Как проверить на умственную отсталость

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Умственная отсталость или интеллектуальная инвалидность: всё, что нужно знать и понимать о ней

В этой статье мы подробно рассмотрим тему умственной отсталости: её симптомы и признаки, диагностические критерии, развитие, виды интеллектуальной инвалидности и их особенности, основные синдромы и причины. Также вы получите полезные советы, которые могут помочь вам понять, как лучше себя вести с людьми, страдающими умственной отсталостью.

Умственная отсталость или интеллектуальная (умственная) инвалидность (также известная как олигофрения или малоумие) в течение долгого времени была своего рода запретной темой и вызывала отчуждение. В настоящее время концепция поменялась, и мы стали больше обращать внимание и концентрироваться на нуждах этих людей, их потребностях, мечтах и целях, а не только на их физиологических и психологических особенностях, связанных с отклонениями в развитии. Если у вас есть вопросы и вы хотите больше узнать об умственной отсталости, развеять сомнения и распространённые мифы об умственно отсталых людях, предлагаю прочитать этот материал.

Умственная отсталость или интеллектуальная инвалидность

Что такое умственная отсталость? Определение

Умственная отсталость представляет собой ряд существенных ограничений в навыках, необходимых человеку для повседневной жизни, понимания и взаимодействия с окружающими. Другими словами, люди с интеллектуальной инвалидностью имеют ограничения на интеллектуальном уровне и проблемы с адаптивным поведением, что подразумевает трудности во взаимодействии с окружающей средой, мало приспособленной для них.

Американская ассоциация по вопросам затруднений развития и интеллектуальных затруднений (AAIDD) даёт следующее определение умственной отсталости:

Умственная отсталость характеризуется значительными ограничениями как в интеллектуальной деятельности, так и в адаптивном поведении, охватывающими адаптивные, социальные и повседневные практические навыки и формирующимися в возрасте до 18 лет“.

Из этого определения вытекает основная предпосылка, отражающая текущий подход в этой области: Если в течение длительного периода времени человеку оказывается соответствующая персонализированная поддержка, качество жизни умственно отсталого человека значительно улучшается (Шалок, 2010).

Смотрите так же:  Характеристика речи детей с аутизмом

С учётом этого, текущий подход повлёк за собой изменение названия, и термин “умственная отсталость” был заменён на современный термин “интеллектуальная инвалидность“, поскольку он не только отражает проводимые профессиональные исследования в этой области, но и менее обиден для людей, страдающих задержкой развития. В настоящее время также малоупотребимы такие термины, как малоумие, олигофрения, когнитивная недееспособность, задержка умственного развития. Интеллектуальная инвалидность не является психическим заболеванием.

Интеллектуальная инвалидность и инвалидность по развитию – это одно и то же?

Инвалидность по развитию – это более широкий термин, охватывающий умственную инвалидность, паралич мозга, расстройства аутистического спектра и другие, тесно связанные с интеллектуальной инвалидностью (или требующие поддержки, похожей на ту, что оказывается людям с интеллектуальной инвалидностью).

Симптомы и диагностические критерии умственной отсталости

Когда мы говорим об интеллектуальной инвалидности, всегда нужно учитывать индивидуальные особенности и различия людей, чей диагноз соответствует данной категории. Кроме того, нельзя забывать о том, что внешняя среда, в которой развивается каждый человек, в значительной степени определяет как адаптацию, так и поддержку, которая будет нужна на протяжении всей жизни.

В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) интеллектуальная инвалидность включена в расстройства нейроразвития и определяется следующим образом:

  • Интеллектуальная инвалидность характеризуется дефицитом интеллектуального функционирования человека, например: трудности с рассуждением, решением проблем, планированием, суждением, абстрактным мышлением, принятием решений, академической обучаемостью и обучением на основе опыта. Все эти проблемы всегда дожны быть подтверждены специалистами с помощью стандартных клинических тестов и тестов на интеллект.
  • Интеллектуальная инвалидность характируется дефицитом адаптивного поведения, что подразумевает несоответствие социальным и культурным стандартам, присутствие проблем с социальной ответственностью и ведением самостоятельного образа жизни. Другими словами, страдающие умственной отсталостью люди нуждаются в ежедневной помощи и поддержке, как дома, так и в школе, на работе, в обществе, где они испытывают трудности с общением или ведением социальной жизни.
    • Трудности на концептуальном или академическом уровне: другими словами, им сложно выполнять задания, требующие памяти, внимания, математического рассуждения, приобретения практических знаний, способности решать задачи, а также те, при выполнении которых необходимо использовать речь, чтение или письмо и т.д.
    • Трудности в социальной сфере: непонимание своих мыслей, чувств, опыта общения с другими людьми, недостаточные навыки межличностного общения, неспособность подружиться и т.п.
    • Трудности в практической области: связаны со степенью обучаемости и тем, насколько человек самостоятелен в различных жизненных ситуациях, например в таких сферах, как уход за собой, ответственность на работе, управление деньгами, проведение досуга, организация выполнения школьных заданий или адекватный контроль своего поведения.
  • Последним диагностическим критерием умственной инвалидности является то, что все интеллектуальные и адаптивные проблемы начинаются в течение периода развития. Возраст их проявления и характерные особенности в начале будут зависеть от причины, типа и тяжести интеллектуальной инвалидности. Несмотря на то, что развитие ребёнка – это сложный процесс, основанный на биологической, психологической и социальной эволюции человека, самый первичный период развития имеет ряд этапов или основных эволюционных моментов, которые подразумевают достижение успехов в овладение простыми навыками, которые в дальнейшем постепенно будут дополняться обучением более сложным навыкам.

