Как распознать в ребенке аутизм

Как распознать в ребенке аутизм?

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Триада нарушений

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Трудности ранней диагностики

Наиболее ярко картина нарушения проявляется от двух с половиной до трех лет. До этого возраста симптомы выражены слабо. Часто педиатры, детские психиатры не могут увидеть в ранних симптомах аномалии развития. Советуют родителям немного подождать, надеясь, что ребенок перерастет необычные проявления. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут заметить, если это первый ребенок. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Именно поэтому симптомы аутизма первыми замечают те люди, которые смотрят за ребенком. Поскольку аутизм проявляется в поведении, речи и общении, родители замечают, что ребенок ведет себя не так, как другие дети его возраста, играет в одиночестве, не смотрит в глаза другим. Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка к полутора годам, к двум годам на отклонения обращают внимание 80 % родителей. Часто у родителей создается ощущение, что ребенок живет в своем отдельном мире. Проявляются повторяющиеся, иногда чрезмерно, ритуалы поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Наблюдение до года

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Умение выражать эмоции формируется у младенцев после двух месяцев. В случае с аутичными младенцами даже опытная мама не может определить, что чувствует ребенок. Обычно в шесть месяцев малыш хорошо определяет выражение лица ухаживающего за ним взрослого, формируется привязанность к близкому человеку, отличает своих от чужих. У младенца с аутизмом привязанность к матери не формируется или принимает особые формы. Ребенок может не замечать маму, когда она рядом, и сильно огорчаться, когда ее нет, не воспринимать остальных членов семьи. Может наблюдаться слишком сильный плач или испуг в ответ на слабый звук или небольшие изменения в обстановке; отсутствие довольного выражения после еды, оживление при виде игрушки может быть сильнее, чем реакция на родителей. Малыш может терять чувство края, быть неуправляемым, непослушным. Его почти невозможно отвлечь, если он чем-то увлекся.

Наблюдение в два-три года

Даже если в это время не происходит потерь в психическом развитии, становится заметным постепенное отставание, особенно в развитии речи. Именно в этот период особенности развития малыша становятся очевидными для взрослых. Например, разлаживается сон, появляются выраженные страхи или навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращение. У ребенка не усложняется лепет, ему сложно показать, что он хочет. К трем годам заметны особенности в речи и движениях, отсутствие интереса к другим детям, уход от общения. В действительности дети аутисты не предпочитают одиночество. Просто им очень сложно поддерживать дружеские отношения.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Другие проявления

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

Большинству людей, страдающих аутизмом, сложно общаться с другими людьми и выполнять обычные действия. Аутисты не могут выразить свои чувства, эмоции и так же не могут понять других. Они могут показаться окружающим бесчувственными и бестактными. Дети не могут играть в игры, требующие воображения, или спортивные игры. Чем раньше диагностирован аутизм, тем больше шансов, что ребенок сможет приобрести необходимые навыки. Аутизм вылечить нельзя, но можно обучить ребенка правильному поведению, стереотипным реакциям, найти комфортную для него среду.

Курс лечения аутизма подразумевает разработку образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка. Лечение включает три направления: семейная терапия, медико-психологическая терапия и коррекция нарушений поведения. В любом случае, чтобы помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в нашем обществе, нужно попытаться понять его способ мышления и восприятия реальности.

Непредсказуемое поведение

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

Смотрите так же:  Депрессия при тиреотоксикозе

Аутизм в МКБ

Нарушения в социальном взаимодействии

1) отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

2) неспособность к установлению (адекватным способом и при наличии возможности) дружеских отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;

3) отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;

4) отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою радость с другими;

5) отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.

Нарушения в коммуникации

1) задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;

2) неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;

3) стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;

4) аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

5) отсутствие разнообразия при ролевой игре или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

Стереотипные модели поведения и интересов

1) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

2) специфическая привязанность к определенным предметам;

3) настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;

4) стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;

5) настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);

6) расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

Автор: Наталья Калиниченко

Подопечная проекта «Здійсни мрію» сделала подарок Нику Вуйчичу

На Киевщине на выходных откроют весенний сезон

Фото радужного малыша потрясло весь мир

Мясопустная родительская суббота: как 2 марта поминают усопших

Дети, рожденные весной: в чем их уникальность?

