Коды умственной отсталости

Коды умственной отсталости

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

3156 дн. с момента
открытия on-line центра

8. Международная классификация болезней (МКБ-10)

Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе I) рекомендуется использовать следующие рубрики:

  • F-70 — УО легкой степени;
  • F-71 — УО умеренная;
  • F-72 — УО тяжелая;
  • F-73 — УО глубокая.

Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

  • F7x. 0 —
    с указанием на отсутствие или
    слабую выраженность нарушения поведения;
  • F7x. 1 —
    значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
  • F7x. 8 — другие нарушения поведения;
  • F7x. 9 — без указаний на нарушение поведения;
    если известна этиология умственной отсталости,
    то следует использовать дополнительный пятый знак;
  • F7x. x1 — обусловленная предшествующей инфекцией
    или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями,
    такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз;
    постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит;
    интоксикациями, такими как токсикоз беременности,
    желтуха, свинцовое отравление);
  • F7x. x2 — обусловленная предшествующей травмой
    или физическим агентом (например: механическая травма
    или гипоксия (асфиксия) при родах;
    постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить
    процесс формирования интеллектуального снижения);
  • F7x. хЗ — обусловленная фенилкетонурией;
  • F7x. x4 — связанная с хромосомными нарушениями
    (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера,
    другие хромосомные болезни);
  • F7x. x5 — обусловленная гипертиреозом;
  • F7x. хб — обусловленная гипотиреозом;
  • F7x. x7 — связанная с недоношенностью
    (недоношенность без упоминания
    о другом патологическом состоянии);
  • F7x. x8 — обусловленная другими уточненными причинами
    (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания,
    такими как врожденная аномалия головного мозга,
    краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);
  • F7x. x9 — обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Ниже приводятся возможные формулировки диагнозов на примере легкой умственной отсталости с использованием соответствующих кодов. Аналогично могут быть построены диагнозы при более тяжелых степенях умственной отсталости.

  • F70.0 — Умственная отсталость легкой степени с указанием
    на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения:
    • F70.01 — . обусловленная предшествующей
      инфекцией или интоксикацией.
    • F70.02 — . обусловленная предшествующей
      травмой или физическим агентом.
    • F70.03 — . обусловленная фенилкетонурией.
    • F70.04 — . связанная с хромосомными нарушениями.
    • F70.05 — . обусловленная гапертиреозом.
    • F70.06 — . обусловленная гипотиреозом.
    • F70.07 — . связанная с недоношенностью.
    • F70.08 — . обусловленная другими
      уточненными причинами.
    • F70.09 — . обусловленная неуточненными причинами.

  • F70.1 — Умственная отсталость легкой степени
    со значительными нарушениями поведения,
    требующими ухода и лечения:
    • F70.11 — . обусловленная предшествующей инфекцией
      или интоксикацией и т. д.

В заключение следует сказать,
что не существует ранее описанного в учебниках
«некоего абстрактного умственно отсталого» человека.
Это обобщенное клиническое понятие не позволяет
врачам дифференцированно изучать особенности этиологии,
патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение;
психологам и педагогам — находить своеобразие структуры
психических нарушений и соответственно подбирать
коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия
к каждому умственно отсталому.
Кроме того, как показывает клиническая практика,
в происхождении умственной отсталости
редко повинны только психологические или
только одиночные биологические вредности,
чаще либо все эти факторы действуют совместно,
либо биологические факторы оказываются множественными.

В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.

Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)

Материал опубликован 16 апреля 2015 в 13:07.
Обновлён 11 декабря 2015 в 12:02.

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 февраля 2015 г. Регистрационный N 36150)

Категория возрастная: дети
Пол: любой
Фаза: любая
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 3
Код по МКБ X *
Нозологические единицы
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.5 Синдром Аспергера

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2012 г. Регистрационный № 26151)

Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: все
Фаза: обострение
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: неотложная, плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 10
Код по МКБ X *(1)
Нозологические
F10.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением алкоголя
F11.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением опиоидов
F12.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением каннабиоидов
F13.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением седативных или снотворных веществ
F14.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением кокаина
F15.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением других стимуляторов, включая кофеин
F16.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением галлюциногенов
F18.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением летучих растворителей
F19.3 Абстинентное состояние, вызванное одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2012 г. Регистрационный № 26150)
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: все
Фаза: любая
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: неотложная, плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X *(1)
Нозологические единицы
F10.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением алкоголя
F11.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением опиоидов
F12.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением каннабиоидов
F13.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением седативных или снотворных веществ
F14.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением кокаина
F15.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением других стимуляторов, включая кофеин
F16.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением галлюциногенов
F18.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением летучих растворителей
F19.6 Амнестический синдром, вызванный одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2012 г. Регистрационный № 26149)
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: все
Фаза: обострение
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: экстренная, неотложная
Средние сроки лечения (количество дней): 5
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F10.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением алкоголя
F11.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением опиоидов
F12.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением каннабиоидов
F13.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением седативных или снотворных веществ
F14.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением кокаина
F15.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением других стимуляторов, включая кофеин
F19.0 Острая интоксикация, вызванная одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 132н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2012 г. Регистрационный № 26163)
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: все
Фаза: обострение
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: неотложная, плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 10
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F10.1 Пагубное употребление алкоголя
F11.1 Пагубное употребление опиоидов
F12.1 Пагубное употребление каннабиоидов
F13.1 Пагубное употребление седативных или снотворных веществ
F14.1 Пагубное употребление кокаина
F15.1 Пагубное употребление других стимуляторов, включая кофеин
F16.1 Пагубное употребление галлюциногенов
F18.1 Пагубное употребление летучих растворителей
F19.1 Пагубное одновременное употребление нескольких наркотических средств и других психоактивных веществ

Смотрите так же:  Пост стресс это

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2012 г. Регистрационный № 26147)
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: все
Фаза: становление ремиссии
Стадия: любая
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: неотложная, плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F10.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя
F11.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением опиоидов
F12.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением каннабиоидов
F13.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением седативных или снотворных веществ
F 14.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением кокаина
F15.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением других стимуляторов, включая кофеин
F16.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением галлюциногенов
F18.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением летучих растворителей
F19.2 Синдром зависимости, вызванный одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2013 г. Регистрационный № 27348)

Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F40.1 Социальные фобии

( Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 марта 2013 г. Регистрационный № 27642 )

Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: декомпенсация
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 30
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F60 Специфические расстройства личности

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2013 г. Регистрационный № 27828)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 30
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F30.0 Гипомания

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15марта 2013 г. Регистрационный № 27706)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: первый эпизод: рецидив
Стадия: средней степени тяжести; легкой степени тяжести
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод легкой или умеренной депрессии
F32.0 Депрессивный эпизод легкой степени
F32.1 Депрессивный эпизод средней степени
F33.0 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод легкой степени
F33.1 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод средней степени
F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1222н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при болезни Альцгеймера в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г. Регистрационный № 27294)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: деменция при болезни Альцгеймера
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ Х *(1)
Нозологические единицы
F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом (G30.0+)
F00.1 Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом (G30.1+)
F00.2 Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа (G30.8+)

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1221н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при расстройствах половой идентификации в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

( Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2013 г. Регистрационный № 27675 )
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: декомпенсация
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X*(1)
F64.0 Транссексуализм
Нозологические единицы
F64.8 Другое расстройство половой идентификации
F64.9 Расстройство половой идентификации неуточненное

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1223н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, посттравматическом стрессовом расстройстве в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2013 г. Регистрационный № 27788)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная медицинская помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1224н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, паническом расстройстве, агорафобии в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2013 г. Регистрационный № 27406)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F41.0 Паническое расстройство [эпизодическая пароксизмальная тревожность]
F40.0 Агорафобия

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2013 г. Регистрационный № 27321)

Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 90
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство
F45 Соматоформные расстройства

( Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2013 г. Регистрационный № 27603 )
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: ремиссия
Стадия: любой степени тяжести
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 30
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F31.7 Биполярное аффективное расстройство, текущая ремиссия
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1231н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при умственной отсталости в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2013 г. Регистрационный № 27814)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая
F73 Умственная отсталость глубокая
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточненная

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2013 г. Регистрационный № 27333)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: любая
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F02.8 Деменция при других уточненных болезнях, классифицированных в других рубриках