Кроме диагностических критериев DSM-5, можно учитывать другие признаки и симптомы, которые помогут распознать присутствие того или иного вида интеллектуальной инвалидности:

  • При наиболее тяжёлых случаях умственной отсталости, этапы развития моторики, речи или социального развития достигаются позднее, чем у остальных людей, и это можно определить уже в первые годы жизни, в то время как при более лёгкой степени интеллектуальной инвалидности проблемы могут быть замечены только при поступлении ребёнка в школу, когда становятся очевидны трудности с обучаемостью.
  • Что касается когнитивного развития, страдающие интеллектуальной инвалидностью дети проходят те же эволюционные стадии и в том же порядке, что и обычные дети, однако их ритм развития более медленный. Типичные рассуждения людей с интеллектуальной инвалидностью характерны для людей на самых ранних этапах мышления, однако некоторые из них могут демонстрировать более развитые уровни мышления и рассуждения.
  • Когда интеллектуальная инвалидность связана с генетическим синдромом, может наблюдаться характерный внешний вид.
  • В случае приобретённой интеллектуальной инвалидности, например, после болезни, она может начаться внезапно: после менингита, энцефалита или после удара (травмы) черепа во время развития.
  • Умственно отсталые люди в 3-4 раза чаще страдают умственными, неврологическими, медицинскими и физическими расстройствами по сравнению с остальным населением.
  • Проблемы психического здоровья у людей с интеллектуальной инвалидностью те же, что и у остальных людей, однако степень распространения выше. Наиболее часто встречаются расстройства сна, шизофрения, тревожные расстройства и нарушения сна.
  • Что касается проблем физического здоровья, у умственно отсталых людей выше риск и распространённость таких заболеваний, как ожирение, эпилепсия, диабет, ВИЧ и ЗППП, деменция. Поэтому необходимо создание программ здоровья с учётом потребностей таких людей.
  • Другая, наиболее уязвимая функция у страдающих интеллектуальной инвалидностью людей – это речь и коммуникация. Как правило, умственно отсталые люди имеют адекватные язык и речь, соответствующие их более молодым сверстникам. Чем выше степень умственной отсталости, тем серьёзнее языковые проблемы.
  • Как ещё одну проблему, связанную с интеллектуальной инвалидностью, стоит упомянуть нарушение поведения, которое может быть следствием различных факторов: например, дискомфорта, вызванного трудностями общения или выражения своих личных желаний и потребностей, эмоциональных проблем, связанных с социальной изоляцией и дискриминацией. Также эти нарушения поведения могут быть способом выражения или сообщения того, что такие люди не могут выразить иначе (фрустрация, волнение, нервозность и т.д.).
  • Это проблемное поведение из-за своей интенсивности, частоты или продолжительности негативно влияет на личностное развитие и возможность участия в социальной жизни людей с интеллектуальной инвалидностью.

Виды и особенности умственной отсталости: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая

При диагностике умственной осталости различают степень её тяжести, которая подразделяется на четыре уровня: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

Традиционно эта классификация базировалась на оценке коэффициенте интеллекта (IQ) с помощью тестов на интеллект. Таким образом, по этой системе лёгкая умственная осталость соответствует коэффициенту IQ между 50-55 и 70; умеренная умственная отсталость – коэффициенту IQ между 35-40 и 50-55; тяжёлая умственная отсталость – при коэффициенте IQ между 20-25 и 35-40, и глубокая умственная отсталость – при IQ ниже 20-25 (напомним, что средний показатель большинства населения составляет 90-110).

