Как общаться с новорожденным ребенком

Содержание:

Как разговаривать с младенцами

В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным? Рассказывают наши эксперты.

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец — тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей — утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном — как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, — поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. — Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка — языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, — объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». — Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, — говорит Борис Цирюльник. — Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль — в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения — появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, — продолжает Галина Филиппова. — Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, — рассказывает Галина Филиппова. — И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей — все эти события нужно ему объяснить. Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, — вспоминает 34-летний Дмитрий. — Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно — свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, — отмечает Ольга Варпаховская. — И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».

Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца — ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. — Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, — поясняет Галина Филиппова. — Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», — добавляет Борис Цирюльник. — Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки — «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, — советует нейропсихолог. — В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» — в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».

Смотрите так же:  Девушка козерогкакая она в отношениях

Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» — вера в то, что мир, в котором мы живем, — в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения — «я» и «ты».

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать телевизор? Все не так просто. Педиатр Дана Саскинд рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

10 вещей, за которые женщина не должна извиняться. Никогда

Какой бы выбор мы ни делали в жизни, всегда найдется тот, кто посчитает себя вправе осудить нас или указать, как было бы «правильнее». Пора перестать обращать на это внимание и избавиться от чувства вины за то, как мы устраиваем свою жизнь.

Как разговаривать с новорожденным ребенком

Младенчество – самый добрый, чистый и прекрасный период в человеческой жизни. Первый взгляд нового человека, самая первая улыбка, прикосновение мамы. Все это, на самом деле, каждый из нас хранит в себе, как величайшую драгоценность. С самого первого своего момента на Земле, маленький человечек начинает постигать великую науку общения.

Когда в семье появляется малыш, первым делом молодая мать учится взаимодействовать с этим «инопланетянином». А ребенок старается научить своих близких понимать его сигналы. Однако, наступает момент, когда простых знаков в виде плача и кряхтения становится недостаточно и наступает новый период у младенца, когда он начинает активно учиться не только демонстрировать свои требования, но и понимать родных, прежде всего, маму. О том, как разговаривать с новорожденным ребенком, чтобы развивать его мы поговорим в этой статье.

Общение с младенцем

Известно, что ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Это самые первые шаги в постижении новой и очень необходимой науки. Через прикосновения мать передает своему ребенку ласку, тепло своих рук. Это дает крохе уверенность и чувство полной защищенности. Прикосновения, всевозможные поглаживания, легкий массаж положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, напоминающий о еде, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

Чем чаще родители берут на руки своего ребенка, тем больше происходит взаимодействия на всех уровнях и малыш быстрее развивается. Кроме того, это формирует сильнейшую привязанность на всю дальнейшую жизнь, а само общение с младенцем приносит большую радость. Когда мама берет ручки грудничка в свои и делает массаж пальчиков, начинает формироваться моторика, если родители ласково говорят с малышом – стимулируется слух, а когда показывают яркую игрушку – зрение. И не важно, что малыш пока только наблюдает. Будьте уверены: он понимает вас хорошо.

Как правильно общаться с новорожденным ребенком?

Многие молодые родители часто не знают, как нужно взаимодействовать с младенцем. Все очень просто, нужно начать ласково разговаривать с малышом. Более благодарного и, как ни странно, понимающего слушателя вы не найдете. В этот момент ребенок начинает привыкать к речи, учится ее понимать. При обращении к маленькому человечку нужно обязательно называть его имя.

Ближе ко второму месяцу общение становится более ситуативно-деловым. В это время увеличивается период бодрствования. На данном этапе можно развлекать кроху игрушками – яркими, приятными простыми погремушками. В этом периоде малыш научится следовать за звуком, а также сосредотачиваться на ярком цвете игрушки. И, конечно же, необходимо и дальше разговаривать с ребенком.

Примерно с трех месяцев можно учить младенца подражать речи, а сам ребенок, начиная гулить, с удовольствием будет играться интонациями. Очень важно, чтобы в это время малыш видел ваше лицо, следил за артикуляцией и мимикой. Желательно, чтобы он учился повторять за вами звуки, а само общение было всегда обоюдным.

Очень важно все время общаться, и не важно о чем вы будете разговаривать с новорожденным, можно просто читать ему сказки, рассказывать небольшие стишки или же петь песенки.

Как известно, жизнь крохи полностью зависима от взрослых. Мама и другие родственники ухаживают за ребенком, помогают ему освоиться в этом мире и, конечно же, общаются.Чем более продолжительно и эмоционально окрашено общение, тем быстрее развивается нервная система малыша, тем скорее он начинает ходить и разговаривать, становится самостоятельным. Поэтому взаимодействие со взрослыми для грудничкового ребенка крайне полезно и необходимо.

Скачайте упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? ​Скачайте практические упражнения из пестовальной гимнастики для малышей от 6 недель до 3 месяцев и подарите малышу здоровье с рождения!

Первые уроки общения

После длительного пребывания в почти полной темноте, лишь в незначительной степени нарушаемой лучами приглушенного света (в том слу­чае, если на живот матери был направ­лен источник освещения), ребенок по­падает в ярко освещенное помещение, что вынуждает его крепко зажмурить глаза. Что же касается его кожной чув­ствительности, то, пребывая в утробе матери в условиях постоянных темпера­туры и влажности, он теперь оказывает­ся в среде со значительно более низкой температурой. Кроме этого, он испыты­вает раздражение от прикосновений по­сторонних рук к незащищенной ничем коже. Все эти факторы как бы «оглуша­ют» его на какое-то время. Это проис­ходит по причине большого количества слишком сильных для него чувств, испы­тываемых в слишком короткий промежу­ток времени. Длится эта «оглушенность» около суток. В это время новорожденный еще не способен к восприятию какого-то отдельного вида информации, она вся для него сливается в один мощный по­ток. Как правило, центральная нервная система защищает себя от перенапряже­ния, погружая новорожденного в глубо­кий, продолжительный сон. Если же это­го не происходит, ребенок может быть очень возбужденным, долго кричать.

Постепенно малыш адаптируется к но­вым для себя условиям. К концу первых суток жизни период первой «оглушенно­сти» проходит. Новорожденный привы­кает к тому, что теперь его органы чувств постоянно получают информацию в виде звуков, запахов, прикосновений, колеба­ний температуры и освещенности.

В течение 2-4-го дней жизни малыш начинает ассоциировать один из голо­сов (тот, который ему знаком больше прочих) с самым приятным для него за­пахом (запахом материнского молока) и с самым приятным для него процес­сом (процессом кормления). Примерно на третий день своей жизни он уже на­столько хорошо связал эти три чувства в своем сознании, что, услышав материн­ский голос, может быстро успокаиваться и, почувствовав запах матери, начинает совершать сосательные движения или ис­кать ртом сосок.

Через три дня после рождения у боль­шинства новорожденных проходит отек век, характерный для первых дней, и они открывают глаза. В первые 2-3 дня орган зрения новорожденного воспринимает только более или менее яркий свет. Окру­жающие предметы отображаются в виде нечетких силуэтов. Однако уже в возрас­те 5-7 дней новорожденный начинает внимательно всматриваться в предметы, отдавая предпочтение лицам людей, ко­торые ребенок рассматривает с большим интересом. Неудивительно, что наибо­лее привлекательным для него становит­ся лицо матери, ведь оно ассоциируется у него с тем самым запахом и голосом, которые сопровождают кормление.

Из этого можно сделать вывод, что про­цесс кормления и является тем самым первым и наиболее важным моментом, во время которого происходит первое общение матери с новорожденным ре­бенком.

С чего начать?

С самого начала следует знать, что при любом общении с ребенком необходимо установить зрительный контакт. Первое время ребенок еще не может долго удер­живать взгляд в одном положении, это может продолжаться всего несколько секунд, но постепенно время контакта будет становиться все продолжительнее. Особенностью зрения новорожденно­го является значительно более низкая, чем у взрослых, острота зрения. Связа­но это с недоразвитием сетчатки глаза, которое продолжается весь период ран­него детства. Поэтому новорожденный, особенно ребенок первых двух недель жизни, видит окружающие его предме­ты очень нечеткими, размытыми. Одна­ко он может различать их форму и цвет. Таким образом, лицо матери сначала он видит как овал, не фиксируя каких-либо деталей, но уже к концу второй недели может кратковременно рассматривать глаза и рот, которые, хоть и видятся еще нечетко, уже интересуют новорож­денного. Очень позитивно для сознания малыша в этот момент говорить с ним, ласковым и спокойным голосом обра­щаться к нему, комментировать свои действия. Столь же важен и ценен в эти минуты непосредственный тактильный контакт — прикосновения, поглажива­ния. Это первое совместно проведенное время становится фундаментом для даль­нейшего формирования личности ребен­ка, его психического развития психоло­гического здоровья.

В дальнейшем, когда новорожденный сможет удерживать зрительный контакт на протяжении от нескольких секунд до одной минуты, его способность видеть и анализировать лицо матери совершен­ствуется до такой степени, что он сможет улавливать оттенки ее мимики, и это становится следующим очень важным моментом общения. С этого времени не только за­пах матери, не только звук и интонации ее голо­са, не только тактильные ощущения от ее прикос­новений, но и выражение ее лица, особенности ее мимики и артикуляции становятся элементом общения. Установлено, что новорожденный в воз­расте 10-14 дней, фиксируя взгляд на лице говорящей с ним матери, внимательно следит за ее мимикой. В этот момент у него усиливается био­электрическая активность мозга, как если бы он сам пытался произносить определенные звуки. Этого не происходит в том случае, когда ребенок просто прослушивает материнскую речь, запи­санную на диктофон.

При этом чрезвычайно важно, чтобы речь ма­тери в момент общения была направлена именно к ребенку. Только в этом случае он включается в «беседу». В тех же случаях, когда в привычной об­становке, например во время кормления или под­готовки к нему, мать разговаривает, обращаясь к кому-то третьему, ребенок может начать вол­новаться и даже громко протестовать. Поэтому во время кормления нежелательно отвлекаться от малыша, разговаривать с кем бы то ни было, смотреть телевизор или читать книгу. Ребенок очень настроен в эти минуты на общение с ма­терью, и все ее внимание должно принадлежать только ему.

Следующим моментом, во время которого мама может и должна активно общаться с новорожден­ным, становится процесс ухода за ним — утрен­ний и вечерний туалет, переодевания, купания. В это время ребенок, как правило, не спит, и целе­сообразно использовать эти минуты для общения с ним. Также как и при кормлении, в процессе туалета и купания нужно тихим спокойным го­лосом обращаться к ребенку по имени, рассказы­вать ему, что сейчас происходит, что с ним будут делать и зачем это нужно.

Можно и весьма полезно для развития малыша напевать ему простые, незамысловатые песенки, соответствующие данному моменту: если это пе­риод бодрствования, то и песенки должны быть веселые, жизнерадостные, если же малышу пора уснуть, то песни должны быть колыбельными или похожими на них.

Смотрите так же:  Психология мужчин в 29

Очень важны интонации голоса матери. Мама должна говорить не только спокойно и ласково, тихим и нежным голосом — очень важно, чтобы голос матери звучал уверенно. Такие интонации успокаивают ребенка, придают и ему уверенность том, что все в порядке, все происходит именно так, как и должно быть. Замечено, что тревожные, неуверенные в себе мамы чаще жалуются на то, что их дети излишне плаксивы и капризны. Происходит это именно потому, что ребенок, чувствуя в материнском голосе оттенки неуверенности в себе, страха и излишней тревожности, начинает испытывать те же чувства, и проявляется это повы­шенной плаксивостью и капризностью.

Не только слова.

В моменты ухода за новорожденным ребенком, кроме ласковых бесед с ним, не менее важны прикосновения рук мамы. Излишне говорить, что ничего не должно причинять ребенку дискомфорта — руки должны быть теплыми, ногти — коротко подстриженными, на руках не должно быть украшений, способных поцарапать нежную кожу новорожденного.

Очень много для развития психики ре­бенка значит массаж тела, который проводит именно мама. Этот массаж не имеет ничего общего с терапевтическим масса­жем, проводить который должны только профессиональные детские массажисты. Материнский массаж направлен на установление контакта с ребенком, воспитание его тактильной чувствительности, нежное общение с ним. Массаж успокаивает ребенка, улучшает его настроение, развивает его двигательные навыки.

Массаж нужно проводить посредством легких поглаживающих движений по спине (снизу вверх и сверху вниз), по­глаживаний и легких разминаний яго­диц, круговых поглаживаний по живо­му (по ходу часовой стрелки), вдоль рук и ног по направлению снизу вверх. В процессе проведения массажа, да и любых других действий по уходу мама может напевать ребенку песенки или рассказы­вать короткие простые стихи, потешки или прибаутки. Это создает позитивный эмоциональный настрой в общении ма­тери с ребенком и также способствует более раннему формированию речевых навыков у ребенка.

День за днем

Продолжать общение с новорожденным ребенком можно и во время прогулок, -если малыш какое-то время не спит на улице. Мама может рассказывать ему в том, что происходит вокруг — не важно, что ребенок не видит всего этого, ценна именно речевая интонация и эмоциональная окраска голоса. Чем больше ребенок слышит различных слов от ма­тери, тем раньше и лучше будут форми­роваться его собственные речевые на­выки, тем лучше он будет развиваться психически.

Само собой разумеется, что в периоде ранней новорожденности для ребенка важнее и привлекательнее всего обще­ние с матерью: она является для него цен­тром вселенной, сосредоточением всех его интересов и положительных эмоций. Но постепенно он начинает также ин­тересоваться и другими окружающими его людьми. Ближе к месяцу он начина­ет с большим оживлением реагировать на общение с отцом: при его прибли­жении малыш оживляется, совершает энергичные движения руками и ногами, с любопытством рассматривает лицо отца, прислушивается к его голосу.

В возрасте четырех недель способность ребенка к общению достигает такого развития, что он способен не только по­долгу фиксировать взгляд на интере­сующих его предметах, лицах родных, но и реагировать на обращенную к нему речь комплексом оживления. У малыша учащается дыхание и пульс, возникают оживленные движения руками и нога­ми, меняется выражение лица со спокой­ного на очень заинтересованное. Он уже может реагировать на голос матери, даже не видя ее лица — реакция заключается в том, что ребенок оживляется, если был спокоен, или успокаивается, если перед этим плакал, и начинает активно искать источник голоса глазами.

Самым волнительным и радостным моментом в периоде новорожденности становится первая осознанная улыбка малыша, которую он дарит своей матери. Происходит это удивительное событие в возрасте от трех до пяти недель. Обыч­но малыш, пребывающий в состоянии спокойного бодрствования, увидев лицо матери, «расцветает» радостной улыбкой. Этот момент невозможно ни с чем спу­тать и невозможно передать словами вос­торг и счастье от такого подарка. Теперь уже факт наличия взаимной близости и продуктивного общения не может вы­зывать сомнений.

Общение — самый эффективный и ра­достный вид воспитания, дающий много положительных эмоций как ребенку, так и его родителям. Начавшись еще до рож­дения малыша, эмоциональный и интел­лектуальный контакт может и должен продолжаться с первых дней его жизни на протяжении всего детства.

Как общаться с новорожденным: личный опыт

Уникальный инструмент для общения между мамой и малышом. Терапевтический эффект напева колыбельных и знакомство с окружающим миром.

