Как правильно общаться с ребенком

Как правильно общаться с ребенком 4-х лет

Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет – такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты! ») когда ребенок слишком перевозбудился – дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) – нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы – ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас – постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д. ) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг – присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы – тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае – это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) – я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так – остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» — попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) — его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком! ) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать телевизор? Все не так просто. Педиатр Дана Саскинд рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

Настоящим открытием рубежа веков стало исследование возрастных психологов из Канзасского университета (США) Бэтти Харт и Тодд Рисли о том, что предопределяют достижения человека не врожденные способности, не экономическое положение семьи, не раса и не пол, а количество слов, с которым к нему обращаются окружающие в первые годы жизни 1 .

Усаживать ребенка перед телевизором или включать на несколько часов аудиокнигу бесполезно: принципиальное значение имеет коммуникация со взрослым. Разумеется, сказав «прекрати» тридцать миллионов раз, мы не поможем ребенку вырасти умным, продуктивным и эмоционально стабильным взрослым. Важно, чтобы это общение было осмысленным, а речь — сложной и разнообразной.

Без взаимодействия с окружающими способность учиться ослабевает. «В отличие от кувшина, который будет хранить все, что вы в него нальете, мозг без обратной связи больше похож на решето, — замечает Дана Саскинд. — Языку нельзя научиться пассивно, а только с помощью ответной (желательно позитивной) реакции окружающих и социального взаимодействия».

Доктор Саскинд обобщила новейшие исследования в области раннего развития и разработала программу общения родителей и детей, которая поспособствует наилучшему развитию детского мозга. Ее стратегия состоит из трех принципов: настраиваться на ребенка, чаще с ним общаться, развивать диалог.

1. Настройка на ребенка

Речь об осознанном стремлении родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок.

Проявите внимание к его занятиям. Например, взрослый, преисполненный благих намерений, садится на пол с любимой книжкой ребенка и приглашает его послушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков. Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Сейчас я тебе почитаю».

Вроде бы все хорошо, да? Любящий взрослый, книжка. Что еще нужно ребенку? Пожалуй, только одно: внимание родителей к занятию, которым в данный момент заинтересован сам ребенок.

Настроиться на ребенка — значит, внимательно отнестись к тому, чем он занимается, и включиться в его деятельность. Это укрепляет контакт и помогает улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Ребенок может сосредоточиться только на том, что ему интересно

Дело в том, что ребенок может сосредоточиться только на том, что ему интересно. Если же пытаться переключить его внимание на другое занятие, мозгу приходится расходовать много дополнительной энергии. В частности, исследования показали: если ребенок должен участвовать в деятельности, которая его мало интересует, он вряд ли запомнит использованные в это время слова 2 .

Находитесь на одном уровне с ребенком. Сидите с ним на полу во время игры, держите его на коленях при чтении, сидите за одним столом во время еды или поднимайте кроху вверх, чтобы тот посмотрел на мир с высоты вашего роста.

Упрощайте свою речь. Как младенцы привлекают внимание звуками, так и родители завлекают их сменой тона или громкости голоса. Сюсюканье также помогает детскому мозгу осваивать язык. В недавнем исследовании выяснилось, что двухлетние малыши, с которыми сюсюкали в возрасте от 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому».

Простые, узнаваемые слова быстрее привлекают внимание ребенка к тому, о чем говорится и кто говорит, побуждая его напрягать внимание, вовлекаться и общаться. Экспериментально доказано: дети «учатся» словам, которые слышат чаще, и дольше прислушиваются к звукам, которые слышали раньше.

2. Активное общение

Проговаривайте вслух все, что делаете. Такое комментирование — еще один способ «окружить» ребенка речью. Он не только увеличивает словарный запас, но и показывает взаимосвязь между звуком (словом) и действием или вещью, к которой относится. «Давай наденем новый подгузник…. Какой он белый снаружи и синий внутри. И не мокрый. Смотри. Сухой и такой мягкий». «Берем зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина зеленая. Теперь выдавим пасту, чуть-чуть надавим. И будем чистить, вверх и вниз. Щекотно?»

Используйте попутные комментарии. Старайтесь не только описывать свои занятия, но и комментировать действия ребенка: «Ах, ты нашел мамины ключи. Не бери их в рот, пожалуйста. Их нельзя грызть. Это не еда. Открываешь ключами свою машинку? Ключами открывают дверь. Давай откроем ими дверь».

Избегайте местоимений: их нельзя увидеть

Избегайте местоимений. Местоимения нельзя увидеть, разве что представить, и то если знать, о чем речь. Он… она… это? Ребенок не имеет ни малейшего понятия, о чем вы говорите. Не «мне это нравится», а «мне нравится твой рисунок».