Наиболее современная классификация степени интеллектуальной инвалидности базируется на адаптивном поведении и может быть представлена следующим образом:

1- Лёгкая умственная отсталость:

У человека с лёгкой умственной отсталостью нарушено абстрактное мышление, когнитивная гибкость, кратковременная память и функциональное использование таких академических навыков, как, например, чтение или управление своими денежными средствами. Что касается социальной сферы, по сравнению со своими ровесниками такой человек кажется незрелым в социальных взаимодействиях, что увеличивает риск подвергнуться манипуляции со стороны других людей. И, наконец, на практике такой человек нуждается в помощи при выполнении сложных повседневных задач.

2- Умеренная умственная осталость:

Человек с умеренной умственной отсталостью нуждается в постоянной и непрерывной ежедневной помощи для выполнения повседневных задач, кроме того, в случае необходимости другие люди должны взять на себя некоторые обязанности такого человека (например, подписать осознанное согласие на лечение). Что касается социальной сферы, устная речь (являющаяся основным инструментом социального общения) таких людей гораздо более простая по сравнению с людьми без умственной отсталости. Они могут неправильно интерпретировать определённые социальные сигналы и нуждаются в коммуникативной поддержке для установления успешных межличностных отношений. На практике такой человек может развить различные навыки и способности с дополнительной помощью и в результате длительного обучения.

3- Тяжёлая умственная отсталость:

При тяжёлой умственной отсталости концептуальные навыки более ограничены. Человек плохо понимает речь и язык, а также понятие чисел, например, времени или денег. Опекуны должны оказывать всестороннюю поддержку повседневной деятельности. Поскольку устный язык очень ограничен как в лексике, так и в грамматике, речь состоит только из отдельных слов или простых фраз, которые можно улучшить с помощью альтернативных средств. Всё общение и социальная сфера концентрируются на “здесь и сейчас”. В повседневной жизни такой человек нуждается в постоянном уходе и наблюдении (приготовление пищи, личная гигиена, выбор одежды и т.д.).

4- Глубокая умственная отсталость:

В случае глубкой умственной отсталости концептуальные навыки затрагивают физические и несимволические процессы. Человек может использовать какие-то предметы, а также приобретать некоторые визуально-пространственные навыки, например, указание на что-то. Тем не менее, сопутствующие моторные и сенсорные проблемы могут препятствовать функциональному использованию предметов. Социальные навыки также очень ограничены с точки зрения понимания как речи, так и жестов. Тем не менее человек может понимать простые инструкции и выражать базовые желания или эмоции с помощью простой невербальной коммуникации. На практике такие люди являются полностью зависимыми, однако при отсутствии серьёзных моторных или сенсорных нарушений могут выполнять некоторые базовые действия.

Основные синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью

1- Синдром Дауна

Причиной синдрома Дауна является хромосомная аномалия, при которой кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку у человека есть дополнительная, третья хромосома в 21-й паре, вместо нормальных двух.

Этот синдром является наиболее распространённой причиной умственной отсталости генетического происхождения.

В настоящее время известны три различных формы синдрома Дауна: трисомия по хромосоме 21, означающая наличие трёх хромосом вместо двух (более 90% случаев), транслокационный синдром Дауна (перенос гена или фрагмента хромосомы в другое положение в той же или другой хромосоме) и синдром Дауна с мозаицизмом (выражается наличием в одних клетках нормального числа хромосом 46, а в других – 47 хромосом, т.е. трисомия по 21-й паре хромосом), встречающийся в менее, чем 1% случаев. Эта последняя форма также широко известна, поскольку при таком синдроме могут присутствовать как все, так и некоторые типичные характеристики синдрома Дауна в зависимости от процента присутствующих клеток с дополнительной информацией. Поэтому, как правило, степень поражения ниже, чем при двух первых формах.

У людей с синдромом Дауна присутствуют характерные внешние физические отличия – плоское лицо, брахицефалия (аномальное укорочение черепа), мышечная гипотония, низкий рост; обычно короткие шея, конечности, пальцы и уши; нос и глаза смещены вверх, маленький рот с большим языком, смещённым вперёд.

На поведенческом уровне поражение мозга приводит к замедлению обработки, кодирования, понимания и подачи информации, и, как следствие, к лёгкой или умеренной умственной отсталости. Людям с синдромом Дауна также сложно удерживать внимание, сохранять информацию в памяти; они испытывают трудности с временно-пространственной ориентацией и обладают скудной речью. Тем не менее, несмотря на лингвистические проблемы, люди с синдромом Дауна обладают хорошей способностью к социальной адаптации.

