Как лечит заикание ребёнку

Как лечить заикание у детей

Содержание статьи:

  1. Основные причины
  2. Разновидности
  3. Особенности лечения
    • Что делать родителям
    • Специализированная помощь

Заикание у детей — это патологическое состояние, которое характеризуется нарушением воспроизведения речи. При этом замедляется темп, исчезает плавность и непрерывность, искажается голос, появляются проблемы с дыханием. Подобные признаки могут возникнуть внезапно и со временем усиливаться.

Основные причины заикания у детей

В сегодняшней практике для такого нарушения применяют термин «логоневроз». Чаще всего он возникает в младшем детском возрасте от трех до пяти лет. Также отмечается тенденция к преимущественному поражению представителей мужского пола. Количество детей, страдающих от заикания, по всему миру составляет в общей сложности около двух процентов.

Представленное заболевание не имеет какой-либо единственной причины, которая бы его провоцировала. В большинстве случаев это сочетание сразу нескольких негативных факторов. Более того, каждому ребенку свойственно наличие своего индивидуального пускового фактора для болезни.

Тем не менее, благодаря многим исследованиям было установлено несколько главных групп причин заикания у детей:

    Физические. Такие факторы оказывают самое сильное воздействие на описываемую проблему. Их наличие предполагает очень серьёзные формы болезни и тяжелый путь к выздоровлению. Группа включает в себя все виды травматических поражений, которые могли бы каким-либо образом нарушить центр воспроизведения речи у ребенка. В основном это касается подкорковых отделов головного мозга. Особое внимание уделяют наличию неврологических заболеваний. Поражение проводимых путей грозит не меньшей вероятностью появления описываемой проблемы. Часто подобное случается ещё во время прохождения через родовые пути и сулит возникновение тяжелой травмы. К такому состоянию может привести и множество инфекционных патологий, которые имеют свойство повреждать головной мозг и его низшие отделы. Патологии, которые наносят вред органам речевого аппарата, также способны участвовать в формировании логоневроза.

Психологические. Эта группа факторов считается самой вредоносной в детском возрасте. Самое большее своё влияние она оказывает именно в период созревания детей и адаптации к окружающему. В возрасте от трех до пяти лет они желают узнать о нём как можно больше, но пока ещё не готовы к сильным эмоциональным потрясениям. Именно они могут стать причиной появления заикания у малыша. Травмирующим психику фактором может быть потеря одного или обоих родителей, близкого человека, воздействие страха перед темнотой, яркими звуками и цветами. Иногда достаточно будет одного ужасающего наказания в виде пребывания в одиночестве на протяжении длительного периода времени. Особого внимания заслуживает реакция на неадекватное поведение животных, которые даже нехотя могут очень сильно испугать детей.

Социальные. В представленную категорию причин стоит отнести, прежде всего, влияние родительского воспитания. Именно эти люди первыми должны отвечать за речевое развитие ребенка. Недостаточное количество времени, уделенного для постановки правильного произношения слов и мелодичности речи, может привести к глубоким её нарушениям. Многие мамы и папы жалуются на недостаток времени, из-за которого их дети и не имеют возможности быть выслушанными и не получают адекватной помощи. Они разговаривают так, как умеют, и считают это правильным. Также подобные нарушения могут возникнуть, если ребенка высмеивают в садике или школе. Даже при отсутствии больших проблем с речью они могут вскоре возникнуть из-за детских издевательств. Перечисленные проблемы способны вызвать логоневроз, даже если ребенок изначально был абсолютно здоровым.

  • Провоцирующие. Данная группа не является исходным причинным фактором заикания, но играет очень большую роль в степени его проявления. В зависимости от неё оно может ухудшаться и вообще исчезать на некоторое время. Подобными свойствами обладают стресс и эмоциональная стабильность. При небольшом воздействии такие факторы не способны стать причиной проблемы, но вполне могут усугубить её состояние. Детки, которые оказались на пути к выздоровлению, могут обратно вернуться в исходную точку после сильного испуга или маминого ругательства. Также наличие какого-либо хронического заболевания, особенно инфекционного характера, способно задержать развитие детей, исказить их голос и затруднить его воспроизведение.
  • Разновидности заикания у детей

    Представленная патология имеет настолько яркую клиническую картину, что не распознать её практически невозможно. Большинству родителей заметно такое состояние сразу же после его первого проявления. Но существуют случаи, когда они обращаются за помощью очень поздно. Всё это происходит из-за незнания точных симптомов заикания и того, как это выглядит на самом деле. В основе заболевания лежит спазматическое поражение голосовой мускулатуры различного характера.