Дополняйте, детализируйте его фразы. Обучаясь языку, ребенок использует части слов и неполные предложения. В контексте общения с малышом надо заполнять такие пробелы, повторяя уже законченные фразы. Дополнением к: «Собачке грустно» будет: «Твоей собачке грустно». Со временем сложность речи возрастает. Вместо: «Давай баиньки» произносим: «У тебя уже глазки слипаются. Уже очень поздно, и ты устал». Дополнения, детализация и выстраивание фраз позволяют быть на пару шагов впереди коммуникативных способностей малыша, поощряя его к более сложному и разностороннему общению.

3. Развитие диалога

Диалог предполагает обмен репликами. Это золотое правило общения родителей и детей, самый ценный из трех методов развития юного мозга. Достичь активного взаимодействия можно, настраиваясь на то, что занимает внимание малыша, и разговаривая с ним об этом как можно больше.

Терпеливо дожидайтесь ответной реакции. В диалоге очень важно придерживаться чередования ролей. Дополняя мимику и жесты словами — сначала предполагаемыми, затем имитируемыми и, наконец, реальными, ребенок может очень долго их подбирать. Так долго, что маме или папе захочется ответить за него. Но не спешите нарушать диалог, дайте ребенку время найти нужное слово.

Слова «что» и «какой» препятствуют диалогу. «Какого цвета мяч?» «Что говорит корова?» Такие вопросы не способствуют накоплению словарного запаса, потому что побуждают ребенка вспоминать слова, которые он уже знает. Вопросы с ответами «да» или «нет» попадают в ту же категорию: не помогают поддерживать разговор и ничему новому не учат. Напротив, вопросы «как» или «почему» позволяют ему отвечать самыми разными словами, задействовать самые разные мысли и идеи. На вопрос «почему» невозможно кивнуть головой или показать пальцем. «Как?» и «почему?» запускают процесс мышления, который в конечном счете приводит к навыку решения проблем.

Смотрите так же:  Отношения женатого мужчины и разведенной женщины

Подробнее читайте об этом в книге Даны Саскинд, Бет Саскинд и Лесли Левинтер-Саскинд «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» (Манн, Иванов и Фербер, 2016).

Дана Саскинд (Dana Suskind) — педиатр, профессор, автор книги «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» (Манн, Иванов и Фербер, 2016).

«Мы всегда можем стать творцами собственной жизни»

Что определяет развитие человека? Конечно, гены. А еще среда, в которой мы растем, общение, умение ставить себе цели и способность вкладывать усилия в их достижение.

Большие чувства маленьких детей

Рождаемся ли мы с готовым багажом эмоций? Нет, отвечает возрастной психолог Галина Бурменская. То, как в течение жизни складывается их палитра, зависит от нашей личной истории.

Как говорить с ребенком, чтобы он стал успешным?

Как часто вы разговариваете с ребенком? О чем вы говорите? Проста ваша речь или сложна? Оказывается, от этого во многом зависит, каких успехов он добьется в будущем.

Саботажники диеты: кто и почему мешает нам похудеть

Возможно, вы впервые слышите это слово, но вот самих «саботажников» наверняка встречали не раз: именно они уверяют нас, что мы и так отлично выглядим.

Как правильно общаться с ребенком: советы психолога

Психолог Анастасия Пономаренко даст нам несколько советов, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

О своих взаимоотношениях с детьми люди задумываются, как правило, в преклонном возрасте. Когда вечеринки уже не вызывают бурных эмоций, когда у друзей свои проблемы, и часто видеться не получается. Когда работа уже не обозначается словом «карьера», а упоминается в контексте «не дай Бог, сократят». Когда здоровье начинает напоминать, что вам уже не 25, и нужна помощь на даче. Когда поддержать, утешить, защитить могут, оказывается, только дети. И многие начинают недоумевать, почему дети не торопятся душевно вкладываться. В лучшем случае, они дают энную сумму денег и считают свой сыновий (дочерний) долг выполненным. Печальная картина, не правда ли? Чтобы избежать этого печального зрелища в будущем, нужно постараться заранее не совершать некоторых ошибок.

1. Относитесь с уважением к эмоциям ребенка. То, что вам кажется ерундой и мелочью, для него — крушение мира. Дайте ему понять, что вы всегда его поддержите, поможете советом, если понадобится. И не отмахивайтесь от его проблем. Иначе навсегда утратите его доверие.

2. Советуйтесь. В раннем детстве интересуйтесь, как лучше оборудовать его комнату. Станет постарше — обязательно спросите его мнение про отдых и досуг. Подросток вполне способен подсказать перечень семейных трат. И, по-возможности, прислушивайтесь к его советам. Так ребенок почувствует свою значимость, у него будет развиваться чувство ответственности и самооценка.

3. Старайтесь вместе проводить досуг как можно чаще. Понятно, что в подростковом возрасте ребенку более интересно со сверстниками, но полностью отстраняться от совместной деятельности — большая ошибка, просто вид деятельности должен быть другим. Когда в семье каждый начинает жить своей жизнью, это очень тревожный симптом, именно тогда исчезает доверие.