2- Синдром ломкой Х-хромосомы или синдром Мартина-Белл

Синдром ломкой Х-хромосомы является наследственным, чаще встречается у мужчин и представляет собой молекулярную аномалию Х-хромосомы. Это вторая генетическая причина интеллектуальной инвалидности. Страдающие этим симптомом люди обладают четырьмя основными физическими особенностями: удлинённое лицо с высоким лбом и увеличенным подбородком, крупные и оттопыренные уши, повышенная подвижность суставов и макроорхизм (увеличение размероов яичек). На поведенческом уровне они могут демонстрировать лёгкую или умеренную умственную отсталость, нарушение речи: позднее начало или отсутствие речи; гиперактивность и дефицит внимания, чрезмерную стеснительность, движение руками или кусание рук. У женщин наблюдается меньше когнитивных нарушений.

Смотрите так же:  Адаптация как обратная сторона стресса

3- Синдром Вильямса (Уильямса) или синдром “лица эльфа”

Синдром Вильямса является генетическим расстройством, характеризующимся потерей генов в одной из хромосом (наследственная хромосомная перестройка). Он ассоциируется с определённой внешностью: удлинённое и узкое лицо, крупные губы, светлые глаза (как правило, голубые) с выраженным рисунком на радужной оболочке и плоский нос. В большинстве случаев нарушена сердечно-сосудистая система. У страдающих этим синдромом людей наблюдается интеллектуальная инвалидность, обычно лёгкой или умеренной степени, а также психомоторные проблемы. При этом у таких людей часто богатый словарный запас, хорошие навыки для социального взаимодействия, музыкальные способности и хорошая память.

4- Синдром Ангельмана

Этот синдром также известен, как “синдром Петрушки” или синдром “счастливой куклы”. Синдром Ангельмана является генетическим заболеванием, вызванным изменениями в хромосоме 15. Для синдрома Ангельмана характерны задержки неврологического развития, низкий уровень пигментации кожи ног, волос и глаз; крупный рот с удлинёнными, редко расположенными зубами и выдвинутой вперёд челюстью, небольшой размер головы и характерные пятна на радужной оболочке. При данном синдроме, как правило, наблюдается тяжёлая или глубокая умственная отсталость, с серьёзными нарушениями языка и речи, отставанием в психомоторном развитии, нарушениями движения и равновесия, необычные движения конечностей и ходьба на негнущихся ногах. Ещё одной характерной чертой является частый смех и улыбка без повода.

5- Синдром Прадера-Вилли

Синдром Прадера-Вилли представляет собой наследственное заболевание, причина которого заключается в отсутствии отцовской копии участка хромосомы 15 и других хромосомных нарушениях. В раннем детстве у таких детей могут быть проблемы с питанием и низким мышечным тонусом; также характерен низкий рост, маленькие руки и ноги, гипогонадизм, компульсивное переедание и ожирение. При данном заболевании присутствие умственной отсталости является ключевым для диагностики, поскольку 32% людей с синдромом Прадера-Вилли обладают нормальным или близким к нормальному IQ. Тем не менее в целом у таких людей наблюдаются нарушения речи и когнитивные проблемы, связанные с обработкой информации и кратковременной памятью.

6- Синдром (болезнь) кошачьего крика или синдром Лежёна, также известный, как 5p синдром

Это редкое генетическое заболевание, спровоцированное отсутствием короткого плеча пятой хромосомы. У страдающих этим синдромом присутcтвует микроцефалия, круглое лицо с широко расставленными глазами, широкая переносица, деформированные уши, слабо развита нижняя челюсть; небольшие руки, деформированы ступни, изменена или недоразвита гортань, кроме того, присутствуют проблемы со зрением, в частности, косоглазие. На поведенческом уровне отличительной чертой является характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье и не несущий коммуникативную функцию. Также наблюдается существенная задержка моторного развития, как правило, присутствует тяжёлая умственная отсталость и очень ограничена способность к вниманию.

Причины умственной отсталости

Причины интеллектуальной инвалидности многочисленны: от генетических заболеваний до нарушений, вызванных внешними факторами. В настоящее время причиной умственной отсталости является совокупность воздействия факторов риска четырёх видов: биомедицинского, социального, поведенческого и образовательного; эти риски присутствуют на протяжении всей жизни человека и передаются от родителей к детям.

Приведём некоторые примеры этих причин или факторов риска:

Пренатальные причины (во время внутриутробного развития плода)

  • Биомедицинские: хромосомные нарушения, нарушения, связанные с одним геном, синдромы, заболевания матери или возраст родителей.
  • Социальные: плохое питание матери, домашнее насилие, отсутствие доступа к медицинским услугам, нищета.
  • Поведенческие: употребление родителями наркотиков, алкоголя, табака и незрелость родителей.
  • Образовательные: когнитивная недееспособность родителей или недостаточная подготовленность к появлению и воспитанию ребёнка.