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Внимание, родителям: как распознать ранние проявления аутизма

Исследования доказывают, что чем раньше малыш с аутизмом получит профессиональную помощь, а его родители и близкие научаться правильно себя вести с ним, тем скорее и нагляднее будут результаты этой работы.

Но чем дольше родители «не желают» замечать особенность малыша, чем дольше он продолжает жить без помощи, тем сложнее ему ориентироваться в этом мире. Оказывается, уже в возрасте 3 месяцев можно распознать самые ранние признаки аутизма. Но даже если ты в возрасте до 1 года или даже до 2 лет видишь такие симптомы, то не теряй время. Грамотный специалист может помочь и тебе и ребенку!

Основные ранние признаки аутизма у детей

Всего специалисты выделяют 9 таких ранних признаков:

  1. отказ от тактильного контакта с мамой, папой, другими людьми;
  2. отсутствие речи у детей старше 3 лет;
  3. малыш предпочитает быть в одиночестве;
  4. отказ контактировать не только с людьми, но и вообще с окружающим миром, ему не интересны прогулки;
  5. отсутствуют навыки невербального общения;
  6. ребенок не смотрит в глаза собеседнику или даже когда мама кормит его грудью;
  7. малыш часто выражает эмоции жестами, они дерганные и странные;
  8. если кроха разговаривает, то его речь похожа на повторение текста, заученного на память или как бы это твоих высказываний;
  9. нетипичные сенсорные реакции на раздражители: прикосновения, ароматы, вкус, звуки.

Наблюдательные родители заметят такие признаки еще в раннем возрасте ребенка. Если ты наблюдаешь эти симптомы, то следует провести диагностику психического развития малыша. Некоторые признаки может заметить невропатолог на плановом осмотре, поэтому не пренебрегай ими.

Уже с 3 месяцев ребенка можно самостоятельно проводить раннюю диагностику аутизма.

Проверяй, фиксирует ли малыш свой взгляд на тебе или ком-то из других людей. Выделяет ли он тебя (если именно ты проводишь с ним больше всего времени) среди прочих членов семьи. Отметь, фиксирует ли он взгляд на ярких предметах, например, картине, висящей на стене. Смотрит ли в твои глаза долго, а не по чистой случайности.

Тебя должно насторожить, если кроха на руках у тебя «как положили, так и лежит», то есть буквально растекается, не группируясь и не принимая позы, в которой будет ему удобнее.

  • Плачем и беспокойством реагирует на любой громкий звук, смех, яркий свет.
  • Большую часть времени движения малыша не такие, как у обычных людей, или слишком медленные или чересчур активные.
  • Подросший кроха не повторяет, не копирует действий взрослых людей.
  • У ребенка нарушена привязанность к тебе. Он или «не слазит с рук» или безразличен к маме.
  • У ползающего, а потом и ходящего малыша, замечаются монотонные движения, которые он часто повторяет.

Хочется отметить, что подобные симптомы характерны и для некоторых других особенностей развития как психического, так и физического, у детей младшего возраста. Именно поэтому диагностику и постановку диагноза должен проводить опытный специалист, который проводит соответствующие тесты и на протяжении нескольких визитов наблюдает малыша.

Можно ли аутизм определить во время беременности

Стопроцентной гарантии определения у плода аутизма во время беременности нет. Однако британские медики все же говорят о возможности вычисления вероятности заболевания путем ультразвукового обследования.

Это становится, возможно, благодаря тому, что у деток очень быстро начинает расти тело и мозг. Так, сравнивая норму и текущее состояние, можно определить наличие расстройства.

Аутизм и беременность. Факторы риска

Аутизм в большей степени возникает при поражениях головного мозга и изменениях его строения. Поэтому вероятность того, что аномалии в его развитии приведут к заболеванию, достаточно высока.

Также, задумываясь о том, можно ли аутизм определить во время беременности, следует учесть перенесенные инфекции матерью. Так, риск повышает краснуха, корь и ветрянка.

Эти заболевания влияют на развитие головного мозга, от чего и повышается риск развития аутизма у плода. Особую опасность инфекции несут на втором триместре беременности, когда мозг особо чувствителен к изменениям.

Причем основной риск несет не так сам факт наличия болезни, как активное сопротивление организма болезни. Именно это способствует гиперразвитию мозга, превышающего норму.

Что может спровоцировать аутизм у плода

Неправильный образ жизни будущей мамы – это то, что напрямую сказывается на состоянии ребенка. И хотя споры о том, можно ли выявить аутизм во время беременности не прекращаются, все же очертить факторы риска возможно.

Так, бытует мнение, что курение и употребление алкоголя влияет на развитие головного мозга плода, а следственно, может стать причиной развития аутизма. Однако научно доказать данную гипотезу до сих пор не удалось.

Также медики установили некую связь между генетическими факторами и развитием аутизма. Она проявляется у 25-30% обследуемых аутистов.

Так, во время заболевания наблюдаются аномалии развития таких генов как:

Плюс, врачи, разбираясь можно ли распознать аутизм еще в утробе, заметили закономерность между аномалией генов, которые отвечают за нормальную связь между нейронами, а также синтез белка.

Но подобные проявления встречаются далеко не у всех аутистов, из-за смены генов во время развития внутриутробно. Поэтому после рождения явных признаков может и не быть. Так, сложно сказать, можно ли диагностировать аутизм во время беременности по генетическим показателям.

Мифы и реальные факторы при диагностике аутизма во время беременности

Существует множество слухов о том, что же влияет на развитие РАС. Однако не все из них имеют под собой основание. И часто именно из-за этого будущие мамы могут навредить плоду.

«Может ли у моего ребенка быть аутизм?» 10 признаков возможных связанных с аутизмом отклонений в развитии детей в возрасте от 6 до 12 месяцев.

Несмотря на то, что зачастую диагноз «аутизм» не устанавливается ребенку младше 3 лет, некоторые дети начинают проявлять признаки задержки развития, не достигнув возраста 12 месяцев. Хотя не все дети, проявляющие задержку в развитии, позже будут диагностированы как аутичные, эксперты говорят о том, что раннее выявление таких признаков является возможностью получить максимальную выгоду от ранней диагностики и вмешательств, которые, как полагают, улучшает дальнейшее развитие ребенка.

По словам доктора Ребекки Де Ланда, директора Центра аутизма и связанных с ним расстройств в Институте Кеннеди Кригера в Балтиморе, родители должны иметь возможность определить предупреждающие сигналы возможного наличия у ребенка расстройства аутистического спектра и других нарушений коммуникации.

«Мы хотим простимулировать родителей стать лучшими наблюдателями за развитием своих детей, таким образом, они смогут увидеть самые ранние показатели отставания ребенка в коммуникации, социальных и моторных навыках», говорит доктор Ланда, которая также предупреждает, что некоторые дети, у которых развивается аутизм, не демонстрируют его признаков вплоть до достижения ими двухлетнего возраста или начинают регрессировать после кажущегося типично проходящего развития.

Последние 10 лет доктор Ланда наблюдала за родными сестрами и братьями детей с аутизмом, чтобы определить ключевые предупреждающие признаки расстройства в его ранней форме. Ее исследование показало, что в некоторых случаях диагноз может быть установлен детям в возрасте 14 месяцев, что вызвало начало разработки новых моделей вмешательств, которые продемонстрировали хорошие результаты для младенцев в возрасте 1-2 лет, проявляющих признаки расстройств аутистического спектра.

Доктор Ланда рекомендует, чтобы родители во время игры со своими детьми в возрасте от 6 до 12 месяцев обращали внимание на следующие признаки, которые были связаны с последующим установлением диагноза «аутизм» и других нарушений в коммуникации:

Смотрите так же:  Если поставили диагноз аутизм

1. Ребенок редко улыбается при приближении человека, который осуществляет уход за ним.
2. Редко пытается имитировать звуки и движения, которые делают другие люди, например, улыбку и смех, во время простого социального обмена.
3. Задержка появления у младенца лепета или его редкое проявление.
4. Отсутствие у ребенка реакции на свое имя или ее все более редкое проявление в возрасте от 6 до 12 месяцев.
5. Неиспользование жестов для общения по достижению 10-месячного возраста.
6. Скудный зрительный контакт.
7. Ребенок нечасто ищет внимания родителей.
8. Постоянное напряжение рук, ног или проявление необычных телодвижений, таких как вращение кистями рук, принятие необычных поз, и другое повторяющееся поведение.
9. Ребенок не тянется к взрослому, когда тот протягивает руки, чтобы поднять его.
10. Задержка в развитии моторных навыков, в том числе позднее приобретение навыка переворачиваться и ползать.