4. За хорошие дела — хвалите! Не бойтесь, что он «вырастет эгоистом». Если вы признаете несомненные заслуги — не вырастет.

Наш мозг стремится к двум вещам: избежать боли и получить удовольствие. Когда вы хвалите, ребенок испытывает удовольствие, и наверняка захочет испытать его еще раз. Значит, захочет сделать еще раз что-то хорошее, чтобы вы его похвалили. Таким образом, свершение добрых дел войдет в привычку.

А если поступок неприглядный, выясните, что случилось. Но не унижайте личность. Наоборот, скажите: «Как же такой хороший человек, как ты, мог так поступить»?

5. Спорт обязательно должен присутствовать в жизни ребенка. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, способность достигать целей, управлять эмоциями. Если в раннем детстве ваш ребенок был далек от спорта, то не поздно начать ходить в секцию подростком. Только найдите подходящую мотивацию — в этом возрасте отлично сработает желание подростка быть лучше (красивее, быстрее) сверстников.

Смотрите на UAUA.info каталог спортивных секций

6. Определяться с будущей профессией начинайте заранее, а не в выпускном классе. Здесь, кроме способностей, учитывайте качества личности. И, если ваша слишком эмоциональная дочь решила — таки быть финансистом (где стрессоустойчивость необходима), отправьте ее на тренинг по управлению эмоциями.

7. Одна из главных задач родителей — формирование обогащенной среды, где ребенок будет иметь возможность проявлять свои способности и таланты. Следите за увлечениями своего чада. Если он решил стать востоковедом — отведите его в музей Востока. Заинтересовался химией — купите книжки по химии, набор «Юный химик». Так он быстрее определиться со своими интересами и наклонностями, а значит, будет более подготовлен к выбору профессии. Правильно выбранная профессия — одна из составляющих успеха. А успешные люди, как правило, великодушны.

Никакого рукоприкладства, оскорблений, унижающих личность. Примите, как аксиому. Унижение, пережитое в детстве, человек не прощает никогда.

8. Искренне любите своего ребенка безусловной любовью. Не за то, что он отличник, красавец или лучше всех в классе танцует вальс. А несмотря на то, что он плохо учится, нескладен и неуклюж.

Правда, есть два условия, которые необходимо соблюсти, чтобы эффект от применения данных советов был достигнут. Во-первых, выполнять их нужно комплексно. А во-вторых, не от случая к случаю, а постоянно. То есть, чтобы отношения со взрослыми детьми у вас были хорошими, необходимо постоянно психологически вкладываться. Несмотря на усталость или стресс. Удачи!

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

Как правильно разговаривать с ребенком

Это умение облегчает наше общение с ребенком в ежедневных ситуациях. Например, в случае непослушания или когда ребенок испытывает сильные негативные чувства и не может овладеть собой. Это умение помогает найти нужные слова для поощрения и порицания. И оно же необходимо, если мы хотим передать самому ребенку ответственность за события его жизни.

Говорить на языке чувств.

Всем нам приходилось видеть своего малыша или подростка расстроенным, разгневанным, растерянным или испытывающим целую гамму чувств одновременно. Как разговаривать с ним, чтобы в ответ он не закричал, что его здесь не понимают, и не хлопнул дверью?

— Прежде всего нужно прислушаться к ребенку: что с ним происходит? Что он или она чувствует?

— Попытаться представить себя на его месте. Что бы вы сами чувствовали в этой ситуации — гнев, обиду, боль, может быть, голод?

— Назвать это чувство: «Ты сейчас обижен (разгневан, чувствуешь боль, голод. )».

— Сказать: «Ты хотел бы. » — и помочь ему удовлетворить эти желания в воображении.

— Ребенок поймет: его чувства признаются. Ему говорят не о том, что он должен чувствовать, а о том, что он действительно переживает в этот момент. Ему не нужно бояться или стыдиться своих эмоций. Он учится признавать себя, доверять самому себе. Разговор на языке чувств позволяет ему чувствовать себя в безопасности.

— Очень важно дать ребенку понять, что он может испытывать и два чувства одновременно. Например, ему нравится играть с младшим братом. Но если в какой-то момент все взрослые собрались вокруг малыша, старший чувствует себя покинутым и может испытывать даже ненависть.

— Не станет ли ребенку хуже, если назвать своими именами негативные переживания? Наоборот, он легче и быстрее утешится, если услышит точное обозначение своих отрицательных чувств — его поняли и приняли. Это помогает даже в случае, когда ребенок чего-то очень сильно хочет. Если другой человек понял силу этого желания, справиться с отсутствием желаемого гораздо легче.

Задавать ли вопросы?

Идея обучить родителей правильному языку принадлежит известному американскому детскому психологу X. Джайнотту. Он считает: чтобы лучше понять чувства ребенка, надо не задавать ему вопросы, а высказываться в форме утверждений.