Перинатальные причины (во время рождения ребёнка)

  • Биомедицинские: преждевременные роды (недоношенный ребёнок), родовые травмы, расстройства у новорожденных.
  • Социальные: недостаточный уход за младенцем со стороны родителей.
  • Поведенческие: отказ от ребёнка одного или обоих родителей.
  • Образовательные: отсутствие доступа к медицинским услугам после выписки из родильного дома.

Постнатальные причины (после рождения ребёнка)

  • Биомедицинские: черепно-мозговые травмы, плохое питание, менингоэнцефалит, эпилептические расстройства и дегенеративные заболевания.
  • Социальные: плохое взаимодействие между ребёнком и родителем/опекуном, недостаток подходящей стимуляции, бедность семьи, хроническое заболевание в семье.
  • Поведенческие: жестокое обращение и отказ от ребёнка, домашнее насилие, неподобающие меры безопасности, социальная депривация (изоляция) или проблемное поведение ребёнка.
  • Образовательные: недостаток воспитания, поздняя диагностика, некачественное медицинское обслуживание детей раннего возраста, некачественные услуги специального образования для таких детей, отсутствие поддержки со стороны семьи.

Несмотря на современные знания и последние медицинские достижения в области ранней диагностики, тем не менее в большинстве случаев конкретные причины интеллектуальной инвалидности до сих пор неизвестны.

Как развивается умственная отсталость?

Умственная отсталость может развиваться у каждого человека по разному. В настоящее время исследования в данной области концентрируются на проведении ранней диагностики, которая позволяет специалистам как можно раньше начать вмешательство.

Крайне важно оказывать помощь и поддержку людям с интеллектуальной инвалидностью. Это означает, что помощь должна быть персонализированной, с учётом предварительной оценки индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека. Важно иметь ввиду, что не все умственно отсталые люди одинаковы, что не все нуждаются в одном и том же типе помощи или её интенсивности в той или иной жизненной сфере или виде деятельности.

Таким образом, в настоящее время главным является планирование и разработка системы поддержки людей с интеллектуальной инвалидностью на основе индивидуального подхода, с учётом желаний и потребностей, жизненного опыта таких людей, их сильных (а не слабых) сторон, в целях повышения общего качества жизни.

Советы для родителей умственно отсталых детей

Каждый человек, вне зависимости от того, присутствует ли у него умственная отсталость или нет, индивидуален и отличается и от других – как и семьи, которые сталкиваются с данной проблемой. Однако в любом случае родители играют ключевую роль. Мы дадим для них несколько полезных советов:

  1. Если поведение или реакции вашего ребёнка кажутся вам необычными и вы не понимаете, что происходит, как можно скорее обратитесь к специалисту. Это очень важно, поскольку, с одной стороны, это поможет вам развеять ваши сомнения, а с другой – поспособствует ранней диагностике и разработке плана раннего вмешательства в случае наличия проблемы.
  2. При диагностике умственной отсталости у родителей могут появиться негативные мысли, чувства вины, злости, тоски… Это вполне понятно и объяснимо, дайте себе время принять эти чувства и поработать над ними: самостоятельно либо с помощью находящихся в такой же ситуации других родителей или специалиста.
  3. Очень важно понимать и различать то, что мы можем изменить, а что – нет, чтобы найти подходящие решения и средства.
  4. Ищите информацию об особенностях вашего ребёнка и о том, чем вы можете ему помочь на этапах его развития. Удостоверьтесь, что вся эта информация основана на научных источниках, а также на опыте других семей, оказавшихся в такой же ситуации.
  5. Узнайте, какие существуют услуги в данной области, которые могут быть полезны вашему ребёнку и семье в целом.
  6. Получите рекомендации специалистов.
  7. Думайте о возможностях и сильных сторонах вашего ребёнка, а не о том, в чём он ограничен. Каковы его потребности? Что может порадовать его и сделать счастливым? Идите именно по этому пути, оказывая всю необходимую помощь и поддержку для того, чтобы ваш ребёнок мог стать максимально самостоятельным и улучшить качество своей жизни.
  8. Любите вашего ребёнка, наслаждайтесь общением с ним и помните о том, что несмотря на то, что ритм его развития ниже, чем у ровесников, он пройдёт различные этапы развития, к которым вам также нужно адаптироваться. Не обращайтесь с ним всё время только как с ребёнком!
  9. И помните: мы все разные, однако у всех нас те же права и возможности, что и у других.

