Ключевые слова депрессия

Ученые объяснили, почему у многих людей зимой развивается депрессия

Ученые нашли биологическую причину того, почему у многих людей в холодное время года развивается депрессия. Оказывается, дело в сезонных колебаниях серотонина.

При сезонной депрессии (или сезонном аффективном расстройстве, САР) у человека, в остальное время не испытывающего никаких психологических проблем, с наступлением зимы появляются симптомы депрессии («зимний блюз»). Исследование с использованием сканирования мозга показало, что у людей, страдающих САР, происходят значительные колебания между уровнями белка — переносчика серотонина в зимнее и летнее время, что приводило к дефициту серотонина зимой. У здоровых в этом отношении людей колебаний замечено не было.

Кстати, в середине октября венгерские ученые обнаружили, что время года, в которое родился человек, влияет на его характер и вероятность развития различных психических заболеваний. А несколько месяцев назад британские и испанские ученые выяснили, что кормление ребенка грудью значительно уменьшает вероятность развития послеродовой депрессии. При том что, как давно известно, материнская послеродовая депрессия может иметь серьезные последствия для отношений мамы и ребенка.

Психологи рассказали, как определить депрессию по сообщениям в соцсетях

Чтобы определить позитивных и депрессивных пользователей, исследователи составили списки ключевых слов, которые с большей вероятностью можно обнаружить

Исследователи из Гарвардского университета обнаружили, что по сообщениям в социальных сетях можно с довольно высокой точностью определить, страдает ли автор записей депрессией или другими психологическими синдромами, например посттравматическим стрессовым расстройством. Эксперимент с контрольной группой, проведенный в Twitter, показал, что точность этого метода достигает 90%.

Для того, чтобы определить позитивных и депрессивных пользователей, исследователи составили списки ключевых слов, которые с большей вероятностью можно обнаружить в записях тех и других — например, депрессивные люди куда реже используют «положительные» слова, такие как «счастливый», «пляж» и «фотография». При этом слова с негативной окраской — «смерть», «нет» и «никогда» появляются в их записях чаще.

Эксперимент был проведен на группе пользователей Twitter, в которой было 105 депрессивных людей и 99 простых смертных. Как оказалось, депрессию с помощью анализа твитов можно обнаружить за многие месяцы до того, как клинический диагноз будет поставлен врачом, сообщает Planet Today, причем результат был верен в 9 случаях из 10. Исследователи из Гарварда намерены провести дополнительные исследования, чтобы расширить применимость метода

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

Депрессия – болезнь или состояние души?

Ключевые слова: депрессия, заболевание, эмоциональные, физиологические, поведенческие, когнитивные проявления депрессии, подходы к лечению депрессии.

В быту мы часто слышим о расстроившемся, погруженном в проблемы человеке – «он в депрессии». Но депрессия ли это? Все же не надо путать характерное для каждого человека состояния переживания каких – то стрессов, обоснованной грусти, ситуационной тревоги, фрустрации. Часто человек сам спустя какое-то время справляется с этими состояниями сам или с небольшой помощью со стороны близких людей.

Депрессия — это заболевание.

Но вот настоящая депрессия ведет себя по-другому. Во-первых, это уже не состояние, а заболевание, психическое расстройство. И оно имеет определенные критерии, которые каждому надо знать, ибо последствия могут быть негативными, вплоть до суицида. Депрессия — это одно из самых частых заболеваний эмоциональной сферы современности. Депрессия занимает лидирующее место среди болезней, которые приводят к тяжёлым последствиям и инвалидизации. Каждый год 150 000 000 человек становятся инвалидами из-за депрессии. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия может стать самым распространённым заболеванием. [1]

Главное проявление депрессии — стойкое снижение и угнетение настроения, сопровождающееся снижением общего уровня активности. [4]Основные признаки депрессии были известны еще со времен Гиппократа. Тогда господствовала гуморальная теория депрессии, и она удивительным образом перекликается с современными представлениями о нейроэндокринных и медиаторных нарушениях при аффективных расстройствах. [5]

Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы расстройства.