    В зависимости от этого и различают несколько следующих видов заикания:

      Клоническое. Этот тип патологии всегда возникает первым. Его суть состоит в том, что ребенок не может начать произношение какого-либо слова. Он постоянно повторяет по несколько раз его начальные слоги. Происходит это быстро и ритмично без длинных пауз. Иногда такому воспроизведению подвергаются лишь звуки, в других случаях — целые слова из предложения. Такое состояние является начальным инициатором возможных будущих нарушений.

    Тоническое. Представленный вид не заменяет предыдущий, а словно накладывается на его симптоматику. То есть к уже имеющимся нарушениям присоединяются новые. В этом случае резко повышается тонус мышц речевого аппарата (губы, язык, щеки, мягкое нёбо). Такое состояние приводит к тому, что ребенок не может не только начать предложение, но и задерживает его воспроизведение полностью. Появляются более длинные паузы между повторами, которые могут так и не позволить детям выговорить желаемую фразу. Также ребенок часто забывает произнести какое-либо слово, как будто оно выпадает из контекста.

    Смотрите так же:  1 я степень шизофрении
  • Смешанное. Третий тип логоневроза совмещает в себе сразу два предыдущих вида проблемы. При этом совмещаются все их основные симптомы. Плохо ещё и то, что они способны не только сочетаться, но и усугублять воздействие друг друга. Такое состояние называют самым сложным в лечении и сильно ухудшающим качество жизни ребенка.
  • Особенности лечения заикания у детей

    Описываемая патология делает несчастными десятки тысяч детей по всему миру. Ведь это не только создает им слышимый дискомфорт, но и отделяет от окружающих. Их желания и высказывания плохо понимают, не воспринимают в обществе сверстников, закрывается путь к различного рода активной деятельности и артистизму. Такие детки часто бывают очень талантливыми, но не имеют возможности раскрыть свои способности на публике. Чтобы этого не происходило, нужно при первых же симптомах заикания обращать на это особое внимание.

    Что делать родителям

    О том, как лечить заикание у детей, хотели бы знать в первую очередь их родители. Ведь именно они не только могут, но и должны как никто другой повлиять на этот процесс. Для того чтобы своими действиями не ухудшить состояние, а привести ребенка к выздоровлению, необходимо воспользоваться некоторыми общими советами.

    Во многих случаях выполнение лишь этих правил помогает убрать большую часть внешних проявлений проблемы:

      Формирование режима дня. Многие современные мамы упорно игнорируют детский распорядок. Им кажется, что своевременное укладывание ребенка абсолютно не важно, и не выполняют эту миссию. На самом деле малышу очень важно получать полноценный отдых. Существуют определенные нормы количества часов сна для детей, которые различаются в зависимости от их возраста. Придерживание такого правильного режима помогает полностью восстановиться растущему организму. Поэтому очень важно своевременно укладывать своё чадо ко сну вечером и отводить час-полтора времени на него в течение дня.

    Благотворная обстановка. Для детей, которые страдают от заикания, очень важна стабильность эмоций в повседневной жизни. Родители должны понимать и поддерживать их в любой ситуации, не стыдить за плохую разговорную речь, а пытаться совместно исправить её произношение. Крики и ругательство исключаются в обязательном порядке. Такое поведение заставит ребенка испытать ещё больший испуг и только усугубит его общее состояние. Важно также уделять не чересчур много внимания его проблеме, чтобы не заставлять его всё время думать о ней. Постоянный контроль должен присутствовать в умеренной форме и не причинять дискомфорт малышу.

    Совместные занятия. Самым лучшим средством обучения является собственный пример. Мама или папа ребеночка могут заниматься с ним самостоятельно, без посторонней помощи. Чтобы это было эффективно, нужно разговаривать внятно, четко, не спеша пытаться заставить детей повторить сказанное. Начинать стоит с самых простых слогов или фраз, постепенно увеличивая их длину и сложность. Если присутствуют тонические судороги, можно попробовать распевать какие-либо моменты, но только если предыдущие уже выговариваются без лишних трудностей. Нельзя требовать от ребенка идеального произношения сразу же. Этот процесс медленный и длительный, а также напрямую зависит от его психоэмоционального состояния.

