Как обнаружить аутизм у детей

Признаки аутизма: ваш проводник месяц за месяцем

Сегодня исследователи считают, что можно обнаружить признаки аутизма у ребенка почти 4-месячного возраста. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что Ваш ребенок должен пройти оценку развития, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний.

— не реагирует на громкие звуки
— не следит взглядом за движущимися объектами
— не хватает и удерживает объекты
— не улыбается людям
— не агукает (не гулит)
— не обращает внимания на новые лица

— не поворачивает голову, чтобы обнаружить откуда раздаются звуки
— не показывает привязанность к вам
— не смеется или не делает визжащих (от удовольствия) звуков
— не тянется к объектам
— не улыбается самой себе
— не пытается привлечь к себе внимание с помощью действий
— не проявляет интерес к играм типа пряток

В двенадцать месяцев:

— не ползает
— не говорит отдельные слова
— не использует жесты, такие как кивки (или отрицательное мотание) или качания головой
— не указывает на объекты или рисунки
— не может стоять, когда поддерживают

В двадцать четыре месяца:

— не может ходить
— говорит не более 15 слов
— не использует предложения длиннее двух слов
— кажется, не знает функций бытовых предметов, таких как телефон, вилка и ложка
— не имитирует ваши действия или слова
— не может катать колесную игрушку
— не следует простым инструкциям

Проявления аутизма у детей

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития.

Проблемы с рождения

Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет).

Характерные черты

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речевое развитие

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Материнское восприятие

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Смотрите так же:  Кто ставит аутизм

Сложности отцовства

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Как определить, имеем ли мы дело с аутизмом?

(Марианне Куземченко, Эстонское общество аутизма)

В случае аутизма в основном наблюдаются нарушения в трех сферах:

  • общение;
  • социальное взаимодействие;
  • когнитивные навыки

Сфера общения включает в себя общение при помощи слов и речи, жecтов и мимики. Сфера социального взаимодействия включает в себя игровую деятельность, обучение через подражание, выполнение работы и заданий. Когнитивная сфера включает в себя понимание речи и языка, узнавание символов, воображение (предвидение последствий своих действий и действий других людей, временное и пространственное расположение своих и чужих действий, понимание аналогий и т.д.).

Аутизм характеризует множество симптомов, наличие одного или нескольких описанных ниже симптомов еще не означает, что у ребенка аутизм. Поставить диагноз «аутизм» можно тогда, когда во всех трех вышеназванных сферах у ребенка присутствует определенное число симптомов.

Можно подозревать аутизм, если ребенок:

  • избегает зрительного и телесного контакта;
  • развитие речи не соответствует возрасту, речь отсутствует полностью, или ребенок не понимает речи. Часто кажется,что у ребенка нарушение слуха, так как он не реагирует на речь. Может наблюдаться регрессия речи, часто речевая реакция бывает своеобразной. Например, ребенок вечером отвечает на заданные утром вопросы, отвечает на вопрос повторением этого же вопроса и т.д.;
  • делает повторяющиеся монотонные бесцельные движения руками, ногами, головой или телом. Он может щелкать пальцами, прыгать наместе, кружиться и т.п.;
  • крайне нервно реагирует на любые изменения. Его раздражают изменения в помещении, времени, месте, и это может стать причиной сильных протестов;
  • не играет с другими детьми и держится отдельно, не ищет контакта со сверстниками;
  • сверхчувствителен к определенным звукам и голосам, запахам или вкусам, и они могут вызвать буйную реакцию;
  • предпочитает находиться в «своем мире», где он может часами заниматься монотонной и бесцельной деятельностью;
  • повторяет слово в слово заданные ему вопросы или услышанные предложения, наблюдается эхолалия;
  • имеет необычные для своего возраста интересы, которым занимается подряд в течений продолжительного времени, например, учит наизусть расписание поездов, рисует флаги разных стран и т.п.;
  • очень хорошо запоминает некоторые детали, например, номера или факты, но не может запомнить неинтересные ему вещи;
  • не понимает чувства других людей и поэтому реагирует неуместно, например, начинает смеяться в неподходящих ситуациях.

Более половины детей с аутизмом имеют нарушения сна и тяжелое засыпание, часто сон непродолжителен, и ребенок поздно засыпает. Свойственные аутизму проблемы встречаются в различном сочетании и с разной интенсивностью, поэтому все дети с аутизмом уникальны и нуждаются в индивидуальном подходе.

Что можно сделать?

Ребенку с аутизмом необходимо специальное обучение сразу, как только определился диагноз. Крайне важно предложить ребенку поддержку и начать обучение уже в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети, особенно дети с особыми потребностями, наиболее восприимчивы.