  1. Неврастения (переутомление) – истощение нервной системы вызывает депрессию – эта причина депрессий наиболее распространённая.
  2. Недостаточность кровообращения головного мозга – самая распространённая причина депрессивных состояний во второй половине жизни.
  3. Хронические отравления (в том числе и алкоголем, наркотиками, некоторыми лекарствами).
  4. Климакс
  5. Черепно-мозговые травмы
  6. Инсульты
  7. Нерегулярная половая жизнь (в том числе её отсутствие).
  8. Недостаточность двигательной активности
  9. Гормональные заболевания
  10. Хронические заболевания внутренних органов
  11. Гиповитаминоз.
  12. Неправильный стиль жизни и питания.
  13. Врождённый дефект медиаторной системы – при этом состоянии депрессии возникают сами собой, без видимых причин.
  14. Нарушение баланса химических элементов мозга (нейротрансмиттеров);
  15. Прием определенных медикаментозных препаратов.
  16. Проблемы в работе эндокринной системы.
  17. Инфекционные заболевания.
  18. Некоторые длительно текущие хронические болезни. [2]

Следует учитывать, что на практике редко встречается депрессия, обусловленная одной причиной. Чаще всего выявляется коморбидность причин.

Смотрите так же:  Жилье больным шизофренией

Эмоциональные проявления депрессии.

При депрессии человек испытывает:

1. подавленное настроение, тоску, страдание, угнетенное состояние, отчаяние;

2. тревогу, ожидание беды, чувство психического напряжения;

5. снижение уверенности в себе, недовольство собой, снижение самооценки;

6. утрата или стойкое снижение способности испытывать удовольствие от разных видов деятельности;

7. снижение интереса от окружающей действительности.

8. появляется беспокойство о состоянии собственного здоровья, о судьбе близких и собственной несостоятельности. [3,4]

1. нарушение сна (бессонница и ночные ранние пробуждения);

2. изменение аппетита (его утрата или усиление);

3. нарушение моторики кишечника (запоры);

4. снижение сексуального влечения;

5. снижение энергетического тонуса: повышенная утомляемость при обычных нагрузках, чувство слабости, упадка сил;

6. боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в области сердца, желудка, шеи, спины и т. п. [4]

1. пассивность, трудности целенаправленной деятельности;

2. избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям);

3. отказ от развлечений;

4. алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение. [4]

  1. трудности сосредоточения, концентрации внимания;
    2 трудности принятия решений;
  2. преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, пессимистическое видение будущего, мысли о бессмысленности жизни;
  3. мысли о самоубийстве;
  4. наличие мыслей о собственной ненужности;
  5. замедленное мышлениe. [4]

Основные подходы к лечению депрессии.

  1. Соблюдение режима дня и условия работы.
  2. Полноценный отдых.
  3. Правильное питание.
  4. Физические нагрузки.
  5. Гипноз, медитация.
  6. Медикаментозное лечение.
  7. Психотерапия.
  8. Водные процедуры.
  9. Голодание, лишение сна.
  10. Шоковая терапия.

Для выявления депрессии нужно, чтобы часть перечисленных симптомов сохранялась не менее 2-х недель. Подтвержденные депрессивным состоянием психики люди имеют в два раза больше шансов погибнуть от других заболеваний. Вот почему депрессию необходимо вовремя выявлять и лечить!

PhD, к.пс.н. Рассохин Дмитрий Александрович клинический психолог,

аспирант Ковалева Наталья Юрьевна клинический психолог.

  1. URL: http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/393064.html
  2. URL: http://depressia.info/prichiny-depressiy/
  3. А. Менегетти П 86 Психосоматика/ Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. – 328с.
  4. Д.В. Ковпак, Л.Л. Третьяк. Депрессия. Диагностика и методы лечения. Техники релаксации. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 320 с. Серия «Зарубежные практические руководства по медицине» №6

5. Психиатрия. Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 485с.

Коррекция депрессивных состояний подростков средствами оборудования сенсорной комнаты

Аннотация. Статья посвящена вопросам коррекции депрессивных состояний подростков средствами оборудования сенсорной комнаты. В статье охарактеризованы способы проявления депрессивных состояний, методы и приемы коррекционной работы.
Ключевые слова: депрессивные состояния, сенсорная комната, коррекционные методы и приемы.

В подростковом возрасте наиболее активно происходит развитие и формирование личности, по своему содержанию он является переходным, переломным и критическим, в этот период осуществляется собой переход к взрослой жизни. Особенности протекания подросткового периода развития, несомненно, накладывают отпечаток на всю предстоящую жизнь. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка «рушится» множество негативных факторов, которые часто способствуют возникновению депрессивных состояний.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: субъективное переживание отрицательного эффекта; симптомы его выражаются в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма.

При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент – патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одного из проявлений которого – эмоциональные нарушения [4].

Систематика депрессий традиционно основывалась на нозологической классификации. Соответственно депрессии выделяли в рамках таких форм психических заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, психогении и др. (Тиганов А. С., 1999). При этом дифференциация осуществлялась в рамках классической этиологической и клинической дихотомии, определяющей эндогенный или экзогенный характер аффективных расстройств. В соответствии с клиническими особенностями аффективных синдромов определялись основные типы депрессий: простые — меланхолические, тревожные, апатические; сложные — депрессии с навязчивостями, с бредом. Среди классических признаков депрессии выделяли: чувство витальной тоски, первичное чувство вины, суицидальные проявления, нарушение суточного ритма. В современной классификации (МКБ-10) основное значение придается вариантам течения депрессии: единственный депрессивный эпизод, рекуррентная (повторяющаяся) депрессия, биполярное расстройство (смена депрессивных и маниакальных фаз), циклотимия, дистимия, а также выраженности депрессии: легкая, умеренная, тяжелая [6].

Традиционные психоаналитическая и психотерапевтическая теории предполагают, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношении с окружающими.

Одним из первых оснований исследований коэффициента распространения депрессии было исследование М. Раттера. Он наблюдал детей в период, предшествующий половому созреванию, и несколькими годами позже этих же детей-подростков. М. Раттер и другие (1976) обнаружили, что среди 2303 детей в возрасте 10-11 лет 13% испытывали подавленное настроение, а 9% были озабочены депрессивными темами. На собеседовании с подростками, когда им было14-15 лет, 40% заявили о смешанных чувствах стресса и депрессии, 20% вызвали чувства самоунижения, а 7 – 8% — суицидальные чувства. Коэффициент депрессии колеблется от 8,6 до 55,6%. Значимость и прогноз таких высоких показателей депрессии в многочисленных изучениях подростков не ясны. Некоторые исследования предполагают, что высокие коэффициенты появляются от того, что подростки заявляют и о переходящих симптомах депрессии, в отличии от взрослых. Другие исследователи предположили, что эти симптомы могут быть частью нормального развития. Дж. Е. Флеминг и Д. Р. Оффорд (1990) выявили, что коэффициенты распространения глубокой депрессии у подростков колеблются от 0,4 – 5,7% и 8,3% от коэффициента глубокой депрессии у всех возрастов [2].

Смотрите так же:  Как правильно бороться с стрессом

Факторы, связанные с подростковой депрессией: биологические переменные, коморбидность и снижение психосоциальной активности. Когда подросток впадает в глубокую депрессию, существует тенденция к тому, что она может повториться однажды или перейти в хроническую форму. Более того существуют значительные психосоциальные сложности, которые возникают на этой острой стадии, продолжаются после выздоровления и переходят во взрослую жизнь. Эти психосоциальные сложности или касаются межличностных отношений, или ведут к возникновению проблем в них. Подросток являющийся членом семьи, в истории которой были эмоциональные расстройства, и испытывающий межличностные трудности в общении, подвержен значительному риску испытать депрессию. Эти проблемы требуют психосоциального вмешательства для работы с подростковой депрессией, независимо оттого, какова биологическая основа и генетика депрессии [2].

