Как уложить спать двух детей

Как уложить спать детей-погодок? Несколько проверенных советов

Вопрос «Как я буду укладывать спать детей-погодок?» стал меня беспокоить еще задолго до рождения Егора. И, честно говоря, становилось немного страшно, потому что готового решения на тот момент не было.

Я искренне завидовала тем мамам, которые смогли приучить своих малышей засыпать самостоятельно. Именно для них этот пост будет совершенно бесполезен (и не важно, сколько у них погодок).

Я, честно признаться, пыталась не брать Алину в нашу с мужем постель первые месяцы после её рождения. Но вторая беременность, постоянная усталость и недосыпания сделали своё дело. Мне страшно не хотелось вставать к дочке по ночам, поэтому она месяцев с шести спала с нами. Попытки переложить её в кроватку обычно заканчивались истериками. И на тот момент, мне показалось, что так будет лучше.

До рождения Егора укладывать спать Алину было очень просто. Под нежное причмокивание моей груди дочка сладко засыпала на диване за 10 минут. Для меня это так было удобно, что я кормила Алину грудью до дня вторых родов. Отлучение произошло, когда я ушла в роддом за Егором.

Укладываем спать детей-погодок днём

Поскольку режимы у детей днём не совпадали, он засыпали по очереди. Время сна у Егора выпадало на время прогулок, и он сам засыпал в коляске. Дома же он засыпал с грудью. Проблем практически никаких не было. Главное, чтобы Алина в этот момент тихо играла и не плакала.

Алина в 1 год и 3 месяца стала спать один раз в день. И уложить её спать иногда было для меня испытанием, так как с рождением Егора я решила, что для Алины грудное вскармливание закончено. Но сразу же для меня встал другой вопрос «Как теперь укладывать ребёнка спать?».

Чтобы она уснула, мне приходилось её укачивать стоя, при этом распевая какие-нибудь заунывные песни. Егор в этот момент обычно бодрствовал и периодически что-то «гулил». От каждого такого звука Алина начинала просыпаться. И процесс укладывания начинался сначала.

Укладываем спать детей-погодок вечером

Вечером первые месяцы я укладывала малышей по очереди. Пока я укладывала Алину, папа играл с Егором. Однако долго Егорка без меня не мог играть и, в самый неподходящий момент, он начинал плакать. И всё начиналась по новой, потому что Алина просыпалась от любого звука.

Так мы укладывались спать примерно первые полгода после рождения младшего.

Ближе к двум годам Алине надоели укачивания на руках, и мы наконец-то стали читать перед сном книжки и засыпать на диване. Егора я решила не отдавать папе. Так мы втроем сначала читали книжки, если Егор начинал капризничать, я давала ему грудь. Алина в этот момент засыпала, обнимая меня за спину и накручивая мои волосы на свои пальцы.

Переводим детей на один режим сна

Примерно в девять месяцев Егор стал спать один раз в день и его режим совпал с Алининым. И днем, и вечером я их укладывала в одно время: с книжками и грудью, как описано выше.

Конечно, я немного форсировала переход Егора на такой режим (спать днем один раз). Однако мне так стало намного проще. На прогулке я не давала ему засыпать. Егор активно гулял и играл с моей помощью.

Когда Егор спал 2 раза в день, у меня было ощущение, что я целый день только и делаю, что укладываю детей спать: сначала Егора, потом Алину, потом снова Егора и т.д.

Сейчас наши погодки ходят в детский сад, однако в процессе укладывания мало что изменилось. Мы также вечером ложимся втроем и читаем книжки, а потом выключаем свет и, обнявшись, засыпаем. Причем я практически всегда засыпаю вместе с детьми (как бы я не сопротивлялась).

Нет предела совершенству

Теперь передо мной стоит задача: научить детей засыпать самостоятельно. Но пока я никак не могу придумать для себя алгоритм её решения. А может быть даже, в глубине души, и не хочу. Ведь это так приятно, когда тебя обнимают два самых родных человечка и шепчут самые желанные слова: «Мама, я тебя люблю».

Очень хочется получить советы от тех, кто уже справился с этим вопросом и чьи малыши засыпают самостоятельно. Жду ваших комментариев!

И, в заключение, хочу добавить несколько советов:

  • Даже если Ваш первенец спит с Вами, попробуйте не брать с собой маленького. Возможно, он будет засыпать в кроватке самостоятельно. Для многих деток это не проблема, если, конечно, не показать им другой способ (что я, например, сама и сделала, взяв Алину спать с собой).
  • В первые месяцы после рождения малыша-погодки просите о помощи близких и друзей. Возможно, кто-то сможет погулять с малышом днём, когда Вы будете укладывать старшего ребенка. Или папа посидит с кем-нибудь из детей вечером. Сон – это важнейшая составляющая развития детей. И если он будет беспокойным, нерегулярным или непродолжительным, малыш может начать капризничать, плохо есть и т.д.
  • Если кто-то из детей не дает уложить другого — не срывайтесь и не кричите. Вряд ли они Вас поймут. А вот слёзы и обиды будут обеспечены. Лучше попробуйте бунтаря чем-нибудь занять. Например, когда я укладывала Егора с грудью, Алина иногда приходила к нам, и мы читали с ней книжки или просто рассматривали картинки. Если же Егор начинал капризничать, я пыталась его отвлечь песенками, стишками и смешными рожицами.
  • Как можно быстрее переводите погодок на один режим. Конечно, это нужно делать, когда малыш уже физически готов к такому переходу. Когда я перевела Егора на один дневной сон, он просто стал засыпать вечером пораньше (примерно в 21.00).

Детский сон очень полезен для нервной системы родителей!

22 комментария . Оставить новый

Здесь девочки правильно говорят — нужно ловить момент,когда дети готовы к самостоятельному сну,и если получается, быть настойчивым и не сдаваться.

У моих принцесс разница 1 год и 10 мес. На ночь папа укладывал старшую,а я — младшую. С ужасом думала о грядущей командировке мужа. И вот я осталась на месяц одна с двумя маленькими детьми(Тогда детям было 2 г 2 мес и 4 мес). Я решила попытаться приучить старшую к самост сну. Старшей все рассказала,так и так,тебе придется спать самой сейчас,так как папа далеко. Я была в шоке,что она все поняла и пошла мне на встречу,и просто после этого разговора до приезда папы сама засыпала спокойно — поняла важность.но при возвращения вспомнила все песни-пляски папы и решила все вернуть -периодически были попытки ора,шантажа и прочее. Здесь мы решили вопрос подкупом — в случае если она спокойно засыпала сама, давали сладкое на завтрак(или полдник,если дневной сон). А так как дома больше сладкого не даем,старшая достаточно быстро привыкла засыпать сама. Но здесь надо строго — если все же уснула с мамой или папой,сладкого не получает.
С Катей вопрос решили,но тут младшая Кира подросла(сейчас 10 мес),и уже сама быстро под грудью не укладывается,до 11 часов может играть и требовать рядом маму. Мы с мужем решились на эксперемент — доколе будем укладывать отдельно,пусть вместе спят. После всех вечерних ритуалов,говорим старшей — Катя,укладывай Киру сама,если получится завтра на десерт будет сладкое. И уходим из комнаты. В первую ночь был ор,смех и плач до 12(периодически заходили и напоминали правила,предлагали старшей уснуть в своей комнате- она отказывалась).В итоге младшая уснула,старшая хихикала довольно и звала нас. Во вторую ночь,где то 40 минут играли, Кира почти не плакала,уснули в обнимку. Сегодня 3 ночь была — достаточно быстро все уснули,слез не было). Не знаю,что будет дальше,но пока мне этот вариант укладывания определенно нравится:)

