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с, возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс — стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Смотрите так же:  Ипохондрический невроз симптомы и лечение

В связи с ростом так называемых болезней стресса проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала исследователей. В 1936 году появилась концепция стресса Г. Селье, которая была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии

Почти четыре десятилетия Селье изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу и убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку, и даже к целым сообществам людей. Биохимические приспособительные реакции клеток и органов удивительно сходны независимо от характера воздействия. Это навело на мысль рассматривать «физиологический стресс» как ответ на любое предъявленное организму требование.

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства из трудности, или готовности терпеть ее. Если в организм введен яд, бегство не возможно, но реакция все равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путем выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.

Природа предусмотрела бесчисленное множество способов, с помощью которых приказы атаковать яд или терпеть его передаются нашим клеткам на химическом языке.

Исходя из своих исследований, Селье вывел понятие стресса:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом неспецифический, Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух собы-тий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в тоже время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Стресса не следует избегать. Впрочем, как явствует из определения, приведенного в начале главы, это и не возможно.

В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни.

Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособлении к постоянно меняющимся внешним воздействий. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Физиологический компонент стресса

Великий франц. физиолог Клод Бернар во второй половине XIX в. — задолго до того, как стали размышлять о стрессе, — впервые четко указал, что внутренняя среда (milieu interieur) живого организма должна сохранять постоянство при любых колебниях внешней среды. Он осознал, что «именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни».

50 лет спустя выдающийся американский физиолог Уолтер Б. Кеннон предложил название для «координированных физиологических процессов, которое поддерживают большинство устойчивых состояний организма». Он ввел термин «гомеостазис» (от древне-греческого homoios — одинаковый и stasis — состояние), обозначающий способность сохранять постоянство. Слово «гомеостазис» можно перевести как «сила устойчивости».

Объясним подробнее эти два важных понятия. Что означает «постоянство внутренней среды»? Все, что находится внутри меня, под моей кожей, — это моя внутренняя среда. Собственно ткань кожи тоже относится к ней. Другими словами, моя внутренняя среда — это я сам или, во всяком случае, та среда, в которой живут мои клетки. Чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность, ничто внутри меня не должно сильно отклоняться от нормы. Если это случится, я заболею или даже умру.

Лабораторный подход к понятию неспецифичности.

Действительно ли существует неспецифическая приспособительная реакция? У больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов (стереотипный ответ организма на любую серьезную нагрузку). И при больших кровопотерях, и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенного рака больной теряет аппетит, мышечную силу, всякое желание что-либо делать. Обычно он также теряет в весе, и даже выражение лица выдает его болезненное состояние. Сельеназвал это болезненное состояние «синдромом болезни»

Каким образом разные раздражители приводят к одному результату?

Сельебыли проведены лабораторные эксперименты по исследованию механизма синдрома болезни. В экспериментах обнаружилось, что у крыс, которым впрыскивали неочищенные и токсичные вытяжки из желез, возникал независимо от того, из какой ткани были сделаны вытяжки и какие в них содержались гормоны, стереотипный набор одновременных изменений в органах. Этот набор (синдром) включал в себя увеличение и повышенную активность коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта.

Поскольку мы начали употреблять специальные термины, дадим объяснение некоторых из них:

Надпочечники — это железы внутренней секреции, расположенные над каждой почкой. Они состоят из двух частей: наружного слоя (кора) и внутреннего (мозговое вещество). Кора выделяет гормоны, именуемые кортикоидами (например, кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс. Вилочковая железа, или тимус (большой орган из лимфатической ткани, расположенный в грудной клетке), и лимфатические узлы (вроде тех, что в паху и под мышками) составляют единую систему, которую обычно называют тимолимфатическим аппаратом; он имеет отношение главным образом к иммунитету.

В экспериментах на животных вскоре выяснилось, что те же самые сочетания изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях.

Таким образом, типичная триада реакции тревоги представляет следующую схему:

Б — тимус (вилочковая железа);

В — группа из трех лимфатических узлов;

Г — внутренняя поверхность желудка.

После 1936 г. были выявлены добавочные, ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Особое внимание врачи-клиницисты уделяли биохимическим сдвигам и нервным реакциям.

Успешно изучалась также роль гормонов в реакциях стресса. Теперь все признают, что экстренное выделение адреналина — это лишь одна сторона острой фазы первоначальной реакции тревоги в ответ на стрессор. Для поддержания гомеостазиса, то есть стабильности организма, столь же важна ось гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников, которая участвует в развитии также многих болезненных явлений. Эта «ось» представляет собою координированную систему, состоящую из гипоталамуса (участок мозга в основании черепа), который связан с гипофизом, регулирующим активность коры надпочечников. Стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены); продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь дренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям — атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии). Другая типичная черта стрессовой реакции — образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении.