Эмоциональное состояние подростка теснейшим образом связано с ключевыми характеристиками возраста: социальной ситуацией развития, деятельностью ребенка, новообразованиями в сфере сознания и личности. Это означает, что для понимания закономерностей возникновения депрессивности в подростковом возрасте необходимо учитывать вышеперечисленные взаимосвязанные характеристики реальной и конкретной жизнедеятельности современного подростка.

В зарубежной литературе методический инструментарий для исследования депрессивности подростка должен затрагивать основные сферы жизнедеятельности подростка, которые конституируют социальную ситуацию его развития. Это относится к субъективно воспринимаемому подростком (а не родителями) характеру отношений с родителями, стилю родительского поведения, а также к наиболее положительно или отрицательно значимым для подростка жизненным событиям [4].

Практически в любом школьном коллективе есть один или несколько детей, подвергающихся насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Систематическое пребывание в такой травмирующей ситуации может приводить к снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы, делинквентному поведению, появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств, повышение суицидного риска.

За рубежом проблеме буллинга уделяют существенно внимание. Данные по распространенности буллинга очень различаются. Число детей подвергавшихся буллингу составляют от 10 до 25% (2001). Другие исследования приводят данные, согласно которым около 40% детей подвергались буллингу.

Отечественных исследований этого явления мало, хотя в нашей стране оно также распространено. Исследование В. С. Собкина, М. М. Смысловой (2012г) показывает, что регулярному физическому и/или психологическому насилию подвергались 0,7 до 4% московских старшеклассников, а эпизодическому психологическому насилию – до 46% старшеклассников.

Зарубежные исследования показывают, что жертвы буллинга склонны к развитию низкой самооценки, появлений симптомов депрессии и тревожных расстройств, суицидальных мыслей и намерений [1].

Так же депрессия проявляется в угнетенном состоянии, страхах, апатии, тоске. Подростковый возраст более подвержен этим состояниям, жизненный промежуток от 12 до 18 – 25 лет. Депрессивные расстройства обостряются в основном в период 14-16 лет. Учителя, родители обучают правилам «хорошего тона», соблюдению иерархии «старшие – младшие», аппелируют к нравственным законам, но часто бесполезно. Депрессивные состояния подростков могут проявляться в неуправляемости детей, невозможности «подправить» их поведение. Все попытки вразумить ребенка оказываются тщетными. Он словно не понимает, что от него хотят. Нарастание конфликта «отцов и детей» приводит к физической агрессии.

Качественно иной уровень психологического расстройства проявляется не вследствие «нарастания» предшествующих симптомов, а в результате какого-то «случайного» шага. Депрессия может перерасти в агрессию. При лечении и общении с молодыми людьми очень важно не диктовать, а приводить их самих к правильным решениям. И не упустить время, когда активизация собственных душевных сил еще способна помочь в излечении недуга [3].

В таблице 1 мы охарактеризуем методы, выделенные нами в исследовании С. В. Солдатовой [5], которые может использовать специалист в работе с детьми и подростками, испытывающими депрессивные состояния.

Методы и приемы работы с депрессивными подростками

Потепление в Северной Америке связали с депрессией и суицидами

Аномально высокие среднемесячные температуры в США и Мексике оказались связаны с небольшим приростом числа суицидов и таким же небольшим снижением психологического благополучия. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature Climate Change.

Глобальное изменение климата и сопутствующие ему процессы сказываются на здоровье людей напрямую, когда, например, экстремальные погодные явления приводят к росту смертности (так было в Москве в 2010 году, когда жара и загрязнение воздуха от природных пожаров вызвали не менее 11 тысяч преждевременных смертей, в основном у пожилых людей). Кроме того, меняющийся климат помогает переносчикам опасных заболеваний распространяться на новые территории. Ученые предполагают, что изменение климата влияет и на психическое здоровье людей, однако эта связь пока плохо изучена.

