Как лечить заикание у ребенка 2 лет

Особенности диагностики заикания у маленьких детей в возрасте двух лет

В самом юном возрасте малыши начинают произносить отдельные звуки и слова, пытаются складывать фразы. Родителям следует обратить пристальное внимание на речь своего малыша, ведь выявить заикание у ребенка 2-х лет может быть довольно сложно. В большинстве случаев заикание в 2 года можно выявить только путем комплексного обследования.

Для того, чтобы точно диагностировать заикание у маленьких детей в раннем возрасте, родителям нужно для начала посетить детского врача-психотерапевта. Именно этот специалист сможет определить психическое и соматическое состояние малыша. Важно понимать, что диагноз ставит именно врач, а не логопед.

Записавшись на прием к детскому психотерапевту, родителям необходимо подготовиться к визиту и ответить на целый ряд вопросов. Поскольку врач малыша получает информацию именно от родителей, им необходимо вспомнить, в каких именно ситуациях ребенок говорит легко, а в каких — с нарушениями темпа речи. Постарайтесь указать с точностью до месяца, когда вы впервые заметили, что малютка заикается, вспомните, возникло ли заикание без видимой причины или в результате какого-либо события, которое могло напугать или слишком впечатлить ребенка.

Почему своевременная диагностика заикания имеет такое большое значение? Многие знакомые безответственно пытаются успокоить юную мать, рассказывая о том, что детское заикание со временем проходит само собой. К сожалению, эти рассказы в большинстве случаев не имеют под собой основания, ведь при определенных обстоятельствах – стрессе, сильном волнении, травме, инфекционном заболевании и пр. – заикание может вновь появиться в подростковом возрасте, и тогда справиться с проблемой будет значительно сложнее.

Заикания и нервные тики у детей 1-6 лет: причины и способы лечения

Заикание и нервные тики у детей 1-6 лет: о причинах их возникновения и способах лечения мы поговорили с детским неврологом, педиатром Аллой Васильевной Беляковой и психологом, семейным консультантом Марией Карасёвой.

«Заикание и двигательные тики дебютируют у детей в возрасте 2-5 лет. Наиболее частыми предпосылками для возникновения таких состояний являются перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС) на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность. Если у ребенка имеются органические нарушения ЦНС, то неврологи расценивают тики и заикание как неврозоподобные состояния. Они хуже поддаются лечению и требуют более интенсивной медикаментозной терапии. Если же со стороны ЦНС не выявляется никаких нарушений, то такие состояния расцениваются как невроз. Поэтому для уточнения или исключения нарушений ЦНС обязательно нужно пройти обследование (ЭЭГ). Чаще заикание и тики встречаются у мальчиков.

Обычно толчком для начала невроза (тика или заикания) служит стрессовая ситуация, очень сильные переживания и эмоции. Например, период адаптации к детскому садику. Ребенок попадает в новую для него ситуацию, к новым людям. При этом играет роль и отлучение от матери, отсутствие материнской поддержки. Неблагоприятной ситуацией являются ссоры родителей. Ребенок чувствует себя виноватым в домашних скандалах. Однако и чрезмерно много положительных эмоций, перевозбуждение ребенка, длительный просмотр телевизора могут также спровоцировать начало тиков или заикания. Последние факторы чаще являются значимыми при наличии у ребенка нарушений со стороны ЦНС.

Таким образом, если у ребенка есть отягощающие факторы (ППЦНС на первом году жизни, склонность к судорожному реагированию, наследственная предрасположенность), то для профилактики возникновения неврозов нужно избегать вышеописанных факторов риска. А при поступлении ребенка в детский сад необходимо подготовить его: рассказать о садике, прийти в детсад для знакомства с воспитателем и детьми, не оставляя ребенка одного. В дальнейшем в детский садик дать с собой ребенку его любимую игрушку. В этом случае адаптация пройдет более гладко.

При возникновении первых признаков заикания или тика необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. Важно не ждать, когда это пройдет самостоятельно, а сразу начать лечение. Так как при рано начатом лечении эффект значительно лучше. Также важно не заканчивать курс медикаментозного лечения преждевременно. Даже если невроз внешне уже не проявляется, нельзя прекращать лечение, так как возрастает вероятность рецидива. А повторное возникновение проявлений невроза поддается лечению сложнее, требуются более длительные курсы. Невролог обычно назначает медикаментозное лечение на 1-2 месяца, курс физиотерапии, массажа.

