Классификации раннего детского аутизма

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
  • Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7 Красносельского района СПб.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины и патогенетические особенности раннего детского аутизма, а именно их разнообразие, неопределённость и противоречивость, являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время существует несколько рабочих гипотез, объясняющих природу раннего детского аутизма.

Первое описание РДА было сделано американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) в 1943 г. на основе пятилетних наблюдений за группой из 11 аномальных детей. Их развитие резко отличалось от развития детей с известными формами дизонтогенеза. В последующем сходные клинические случаи были описаны и другими исследователями (H. Aspergerв 1944 г. и С.С.Мнухин в 1947 г.). В обобщенном виде основными особенностями таких детей являются:

• снижение способности к установлению эмоционального контакта,
коммуникации, и социальному развитию. Ребенок избегает взгляда в
глаза другому человеку, не откликается на вопрос, сам ничего не
спрашивает. Не играет со сверстниками. Попытка навязать общение
вызывает тревогу и напряженность.

• стереотипность в поведении, направленная на сохранение
постоянных, привычных условий жизни; сопротивление малейшим
изменениям в окружающем пространстве порядке жизни: есть одну и
ту же пищу, носить одну и ту же одежду, гулять только по
определенному маршруту; поглощенность однообразными
действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками,
повторение одних и тех же слов, звуков; привязанность к
определенным предметам и бесконечные манипуляции с ними:
трясение, верчение, постукивание; приверженность стереотипным
интересам: Одна и та же игра, тема в разговоре, книга для чтения.

• особая характерная задержка и нарушение развития речи, в первую
очередь ее коммуникативной функции. Ребенок может увлеченно
декламировать стихотворение, но не обратиться за помощью к
окружающим даже в самом крайнем случае. Другими характерными
признаками являются: эхолалии (немедленные или задержанные
повторения услышанных слов или фраз), обозначение себя в третьем
лице, высказывание своих нужд в форме безличных приказов,
необычные интонации или же полное их отсутствие.

• раннее проявление перечисленных расстройств (до 2,5 лет).

Многочисленные исследования, проведенные со времен того, когда появились первые описания детского аутизма, показывают, что формально раннее развитие таких детей может находиться в пределах нормы, но, тем не менее, оно необычно с самого начала. Особенно это становиться заметно, после первого года жизни: трудно привлечь внимание ребенка, очевидна задержка речевого развития. Самый сложный возрастной период, с большим количеством таких проблем в поведении, как самоизоляция, чрезмерная стереотипность в поведении, страхи, агрессия и самоагрессия приходиться на 5 — 6 лет. Затем ребенок становиться спокойнее, больше тянется к людям, но на первый план теперь выходит задержка психического развития, дизориентированость, трудность социального взаимодействия, не приспособленность к решению бытовых проблем.

В 50-х годах двадцатого столетия возникла теория о психогенном (в результате психической травмы) происхождении детского аутизма. Наиболее последовательным ее сторонником был Б. Беттельхейм (В. Bettelheim). Причиной аутизма он считал неправильное, холодное отношение родителей к ребенку, подавление его личности. То есть вина за нарушение развития «биологически здорового» ребенка возлагалась на родителей, что служило причиной тяжелых психических травм для них. Дальнейшие сравнительные исследования семей с аутичными детьми и семей с детьми страдающими другими нарушениями развития показали, что аутичные дети, не более чем другие, получили психических травм, а их родители часто оказывались намного более им преданы и заботливы, чем родители других «трудных» детей. Гипотеза о психогенном происхождении аутизма не подтвердилась.

В настоящее время большинство современных авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системыи уточняется, что нарушение коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. Также нужно отметить, что в настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье.Характер недостаточности центральной нервной системы и ее локализация в данный момент является предметом интенсивных исследований. На сегодняшний день выявлено, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, так же нередко нарушен биохимический обмен. Эти явления могут быть вызваны рядом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности фрагильной х — хромосомой), врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствиями нейроинфекции, рано начавшимся шизофреническим процессом. Итак, в настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии (множественности причин возникновения) и полинозологии (проявлении в рамках разных патологий).