«Если родители подозревают, что с развитием их ребенка что-то идет не так, или что их ребенок теряет навыки, они должны поговорить с педиатром или другим специалистом по развитию», говорит доктор Ланда. «Не принимайте позицию «подождем и увидим». Мы стремимся определять отставание в развитии на раннем его этапе с тем, чтобы вмешательство могло начаться, пока мозг ребенка еще гибкий и все еще разрабатывает свои схемы».

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям

Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их. Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка. И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам. Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально. Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.
Смотрите так же:  Синдром раннего аутизма каннера

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.by своим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз. Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга. Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью. Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости. Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

3 признака аутизма у ребенка

Кандидат медицинских наук, невролог детского медицинского центра “Euromed Kids”.

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Раскрашиваем лёд с ребенком

Тележурналист, блогер, ма.

Что делать, если ребенок обгорел на солнце?

Ко мне, детскому неврологу, на прием часто приходят встревоженные мамы с детьми от 1,5 до 2,5 лет и испуганно произносят: «Доктор, у моего ребенка аутизм!». Обеспокоенные особенностями поведения своего малыша, они бросаются в бездонные просторы Интернета в надежде найти объяснение и/или ответы на волнующие вопросы. Поиски заканчиваются, как правило, неутешительными выводами для родителей.

Познавательное, социально-эмоциональное, речевое развитие ребенка первых лет жизни, формирование у него бытовых навыков – процесс многогранный и зависит от целого ряда факторов. Ведущую роль, наряду с медицинскими и наследственными причинами, играют эмоциональный фон и социально-бытовая среда, окружающие малыша. Поэтому оценка степени его развития, выявление реальных проблем аутистического спектра объективно и грамотно могут быть проведены только специалистами (детским неврологом, психологом, дефектологом), работающими с данной патологией.

К счастью, в 75% случаев страшный диагноз «аутизм», заподозренный родителями, не подтверждается. В этих случаях, как правило, можно говорить о темповой задержке психоречевого развития ребенка, обусловленной различными генетическими, педагогическими, социально-бытовыми факторами. Раннее выявление указанных причин, разъяснение их родителям позволяют составить соответствующий план медико-педагогической коррекции для адаптации и социализации малыша в окружающей действительности.

Как распознать болезнь?

Так что же такое аутизм? Какие особенности в поведении ребенка, его психоречевом развитии, эмоциональном статусе должны настораживать родителей?

Наиболее очевидно эти симптомы проявляются в возрасте 2 лет. Самым значимым из них является так называемое полевое поведение ребенка:

Малыш не замечает окружающих его людей, не реагирует на их речь и действия, избегает контакта, не смотрит в глаза.

Речь, как правило, не сформирована.

Ребенок плохо реагирует на обращенные к нему слова, может даже не откликаться на собственное имя.

Выражены поведенческие стереотипы, отмечается многократное повторение одного и того же действия (бег по кругу, щелканье выключателем, катание машинки и т. д.).

Характерна эмоциональная отстраненность.

Ребенок избегает физического контакта даже с близкими людьми.

Простой диагностический тест, состоящий из трех вопросов, которые родители могут задать самим себе, поможет сориентироваться на начальных этапах:

Смотрит ли ребенок в ту же сторону, что и вы, при попытке привлечь его внимание к какому-нибудь предмету?

Указывает ли ребенок на предметы с целью разделить с вами возникший у него интерес?

Играет ли ребенок в ролевые игры (кормит куклу и укладывает ее спать, перевозит в игрушечной машине кубики для постройки дома, гаража и т. д.)?

В случае если на все три вопроса ответ отрицательный, требуется консультация детского невролога, который профессионально оценит темпы развития и особенности поведения малыша. Технический прогресс значительно облегчает эту задачу.

