К физиологическим стрессам относятся

Признаки стресса

У каждого человека стресс проявляется индивидуально, поэтому выделить какой-то конкретный признак просто невозможно. Существует огромное количество признаков стресса, как физических, так и эмоциональных.

В принципе, стресс – это нормальная реакция организма на обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека. При длительном воздействии стресса на организм начинает разрушаться психика.

Обязательно обращайте внимание на признаки стресса, чтобы не довести его проявления до критического уровня.

Физиологические признаки стресса

Переносятся труднее всего, так как почти всегда вызывают сбой сразу нескольких систем организма. Физические реакции, которые могут свидетельствовать о стрессе:

  1. Нарушение питания. Чаще встречается именно отказ от питания, а, следовательно, и потеря веса.
  2. Нарушения сна. Выражается, как бессонницей, так и частыми пробуждениями во время сна. Из-за этого возникает сильная усталость и как следствие снижение работоспособности.

Эмоциональные признаки стресса

Этими симптомами управлять легче всего, так как они, в большинстве случаев, зависят от волевых действий. К ним относятся:

  • увеличенная раздражительность и вспыльчивость;
  • ощущение одиночества и полной изоляции от общества;
  • в голове постоянно присутствуют глупые и тревожные мысли.

Поведенческие признаки сильного стресса

Физиологические и эмоциональные признаки имеют непосредственное влияние на поведение. Именно по реакциям человека можно с легкостью определить находиться ли он в стрессовом состоянии:

  • нежелание работать;
  • быстрая и неразборчивая речь;
  • невозможность нормального общения с окружающими.

Психологические признаки хронического стресса

Сначала стресс является защитной реакцией организма, что в разумных пределах даже полезно организму. С каждым разом защитные возможности организма истощаются, и стресс принимает хронический характер. Он имеет такие признаки:

  • человек не можете сосредоточиться на выполнении какого-либо дела;
  • проблемы с памятью;
  • возможные изменения и нарушения сексуального поведения;
  • ухудшается состояние кожи и волос;
  • появление кожного зуда, из-за чего человек может нанести себе серьезные увечья.

Физиологические проявления стресса

Активация гипоталамуса
Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:
+ является высшим центром вегетативной нервной системы;
+ отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
+ управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
+ формирует эмоциональные реакции человека;
+ регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервногуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников.

Повышение активности симпатического отдела нервной системы
Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха.

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочнокишечными расстройствами.

Включение гормональных механизмов
Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокортикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

Если стрессфактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается болееменее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Роль сердечнососудистой системы при формировании стрессорных реакций
Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечнососудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресс. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечнососудистой системы при стрессах является активация катехоламинового и адренокордикоидного механизмов, которые через нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стрессреакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге — выраженный эмоциональный стресс.

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека».

Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпатоадреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».

Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механизмах стресса у человека в связи с существованием у последнего второй сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в условиях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.

Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий» [14; с. 34]. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психических стрессовых реакций указывается как отечественными [4], так и зарубежными исследователями [23].

В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:
+ иммобилизации;
+ дефицита времени;
+ нарушения биологических ритмов;
+ изменения условий жизни и упроченного динамического стереотипа.

Смотрите так же:  Депрессия из за табака

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожидание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент неопределенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаменационной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса.

Физиология стресса.Что происходит в организме при стрессе?

В организме человека сложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическим изменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишь при изучении как психических, так и физиологических его проявлений.

До того, как начать рассказывать подробности — хочу привести аналогию, чтобы было понятно, почему нам нужно знать в подробностях механизмы возникновения стресса и его проявлений.

Машину водят многие, но очень малое количество людей знают, как работают разные детали машины и что происходит в разных ситуациях. Но все проффесионалы знают точно и досконально, как все это работает и поэтому они значительно лучше управляют машиной.

Чтобы понять, что такое стресс — мы рассмотрим, что из себя он представляет, какие стадии имеет, которые из этих стадии нам нужны, как устроены те системы организма, которые обусловливают стресс, что происходит во время стресса с этими системами, и к чему это приводит.