В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним. В их основе лежат различные критерии. Современные отечественные и зарубежные авторы дифференцируют синдром аутизма в различных клинических структурах. Аспергер (1968) выделил его в раннем детском аутизме (синдром Каннера), шизофрении, олигофрении, нарушениях слуха, аутистической психопатии (обозначаемой сегодня как синдром Аспергера). Г.Е. Сухарева (1974) и В.М. Башина (1980) рассматривают РДА в патологии шизофренного спектра как определяющий особенности детей, заболевающих впоследствии шизофренией, то есть, считают его частью раннего шизофренического процесса. В. Е. Каган (1981) различает аутизм при шизофрении, шизоидной психопатии, резидуально — органический детский аутизм, парааутистические реакции невротического характера. G.Nissen (1989) говорит о РДА (синдром Каннера), обусловленном поражением центральной нервной системы в пренатальном периоде в сочетании с наследственным фактором, об аутистической психопатии (синдром Аспергера) с наследственным радикалом, о соматогенном аутизме как следствии тяжелых органических поражений мозга, о психогенном аутизме, имеющим причиной фактор длительной эмоциональной фрустрации. Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Так, Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вступающих в общение), «пассивных» и «активных, но нелепых». Наилучший прогноз она связывала с «пассивными» детьми. О.С. Никольской (1985-1987) предложена классификация из четырех групп, где критериями деления являются характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. по сути, тип самого аутизма. У детей первой группы речь идет об отрешенности от внешней среды, у второй — ее отвержении, у третей — ее замещения и у четвертой сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Первая группа — дети с аутистическои отрешенностью от окружающего мира. Дети с наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Поведение их носит полевой характер — перемещение от одного объекта к другому. Они мутичны, т.е. почти не говорят — можно услышать лишь отдельные словосочетания. У этих детей нет не только форм, но и потребности в контактах с окружающим миром. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего — стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к постоянству окружающей среды. Они абсолютно беспомощны в быту и почти не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития: они так и не овладевают речью, остаются полностью несостоятельными в произвольных действиях. При интенсивной психолого-педагогической работе удается сформировать элементарные навыки самообслуживания, они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация трудна даже в домашних условиях.

Дети второй группы с аутентическим отвержением окружающего имеют возможность бороться со своими страхами, тревогой посредством аутостимуляции положительных ощущений: двигательных (прыжки, взмахи руками), речевых (скандирование слов, стихов), сенсорных (поглощенность звуком льющейся воды, игрой света, ощупывание какой-либо поверхности). Все эти действия, повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия идущие извне. Внешне такой ребенок выглядит манерным, гримасничает, принимает причудливые, позы необычны интонации в речи, походка. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые команды. Часто у таких детей можно наблюдать тесную симбиотическую связь с матерью — ее физическое присутствие является необходимым условием существования. Прогноз на будущее лучше, чем в случае с 1-ой группой. При адекватной коррекции такие дети могут быть подготовлены к обучению в школе.

Дети третьей группы с аутистическим замещением окружающего мира, защищаются от своих страхов с помощью спонтанно разыгрываемой психодрамы (пугающие эпизоды он рисует, рассказывает о них, основывает на них сюжет игры). Это позволяет ребенку снять напряжение от пугающих его переживаний. Внешне это ребенок с хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, менее зависимый от матери, не нуждается в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому его эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью; они менее всего аутичны, у них меньше патологий аффективной и сенсорной сфер. Это чрезвычайно ранимые, робкие, пугливые дети, отягощенные чувством собственной несостоятельности, усиливающим социальную дезадаптацию. Они очень зависимы от оценки близких ищут у них поддержки и защиты, стараются быть «хорошими», четко следуют правилам поведения так как верят, что именно так они будут всегда в безопасности. У них хорошо развита речь; часто это одаренные в какой-либо области дети. Они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев обучаться в ней и без специальной подготовки.

Список литературы:

1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление». М.,
1993.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с
нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
1989.

3. Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1989.

4. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.:
Фолиант, 1996.

5. Мамайчук. И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. –

6. Никольская О.С, Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок.

Классификации раннего детского аутизма

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА.

Р.Д.А. – искаженное недоразвитие психики, возникающее вследствие поражения подкорковых структур головного мозга, которые поддерживают тонус, необходимых для работы высших отделов коры головного мозга.

1) – Аутизм – стремление к одиночеству, отгороженность от окружающего мира, снижение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, снижение способности к социальному развитию.

2) Стереотипность – тяга к постоянным условиям жизни, сопротивление к малейшим изменениям жизни,

Стереотипии – повторяющиеся действия (раскачиваются, качают головой.)

3) чрезмерные реакции на внешние воздействия, которые проявляются в болезненном реагировании ребенка на звук, свет, цвет, прикосновение обычной интенсивности.

4) Особе нарушение речи в основном ее коммуникативной стороны

а) мутизм – вспышки речи (никогда не говорил, но вдруг заговорил).

б) эхолалии – повторяют как эхо.

в) штамповая речь – он берет речевые штампы из книги, из речи взрослого, у таких детей монолог.

Все выше указанные расстройства проявляются до 2,5 лет. В 2,5 г. устанавливается диагноз Р.Д.А.

I снижение тонуса стереотипии;

чрезмерные реакции на воздействие;

(снижение порога дискомфорта в отношении с окружающим миром, что проявляется в постоянных отрицательных переживаниях , страх).

II нарушение изобретательности в контактах с окружающим миром.

III нарушение произвольности, (не может сам себя организовать)

IV нарушение интеллекта и речи

V нарушение личности (невротическая аутизация).

Время поражения: раннее время поражения, внутриутробно.

Локализация дефекта: общий дефект (дефект, который влияет на все психические функции, на все психические сферы).

Характер нарушения межфункциональных взаимодействий наблюдается асинхрония по типу сочетания явлений ретардации и акселерации.

О.С. Никольская разделила детей по характеру их нарушений и прогнозу социального развития на 4 группы.

В своей классификации она раскрывает уровни эмоциональной регуляции деятельности, которая существует в норме.

I группа связана с акцентизацией уровня пластичности (отвечает за преднастройку к активному контакту с окружающим миром).

II группа. С уровнем аффективных стереотипов, максимально стереотепичны, зависимы от стереотипов, выделяют качество (любимое и нелюбимое. Желаемое и нежелаемое). Очень жестко фиксируют способы достижения желаемого и способы избегания нежелаемого. Максимально узок рацион приемлемого у детей, любят не многое, максимально его добиваются, а терпеть не могут большую часть мира, и так же напряжено от нее защищаются. Это и формирует появление стереотипности. Эти дети фиксируют собственные ощущения, реагируют на боль. На малейшие неудобства, они отягощены страхами. Дети симбиотически привязаны кому-нибудь из близких. Их речь это эхолалии, изобретательны в еде.

III формируются как трудность формирования. Хрупкого уровня аффективной эспансии (преодоление препятствий). Для ребенка становятся актуальны задачи борьбы, борьба похожа на эпатаж, борется со слабыми, сложные монологи в речи, эти монологи связаны с интересами.

IV связана с акцентуацией развития уровня эмоционального контроля.

Связан с нормами, правилами поведения индивида в обществе. Эти нормы и правила создаются обществом, а затем им обучают детей. Если уровень очень слабый, то формируется синдром РДА, который проявляется в максимальном ориентировании на правильное поведение. В чем и проявляется их стереотипность. Дети очень привязаны к матери, и в свой контакт с окружающим миром строит через нее, нуждаются в ней. Очень долго не отрываются от родителей. Дети максимально тормозимы не могут защитится в ситуации словесного нападения.

1. генетические (братья иди сестры с РДА);

2. обменные (нарушен обмен веществ);

Смотрите так же:  Стресс для беременных витамины

3. инфекционные (неизвестные бактерии);

4. органические (нарушения головного мозга).

Классификации детского аутизма

Похожие главы из других книг

§ 11. Вопросы о классификации и счете

§ 11. Вопросы о классификации и счете Каким образом от интереса к правилу, к «так делают» или «должны», переходят к логическому интересу, к отыскиванию причины, заставляющей принять или отвергнуть то или иное суждение? Мы видели, что первые логические «почему», появившиеся

Синдром детского аутизма

Синдром детского аутизма Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Хвека (J. Haslam, 1809; Е.М. Itard, 1801, 1807); их число

Психологическая классификация синдрома детского аутизма

Психологическая классификация синдрома детского аутизма Наряду с созданием систем клинической классификации детского аутизма, потребность в которых определяется задачами диагностики и дифференцированного лечения (В.М. Башина, 1999), существует необходимость

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма Проблемы подростков и взрослых В настоящее время детский аутизм в международной психиатрической классификации рассматривается как особый тип нарушения психического развития, проявляющийся на всем протяжении

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма Групповая работа является закономерным этапом психологической помощи при аутизме. С возрастом она начинает занимать все более важное место. Как уже было сказано, дети, страдающие

Синдром раннего детского аутизма

Синдром раннего детского аутизма Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре.