  • Укрепление общего состояния здоровья. Чтобы заниматься с детьми какими-либо упражнениями, нужно видеть их хорошее общее самочувствие. Для этого необходимо заниматься его ежедневной поддержкой. Приветствуются различные виды двигательных игр на свежем воздухе, даже самое банальное проведение пикника или обычная прогулка в парке. Главное, чтобы они вошли в привычку и стали регулярным распорядком. Также важно питание ребенка, которое обязательно должно было полноценным и сбалансированным. Не стоит перекармливать его витаминными комплексами, но и различного рода диеты необходимо исключить. Для того чтобы снять спазм мускулатуры, можно совместно выполнять различные виды упражнений для артикуляции и мимики.
  • Специализированная помощь

    Многие родители упорно пытаются справиться с заиканием без посторонней помощи. Но, к сожалению, это часто приводит не только к неудачам, но и к усугублению существующей проблемы. Современная медицина разработала достаточно большое количество различных методов, которые можно использовать в борьбе с такой патологией речи у ребенка. Наличие такого их разнообразия позволяет проводить комбинированную терапию, сочетать несколько видов лечения заикания у детей сразу или чередовать их на протяжении определенного количества времени.

    Сегодня используют следующие их них:

      Занятия с логопедом. Эти врачи способны оказать необходимую специализированную помощь очень быстро. Занятия проводятся в индивидуальном порядке с каждым ребенком для того, чтобы уделить максимально большое количество времени правильности и четкости в конкретном случае. Деткам произносят некоторые звуки и слова, предлагая повторить их вслед. После того как они справятся с этим, наступает черед самостоятельной работы. Она может осуществляться во время занятия или представлять собой домашнее задание. Работа несет характер постепенного усложнения речевых оборотов и произношения. Во время такого учебного процесса часто используются и двигательные упражнения по советам доктора, и применение вспомогательных средств в виде логопедической лопатки.

    Дыхательная гимнастика. Такой метод воздействия является чрезвычайно важным и необходимым в данной ситуации. Ведь его воздействие направлено именно на устранение спазма мускулатуры, которая участвует в образовании голоса. Ребенка при этом учат правильно дышать, применяя различные группы мышц и тренируя диафрагму. Косвенным образом в подобный процесс вовлекаются также голосовые связки, которые параллельно расслабляются, делая разговорный тон более ровным и приятным. В целом такие мероприятия имеют очень благотворное влияние и эффект, хорошо сочетаются с логопедией и другими видами активной терапии. Они просты в выполнении и могут быть рекомендованы к самостоятельному использованию.

    Смотрите так же:  Ребёнок страдающий аутизмом

    Терапия массажем. Такое воздействие имеет два вида направленности. Одно обладает общим эффектом и применяется для достижения обычной релаксации. В другом случае используется частичка нетрадиционной медицины в виде акупунктуры. Врачи, которые практикуют эту методику, оказывают избирательное воздействие на определенные регуляторные точки человеческого тела. Это может быть как голова, затылок, руки, так и ноги и плечи. Своё положительное влияние такая терапия оказывает, угнетая нарушения нейрогенного характера. В результате уменьшается проявление общей симптоматики, раздраженности и беспокойства у ребенка.

    Цифровая методика. Обучение предполагает использование специально написанных компьютерных программ. Сегодня разработано множество вариантов, по которым детки могут учиться произношению. Для этого им нужно говорить речь в микрофон, которая потом будет автоматически воспроизводиться с минимальной задержкой в несколько секунд. Ребенку необходимо всего лишь подстраиваться под свой же голос и повторять за ним. Таким образом, методика рассчитана на то, чтобы синхронизировать слуховой и речевой центры. Также с помощью устройства можно автоматически задавать определенные вопросы или моделировать жизненные ситуации, которые малышу нужно будет эмоционально выразить словами. Такие манипуляции позволяют высчитывать эффективность и уровень прогресса ребенка, а также расписывать будущие действия.

  • Медикаментозное решение проблемы. К такому варианту лечения сегодня прибегают крайне редко. Используется он в те моменты, когда все предыдущие комбинации и варианты не увенчались успехом. Сегодня часто применяют седативные препараты на растительной основе по типу валерианы и пустырника. В случае когда причина кроется в каком-либо физиологическом процессе организма, могут прибегать к действию ноотропов и средств против тревоги.
  • Как лечить заикание у ребенка — смотрите на видео:

    Ваш ребенок говорит все больше и больше, учит новые фразы и слова, однако в один момент речь может стать сбивчивой, не плавной, не совсем понятной окружающим. Причина тому — заикание. Справиться с таким речевым дефектом не так просто, но при внимательном отношении к малышу и профессиональном подходе избавиться от заикания у ребёнка вполне возможно.