Иванна, комментарий давно написан, наверное,проблема решилась.. как? Как будто с меня описали укладывание. Как я всех понимаю.. у меня девочки 2,5года и 1,1.. Это жесть… уже месяц, наверно, или больше я как зомби! Я с рождения за режим. Раньше было прекрасно. Методы менялись, но максимум укладывания были 30-40 мин, чаще 15. Теперь 2-3 часа. Итак, началось все наверное месяца три назад.. младшая заспала с папой и бутылкой, я разбиралась со старшей, сказками, песнями, пописами и пр. Чередовлись с папой, пока старшая наотрез не отказалась укладываться с ним. Жесть началась когда и младшая отказалась. Всем надо маму!
Начали укладываться втроем на нашей кровати минут с 40, но с каждым днем все перестает работать и время увеличивается. Старшая с года спит в отдельной комнате, младшая в своей кровати в нашей. Пробовала по моему уже всё. Сказки, песни, прятки под одеялом, кто быстрее уснет.. перечислять можно бесконечно. Сейчас я без сил и фантазии совсем, поэтому теперь стоит ор почти два часа каждый вечер. Отдельно не получается, начинается визг, ломятся из комнаты.. И все ложились и свет везде выключали, так они включают. Пытались позже, раньше, пока сами не захотят,переносили купание. Все равно истерика.До 18 скакали без остановок, потом начинали спокойный игры, скакали весь день по максимуму.. Ничего решительно не помогает. Мне уже кажется, что они забыли, что можно спокойно засыпать и у них обязательная программа стала слезы и истерика. Сначала старшая не давала младшей спать, потом наоборот, теперь обе уже непонятно кто кому. Последние относительно спокойные укладывания были, пока Папа отвлекает старшую, я усыпляла с бутылкой младшую, но теперь она ее выпивает, почти засыпает.. и вскакивает и ломаться к двери! Надо кардинальные меры. Но я уже не понимаю ничего. Встают в 7-30/8, днем спят 2 часа до 15 ( около месяца и днем долго укладывались, но вроде само наладилось), как-то проскакали 1,5часа в кровати младшей вместо сна. Укладывания начинаем с 20-21..
Мне кажется, они уже не то что испытывают, а просто принципиально отказываются.

Добрый день, у меня младший сын так же засыпал раньше с бутылочкой, а с 1,5 лет, как допьёт — начал вскакивать. Решение пока только одно — сразу же даю ему следующую бутылочку (просто с водой) и с ней он засыпает, причмокивая.

А наши сильно расстраиваются после таких слов и со слезами и дрожа подбородком засыпают , но мне их жалко) папа у них друг они хотят бороться всегда)

Да, Елена, очень Вас понимаю.

А наш папа тоже любит аудио книги ставить! 🙂 Метод работает у папы!

У нашего папы отлично работает метод «Быстро все закрыли глаза и спать, и чтоб ни звука!» У него всегда работает)))

Сегодня сил совсем не осталось, ровно 2 часа я укладывала своих парней! Не знаю, как себя ощущают родители погодок девочек или м+д, но м+м с разницей в 1.3 года — это вынос головы сильный! Конечно, все периодично, иногда я настраиваюсь очень сильно и прилагаю максимум усилий, и какое то время полдня все гармонично-прилично, но в основном это драки, толкания, дележка или дикие игры с прыганием на диваны, тумбы, включения плиты и т.д. ))) спальня у нас пока одна! И приходится ложиться между ними и читать, но чтению я ставлю границы, не могу же я 2 часа читать, и вот начинается балаган, пробовала и одних оставить, так весь дом сотрясается, не уверена, что они уснут даже через час одиночества, и потом начинают выбегать! Старший Рома засыпал сам в нашей кровати, пока не родился Андрей и я не принесла его в эту же кровать кормить грудью! Это была моя ошибка! И вот с тех пор я и лежу между ними, то час, то 2! Как повезет! Но сил нет совсем. Хочется хоть чуть-чуть свободы! Сегодня сорвалась, накричала! Но толку не было совсем! Я уже который раз убеждаюсь, что чем ты спокойней и мирней, все решаешь заманухами всякими, книгами, например, тем жить проще! Хотя проще конечно дверь закрыл и на 2 часа забыл))) ну не получается! Вот никак!

Елена, у нас долго была похожая ситуация. Я 1-2 часа лежала вместе с ними, засыпала, потом просыпалась и ночью уходила в свою комнату. Но со временем мы с этим справились, сейчас вечер стал абсолютно свободен. Но шли мы к этому долго.
А сколько сейчас Вашим мальчишкам?
Абсолютно согласна с Вашим наблюдением, что чем спокойнее мама, тем спокойнее дети. Проверено неоднократно)))

Могу посоветовать как отец 3х детей
1. Лечь в кровать и читать ребенку сказки. Под впечатлениями ребенок засыпает очень быстро.
2. Если нет времени или сил. Поставить аудиосказку коих очень много на просторах инета.
Могу порекомендовать к примеру хороший канал на Ютубе — огромное количество сказок и колыбельных в одном месте и качать не надо…
Врубаю либо на компе либо на телефоне. Дети лежат слушают и приотличненько засыпают… сказки добавляют каждый день…
https://www.youtube.com/channel/UCXbqKHY_Et1C5k9s-RwwR4A

Павел, большое спасибо за советы! Я тоже иногда использую аудиосказки, когда совершенно нет сил (чаще эмоциональных) читать.