Кроме лекарств очень важно создать для ребенка психологически щадящую обстановку. Не ругать ребенка и не ругаться при нем. Рекомендуется разговаривать спокойно, но твердо; избегать перевозбуждения и переутомления; ограничить просмотр телевизора до 15 минут в день; избегать шумных коллективов и игр.

Во всех случаях рекомендуется консультация психолога. Крайне важно выявить психотравмирующую для ребенка ситуацию и исключить ее. Так как без исключения психотравмирующей ситуации медикаментозное лечение будет неэффективно. Также нужно воспитывать и развивать в ребенке уверенность в себе. Дети с неврозом нуждаются в особом, теплом и внимательном отношении со стороны родителей».

*Мария Карасёва, психолог, семейный консультант:

«Заикание и нервные тики у детей могут возникать по самым разным причинам (генетическая предрасположенность, как результат физической или психической травмы). Но всегда есть и психологический компонент, который иногда является катализатором возникновения заболевания. Для того чтобы пояснить это подробнее и дать алгоритмы психологической коррекции этих заболеваний, немного разберемся, в чем их суть и как правильно распознать их признаки.

Принято считать, что нервный тик — это всегда подергивание глазом. Но на самом деле, если говорить простыми словами, — это подергивание какой-либо частью тела, в основе которого лежит механизм непроизвольного сокращения мышц. Нервные тики могут быть достаточно незаметны, но иногда они носят тяжелую форму и приводят к социальной изоляции. Интенсивность проявления может варьироваться в течение дня, может носить спонтанный и достаточно краткосрочный характер, а иногда это заболевание длится много лет. В связи с этим и эффективность лечения может быть разная — от полного излечения до неэффективности. И в вопросах коррекции и лечения данного заболевания не последняя роль отводится характеру взаимодействия родителей с детьми.

Заикание — нарушение плавности и ритмичности речи, причем эти нарушения не всегда выражены так сильно, как мы привыкли думать. Иногда заикание проявляется как чрезмерная пауза в речи, как будто ребенок задумался над ответом и никак не может сказать что-то. На самом деле эта пауза может быть вызвана судорогами мышц речевого аппарата. Также к заиканию иногда относят повторение каких-то слов, звуков, слогов. Эти повторения являются частью борьбы ребенка с речевым недугом и попытка выразить свою мысль. Заикание иногда проявляется только в стрессе, когда возрастает значимость ситуации в картине мира ребенка, в связи с которой происходит блокировка мышц на физическом уровне (публичное выступление, разговор с незнакомыми людьми, разговор по телефону, страх наказания и т. п.). На фоне стресса мышцы зажимаются, ребенок начинает волноваться, понимает, что ему сложно выразить свою мысль, и соответственно волнуется еще больше, и еще больше происходит сжатие речевых мышц. Получается замкнутый круг, который расстраивает как самого ребенка, так и его родителей.

Заикание — разновидность детского невроза. Оно может возникать на фоне физиологических нарушений (черепно-мозговые травмы, поражение нервной системы, нарушение внутриутробного развития, генетическая предрасположенность, лор-заболевания и т. п.). Возникновению заикания могут способствовать и социально-психологические причины. К психологическим причинам относят: стрессовые ситуации, сильные психоэмоциональные и травматические события — потеря близкого человека, сильный испуг, страхи и т. п. Тем не менее у детей заикание может быть и формой привлечения внимания родителей или проживанием глубокого чувства обиды и ревности и невозможностью справится с этими чувствами. К социальным причинам можно отнести: частые и резкие смены места жительства (также школы, садика), чрезмерная опека родителей, переутомление ребенка развивающими занятиями (особенно речевыми), чрезмерная стимуляция речевого аппарата (родителями), просто повторение за кем-то из членов семьи, кто заикается (или за другим ребенком).

Смотрите так же:  Ди стресс

Лечение нервных тиков и заикания у детей

Лечение нервных тиков и заикания назначает врач невролог. Часто у заболевания встречаются психологические причины, и даже если они не основные, то всегда есть сопутствующая данному заболеванию психологическая атмосфера, к которой относится: характер отношений между родителями (между папой и мамой), характер отношений между другими членами семьи, уровень конфликтности членов семьи, степень тревожности родителей (особенно мамы), стиль воспитания (особенно авторитарный), гиперопека и многое другое.