    Из статьи вы узнаете о лечении заикания у детей. Мы поговорим о причинах логоневроза, и об обследовании детей с заиканием.

    Симптомы заикания

    Заиканием, или логоневрозом, называют тяжелое нарушение речи, связанное с судорогами органов речевого аппарата, которое проявляется в виде искажения ритма речи, непроизвольных остановках и повторах. Судороги мышц речевого аппарата заставляют ребёнка непроизвольно повторять звуки или задерживать слова. Проблемы с произношением кроются в неправильной работе отделов головного мозга – голосового и слухового центров. Когда речь только формируется, спровоцировать сбои в работе центров легче всего.

    От 2 до 5 лет — это тот самый промежуток времени, когда родители могут увидеть первые признаки заикания у ребёнка. Итак, тревогу нужно бить, если вы заметили следующие симптомы:

    1. Внезапная молчаливость ребенка (малыш может без устали говорить, но речь сменяется резким молчанием на несколько часов, когда речь возобновляется, она звучит сбивчиво);
    2. Лишние гласные звуки перед словами или между слогами;
    3. Повторение первых слогов или слов в начале той или иной фразы;
    4. Вынужденные остановки в середине слова или фразы.

    Если хотя бы один симптом — это ваш случай, и вы видите, что ребёнок начинает заикаться, то немедленно хватайте его и бегите к логопеду. Во-первых, только специалист может поставить точный диагноз. Во-вторых, заикание легко вылечить на ранних стадиях, а не на этапе, когда речь вашего ребенка станет совсем дремучей.

    Почему ребёнок заикается?

    Заикание может быть связано с врожденным дефектом нервной системы. Травмы при родах, нарушения внутриутробного развития, болезни первых месяцев жизни ребенка — все это становится причиной такого нарушения речи, как заикание.

    По внешним признакам ваш ребенок может выглядеть здоровым, но при более тщательном исследовании нервной системы и других органов врачи могут обнаружить и повышенное внутричерепное давление, и склонность к судорогам, и нарушения основных рефлексов.

    Другие причины заикания у детей — неожиданный стресс или переутомление. Это приобретенное заикание, которое может проявиться у детей с абсолютно здоровой нервной системой. Чаще всего ребенок начинает говорить сбивчиво неожиданно, после испуга (напугала собака, очень громкий звук), неожиданного известия (смерть родственника, домашнего любимца или неосторожная грубая шутка) и т.д.

    Заметьте, что причиной заикания у ребёнка могут стать и другие факторы. Так, некоторые дети привыкают подражать заикающимся родственникам, поэтому учатся говорить в такой манере. Некоторые специалисты склонны относить к причинам заикания переучивание родителями или воспитателями левши в правшу.

    Так или иначе, но заикание может появиться по многим причинам, о существовании которых родители даже не подозревают. Это еще раз говорит о том, что любые изменения в речи вашего ребенка должны стать поводом для посещения кабинет специалиста. Определить причины и назначить лечение заикания у детей может определить только детский логопед.

    «Такая проблема, как заикание, на 50% является неврологической и ровно на столько же – психологической. При первых же признаках этого заболевания необходимо показаться либо неврологу, либо психологу, потому что если меры буду предприняты несвоевременно, то в голове у ребенка успеет сформироваться устойчивый очаг».

    Ольга Бадуленко, невролог

    Лечение заикания у детей

    Существует множество методик лечения детского заикания. Выбор способа, который поможет вашему ребенку справиться с нарушениями речи, напрямую зависит от причин заикания. Иногда для достижения результата может потребоваться медикаментозное лечение, а в других случаях достаточно будет нескольких занятий с логопедом и легких упражнений.

    Смотрите так же:  Стресс и нервы при беременности


    Подготовка к школе: когда начать?

    Речь ребёнка – первое, на что следует обратить внимание при подготовке к школе.

    Перейти к статье

    В любом случае, начать лечение нужно с похода к педиатру, а он, в свою очередь, направит вас к логопеду и неврологу.

    «Максимальной угрозе заикания подвержены маленькие дети. Особое внимание хочу обратить родителей детей-алаликов, так как часто при выходе из моторной или сенсорной алалии возникает заикание. Лечение у логопеда должно начаться сразу после появления первых признаков. Дыхательные гимнастики и словесные упражнения – вот эффективные способы устранения заикания.