Все дети с аутизмом нуждаются в последовательной и целенаправленной развивающей работе, и иногда, к сожалению, намеченные цели так и остаются недостигнутыми. Может случиться, что ребенок так и не научится завязывать шнурки или есть, сидя за столом. В то же время, если не обучать элементарным бытовым навыкам, ребенок с аутизмом самостоятельно их, увы, никогда не освоит. Поэтому основным приоритетом развивающей работы должна стать как можно большая самостоятельность ребенка.

В дошкольном возрасте нужно исходить из способностей ребенка. Ребенок может посещать в детском саду обычную группу, обычную группу с помошником/опорным лицом или специальную группу.

В школьном возрасте дети с аутизмом могут обучаться по различным учебным программам в различных школах. Дети с легким, умеренным, тяжелым и глубоким недостатком интеллекта и дети с аутизмом обучаются как по упрощенной программе, программе по обучению социальнобытовым навыкам, так и по программе по развитию и опеке в различных школах. Дети с синдромом Аспергера и дети с аутизмом без отставания в умственном развитии часто могут обучаться в обычной школе по обычной программе. Несмотря на такую большую разницу в умственных способностях детей с аутизмом, в работе с ними все-таки необходим похожий подход, исходящий из основного диагноза.

Чтобы обеспечить ребенку лучшие возможности для развития, структура обучения и требования, а также размер учебной группы должны соответствовать способностям ребенка, и при необходимости школа должна предложить альтернативу. Лучшие результаты достигаются в маленьких группах (до четырех детей), но при необходимости также проводятся занятия один на один и/или с помошником учителя.

Основные предпосылки обучения:

  • ребенок с аутизмом способен учиться, и развивающая работа ему полезна;
  • мозг ребенка с аутизмом работает иначе, поэтому он может учиться только определенным образом;
  • нужно исходить из индивидуальных возможностей и потребностей.

Основываясь на этих предпосылках, необходимо выбрать методику обучения. Наиболее распространенными в мире методиками являются TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children), метод Ловаас, ABA (Аpplied behavior analysis), вальдорфская педагогика и другие. В Эстонии в основном используют комбинацию различных методов, но наиболее подходящим и эффективным считается подход, основывающийся на методике TEACCH (четкая структура, индивидуальный подход).

Смотрите так же:  Боязнь изучения

В отношении детей с аутизмом действует принцип: чем раньше начать развивающую деятельность, тем лучше результаты и развитие ребенка!

Как распознать аутизм у ребенка

Этот диагноз вызывает много разнотолков не только среди родителей, но и среди специалистов. Речь об аутизме, признаки.

Об особенностях диагностики и лечения этого заболевания рассказывает наш эксперт, – врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Подозрительные симптомы

Двухлетний сынишка моей подруги растет очень замкнутым: не реагирует на обращенные к нему вопросы взрослых, избегает общения с другими детьми. Подруга боится, что у него аутизм. По каким признакам это можно определить?

Вероника, Нижний Новгород

– Диагноз раннего детского аутизма выставляют не раньше чем в 2–3 года. Принято считать, что такие дети замкнуты, нелюдимы, неконтактны. И чаще всего это действительно так. Однако аутизм имеет достаточно широкий спектр проявлений, когда у ребенка может наблюдаться и двигательная гиперактивность, даже агрессивность. Обычно «странности» поведения становятся заметны в возрасте 6–8 месяцев, когда ребенок неактивно реагирует на маму и ее ласку, спокойно остается один в комнате в возрасте 7–8 месяцев, не проявляя беспокойства, избирательно реагирует на членов семьи и т. д.

После года, а иногда и раньше, у такого ребенка могут отмечаться стереотипные движения, когда он длительно и часто повторяет двигательные действия, например, похлопывает себя руками по несколько минут, навязчиво раскачивается на стуле…

В дальнейшем у него может отмечаться строгая избирательность в еде, в маршруте прогулки на улице и т. д.

Однако чаще всего с жалобами на признаки аутистического поведения к специалистам обращаются родители с детьми в возрасте 2–2,5 года, у которых наблюдается задержка речевого развития. Хотя при аутизме нередко может быть и достаточно высокий уровень интеллекта.

Болезнь или мода?

Что такое аутизм и как часто он встречается?

Иван, Московская обл.

– Аутизм – это нарушение социальной коммуникации, которое проявляется ограниченностью взаимодействия ребенка (взрослого) с окружающим миром и людьми, ограниченностью интересов и стереотипностью движений и поступков, низкой коммуникацией на разных уровнях. Число случаев аутизма в России и за рубежом постепенно растет. Этот диагноз, если так можно выразиться, стал «модным» и нередко выставляется неоправданно. Ведь далеко не каждое нарушение поведения является аутизмом.