При возникновении заикания или нервных тиков у ребенка родителям в первую очередь стоит меньше заострять внимание на этой проблеме — не торопить ребенка что-то сказать, не проявлять нетерпения к неправильному поведению ребенка, не раздражаться, не осуждать и ни в коем случае не передразнивать и не смеяться над ним.

Ребенок должен понимать, что, несмотря на его проблему, его любят и ценят, а также относятся к нему с уважением. Более того, если ребенок до этого чувствовал давление со стороны родителей, то просто необходимо это давление снизить. Давление дети ощущают тогда, когда родители наказывают ребенка — физически или психологически. К психологическим видам наказания относятся: обида на ребенка, злость, крик, оскорбления, угрозы и т. п. Это все угнетает работу нервной системы и создает благоприятные условия для развития неврологического заболевания.

Одновременно с этим важно помнить, что чрезмерная тревожность о проблеме (тики или заикание) с фиксацией родителей на ней (даже когда ребенок не слышит об этом), создает у ребенка ощущение, что с ним что-то не так. У него снижается самооценка, и его тревожность также начинает расти. Это способствует повышению уровня стресса и выраженности симптоматики. Поэтому ребенок должен чувствовать себя в безопасности, и он должен понять, что с этой проблемой можно справиться. Но это понимание может прийти только от родителей, которые также верят в себя, в свои силы и в способности своего ребенка. Именно родители на эмоциональном уровне транслируют ребенку чувство психологической безопасности, без которого сложно ожидать эффективного лечения.

Одновременно с этим родители отвечают и за обеспечение внешней безопасности ребенка, речь идет о защите от насмешек других людей. Иногда, в силу невозможности обеспечить защиту ребенка в дошкольных и школьных учреждениях, на момент заболевания можно рекомендовать домашнее обучение. Но стоит помнить, что все равно какой-то круг друзей просто необходим ребенку — важно, чтобы это были дети, которые смогут спокойно реагировать на проблему и не будут смеяться и передразнивать вашего сына или дочь. Если изолировать ребенка полностью, то может быть обратный эффект — усилится застенчивость, которая также может привести к более частым (сильным) проявлениям заикания или нервных тиков.

После такой изоляции обязательно надо следить за тем, как ребенок адаптируется после перерыва. Важно во время его вынужденного сидения дома заняться психологическими упражнениями, посещать специальные занятия с психологом-логопедом (в случае заикания), просто с психологом. Необходимо поднять ребенку самооценку, чтобы он сам поверил в свои силы. И хорошо, если это будет происходить в содружестве — невролог, психолог, родитель и детский коллектив».

Как вылечить заикание у ребенка?

11.09.2015 , Заикание, Проблемы с речью, Статьи Комментарии отсутствуют

Из предыдущей статьи мы с вами узнали, что невротическое и неврозоподобное заикание успешно лечатся. С чего же начать лечение?

  1. Запишитесь к специалистам! Вам помогут следующие врачи:
  • Психоневролог. Обследует состояние нервной системы и при необходимости назначит лекарственную терапию. Здесь будьте очень внимательны прежде, чем начать давать лекарство. Ознакомьтесь с побочными эффектами и в случае сомнений или реакций ребенка на препарат, отменяйте его или требуйте замены. Также следует помнить, что медикаментозное лечение дает результат только в комплексном решении проблемы заикания.
  • Психотерапевт или психолог. Поможет преодолеть логофобию, комплекс речевой неудачи и неуверенность в себе. Рекомендуем присутствовать на занятиях у психотерапевта, потому что психика ребенка – очень «нежная и хрупкая» материя, которую можно доверить только настоящему профессионалу.
  • Рефлексотерапевт/ физиотерапевт. Поможет снять нервно-мышечное напряжение речевого аппарата, возникающее при заикании.
  • Логопед. Научит правильно дышать при речи и говорить плавно, без запинок.
  • Инструктор лечебной физкультуры. Физическая активность, закаливание, массаж оказывает благоприятное воздействие на развитие речи ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать этими процедурами.

Если вы начали лечить заикание под присмотром врачей, обязательно присутствуйте на всех приемах и занятиях, делайте домашние упражнения (если они были заданы) и вселяйте уверенность в ребенка, что лечение проходит успешно.

  1. Устраняйте заикание дома.