    И, конечно же, многое зависит от родителей и близкого окружения ребенка. Нужно тщательно следить за распорядком дня. Слишком очевидная концентрация на проблеме способна закрепить в ребенке подсознательное ощущение собственной ущербности. Домашняя и основная терапия должна проводиться только в виде игры, без какого-либо принуждения. Больше улыбок, теплых слов и внимания к маленькому оратору».

    Ольга Молодых, логопед-дефектолог

    Лечение заикания в Красноярске

    Обследованием ребёнка с заиканием и лечением логоневроза занимаются детские логопеды. В Красноярске с заиканием можно обратиться как в государственные и частные клиники, так и к отдельным специалистам. Укажем контакты некоторых из них.

    • Оздоровительный центр MumiDom, ул. Никитина, 3 «б»
    • Семейный центр «Астрея», пр. Мира, 115а, т. 217-11-01
    • Логопедический центр «Букваешка», ул. Красной Армии, 36, т. 297-80-40
    • Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, ул. Гагарина, 48 «а», тел. 227-16-34
    • Красноярский краевой психоневрологический диспансер, поликлиника для приема детского населения, ул. Копылова, 78, тел. 243-25-82
    • Логопед-дефектолог Галина Слепенкова, ул. Линейная, 99, т. 8-953-582-16-96
    • Логопед-дефектолог Татьяна Логвиненко, ул. Шелковая, 10, оф. 418, т. 8-923-349-23-66
    • Детский логопед Оксана Сергеева, ул. Молокова, 16, т. 8-905-972-03-52

    Советы родителям

    Работа с заикающимися детьми – задача не только для логопедов, но и для родителей. Да, вы также можете помочь вылечить заикание. Для этого вам нужно запомнить несколько правил общения с ребенком.

    Во-первых, говорите в одном темпе с вашим ребенком. Не торопитесь и делайте паузы. Дайте малышу почувствовать себя увереннее рядом с вами. Будет лучше, если такую привычку возьмут все члены семьи.

    Во-вторых, из режима «вопрос-ответ» в общении с вашим сыном или дочкой переходите в режим полноценного диалога. Вместо вопросов или просьбы повторить сказанное попробуйте комментировать высказывание ребенка. Покажите ему, что вы слушаете его очень внимательно. Используйте мимику и жесты.

    В-третьих, уделите время для чтения вслух и обсуждения прочитанного. Такие беседы помогут ребенку раскрыться и почувствовать себя уверенным в общении.

    В-четвертых, ответим на популярный родительский вопрос «Можно ли пением вылечить заикание у детей»? Вопрос индивидуальный и зависит от особенностей ребёнка с заиканием. Но в любом случае, занятия пением будут полезными в борьбе с логоневрозом. Они помогут избавиться от комплексов, поставить дыхание и, возможно, одолеть заикание.

    «Если родители заметили, что ребенок делает остановки на начале слова или слога, другие запинки, иногда или часто сокращаются мышцы шеи и/или лица, рук, ног непроизвольно — сразу же нужно обратиться к специалистам: психотерапевту и логопеду-дефектологу. От оперативности обращения к логопеду зависит прогрессия заикания, и переход этого дефекта в более сложные формы.

    На мой взгляд, крайне нежелательно применять медикаментозное лечение при заикании у маленьких детей и категорически запрещен гипноз(!), который применяется (наряду с другими нетрадиционными методами) по отношению ко взрослым пациентам».

    Ольга Молодых, логопед-дефектолог

    Главное — дать ребенку понять, что его проблемы с речью — это не приговор. Ваш малыш должен быть уверен в себе, а это — самый главный шаг к достижению успеха.

    Справляйтесь с детским заиканием и другими речевыми дефектами вовремя, обращайтесь к опытным специалистам и будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку. Остальное — дело времени и ваших ежедневных стараний.

    Другие статьи

    • Почему ребенок не потеет при температуре Ребенок 4 года не потеет при высоких цифрах температуры. Что нужно делать Вопрос про ребенка, который не потеет интересный. Тут надо прояснить сразу два момента: Потеет ли ребенок при наличии других факторов, которые вызывают потоотделение: при нагрузке, если […]
    • Профориентация детей младшего школьного возраста Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии Цели: Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий; Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии; […]
    • Коррекция тревожности в дошкольном возрасте Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям. Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для […]
    • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
    • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
    • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]