Причины развития детского аутизма

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА )[5]

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)[5] Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и

Метод классификации

Метод классификации Пожалуй, одним из самых продуктивных методов проникнуть во внутреннее строение значения слова является метод классификации.Метод классификации по существу является развитием метода сравнения и различения. Он имеет большое теоретическое и

2.1. Классификации видов любви

2.1. Классификации видов любви Имеется несколько подходов к классификации видов любви. Л. Н. Толстой выделял любовь деятельную и любовь красивую: первая заключается в стремлении удовлетворить все желания, прихоти, даже пороки любимого существа; вторая — в любви красоты

VII. ОТ КЛАССИФИКАЦИИ К ПРОЦЕССУ

Необходимость классификации

7.8. О классификации мотивов

7.8. О классификации мотивов Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Так, деление мотивов на биологические и

7.6. Классификации волевых качеств

7.6. Классификации волевых качеств Как отмечает В. К. Калин [1983], возникло положение, о котором можно сказать: сколько авторов, столько и классификаций. Например, Ф. Н. Гоноболин [1973] разделил волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением

Типы и классификации

Типы и классификации Одно из самых неблагодарных занятий в сексологии – составление типологий личности, характеров, поведения. Может быть, поэтому соционика, изучающая типологию поведения, так и не стала официально признанным разделом психологии. Но, тем не менее,

Классификации людей

Классификации людей Жидкости и телосложениеОдним из первых разобраться в себе подобных решил Гиппократ, который распределил встречавшиеся ему экземпляры на четыре типа. За основу распределения он взял связь характеров и известные на то время жидкости организма. Как ни

КЛАССИФИКАЦИЯ РДА

РАЗНОВИДНОСТИ РДА:

1.1 синдром раннего инфантильного аутизма Каннера / классический вариант / РДА/;

1.2 аутистическая психопатия Аспергера1.3. эндогенный, постприступный /вследствие приступов шизофрении аутизм/;

1.4 резидуально-органический вариант аутизма;1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;

1.6 аутизм при синдроме Ретта;

3.ПАТОГЕНЕЗ(РДА):3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.

Основное ядро аутизма по нашим данным представлено состояниями шизофренического спектра, что составляет около 79%.

Как видим, в классификации, представленной нами, рассмотрены все виды раннего детского аутизма — конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.

Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов аффективности, — о первичной слабости инстинктов, — об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, — о недоразвитии внутренней речи, — о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах, — о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие др.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА:

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), выделяются следующие диагностические критерии аутизма:

1. Качественные .нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: г) отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми.

2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей: г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).

Детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики — сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, также ярко выражены нарушения в сфере социального взаимодействия с окружающими.

Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.

Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.

Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу.

В дальнейшем основными критериями болезни являются: — однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).

Следует отметить, что одним из самых существенных симптомов является, вопреки мнению Каннера, отнюдь не протест этих детей против перемены обстановки, а изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловнорефлекторных реакций — ориентировочных, пищевых, самозащиты и др. Отсутствие этих реакций, всегда, как известно, очень четко направленных, делает поведение детей амофорными, хаотичными, дезорганизованными, а их самих — практически беззащитными и беспомощными. Естественно, что такая изначальная, часто врожденная недостаточность безусловнорефлекторного фонда, важнейших стволовых аппаратов, возможно, ретикуляторной формации не может не отразится отрицательно на формировании корковой деятельности. Кора головною мозга у этих детей неплохо, но пассивно регистрирует и запечатлевает все, что случайно попадает в их поле зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Отсюда грубые нарушения внимания, склонность «невидящим» взглядом скользить без интереса по окружающим лицам и предметам, бесцельные движения, длительная неспособность овладеть навыками самообслуживания и главное — длительная задержка формирования самосознания, комплекса «Я», что сказывается в склонности говорить о себе в третьем лице, в подражательности речи и действий и др. Важно еще раз подчеркнуть, что при настойчивой стимуляции удается заставить этих детей «собраться», «мобилизоваться» и дать более или менее правильные ответы на вопросы или проявить более или менее адекватные эмоциональные реакции. Вполне вероятно, что в коре головного мозга этих детей на фоне экспериментально установленного преобладания тормозного процесса имеются гинноидные фазы — парадоксальная и ультрапарадоксальная (Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н.). По-видимому, в связи с этим малодейственны любые сильные раздражители реальной обстановки и весьма активны следы прошлых впечатлений и восприятии, имитирующие «отгороженность», «аутизм» и др.

Нозологическая принадлежность и генез РДА.

Следует в первую очередь отклонить утверждение о психогенном его происхождении. «Детский аутизм» — патологическое явление и прогностически настолько неблагоприятное страдание, что объяснять его патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и ребенком, отрицательными воспитательными влияниями, распадом семьи и т. п. невозможно. Не соответствуют действительности и утверждения, что больные эти будто бы поправляются под влиянием психотерапии или при улучшении их положения в семье и т. п.

Высказывается мнение, что «ранний детский аутизм» является самостоятельным, главным образом наследственным психическим расстройством либо психозом, сочетающимся с олигофренией. Такой взгляд обосновывается следующими доводами: 1) «ранний детский аутизм» встречается у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у девочек; 2) все наблюдавшиеся близнецы с «ранним аутизмом» были однояйцевыми; 3) возможна имитация аутизма у детей, перенесших органическое поражение головного мозга (асфиксию, энцефалит); 4) симптоматология аутизма единообразна и характерна, проявляется с момента рождения.

трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Дифференциальный диагноз.

Наряду с болезнью Каннера как ядерной формой РДА выделяются синдром раннего детского аутизма при шизофренни, синдром Аспенгера , органический (или соматическии) вариант — РДА, а также психогенный РДА.

Психопатологические особенности раннего детского аутизма при шизофрении связаны прежде всего с тем, что основу отгороженности от внешнего мира и слабости контакта с окружающими в отличие от истинного непроцессуального РДА составляют диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживании, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных, а также других продуктивных психопатологических феноменов [Блейлер, 1927; Семенов С. Ф., 1975;], а не отсутствие потребности в контактах и слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью сферы инстинктов. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом РДА отличается причудливостью, вычурностью, диссоциированностыо. Так, при общей отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общительными разговорчивыми, необычно доверчивыми к незнакомым людям (садятся к ним на колени, отвечают на вопросы, берут предложенные лакомства” и т.п.). Безразличное или даже враждебное отношение к близким может сочетаться с непонятной привязанностью к соседям и незнакомым людям (“аутизм Наизнанку”).

В высказываниях детей нередко проявляются вычурность, паралогичность и разорванность мышления. Однообразное, вялое поведение может временами прорываться немотивированными агрессивными поступками, разрушением предметов, игрушек.

Такое сочетание аутизма с диссоциированным поведением В. Е. Каган (1981) называет “диссоциативным аутизмом”. Однако чаще процессуальный (шизофренический) РДА связан с продуктивной психо-патологической симптоматикой. В этих случаях дети избегают контактов в связи с разнообразными страхами, часто рудиментано-бредовыми , а главным образом в связи с уходом в мир фантазий, игровым перевоплощением (в животных, машину) как проявлением деперсонализации, отвлеченном от реальности псевдогаллюцинарными переживаниями, состояниями кататонического субступора и депрессии. Подобные варианты процессуального аутизма В. Е. Каган (1981) называет “продуктивным аутизмом”.

Важными диагностическими признаками процессуального РДА являются хотя бы кратковременный период нормального психического развития, предшествующий возникновению аутизма, а также признаки прогредиентности в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанности, эмоционального снижения, распад речи, регресс поведения с утратой ранее приобретенных навыков).

Среди непроцессуальных, т.е. чисто дизонтогенетических, форм РДА более клинически очерчены синдромы Каннера и Аспергера. Их клинические проявления в раннем и преддошколыюм возрасте весьма близки. Вместе с тем уже в указанных возрастных периодах они имеют ряд отличии. Так, признаки РДА при синдроме Каннера выявляются уже на 1-м году жизни, тогда как при синдроме Аспергера они обнаруживаются на 2-3-м году. Дети с синдромом Аспергера начинают говорить раньше, чем ходить. Интеллектуальное развитие при синдроме Аспергера нормальное или выше нормы. Речь при этом синдроме всегда является средством общения. Синдром Аспергера встречается исключительно у мальчиков.

Прогноз синдромов различен: типичный синдром Аспергера с возрастом становится основой шизоидной психопатии с удовлетворительной социальной адаптацией. В случае синдрома Каннера, чаще наблюдается исход и атипичную умственную отсталость.

Симптоматика “органического” или “соматогенного” РДА малоспецифична. Синдром РДА в этих случаях связывают с последствиями раннего органического поражения головного мозга. Он сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома: психической инертностью, невысоким уровнем памяти, моторной недостаточностью. Кроме того, отмечаются рассеянная неврологическая симптоматика, признаки гидроцефалии, изменения на ЭЭГ по органическому типу, эпизодические судорожные припадки. Как правило, имеется более или менее выраженное отставание в интеллектуальном и речевом развитии.

“Психогенный” РДА, по данным западноевропейских психиатров , возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3- 4 лет) в связи с эмоциональным депривацией, чаще обусловленной отрывом от матери и другого близкого лица. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики.

В отличие от других вариантов РДА “психогенный аутизм” подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Однако при пребывании ребенка в неблагоприятных условиях воспитания в течение первых 3 лет жизни аутистическое поведение и нарушения психического и речевого развития могут становиться устойчивыми и трудно отличимыми от других вариантов РДА.

Аффективное развитие ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

Нижеследующее исследование раскрывает развитие аффективных механизмов взаимодействия ребенка и окружающего мира, в котором центральное место занимает, мать или другой близкий ребенку взрослый человек.

В основу этого подхода (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, 1990) положено представление о том, что исходная биологическая дефицитарность аутичного ребенка определяет прежде всего нарушение развития его аффективной сферы, что влечет за собой не только нарушение развития коммуникации, социального взаимодействия, но и искажение развития психических функций: сенсомоторной, речевой, когнитивной. Именно на этом примере наиболее очевидно проявляется единство когнитивного и аффективного развития, о котором говорил Л.С.Выготский.

Наряду с общими закономерностями аутистического дизонтогенеза выделяют четыре его варианта, отличающиеся прежде всего степенью и характером аффективной дезадаптации, которой закономерно соответствуют разные по тяжести варианты нарушения когнитивного развития.

Смотрите так же:  Fifa 15 заикания

Логика аффективного развития обусловлена той последовательной сменой важнейших адаптационных задач, которые встают перед ребенком в процессе онтогенеза.

Первой такой витально важной задачей становится взаимное приспособление младенца и матери друг к другу в обычных ситуациях взаимодействия во время кормления ребенка, пеленания, купания, укладывания спать и т.п. Эти ситуации повторяются изо дня в день, и младенец вырабатывает в них первые аффективные стереотипы поведения, первые индивидуальные привычки отношений. Так происходит адаптация к достаточно однообразным, стабильным условиям окружения. Мать является организатором и постоянной посредницей удовлетворения абсолютно всех витальных потребностей ребенка: в сытости, тепле, тактильном контакте, комфорте, общении.

Эти ранние стабильные формы взаимодействия со средой через мать, развиваются, совершенствуются ребенком в течение всего первого года жизни, его аффективные стереотипы расширяются, наполняются новым содержанием. Уже с трех месяцев взрослый становится для ребенка аффективным центром любой ситуации. И если в течение первых двух месяцев жизни активные аффективные проявления ребенка носят в основном негативный характер — их приспособительный смысл состоит в сигнальном воздействии на взрослого, в призыве удовлетворить насущные потребности, устранить неприятное, то завершение этих месяцев в норме характеризуется возникновением равновесия в выражении положительных и отрицательных эмоций.

Взаимодействие ребенка с матерью все больше начинает определяться положительными эмоциями, на первый план выходит потребность в общении, внимании взрослого, поддержке, эмоциональном тонизировании. Начинает развиваться новый класс индивидуальных аффективных стереотипов ребенка, новые способы установления и поддержания коммуникации, непосредственного эмоционального общения. Ребенок развивает эти индивидуальные способы коммуникации через усвоение ритуалов эмоционального взаимодействия со взрослым, стереотипов ранних игр.

К 5-6 мес. Ребенок уже распознает основные проявления эмоций своих близких и вслед за этим начинает их выражать дифференцированно и адекватно. Формируется и обратная связь — ребенок постепенно начинает учитывать реакцию взрослого на свои действия.

Дифференцированная разработка основных бытовых стереотипов, растущая ориентация на реакции матери приводят к тому, что в период 7-8 мес. Ребенок приобретает значительно большую аффективную стабильность в контактах с миром. Он уже не так зависит от изменения отдельных деталей в стереотипах бытовых процедур, особенно, если мама при этом ведет себя уверенно и спокойно; мама может “уговорить” ребенка чуть подождать, потерпеть, занять его игрушкой в условиях дискомфорта.

Теперь наиболее характерной является тревога при уходе матери — центра его аффективной адаптации к миру. Результатом разработки стереотипа индивидуальных отношений с близкими является и характерный для ребенка 8 мес. Страх чужого лица.