Например: сын пришел из школы хмурый и несколько помятый. Джайнотт советует отказаться от вопросов вроде: «Почему у тебя такой унылый вид?», «Что опять натворил?» Лучше прокомментировать: «У тебя был трудный день сегодня». Или: «Тебе, как видно, пришлось нелегко».

Фразы-утверждения помогают ребенку понять: его слышат.

Нередко своими вопросами мы концентрируем на ребенке негативное внимание. Попробуйте не задавать сыну или дочери никаких вопросов в течение нескольких дней. Хочется что-то узнать? Либо воздержитесь от вопроса, либо измените его. Говорите только то, что чувствуете или собираетесь делать сами. А не то, что делает или должен делать ребенок. Например, вместо: «Как ты доберешься домой?» — «Я беспокоюсь о тебе. Мне хотелось бы знать, что ты доберешься домой в полной безопасности».

Понятно, что нам многое может не нравиться в поведении сына или дочери. К тому же мы беспокоимся, что какие-то события могут отразиться на их будущей жизни.

Часто трудно сдерживать свои чувства. И язык наш сам выдает привычные формулировки, когда мы говорим с ребенком. Все же стоит попробовать и постепенно приучить себя к определенному алгоритму, последовательности высказываний. Этот алгоритм предложен супругами Байярд, известными консультантами по проблемам отношений с подростками.

Допустим, вы собираетесь обсудить с ребенком какую-то не слишком приятную ситуацию — например, прогулы уроков в школе.

1. Сформулируйте в одном предложении, что вы хотите сказать. Если вы узнали о происшествии не от ребенка, объясните, как вам это стало известно. «Сегодня звонили из школы и сказали, что ты не был там уже 10 дней».

2. Скажите, что вы чувствуете по поводу этой ситуации: «Я беспокоюсь», «Я огорчен этим», «Я удивлена».

3. Укажите на возможные последствия такого поведения. При этом можно что-то преувеличить. Важно, чтобы ребенок понимал: это результат вашего размышления. Тогда это не травмирует его и не спровоцирует на то, чтобы осуществить ваши фантазии на деле. «Я представляю, как ты бросишь школу, будешь шататься по улицам, не сможешь найти работу и т. п.».

4. Признайте вашу беспомощность. При этом одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать самому ребенку. «Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу. Но я знаю, что не могу постоянно контролировать тебя и заставить сделать это».

5. Напомните сыну или дочери: вы могли бы помочь. Но только в том случае, если они сами этого захотят. Здесь важно, чтобы ребенок понял: вы предлагаете ему свою поддержку, но не пытаетесь овладеть всей ситуацией.

6. Выскажите уверенность: ваш ребенок способен принять верные решения, относящиеся к его жизни. И он найдет способы, как их осуществить. «Я знаю, что ты примешь для себя верное решение, каким бы оно ни было».

Вспоминаю. Младшей 5 лет. Мы решили провести 2 недели лета в Евпатории и сняли прекрасный домик недалеко от моря. И какая же удача – совсем рядом поселились тоже москвичи, да еще с мальчиком, который родился в один день и год с моей дочкой. Вот, кажется, и компания.

Смотрите так же:  Грех увести мужчину из семьи

Очень быстро познакомились и разговорились с мамой предполагаемого друга – про работу, развлечения, сложности воспитания детей. Женщина пожаловалась, что сын у нее сложный. Ну вот, думаю, началось. Она так и сказала, прямо и гордо: «Буду подглядывать, как растут дети психологов, и тоже научусь быть хорошей мамой». Мне это, конечно, не понравилось, но на отдыхе совсем не хотелось полемизировать.

Мы часто виделись на море, во дворе и в поездках, и я успела близко познакомиться с мальчиком. Крепкий голубоглазый светленький парень оказался шумным, веселым и озорным. Он быстро проявлял недовольство, если мама ему что-то запрещала. Столкновения у них происходили каждый день, и окружающие прекрасно слышали эти ссоры. Маме было стыдно, она злилась, пугалась и еще больше ругала сына. Рядом с таким мальчишкой моя нежно-трогательная кудрявая худенькая дочка выглядела ангелом. Так говорила моя новая приятельница и всегда добавляла: «Ну какие же прекрасные дети у психологов». А я испытывала неловкость за свою слишком послушную дочь, за живой интерес к чужому ребенку, за то, что мне удавалось поиграть и поговорить с ним и приятно провести время со всеми детьми. Но однажды моя ангелоподобная девочка расставила все по своим местам.

Мы поехали за покупками – и что же? Устала моя крошка, перегрелась немного, да еще и захотела в личную собственность какую-то безделицу в магазине. А я не согласилась покупать. (Читай также «Шопинг: как уйти победителем».) Дочь немедленно выдала типичную для нее реакцию: начала громко кричать, выбежала на улицу, уселась на тротуар и временно перестала реагировать на мои слова (впрочем, за ее криком трудно было бы вообще что-то расслышать).