Лекарства – не главное

У нас во дворе гуляет мама с ребеночком-аутистом. Глядя на него, сердце кровью обливается. Скажите, это как-нибудь лечится?

– Прежде всего такие дети нуждаются в проведении специализированных занятий с педагогом-дефектологом, логопедом. В Москве и ряде других городов сегодня работают различные реабилитационные центры, лекотеки (служба психологического сопровождения и педагогической помощи родителям детей с проблемами развития. – Ред.), в которых занимаются с такими детьми.

Специфического медикаментозного лечения аутизма не существует. Более того, специалисты отмечают, что обладатели этого диагноза реагируют на медикаментозное лечение так же избирательно, как и на людей, события. Например, успокоительные средства могут их возбуждать. Однако полностью отказываться от медикаментозного лечения детей, страдающих аутизмом, не совсем правильно. В этом вопросе необходим комплексный подход.

Аутизм у детей: что должно насторожить родителей

Более 400 000 родителей в нашей стране даже не догадываются, что проблемы у их ребенка связаны с аутизмом. Сегодня, 2 апреля, во Всемирный День распространения информации об этом нарушении, мы предлагаем вам посмотреть ролик, который поможет распознать ранние признаки аутизма.

Для России задача информирования об аутизме актуальна вдвойне. Ведь еще несколько лет назад такой диагноз у нас не был официально признан. В фонде «Выход» специально к этому Дню подготовили ролик, разъясняющий, какие особенности в поведении ребенка должны насторожить родителей и стать поводом ответить на вопросы специализированного теста на сайте аутизм-тест.рф.

В этот день во многих странах мира, в том числе и в России, проводится акция «Зажги синий». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями и для привлечения внимания политиков и простых людей к проблеме аутизма здания и достопримечательности в разных городах подсвечиваются синим цветом.
На этот раз акцию поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Белгород, Кострома, Люберцы,Новосибирск. Если вечером 2 апреля, гуляя по городу, вы увидите освещенное синим здание, сфотографируйте его и опубликуйте с хэштегом #зажгисиним и #2апреля. Так вы сами станете участником акции «Зажги синим».

Есть и другие простые способы выразить свое отношение к проблеме аутизма:

  1. Надеть 2 апреля синюю одежду и предложить вашим друзьям, коллегам и родственникам последовать примеру (это могут быть просто футболка, шарф, галстук или любой аксессуар синего цвета)
  2. Подсветить синей лампой или гирляндой окна вашей квартиры, дома или офиса
  3. Если изменить освещение невозможно, то можно украсить помещение учреждения, школы, офиса или общественной организации синими украшениями или плакатами
  4. Рассказать друзьям и знакомым об акции в социальных сетях с пометкой #зажгисиним и #2апреля (можно использовать свою фотографию в синей одежде).

Как мыслят аутисты?

Им трудно налаживать связи, уживаться с другими, адаптироваться к новой обстановке. Зато им доступно то, чего многие из нас просто не замечают или не осознают. Тэмпл Грандин, ученый с аутизмом, рассказывает о том, как смотрят на мир люди, подобные ей, и как они могут использовать особенности своего мышления.

Стивен Эдельсон: «Поймите, аутизм поддается лечению!»

В Москве состоялась III Международная конференция «Аутизм: вызовы и решения». Сопредседатель оргкомитета, руководитель Института изучения аутизма Стив Эдельсон ответил на вопросы Psychologies.

У людей с аутизмом мозг развивается по «предельно мужскому типу»

К этому выводу пришли ученые из Кембриджского университета, которые провели крупнейшее исследование с помощью теста «Чтение по глазам».

Елисей Осин: «Главным для ребенка с аутизмом будет не врач, а учитель»

Детский психиатр, один из специалистов, занимающихся диагностированием аутизма, о реакции родителей и о том, можно ли их утешить.

Смотрите так же:  Физические нарушения сна

Аутизм: как обнаружить его у ребенка до года и появится ли когда-нибудь лекарство

Ученые пока не нашли способ лечения аутизма. Поэтому сегодня единственная возможность помочь ребенку с подобным расстройством — ранняя диагностика и грамотное педагогическое сопровождение.

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма ТАСС поговорил с директором Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, руководителем лаборатории исследований аутизма МГППУ, доктором биологических наук Татьяной Строгановой. Нейробиолог рассказала, из-за чего возникает заболевание, существуют ли способы его ранней диагностики и есть ли шанс научиться его лечить.

Что такое аутизм и почему он возникает?

Аутизм — психическое расстройство, связанное с нарушением коммуникации. В 70% случаев оно сопровождается нарушением умственного развития: к трем годам ребенок фактически не говорит и произносит очень короткие повторяющиеся фразы. Строганова отмечает, что существуют редкие случаи, когда неспособность общаться соединяется с чрезвычайно удачным умственным развитием. Но на самом деле таких примеров мало.