Добрый день!
У нас, как ни смешно, в самом начале проблем с засыпанием не было, а сейчас не знаю что делать.
Сейчас старшему(Ваня) 2 г.8 мес.; младшей (Маша) 1г.3 мес. Разница 1г.5 мес.
Ваню кормила грудью до 1,2 г. И до этого засыпать проблем не было — у груди за 5 мин и в отрубе. В 1,2 решила что пока прекращать и грудью кормить, и надо учить засыпать самостоятельно. Прочитала много разных методиках, даже несколько применила. Только результата нужного не получила. Закончила экспериментировать после того как ребенок пытался вылезти и упал из кровати! Позиция матраса была самая низкая и просто так вылезти оттуда было невозможно, но он умудрился (подтянулся на руках. — это я выяснила случайно, увидев это через пару дней). Я была а шоке, но делать было нечего и пришлось ложиться рядом на свою кровать, читать книгу, петь песню и дожидаться пока он уснет. И так до рождения дочки. Меня на тот момент тоже пугал вопрос, а как дальше быть с двумя?! (Ваня до 1 года ел грудь каждые 3-3,5 часа без перерыва и ночью тоже! Я боялась повторения ситуации).
Маша на удивление всем первые месяцев 6 только ела, спала, могла чуть поиграть и дальше спать. Без укачиваний, без груди, как хотела спать, так и засыпала. И когда приходило время вкладывать Ваню, проблем не было, она не слышала нас, а я продолжала читать сказки, петь песню, ждать пока он заснет.
Грудью ее кормила до 10 мес. Она сама отказалась и соску не брала совсем, зато перешла на бутылочку с компотом. И вот тогда Маша без компота засыпать отказывалась. Наше засыпание изменилось: Маша с компотом, Ваня только с песней. Днем бывало вообще сам засыпал часто.
Не долго это продлилось. Далее 2 месяца подряд, Машу укладывала на 30 мин раньше без бутылки, она засыпает и я Ваню веду. без песен, сказок и т.д. засыпает, но в присутствии мамы или папы.
И вот сейчас, спустя 2 месяца, такой расклад не устраивает. Маша подросла, теперь стала сообразительнее и Ваня начинает с ней играть. Они очень быстро к друг другу проявили интерес и сейчас им интереснее играть с друг другом. И вот Маша ложится раньше на 30 мин, засыпает, далее привожу Ваню и…. идут позывные, Ваня произносит звуки или начинает шуршать ногами, заглядывает к ней, хихикает. Его успокоить никто не может, его это еще больше веселит. И тут естественно встает Маша и подхватывает игру. И в течение 1,5-2 часа еще не можем угомонить! Решили укладывать в разных комнатах, пока только пару дней. Но не все сразу получается. МАША в соседней комнате орет, Ваня здесь показывает на ее кровать с намеком принеси. Как долго это будет продолжаться я не знаю. Режим у них один, но укладывать сразу обоих целое наказание. Как не дать старшему будить Машу я уже не знаю. И сколько разговаривала с ним и даже по попе получал, без толку. Если у кого то было подобное, расскажите, когда это прошло?

Смотрите так же:  Почему дети должны научиться

Добрый день! У нас с Вами ситуации немного похожи, просто возраст детей разный. Но я сразу их приучала засыпать вместе. Отдельно они укладывались только, когда их режимы не совпадали. Алина и Егор тоже не прочь поболтать, обсудить день, поиграть в прятки под одеялами и т.д. И, действительно, остановить их бывает довольно трудно мирными способами. Поэтому, после выключения света в детской я еще раз 10 говорю, что пора закрывать глазки и засыпать! Иногда подключается папа. Обычно он говорит с детьми строже. Когда засыпает Егор (через полчаса, иногда раньше), я целую Алину и ухожу к мужу. Когда засыпает дочка, я не знаю. Но обычно через час дети спят!

Есть один способ, у меня было так, старшая (2,6) перебегала в комнату к младшей (1,3) по 3-4 раза за вечер, т.е. младшая спит, старшая прибежала, подушку принесла, одеяло, зайца, бутылку, соску в общем все своё перетащила в постель младшей, далее позывные, младшая просыпается или смех или плач, я иду разгонять, старшая со всем добром бежит обратно, укладываю младшую, ухожу, старшая опять перебегает к младшей и по кругу… Через неделю я устала и пришло решение, когда в очередной раз младшая проснулась, и начала плакать я заставила старшую укладывать меньшую спать, возложила на неё такую большую миссию, вышла из комнаты и закрыла дверь. Через 15 мин ора младшей и стараний и мучений старшей, старшая начала барабанить в дверь, чтоб её выпустили, объясняя это тем, что она ну ооочень хочет спать, выпустив старшую, уложила младшую, и на этом все закончилось. Бывает что старшая идёт спать к младшей, но пока она перебирается к ней, старается не дышать, чтоб не разбудить, и тогда мои ангелы спят всю ночь вместе.:-)

Здравствуйте, Анастасия.
У меня две девочки погодки — 2года старшей и 10мес младшей. Может мой опыт кому либо поможет, старшая засыпает сама, и произошло это совершенно случайно в 1,5 года. До того момента я укладывала ее около часа: после ванных процедур с двумя детьми мы шли в их спальню ложились на кровать втроем и начинался цирк, я пою колыбельные, младшая старается меня перепеть, поет еще громче, а старшая хихикает и медленно сползает с кровати, я ее ловлю ложу на место и продолжаем, потом они начинали играть друг с другом, младшая тянула за волосы старшую, старшая у младшей забирала соску и т.д. в итоге они засыпали через час — полтора, потом я поменяла тактику: младшую укладывала спать в одной комнате, а старшую шла укладывать спать в другой, и сидела с ней час-полтора пока она не засыпала, пела колыбельные, обнимала, гладила по головке и т.д. ребенок не засыпал она вставала, пела, прыгала, смеялась, но не засыпала… Но в один прекрасный день я устала и…после того как спела одну колыбельную, объяснила дочери что теперь она будет засыпать одна, поцеловала ее и вышла из комнаты, стала под дверью, я была уверенна что она начнет плакать, но было очень тихо и странно, я взяла видеоняню и начала наблюдать: она покрутилась, спела песню кукле и мин. через 15 уже спала! Первый раз ребенок уснул сам, и конечно же отступать я не собиралась, все последующие вечера она стала засыпать по той же схеме. Конечно было пару раз когда она была против, был шантаж, но чуть-чуть стойкости со стороны мамы и все в порядке. Уже пол года мы засыпаем так: младшую укладываю спать в детской в 20.00 (макс. 15мин.и она спит, с рождения не приучала засыпать на руках), выхожу, успеваю сделать порядок за 15мин. и в 20.30 говорю старшей что пора бай-бай, она берет куклу идем на верх, ложится на подушку, желаю ей спокойной ночи, дальше целовашки-обнимашки, и в 20.40 я закрываю дверь и я свободна! Так что мамочки, ловите момент и будьте настойчивы в своих решениях.

Какая Вы молодец, Наталия. У меня вечерние укладывания занимают весь вечер. И засыпаю я обычно с детьми. Хотя моя мама, как только родилась Алина, говорила мне приучать засыпать её самостоятельно. Я не очень серьёзно отнеслась к её совету. И как оказалось напрасно.
По поводу настойчивости, Вы совершенно правы. Дети очень часто испытывают на прочность наши решения.
Спасибо Вам за хороший пример!