Смотрите так же:  Концепции возникновения психосоматических расстройств

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 февраля 2013 г. Регистрационный № 27213)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: нет
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X *(1)
Нозологические единицы
F06.0 Органический галлюциноз
F06.2 Органическое бредовое [шизофреноподобное] расстройство.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 1517н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г. Регистрационный № 27768)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: нет
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X *(1)
Нозологические единицы
F06.3 Органические расстройства настроения [аффективные]
F06.4 Органическое тревожное расстройство

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1220н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, деменции в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета)»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г. Регистрационный №27305)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: нет
Стадия: нет
Осложнения: вне зависимости от осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30)
F01 Сосудистая деменция
F02 Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках
F03 Деменция неуточненная
F04 Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1621н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, деменции при других болезнях, классифицированных в других рубриках»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2013 г. Регистрационный № 28045)
Категория возрастная: взрослые
Пол: любой
Фаза: любая
Стадия: любая
Осложнения: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Средние сроки лечения (количество дней): 365
Код по МКБ X*(1)
Нозологические единицы
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30.-+)
F01 Сосудистая деменция
F02 Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках
F03 Деменция неуточненная
F04 Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами

Образец СИПР для детей с умственной отсталостью

С целью реализации положений ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, утвержденных приказом Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 г., принципиально важно обеспечить формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья базовых компетенций, что можно достигнуть посредством персонализации учебной деятельности. СИПР для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью — специальная индивидуальная программа развития, спроектированная с учетом психофизических возможностей конкретного учащегося — позволяет гарантировать последовательное и гармоничное развитие ребенка с особыми потребностями и гарантировать достижение особых образовательных результатов.

Практика организации учебной деятельности согласно СИПР способствует:

  • приобретению школьником с множественными отклонениями развития жизненно важных компетенций;
  • формированию способности к самостоятельному решению повседневных задач;
  • созданию оптимальных условий для накопления положительного социального опыта.

полезная информация по теме:

Почему разработка СИПР целесообразна в условиях вариативности АООП?

С переходом на ФГОС нового поколения, новеллой которого стало закрепление вариативности АООП, обучение детей с умственной отсталостью в общеобразовательной школе стало строиться с учетом актуального психофизического состояния и разработкой СИПР. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены четыре варианта требований к структуре адаптированных образовательных программ:

  1. Ребенок с ОВЗ к концу обучения, реализуемого с применением особых педагогических и организационных методик, полностью достигает стандартных программных результатов в те же сроки, что и дети, не нуждающиеся в создании особых образовательных условий.
  2. Обучающийся достигает образовательных достижений, соответствующих общепринятым стандартам, в пролонгированные сроки. Второй вариант АООП, наравне с первым, преимущественно актуален для слабовидящих, слабослышащих и позднооглохших детей, школьников с НОДА.
  3. Учащийся, имеющий дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения достигает результатов, показатели которых не могут быть соотнесены с содержанием типовых образовательных достижений. Работа по третьему варианту АООП целесообразна со слепыми, глухими детьми, обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость. Школьник с ОВЗ, страдающий от множественных патологий развития, в границах пролонгированных сроков получает образование, показатели которого не могут быть соотнесены с итоговыми достижениями сверстников.

Исходя из вышесказанного, обучение детей с интеллектуальной дисфункцией умеренной, тяжелой или глубокой формы выраженности может строиться исключительно на основе четвертого (или частично третьего, если это соответствует выводам ПМПК) вариантов АООП, содержание которых, вместе с тем, не в полной мере соответствует потребностям конкретного ребенка. В свете этого составление СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью, обучающихся на дому, позволяет наиболее полно обеспечить максимальную индивидуализацию обучения, особенно если речь идет о школьнике с множественными патологиями развития.

Консультирует Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466, к. психол. н.

Что такое СИПР для детей с умственной отсталостью?

Для детей с умственной отсталостью характерны проявления замкнутости, отчужденности, неготовности идти на контакт, а также признаки скрытой агрессии. Ввиду коммуникативной дисфункции, обусловленной поражениями головного мозга, таким детям сложно заявлять о своих потребностях и желаниях, что приводит к повышенной эмоциональной истощаемости, неспособности к социальной адаптации. Оценивания совокупность регулятивных, коммуникативных и регулятивных нарушений, специалисты из ПМПК рекомендуют организацию обучающихся с умственной отсталостью по одному из двух вариантов СИПР:

  • Вариант 1 — программы для школьников со слабо выраженной интеллектуальной отсталостью, работа по которым возможна при условии отсутствия в анамнезе других патологий развития.
  • Вариант 2 — программы, разработанные для учащихся с умеренной, глубокой или тяжелой формой умственной отсталости, либо для детей, страдающий от интеллектуальной дисфункции на фоне других ограниченных возможностей здоровья.