Эксперт подчеркивает, что аутизм — это не одно заболевание, а группа абсолютно разных по своей природе болезней, объединенных общим симптомом — неспособностью к общению. Точно так же нельзя считать одной болезнью состояния, для которых характерна головная боль. Это всего лишь симптом, а причины у всех заболеваний разные.

На данный момент ученые не знают всех факторов, которые приводят к аутизму. Но у них есть понимание, что заболевание имеет биологическую природу — у ребенка нарушаются некоторые механизмы работы нейронов. В большинстве случаев — это генетические поломки. Однако это не значит, что аналогичное заболевание нервной системы не может возникнуть под воздействием внешних факторов. Так, риск аутизма повышается, если, например, мать во время беременности переболела краснухой или принимала определенные лекарства.

Как выявить аутизм в максимально раннем возрасте?

Согласно исследованиям, изучающим поведение детей из группы риска (для тех, у кого есть братья и сестры с диагнозом «аутизм», риск развития заболевания составляет 10–15%. — Прим. ТАСС), младенец, которому в будущем поставят «аутизм», почти до года никак не отличается от нормы.

Как же тогда обнаружить заболевание? Строганова отвечает: если в поведении отклонений нет, значит, можно посмотреть, есть ли они в сенсорных функциях, например в зрительном восприятии. Подобные функции развиваются быстрее. Теоретически зафиксировать их нарушение можно уже в возрасте двух-трех месяцев.

По словам эксперта, за механизмы восприятия, в том числе зрительного, отвечает особый тип тормозных нейронов в мозге, с нарушением работы которых, по мнению ученых, связана часть случаев возникновения аутизма. Эти нейроны также необходимы для формирования многих функций (например, внимание, контроль, мотивация), без которых общение либо невозможно, либо очень затруднено.

Как же узнать, что работа этих нейронов нарушена?

В основе зрительного восприятия человека лежит способность нейронов-детекторов зрительной коры воспринимать угол наклона линий, поясняет нейробиолог. При этом люди более чувствительны к вертикальным и горизонтальным линиям — мы можем заметить изменение на доли градусов от вертикали или горизонтали. А если нас просят обнаружить отклонение диагональной линии, нужно изменение не менее 4–5 градусов, чтобы мы смогли его заметить.

Это происходит из-за того, что мы живем в поле тяготения, и вокруг нас преобладают линии базовых ориентаций, которые мозг научается распознавать лучше. Обучение данному навыку зависит от тормозных нейронов и происходит уже на третьем-четвертом месяце жизни.

Сотрудники лаборатории исследования аутизма МГППУ выдвинули гипотезу, что дети с аутизмом, у которых работа этих нейронов нарушена, определяют ориентацию вертикальных и горизонтальных линий хуже здоровых и ничем не отличаются от них в восприятии диагональных линий.

Эксперимент с участием почти 40 детей с аутизмом в возрасте 7–15 лет подтвердил это предположение.

Можно ли рассчитывать, что будет найдено лекарство от аутизма?

Строганова считает, что, если удастся понять причину возникновения аутизма, разобраться в разнообразии молекулярных механизмов, которые приводят к нарушениям, можно будет найти способы фармакологической компенсации. Нельзя изменить поврежденный ген, но при точно подобранной фармакологии можно спасти его функцию, поясняет нейробиолог.

Другие статьи

  • Ребенок в 4 месяца перестал спать но Хелп!! Хочет спать, но не спит! Нужна помощь. Как было: Юлька днем спала на балконе, ритуал простой - одели в комбез, дали соску, покачали - ребенок спит. Спать хочет через 1,5 часа бодрствования. Как усьтала - капризничает.Как есть: уже пора спать.. ребенок плачет, […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Можно ли делать манту если у ребенка сопли и кашель Проба Манту и сопли. Можно делать или не стоит? В инете информация противоречивая( Наш педиатр в отпуске, узнать не у кого, решение надо принять самостоятельно. На завтра сынульку (1,5) записала на пробу манту, а сегодня ночью у нас сопли. Температуры нет, не кашляет […]
  • Почему у ребенка большой живот Почему у ребенка большой живот Сообщение AsiAn » Сб июл 02, 2011 09:09 Не знаю: писать в эту тему или следующую. Если что, на модераторов не обижусь ) Девочке 2,4 года. Большой "беременный" живот. На ее аппетит я никогда не жаловалась. Но ребенок не переедает. Сейчас […]
  • Развитие ребенка 4 месяца 2 недели Календарь развития ребенкана 4 месяце Развивающие игры Развиваем чувство баланса Игра 1. «Катание на мяче» В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия […]