Как отличить заикание от запинок

Как отличить заикание от запинок

Создайте свой сайт при помощи наших сервисов:

  • Готовые сайты РЅР° популярных CMS
  • Конструкторы корпоративных Рё сайтов визиток: REG.RU, Ecwid

Подробнее

Выберите хостинг РІ СЃРѕ­РѕС‚­РІРµС‚­СЃС‚РІРёРё СЃ тре­Р±Рѕ­РІР°­РЅРё­СЏ­РјРё РїРѕ нагрузке для вашего проекта:

  • Хостинг сайтов для Linux Рё Windows
  • Серверы VPS
  • Облачный хостинг Jelastic

Подробнее

Подключите фамильную или РєРѕСЂ­РїРѕ­СЂР°­С‚РёРІ­РЅСѓСЋ почту РЅР° вашем домене:

Как отличить заикание от запинок

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Давайте ребенку время говорить без перерыва.

Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

Запинки или заикание?

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».
На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

Смотрите так же:  Депрессия мягкая

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.
Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.

Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.

Проводим курс расслабляющего массажа.

Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.

Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.

Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.

Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.

Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.

Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.

Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.

Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

Данную статью подготовила Наталия Пятибратова — логопед-дефектолог,Монтессори педагог,

Заикание или нет?

Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.

Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками не судорожного характера (интерации) и судорожного характера (заикание).

I. Запинки несудорожного характера.
Физиологические интерации (повторения) характерны для детей 2-5 лет, когда идет активное формирование фразовой речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят по мере развития речи.
Физиологически запинки, повторения в речи ребенка – это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Активный словарный запас еще невелик, движение речевых органов нечеткие, но ребенок уже многое понимает и хочет сказать. Его общение с окружающими сопровождается эмоциональным подъемом. Все это приводит к тому, что в речи ребенка появляются повторы, перестановки, спотыкание, нечеткость фразового оформления мысли.

Физиологические запинки могут проявляться у малыша и при неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильное воспитание).

У детей с задержкой речевого развития также наблюдаются речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, правильно построить фразу, четко произнести звук – все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи малыша.

Эти физиологически несовершенства детской речи надолго задерживаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

II. Запинки судорожного характера (заикание).
По статистике, около 2% детей страдают заиканием. Причин появления заикания много. Одна из них — закрепление в речи запинок не судорожного характера и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома.

Смотрите так же:  Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения

Речевые судороги возникают в результате расстройства высшей нервной деятельности. Это может произойти вследствие тяжелой беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

Часто причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей являются неправильные воспитательные приемы. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры взрослых, неровное отношение их к ребенку: внезапные переходы от ласки к наказанию. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой – разрешает.

Нередко срыв высшей нервной деятельности наступает вследствие сильной психической (испуг) или физической травмы.

Одной из наиболее распространенных причин заикания является их чрезмерная речевая перегрузка. К сожалению, взрослые слишком часто читают детям слишком много стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Стихи и рассказы могут оказаться слишком трудными для понимания и произнесения. Если родители требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить трудные слова и фразы, это может негативно отразиться на нервной системе.

Не менее опасна для малышей (2-5 лет) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. После посещения кино, театра, цирка у малыша возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться в речи.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не разучивают детских стихов, не обращают внимания на неправильное произношение. Но если речь малыша не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

Предупреждение речевых запинок.
Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться о развитии речи и упорядочении его поведения. Необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи. В первую очередь – это определенный режим дня, который нормализует работу высшей нервной деятельности.

Капризы, истерики также истощают нервную систему ребенка. Чтобы избежать их, нужно окружить его ласково-требовательным отношением всех членов семьи.

Сделать речь ребенка четкой, правильной и содержательной – желание каждого родителя. Особенное значение такая речь имеет для детей, у которых наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривание звуков и слов.
Чтобы ребенок не затруднялся в выборе нужного слова, необходимо постоянно увеличивать его словарный запас. Также необходимо воспитывать у ребенка привычку говорить неторопливо, спокойно. Для этого очень важен личный пример родителей. Большое внимание следует уделить правильному произношению звуков. К концу 5-го года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка. А начинать формировать правильное произношение нужно гораздо раньше. Сначала это игры по звукоподражанию, артикуляционная гимнастика. С 4 лет можно посещать логопедические занятия.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать малыша правильному произношению, построению фразы. Задания должны быть посильны для малыша и не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо поощрять его успехи.

Без активного участия ребенка речевая работа с ним не будет эффективной. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и сверстников. Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что иногда он говорит неправильно. Но делать это тактично, без ущемления его достоинства, проводя постоянную работу по развитию и усовершенствованию его речи.

Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).

Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.

Ярош Татьяна Александровна

Физиологические запинки или начинающееся заикание.

Здравствуйте , Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая , но многие звуки она не выговаривает или заменяет , меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители , появилось отрицание , вопрос , предлоги и союзы , мы с ней выучили почти все буквы , причем как-то непринужденно , я […]

Здравствуйте, Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая, но многие звуки она не выговаривает или заменяет, меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители, появилось отрицание, вопрос, предлоги и союзы, мы с ней выучили почти все буквы, причем как-то непринужденно, я не заставляла. Но вместе с тем присутствует один фактор, который меня очень беспокоит. Когда дочка что-то рассказывает, она как-будто торопится, говорит «взахлеб», я даже не знаю, как правильно объяснить, будто ей не хватает дыхания. Еще она может остановиться посреди фразы, как будто ей тяжело выговорить следующее слово, или она не знает, какое слово подобрать, пытается сказать, как будто хватает ротиком воздух, как будто спотыкается, происходит запинка. И вообще, когда она что-то рассказывает, она иногда говорит очень быстро, и, наверно, от того, что торопится, начинает учащенно дышать, как будто запыхалась. Когда он не спешит, не волнуется, все вроде нормально. Я очень переживаю по этому поводу, вот сейчас пишу и чуть не плачу. Мы живем в небольшом городе, здесь один логопед, да и к тому не попасть до 3 лет. Что это — физиологические запинки, когда мысль бежит вперед слова, и речевые возможности слишком малы, или заикание. Может, ей тяжело выговорить или подобрать слово, у нее еще так мало речевого опыта? Слоги в словах она вроде не повторяет, это все происходит как-то посреди речи, между словами, и не всегда. Иногда такое ощущение, что ей не хватает дыхания. Я не могу точно вспомнить, когда это началось, но, наверное, как раз пару месяцев назад, когда она стала говорить длинные фразы и рассказывать. Сильных испугов у нее не было, иногда я ругаюсь на нее, она плачет, но мы быстро миримся, с мужем замечательные отношения, он в ней души не чает. Мы с ней круглые сутки вместе, этим летом она идет в садик. Я места себе не нахожу!! Пожалуйста, помогите нам, что нам делать. Что это? Заикание? Или вариант нормы? Очень жду Вашего ответа.

Смотрите так же:  Регуляция стрессов

Как отличить заикание от речевых запинок

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Многие родители, которые активно следят за развитием речи своего ребенка, иногда сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

На самом деле, далеко не всегда та речевая особенность ребенка, принимаемая за заикание, является действительно им. Часто за заикание принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу. Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

Что такое заикание?

Заикание — это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Данная речевая патология может проявляться:

  • У двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;
  • У подростков с психологическими и социальными проблемами;
  • В зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.

Согласно медицинским исследованиям, в некоторых случаях возникновения патологии виновата генетика. Ее влияние установлено, когда в семье есть близкие родственники, страдающие любой формой заикания, например, один из родителей. Но наибольшие риски появления дефекта речи имеют дети, у которых родители страдают заиканием с детства, то есть эволюционным видом заболевания. Примечательно, что мальчики страдают нарушением речи намного чаще, чем девочки.

Что такое речевые запинки?

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим.

У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как отличать речевые запинки от заикания?

Во-первых, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. Если у ребенка патологическое заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если дело в запинках – ребенок исправляется и речь становится лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

В-третьих, проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.

Коррекция речевых запинок

Физиологические запинки не требуют медикаментозного лечения, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

При коррекции запинок следует:

• Проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.

• Провести курс расслабляющего массажа.

• Проводить больше времени в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но вполне подойдут регулярные игры с водой дома.

• При необходимости проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

Если Вы обнаружили наличие у ребенка судорог в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело кроется в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

Другие статьи

  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Хухлаева дВ Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Результат поиска Доп.точки доступа: Кенеман, А. В. Экземпляры всего: 79ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Свободны: ХР (51), ЧЗ (1), АБ Д/В (14), АБ (13) Доп.точки доступа: […]
  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методика Исследование эмоционального развития дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, […]
  • У ребенка 3 лет температура 38 без симптомов У ребенка температура 38 без симптомов В большинстве случаев жар у ребенка можно объяснить простудным заболеванием, ведь его сопровождает сильный кашель, заложенность носовых путей, боль и дискомфорт в горле и другие признаки подобных недугов. ОРВИ у детей встречается […]
  • У ребенка цистит народное лечение Чем лечить цистит у детей? Воспаление мочевого пузыря (цистит) может возникать в любом возрасте. Но для детей лечение должно назначаться с особенной осторожностью. При первых признаках цистита следует обратиться к специалисту. Схема лечения назначается с учетом […]