Вообще, лечением заикания у ребенка надо заниматься очень плотно и комплексно, тогда оно проходит быстро (1-6 месяцев). Вам придется за это время проявить всю силу своего характера, терпения, возможно, где-то поступиться работой и уделить максимум внимания ребенку.

Итак, как вы можете помочь ребенку справиться с заиканием в домашних условиях:

  • Говорите медленно и плавно. Тогда ребенок будет стараться подражать вашей речи, и напряжения мышц речевого аппарата не будет, как и заикания.
  • Периодически говорите шепотом и пойте вместе с ребенком. Обратите внимание, во время шепота и песни заикания не будет!
  • Разрешите не говорить. Многие специалисты рекомендуют на какое-то время в доме ввести «режим тишины», чтобы ребенок подзабыл свои проблемы с речью. Постарайтесь меньше спрашивать что-либо у дошкольника, не вызывайте на диалог. Пусть ребенок поймет, что он может говорить столько, сколько хочет.
  • Уберите закрытые вопросы и командные распоряжения из своей речи. Замените их на открытые вопросы и приглашения.

Каждый заикающийся человек знает свои проблемные звуки (обычно это [п], [ т], [к], [м], сочетание звуков [тр], [ст], [кр]) и стремится избежать слов, где они встречаются. Задавая закрытый вопрос, вы оставляете ребенку мало возможностей для маневров в речи, и заикание становится неизбежным. Естественно, эта ситуация будет раздражать и унижать вашего ребенка.

Например, ребенок начинает заикаться на звуке [к]. Ответ на простой вопрос «Что ты будешь кушать: тушеную капусту или курицу?» вызовет у ребенка затруднение. Поэтому лучше заменить этот вопрос на приглашение: «Пойдем покушаем, я положила тебе курицу и капусту, съешь, что тебе больше понравится».

  • Слушайте внимательно. Если ребенок обратился к вам с речью, обязательно оставьте все дела и уделите внимание. Пусть ребенок знает, что у него есть в запасе много вашего времени, тогда он не будет торопиться и говорить быстро, а, значит, пропадет еще одна предпосылка для заикания.
  • Признайтесь, что проблема существует, и поддержите. Ребенок страдает от заикания намного больше, чем вы, и при этом он не может сам себе помочь. Представьте, как тяжело знать, что ты сейчас начнешь говорить, заикаться и даже не сможешь остановиться! А промолчать на вопрос или не рассказать родному человеку о чем-то новом и интересном из-за боязни снова заикаться?! Это очень сложное испытание для ребенка.

Поэтому если ребенок начал заикаться, поддержите его, обнимите, скажите, что вы знаете, как ему трудно, какое сложное слово он старается сказать. Он – молодец, что решился произнести это слово, и в следующий разу у него обязательно получится выговорить неподдающиеся звуки. Не отводите взгляд, если ребенок начал заикаться, терпеливо дослушайте до конца!

Смотрите так же:  Девочка маша с синдромом дауна комментарии

Расскажите, что многие известные люди страдали заиканием и смогли успешно избавиться от него (актер Брюс Уиллис, певец Скэтмен Джон, писатель Льюис Кэролл, римский император Клавдий, Уинстон Черчилль и другие).

Очень рекомендуем посмотреть фильм «Король говорит». Это фильм о непростой, но успешной борьбе короля Великобритании Генриха VI с заиканием. Возрастное ограничение фильма 12+, поэтому лучше посмотреть сначала отдельно взрослым, а потом, если посчитаете нужным, показать ребенку.

  • Занимайтесь специальными упражнениями вместе с ребенком. Все упражнения на устранение заикания можно условно разделить на 2 группы:
  1. Логопедические . Эти упражнения должен проводить и обучать им только профессиональный логопед. Специалист обучит ребенка начинать речь плавно и не спеша, верно проговаривать сложные звуки и их сочетания, останавливать судороги мышц речевого аппарата.

Кое-что вы можете освоить и дома, например, метод «скольжения» (применим после возраста 4 лет). Предложите ребенку остановиться на слове, которое вызывает затруднение, и после паузы произнести его медленно и плавно. Впоследствии ребенок научится произносить предложение без паузы перед сложным словом.

  1. Упражнения на становление правильного речевого дыхания . Эти упражнения вы можете освоить и выполнять самостоятельно.

Один из самых эффективных комплексов дыхательной гимнастики – упражнения по Стрельниковой. Весь комплекс состоит из 11 простых упражнений, выполнение которых займет у вас около 20 минут 2 раза в день. Дыхательная гимнастика полезна не только для правильного становления речи, но и для общего иммунитета.