Обучение детей с множественными нарушениями развития возможно только по СИПР. Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что СИПР для детей с умственной отсталостью, скачать которую можно по ссылке, представляет собой разработку, нацеленную на решение комплекса коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных и организационных задач через формирование жизненно необходимых компетенций, создание предпосылок для самостоятельной деятельности и социальной адаптации в будущем.

Как составить СИПР для детей с умственной отсталостью

Своеобразие психофизического развития детей с интеллектуальной дисфункцией разной степени выраженности определяет специфику их образовательных потребностей, которые должны быть в полной мере отражены в специальной индивидуально программе развития.

Вопрос о том, как составить СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью, возникает уже на этапе приема в образовательную организацию обучающегося с множественными патологиями развития. Зачисление ребенка с особыми образовательными потребностями в ОУ, реализующую соответствующие варианты АООП, осуществляется на основании заявления родителей, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации (актуально для детей с инвалидностью). Вместе с тем создание специальных образовательных условий и проектирование СИПР не может быть выполнено исключительно на основании этих данных, что и обуславливает право образовательной организации запрашивать дополнительные выписки и документации (если такие имеются), позволяющие составить наиболее полное представление о типичном поведении и образовательных потребностях ребенка с интеллектуальной дисфункцией.

Разработка СИПР для умственно отсталых школьников осуществляется на основании варианта АООП, соответствующего рекомендациям ПМПК. Программа составляется на ограниченный период времени (как правило, на один год) всеми специалистами, которые будут принимать участие в ее реализации — ответственными педагогами при участии школьного логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога, медицинского работника и, наконец, родителями учащегося.

Смотрите так же:  Речевые нарушения детей с аутизмом

Структура СИПР для умственно отсталых детей по ФГОС

Характеристика составляется в начале или конце учебного года, включает следующие данные:

  1. Сведения о семье (социально-бытовые условия, внутрисемейные отношения).
  2. Показатели психофизического здоровья, коммуникативного, двигательного и сенсорного развития — ключевые показатели, определяющие содержание СИПР на ребенка с умеренной, глубокой или тяжелой умственной отсталостью.
  3. Описание поведенческих и эмоциональных реакций.
  4. Уровень сформированности познавательных процессов — внимание, памяти, восприятия.
  5. Показатели экспрессивной и импрессивной речи.
  6. Сформированность социально значимых навыков — способности к коммуникации, игровой деятельности, уровень представлений об окружающем мире, математических представлений, способность к ведению предметно-практической деятельности.
  7. Потребность в уходе и присмотре (при осуществлении гигиенических процедур, приеме пищи, одевании-раздевании), в том числе с целью предупреждения опасных и деструктивных ситуаций.

В эту программу включаются:

  • консультации по вопросам психолого-педагогической помощи ученику;
  • участие родственников в разработке специальной программы;
  • согласование единых подходов к воспитанию и развитию ребенка с УО в условиях дома и школы;
  • создание предметно-развивающей среды в домашних условиях;
  • общение родителей со специалистами посредством телефона, интернета.

В СИПР для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью могут быть включены следующие технические средства:

  • подъемник, вертикализатор;
  • ортопедическое кресло, кресло-коляска;
  • игрушки со звуковыми и световыми эффектами;
  • гимнастический мяч, коврики;
  • средства для фиксации конечностей и головы.

Примерная СИПР для детей с умственной отсталостью

Работа по созданию и реализации специальных индивидуальных программ развития во многих школах традиционно осуществляется в несколько этапов. В свете этого особенно важно выделить порядок проектирования СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью, изучающих программу 1 класса на дому ввиду важности разработки эффективной системы, которая позволит первокласснику с интеллектуальной дисфункцией последовательно развивать жизненно необходимые компетенции из года в год.