История ОАC (общего адаптационного синдрома) показывает, что ключом к реальному прогрессу было открытие объективных признаков стресса — увеличения надпочечников, атрофии вилочковой железы, желудочно-кишечных изъязвлении.

Разумеется, всякое заболевание вызывает какую-то степень стресса, поскольку предъявляет организму требования к адаптации. В свою очередь стресс участвует в развитии каждого заболевания. Действие стресса наслаивается на специфические проявления болезни и меняет картину в худшую или лучшую сторону. Вот почему действие стресса может быть благотворным (при различных формах шоковой терапии физиотерапии и трудотерапии) или губительным — в зависимости от того, борются с нарушением или усиливают его биохимические реакции, присущие стрессу (например, гормоны стресса или нервные реакции на стресс).

Трехфазная природа стресса

Этот воспроизведенный в эксперименте «синдром болезни», модель, поддающаяся количественной оценке. Влияние различных факторов можно сравнивать, например, по степени вызванного ими увеличения надпочечников или атрофии вилочковой железы. Эта реакция была впервые описана в 1936 г. Как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром (ОАС), или синдром биологического стресса.

Три фазы общего адаптационного синдрома (ОАС)

А. Реакция тревоги. Первая стадия развития стресса — мобилизация по тревоге адаптационных возможностей организма. Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. «Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности» Под действием очень сильных стрессоров (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры) организм может погибнуть уже на стадии тревоги. Для реакции тревоги характерно уменьшение размеров тимуса, селезенки и лимфатических узлов, количества жировой ткани, появление язв желудка и кишечника, исчезновение эозинофилов в крови и гранул липидов в надпочечниках, кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени и селезенки. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.

Смотрите так же:  Причины и проявления стресса

Б. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. Эта фаза характеризуется практически полным исчезновением признаков реакции тревоги; уровень сопротивляемости организма значительнее выше обычного. Если стрессор слабый или же прекратил свое действие, то стадия резистентности продолжается длительное время или организм приспосабливается, приобретая новые свойства. Эта вторая стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов. Если стрессорный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

В. Фаза истощения. На этой стадии наш организм посылает сигналы — призывы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, ибо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, что приводит к гибели организма, если вовремя не оказать необходимой помощи. Таким образом, после длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.

Следует отметить одно обстоятельство ввиду его большого практического значения: трехфазная природа ОАО дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения и другие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. В конце концов, наступает истощение.

Мы до сих пор точно не знаем, что именно истощается, но ясно, что не только запасы калорий: ведь в период сопротивления продолжается нормальный прием пищи. Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться как угодно долго. Но подобно неодушевленной машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей приспособляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью. Подробней поговорим об этом позже, когда коснемся стресса и старения.

Хотя у нас и нет строгого научного метода для измерения адаптационной энергии, эксперименты на лабораторных животных убеждают, что способность к адаптации не безгранична. Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистрессом.

Невозможно делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса. Однако каждый из личного опыта знает: после крайнего изнеможения от чрезмерно тяжелой дневной работы здоровый ночной сон (а после более тяжкого истощения — несколько недель спокойного отдыха) восстанавливает сопротивляемость и способность к адаптации почти до прежнего уровня. Я сказал «почти», ибо полного восстановления, по всей вероятности, не бывает, и любая биологическая деятельность оставляет необратимые «химические рубцы»; об этом мы расскажем в разделе «Стресс и старение».

Значит, необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой. Поверхностная адаптационная энергия доступна сразу, по первому требованию, как деньги в банке можно получить тотчас же, выписав чек. Глубокая же адаптационная энергия хранится в виде резерва, подобно тому, как часть нашего унаследованного богатства вложена в акции и ценные бумаги, которые нужно сперва продать, чтобы пополнить свой банковский счет и тем самым увеличить сумму, доступную для получения наличными. После целой жизни непрерывных расходов все вложения постепенно тают, если мы только тратим и ничего не накапливаем. Я вижу в этом сходство с необратимым процессом старения. Стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступают старость и смерть.

Г. Селье повседневной жизни человека выделяет два типа стресса: эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, это нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни; дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. Дистресс всегда неприятен, он всегда связан с вредоносным стрессом.

Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию.

Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.п. При этом различные его формы — импуль­сивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару­шениям двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением. Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки степени вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых, экстремальных ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и пр.).

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются симптомы стресса (быстрая мобилизация защитных механизмов организма, расходование поверхностных адаптивных резервов). При длительном экстремальном воздействии происходит постепенная мобилизация и расходование как поверхностных так и глубоких адаптационных резервов.

Стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Он создает «вкус к жизни». Жизнь утрачивает свой вкус, если многие удовольствия могут быть полу­чены очень легко, поскольку в этом случае стремительно падает мотива­ция к действию. Весьма важно и его поначалу стимулирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздейст­вия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях возникает ухудшение самочувствия и даже заболе­вание — соматическое или невротическое. Остановимся немного по­дробнее на том, почему это происходит. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних — реакция активная. При стрессе эффек­тивность их деятельности достаточно долго продолжает расти (так назы­ваемый «стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»).

Характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Так, в беседе, в которой участвовало 88 врачей меди­цинского факультета Вашингтонского университета, выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, произошедших с ними за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потря­сением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Способы реакции на стрессоры аккумулируются в характере. Одни — доброже­лательны, другие — нетерпимы и взрывчаты. Наблюдения показали, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2%, а из раздражительных и злых — 14% (вначале всем им было по 25 лет). Аналогично среди юристов: 4 и 20% соответ­ственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, риску­ют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них выра­батывается и поступает в кровь слишком много адреналина.

Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг стрессовых воздействий вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т.д. Отметим, что ожи­рение и просто избыточный вес часто выступают как признаки не­удовлетворенности в жизни, тогда процесс еды выполняет роль про­стейшего компенсатора.

Есть доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желуд­ке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболева­ний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Мно­голетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявля­ется в слезах, заставляет плакать другие органы. По данным института терапии, в 80% случаях инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение. Можно сказать, что при длительной фрустрации (фрустрация — в переводе с латыни — «тщетное ожидание»), т.е. состоянии дискомфор­та, которое овладевает человеком, не имеющим возможности получить желаемое в будущем или потерпевшим фиаско в прошлом, могут раз­виться некоторые стрессовые заболевания. При гнетущем неисполнении желаний чаще выявляются желудочно-кишечные расстройства, а при по­давлении злости — тенденция к сексуальным дисфункциям. Страдания о прошлом чаще приводят к болезням сердца, а страх будущего и забо­та о нем — к заболеваниям печени.

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко свя­заны с избыточным энергетическим обеспечением — на непредвиденные обстоятельства. Не только физиологические перестройки при мобили­зации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, но и пси­хологические установки и личностная позиция человека существенно влияют на его состояние. Врачи давно обратили внимание на связь пре­обладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определен­ным заболеваниям. Так, М. И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апати­ей и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматически­ми заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Ес­ли человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т.е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патоло­гии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимос­тью к своему ближайшему окружению. Главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство — особенно хроническое. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не нахо­дящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему среди негров США количе­ство гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завы­шенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (про­фессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению от­ношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприят­ной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные свя­зи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как дефи­цит времени, элементы соревнования.

Смотрите так же:  Аутизм центр в краснодаре

По вероятности возникновения стресса профессии разделяются на более и менее опасные. (Максимально опасные — оцениваются в 10 бал­лов.) Сейчас их последовательность, по данным Манчестерского уни­верситета, такова: минеры — 8,3; полицейские — 7; журналисты — 7,5; хирурги — 7,4; стоматологи — 7,2; терапевты — 6,8; водите-ли — 5,3; ас­трономы — 3,4. Английские психологи получили следующую последо­вательность: шахтеры — 8,3; полицейские — 7,7; учителя — 6,2. Замыка­ют список работники музея — 2,8 и библиотекари — 2,0.

Для изучения условий влияния травмирующих ситуаций были разработаны экспериментальные модели развития ряда заболеваний на животных. Возникающие при этом у животных болезни, хотя и не пол­ностью эквивалентны человеческим, тем не менее, способствуют изуче­нию механизмов и способов профилактики у людей. С их помощью вы­явлен ряд причин, приводящих к гипертонии и другим заболеваниям. Приведем несколько примеров подобных исследований. Если помес­тить клетку с кошкой в помещение с собакой и содержать ее (в непо­средственной близости) некоторое время, у кошки возникает гипертония. Если вожака стада обезьян, который по своему статусу обычно ест рань­ше стада, отделить и несколько недель у него на глазах раньше кормить стадо, а потом его, то и у него развивается гипертония.