Логопед также порекомендует вам дыхательные упражнения на произнесение труднопроизносимых звуков и слогов.

Главное, не заставляйте ребенка в одиночку выполнять гимнастику для дыхания и упражнения на устранения заикания. Нам, взрослым, тяжело бывает заставить себя делать зарядку по утрам. Что уж говорить о дошкольнике?

Этот же совет «Быть и заниматься вместе с ребенком» применим ко всему подходу устранения заикания. Ведь ваша помощь и поддержка – самое главное средство для успешного лечения заикания.

Плавных и задушевных разговоров вам и вашему ребенку! Удачи!

Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

5 причин заикания у ребенка

Чаще всего заикание возникает у детей 2,5-6 лет — в период активного становления речи. Но может начаться и в подростковом возрасте. Что же тому причиной? И как лечится заикание?

Кременчугская Марина

кандидат медицинских наук, невролог Института детской и взрослой неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки

Как правило, заикание у детей начинается внезапно. Ребенок все четко говорил, и вдруг у него возникают запинки в речи. Он повторяет первую букву или первый слог, например «че-че-че-модан» (клонический тип заикания) либо долго его тянет: «чееееемодан» (тонический тип). У многих детей встречается смешанный тип заикания – с повторами и растягиваниями одновременно.

Почему же раньше речевых трудностей не было, а сейчас — появились? Причин несколько:

Физиологические нарушения: гипоксическое поражение нервной системы во время внутриутробного развития или родов, перинатальная патология, задержка развития (в том числе — моторного развития на первом году жизни, а также задержка или нарушение развития речи), частые ОРВИ, перенесенные нейроинфекции — менингит, менингоэнцефалит — все это способствуют развитию заикания у детей.

Невротическая настроенность. Заикание – это часть логоневроза, связанного с судорогами мышц языка, губ, неба, гортани. Как правило, логоневроз возникает у впечатлительных, ранимых, тревожных детей. Обычно – под влиянием стресса: острого или хронического. Например, ребенок может начать заикаться после сильного испуга – скажем, если на него напала собака или он впервые оказался в больнице без мамы. У ребенка постарше острым стрессом может стать ссора с одноклассниками: подросткам важно самоутвердиться в социуме. Хронический стресс, как правило, связан с конфликтами в семье. Возможно, родители часто ссорятся на глазах у наследника, либо чрезмерно строги и требовательны по отношению к нему.

Переучивание левши в правшу. Левши – нежные создания. Они эмоциональны, чувствительны, ранимы. Попытка сделать из них правшу может обернуться сильным стрессом. А стресс — спровоцировать развитие логоневроза.

Подражание кому-то из друзей. Иногда бывает и такое: в детсадовской группе кто-то заикается, и малыш начинает за ним повторять. Сначала – просто играет. Но у невротически настроенных детей это действие может закрепиться. В медицинской литературе сейчас активно обсуждается роль так называемых зеркальных нейронов, благодаря которым ребенок подражает действиям других — учится держать ложку, рисовать и пр. Но он может «отзеркалить» не только хорошее, но и плохое. Например, начать за компанию с кем-то заикаться или часто моргать.

Большие нагрузки. Многие родители переживают, что их чадо в четыре года еще не умеет читать, считать до ста и не знает ни одного слова по-английски. Поэтому начинают водить его на всевозможные развивающие занятия. С одной стороны, это неплохо. Если ребенку интересно, он будет быстро схватывать новые знания. С другой, есть опасность перегрузить малыша избыточной информацией. Недаром в школу дети идут только в 7 лет – к этому моменту большинство из них могут спокойно сидеть на уроках, слушать учителя и воспринимать большой объем информации. А с дошкольниками можно заниматься лишь в игровой форме. Причем дозировано. Если ребенок устал, капризничает, отказывается выполнять задания – родители должны отступить. Иначе у ребенка могут появиться неврозы, в том числе и логоневроз.

Это пройдет!

Как правило, заикание с годами проходит. Но ребенка нужно показать неврологу или психоневрологу: возможно, понадобится медикаментозное лечение. Обычно детей стараются не перегружать серьезными препаратами. Если и назначают, то мягкие ноотропы, противотревожные средства, успокоительные травяные сборы.

