Картинка умственная отсталость

Умственная отсталость у детей. Неспособность к обучению

Умственная отсталость обычно диагностируется в том случае, когда ребенок характеризуется «интеллектуальным функционированием, последовательно не достигающим нижнего предела нормы», и демонстрирует значительные расстройства адаптивного поведения. Таким образом, низкое значение IQ условие необходимое, но не достаточное для диагностирования умственной отсталости. По словам Томаса Ахенбаха, дети, «хорошо справляющиеся с учебной деятельностью, вряд ли будут оценены как умственно отсталые независимо от значения их IQ.

Существует распространенная классификация низких значений IQ, причем каждая подгруппа имеет свое название. Чем ниже мы спускаемся по шкале интеллекта, тем меньшее количество детей принадлежит к соответствующей категории. Более чем 80% всех умственно отсталых детей характеризуются умеренной степенью отсталости; и только 2% из всех умственно отсталых детей являются глубоко умственно отсталыми.

Когнитивное функционирование умственно отсталых детей

Некоторые исследователи, интересующиеся процессами обработки информации, делали попытки изучить нормальные интеллектуальные процессы посредством рассмотрения различий в мышлении и решении проблем между нормальными и умственно отсталыми детьми. Опираясь на результаты этих исследований, можно сделать некоторые выводы относительно когнитивного функционирования умственно отсталых детей.

Они медленнее думают и реагируют, чем дети с нормальным IQ.

Они обладают конкретным мышлением и испытывают трудности в использовании абстрактных понятий.

При усвоении новой информации или овладении новой стратегией им требуются гораздо более развернутое и чаще повторяющееся объяснение.

Они не обобщают информацию и не применяют ее при решении новых проблем или задач. Здесь, таким образом, проявляется недостаток «организаторских» функций, благодаря которым дети с более высоким IQ сравнивают новые задачи с уже знакомыми или просматривают репертуар доступных стратегий до тех пор, пока не будет найдена нужная.

При решении простых, конкретных задач умственно отсталые дети достигают некоторого успеха и по определенным параметрам соответствуют детям младшего возраста с нормальным IQ. Обработка более серьезной информации таким детям практически недоступна. Умственно отсталые дети могут учиться, однако они делают это медленнее, и для их обучения требуются более полные и конкретные инструкции.

Причины умственной отсталости

Умственно отсталые дети могут быть разделены на 2 четко различимые подкатегории в зависимости от причины умственной отсталости. Наименьшая подгруппа, в которую входят 15-25% умственно отсталых детей, включает в себя тех, чей недостаток вызван каким-то очевидным физическим повреждением, в том числе такими генетическими аномалиями, как синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы. Кроме этого, физическое повреждение, приводящее к умственной отсталости, может быть обусловлено болезнью, тератогенным влиянием или серьезным недостатком питания плода. Повреждение может возникнуть и во время родов. В некоторых случаях физическое повреждение, вызывающее умственную отсталость, возникает уже после рождения, часто в результате несчастного случая или падения. Конечно, не все дети, получившие травму вследствие несчастного случая или подвергнутые влиянию тератогенов, обязательно характеризуются умственной отсталостью. Просто нужно обратить внимание на тот факт, что некоторые дети, характеризующиеся умственной отсталостью, стали «интеллектуальными калеками» из-за какого-то чисто физического повреждения, болезни или аномалии.

Большинство умственно отсталых детей не демонстрируют явственных признаков повреждения головного мозга или другого физического расстройства. В этих случаях причиной умственной отсталости является определенное сочетание генетических и внешних факторов. Часто родители таких детей обладают низким интеллектом или страдают от психических болезней. Жизнь подобного рода семей, как правило, дезорганизована и является эмоционально и когнитивно обедненной. Строго говоря, даже в этих случаях интеллектуальная отсталость ребенка может быть усугублена воздействиями тератогенов или других вредоносных факторов, таких как небольшое количество употреблявшегося беременной алкоголя или повышенное количество попавшего в организм ребенка свинца. Однако умственная отсталость детей, принадлежащих к данной категории, не рассматривается как обусловленная только физическими причинами.

К настоящему времени широкомасштабные исследования предоставили весьма убедительные доказательства того, что причины различных категорий умственной отсталости распределены неравномерно вдоль всей совокупности случаев. Чем ниже значение IQ, тем более вероятно, что причина умственной отсталости лежит скорее в физической плоскости, а не в области внешних факторов. Из данного заключения, помимо всего прочего, следует, что такие вмешательства, как программа коррекции в детских садах или дошкольная программа Рамея дают более выраженные результаты в тех случаях, когда умеренная умственная отсталость вызвана внешними факторами. Это не означает, что в случае физически обусловленной умственной отсталости нам следует отказаться от обогащения окружающей среды или проведения ранних тренингов. Разнообразие опыта обогатит жизни таких детей и может помочь максимально повысить уровень их функционирования. Однако, безусловно, даже массированные ранние вмешательства не способны превратить детей с повреждениями головного мозга или генетическими аномалиями в интеллектуально полноценных, хотя такие вмешательства могут увеличить самостоятельность умственно отсталых детей.

Неспособность к обучению

Некоторые дети с нормальными значениями IQ и достаточно адаптивным функционированием, тем не менее, испытывают трудности в овладении чтением, письмом или арифметикой. Обычно эта проблема называется неспособностью к обучению, хотя, кроме этого, существует термин дислексия, а также термин минимальная мозговая дисфункция. Официальное определение этой проблемы включает в себя предположение о том, что данное затруднение происходит из определенной дисфункции или повреждения центральной нервной системы. Действительно, некоторые дети с синдромом дефицита внимания получают и диагноз неспособности к обучению. Однако совпадение далеко не полное: большинство детей, характеризующихся неспособностью к обучению, не страдают ADHD.

Диагностирование неспособности к обучению чрезвычайно запутанное дело, так как диагноз основан на отрицательном определении. Обычно он относится к ребенку с интеллектом среднего уровня, имеющему нормальные зрение и слух, но испытывающему значительные трудности в принятии, обработке и сохранении некоторых типов информации, письменной речи или чисел. Такие дети не демонстрируют долговременных или явных эмоциональных расстройств, а их трудности не могут быть приписаны какой-либо очевидной культурной или образовательной недостаточности. Таким образом, специалисты могут сказать, чем не является неспособность к обучению, однако не могут дать ей положительное определение. Кроме того, специфические формы этого нарушения могут находиться в широком диапазоне, в который могут входить проблемы только с чтением или с чтением и письмом одновременно, а также случаи, когда основные затруднения лежат в области вычислений.

Вследствие такой размытости определения неспособности к обучению ведутся достаточно жаркие споры по поводу точного количества детей с данным нарушением. Сильвия Фанхэм-Диггори, один из ведущих экспертов в этой области, утверждает, что до 80% всех детей, получивших данный диагноз, ошибочно попали в эту категорию. Она считает действительно неспособными к обучению не более 5 из каждой 1000 детей. Многие же из тех, кому поставили этот диагноз, на самом деле являются медлительными учениками или их проблема лежит в иной плоскости, и ее причиной может быть, например, временное эмоциональное расстройство или просто плохое обучение.

На практике же, однако, ярлык неспособности к обучению используется в школах очень широко для описания большого количества детей, испытывающих неожиданные или не объяснимые другим образом трудности в обучении. Примерно 5% всех американских детей в настоящий момент имеют данный диагноз.

Учитывая такие проблемы с определением, не стоит удивляться тому, что поиск соответствующих причин весьма труден и запутан. Как говорит Фанхэм-Диггори: «Мы стараемся выяснить слабые стороны тех детей, которых не сможем точно идентифицировать, пока не обнаружим эти слабые стороны».

Центральный вопрос формулируется следующим образом: имеет ли неспособность к обучению неврологическое основание. Трудность заключается в том, что дети с соответствующим диагнозом редко демонстрируют признаки значительного повреждения головного мозга, возможно, вследствие ошибочности самого диагноза или тонкости мозговой дисфункции, которую трудно уловить при помощи стандартных тестов.

К счастью, новые технологии делают возможным обнаружение трудно различимых, но весьма реальных и значительных неврологических различий между детьми с диагнозом дислексия и теми детьми, которые просто плохо умеют читать. В недавнем исследовании, проведенном Салли Шайвиц и ее коллегами, использовалось отображение функциональных систем с помощью магнитно-резонансной томографии. Исследователь поставила перед собой задачу идентифицировать зоны головного мозга, активизирующиеся при выполнении индивидуумом различных заданий на чтение. Во время выполнения задания взрослыми, хорошо читающими людьми Шайвиц обнаружила последовательную активизацию серий зон головного мозга, которая начиналась с областей в лобных долях и затем распространялась на задние доли мозга. Однако у взрослых испытуемых, страдающих дислексией, полностью активизировалась только лобная доля, что демонстрирует существенные отличия в работе головного мозга нормальных и больных людей.

Это различие в паттернах активизации головного мозга было особенно очевидным, когда испытуемые работали над заданиями, требующими от них идентификации отдельных звуков. Данное открытие имеет большое значение, исследование Шайвиц ясно показывает, что внутренние связи головного мозга детей и взрослых, страдающих дислексией, просто не приспособлены для фонологического анализа звуков, умения, необходимого для приобретения знания о фонемах. Строго говоря, некоторые дети испытывают затруднения с фонетическими задачами просто потому, что имеют слишком скудный опыт речевого общения, а не вследствие аномального функционирования головного мозга. Однако в случае с детьми, которые входят в категорию подлинно дислексичных или страдающих неспособностью к обучению, проблема имеет неврологическую/биологическую подоснову. Исследование, проведенное Шайвиц, несомненно, стимулирует новое направление исследований. Кроме всего прочего, специалистам необходимо определить, распространяются ли на детей те различия в активизации мозга, которые Шайвиц наблюдала у взрослых. Затем, конечно, психологи будут нуждаться в изучении воздействий альтернативных форм лечения или обучения на организацию мозга детей, имеющих серьезные проблемы с чтением. И до тех пор, пока на этом новом направлении исследований не будут получены более ясные ответы, родители «дислексиков» будут пребывать в замешательстве и неуверенности, вызванных как самим диагнозом, так и доступными способами лечения их неспособных к обучению детей.

Челябинцу, снявшему диагноз «умственная отсталость», предложили пройти новую экспертизу

Челябинцу Александру Смольникову, доказывающему через суд, что в детстве его незаконно поместили в интернат для умственно отсталых, придётся пройти новую психиатрическую экспертизу. На заседании 22 августа об этом ходатайствовал ответчик — областной центр диагностики и консультирования, передаёт из Центрального райсуда корреспондент 74.ru.

В интернат для умственно отсталых детей Александра Смольникова перевели из детдома в шестилетнем возрасте. С первого класса мальчик считался «дебилом», но последняя комиссия сняла все страшные диагнозы. 24-летний молодой человек уверен, что годы, проведённые в специализированном интернате, а не обычном детском доме, лишили его возможности на нормальную жизнь.

На сегодняшнем заседании так и не удалось выяснить, чем руководствовались врачи, выставляя Смольникову диагноз. Представитель комитета по делам образования предоставила в суд решение о помещении Александра из детдома, где он был, в интернат для умственно отсталых. В документе сказано, что это делается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

В то время комиссии создавались непосредственно при детских домах. По словам представителя комитета по делам образования, данных, кто входил в неё, не сохранилось, так как комиссии были не составе работающего тогда управления образования.

— Нам удалось выяснить, что личное дело Смольникова было отдано ему на руки, когда он выпустился из интерната. Скорее всего, решение это комиссии у него на руках, поэтому просим приложить личное дело к материалам, — сказала она.

Сам Александр Смольников уверяет, что в личном деле нет решения комиссии, поэтому он и был вынужден обратиться в суд.

Судья изучил справки из областной психиатрической больницы, которые подтвердили, что Саша Смольников здоров. В них указано два диагноза — «психически здоров» и «лёгкая степень умственной отсталости».

— Возникает вопрос — может ли человек быть психически здоровым и обладать лёгкой степенью умственной отсталости? — задался вопросом судья Максим Величко.

По словам Ольги Кондаковой, директора областного центра диагностики и консультирования, который несколько лет подтверждал, что Смольников умственно отсталый, эти два диагноза противоречат друг другу.

Смотрите так же:  Деменция невролог

— Психическое здоровье определяется соответствием развития человека и его возраста. Умственная отсталость определяется, если есть нарушения памяти, воображения, речи, осмысленности, то есть несколько нарушений. Есть международная классификация, которую используют все врачи. Она предполагает шифры, у диагноза «психически здоров» — один шифр, а «умственной отсталости» — другой, — указала Ольга Кондакова. — Не может ребёнок, имеющий умственную отсталость, выздороветь и стать здоровым.

То, что Александр здоров, подтверждают не только врачи областной психиатрической больницы, но и независимая диагностика, сделанная по настоянию юриста молодого человека. Её проводила бывший директор областного центра диагностики и консультирования Жанна Кулькова. Но у нынешних сотрудников учреждения к ней возникли вопросы. Ольга Кондакова попросила в суде предоставить полную информацию по тестированию — с вопросами и ответами Александра.

— В 2001 году Александр не наблюдался у нас, к нам он попал в 2007 году, тогда ему был поставлен диагноз, который ежегодно подтверждался участковым психиатром. Мы настаиваем на проведении новой психиатрической экспертизы, — добавила Кондакова.

Юрист молодого человека Денис Резниченко считает, что подобная экспертиза бессмысленна, ведь она будет оценивать сегодняшнее состояние Александра, а не то, которое у него было до помещения в интернат.

— Я не состою на учёте у психиатра. Три года назад получил водительские права, а умственно отсталым их не дают. У меня оформлены все документы на квартиру, — пытается доказать Саша. — Я боюсь того, что меня начнут спрашивать по школьным предметам, которые я не проходил, у меня уровень образования пятиклассника, потому что в интернате нам давалась только такая программа.

Сейчас суд должен определиться с выбором лечебного учреждения, где будет проводиться экспертиза. Александр признался, что врачи психиатрической больницы уже намекали ему на то, что диагноз может «вернуться».

В интернате Александру пришлось пережить издевательства, а после выпуска он не смог получить нормальное образование.

Челябинцу, снявшему диагноз «умственная отсталость», предложили пройти новую экспертизу

Челябинцу Александру Смольникову, доказывающему через суд, что в детстве его незаконно поместили в интернат для умственно отсталых, придётся пройти новую психиатрическую экспертизу. На заседании 22 августа об этом ходатайствовал ответчик — областной центр диагностики и консультирования, передаёт из Центрального райсуда корреспондент 74.ru.

В интернат для умственно отсталых детей Александра Смольникова перевели из детдома в шестилетнем возрасте. С первого класса мальчик считался «дебилом», но последняя комиссия сняла все страшные диагнозы. 24-летний молодой человек уверен, что годы, проведённые в специализированном интернате, а не обычном детском доме, лишили его возможности на нормальную жизнь.

На сегодняшнем заседании так и не удалось выяснить, чем руководствовались врачи, выставляя Смольникову диагноз. Представитель комитета по делам образования предоставила в суд решение о помещении Александра из детдома, где он был, в интернат для умственно отсталых. В документе сказано, что это делается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

В то время комиссии создавались непосредственно при детских домах. По словам представителя комитета по делам образования, данных, кто входил в неё, не сохранилось, так как комиссии были не составе работающего тогда управления образования.

— Нам удалось выяснить, что личное дело Смольникова было отдано ему на руки, когда он выпустился из интерната. Скорее всего, решение это комиссии у него на руках, поэтому просим приложить личное дело к материалам, — сказала она.

Сам Александр Смольников уверяет, что в личном деле нет решения комиссии, поэтому он и был вынужден обратиться в суд.

Судья изучил справки из областной психиатрической больницы, которые подтвердили, что Саша Смольников здоров. В них указано два диагноза — «психически здоров» и «лёгкая степень умственной отсталости».

— Возникает вопрос — может ли человек быть психически здоровым и обладать лёгкой степенью умственной отсталости? — задался вопросом судья Максим Величко.

По словам Ольги Кондаковой, директора областного центра диагностики и консультирования, который несколько лет подтверждал, что Смольников умственно отсталый, эти два диагноза противоречат друг другу.

— Психическое здоровье определяется соответствием развития человека и его возраста. Умственная отсталость определяется, если есть нарушения памяти, воображения, речи, осмысленности, то есть несколько нарушений. Есть международная классификация, которую используют все врачи. Она предполагает шифры, у диагноза «психически здоров» — один шифр, а «умственной отсталости» — другой, — указала Ольга Кондакова. — Не может ребёнок, имеющий умственную отсталость, выздороветь и стать здоровым.

То, что Александр здоров, подтверждают не только врачи областной психиатрической больницы, но и независимая диагностика, сделанная по настоянию юриста молодого человека. Её проводила бывший директор областного центра диагностики и консультирования Жанна Кулькова. Но у нынешних сотрудников учреждения к ней возникли вопросы. Ольга Кондакова попросила в суде предоставить полную информацию по тестированию — с вопросами и ответами Александра.

— В 2001 году Александр не наблюдался у нас, к нам он попал в 2007 году, тогда ему был поставлен диагноз, который ежегодно подтверждался участковым психиатром. Мы настаиваем на проведении новой психиатрической экспертизы, — добавила Кондакова.

Юрист молодого человека Денис Резниченко считает, что подобная экспертиза бессмысленна, ведь она будет оценивать сегодняшнее состояние Александра, а не то, которое у него было до помещения в интернат.

— Я не состою на учёте у психиатра. Три года назад получил водительские права, а умственно отсталым их не дают. У меня оформлены все документы на квартиру, — пытается доказать Саша. — Я боюсь того, что меня начнут спрашивать по школьным предметам, которые я не проходил, у меня уровень образования пятиклассника, потому что в интернате нам давалась только такая программа.

Сейчас суд должен определиться с выбором лечебного учреждения, где будет проводиться экспертиза. Александр признался, что врачи психиатрической больницы уже намекали ему на то, что диагноз может «вернуться».

В интернате Александру пришлось пережить издевательства, а после выпуска он не смог получить нормальное образование.

Картинка умственная отсталость

Лёгкая умственная отсталость — наименьшая степень психического недоразвития. Среди учащихся есть дети, у которых заболевание является эндогенным по своему происхождению. Таких детей в школе 8%.