Недоумению моей приятельницы не было предела: «У вас тоже такое случается? Почему ты не остановишь это безобразие? И долго так будет? А что ты намерена делать? Это значит, что мой сын – нормальный?». Потом она выдохнула и успокоилась. Ее мальчик внимательно наблюдал за происходящим в сторонке.

Что я могла ответить? Да, так и у нас случается. Да, иногда я ничего не делаю «с этим безобразием». Да, все может продолжаться достаточно долго для того, чтобы я устала слушать крики. Что я могла сделать? Например, подойти ближе к дочери и попытаться дотронуться до нее, хотя поначалу она от меня убегала. Обнять ребенка мне удалось спустя долгие 10 минут, а до этого я просто сидела рядом на асфальте. Сперва я испугалась и разозлилась, затем мне стало стыдно, и только потом возникло сочувствие к родному маленькому человеку, который попал в сложную ситуацию.

После инцидента мама мальчика сказала: «Мне стало немного легче оттого, что и вы не идеальные. Но пока я еще не до конца поверила в это, так что буду подглядывать за вами дальше». На том и договорились.

У этой мамы осталось представление, будто психологам, особенно детским, известны волшебные слова и беспроигрышные стратегии взаимодействия с любыми малышами. Да, действительно, специалисты знают общие правила и закономерности развития ребенка и владеют действенными способами перехитрить, отвлечь и остановить раскапризничавшегося человека. Это хорошие слова и способы, которые и правда необходимы для экстренной помощи, когда малыш сам уже не может справиться с ситуацией.

Но дело в том, что техники не главное. Ребенок имеет право быть недостаточно развитым и не способным самостоятельно улучшить отношения с мамой и окружающими. Мы, взрослые, обязаны научить детей чему-то, что сами уже освоили. Да мы и обучаем ежеминутно – собственным поведением, даже если не догадываемся об этом. Так что если сами не умеем чего-то, не стоит на зеркало пенять – дети все очень качественно нам продемонстрируют.

И вот что еще очень важно. Прежде чем применять хорошие педагогические и психологические приемы, нужно увидеть, услышать и ощутить именно ребенка, а не собственные неприятные чувства, вызванные его «неправильным» поведением. А затем откликнуться на настоящую потребность малыша, которая иногда оформлена слишком противоречиво, но всегда больше, чем просто каприз.

Правда в том, что некоторые люди сразу умеют различать рядом человека – маленького или большого, и для этого им необязательно становиться психологами. А другие, чтобы овладеть таким умением, долго учатся. И здесь мы все равны.

Что делать, когда ребенок капризничает

Во взаимодействии «родитель – ребенок» взрослый всегда сверху, ведь у него уже есть опыт общения с самыми разными людьми, а малыш только осваивает эти навыки. У ребенка нет достаточных физических данных, чтобы сделать взаимодействие эффективным, – не развит он еще, не созрел пока. По этой причине малыш не может осознать одну из своих самых острых потребностей – быть замеченным и принятым всерьез. А ему это нужно, чтобы расти здоровым и уверенным в том, что он получит от мира все необходимое для взросления.

Но даже неосознаваемую потребность все равно требуется удовлетворять. Как сообщить о такой сложной надобности родителям? «Хочу игрушку, конфету, планшет, не убирать кубики в коробку» – вот что вполне понятно ребенку, да и мама на это реагирует. И тогда малыш решает: «Отлично, раз на «купи машинку» отклик есть, значит, этого я и хочу». Ребенок пробует разные способы добиться своего, подсматривая их у сверстников и взрослых. Нытье, капризы, крики, недомогание, нарушение заведенных правил срабатывают очень быстро – родители его замечают. Ругаются, пугаются, огорчаются. Ура, действует!

Итак, что мы имеем? Есть ребенок с его естественной потребностью, о которой непонятно как заявить, но форма уже найдена: хлоп на пол, и в плач – любо-дорого. Есть родитель – растерянный (не покупать же пятидесятый пистолет) и пытающийся прекратить раздражающее или даже пугающее поведение отпрыска. Вопрос: что делать? Как заметить ребенка с его реальным, а не подмененным запросом? Попробуй действовать по следующему алгоритму.