В рамках подготовки к очередному учебному году, в конце августа, целесообразно осуществить сбор сведений о детях, нуждающихся в создании особых образовательных условий из-за множественных нарушений развития. В первые недели сентября проводиться заседание консилиума специалистов, в ходе которого профильные педагоги совместно с медперсоналом, логопедом, психологом выполняют разработку индивидуальных учебных планов и последующее проектирование СИПР на основе выбранного варианта АООП. Если в числе рассмотренных случаев удалось выделить учеников со схожими образовательными целями, школа может сформировать группу, работающих, например, по СИПР для 1 класса для детей с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) в составе мини-групп.

Ввиду того, что в числе детей с интеллектуальной отсталостью умеренной, тяжелой и глубокой степени выраженности выделяют три типологические группы —

  • дети, не способные передвигаться самостоятельно из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата и нуждающиеся в физической помощи взрослых;
  • дети с выраженными поведенческими проблемами, для которых характерна самоагрессия, стереотипия, крикливость (нуждаются в постоянном сопровождении);
  • дети, страдающие от сенсорных нарушений, приступов эпилепсии, соматических проявлений, обуславливающих необходимость создания специальных образовательных условий —

при комплектовании мини-групп в коррекционный класс допускается включать не более 2 учеников из первой группы, 1 ученика — из второй и 2-3 обучающихся из третий. При условии увеличения количества учеников 1 класса, осваивающих 2 вариант СИПР для умственно отсталых, число вспомогательного персонала следует увеличить из расчета не менее 4 сопровождающих на группу из 10 детей.

Возвращаясь к этапам реализации специальной индивидуальной программы развития, следует отметить, что непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая согласно программной разработке ведется с сентября по декабрь, после чего осуществляет диагностика успешности, при необходимости — корректировка программы. С января по май педагогическая деятельность продолжается с обязательной контрольным оцениванием достижений в конце учебного года и разработкой рекомендаций по составлению СИПР для детей с легкой или тяжелой умственной отсталостью, которые будут изучать программу 2 класса на дому или в школе.

Следует отметить, что персональное оценивание детей с интеллектуальной дисфункцией осуществляется посредством применения описательных оценок, отражающих показатели освоения СИПР. Целесообразно отдельно оценивать успешность освоения содержания программного курса, показатели учебного прогресса по каждому отдельному предмету, а также личностные результаты образовательной работы. Анализируя учебные достижения ребенка с умственной отсталостью, целесообразно применять качественные критерии, например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по алгоритму», «действие не выполняет» и прочие показатели оценочных действий.

Организация внеурочной деятельности по СИПР и сотрудничество с родителями

При разработке СИПР — специальной индивидуальной программы развития — для детей с умственной отсталостью стоит предварительно утончить, какие внеурочные занятия сможет посещать учащийся в сопровождении родителей или тьютора. Участие школьников с интеллектуальной дисфункцией во внеурочной работе является добровольной инициативой, но школа обязана обеспечить возможность посещения занятий с учетом интересов учащихся и запросов родителей. При этом ребенок с особыми образовательными потребностями может быть как участником внеурочной активности, так и наблюдателем.

Детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется привлекать ко внеурочным занятиям ручному труду, участие в которых позволяет скорректировать ручную моторику, создать предпосылки для самостоятельной трудовой деятельности в будущем. Если школьники с тяжелой интеллектуальной дисфункцией по каким-то причинам не готовы или не могут посещать дополнительные занятия, можно приглашать на них родителей, которые, овладев приемами трудовой работы, смогут обучить их ребенку в непринужденной домашней обстановке.

Выполнение положений СИПР для детей с умеренной, тяжелой или глубокой формой умственной отсталости не может быть эффективной без систематического взаимодействия педагогов с семьей учащегося. Чтобы обеспечить реализацию права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, педагогам следует не только оценить ресурсный потенциал семьи через личное знакомство и изучение внутрисемейных отношений, но и способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Этого можно добиться посредством регулярной организации индивидуальных бесед, проведения тематических консультаций, домашним визитированием, информированием о программах целевой государственной поддержки.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Другие статьи

  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
  • Лечение дефицита внимания у детей Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - признаки, лечение Что такое Синдром дефицита внимания и геперактивности (СДВГ). Синдром дефицита внимания и гиперактивности является общим условием, что влияет на детей и подростков и может продолжаться у некоторых […]
  • Сколько часов в сутки спит 6 месячный ребенок Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам Содержание статьи: Одним из важнейших вопросов для мам всегда является режим сна новорожденного. Мы расскажем вам о том, сколько нужно спать детям до года, а также объясним, когда бить тревогу и […]