Нина,спасибо за большой и очень нужный комментарий. Думаю, он успокоит многих мам детей-погодок.
И как Вы сказали: действительно всему своё время. Я два года назад очень долго мучилась и переживала, как буду отлучать Егорку от груди. Однако решение пришло совершенно неожиданно. У Егора начался стоматит и он неделю отказывался от грудного вскармливания, так как не мог сосать (были болевые ощущения). И за эти семь дней он просто забыл про моё молоко. И абсолютно безболезненно (не считая стоматита) пережил этот момент.
Поэтому, наверное, лучше не торопить события, и возможно всё решиться само собой.

У меня оба ребенка были на искусственном вскармливании(это не моя прихоть, а так сложились обстоятельства), поэтому здесь немного легче, так как засыпать они могли отдельно от меня. Бутылочка у них и сейчас рефлекторно вызывает сон, поэтому, если я несу бутылочки, значит пора спать. Конечно, строгий режим — это залог вообще хоть что-то успеть и вопрос послушного засыпания детей. Днем ребятки засыпают самостоятельно с бутылочками, каждый в своей кровати.
А вот вечером: 20.00 — Мамоська! Мамалей (это у нас Бармалей))), потом мамоська, мамомыль (это мойдодыр), потом Федоя (Федорино горе), потом, Поцотуха (Муха Цокотуха) и так до 21. 00 примерно)))) за это время весь кефир выпивается требуется «продолжение банкета». Наливаю каждому совсем немножко чая и они чмокая и похлопывая ладошками по мне засыпают.Только младший засыпает со мной, старший уже на своей кровати. Как их перевести на сон отдельно от меня я тоже не знаю. И скорее всего тоже не хочу пока нарушать наш ритуал))) Согласна с вами, что не заснуть самой в этот момент совершенно невозможно. Поэтому где-то в районе 3-х часов ночи происходит неминуемый подъем и выполняется вся «тихая» домашняя работа (глажка и т.д.) А в 6 утра они уже встают и требуют вести их в садик))))
Я уверена, что решение вопроса придет само собой. Очень многие вопросы, которые меня мучили заранее, именно так и решались, просто, когда все к этому были готовы.
У меня был период у каждого ребёнка, когда они засыпали в коляске. Каляска-трость отслужила у нас десятикратный срок. На тот момент это было решение проблемы одновременного засыпания. И мы думали как же мы будем на даче засыпать, а вот пришла дача, ребятки стали так уставать, что готовы были упасть, где угодно. А когда приехали домой, то про коляску никто не напоминал, поэтому ее никто и не требовал.
Так что, все проблемы решаются, когда для их решения приходит время! Я в этом уверена!
Желаю всем удачи в воспитании своих погодок!

Ольга, спасибо Вам большое за совет. Я, к сожалению слингом не пользовалась. Хотя знала, что для многих мам детей-погодок он стал настоящей палочкой-выручалочкой.

И младшего в нём уложить можно и со старшим поиграть, пока малыш спит. Вообщем, Вы молодец, что нашли такой выход из этой сложной ситуации с укладыванием погодок.

Ольга, у меня к Вам еще один вопрос. С какого возраста старший ребёнок начал засыпать сам один в комнате? Вы его как-то специально к этому приучали или нет?

Жду с нетерпением ответа!

Вот память у меня фиговая. Но мне кажется где-то года в 2-2,5. А вообще он сам начал говорить, что он устал и хочет спать, ложился и засыпал. Для меня это было приятным сюрпризом. Не ожидала от моего капризульки такого)

Как здорово у Вас всё сложилось, Ольга. А вот нашей старшей девочке через 3 дня четыре года исполняется, а она ни в какую не хочет без меня не ложиться.
Даже Егорка (ему сейчас 2 годика и 8 месяцев) уже говорит, что сам уснет.

У меня не совсем погодки, но почти — год и 10 мес разница.
Уложить старшего всегда была проблема. Он засыпал только на руках. Поэтому всю беременность вторым я была в стрессе — как я буду их укладывать. А спас меня слинг с кольцами. Когда мелкий родился, он спал в слинге у меня на руках с сиськой во рту, а я могла играть со старшим. Вообще укладывать в слинге одно удовольствие. Быстро и надежно. Помню старшего часами уложить не могли, а тут вообще халява. Конечно, не очень удобно играть со старшим, когда на руках малыш, но я привыкла. А со старшим я договорилась, что он будет лежать на диване засыпать, а я буду Чуковского ему рассказывать (а потом и без стихов стал засыпать). И конечно режим дня — это важно. Я маленького долгое время укладывала три раза (чтобы хоть раз в день самой отдохнуть, пока они спят), а потом сразу на один перевела. И конечно помощь папы, бабушек и дедушек неоценима. А щас вообще халява (старшему два и 11, маленькому год и 1), старший ложиться, я его укрываю, целую и закрываю дверь. Потом маленького укладываю с грудью уже без слинга. И вот у меня два часа кайфа на интернет 😀
В общем, задача сложная, но решаемая. Бывало, что оба проснуться и орут полчаса, т.к. не могу успокоить одного, пока второй плачет. Тут главное — терпение. Все дети плачут. Да и взрослые иногда. Это житейские мелочи, главное любить своих малипусиков.
Всем удачи и терпения!

Как укладывать спать 2 детей?

У меня не совсем, конечно, погодки, но очень, близко — старшей 2,5 лет, младшей 4 мес.

Старшую начинаю укладывать спать ровно в 21 ч. — купаю, укладываю в кровать. Но хоть и начинаю в одно и тоже время, заканчивается этот процесс всегда по-разному: может и через 20 минут заснуть и через 3 часа.

А еще нужно как-то малышку спать уложить, пора ей уже режим вводить.

Поделитесь опытом, как Вы укладываете 2-х детей? Одновременно? Или сначала одного а потом другого?

Как уложить спать двоих детей сразу

Что имеем: двое детей разницей в возрасте от года до пяти лет

Дополнительные условия: няни нет, отец детей до вечера на работе, бабушки-дедушки появляются эпизодически – в общем, классическое положение матери двоих детей в декрете.

Задача минимум: укладывать детей спать и днём, и вечером

Задача максимум: нормально высыпаться самой

Стандартной схемы решения такой проблемы нет, так как мало того, что каждый ребёнок со своими биологическими ритмами, так ещё и в сочетании с братом/сестрой причин для «моих детей невозможно уложить спать» может быть миллион. Поэтому предлагаем вам на выбор несколько советов.

Совет 1: Синхронизация режимов

Новорождённый и трёхлетка спят разное количество времени – это аксиома, против которой не поспорить. Но хотя бы раз в день «сон-час» обоих может совпасть, ваша задача – подгадать одно из кормлений младшего, после которого малыш быстро заснёт, под начало сна старшего.

Что касается укладывания на ночной сон, то необязательно для обоих детей оно должно начинаться в одно время. Проанализируйте, сколько времени уходит на подготовку ко сну с каждым из детей. Скорее всего младшего, особенно пока ему несколько месяцев, получается уложить быстрее. Главное, чтобы оба ритуала приготовления ко сну заканчивались примерно в одно время.

В дневной сон младшего ребёнка занимайтесь со старшим тихими играми.