Рекомендуется и немедикаментозное лечение – рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура, особенно – с элементами восточных техник: ребенка учат правильно напрягать и расслаблять мышцы. Это способствует тренировке нервной системы и повышению стрессоустойчивости.

Кое-что родители могут сделать и сами. Например, не проговаривать слова, а… петь. И предлагать чаду делать то же самое. Этот простой прием помогает восстановить плавность речи при легких формах заикания. Большое значение имеют и занятия с логопедом-дефектологом.

Иногда родители по ошибке принимают за заикание неуверенную речь. Например, малыш без труда произносит маленькие слова: «дом», «кот», а слово «кошка» выговорить не может. И заменяет его на «ко». Иногда на «ко-ко». Но это не заикание, а этап становления речи.

Важно также проконсультироваться с психологом. Не исключено, что именно семейные проблемы провоцируют развитие невротических реакций у наследника. В таком случае взрослым придется скорректировать свое поведение. Например, перестать ждать от чада сплошных рекордов и уделять ему больше времени.

Как вылечить заикание у ребенка

Умение подать себя и разговаривать уверенно играет важную роль в жизни человека. А заикание может стать серьезным препятствием на пути к успеху. Все дело в том, что наши речевые навыки и нервная система формируются в глубоком детстве, а значит, и заикание лечить нужно с самого момента выявления проблемы. Выясним, когда именно начинать «бить тревогу» и к какому врачу обращаться за помощью.

Что это такое

Мэрилин Монро, Уинстон Черчиль, Льюис Кэррол и Исаак Ньютон — что объединяет этих людей? Да, все они очень известные и талантливые личности. И все они когда-то заикались, как бы ни было трудно в это поверить. Окружающие часто ассоциируют заикание с неуверенностью в себе, но эти люди доказали, что справиться с ним более чем возможно.

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов или слов. Симптомами могут быть частые остановки или нерешительность в речи, разрывающие ее ритмическое течение. Иными словами, это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Смотрите так же:  Если у мальчика невроз

Здоровый человек, как правило, 7-10% речи произносит с запинками — звуками «э-э», «м-м», междометиями и т.д. Если процент заиканий более 10% — это уже болезнь. В то время как большинство людей не испытывают особых трудностей при разговоре, для заикающихся обычная беседа может превратиться в семь кругов ада.

Каковы причины

Все дело в самом удивительном органе человеческого тела — мозге. Именно в нем расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Центр Брока, например, отвечает за голос, то есть за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — это слух, он распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр анализирует сказанное и принимает решение о том, что говорить дальше.

Слаженная работа центров позволяет нам выстраивать речь. Центр Брока позволяет нам что-то сказать и одновременно активизирует слух. Центр Вернике распознает речь и дает команду ассоциативному центру, который вновь активизирует голосовой центр и так далее. Заикание же возникает вследствие разрыва такого речевого круга.

Чаще всего заикание появляется у детей от 2 до 5 лет, когда речевые центры как раз начинают формироваться. Сегодня можно выделить два основных типа заикания. Первый может возникнуть у ребенка с дефектом нервной системы. Среди причин заиканий такого типа — травма при родах, наследственная предрасположенность, тяжело протекающая беременность, болезненность в первые годы жизни. Ребенок может казаться абсолютно здоровым и умным не по годам, только заикается. Но при неврологическом обследовании врачи, как правило, находят признаки повышенного внутричерепного давления, повышенную судорожную готовность и изменение рефлексов.

Второй тип возникает у детишек с изначально здоровой нервной системой. «Причиной заболевания в таком случае может быть что угодно, — рассказывает детский невролог Самарской городской поликлиники №4 Елена Никитина, — начиная от стрессов и перенапряжений, заканчивая физическим переутомлением и усталостью. Нервные тики, к которым относится и заикание, очень часто связаны с постоянным просмотром телевизора, увлечением компьютерными играми, приставками и т.д. Активность коры головного мозга увеличивается, повышается эмоциональный фон, вследствие чего возникает заикание».

Не всегда можно угадать, что именно стало причиной заикания. Для нервного ребенка может быть достаточно внезапно появившейся лающей собаки. Бывает и так, что чадо перетрудилось, пытаясь выучить стихи и для урока, и для сценки, и для еще какого-нибудь торжества. Серьезные потрясения в семье (такие, как развод родителей или болезнь кого-то из родственников) также могут стать причиной возникновения заболевания. При таком типе заикания дефект речи обычно усиливается во время волнения и эмоционального возбуждения и ослабевает в спокойной обстановке.