Все девять месяцев, что я ждала свою дочку, я представляла, как мы целыми днями будем щебетать, хохотать и целоваться. Мир абсолютного счастья без газиков, колик, ночных кормлений, а в первую очередь — без ощущения страха и абсолютной беспомощности. Страха и беспомощности оттого, что у меня на груди 24 часа в сутки лежит маленький живой комочек, впервые смотрящий на этот мир. И я совершенно не понимаю, на каком языке с ним говорить, как помочь ему, о чем рассказать в первую очередь, а что оставить на «потом». И тогда я поняла: надо петь!

Что умеют новорожденные дети: есть, спать и . снова есть. Я заметила, что моей дочери веселее было справляться с этим под музыкальное сопровождение. Неудивительно, ведь и во взрослом мире есть музыка для ресторанов и музыка для релаксации. И здесь передо мной встала проблема выбора. Какую музыку ставить малышке: попсу, классику? Что? Да и стоит ли вообще с первых часов жизни ребенка включать в наше общение кого-то постороннего, пусть даже это не человек, а музыка?

И, как это обычно бывает, совершенно случайно я вспомнила, что в мире детей есть уникальный инструмент общения мамы с малышом — колыбельная!

Я достала свои институтские конспекты по истории фольклора (я закончила филологический факультет), и стала заново вникать в тему.

Колыбельная — это в первую очередь ритм, вводящий человека в гармонию с ритмами природы. В таком же ритме в старину принято было начитывать магические заговоры. Неслучайно в колыбельных часто встречаются языческие образы: Дрема, Бука, кот Баюн и серый волк. Цель колыбельных песен на самом деле не в том, чтобы усыпить младенца, а в том, чтобы погрузить маленького в атмосферу безмятежности, покоя, подарить ему чувство единения с миром и ощущение безопасности. Это яркий образец так называемой «бытовой магии», когда над ребенком произносится ритуальное заклинание, чтобы привлечь к нему здоровье и хорошую судьбу. Колыбельными даже лечили хворающих и слабых детей, ведь теплота маминых рук, ритм ее сердца, ласковый голос, напевающий нежные слова, — все это вместе обладает удивительным терапевтическим эффектом.

Но даже и это не самое главное. Самое главное, колыбельная — это прекрасный способ познакомить малыша с миром. Рассказать, что в мире есть день и ночь, солнце, луна и звезды, птицы и звери, трава, деревья и люди.

О том, что в мире есть любовь, ребенок узнает без слов: ведь колыбельные поют только тем, кого по-настоящему любят.

Уфф. Это была теория, а теперь практика: не стоит комплексовать, если вы не знаете наизусть ни одной колыбельной. Разве за девять месяцев беременности у вас не накопилось слов для самого дорогого человека на свете? Колыбельные так и создавались: мать придумывала напев для своего чада, потом пела его внукам, внуки переиначивали его для своих детей, и так заветные слова передавались из уст в уста, от старшего поколения к младшему.

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Современные родители отлично знают, что даже с новорожденным младенцем необходимо разговаривать. И чем больше, тем лучше. Это крайне важно для гармоничного развития малыша. Но многие мамы и папы просто-напросто не знают, как и о чем говорить со своим крохой. На самом деле способов предостаточно!

Юлия Каспарова
Педагог, г. Харьков

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.

Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.

Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную. При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.

Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Наши уточки с утра
– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
– Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
– Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
– Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно
– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Смотрите так же:  Мой муж не хочет иметь детей я хочу

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

Любимые стихи и сказки

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись!
С боку на бок Повернулись.
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки? Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
Маше в ушко вцепились.
Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.

А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Как говорить с младенцем

Как разговаривать с младенцем, с чего начать первое в его жизни общение? Периоды развития ребенка по месяцам.

Что может быть прекраснее и ответственнее для родителей, чем младенческий возраст ребенка? Мы так счастливы, видя первый взгляд малыша, его улыбку, то, как он нам радуется. Мы замечаем, как стремительно растет ребенок, какие большие изменения происходят в его поведении и общении с миром. Как же разговаривать с младенцем, с чего начать первое в его жизни общение?

Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который питает и обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности. Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

Теперь попытаемся ответить на интересующие многих вопросы: как же помочь ребенку овладеть речью, как и о чем говорить с младенцем?

Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка.

Период до рождения ребенка

Физиологи установили, что еще до момента рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и т.д. Идет процесс созревания нервной системы. А более всего подвержен негативным воздействиям речевой центр. Ребенок в утробе матери живет — он слышит обращенные к нему и окружающим слова, музыку, пение. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ждут, его любят.

А теперь остановимся подробнее на том, какими возможностями располагает младенец, чему может научиться после рождения.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни)

Первый крик при появлении ребенка на свет свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить.

Ухаживая за этим крохотным созданием, разговаривайте, «беседуйте» с ним, будто он хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, несмотря на то что со стороны малыша общение отсутствует. Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Укачивая на руках и в кроватке, спойте ему колыбельную песенку. Замечателен в этом плане русский фольклор — накопленный веками кладезь мудрости.

Ой, люли, люли, люли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги,
Они сели на ворота,
А ворота — скрип-скрип.
Не будите у нас Ваню —
У нас Ваня спит, спит.

Ребенок 2,5-3 месяца

Увеличивается длительность бодрствования. На этом этапе очень большую роль в развитии ребенка играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты бодрствования организуйте занятия с простейшими игрушками — погремушками, колокольчиками, бубенцами, длительностью 1-3 мин. Они позволят научить малыша прослеживать взглядом за движущейся игрушкой, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним. На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки, их называют гуканием, они возникают при произнесении звуков «гы», «кхы». Появление их обрадует родителей, т. к. они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своей и чужой речи, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и певуче разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

Ребенок 3-6 месяцев

На этом этапе родителям стоит заметить: речевые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Учите малыша подражать вашей речи. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова Необходимо, чтобы он видел ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил бы за движение губ и смотрел на рот. Например, говорите один и тот же слог: «Ба-ба-ба-ба», медленно, не торопясь, нараспев, чтобы ребенок смог его услышать и воспроизвести. Ваше одобрение и положительный настрой будут способствовать скорейшему обучению малыша.

В 4 месяца ребенок длительно и активно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление с разной интонацией.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, д, м, н, ль и др. В его речи появляются первые слоги: па, ба, ма — лепет .

Ребенок 6-9 месяцев

Он уже так многое может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает речь взрослого. Меняется поведение малыша и его общение (на слово «до свидания» кроха помашет вам ручкой в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: «дай», «возьми», «покажи», «пей» и др.) Теперь свои действия с игрушками, общение со взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

На этом этапе речевые навыки малыша должны продолжать расти вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым прибавлялись бы новые слоги, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок ранее не произносил. Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос «где?», а в поисках объекта участвует вместе с вами, (например, у вас на руках) — так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления речи ребенка и его психического развития.

Ребенок 9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а затем и ходить.

С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком речевого подражания, в ответ на вашу речь произносит слоги и простые слова, которые не говорил ранее. Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, состоящие из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить его повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ». Чем эмоциональнее и чаще вы повторяете желаемые слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Слова должны быть простыми и понятными ребенку. Читайте малышу стихи, потешки, первые сказки, пойте песенки и считалочки.

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни Катя ноженькой.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!

Радуйтесь тем словам, которые произносит ваш ребенок вслед за вами, усваивая опыт человечества, накопленный веками.

Помните, что задача родителей — подарить ребенку свободу самостоятельного общения с внешним миром.

Вопросы родителям: Как вы думаете, если родители ребенка люди неразговорчивые, стоит ли им преодолевать собственные склонности ради того, чтобы разговаривать с грудным младенцем?

Почему множество родителей переживают и тревожатся, если ребенок, в остальном соответствующий основным возрастным показателям, говорит меньше, чем его сверстники?

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]