Совет 2: Укладываем вместе

Приобщите старшего малыша к процессу укладывания младшего. Это может выражаться, например, в просьбе принести игрушку, накрыть одеялом и т.д. Скорее всего, за этими заботами старший и сам захочет спать. Но после того, как вы вместе уложили спать младшего, обязательно посидите со старшим, пока он не уснёт, чтобы он не чувствовал себя обделённым.

Если старший случайно (громким звуком или движением) разбудил малыша, постарайтесь не ругать его за это.

Совет 3: Выучите наизусть пару сказок

Или выучите, или на ходу сочиняйте свою сказку. Это знание в прямом смысле развязывает вам руки, так как не придётся искать любимую книжку, которая, разумеется, затеряется в самый нужный момент. При этом сказка должна быть интересна обоим малышам.

Совет 4: Меньше исключений

Да, дети, рождённые в одной семье, от одних родителей, могут кардинально отличаться друг от друга привычками, потребностями, особенностями. И этот момент обязательно надо учитывать. Но какие-то моменты должны быть едиными для каждого из детей. Например, тот же совместный сон. Если вы решили практиковать его с одним из детей, скорее всего, для второго малыша ваша кровать станет притягательнее собственной. Поэтому или готовьтесь отучать старшего от совместного сна, или практикуйте его с обоими детьми.

Смотрите так же:  Обзором практики разрешения судами споров связанных с воспитанием детей

Совет 5: Никому не верю

И последний совет — для кого-то он будет самым важным. Не верьте до конца заверениям некоторых мам, что их дети с самого рождения засыпают каждый день самостоятельно и быстро. Дети – не роботы, их нельзя просто выключить. А когда они вырастут, вы будете с улыбкой вспоминать, как вы укладывали своих карапузов спать.

Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия

Материнские заметки

Как уложить детей спать – да так, чтобы они действительно заснули, а не вскакивали «в туалет», «попить» и «мне страшно в темноте»? И чтобы этот последний пункт ежедневного воспитательного процесса был не пыткой, а действительно временем воспитания, да хорошо бы еще и радостью для всех участников процесса?

Каждая мама, каждый папа решают эти вопросы по-своему. Ведь задачи у всех родителей – свои, особенные. И дети у всех – особенные, и то, что уложит спать одного малыша, станет средством возбуждения другого. Тем более что сейчас так много деток с самыми разными заболеваниями. И способность уложить малыша с больным животиком и тем более с нервными нарушениями зависит больше от знакомства с хорошим врачом и вообще от готовности родителей к подвигам.

Так что рецептам здесь не место. Зато есть место для рассказов о том, как родители справляются с этой интересной задачей.

Всё суметь и всё успеть! А надо ли?

Детско-родительская жизнь в учебное время – это постоянные попытки успеть. Успеть вовремя в школу, на дополнительные занятия, успеть сделать уроки, поесть. Приготовить, убрать, позвонить, заказать, купить – бесчисленные пункты в мамином ежедневнике, где расписание каждого ребенка накладывается на родительское. Но каким бы суетным и тяжелым ни был день, тем более важно вырваться из него и найти время для общения, для тишины. Очень важно устраивать общесемейный ужин – с красиво накрытым столом, со свечами, с чтением и разговорами… После еды – снова суета: убираемся на кухне, собираем одежду и портфели на завтра, готовимся ко сну.

И вот это время, казалось бы – самое тяжелое, после рабочего дня, когда лишь бы дети угомонились, – именно оно и может оказаться временем тишины и согласия дома.

Чтобы уложить детей к десяти часам, все текущие дела нужно закончить раньше девяти. Если что-то не успеваем – так тому и быть, не пытаемся прыгнуть выше головы и оставляем на завтра то, что могли бы сделать сегодня в том случае, если бы в сутках было часов на пять-шесть побольше.

После душа все встаем на общую молитву. Зажигаем свечи у икон, выключаем свет. Всё, суета дня позади. «Отходим ко сну». Общая молитва у нас совсем не долгая, детская. Многие молитвы мы поем, то, что читаем, – дети читают по очереди. Поэтому, хотя молитва, да и сама ее атмосфера, действуют успокаивающе на детей, вечернее молитвословие не вызывает сонливости.

«Да не зайдет солнце во гневе вашем»

Мы целуем и обнимаем каждого ребенка. Это тоже важный элемент “ритуала укладывания”

После молитвы мы целуем и обнимаем каждого ребенка. Это тоже важный элемент «ритуала укладывания». Если маленьких деток мы часто берем на руки, целуем их, то с более старшими детьми такие теплые отношения могут порой уходить на задний план. Вечерние объятия (впрочем, как объятия при прощании и при встрече) как неизменная часть «ритуала» отхода ко сну позволяют сохранить очень близкие отношения с детьми. Часто сплошные детские занятия, уроки и работа по дому заслоняют от нас наших детей. А здесь – возможность прикоснуться к своему детке, даже великовозрастному, сказать ему несколько ласковых слов, напомнить ему, что мама и папа любят его. Это еще и успокаивает ребенка любого возраста.

“Прости” перед сном помогает жить братьям и сестрам, которые днем поссорились “на всю оставшуюся жизнь”

Перед сном мы все просим друг у друга прощения. Чтобы «Да не зайдет солнце во гневе вашем». Чтобы лечь спать без обид друг на друга. Чтобы примирение было частью жизни нашей семьи. Когда я была маленькой, после вечерней молитвы мы обязательно говорили друг другу «прости». Этот обычай есть в монастырях – по крайней мере в тех, где мне доводилось жить. Монахини перед сном кланяются друг другу в пояс и просят прощения, троекратно целуя друг друга в плечи. Конечно, это превращается в формальность, особенно у детей. Но эта формальность – напоминание о том, что мы должны жить в мире друг с другом, что мы обязательно должны просить прощения, если виноваты, и всегда прощать тех, кто нас обидел. И ещё: эта формальность весьма существенно помогает жить на свете братьям и сестрам, которые днем поссорились «на всю оставшуюся жизнь». Гордость и стыд, понимание того, что и вправду я совершила подлость, – всё это мешает признать свою вину. Но вот наступает вечер. И я могу – как будто как всегда – буркнуть: «Прости», и брат – может быть, не так быстро, как всегда, но всё же, как обычно, обязательно скажет: «Прощаю», и придется, как всегда, поцеловаться – и вот уже оказывается, что жизнь продолжается, что мы и вправду помирились, и брат действительно меня простил. Эта формальность помогает прощать, помогает помнить о том, что примирение необходимо и всегда возможно.

Итак, дети в своих постелях. Теперь можно выключить свет, приказать никому не вставать и закрыть двери? Это удобно. Если дети достаточно большие, если у мамы еще много дел, если за день дети «достали», если петь им песни до хрипоты в течение часа, пока не угомонятся, – непомерно высокая расплата за долгожданную тишину в детской…

Но в нашей большой семье все дети спят в одной комнате. Маленькие обязательно будут вставать, будут беспокоиться и от этого сами себе не дадут заснуть. Не дадут спать старшим, не дадут сделать эти самые неотложные дела маме, не дадут насладиться долгожданной тишиной и покоем родителям. Когда-нибудь, конечно, засыпают все, но вот когда этот час икс настанет сегодня?