В это время ситуации жизни младенца меняется и ставит перед ним новые важные задачи адаптации А.Валлон характеризует этот возраст тем, что “новое” начинает меньше пугать и больше доставлять удовольствие. Возникает и потребность, и возможность развития новых аффективных механизмов адаптации к меняющемуся, неопределенному миру, возможность аффективной экспансии окружающего. Это механизмы, которые и возьмут на себя ответственность за сохранение уверенности в себе, конструктивности в условиях нарушения привычной стабильности в отношениях с миром.

С приобретением навыков самостоятельного передвижения в пространстве, а также с развитием речи начинается новый этап взаимодействия ребенка со средой. Увеличивается доля опосредованного контакта взрослого с ребенком через вещи, игрушки, слово, жесты, позволяющие объединить внимание на каком-то общем действии, общей цели, общем объекте интереса.

В это время происходит временная дезадаптация сложившейся системы стабильных отношений ребенка с миром через близкого человека. Взрослый перестает справляться, потому что в эту уже отлаженную систему начинают встраиваться еще незрелые механизмы, ответственные за индивидуальную адаптацию ребенка к динамичной, изменчивой среде. В это время возникает “кризис первого года”, который Л.С.Выготский определял как переломный момент развития. Взрослый перестает быть непременным условием адаптации ребенка, ребенок временами теряет его как основной аффективный ориентир.

Мать постепенно обучает ребенка приемам самоорганизации, в которых, как считает Л.С.Выготский, основным является использование речи для планирования поведения.

Все эти свидетельства временной дезадаптации тем не менее отражают закономерную динамику развития отношений ребенка с миром, и их отсутствие тоже может свидетельствовать о нарушении его правильного хода.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ, его клинические симптомы и современная классификация

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ, его клинические симптомы и современная классификация

Что такое аутизм? «Аутичность (от греческого — «сам») — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Основные области проявления аутизма речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) – особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Описание заболевания Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются: 1. Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем); 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития; 5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

Классификация общих расстройств психологического развития по МКБ-10 3 F.84.0. Детский аутизм F.84.1. Атипичный аутизм F.84.2. Синдром Ретта F.84.3. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста F.84.4. Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. F.84.5. Синдром Аспергера F. 84.8. Другие общие расстройства развития. F. 84.9. Общие расстройства развития, не уточненные

Детский аутизм (F 84.0) Общее расстройство развития, определяется наличием аномального или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков встречается в 3 – 4 раза чаще. Атипичный аутизм (F 84.1) Наиболее часто возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелым расстройством развития рецептивной речи. Отличается от детского аутизма возрастом начала ( 3 – 5 лет) или отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев.

Синдром Ретта (F 84.2) Наследственное заболевания, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:15 000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек. Развитие ребенка до 1 – 1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно – ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает ( мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.

Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F 84.3) Наблюдается постепенное прогрессирование заболевания с развитием деменции. Но нарушения социализации и общения типичны скорее для аутизма, чем для нарушения интеллекта. Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4) Признаки характеризуются названием заболевания.

Синдром Аспергера (F 84.5) Форма аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена. Аутистическим расстройствам этого синдрома свойственна стертость клинических проявлений. Дети обладают нормальным интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями. Отмечаются качественные нарушения в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностях поведения, интересов и занятий. В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование особой личности, близкой личностям шизоидного круга.

Основные клинические симптомы РДА Раннее начало заболевания; Нарушение контакта с матерью; Характерное аутистическое поведение; Наличие стереотипий; Неравномерное созревание всех функциональных сфер; Особенности становления речи.

Клинико – психологическая классификация О.С.Никольской (1985 – 1987) выделены четыре основные группы РДА. Основные критерии данной классификации: Характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой; Характер и степень первичных расстройств.

Классификация аутизма (Никольская О.С.) Первая форма – полная отрешенность от происходящего; Вторая форма – активное отвержение; Третья форма – захваченность аутистическими интересами; Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Первая форма РДА Отсутствие речи Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

Вторая форма РДА Дети второй группы более активны Чуть менее ранимы в контактах со средой Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции

Третья форма РДА Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме Проявляет экстремальную конфликтность Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи ( многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника

Четвертая форма РДА Наиболее легкий вариант аутизма На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи Трудности сосредоточения и организации ребенка Педантизм, повышенное пристрастие к порядку Задержка психического развития в целом Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека

Причины РДА В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения, но она не получила подтверждения В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза

Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме

Развитие речи Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 2 месяца Произношение гласных звуков, гуление. ———- 6 месяцев «Диалоги» в виде издавания гласных звуков, поворачивание всторонуродителей. Появление согласных. Плач тяжелоинтерпретиро- вать. 8 месяцев Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторы слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты. Ограниченное или необычное гуление (визги или крики). Не имитируют визги, жесты, выражения. 12 месяцев Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб. Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 18 месяцев Словарный запас 3-50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2 слов. Перенесение значений слов (напр., папа — обращение ко всем мужчинам). Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация. Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации. 24 месяца Сочетания от 3 до 5 слов («телеграфная речь»). Задает простые вопросы (напр.: «Где папа?», «Идти?»). Использование слова это сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как «я». Может кратко повторить высказывания. Не может поддержать тему разговора. Речь сфокусирована на настоящее время и место. Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов.

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 36месяцев Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое. Возрастает использование речи для обозначения «там» и «тогда». Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохие ритм, интонация. Бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 48 месяцев Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию. Спрашивает объяснения высказываний. Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя). Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ-передач. Произносит просьбы. 60 месяцев Использует большой комплекс речевых структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические/неграммматические структуры и делать исправления. Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя. Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени). Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия. Редко задает вопросы; если они появляются, то носят повторяющийся характер. Нарушены тон и ритм речи.

Развитие общения и игры Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 2 месяца Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении. — 6 месяцев Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием. Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальный проявлений. 8 месяцев Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки («ку-ку») и др. сходные по сценарию. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

Смотрите так же:  Депрессия гомеопатия

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 12 месяцев Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью. 18месяцев Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой или параллельная являются более типичными. 24 месяца Появляются эпизоды, похожие на игру. При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа «Догони и дотронься» в большей степени, чем общая игра с игрушками). Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 36месяцев Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорится со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимаетзначениянаказания. 48 месяцев Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. Не способен понять правила игры.

Развитие воображения Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 6месяцев Недифференцированные действия с одним объектом. — 8 месяцев Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов. Использование 2 объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым). Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования 12 месяцев Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов). Использует 2 или более объектов. 18 месяцев Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья и т.д.). Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка. Активная роль в деятельности, похожей на игру.

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 24месяца Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (напр., кормит куклу). Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит белье). Развиваются несколько последовательных воображаемых действий (накормить куклу, укачать ее и уложить в постель). Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов. Небольшая любознательность/исследование окружающей среды. Необычное использование игрушек и расположение объектов по линии. 36 месяцев Перепланировка символической игры, объявление о попытке и поиске нужных предметов. Замена одного объекта другим (напр., кубиком заменяется машина). Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (напр., куклы поднимают свою собственную кружку). Часто произносит названия объектов. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся движенияпокачивания, кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет и т.д. Многие обладают хорошими способностями в зрительных/моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку из частей».

Возраст в месяцах Нормальное развитие Развитие при аутизме 48месяцев Социодраматическая игра — творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается (напр., воображает наливание из несуществующего чайника). Темы реальной жизни и фантазии могут играть важное значение в течение продолжительного времени. Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы и др.; в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица. Символическая игра, если такая есть в наличии, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы. По мере того как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени, не занимаясь игровой деятельностью. Многие не комбинируют игрушки в игре. 60месяцев Речь очень важна при представлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы. Нет способностей к пантомиме. Нет социодраматической игры.

Как помочь аутичному ребенку Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе. Главная задача педагога — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом — снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время урока физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике. Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии «Киндер-сюрприз». Мы приводим варианты таких пособий для организации различных видов деятельности и выполнения распорядка дня (рис. 1, 2).

Рис 2 «собираемся на прогулку»

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием, который уже был описан выше, дает положительные результаты. Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать ваше взаимодействие с ребенком более эффективным

Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт. С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений. Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Подвижные игры. Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

«Щепки на реке» Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

«Покажи нос» Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

«Придумки» Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое (педагог показывает на карточку № 1. ). Как ты думаешь, что произошло?» «Затем Таня. » (педагог показывает карточку № 2. ) и т. д. (рис. 3). Рисунок 3. Наглядный материал к игре «Придумки».

Другие статьи

  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]
  • Сахар 11 месячному ребенку Норма сахара в крови у детей Выявление многих заболеваний на ранних стадиях помогает лечить их более эффективно, поэтому ребенку первых лет жизни назначают разные анализы, среди которых есть и исследования сахара в крови. Каким анализом определяют уровень глюкозы в […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]