В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными (внешними) вредностями.

Все дети обучаются по программе специальной/ коррекционной/ общеобразовательной школы, основанной на конкретно — наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определённых условиях трудятся на производстве, на дому. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно-отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50 — 69.

Структура психических нарушений лёгкой умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития всех психических функций.

Ощущения и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие: наблюдается замед-ленность и суженый объём зрительного восприятия (описание картинок, количество воспринимаемых предметов). Дети не усматривают связей и отношений между объектами, им не удается различить выражения лиц на картинках, уловить светотени, понять перспективу и значение частичных перекрытий предметов из — за их разной удалённости на картинках. Недифференцированность восприятия проявляется в неспособности различать сходные предметы при попытке их узнать (кошка — белка, компас — часы и т.п.). Большие затруднения возникают при специфическом узнавании предметов. Они легче относят предмет к категории рода, чем вида (например: вошедший человек — дядя, а не почтальон, учитель и т. д.) К квадратам относят и треугольники, и ромбы, т. к. они имеют углы. Распознавание объемных и контурно выполненных предметов ощупыванием (осязанием) происходит хуже, чем в норме, что вызывает затруднения в трудовом обучении. Имеющиеся затруднения в кинестетическом восприятии (ориентировке своего тела в пространстве) приводит к плохой координации движений. Недифференцированность мышечных ощущений обнаруживается при неудачных попытках сравнить предметы на вес руками.

Развитие различения звуков происходит замедленно и с затруднениями, сказываясь на формировании речи, ориентировке на звук (упавшего предмета, местонахождении человека). Указанные особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания: происходит совершенствование, развитие ощущений и восприятия. Облегчает этот процесс совершение действий с предметами.

У учащихся наблюдается расстройства внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, 70% детей младших классов не могут пользоваться словесной инструкцией или она влияет на их продуктивность. Произвольное внимание у них вырабатывается с трудом.

Изменение устойчивости внимания связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, то есть преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса.

Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию постоянно обнаруживается у детей. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой — либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих ориентировку вне дома, на улице, в мало незнакомых местах.

В силу инертности психических процессов происходит увязание в многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала. Узость поля внимания умственно-отсталых детей связана с трудностью осуществления мыслительного синтеза. Для расширения объема внимания необходима ассимиляция всего большого количества учитываемых признаков, включение их в структуру опыта, что требует сохранности соответствующих механизмов.

У учащихся нередко наблюдается нарушение переключаемости внимания, то есть расстройство перехода от одной деятельности к другой. В их деятельности часто проявляется застревание или ”соскальзывание” на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например, не могут сразу выполнять 2 задания: рисовать и рассказывать стихотворение.

Произвольное внимание у них нецеленаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

Расстройства мышления — первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности.

Снижение уровня обобщения проявляется преобладанием в суждениях непосредственных представлений о предметах и явлениях, установлением сугубо конкретных связей между предметами. Умственно-отсталые дети мыслят конкретно, не понимают скрытое за отдельны-ми предметами общее, существенное. Они часто вспоминают, а не размышляют. Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Не происходит переноса способа решения одной задачи на другую, что связано с невозможностью обобщения. Пословицы понимаются буквально, при этом утрачивается их обобщённый смысл. При сравнении предметов им легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Заучивая правила наизусть, они не понимают их смысла и не умеют применять. В связи с этим, изучение грамматики и математики представляет особенную трудность. Они не способны устанавливать связь между предметами и явлениями реального мира, что затрудняет им управление своим поведением. Учащиеся не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время, как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений. Однако, при проведении планомерной коррекционно-развивающей работы, умственно-отсталые дети могут научиться обобщать.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности (чередование адекватных и неадекватных решений) и инертности мышления. Этот тип нарушений характерен также для болезненно повышенного настроения, сочетающегося со значительным расстройством внимания. Иногда возникает чуткое реагирование на любой раздра-житель, не направленный на него. Характерно введение в контекст заданий случайных слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы.

Учащиеся школы не умеют оценивать работу своей мысли, взвешивать доводы за и против. У них отсутствует контроль своих действий и коррекция допущенных ошибок, они не предвидят результат своей работы. Некритичность мышления проявляется в том, что они не сомневаются в правильности своих предположений, поступков.

В целом, мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения сиюминутных своих потребностей, непоследовательное, стереотипное, некритичное.

Нарушения речи встречается очень часто (около 80% ). Они проявляются в форме ограничения речи несколькими словами; косноязычия, вследствие деформации органов речи, при нарушенном слухе при позднем развитии речи, аграмматизмами, гнусавости, заикания, речи, лишённой выразительности при недостатке высшей интегральной способности.

Смотрите так же:  На грани депрессии 2014

Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Плохо различаются звуки, особенно согласные, выделенные и знакомые слова, воспринимаются нечётко. При произнесении слов происходит замена одних звуков другими. В процессе обучения дифференцировочные связи образуются, но слишком медленное развитие речи, влияет на общее развитие детей. У них также замедлено развитие артикуляции — всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры, необходимых для произнесения слов. Словарный запас очень беден, на уровне обихода. Особенно плохо формируется активный словарь. Они практически не пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Даже в освоенном лексиконе значение многих слов остаётся неизвестным. Переход к освоению понятия, совершается очень долго и с большим трудом. Слова не используются в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен и переполнен штампами. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Нарушения непосредственной памяти у умственно-отсталых детей проявляется в том, что они усваивают всё новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Воспроизводят заученный материал неточно. Плохо понимая материал, они лучше запоминают внешние признаки предметов в их случайных сочетаниях. Они запоминают лучше то, что считают нужным (нарушен мотивационный компонент)

Память у умственно-отсталых школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.

Чувства учащихся незрелы, недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие. Одни дети поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются инертностью переживаний. Переживания примитивны, полюсны: либо удовольствие, либо неудовольствие.

Эмоции часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям окружающего мира по своей динамике. У одних наблюдается лёгкость и поверхностность пережи-ваний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других — чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Дети высоко оценивают лишь тех, кто им приятен, или то, что доставляет удовольствие. У умственно-отсталых детей и подростков обнаруживаются болезненные проявления чувств: у одних — малодушие и вспышки раздражительности; у других — дисфории. В более редких случаях могут наблюдаться немотивированное повышенное настроение или апатия, нежелание двигаться, потеря детских интересов и привязанностей.

Т. о. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение неустойчивое. Однако, степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта.

Воля у умственно-отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдалёнными целями. Они откладывают самые неотложные дела и устремляются погулять, Могут не прийти в школу. ”В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребёнка (Л. С. Выготский)” Для детей характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям, воздействиям. Как правило, такие дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых. Их легко подговорить обидеть близкого или слабого человека, сломать чужую вещь. Наряду с этим они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чём просят. Личность такого ребёнка формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Однако, она полностью не освобождается от подчинения влиянию окружающей среды, не приобретает независимости. При выполнении конструктивных заданий наши дети плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами. Вместо предложенной им задачи, они решают более простую. Они руководствуются более близкими мотивами.

Один из важнейших факторов развития личности — адекватное формирование самооценки. Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки её результатов. При столкновении положительной оценки дома и отрицательной в школе у ребёнка возникают обидчивость, упрямство, драчливость. Если ситуация продолжается длительно, эти формы поведения становятся чертами личности. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжёлых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.

Большой ущерб наносит помещение умственно-отсталого ребёнка в общеобразовательную школу, где у него формируется отрицательная самооценка. Приходящие из массовых школ учащиеся до 65% имеют заниженную самооценку, раздражительны и агрессивны.

Формирование завышенной самооценки связано с о снижением интеллекта, незрелости личности, как ответ на низкую оценку окружающих. Несмотря на то, что учащиеся усваивают нормы поведения, их ролевые функции в обществе ограничены. Часто заканчивают ПУ, уст-раиваются на рабочие специальности (строители, швеи, продавцы, кондукторы).

Недоразвитие психомоторики проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция, мимика.

Умственная отсталость у взрослых

Умственная отсталость у взрослых

  • Российское общество психиатров. Другие ассоциации
  • умственная отсталость
  • взрослые
  • нарушения поведения
  • интеллект
  • адаптивное поведение
  • коэффициент умственного развития

Список сокращений

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1. Краткая информация

1.1 Определение.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

1.2 Этиология и патогенез.

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве. Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес. беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения. По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

1.4 Кодирование по МКБ 10

Умственная отсталость легкой степени (F70):

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственная отсталость умеренной степени (F71):

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость тяжелая (F72):

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость глубокая (F73):

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

1.5 Классификация.

В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

Смотрите так же:  Неврозы боровских

По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов. Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

  • Рекомендован сбор объективного анамнеза. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Объективный анамнез должен отражать:

— данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями, в том числе сведения о том, не являются ли родители больного кровными родственниками;

— данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях;

— данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях постнатального периода, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;

— данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, уровне социальной адаптации (способности устанавливать и поддерживать продуктивный контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, в полном объеме или с ограничениями справляться со своими социальными обязанностями, наличии сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций). Источником соответствующей информации служат характеристики с места учебы или работы (если пациент учится или работает) [4].

2.2 Физикальное обследование

  • Рекомендован общий осмотр. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Коментарий: Общий осмотр тела включает: наличие возможных соматических аномалий, пороков развития (глазные дефекты, пороки сердца, дополнительные пальцы, глухота, укорочение конечностей, а также увеличение печени и селезенки), стигм дизэмбриогенеза (неправильная форма ушных раковин, высокое («готическое») нёбо, низкий рост волос, гипертелоризм, неправильный рост зубов), выявление следов различных повреждений, исследование состояния по органам и системам и наличия соматических заболеваний в анамнезе. При неврологическом исследовании определяются: расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковая патология и расстройства координации движений, чувствительность и ее нарушения, расстройства функций вегетативной нервной системы.

2.3 Лабораторная диагностика

  • Рекомендуется при диагностике дифференцированных форм умственной отсталости для определения ранее не выявленных в детском возрасте специфических генетических и обменных нарушений [6].

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

2.4 Инструментальная диагностика

Инструментальные методы исследования направлены на возможное установление нозологического диагноза при умственной отсталости, а также верификацию характера органического поражения центральной нервной системы (ЦНС):

  • Рекомендовано электроэнцефалографическое исследование; [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Рекомендовано реоэнцефалографическое исследование; [1, 6]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Рекомендовано эхоэнцефалографическое исследование [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Рекомендовано магнитно-резонансная томография (МРТ). [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Рекомендовано экспериментально-психологическое исследование. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Экспериментально-психологическое исследование должно быть ориентировано на: оценку уровня интеллектуального развития; характеристику структуры интеллектуальной деятельности с выявлением наиболее и наименее сформированных ее функциональных образований; характеристику общих предпосылок продуктивности интеллектуальной деятельности (умственной работоспособности, внимания, памяти). Высокая диагностическая значимость теста Векслера при данном виде диагностического обследования подтверждена многими исследованиями. При всей диагностической значимости психометрического исследования следует учитывать определенное непостоянство коэффициента интеллектуальности, чувствительности его к изменениям в обстановке, а также зависимости от культуральных и социальных факторов, в связи с чем анализ экспериментальных данных должен осуществляться в контексте целостной оценки психической деятельности испытуемого. Патопсихологический метод, направленный на качественный анализ нарушений мыслительной деятельности, не может существовать без количественной оценки уровня развития интеллекта. Главной методической особенностью последнего является установка на определение уровня обучаемости, определяемого по объему помощи, необходимой испытуемому для решения предложенной задачи и по его способности к логическому переносу усвоенного.

  • Для исследования умственной работоспособности и внимания рекомендовано проведение не менее одной методики из следующих методик: таблицы Шульта (черно-белые и цветные), счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи др. [6]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств — B)

  • Для исследования индивидуально-психологических особенностей рекомендовано проведение не менее одной методики у пациентов с неглубоким интеллектуальным дефектом: различные самооценочные шкалы (по Дембо-Рубенштейн, «Самочувствие-активность-настроение» — САН, и др.), проективные тесты («Тематический апперцептивный тест» — ТАТ, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.). [7]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

  • Для исследования памяти рекомендовано не менее двух методик: запоминание 10 слов, рисунков, опосредованное запоминание по Леонтьеву, пиктограмма, запоминание коротких рассказов, картинок, пробы на опознание запоминаемых предметов и др. [6].

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств — B)

2.5 Иная диагностика

  • Рекомендовано составление генеалогического древа при подозрении на наследственную семейную патологию, цитогенетическое обследование – если ранее не проводилось, а также специфические биохимические методы. для исследования форм умственной отсталости, предположительно обусловленных нарушениями обмена. Наиболее часто для обнаружения нарушений метаболизма используют качественные скрининговые тесты мочи, бумажную хроматографию, тонкослойную хроматографию, энзимные пробы. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

3.1 Консервативное лечение

Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в соответствующих клинических рекомендациях [5].

В связи с законченностью морфофункционального развития мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого возраста пациентов проводится специфическими методами терапии, включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

При возможности повлиять на этиологические факторы умственной отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно, этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае, когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

Основными целями консервативного лечения при умственной отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с психотерапией, трудотерапией, социальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации поведенческих расстройств у лиц с умственной отсталостью.

Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющих, определяющих этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое, медикаментозное или коррекционно- педагогическое. Коррекция поведения должна проводиться, по возможности, в амбулаторных условиях. Предпочтение отдается поведенческим и когнитивно-поведенческим методикам, показавшим наибольшую эффективность с позиций доказательного подхода.

  • Психофармакотерапия не является ведущим методом лечения и должна проводиться строго по клиническим показаниям и в течение ограниченного периода времени.

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств — C)

Комментарий: Ее применение оправдано лишь в случаях грубых и некорригируемых форм нарушения поведения, при наличии «биологической почвы», предрасполагающей к расстройствам поведения, а также, при наличии сопутствующих выраженных эмоциональных и соматовегетативных расстройств, для снятия аффективной напряженности на начальных этапах психотерапевтической и коррекционно-педагогической работы.

Медикаментозное лечение умственно отсталых больных с минимально выраженными поведенческими нарушениями не проводится.

При симптоматическом медикаментозном лечении умственной отсталости у взрослых с выраженными сопутствующими нарушениями поведения назначение медикаментозного лечения не может быть использовано в качестве наказания, не является ведущим методом терапии и его следует начинать с «легких» препаратов и после недостаточного эффекта от немедикаментозных методов коррекции нарушенного поведения в обязательном сочетании с немедикаментозными методами коррекции. Также не рекомендуется их назначение без достаточных оснований на длительный срок (более одного месяца). Для выбора индивидуального варианта лекарственного воздействия необходимо учитывать уровень доказательности для конкретного препарата и оценить степень тяжести и длительность расстройства, результаты предшествующего лечения, а также провести детальный и тщательный анализ сопутствующей психопатологии с учетом высокой частоты реактивной провокации и чувствительности симптоматики к внешним воздействиям, оказывающих существенное влияние на изменчивость характера и степени выраженности расстройств поведения.

  • При выраженных расстройствах поведения, сопровождающихся психомоторной расторможенностью, агрессией и аутоагрессией, с отказом от приема лекарств, лечение рекомендовано начать с нейролептических средств с выраженным седативным действием, имеющим лекарственные формы для парентерального введения (хлорпромазин**, левомепромазин#**, сультоприд, зуклопентиксол#**). [4]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств — B)

Комментарий: При снижении аффективной возбудимости, отсутствии агрессивных и аутоагрессивных поступков переходят на пероральный прием указанных нейролептических средств.

Учитывая широкий диапазон терапевтического ответа на назначение психотропных средств, необходимо их титрование до получения терапевтического эффекта. Оптимальным считается начало с 0,5 предполагаемой терапевтически активной дозы с последующим увеличением. Необходимо учитывать вероятность возникновения побочных эффектов, парадоксальных эффектов и осложнений психотропной терапии при умственной отсталости с резидуально-органической недостаточностью ЦНС или проявляющейся на фоне вяло текущего органического процесса в рамках дифференцированных форм умственной отсталости, чаще при наследственных дефектах обмена. Имеются данные об эффективности препаратов из группы антидепрессантов при некоторых формах стереотипно повторяющегося аутоагрессивного поведения.

  • У больных с тяжелой и глубокой умственной отсталостью расстройства поведения могут быть связанными (особенно у мужчин) с нереализованным сексуальным влечением. У этой категории больных часто не только не сформирована психосексуальная идентификация и сексуальная ориентация, но и отсутствует понимание возникающих соматических ощущений. В этих случаях рекомендованы препараты антиандрогенного действия. Длительность терапии определяется состоянием пациента и в виде поддерживающей терапии невысокими дозами может использоваться в течение многих месяцев [8].

Уровень убедительности рекомендаций 1 (уровень достоверности доказательств – A)

Медикаментозное лечение взрослых больных с умственной отсталостью со значительными нарушениями поведения (Таблица 1)

Другие статьи

  • Могу ли уволится без отработки по уходу за ребенком могу ли я уволиться без отработки, если у меня ребенок 2-х лет? В соответствии со Статья 80 ТК РФ, Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен […]
  • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]
  • Квартиры для семьи с ребенком инвалидом Жилье для детей инвалидов Выбор категории Внеочередное право на жилье для ребенка-инвалида Здравствуйте! У меня ребенок - инвалид ,колясочник. Девочка Аня 11лет. Диагноз дцп код G 80 и G 40. Проживаем в частном доме на 3- хозяев. Общая площадь дома примерно 60-70 м (у […]
  • Уролесан капли инструкция по применению для детей Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Уролесан – комбинированный спазмолитический препарат растительного происхождения. Аналогами Уролесана по фармакологической группе являются Урохол, Урохолум, Энуран, Арфазетин, Блемарен, Канефрон Н, Галидор, Фитолизин, […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Средства по уходу за зубами у детей Уход за детскими зубами - самые важные правила Первые зубки у ребенка всегда большая радость в семье! Огромная ответственность ложится на родителей – поддерживать зубки малыша в полном порядке. Начинать заботу о зубах необходимо с самого раннего возраста. Очень важно […]