Читаем на ночь

Так что дети в постелях – и мы включаем свет. Нижний, тихий свет над креслом в детской комнате. Мама садится в кресло и открывает книгу. Дети замирают в постелях – если они будут шуметь, мама накажет. Не будет читать.

Говорят, что современные дети не читают. Для некоторых родителей это настоящая пытка – заставить детей читать. И учителя, и общественные деятели жалуются, что нынче дети не знают и не хотят знать настоящую или просто хоть какую-нибудь литературу, а вместе с ней – и культуру. Конечно, «современные дети» – понятие растяжимое и абстрактное, и многие и многие дети не только читают, но даже любят читать, и некоторые даже понимают, что же именно они читают.

Полюбить книгу, научиться различать хорошую литературу и ширпотреб, научиться анализировать прочитанное – всё это задачи не для одного дня и не для одного десятилетия и не каждому «большому мыслителю» под силу. Но, тем не менее, мы стараемся приобщить детей к этой культуре – культуре чтения. И в каждой семье это приобщение происходит по-разному. Если весь день дым коромыслом, если едва успеваешь сделать самое-самое необходимое, то когда же читать книги, когда же читать детям и с детьми? Книга – вещь долгая. В безумной спешке современной жизни некогда остановиться для чтения.

Время укладывания детей – самое удобное время почитать им

Но вот это время укладывания детей и есть то самое, удобное время для чтения в нашей семье. Куда нам торопиться – всё равно надо уложить детей спать. Издавна детям читали сказки на ночь. Дети легче засыпают под мерный говор сказания. Детям спокойнее засыпать, когда мама рядом. И вот мы каждый день – за редким исключением – читаем детям на ночь книги.

Дети хотят, чтобы мама оставалась с ними, а не уходила со своим «Спите, дети». Дети готовы слушать. И они будут слушать практически что угодно. А значит, это время – возможность прочитать детям практически что угодно. Мы читаем самую разную литературу. Чередуем условно «взрослую» и совсем «детскую». Дети, привыкшие к компьютерам и экшену в фильмах, с трудом воспринимают тягомотные поэмы, описания природы и тому подобное. А вот когда мама читает на ночь – под угрозой ухода и выключения света – любые поэмы оказываются интересными. И если поначалу дети просто терпят, особенно какое-нибудь длинное вступление, то впоследствии втягиваются, начинают следить за сюжетом, переживают прочитанное, просят почитать еще и еще. Постепенно дети начинают ценить и любить хорошую литературу. И при этом воспринимают книгу как один из интересных способов проведения времени, скоро начинают читать сами – для них это не насилие учителей над школьниками, не анахронизм, а просто неотъемлемая часть жизни.

Можно, конечно, поставить аудиодиск. Но у такого варианта слушания книги есть свои минусы

Иногда мы ставим детям аудиодиски, особенно в нештатных ситуациях вроде поездок, на даче или если появились неотложные дела. Но у такого варианта слушания есть свои минусы. Во-первых, самые интересные повести и рассказы интересны достаточно большим детям, тогда как малышам нужна именно мама, мамин голос, мамины руки. Старшие будут с удовольствием слушать диск, а младшие постепенно выползут из детской, и никакого укладывания не получится.

Во-вторых, чтение серьезной литературы часто требует объяснений. Мама может в любой момент остановиться и прокомментировать что-то непонятное или – что еще важнее – правильно расставить акценты, объяснить слова автора с нравственной, христианской точки зрения, если в этом есть нужда. Дети и сами задают вопросы – и мама может тут же ответить на них. Иногда сюжет или какая-то мысль автора перекликается с нашими семейными событиями или проблемами – и мы можем прервать чтение разговором на эту тему. Тексты настоящих литературных шедевров изобилуют отсылками к другим литературным произведениям, к истории, культуре, очень часто – к Евангелию и религиозной жизни. И обратить внимание детей на такие моменты, может быть, прямо сейчас, может быть – позже, при случае, – это легче всего сделать родителям, когда они сами читают детям книгу. И именно такое чтение и оказывается не просто культурным времяпрепровождением, а действительным образованием для детей.

И сказки, и классика. Для всех возрастов

Мы читаем весьма легкую, но при этом хорошую литературу – например Чуковского, Алана Милна, Киплинга, Астрид Линдгрен, Анне-Катрине Вестли. Подобное чтение рассчитано на младших детей, но старшие тоже слушают с большим удовольствием. Читаем Гектора Мало, Фрэнсис Бернетт, Жюля Верна, Фенимора Купера, Стивенсона, читаем и перечитываем Клайва Стейплза Льюиса. Читали мы воспоминания о детстве Аксакова – его «Детские годы Багрова-внука», «Детство» Л.Н. Толстого, подобные воспоминания Клавдии Лукашевич, Ивана Шмелева.

Когда детей в семье много, и мама одна на них на всех, и читает всем одновременно, получается, что чтение «вырастает» вместе со старшим ребенком. Когда он был совсем маленьким, мы читали на ночь русские сказки, Шарля Перро и Маршака. Когда старший был готов слушать Жюля Верна, казалось, задача непосильная: трехлетнему малышу подавай «Репку», шестилетнему – «Эмиля из Лённеберги», старшим – «Таинственный остров». И вот тогда мы стали чередовать: в течение нескольких вечеров, пока не закончим, читаем книгу для малышей, а потом начинаем – часто на несколько недель – книгу для старших. И оказалось, что младшие дети охотно слушают действительно всё подряд, лишь бы мама читала.

Не так давно мы прочитали “Мертвые души” Гоголя. Младшему слушателю было два года

Не так давно мы прочитали «Мертвые души» Гоголя. Младшему слушателю было два года. Этот младший слушатель вряд ли что-то понял, но он не протестовал, а просто быстрее засыпал. Похоже, от скуки. Или от того, что мама сидела рядом, держала за ручку и что-то при этом говорила. А вот все остальные дети, включая пятилетнего, весело смеялись шуткам Гоголя и каждый раз просили почитать еще. Действительно ли все мои дети поняли, что же хотел сказать русский гений в своей бессмертной «поэме»? Да нет, конечно. Хотя вряд ли понимают этого автора многие и многие школьники, которые «проходят» «Мертвые души», читая текст в кратком пересказе. Да разве можем мы сами сказать, что действительно понимаем наших писателей? Зато, читая Гоголя, мы с детьми поговорили очень о многом. О России XIX века. Об отношениях между людьми. О страстях человеческих и о том, как они захватывают человека, – подобного материала более чем достаточно в этом произведении. А заодно дети полюбили Гоголя. И в течение нескольких недель ежедневно слышали образец чудесной, музыкальной русской речи. Да при этом еще и малышка наша достаточно быстро засыпала – чего еще желать?

Таким образом мы читали и даже перечитывали «Повести Белкина» и другие произведения Пушкина, многие повести Гоголя, Диккенса, Достоевского, историческую литературу, читали «Илиаду» и «Одиссею» (после чего на одной из стен у нас появился нарисованный фломастером Одиссей с большим шлемом на голове). Периодически мы перечитываем для наших малышей что-то совсем детское, но в основном, что бы мы ни читали, всё это – действительно хорошее чтение и это действительно интересно читать. Интересно совсем не только детям, но и мне самой. Это оказывается для меня развлечением, отдыхом, радостью. Хорошую литературу всегда интересно перечитывать. Многое из зарубежной детской литературы я открываю для себя впервые – и тогда наравне со своими детьми я жду вечера, когда смогу узнать, «что же было дальше». Это здорово – когда время укладывания детей оказывается не очередным тяжелым заданием многодетного материнства, которое подразумевает необходимость укладывать малышей в течение многих лет подряд, а вот таким отдыхом.

После беготни насыщенного дня такое чтение – возможность посидеть, расслабиться. Кресло стоит около кровати того малыша, которому сейчас год-два-три. Книга в одной руке, другая мамина рука – у малыша на головке. Или малыш может быть у мамы на коленях. Чем младше ребенок, тем легче он засыпает, именно физически ощущая мамино присутствие.

Мы читаем не так много – примерно в течение получаса. Обычно ребенок до четырехлетнего возраста засыпает к концу этого времени. Старшие дети просят «почитать еще» – но я, как правило, отказываюсь. Чтобы появилась эта просьба, я останавливаю чтение не на каком-нибудь описании, а «на самом интересном». Часто это делает сам автор, завершая главу неожиданным поворотом событий. И у детей появляется мечта – вот такая, легко выполнимая и, можно сказать, высококультурная: дочитать книгу. Если дети хотят подольше поиграть, не хотят идти в душ – что означает «мы не хотим ложиться спать», – у меня одна угроза: мы не успеем почитать. И дети вспоминают о том, что впереди их ждет самое интересное, и торопятся поскорее лечь.

Смотрите так же:  Статья из журнала дошкольное воспитание с рецензией

Мамина молитва

После того, как я закрыла книгу, дети двух-пяти лет уже спят. Те, кто постарше, конечно, уже усталые, но всё еще под впечатлением от прочитанного. Теперь задача – уложить и их или всех, если не заснул никто. Я остаюсь в комнате, но свет выключаю. Говорю: «Я не буду уходить, побуду с вами и помолюсь». И обычно дети просят почитать и молитвы вслух.

Свет погашен, зажигаю свечу – и читаю псалмы вслух

Я очень люблю Псалтирь. Когда у меня было всего двое малышей, мне было трудно найти время для подобного чтения. Но теперь я читаю эту чудесную, утешительную книгу, когда укладываю детей. Свет погашен, зажигаю свечу – ее огонек не только настраивает на молитву, но и успокаивает детей. Читаю псалмы вслух, нараспев, негромко. От подобного чтения обычно засыпают и старшие дети. Но при этом дети слушают песни царя Давида, и удивительные образы этих песней, слова, которые формируют отношение к жизни, фразы, ставшие частью всей мировой культуры, а главное – обращенность царя и пророка к Богу – всё это дети впитывают «как губка». «Записывают на подкорку». Под эти слова они засыпают. Обычно это происходит к концу одной «славы».

Моя мама часто, уложив нас спать, сама вставала на молитву. Один из ярких образов моего детства – это горящие лампады перед иконами в серебряных окладах и мама, которая молится за нас. И я знала, что мама «поручила» нас всех Господу, Богородице. Конечно, я тогда не думала о таких вещах. Скажу больше – я воспринимала наши общесемейные молитвы, невероятно длинные, с полным вычитыванием всех возможных правил, как весьма тягостную повинность (именно поэтому в своей семье мы сократили вечернее общесемейное правило буквально до десяти минут). А вот мамина молитва казалась, наоборот, какой-то радостью, уверенностью, как будто предстоянием – предстоянием за нас, за детей – перед Богом.

При этом я никогда не говорю детям: «Пора заканчивать чтение, потому что надо еще помолиться». Если поставить вопрос так, то получится, будто молитва – это препятствие на пути к удовольствию от чтения. Будто именно из-за молитвы мы перестали читать, да еще и остановились «на самом интересном». Дети воспримут ситуацию, несомненно, именно так. А что может быть страшнее, чем когда молитва для детей оказывается противоположностью радости? Или слова «Ох, опять молиться»… Поэтому время окончания чтения знаменует у нас либо конец главы, либо – время, например 22:00. То есть «независимое обстоятельство». А молитва получается – когда читать в любом случае «запрещено», это уже личное дело мамы, которая не хочет оставить своих деток засыпать одних в темноте и поэтому решила помолиться не в своей комнате, а при детях. В пост, во время подготовки к Причастию или в других подобных случаях и папа, и мама читают службы, каноны, акафисты – точно так же, вполголоса при свече. И дети так же потихонечку засыпают.

Такие «неколыбельные» колыбельные

Когда учила древнегреческий, ежедневно пела церковные песнопения на греческом в качестве колыбельных для детей

Редко, но бывает, что и к концу чтения Псалтири дети не заснули, даже самые младшие – это если они долго спали днем или если очень возбуждены. Тогда наступает время для классики жанра – пения. Колыбельные, коих бесчисленное множество, любые «грустные» – минорные, успокаивающее песни, снова – молитвы. Иногда душа так просит петь, что сама не замечаю, как дети давно спят, и продолжаю петь и петь. Но всё же, представляя всю пользу пения на ночь как усыпляющего средства и прекрасного, весьма действенного способа музыкального воспитания малышей, я, тем не менее, не всегда в восторге от этого зачастую бесконечного пения. И к тому же всегда стремлюсь совместить что-нибудь с чем-нибудь, два в одном, четыре в одном… Поэтому на тот случай, если дети не заснули после чтения и Псалтири, у меня подготовлена какая-нибудь песня, которую я хочу выучить. Для этого приходится петь одну и ту же песню, а то и всего один куплет много раз подряд. Дети от такой монотонности засыпают, а я успеваю выучить намеченный отрывок. Это может быть песня на английском языке – как один из легких и интересных способов освоения языка, расширения словарного запаса. Когда я активно осваивала древнегреческий, мне очень помогло ежедневное пение церковных песнопений на греческом в качестве колыбельных для детей. А заодно и дети преодолевают хоть в какой-то мере языковой барьер. Получается уже не два, а целых три в одном.

Если и все эти способы не срабатывают, остается запастись терпением. Тоже два в одном – и детей укладываешь, и тренируешь такое нужное и такое редкое качество, как умение не раздражаться. Такое необходимейшее качество для семейной жизни и такое труднодостижимое… Но, слава Богу, дети редко проявляют способности к тому, чтобы вынести столько усыпляющих средств подряд.