Сначала приведем определение стресса.

Стресс — это защитная реакция организма на изменение условий, в которых существует живой организм, для сохранения внутренней среды (гомеостаза) в границах, пригодных для выживания и размножения вида.

Для поддержания жизнедеятельности организма нужна определенная стабильная среда, как внешняя, так и внутренная. Из внешних можно привести пример: определенная температура окружающей среды, определенные питательные вещества, как социальному существу — человеку нужно общение в определенном контексте, а из внутренних можно привести температуру тела, стабильность количества и пропорции разных веществ в организме.

Поскольку влияние организма на внешнюю среду строго ограничено, по ходу эволюции (а может по желанию Всевышнего) живые организмы производят изменения внутри для сохранения стабильности внутренней среды.

Все те внешние раздражители, которые вызывают стрессовую реакцию, носят название «стрессоров». Таким образом, бывают стрессоры физиологические и психологические. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное влияние на ткани тела. К ним относят болевые воздействия, холод, высокие температуры, чрезмерную физическую нагрузку и др. Психологические стрессоры — стимулы, которые свидетельствуют о биологической или социальной значимости события. Стоит уточнить, что этот раздражитель становится таковым в силу когнитивной интерпретации, то есть значения, которое человек ему приписывает. Но стресс может возникать и без осознания человеком действия стрессора.

(Это используется специалистами при помощи НЛП и Эриксоновского гипноза в профайлинге.)

Однако не каждый стрессор может вызвать стрессовую реакцию. Некоторые люди обладают так называемым психосоматическим иммунитетом, который обусловлен физиологическими или социальными факторами. Также такой иммунитет может иметь генетическую природу.

(Этот иммунитет ослабевает при использования выше приведенных техник.)

По длительности можно различить два вида стресса (дихотомическая классификация Китаева-Смыка).

· Кратковременный — это очень сильное расходование так называемых поверхностных адаптационных резервов организма при затрагивании глубоких.

· Длительный — это медленное, постепенное расходование как поверхностной, так и глубокой адаптационной энергии.

По стресорам можно можно различить два вида стресса:

Нас в профайлинге интересует кратковременный стресс, вызванный психологическими стрессорами, поскольку нам нужно увидеть реакцию «сейчас» и не привести человека к саморазрушению. По этому будем рассматривать только его.

Психологический стресс в свою очередь бывает информационным и эмоциональным.

Информационный стресс характеризуется неспособностью человека вовремя принять верное решение в краткий фиксированный период времени при высокой ответственности за принимаемое решение, информационной перегрузкой. Информационную нагрузку человека составляют объем и сложность перерабатываемой информации. Стресс возникает тогда, когда человек заинтересован в правильном выполнении работы, но выполнить ее не в его возможностях.

Эмоциональный стресс возникает в условиях отрицательных эмоциональных воздействий, таких как угроза, обида, конфликтные ситуации, при которых невозможно удовлетворение первичных биологических или социальных потребностей.

Поскольку нашей целью является разъяснение физиологии, приведем еще стадии стресса и отойдем от описания не физиологических сторон стресса.

В своем развитии стресс проходит три стадии:

· стадия тревоги — характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями на любые раздражители;

· стадия сопротивления — во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен к условиям существования;

· стадия истощения — падение уровня приспособляемости, что неминуемо приводит к смерти.

Для понимания физиологии стресса обратимся к структурам и системам организма, с помощью которых происходят изменения в организме.

Стресс затрагивает практически все функциональные системы организма, но более явные проявления затрагивают именно вегетативную систему, меньше приспособленную к негативному влиянию, а также наиболее легко дисбалансируемую.

Вегетативня нервная система — часть нервной системы, которая контролирует процессы, происходящие в организме независимо прямо или косвенно зависимо от сознательной деятельности человека.

Отделы вегетативной нервной системы активируется в состоянии активности и при различных стрессовых состояниях организма. Повышает уровень обменных процессов в органах и тканях (феномен Орбели-Пенецинского). Вещества, вырабатываемые симпатической нервной системой, называются катехоламины: адреналин и норадреналин. Они вырабатываются еще надпочечниками. На клетках организма имеются рецепторы, которые реагируют на катехоламины, вызывая изменения в обмене веществ в клетке: адренорецепторы — альфа 1,алфа 2, бетта 1, бетта 2.