Маршалл Берк (Marshall Burke) из Стэнфордского университета и его коллеги сопоставили данные о количестве суицидов по округам США в 1968-2004 годах с данными по дневной и месячной температуре воздуха в этих же округах. Аналогичным образом они сопоставили данные для мексиканских муниципалитетов в 1990-2010 годах. По оценкам, которые приводят авторы в статье, на США и Мексику приходится около семи процентов самоубийств в мире.

Группа Берка подсчитала, что увеличение среднемесячной температуры воздуха на один градус Цельсия при прочих равных приводит к приросту ежемесячного числа самоубийств на 0,68 процента в США и на 2,1 процента в Мексике. С учетом средней изменчивости температуры в США ученые получили, что в самые жаркие месяцы в истории наблюдений число суицидов возрастало на два процента. Найденный эффект не зависит от географического и экономического положения округа или муниципалитета и не меняется со временем (что могло бы говорить об адаптации). При этом авторы отмечают, что температуры ниже средних не приводят к росту смертности от самоубийств, тогда как для общей смертности от всех причин низкие температуры столь же важны, как и высокие.

Смотрите так же:  Боязнь попасть

Влияние колебаний температуры на количество самоубийств в США и Мексике.

Burke et al. 2018. DOI: 10.1038/s41558-018-0222-x

Чтобы оценить долгосрочные последствия изменения климата для психического здоровья, авторы статьи рассмотрели наиболее экстремальный сценарий развития событий, при котором человечество не делает ничего для борьбы с антропогенным изменением климата, а средняя температура в США и Мексике к середине столетия возрастает на 2-2,5 градуса по сравнению с 2000 годом. При этом сценарии до 2050 года потепление приведет к дополнительным суицидам в двух странах, число которых может составить от 8,9 до 39 тысяч. Это изменение, по словам ученых, по своим масштабам сопоставимо с эффектом от экономических спадов, и фактически нейтрализует результаты работы программ по борьбе с суицидами и ограничений доступности огнестрельного оружия — таким образом, климат тоже становится значимым фактором, влияющим на количество самоубийств.

Ранее Росгидромет во втором оценочном докладе об изменении климата в разделе о психическом здоровье также писал, что во время жары 2010 года в Москве число суицидов выросло в два раза — авторы доклада предполагают, что механизмом воздействия температуры может быть, в частности, подавление активности центральной нервной системы. Кроме того, в докладе отмечается связь между температурой воздуха летом и числом случаев алкогольных психозов, выявленная в Москве, Екатеринбурге и других городах.

Тема для общения может быть практически любой. Робот с точностью в 80 процентов проанализирует слова человека и выдаст ответ, есть психическое расстройство или нет. Как машина способна так точно поставить диагноз? Она анализирует ключевые слова-«маркеры», характерные для человека в депрессии. Например, «хуже» или «грустно». Кроме того учитывается понижающаяся интонация, длинные паузы между словами, монотонность речи и ее темп.

Эксперименты показали: для постановки диагноза роботу нужно от человека в среднем семь письменных ответов на произвольные вопросы. Или же около тридцати произнесенных фраз. По словам американских ученых, новая разработка может быть встроена в мобильное приложение, которое будет анализировать речь и при необходимости предупреждать владельца гаджета: «Ты на грани, покажись специалисту».

Алексей Данилов, завкафедрой нервных болезней Сеченовского университета, руководитель проекта «Экология мозга»:

— В ближайшем будущем автоматические помощники, искусственные системы оценки человеческого поведения станут неотъемлемой частью нашей жизни. Например, уже есть разработки, позволяющие автомобилю контролировать состояние водителя. Если он начал засыпать за рулем, система посылает предупреждающий вибросигнал.

Что касается медицины, то тут мы еще в начале пути. Появляются сложные и «умные» системы, способные обрабатывать большое количество данных. Они уже могут в рамках эксперимента помогать врачу в оценке состояния пациента. Думаю, уже через 5-7 лет подобные системы будут очень тонко настроены и станут востребованными повсеместно. Почему? Вот цифры: от депрессии в мире страдают 300 миллионов человек.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]