Правда, если малыши как раз уже заснули, а не спят только старшие дети, я не совершаю подобных бдений в детской. Если это обычный трудовой день учебного года, старшие дети, скорее всего, сами быстро заснут. Чтобы не провоцировать возникновение детских страхов и чтобы дети чувствовали себя спокойнее, в детской у нас всегда горит лампадка, на даче – ночник. Еще можно использовать светодиодные неяркие гирлянды, которые достаточно безопасны, дают приглушенный свет и при этом делают комнату нарядной и радостной. В любом случае дети уже не покидают своей спальни – «детское» время закончилось.

Итак, полчаса чтения книги, пять-десять минут Псалтири и буквально пять минут пения обычно помогают заснуть всем детям. Моим, по крайней мере. Это время образования детей, время их воспитания, время погружения в культуру. Это время, которое дети провели с мамой. Это время, когда за окном темнело, дети засыпали под теплыми одеялами… И «кротко озаряла комнату лампада, мать над колыбелью, наклонясь, стояла…»

Самое важное дело

И вот вопрос: что же делать маме в это чудесное время, когда еще не очень поздно, когда в квартире наступает вожделенная тишина, когда в темноте детской комнаты наконец раздается тихое посапывание всех детей? Можно переделать все оставшиеся дела. Помыть, убрать, приготовить… Но ведь всё это можно будет сделать и завтра, и далеко не всё делать обязательно. Есть гораздо более важные и необходимые вещи, чем дела по работе или по хозяйству. Это – самое хрупкое в сегодняшнем мире дело, и это гораздо важнее тех тряпок, полов, кастрюль и сковородок, ради которых мы часто забываем о гораздо более важных предметах.

Святитель Иоанн Златоуст: “Если муж и жена единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо”

Любовь, единодушие, единомыслие между супругами – вот что важнее всех на свете хозяйственных забот, важнее «всестороннего» развития и обучения детей, важнее всех педагогических изощрений и неотложных дел. Как говорил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст, «если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием» 1 . Если полы сверкают, если на плите самые изысканные и полезные яства, если дети обучаются в лучших гимназиях и говорят на пяти языках – какой в этом во всем смысл, если муж и жена – чужие друг другу люди? Папа – на работе и в Интернете, мама – в многолетней круговерти ежедневных изматывающих, пусть часто и творческих, забот о детях. Муж и жена трудятся на благо семьи – и при этом порознь. Теряется любовь и единомыслие – разрушается брак. Разрушается брак – и вслед за этим фундаментом рушится всё здание дома этой семьи, рушится малая Церковь, рушится весь окружавший этот дом мир. «Ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь мужа и жены. Как при потрясении основания ниспровергается всё здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами» 2 , – так говорил Златоуст, и что можно добавить?

Пусть всего десять минут – главное, чтобы муж и жена были в это время вместе

Выстроить и сохранить единодушие и любовь в браке – одна из важнейших задач супружества 3 . Здесь мелочей не бывает, и мелочи-то как раз часто и оказываются важнее всего. И среди этих мелочей есть банальная необходимость просто общаться друг с другом. Даже когда много работы, даже когда много детей. Вернее, тем более когда много детей и самый непростой период жизни в браке – беременность, кормление, забота о младенцах – продолжается много лет. Время, когда дети уложены спать, и оказывается тем драгоценным временем, в которое муж и жена могут «сверить часы». Дети спят, и можно – и я уверена: нужно – побыть вдвоем. Час или всего двадцать минут, пусть всего десять минут – это не важно, главное, чтобы муж и жена были в это время вместе. Поговорить о том, что сегодня произошло, согласовать планы. Выбрать новые обои для комнаты. Попить чаю с шоколадными конфетами. Выйти на террасу, посидеть рядом, укрывшись пледом. Посмотреть фильм. Послушать музыку (тихо, чтобы не разбудить детей, спящих в соседней комнате, и соседей, которые явно еще не спят наверху, внизу и со всех сторон). Выпить по бокалу хорошего вина. Пусть и выполнить что-то по работе или сделать что-то по дому – но только вместе. И в любом случае – это время для настоящего, полного примирения в том случае, если хотя бы тень недопонимания возникла между супругами – когда нет полного согласия, муж и жена просто не имеют права лечь спать.

Особенно подобное общение важно в пост, когда супруги по согласию «уклоняются друг от друга» ради «поста и молитвы». Это время – не для того, чтобы загрузить еще одну стирку или подольше посидеть за компьютером и не для демонстрации «высокой духовности» одного из супругов, а для более близкого душевного и духовного соединения. Можно вместе почитать какие-то книги, например небольшие фрагменты из творений отца Иоанна (Крестьянкина), владыки Антония Сурожского, святителя Иоанна Шанхайского, святителя Феофана Затворника, дорогого и любимого святителя Иоанна Златоуста. Это время – возможность помолиться вместе, не учитывая, что вокруг дети, не поглядывая за ними одним глазом… В общем, всё зависит от самих супругов, от сегодняшнего настроения, от дня недели, от планов на завтра. В разгар рабочей недели это может быть буквально пять минут перед сном. Но каким бы ни было такое общение, важно, чтобы оно вообще было по возможности именно каждый день.

Конечно, такая схема «отхода ко сну» у нас не всегда работает, и обстоятельства складываются по-разному. Например, когда в доме грудной малыш, он живет у нас не в «детском», а в «мамином» режиме, и укладывается он во время кормления. Нарушается наш распорядок во время каких-то форс-мажорных ситуаций, в гостях, на каникулах. Накануне праздников мы с детьми читаем что-то о наступающем дне, иногда не читаем вообще, а обсуждаем что-то. Но всё же вот такой сложившийся порядок укладывания детей помогает достаточно спокойно и вовремя уложить спать всех наших малышей. А то, что они все действительно заснули и не очень поздно, позволяет родителям каждый день делать для своих детей, для всего мира вокруг самый драгоценный подарок – укреплять любовь друг ко другу, строить свой дом в согласии, единодушии и единомыслии.

23 сентября 2015 г.

1 Иоанн Златоуст, святитель. In epistulam ad Ephesios // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. С. 166–167.

3 Церковь молится о «единомыслии супружества» во время Евхаристического канона – центрального события Литургии. Текст этой молитвы составлен, по преданию, святителем Василием Великим: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин оставльшихся, и помилуй их и нас по множеству милости Твоея: сокровища их исполни всякаго блага, супружества их в мире и единомыслии соблюди, младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи…» (Анафора Василия Великого; ср. анафора Григория Богослова. PG. 36 713 C). Григорий Богослов так восхвалял своих родителей: «Супружество их равночестно, согласно и единодушно…» (Gregorius Nazianzenus. In laudem sororis Gorgoniae // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. 1994. Т. 1. С. 178).

Другие статьи

  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]