«Если рассматривать заикание с психологической стороны, — рассказывает психолог клиники Гавриловой Ирина Кочеткова, — то причины болезни могут быть совершенно разные. Бывает так, что ребенку запрещено о чем-то говорить, не обязательно родителями, просто для него какая-то тема стала запретной. Существует внутренняя обстановка: «об этих вещах говорить нельзя». Но сказать хочется. В такие моменты ребенок начинает заикаться».

По словам Ирины Кочетковой, заикание — это нарушение коммуникативного процесса. Из этого следует, что причиной дефекта речи может стать нежелание говорить о чем-то родителям. «Бывают такие чувствительные детки, которые могут испытывать очень много эмоций одновременно, — продолжает психолог. — Чувства переполняют ребенка, и ему хочется делиться ими с родителями. Но в современном ритме жизни мы постоянно куда-то спешим и детишек тоже поторапливаем. Чтобы за нами успеть, ребенок начинает проглатывать слова, пытаясь рассказать о своих чувствах быстрее. В такие моменты важно выслушать ребенка, сказать: «У меня есть столько времени, сколько тебе нужно. Я вижу, что ты радуешься, рассказывай и не торопись».

К какому врачу обратиться

Если вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться, затягивать не нужно. Отказ от лечения может повлечь за собой необратимые последствия. Психологические травмы из-за неуверенности в себе — один из наиболее частых стрессов для заикающегося ребенка. Зачем создавать лишние причины для развития заболевания и возникновения других?

«Если вы заметили у ребенка признаки заикания, в первую очередь необходимо обратиться к неврологу, — комментирует Елена Никитина. — Врач назначит медикаментозное лечение. Как правило, это успокаивающие средства, сосудистые и ноотропные препараты. Если первопричина кроется в стрессовом факторе, то необходимо будет обратиться к психологу».

«Проявления заболевания могут развиться в раннем возрасте от 2 до 6 лет, — рассказывает Ирина Кочеткова, — а затем затихнуть и вновь напомнить о себе в подростковом возрасте. Поэтому, если вы заметили признаки заикания у ребенка, лучше сразу обратиться к специалисту, выяснить причину и довести лечение до конца».

Важно отметить, что в некоторых случаях заикание становится хроническим. Тогда помощь психолога тем более необходима, ведь ребенку и его родителям придется учиться жить с этим заболеванием. И конечно, не следует пренебрегать занятиями с логопедом. Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Консультация логопеда в Самаре стоит 1150 руб., за прием у невролога придется заплатить 1390 рублей.

Рекомендации врача

Мы уже выяснили, что служит причинами заикания. Во избежание болезни нужно их по максимуму исключить из жизни ребенка. Кроме того, существует несколько простых рекомендаций, которые помогут как в качестве профилактики, так и в борьбе с заболеванием:

Соблюдайте режим дня. Дайте ребенку отдохнуть после обеда.
Не позволяйте ему долго сидеть за компьютером или с другими гаджетами. Перерыв желательно делать каждые 30 минут.
Не подвергайте ребенка стрессу. В семье должна быть максимально спокойная атмосфера.
Заикающемуся ребенку не стоит заниматься в спортивных секциях. Борьбу, каратэ и т.д. лучше исключить. Зато занятия в бассейне будут более чем полезны.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Мелоксикам инструкция по применению детям Мелоксикам раствор 1 мл раствора содержит активное вещество: мелоксикам- 10,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Нестероидный противовоспалительный препарат Фармакологическое действие Нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП), обладает противовоспалительным, […]
  • Ребенок в 1 год спит 3 раза Сколько раз в день положено спать ребёнку после года? Здравствуйте! Нашему сынку 1 год 22 дня. Спит 2 раза днём. Утром в 10−11 и после обеда в 14−15. Спит по 40−50 минут. Укачиваемся долго. Вечером ложится спать в разное время — когда в 21 ч., 22 ч., а вчера уже […]
  • Почему храпит маленький ребенок Из-за чего ребенок храпит ночью и что с этим делать? Храп ассоциируется у нас со взрослыми людьми. Тем не менее, с детьми это тоже нередко случается, что заставляет их мам сильно нервничать. Почему малыш начал храпеть по ночам, насколько это опасно и как справиться с […]