Перевод Анны Иноземцевой

Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.

This post is also available in: Испанский

Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación. Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Диагностика умственной неполноценности

Определение умственной неполноценности ребенка (олигофрении) с последующим направлением его во вспомогательную школу следует считать особо ответственным мероприятием. В этом случае как врач-психоневролог, так и педагог (если он участвует в обследовании) должен проникнуться чувством особой ответственности, так как в указанном случае решается судьба ребенка и дальнейший ход его жизни. Недостаточно обоснованно поставленный диагноз олигофрении может надолго, а иногда и навсегда испортить жизнь маленькому существу, которьэ с доверием взирает на людей в белых халатах. Опыт показывает, что еще имеется немало случаев неверной постановки диагноза. Есть случаи, когда среди учеников вспомогательных школ встречаются нормальные дети, по тем или иным причинам не выведенные в массовую школу. Нужно представить себе трагизм нормального подростка, получающего аттестат об окончании вспомогательной школы! Каким образом это может произойти? Чаще это объясняется тем, что к организации отборочных комиссий органы народного образования относятся без должного внимания. Совершенно ясно, что состав этих комиссий должен комплектоваться опытными врачами и педа-гогами-дефектологами, что не всегда осуществляется. Обычно основным критерием умственной отсталости для неспециалиста (педагога массовой школы) является выраженная неуспеваемость в школе. Применение такого критерия не является правильным. Неуспеваемость может объясняться рядом причин: педагогической запущенностью, безнадзорностью, конфликтной ситуацией в семье, физической ослаблен-ностью ребенка, дефектами речи и т.д. Умственная отсталость — только одна из причин, обусловливающая неполноценность познавательной деятельности.

Основные критерии определения умственной неполноценности. Умственная неполноценность — олигофрения — возникает в результате мозговых заболеваний (нейроинфекций, травм, интоксикаций и т. д.), перенесенных на ранних этапах возрастного развития. Отсюда врач, приступая к диагностике подобных случаев, должен либо подтвердить, либо от вергнуть наличие органического поражения мозга. Дело эт сложное. Большую помощь в установлении диагноза може оказать правильно собранный анамнез, например указание матери на факт применения ею различных средств с цельн вызвать аборт, установление тяжелого токсикоза беременности, тяжелых родов с асфиксией плода, наконец, констатация перенесения ребенком мозгового заболевания, тяжелых травм (с потерей сознания) и др. Однако главное значение имеет непосредственное психоневрологическое обследовам ребенка. При проведении такого обследования, например, отборочной комиссии, медико-педагогической консультации следует помнить о необходимости создания контакта с ребенком. Опыт показывает, что некоторые дети волнуются в незнакомой обстановке, замыкаются в себе, дают неправильные ответы или вообще молчат, а порой начинают плакать. Создание контакта совершенно необходимо для обследования не только умственно отсталых, но и других групп детей, родители которых обращаются в консультацию. С ребенком необходимо обращаться ласково, показывать ему книги, давать игрушки и т.п.

При общем соматическом осмотре иногда удается выявить ряд специфических особенностей в физическом строении, которые характерны для большинства детей с отклонениями в развитии. К ним относятся: диспластическое телосложение, акроцианоз, мраморный оттенок кожи и др. При осмотре полости рта часто встречается очень высокое или уплощенное нёбо, неправильное строение зубного ряда. У некоторых детей наблюдаются отклонения в строении ушных раковин, уменьшение размеров черепа и другие стигмы, указывающие на раннее внутриутробное неблагополучие. В значительном большинстве случаев при обследовании врач выявляет признаки, указывающие на следы органического поражения центральной нервной системы. Чаще это асимметрия черепно-мозговых нервов (тройничного, отводящего, лицевого, языкоглоточного, подъязычного), изменение мышечного тонуса (по пирамидному или экстрапирамидному типу), снижение или повышение сухожильных рефлексов и их неравномерность, наличие патологических рефлексов (симптомы Бабинского, Оппенгейма, Пу сепаи др.).

Смотрите так же:  Письмо больного шизофренией

Нередко характер походки, плохая моторика, недостаточная координированность движений, гиперкинезы и другие симптомы могут указать на то, что ребенок перенес то или иное заболевание нервной системы. Однако иногда неврологическая симптоматика может быть крайне незначительна или совсем отсутствовать. Поэтому особенное значение приобретает исследование психического статуса, что, собственно, и является наиболее существенным критерием, поскольку речь идет о констатации слабоумия.