Обеспечивает гомеостатических реакций организма в состоянии покоя и реакций восстановительного характера. Обеспечивает защитные реакции организма (чихание, кашель, сужение зрачка). Вызывает опорожнение полых органов (желудочно-кишечного тракта, желчный, мочевой пузырь); расслабление сфинктеров и сокращение гладких мышц полых органов. Вещество, вырабатываемое парасимпатической нервной системой, называется ацетилхолин. На клетках организма имеются рецепторы, которые реагируют на ацетилхолин, вызывая изменения в обмене веществ в клетке: холинорецепторы– мускариновые и никотиновые.

Метасимпатическая нервная система (совокупность микроганглионарных образований, находящихся в стенке различных органов, Микроганглии включают 3 вида нейронов: чувствительные, двигательные, вставочные.)

Метасимпатическая нервная система образует местные рефлекторные реакции и включает в себя все компоненты рефлекторных дуг. Благодаря метасимпатической нервной системе внутренние органы могут работать без участия центральной нервной системы. Метасимпатическая нервная система регулирует органный кровоток.

Парасимпатическая и симпатическая нервные системы являются антагонистами, то есть они вызывают противоположные реакции. Они в норме всегда находятся в уровновешенном состоянии, поддерживая таким образом жизнеспособность организма. Это состояние изменяется, когда организм получает стимул, в нашем случае стрессор (провокация).

Так что же происходит в организме при стрессе?

Рассмотрим процесс психологического стресса.

Кора головного мозга получает сигнал из внешней среды (провокация). Сигнал, прошедший неокортикально-лимбическую интерпретацию и оцененный как угрожающий, по нервным путям передается либо в задние отделы гипоталамуса (при симпатической активации), либо в передние отделы (при парасимпатической активации). Далее нервный импульс по симпатическим нервным путям спускается через грудной и поясничный отделы спинного мозга, через цепочку симпатических ганглиев в соответствующие внутренние органы, где происходит освобождение норадреналина и соматическое отреагирование. Кроме высвобождения нервными окончаниями норадреналина, при стимуляции надпочечников симпатическими нервами, в организме при стрессе высвобоздается еще и адреналин, который имеет тот же эффект, что норадреналин.

По парасимпатическим нервным путям он спускается через черепной и крестцовый отделы спинного мозга к концевым органам,там происходит освобождение ацетилхолина и соматическое отреагирование.

Симпатичекая активация представляет собой общее возбуждение внутреннего органа. Симпатичекая реакция мобилизует ресурсы организма, подготавливает мышцы к активным действиям, позволяя индивиду либо бороться с угрозой, либо от нее убежать.

Активация через парасимпатическую систему вызывает торможение, замедление или нормализацию (после чрезмерного возбуждения) функционирования органа, «трофотропную» реакцию.

У человека симпатическая реакция возбуждения при стрессе возникает чаще, но при сильной степени эмоционального и вегетативного реагирования она сменяется парасимпатическим торможением, что возвращает внутренние органы к их нормальному функционированию.

Таким образом, нас интересует реакция вызываемая во время тревоги (страх). И мы должны быть осторожны, чтобы не довести субъекта до второй стадии (хотя маловероятно).

Стадия тревоги характеризуется мобилизацией общих адаптационных ресурсов и резким падением сопротивляемости стрессу. В ее протекании выделяют три четко выраженных периода. Первый период — резкая активизация защитных механизмов организма, сопровождающаяся стеническими эмоциями и повышением работоспособности. Этот период кратковременный, исчисляется минутами или часами. Второй — формирование нового «функционального» уровня, который бы позволял организму существовать в изменившихся условиях. Наблюдается общее ухудшение состояния человека и падение работоспособности, которое, правда, может компенсироваться высокой мотивацией. Однако при сильном перенапряжении могут давать обострения хронические заболевания. В общем оба этих периода продолжаются 11 дней, что является постоянной величиной, не зависящей ни от интенсивности, ни от вида стресса.

Третий период — неустойчивая адаптация, длящаяся примерно 20-60 дней, после которой наступает стадия сопротивления, в которой организм достаточно долго может чувствовать себя относительно комфортно.

Перейдем к изменениям, которые происходят в разных системах организма.

Эти изменения происходят во всех органах, но нас интересуют те, которые можно заметить, то есть в мозгу, коже, сердечно сосудистой системе, пищеварительной системе и мышцах.

Опишем в общих чертах происходящие в организме, по ходу опишем внешние признаки этих изменений.

При действии раздражителя, вызывающего отчетливую эмоциональную реакцию, наблюдаются заметные изменения в деятельности желудочно-кишечного тракта, хотя у разных испытуемых реакция желудочно-кишечного тракта на эмоциональное возбуждение бывает различной: такие эмоции, как страх, ревность, разочарование, раздражение, боль, огорчение, вызывают ослабление мышечного напряжения стенок желудка и двенадцатиперстной кишки, удивление — усиление напряжения, а радость, восторг и изумление не вызывали никаких регистрируемых изменений.

Смотрите так же:  С диагнозом шизофрения можно работать

При торможении желудочно-кишечного тракта, можно заметить сухость во рту (усиленное проглатывание, облизивание и трогание губ, и повышение потребности жидкостей).

При активации желудочно-кишечного тракта, можно заметить обильное слюноотделение, слышать урчание кишечника (частое и громкое проглатывание,частое трогание живота).

Изменение деятельности внутренних органов зависит и от модальности эмоциональных состояний, сопровождающих стресс. Повышение кровяного давления наступает в тех случаях, когда преобладает готовность к действию (напряжение, гнев); когда же, несмотря на наличие вредного фактора, человек не предпринимает никаких действий, когда он чувствует, что находится в безвыходном положении и испытывает чувство собственного бессилия, давление крови может понизиться. Было выявлено, что эмоции страха и гнева влекут за собой различные изменения функционального состояния испытуемых. В состоянии гнева более значительно увеличивалось диастолическое давление, чаще наблюдались случаи временного замедления работы сердца. А при страхе увеличиваются и систолическое и диастолическое кровяное давление, частота сердечных сокращении. Есть предположение, что эмоция гнева сопровождается выбросом в кровь гормона норадреналина, а эмоция страха — адреналина, что и обуславливает эту разницу.

Наиболее заметны при возникновении эмоционального возбуждения изменения системы кровообращения. В основном это касается кровяного давления, просветов сосудов, частоты сердечных сокращений. Неожиданность, удивление, ожидание обычно вызывают кратковременное повышение кровяного давления, сужение сосудов в области живота, расширение сосудов скелетной мускулатуры и мозга, а иногда и учащение пульса. Эмоции, сопровождающие критические или угрожающие индивиду ситуации, а также болевые раздражители вызывают повышение кровяного давления. Сильные положительные эмоции могут стать причиной заметного повышения пульса, а состояние аппатии и угнетенности, наоборот, понизить его.

При торможении сердечно сосудистой системы, можно заметить снижение АД,частоты пульса.

При активации сердечно-сосудистой системы, можно заметить повышение АД, частоты пульса (можно увидеть выраженную пульсацию сонных артерий на шее, бледность кожных покровов, на фоне бледности красновато — синюшную окраску лица).

В системе дыхания изменениям подвергаются частота и амплитуда дыхания, а также соотношение между вдохом и выдохом. Сильное эмоциональное возбуждение любой модальности приводит к учащению дыхания, а также делает его более глубоким. Резкие раздражители вызывают кратковременную задержку дыхания, что впоследствии может сопровождаться некоторой его нерегулярностью. Стрессовая ситуация, угрожающая индивиду, влечет за собой увеличение продолжительности вдоха. Все эти изменения можно увидеть наблюдая за грудной клеткой, надключичными областями, и услышать звук дыхания.

Скелетная мускулатура реагирует на увеличение эмоционального напряжения увеличением тонуса мышц. В большей степени это характерно для мышц шеи, области носа, рта. Постоянное напряжение этих мышц, при невозможности для индивида прямого выражения эмоций, может служить причиной возникновения хронических головных болей (мигреней), часто сопровождающих стрессовое состояние. Все эти изменения можно увидеть. Увидеть можно еще и дрожание, поскольку несознательно тонус повышается, а сознательно индивид пытается ослабить мышцы. Этими изменениями обусловлены и изменения голоса, за счет напряжения гортанных мышц.

Кожа реагирует изменением кровоснабжения и изменением гальванической реакцией. Кожа становится бледной, увеличивается потоотделение.

К другим, нелокализованным изменениям, вызванным продолжительной стрессовой реакцией, относятся изменение температуры тела, расширение зрачков, уменьшение количества и изменение состава слюны, мочи, пота.

Источник : Источник: Спартак Петросян «Как распознать ложь и обман»

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Актуальная тема статьи на сегодняшний день, тема раскрыта полностью. Узнала много нового для себя. Написано емко, простым языком.

спасибо большое, очень приятно принять участие.

Здравствуйте, Андрей! Внесение тыквы в фарш для пельменей на сроки годности хранения пельменей не повлияют.

Статья понравилась,поняла важность нарушений состояния вегетативной нервной системы

Элина, благодарю вас за интересную и полезную статью! Вы проделали огромную работу, занимаясь этим вопросом. Работа пронизана вашим интересом к развитию социальной активности дошкольников. Желаю успехов, только вперед!

Большое спасибо автору за интересную статью, подробно представлено обоснование выбора игровых технологий для развития произвольной памяти дошкольников, а также автором представлена полезная подборка дидактических игр для развития памяти. Статья будет полезна как родителям, так и педагогам. Благодарю за информацию.

Элина, жду ваших новых работ!

Екатерина, благодарю Вас за полезную статью! Действительно, экологическое сознание нужно формировать с детства. Опираясь на изложенные в статье особенности развития элементов экологического сознания детей старшего дошкольного возраста, можно правильно подобрать формы, методы, средства и приёмы работы с детьми, которые помогут достигнуть хороших результатов по данному направлению. Дальнейших успехов в работе!

Здравствуйте, я бы порекомендовала использовать экологические акции, экологические игры, экологические экскурсии, конкурсы и организацию экологических тропинок на территории ДОО, обсуждение и проигрывание ситуаций, экологические выставки и экологические сказки при работе с детьми по экологическому развитию дошкольников.

Айна Каирбековна, спасибо огромное за очень полезную статью! Обязательно возьму эту статью на заметку. в наше время это достаточно актуальный вопрос, который требует решения. В данной статье прописаны условия развития речи детей-билингвов, которые помогут не только педагогам ДОО, но и родителям, которые также являются непосредственными участниками образовательного процесса. Благодарю еще раз, дальнейших успехов!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внешних раздражителей, стрессоров. Стрессоры – это разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.

Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, высокая или низкая температура, чрезмерная физическая нагрузка, к психологическим — необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть. Положительной стороной стресса является то, что он прибавляет энергии, отрицательной же стороной являются разрушительные проявления стресса в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, бронхиальной астмы, кожных заболеваний, неврозов, психических расстройств или других болезней.

Термин «Стресс», включает много определений, в связи с этим нет четких границ понимания, что же такое «Стресс». Основоположник теорию стресса, Г. Селье выделил три фазы. Стрессовое состояние не возникает мгновенно, а проходит в своем развитии определенные стадии.

Первая стадия-тревога. Человек испытывает состояние напряженности и настороженности, хотя психически и физически чувствует себя хорошо.

Вторая стадия-сопротивление. Отсутствует душевный подъем, психическое и физическое состояния стабильны.

Первая и вторая стадии возможно ликвидировать самостоятельно, если же этого не сделать, то осложнятся более тяжелой, третьей стадией.

Третья стадия — истощение. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает истощение адаптационных резервов и переход в дистресс, саморазрушение- это болезнь и развитие хронических болезней. Бороться с этой стадией лучше при поддержке грамотного специалиста, психолога.

Стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить.

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение.

Неудивительно, что именно студенты подвержены ему больше всего. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями и волнительными ситуациями, которые мешают в учебе, ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. Во время стресса в организме также вырабатываются стрессовые гормоны: адреналин и кортизол. Высокий уровень стресса у студентов происходить в период экзаменационной сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней мере, за несколько дней до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Все это приводит к ссорам, неудачам и другим событиям жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

Исследование студенческого стресса проводились среди студентов медицинского колледжа 34 группы сестринское дело в количестве -20 человек.

Цель работы: факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определить уровень стресса в период экзаменационной сессии, в чем проявляется стресс.

В качестве диагностического материала был выбран тест Ю.В. Щербатых «Учебный стресс». Данный тест позволил определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс.

Результаты проведенного исследования показали, что основным стрессогенными факторами для испытуемых являются — Большая учебная нагрузка (3,9); Неумение правильно организовать свой режим дня (3,9);

Большая учебная нагрузка, которая появляется из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени.

Меньше всего беспокоят студентов жизнь вдали от родителей, конфликт в группе (можно сделать вывод, что группа дружная).

Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма бороться с заболеваниями и на его работу в целом.

Для оценки проявлений уровня стресса была предложено анкетирование, где необходимо было указать психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса.

Результаты проведенного исследования показали, как проявляется стресс в группе по вариативности

Смотрите так же:  Может ли подняться сахар от стресса

— Постоянное ощущение перегруженности;

— Постоянное ощущение усталости;

— Повышенный или пониженный аппетит;

— Частое ощущение подавленности;

— Учащённое сердцебиение, боли в сердце;

Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.

Стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним. При проведении исследования сделаны выводы о том, что любой организм подвержен стрессу. Главное научиться определять, как противостоять стрессовой ситуации. Существует множество методов борьбы со стрессом.

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем 2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. 3. Прогулки на свежем воздухе. 4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.) 5. Общение с друзьями или другой приятной компанией. 6. Смех — тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. 7. Массаж. 8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса. 9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом-релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); Практические рекомендации упражнений на релаксацию: Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив). «Улыбка»- помогает снять мышечное напряжение. «Точечный массаж» ( Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точи на лбу между бровями, на висках и за ушами).«Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету). Дыхательное упражнение-концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;

Проведенные исследования показали, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудовой учебной ситуации, в которой они находятся. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, кураторов групп, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Библиографический список:

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960,254 с.

Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии

Выражаю благодарность своему научному руководителю педагогу-психологу Галине Ивановне Филатовой за помощь в подготовке работы.

Разновидности и значение физиологического стресса для человека

Мы и не подозреваем, но с физиологическим стрессом сталкивается каждый. И даже не один раз. Стрессовые проблемы у некоторых встречается ежедневно, а у других пару раз в месяц.

Физиологический стресс характеризуется нейрогуморальной реакцией организма на раздражающие факторы окружающей среды.

Как понимать болезнь и как от нее излечиться, мы рассмотрим в статье.

Чем характерно расстройство

Человек не в силах контролировать все происходящее вокруг. Стрессовая обстановка окружает нас повсюду. Чтобы избежать негатива, нужно просто сутками лежать в кровати и полностью бездействовать. В психологии есть такая фраза: «Вся информация нейтральная, а человек сам выбирает воспринимать ее положительной или отрицательной».

Физиология стресса такая, что она может возникнуть как у ребенка, так и у пожилого человека. Причем дети не так остро реагируют на все провоцирующие раздражители.

Во время физиологического стресса организму поступает сигнал о физическом дискомфорте. И неважно, какой стрессогенный фактор (холод или жара, удар или крик), вся психологическая и физическая система мобилизуется и напрягается.

До сих пор не поняли, что же это за вид стресса? Вот парочка наглядных примеров:

  • Если вы резко засунете руку в очень холодную воду;
  • вам делают перманентный макияж;
  • в жаркую погоду зайдете в холодильную камеру.