  1. Для начала честно признайся себе, что даже плоть от плоти твоей может вызывать не самые приятные чувства. Обычно родители пытаются срочно «заглушить» малыша. «Ты мне надоел/не хочу тебя слышать/кричать на маму нельзя/сейчас в полицию сдам/папе пожалуюсь» – так выражается наше взрослое стремление побыстрее выключить дискомфорт.
  2. Найди дистанцию, на которой ты все-таки можешь смотреть на детские выкрутасы. Речь идет как о реальном расстоянии, так и об эмоциональной растворенности в ребенке. Сделай шаг в сторону от эпицентра конфликта и вспомни о том, что ты у себя есть: у тебя имеются ноги, руки, голова, туловище; ты видишь, слышишь, дышишь, чувствуешь.
  3. Позволь себе потратить некоторое время на переживание. Страх, гнев, стыд, горечь, безысходность, отчаяние – что-то из списка наверняка будет присутствовать. Это неприятные переживания, и с ними совсем не хочется иметь дело, но существование без них – утопия.
  4. Отдели детские выходки от собственных чувств. Теперь смотри внимательно, что фактически делает малыш. Стучит ногами, валяется на полу, машет руками. Всхлипывает, подвывает, заливается плачем, шмыгает носом. В действиях ребенка – призыв, просьба, требование. Он ищет слова, чтобы объяснить свое состояние: «Мама, что со мной? Что мне делать? Помоги мне!»
  5. Скажи, что ты увидела и услышала. «Ты расстроился, испугался, рассердился. » Малыш будет благодарен уже за это, ведь ты признала его право на существование, на выражение себя, на возможность иметь потребности и испытывать те или иные эмоции. Вот сейчас ребенок сможет услышать обращенные к нему слова, а не только собственную обиду. Поэтому расскажи ему честно, почему не хочешь купить игрушку, зачем требуешь отправляться в кровать. Будь спокойной, уверенной и настойчивой. Ваш контакт восстановлен, чувства каждого признаны, никто не вычеркнут из взаимодействия, а ребенок еще и узнал, что это с ним такое случилось. Поздравляю!

Книги, которые стоит прочитать

Мы попросили Викторию составить список книг, которые неплохо было бы прочитать современной маме. Держи перечень с комментариями эксперта.

Ю. Б. Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком. Как?»

Если взрослого не устраивает поведение отпрыска, он может донести свое недовольство так, чтобы ребенок не остался «кругом виноватым». Тут написано, как это делается.

М. В. Осорина
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

Тонкие феноменологические наблюдения, просто приятно читать.

Дэниэл Н. Стерн
«Дневник младенца»

У книги есть подзаголовок – «Что видит, чувствует и переживает ваш малыш», который говорит сам за себя. Тоже феноменология детства, полезное чтение.

Адель Фабер, Элейн Мазлиш
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Комментарии излишни, все – в названии.

Стив Биддалф
«Не сажайте детей в холодильник»

Ироничная, озорная книжка. «Прислушайтесь к своему сердцу, и оно подскажет лучший способ воспитания детей», – так автор «учит» родителей, не забывая напоминать, что любое экспертное мнение по поводу «правильной» педагогики – лукавство.

Вайолет Оклендер
«Окна в мир ребенка», «Скрытые сокровища»

Вообще это книги о сложных случаях в детской психотерапии. Но тут интересно объясняется, как в принципе быть рядом со своим ребенком – видеть, слышать, чувствовать его, взаимодействовать с ним.

Как говорить, чтобы ребенок вас услышал?

Как вести себя с повзрослевшим ребенком

Чем старше становится ребенок, тем чаще он воспринимает советы родителей в штыки или из чистого упрямства поступает наперекор. Как разговаривать с детьми, чтобы они вас услышали?

Однажды нечто подобное происходит с каждым родителем: вы видите, как ваш ребенок ведет себя в той или иной ситуации, и понимаете, что не можете не вмешаться. Ваша 8-летняя дочка хвостиком бегает за своей подругой, а та надменно глядит в сторону и вроде бы не обращает на нее ни малейшего внимания. Или ваш 13-летний сын, который всегда был тихим домашним мальчиком, вдруг пытается завоевать уважение одноклассников с помощью сигарет, мата и бесконечных конфликтов с учителями. Стоит ли в таких случаях что-то советовать детям или предоставить им право самим набивать себе шишки и учиться на собственных ошибках? И, если вы решаете все-таки поговорить, как подобрать правильные слова, чтобы ребенок не обиделся, не закрылся и не обвинил вас в том, что вы отстали от жизни и ничего не понимаете?

Давать советы, если вас об этом не просили, — одно из самых неблагодарных занятий. Но еще труднее что-то советовать ребенку, который как по мановению волшебной палочки из любимого малыша превратился в самостоятельного маленького человека. Еще вчера он и нескольких дней не мог прожить без вас, а сегодня требует, чтобы вы прекратили целовать его на улице и закатывает глаза каждый раз, когда вы пытаетесь поделиться жизненной мудростью. У кого-то подобная самостоятельность может проявиться и в 8 лет, а у кого-то не раньше 14. Но в любом случае это станет для родителей неприятным сюрпризом.

Независимость — это всегда камень преткновения в отношениях родителей с повзрослевшим ребенком. И, если в ответ на попытку поговорить по душам, вы получаете раздраженные вздохи, крики и даже хлопанье дверьми, знайте: вы не одиноки.

Смотрите так же:  Методика самооценка лесенка

Но, даже если дети изо всех сил стараются быть самостоятельными и жить своим умом, именно в подростковом возрасте им больше всего необходима поддержка родителей. Каждый день они узнают что-то новое об устройстве этого мира. Им приходится принимать непростые решения, которые касаются дружбы, первой любви, отношений со взрослыми. И только родители могут дать нужный совет. Главное — сделать это так, чтобы ребенок вас услышал.

Оставьте критические замечания при себе

Психологи часто повторяют: если вы хотите, чтобы собеседник вас услышал, разговаривать нужно спокойно и без проявления негативных эмоций. Это значит, что в ваших словах не должно быть ни обиды, ни гнева, ни обвинений, ни критики. Поверьте, даже 5-летний ребенок легко отличит по интонации, сердится на него мама или нет. Что же говорить о подростках! Другое дело, что очень сложно разговаривать спокойно, когда вы повторяли одни и те же слова сотни раз, а результат нулевой.

Рассказывает Анна, мама 12-летнего Артема:

«Год назад мы переехали, и Тема пошел в новую школу. В старой он был отличником, учителя его любили и прощали ему многие вольности. Он, например, носит длинные волосы, одевается в спортивном стиле и вообще очень независим.

В новой школе он быстро нашел общий язык с ребятами, но с классной руководительницей сразу же начались проблемы. Из-за длинных волос и рэперских штанов она записала его в хулиганы. Оценки после первой четверти были показательные: четверки по русскому, алгебре и геометрии, а по его любимой истории (которую как раз ведет классный руководитель) — три балла. И это несмотря на то, что он действительно старался! Но то, что в старой школе Теме спускали с рук, здесь стало причиной проблемы — он то тетрадь забыл, то сказал что-то резкое учителю, то «высказывал свое мнение», вместо того чтобы отвечать задание. За все это ему снижали отметки. Я много раз повторяла сыну, что нужно быть скромнее, вежливее, внимательнее к учителям. Все без толку.

Но в каникулы после первой четверти мы поехали отдыхать, и я наконец-то нашла правильный подход. Сказала примерно следующее: «Попробуй поставить себя на место учителя и взглянуть на нового ученика со стороны. У этого парня длинные волосы, брюки широченные и болтаются так низко, что из-под них видны трусы. Учителя еще не знают, хорошо ли он учится, но уже поняли, что по всем вопросам у него есть свое жесткое мнение. Как бы ты на месте взрослых отнесся к такому парню?» Артем сердито посмотрел на меня, а потом ответил: «Ладно, я подумаю». Это был прогресс, ведь раньше он даже и слышать ничего не хотел! А после нашего возвращения начались чудеса: сын пошел в парикмахерскую и — нет, он не подстригся коротко, но хотя бы подровнял волосы. Стал мыть их через день. Попросил купить для школы новые брюки. А в начале декабря у классной руководительницы был день рождения, и сын подарил ей подарок. Видимо, он и вести себя в школе стал по-другому. В конце второй четверти классная позвонила мне и сказала, что у меня прекрасный мальчик, что под влиянием коллектива он изменился на глазах, она ставит ему четверку по истории, но если так и дальше пойдет, то будет пять.

Мы отмечали это радостное событие всей семьей, хвалили Темку целый вечер. И, что по-моему очень важно, не напоминали ему: «Вот видишь, мы же тебе давно говорили!», а вели себя так, как будто это целиком его заслуга».

Урок, который нужно выучить

В сложной ситуации у вас, скорее всего, возникнет искушение давить на ребенка, ведь взрослые знают лучше! Но этого как раз делать нельзя. Лучше всего, если вам удастся посеять в детской душе сомнения: а правильно ли я поступаю? Если ребенок об этом задумается, то, возможно, примет правильное решение. И — что очень важно — это будет его собственное решение, а не навязанное взрослыми. И запомните несколько простых правил разговора: дети с трудом воспринимают долгие и отвлеченные разговоры о жизни. Если вы хотите, чтобы школьник вас услышал и принял к сведению советы, говорите кратко, ясно и дайте понять, что вы его не осуждаете. Мама Артема как раз выбрала очень правильную позицию: она прекрасно знает, какой у нее талантливый сын. Но учителям в новой школе это пока неизвестно, и поэтому на них нужно произвести правильное впечатление.

Позвольте ребенку принять решение

Рассказывает Елена, мама 10-летней Даши:

«Дашенька у нас — уникальный ребенок. В первом классе она заявила, что хочет играть на скрипке, и мы записались в музыкальную школу. У Даши отличные данные, и учеба сразу пошла легко, все получалось играючи и без усилий. В конце третьего класса в музыкальной школе устраивают большое прослушивание и по его итогам отбирают ребят в оркестр, который ездит с концертами в другие города. Даше очень хотелось попасть в этот оркестр, и почти весь третий класс учительница ее убеждала, что нужно заниматься больше. Но дочка привыкла, что у нее и так все получается, и не слушала. Мы с мужем решили занять выжидательную позицию, и она себя оправдала.

Даша не прошла прослушивание и явилась домой в слезах. Она рыдала целый вечер, кричала: «Я так хочу играть в оркестре, почему меня не взяли?!» Я спросила: «А ты сама как считаешь, почему тебя не взяли?» Дочка с трагическим лицом сказала: «Наверное, я плохо играла». — «И что ты собираешься теперь делать?» — «Буду больше заниматься, как учительница говорила». Даша взяла с собой на дачу скрипку и занималась каждый день, причем без напоминаний. Осенью я попросила, чтобы ее прослушали еще раз, и дочка попала в оркестр».

Урок, который нужно выучить

Конечно, вам захочется в подробностях рассказать ребенку, что и как нужно делать, чтобы решить проблему. Но гораздо полезнее позволить ребенку, особенно если он уже подросток, самому найти выход из неприятного положения. Не диктуйте свои условия. Если вы чувствуете, что ситуация зашла слишком далеко и необходимо вмешаться, сделайте это в форме доброжелательного обсуждения. Если вы заметили, что дочь слишком поздно засиживается за компьютером, можно объявить, что в 11 она должна быть в кровати, и тогда конфликт вам обеспечен. А можно сказать примерно следующее: «Я заметила, что тебе трудно вставать по утрам. Давай подумаем, как нам изменить твое расписание, чтобы ты могла больше отдыхать». В конце концов, если кроме школы ребенок еще посещает дополнительные занятия, нагрузка действительно может быть слишком высокой. И важно понять, что можно сделать, чтобы у ребенка оставалось время на общение с друзьями. Обсудите возможные варианты, и, даже если дочь предлагает то, что заведомо кажется вам неправильным (вставать на полчаса позже и собираться в школу за 10 минут), позвольте ей попробовать в течение недели. Родителям трудно смотреть на то, как дети совершают ошибки. Но иногда ошибки просто необходимы, чтобы сделать верные выводы. Если дочь попробует сделать по-своему и убедится, что это не работает, в следующий раз она будет более внимательно прислушиваться к вашим словам.

В нужное время, в нужном месте

Рассказывает Инга, мама 14-летней Алены:

«Дочке уже давно нравится мальчик, который весь последний год встречался то с ней, то с ее подругой. Я видела, что Алена очень переживает, но она отказывалась что-либо обсуждать. У парня намечался день рождения, и Алена месяца за два начала выбирать ему подарок. А потом вдруг перестала вспоминать об этом.

Как-то в выходные мы вдвоем поехали в магазин, и я сказала: «Так что ты хотела подарить Тимуру? Может быть, сейчас и купим?» И тут дочка призналась, что он не пригласил ее на день рождения, но их общую подругу позвал. Я сказала: «Как ты думаешь, если бы ты нравилась сразу двум мальчикам, было бы честно встречаться с ними по очереди?» Она подумала, пробурчала, что, наверное, нет и что Тимур поступал не очень хорошо, мороча голову двум девочкам одновременно. После этого я сказала, что она достойна гораздо большего, чем сидеть и ждать, когда он в очередной раз появится. Алена с этим тоже согласилась, мы с ней проговорили в кафе несколько часов. Конечно, она все еще переживает из-за Тимура, но для меня очень важно, что она наконец-то поделилась со мной».

«Ну-ка иди сюда, нужно серьезно поговорить!» — такое предложение, высказанное торжественным тоном, испугает и взрослого, не говоря уже о ребенке. Если вам удастся ненавязчиво вписать свой совет в будничный разговор, шансы того, что вас услышат, возрастают в несколько раз.

Обращайте внимание на то, когда ваш ребенок чаще всего настроен с вами поговорить. Кто-то спешит поделиться впечатлениями сразу после школы, кто-то любит поговорить перед сном, а кто-то находит для этого силы только в выходные.

Если вопрос, который предстоит обсудить, очень важный, дождитесь, когда вы оба будете спокойны. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, а раздражение только помешает вам мыслить четко. Когда страсти накалились, лучше подождать пару дней. За это время вы успокоитесь и сможете объективно взглянуть на ситуацию. И только после этого приступать к обсуждению того, что случилось.

Другие статьи

  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Картинки уход за зубами для детей Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами». Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение […]
  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]
  • Характеристика видов деятельности дошкольников Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Наталья Владимировна Григорьева Характеристика видов деятельности детей дошкольного возраста Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс […]
  • Неделя температура у ребенка без симптомов У ребенка температура и больше ничего: что это значит, и что с этим делать Если бы мамы и папы при каждом повышении температуры у ребенка неслись сломя голову к педиатрам — получить аудиенцию у детских медиков было бы сложнее, чем у ватиканских кардиналов. К счастью, […]