Проводящие обследование врач и педагог должны быть максимально внимательны и наблюдательны. При этих условиях за сравнительно короткий срок, внимательно наблюдая за поведением ребенка, можно составить некоторое предварительное мнение. Так, некоторые умственно отсталые дети еще до обследования ведут себя крайне хаотично: бесцельно бегают по комнате, тянутся к игрушке, скоро бросают ее, затем тянутся к другой. Внимание крайне рассеянное, в поведении нет целесообразности. Другие дети апатично взирают на окружающее, прижимаясь к матери, и мало на что реагируют (торпидные или эретические формы). Как уже было сказано выше, обследование детей начинается с проведения ориентировочной беседы, с общеизвестных вопросов: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? В каком городе ты живешь? Какой твой адрес?» и т. д. Чаще умственно отсталые дети не дают ответа или отвечают очень примитивно: не знают название города, говорят, что маму зовут Сашей, а папу. папой, и т.д.

В ответ на вопросы, связанные с выяснением ориентировки во времени, месте и т.п., опять-таки получаются специфические ответы. Так, на вопрос: «Какое сейчас время года?» — они нередко дают неуверенные, а иногда неправильные ответы. На вопросы: «Где ты сейчас находишься? Зачем к нам пришел?» — ребенок отвечает: «В поликлинике, лечиться» (хотя прием идет в школе) или: «В школе учиться буду». На вопрос: «Что у нас сейчас: утро, день или вечер?» — отвечает: «Вечер» (хотя обследование проводится днем).

Большое значение при обследовании интеллектуального уровня имеет использование приемов, позволяющих выяснить степень развития логического мышления, например способность находить сходство и различие между предметами и явлениями, производить обобщения и т.д. С указанной целью уместно задавать специально подготовленные вопросы, использовать знакомые ребенку пословицы, загадки (определение скрытого смысла).

В качестве вспомогательного приема полезно использовать набор картинок с изображениями различных предметов или сюжетных картин. За рубежом для определения интеллектуального уровня используются многочисленные и многообразные псшхологические тесты (психометрия) с выведением так называемого интеллектуального коэффициента. Причем при оценке умственного развития тестовым показателям придается исклночительное значение. В отечественной психологии и психопатгологии применяются некоторые приемы тестового обследования, но как вспомогательные, дополнительные методы. Общее же заключение о состоянии психического развития делается только на основе обобщения данных, полученных путем всестороннего обследования; известное значение придается школьной характеристике.

Особуко трудность представляет отграничение подлинных олигофретов от детей с временными задержками психического развитшя, обусловленными различными причинами, чаще астеническими состояниями.

В неврологическом статусе детей с задержками развития мы чаще не определяем признаков органического поражения нервной сшстемы, особенно локальных знаков. Обычно на первое место в этом случае выступают симптомы, указывающие на лабилыность вегетативного отдела в форме резко выраженного красного дермографизма, мышечного валика, тремора век и кистей рук, повышенной потливости и т.д. При обследовании психсического статуса можно обнаружить некоторую закономерность, которая помогает в дифференциальной диагностике. В данном случае речь идет о влиянии подсказки, намека. Обычно такие дети также иногда не могут ответить на заданный вошрос или отвечают не совсем правильно. Но при помощи некоторых наводящих вопросов (небольшого намека) быстро догадываются, как бы спохватываются, и дают правильный оттвет. Этого нельзя сказать про олигофренов. Свойственная им инертность нейродинамики, обусловленная органическим фоном, не дает возможности правильно реагировать на подсказку, намек.

Дети, не успевающие в массовой школе по причине педагогической зашущенности (безнадзорность, конфликтная ситуация в семье, частые пропуски занятий) и ошибочно зачисляемые кандидатами во вспомогательную школу, обычно отличаются некоторыми характерными особенностями, которые необходимо особо учитывать. Так, например, при обследовании их учебных навыков обнаруживается, что они крайне плохо читают, делают большое количество ошибок в письме, лногого не знают из проходимого в классе. Вместе с тем у них большой запас представлений об окружающей среде, почерпнутых на улице. Они могут подробно и правильно рассказать содержание просмотренного фильма (особенно если он приключенческого характера), могут сделать много тонких наблюдений, метко и остроумно охарактеризовать некоторых людей, с которыми они часто соприкасаются. При этом их лица становятся оживленными, глаза блестят, говорят с увлечением. Но стоит перейти к проверке их школьных навыков, и их как будто подменяют. Они становятся скучными, заторможенными; с трудом «выжимают» из себя слова, отвечают с ошибками. Конечно, здесь нет и речи об умственной отсталости.