Речь идет о физиологии стресса…

Физиологические стрессы, в зависимости от природы его возникновения, делится на:

Проявляется в результате нарушения химических процессов в организме (недостаточность воздуха, чрезмерная влажность помещения, загазованность окружающей среды и т.д.).

Является следствием болезней.

Возникает у профессиональных спортсменов из-за больших нагрузок.

Связан с повреждениями тела (травма, операция, ушиб конечностей и т.д.).

Основные причины возникновения

  • Резкие температурные перепады;
  • Громкий звук;
  • Резкий запах;
  • Сильный удар, падение или другие механические повреждения;
  • Жара или холод;
  • Неконтролируемая физическая нагрузка;
  • Повышенная влажность;
  • Питьевое голодание.

Если кратко, то к факторам, провоцирующим физиологическую стрессовость, можно отнести все, что нарушает внутреннее спокойствие и равновесие.

К причинам появления такого вида стресса также относят постоянные строгие диеты. Когда начинается острый период ограничения в пищи, организм получает стресс, «ест» свой жир, а через время к нему происхо

дит адаптация. В результате вес останавливается, и появляется много неприятных болезней ЖКТ.

  • Мышечное напряжение;
  • Острая и непредвиденная реакция на раздражающий фактор;
  • Повышенное выделение пота;
  • Скачки артериального давления;
  • Отсутствие чувства голода;
  • Головная боль;
  • Судороги;
  • Секундная потеря памяти;
  • Нарушение сна.

Значение для человека

Физиологическое раздражение, возникающее у каждого человека, оказывает и положительное влияние. Люди научились с ними жить и справляться. А значит, организм адаптируется и со временем появляется возможность противостоять не только физиологическому стрессу, но и другим его видам.

Врачи и научная литература склоняются к тому, что если физиологический стресс бывает редко, то никаких негативных последствий он не принесет. Если вы, к примеру, сели на длительную изнуряющую диету, то должны понимать, что организм недополучает полезные микроэлементы, а это вредит иммунитету и здоровью в целом.

Длительные признаки физиологического стресса порождают деструктивный процесс: нарушают работу сердечно-сосудистой системы, эндокринной, обостряют хронические заболевания, а также происходит сбой менструального цикла у женщин.

Физиологические болезни могут со временем перерасти в психические, ведь они тесно между собой связаны и друг от друга зависимые.

Лечение стресса

Не существует единого метода в лечении данного расстройства. Большинство психологов считают такое лечение не нужным. Но все же, если вы часто наблюдаете за собой слишком бурные реакции на внешние факторы, то все-таки стоит рассмотреть методы, которые не имеют побочных эффектов:

  • Устранить причину физиологического дистресса.
  • Глубокий вдох и выдох.

Такое легкое дыхательное упражнение уберет нервное напряжение.

  • Вместо строгих диет лучше перейти на правильное сбалансированное питание.

И организму будет комфортно, и вас обрадует уменьшающийся вес.

  • Медитация выполняется для уравновешивания психики и ускоряет снятие стресса.

Во время такого упражнения вам следует принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на позитивных мыслях.

Можно помечтать, вспомнить приятные моменты или прорисовать в уме картинку будущего. Такой метод поможет расслабиться.

  • Релаксация отлично снимает мышечное и эмоциональное напряжение.

Ее особо полезно делать, когда человек нервный. Для этого, лягте на пол или кровать, расслабьте ноги и руки и закройте глаза. Сосредоточьтесь на вашем дыхании. Дышите глубоко и медленно. Думайте только о вашем теле, прочувствуйте его от пятки до кончика пальца руки. Поочередно напрягите каждую ногу на 3-4 секунды и расслабьте. Затем можно напрячь все тело на несколько секунд и расслабить.

В конце релаксации глубоко вдохните, выдохните и медленно открывайте глаза. Резко вставать не нужно, плавно сядьте, затем встаньте и постарайтесь в таком расслабленном состоянии и дальше находится.

Можно раскрашивать раскраски-антисресс. У нас это можно сделать не отходя от компьютера.

Другие статьи

  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
  • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
  • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]