Обычно я прошу принести на прием короткие видеозаписи поведения ребенка в различных ситуациях: во время еды, игры, самостоятельных занятий, прогулки. Врачу очень важно увидеть и обсудить те моменты поведения, которые в большей степени беспокоят родителей. К сожалению, обстановку врачебного кабинета, даже при наличии большого количества игрушек, не назовешь привычной, позволяющей маленькому ребенку чувствовать себя в безопасности.

Для диагностики аутистического расстройства специалисты используют диагностические критерии, описанные в международной классификации болезней (МКБ-10). Важно выявить нарушения у ребенка в социальной (желание интерактивного взаимодействия с окружающими людьми), коммуникативной (формирование речи как инструмента общения) и в поведенческой (наличие стереотипной деятельности, склонности к ритуалам) сферах.

Выявление аутистических расстройств позволяет уже на ранних этапах развития ребенка разработать и применить столь необходимую ему психолого-педагогическую коррекцию с тесным вовлечением в этот процесс родителей и других членов семьи, назначить медикаментозное лечение. Ребенку требуется комплексная реабилитация, основанная на индивидуальном подходе в каждом конкретном случае. Это относится и к лекарственным препаратам, широко используемым детскими неврологами и психиатрами в лечении данной патологии.

Универсального лекарства не существует. При назначении медикаментозной терапии врач должен учитывать так называемые этиологические и патогенетические факторы развития аутизма, другими словами, причину и механизмы формирования данной патологии у данного конкретного ребенка.

Причины аутизма

Причин, приводящих к развитию аутистических расстройств, много: гипоксия плода, родовые травмы с поражением головного мозга, внутриутробные инфекции, токсическое воздействие вредных веществ на плод, обменные нарушения и т. д. Описано более 200 генов, ответственных за развитие детского аутизма. Синдром Ретта, синдром Аспергера, синдром ломкой Х-хромосомы наиболее широко известны и изучены. К сожалению, не во всех случаях удается точно установить этиологический фактор. Однако в любом случае комплексное обследование ребенка, назначенное после консультации детского невролога, необходимо.

Международный опыт подтверждает, чем раньше начата комплексная реабилитация пациентов с детским аутизмом, тем легче и успешнее их адаптация в дальнейшем. Родителям рекомендуется не пропускать диспансерные осмотры детского невролога. Они предусмотрены для ребенка в возрасте 1,5, 2, 2,5 и 3 лет.

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма с целью обратить внимание на увеличение численности детей, страдающих этой патологией, во всех регионах мира и, соответственно, на проблемы психического и речевого развития детского населения.

Несколько дней назад, сидя за чашкой кофе в просторной кондитерской, я с интересом наблюдала за молодой семьей, расположившейся за соседним столиком. Мама и папа не отрывали взглядов от своих смартфонов и с энтузиазмом время от времени что-то печатали. Полагаю, им было комфортно в виртуальном мире общения. Маленькая девочка лет 3, быстро съев пирожное и выпив стакан сока, стала с любопытством осматривать окружающий интерьер и задавать вопросы. 3 года! Это возраст почемучек, которым важно знать все и прямо сейчас. Не поднимая головы и не отводя взора от мобильного телефона, на каждый вопрос мама отвечала «Да», папа говорил «Сейчас». В конце концов, не получив никакого отклика, ребенок сполз со стула и отправился бродить по кафе, собирая салфетки со столов. Вспомнились слова о проблемах детей с аутистическими расстройствами в социальной (интерактивное взаимодействие с окружающими людьми), коммуникативной (формирование речи как инструмента общения) и в поведенческой (наличие стереотипной деятельности, склонности к ритуалам) сферах.

Снова и снова пришло осознание важности постоянного живого общения с ребенком.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Можно ли растирать ребенка при температуре мазью Натирание. При какой т-ре? Натирание. При какой т-ре? Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:02 Сообщение МаМаша » Пт авг 13, 2010 15:11 Сообщение Olesia Berezka » Пт авг 13, 2010 15:39 Сообщение NatKa » […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Образец отпуска по уходу за ребенком до трех лет Как оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Декрет очень ограничен по своей продолжительности. И если малыша не на кого оставить, женщина может взять еще один отпуск, который называется «по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста». Стоит различать […]
  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]