Большую помощь врачу в установлении диагноза может оказать педагог-дефектолог, который проверяет и оценивает учебные навыки детей. Основным правилом при обследовании психического статуса детей, принимаемых во вспомогательную школу, является комплексность исследования. Не следует спешить ставить диагноз, если есть сомнение. Следует помнить, что имеется ряд форм (в частности, астенические реакции, физическая ослабленность, а также педагогическая и социальная запущенность), которые в отдельных случаях, сопровождаясь неуспеваемостью ребенка в школе, могут иметь лишь некоторое видимое сходство с умственной отсталостью. Таких детей нужно оставлять на повторный год в массовой школе, направлять в санатории.

Нередко большие трудности в отношении постановки диагноза возникают при обследовании детей, которые страдают различными формами слухо-речевых расстройств. В этих случаях при недоучете отдельных симптомов могут быть допущены ошибки. Возьмем пример из практики. На консультацию попадает безречевой ребенок, при недостаточной опытности исследователя ставится диагноз «алалия». Причем проверка слуха часто не проводится. Отсюда и неполноценность диагностического заключения, так как внешне сходную картину с алалией может дать и ребенок с дефектами слуха периферического или центрального характера (глухой, слабослышащий, сенсорный алалик), ее могут дать также некоторые олигофрены в степени имбецильности. Отсюда непременное условие — проверка слуха. Как уже упоминалось выше, проверка слуха иногда очень сложное дело, поскольку здесь могут играть роль такие факторы, как естественное волнение ребенка, негативизм, отказ от обследования Поэтому приходится уделять особое внимание созданию нужного контакта.

При собирании анамнеза необходимо учитывать, что нередко родители не могут самостоятельно точно оценить состояние слуха их ребенка. Иногда приходится слышать неопределенные ответы типа: «Когда хорошо слышит, а когда плохо». Причем надо подчеркнуть, что при оценке состояния слуха родители нередко опираются на то, что их дети слышат стук, хлопок в ладоши, звонок, гудки автомобилей и т.п. Известно, что такие раздражители воспринимаются на слух даже и заведомо глухими детьми. Убедившись путем неоднократной проверки (хотя бы методом громкой или шепотной речи) в том, что у ребенка имеется слух, можно приступить к исследованию речевой функции. В данном случае следует учитывать запас слов, характер произношения (дефекты фонетики), наличие фразовой речи или только отдельных слов. Надо определить состояние грамматического строя речи, характер письменной речи, выяснить, понимает ли ребенок обращенную речь (выполняет элементарные или более сложные задания). Необходимо произвести осмотр ротовой полости (состояние периферических органов речи).

Последующие неврологические и психологические исследования позволяют уточнить ту или иную форму речевой недостаточности и оценить состояние интеллекта, что также очень важно при дифференциальной диагностике.

Основной задачей при анализе слухо-речевых нарушений является выделение отдельных форм. Необходимо определить своеобразие их клинической картины, выяснить особенности анатомо-физиологического развития и дать прогноз. Нередко сама методика логопедической работы определяется характером речевого дефекта. Таким образом, диагноз не должен быть своего рода отпиской, ярлыком — он должен отражать основное ядро патологического механизма, его органическую или функциональную природу. Так, например, в случаях недоразвития речи при алалиях задача педагога-логопеда будет состоять в формировании отсутству ющей у ребенка речи. Наоборот, в случаях утраты речи (при афазиях) работа в принципе будет иной. Учитывая наличие остатков сохранной речи, логопед, беря их за основу, будет постепенно восстанавливать распавшиеся речевые стереотипы. Правильно поставленный диагноз определяет не только методику, но и продолжительность лечения, характер прогноза. Так, например, при речевых нарушениях типа функциональной дислалии, что является наиболее частой формой речевой патологии, логопедическая работа ведется от нескольких недель до 2 — 3 месяцев. Прогноз, как правило, благоприятный. Наоборот, при речевых нарушениях типа дизартрии (в основе дефекта лежит органическое поражение центральной нервной системы, и фонетический дефект осложняется целым рядом таких симптомов, как расстройство дыхания, голоса, слюнотечение, расстройство сердечно-сосудистой системы, моторики) сроки лечения могут растягиваться на год и больше.

Источник: «Невропатология» 2000г., автор: Ляпидевский С.С.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Самоукина игровые методы в обучении и воспитании Специальный курс обучения "Подготовка детей к обучению в школе" 1. Беседа о школе. Как называется ваша группа? Почему она называется подготовительная? Как вы готовитесь к школе? Зачем это нужно будет вам в школе? Зачем вообще дети учатся? Как называют детей в школе, […]
  • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]