В экспериментах Портера и Брэди двух обезьян помещали рядом на специальных стульях, ограничивающих движение. Перед каждой находился рычаг. Обе обезьяны одновременно получали короткий удар электрического тока в ноги, регулярно через 20 секунд. Они мог­ли избежать удара, если первая (ответственная) нажимала на рычаг (у второй рычаг не подключался к цепи). Ответственная обезьяна на­училась нажимать рычаг, а вторая не обращала на него внимания. Уже через час после начала эксперимента в желудке обезьян начиналось усиленное выделение соляной кислоты. Через 23 дня в режиме «шесть часов токового воздействия — шесть часов перерыва» ответственная обезьяна умерла от язвы 12-перстной кишки. К этому времени у вто­рой (безответственной) отчетливых признаков нездоровья не обнару­жили, хотя она получила такое же количество ударов, что и первая.

Проводился и такой эксперимент: животные (крысы) испытывали го­лод и жажду, хотя в клетке находились и пища, и вода, но, чтобы их до­стичь, нужно было преодолеть решетку, через которую пропускали элек­трический ток. Вид пищи и воды и невозможность их получить являлись источником постоянного стресса. Через 30 дней обнаружили язвы у 76% животных экспериментальной группы, в то время как у животных кон­трольной группы, страдавших от голода и жажды в течение такого же пе­риода, но не имевших в клетке пищи и воды и поэтому не испытывающих танталовых мук, эти явления наблюдались только в 20% случаев.

Факторы стрессоустойчивости

Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость-незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу. Таким же фактором является генетическая предрасположенность — физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы — это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции.

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей. В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс.

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные:

  • экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;
  • «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;
  • ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Биологическая необходимость активности

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельность изнурительным трудом или развлекательной игрой — зависит от нашего отношения к ней. Следует, по крайней мере «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как, можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной — предохранительным клапаном — для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков. Таков удел человека, у которого рушится система мотивации из-за отсутствия приемлемой цели. В поисках достойной задачи вспоминайте мое двустишие: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц». Упорная работа ради того, к чему вы действительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этому стремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя или соседи и что вы в состоянии выйти победителем.

Помните также, что в большинстве случаев переключение с одной деятельности на другую — лучший отдых, чем полный покой. Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть.

Врачам приходилось видеть бесчисленное множество пациентов, страдавших от выводящей из строя мучительной и неизлечимой болезни. Кто искал облегчения в полном покое, страдал больше всего, потому что не мог не думать о безнадежном будущем, Кто оставался деятельным как можно дольше, черпал силу в решении повседневных мелких житейских задач, которые отвлекали от мрачных мыслей. Ничто так не помогает больному, как целебный стресс отвлечения внимания.

Лекарства от стресса

Можно использовать транквилизаторы, однако они часто имеют неблагоприятные эффекты в виде сонливости, апатии, замедленной реакции, мышечной слабости, снижения работоспособности и памяти, привыкания и даже депрессии. Другим же классом препаратов являются безопасные аминокислоты. Это, в частности, глицисед.

Глицисед содержит аминокислоту глицин, которая проявляет естественное антистрессовое и успокаивающее действие, улучшает обменные процессы в головном мозге, активизирует память и внимание, борется с депрессией, нормализует сон и защищает клетки головного мозга от повреждающего действия токсических веществ. И глав-ное — не вызывает сонливости и заторможенности. То есть принимать глицисед можно и на работе и за рулем.

Для выбора лекарственного препарата и определения режима его дозирования необходимо обращаться только к квалифицированному специалисту — лечащему врачу или фармацевту.

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Шефферу)

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком частое возникновение чувства усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Довольно частые боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

12. Постоянное ощущение недоедания.

13. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.

14. Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Буту)

1. Гораздо чаще Вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.

3. Вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день.

9. Вам почти ничто не нравится.

10. Дома, в семье, на учебе, на работе у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на учебе, ни на работе.

Практическая часть

Методика: САН (Самочувствие, активность, настроение).

Инструкция: Постарайтесь вспомнить свое состояние за последний месяц и оцените, выбрав из каждой пары ниже перечисленных характеристик те, которые более сильно проявлялись.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Почему храпит маленький ребенок Из-за чего ребенок храпит ночью и что с этим делать? Храп ассоциируется у нас со взрослыми людьми. Тем не менее, с детьми это тоже нередко случается, что заставляет их мам сильно нервничать. Почему малыш начал храпеть по ночам, насколько это опасно и как справиться с […]